Индийский опыт стимулирования развития экономики: программа «Делай в Индии»
Индийский опыт стимулирования развития экономики: программа «Делай в Индии»
Аннотация
Код статьи
S032150750007657-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ревенко Лилия Сергеевна 
Должность: Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н.Ливенцева МГИМО-Университета МИД России
Аффилиация: МГИМО-Университет МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Ревенко Николай Сергеевич
Должность: Ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
49-56
Аннотация

В статье анализируется программа «Делай в Индии». Особое внимание уделено целям программы и мерам стимулирования притока инвестиций в ключевые отрасли. Отмечено, что объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) существенно вырос, но результат оказался ниже ожидаемого под влиянием как объективных (нехватка электроэнергии и квалифицированного персонала, недостаточно развитая транспортная инфраструктура), так и субъективных (сложное законодательство, сложности взаимодействия с госорганизациями, конфликты с профсоюзами) факторов.

Ключевые слова
«Делай в Индии», развитие экономики, стимулирование ПИИ
Классификатор
Дата публикации
13.12.2019
Всего подписок
75
Всего просмотров
3243
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Стимулирование экономического роста на национальном уровне в последнее десятилетие все чаще осуществляется через реализацию программ формата «Сделано в…» или «Делай в…», которые различаются в зависимости от местной специфики и поставленных задач.
2 Реализация программ такого формата достигается с использованием широкого спектра мер. Среди них следует отметить создание условий для притока финансов из-за рубежа, снижение и даже отмену отдельных налогов, государственное финансирование исследований и разработок инновационных продуктов и страхование части расходов на их проведение, государственная поддержка экспортного производства, стимулирование предоставления коммерческих кредитов на льготных условиях, страхование валютных и политических рисков при осуществлении экспорта, девальвация национальной валюты для повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке, замораживание внутренних цен на электроэнергию, топливо и отдельные товары, введение преференций для товаров местного производства при осуществлении госзакупок и ограничений на импорт ряда товаров, пересмотр двусторонних торговых соглашений, стимулирование приема на работу своих граждан.
3 В качестве примера усилий по стимулированию экономики можно привести несколько законодательных актов США, направленных на увеличение потребления продукции национального производства, экспорта и занятости. Последним из них стал указ Д.Трампа «Покупай американское и найми американца» от 17 апреля 2017 г. [1]. В КНР с 2015 г. реализуется стратегия «Сделано в Китае 2025». В России в 2014 г. принята госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [2], включающая 9 подпрограмм и федеральную целевую программу уничтожения запасов химоружия.
4 В Индии с 2015 г. идет выполнение программы «Делай в Индии».
5

ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ИНДИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI вв.

6 Программа «Делай в Индии» (Make in India) является логичным продолжением широкомасштабной экономической либерализации страны, начатой в 1991-1992 гг. правительством Нарасимхи Рао в условиях острого финансового кризиса. Действовавшая до этого государственная система лицензирования1 вызывала массу нареканий со стороны представителей бизнеса, полагавших, что она выгодна лишь монополиям, разрушает предпринимательство, здоровую конкуренцию и сдерживает экономический рост [3, рp. 103-104].
1. На создание и расширение бизнеса, проведение экспортно-импортных операций было необходимо получать разрешение государства (прим. авт.).
7 Среди положительных результатов этой либерализации следует отметить существенное укрепление позиций индийских ТНК на внешнем рынке, в т.ч. в развитых государствах. Из страны, в которой в течение десятилетий доминировали британские финансы, Индия превратилась в экспортера капитала. Если в 2000 г. объем накопленных за границей индийских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил $1,73 млрд, то в 2010 г. – $96,90 млрд, а в 2017 г. - $155,34 млрд [4, р. 190].
8 Большие усилия прилагались для стимулирования частных зарубежных капиталовложений в Индию в целях ускорения экономического развития страны, получения доступа к современным технологиям и повышения конкурентоспособности продукции индийских производителей на национальном и мировом рынках. Их результатом стало увеличение в 12,6 раза за 10 лет объема накопленных в Индии ПИИ ($16,34 млрд в 2000 г., $205,58 млрд в 2010 г.) [4, р. 190].
9 Для привлечения финансовых ресурсов использовались и продолжают использоваться 3 схемы: NR(E)RANon-Resident (External) Rupee Accounts, позволяющая размещать средства в рупиях на сберегательных и срочных счетах с правом полной репатриации средств (основной суммы вклада и начисленных процентов); NRONonResident Ordinary, предусматривающая возможность размещения средств в рупиях на нерепатриируемых сберегательных банковских счетах и срочных депозитах; и наиболее успешная FCNR(B)Foreign Currency Non-Resident (Banks) Accounts, позволяющая осуществлять вложения в иностранной валюте [5, с. 245-249].
10 К маю 2014 г., когда на выборах победила Индийская народная партия (Бхаратия джаната парти) во главе с Н.Моди, лозунг которой «Национализм – наше вдохновение. Развитие и хорошее управление – наша цель», темпы экономического роста страны снизились (в 2013-2014 финансовом году прирост ВВП составил 4,7% по сравнению со среднегодовыми 7-8% в предыдущие годы) [6], обострилось социально-экономическое неравенство. Это потребовало корректировки экономической политики. Выступая 15 августа 2014 г. по случаю Дня независимости, премьер-министр заявил: «Я хочу обратиться к людям во всем мире... Приезжайте, производите в Индии. Продавайте где угодно, но производите здесь» [7, с. 2].
11

ПРОГРАММА «ДЕЛАЙ В ИНДИИ»

12 Программа экономического развития страны «Make in India» («Делай в Индии»), логотипом которого стал лев из шестеренок, символизирующие соответственно силу и мощь и интегральную роль производства в XXI в., была обнародована 25 сентября 2014 г.
13 Ее заявленная цель – превратить Индию в мировой центр дизайна и производства. «Мы, – заявил Н. Моди, – создадим инфраструктуру мирового класса, которая очень нужна Индии для ускорения роста и отвечает насущным потребностям людей. Мы сделаем наши города и населенные пункты пригодными для жизни, устойчивыми и умными; и мы сделаем наши деревни новыми двигателями экономического преобразования» [8]. По заявлению министра тяжелой промышленности и государственных предприятий Ш.А.Джеета, «Делай в Индии» означает производство в Индии на уровне мировых стандартовкачества, и для выполнения этой задачи «необходимы значительные капитальные и технологические инвестиции» [9].
14

Логотип программы «Делай в Индии».

15

Источник: ‘Make-In-India’s’ Symbol is a Lion Made of Cogs – http://www.ndtv.com/india-news/make-in-make-inindias-symbol-is-a-lion-made-of-cogs-670827 (accessed 12.08.2019)

16 В рамках этой программы, осуществляемой под руководством министерства промышленной политики и развития, предусмотрен ряд мер, нацеленных на привлечение в Индию ПИИ, стимулирование инноваций, повышение уровня защиты прав интеллектуальной собственности и создание новых рабочих мест. Одна из важнейших поставленных задач – повысить к 2025 г. долю производственного сектора в ВВП с 15% до 25% [6].
17 Сферы экономики, развитию которых уделяется особое внимание, – авиастроение, оборонная, автомобильная и химическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), фармацевтика и туризм.
18 Программой предусмотрены открытие многих секторов экономики для иностранных капиталовложений и применение разных режимов инвестирования. В отношении большинства отраслей используется обычный режим, т.е. для капиталовложений (до 100%) инвестору нет необходимости получать специальное разрешение со стороны правительственных органов.
19 Такими сферами являются: сельское хозяйство и животноводство, авиатранспортные услуги, аэропортовое хозяйство, автомобильная, химическая, текстильная и ювелирная промышленность, биотехнологии, добыча угля, электронная торговля, электронные системы, здравоохранение, создание промышленных парков, управление технологическими процессами, нефтегазовый сектор, тепловая энергетика, портовое хозяйство, морское судоходство, железнодорожная инфраструктура, туризм и др.
20 Инвестирование в компании, действующие в секторах ценных бумаг, страхования, пенсионного обеспечения, нефтепереработки и обмена электроэнергией, осуществляется также с использованием обычного режима, но максимально разрешенная доля капиталовложений составляет 49%, а медицинского оборудования – до 100%.
21 Другой режим – с участием государственных регуляторов. Заявки на инвестирование в сферы, в отношении которых он применяется, на сумму менее $770 млн рассматриваются отраслевыми министерствами после консультаций с министерством промышленной политики и развития; более $770 млн – правительственным комитетом по экономическим вопросам, а в оборонную промышленность – правительственным комитетом по безопасности.
22 При этом установлена максимально допустимая доля иностранного капитала: до 20% – в банковском секторе, до 26% – в печатных СМИ, до 51% – в розничной торговле, до 100% – в инвестиционных компаниях, в сфере добычи и выделения титанои золотосодержащих минералов, публикационной деятельности, а для аэропортовых, банковских и телекоммуникационных услуг, оборонной промышленности, биотехнологий и здравоохранения (на инвестиционной площадке браунфилд) предусмотрен совместный режим: без ограничений – от 49 до 74% и с разрешения властей – тоже от 49 до 74% [10].
23

Карта промышленных коридоров в Индии. Источник: [11].

24 Например, для инвестиций в железнодорожный транспорт открыты такие направления, как строительство и обслуживание грузовых и пассажирских терминалов, специализированных грузовых магистралей, высокоскоростных магистралей, пригородных линий, подъездных путей к промышленным зонам и систем сигнализации; электрификация путей; производство и обслуживание подвижного состава [7, с. 2].
25 Программой предусматривается создание новых промышленных кластеров, объединенных в 5 промышленных коридоров2 (см. карту). По замыслу авторов проекта, эти коридоры должны представлять собой инфраструктуру мирового класса, включающую: высокоскоростные автомобильные и железные дороги; порты с самым современным погрузочно-разгрузочным оборудованием; современные аэропорты; специальные экономические районы/промышленные зоны; логистические парки/перевалочные узлы; парки знаний; небольшие населенные пункты [11]. Вдоль этих коридоров идет развитие промышленных узлов и «умных» городов.
2. Дели – Мумбаи, Амритсар – Калькутта, Бангалор – Мумбаи, Ченнаи – Бангалор и Визаг – Ченнаи (прим. авт.).
26

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНДИИ

27 Продвигая свою программу, власти подчеркивают, что Индия – одна из наиболее быстро растущих экономик мира, поднявшаяся в рейтинге благоприятных условий ведения бизнеса в 2015 г. на 12 позиций по сравнению с 2014 г., а ее валютный резерв в сентябре 2016 г. составил $371,279 млрд. Она входит в десятку стран по объему ПИИ (более $50 млрд в 2015-2016 фин. году), а дефицит госбюджета в тот же период времени был всего 3,9% ВВП. Кроме того, Индия – страна с молодым населением (356 млн граждан в возрасте 10-14 лет), доля ее трудоспособного населения в 2021 г. должна составить более 64%. В стране действуют 712 высших учебных заведений и более 36 тыс. колледжей [12].
28 Преимуществами Индии перед другими странами, по мнению индийских экспертов, являются также большое число интернет-пользователей (462 млн чел.), достаточно высокая грамотность населения (в планах – достижение стопроцентного уровня к 2025 г.), существенный рост мобильности между слоями населения (численность среднего класса к 2025 г. возрастет более чем на 150 млн чел.), огромный потребительский рынок ($3,6 млрд к 2020 г.), наличие 12 крупных и 200 меньших портов. Кроме того, Индия занимает 2-е место в мире по количеству пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом (23 млн ежедневно) [13], и протяженности автодорог (5,5 млн км) [14].
29 Индийские эксперты также считают, что в стране имеется надежная и успешно регулируемая финансовая система (около 80 банков с сильным корпоративным управлением), позволяющая стране без каких-либо серьезных трудностей пережить возможный финансовый кризис. За последние 10 лет работа на индийском фондовом рынке принесла доход в размере более 15% годовых, а Бомбейская фондовая биржа предоставляет инвесторам большие возможности по невысоким ценам [12].
30 Для привлечения инвестиций упрощен ряд процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса, в т.ч.:
  • сокращен срок регистрации компаний с 10 дней до 1 дня;
  • существенно (15 дней вместо 180 дней) сокращен срок подключения новых объектов к электросети;
  • с 11-ти до 3-х уменьшено количество документов, необходимых для осуществления экспорта и импорта;
  • срок действия производственной лицензии увеличен с 3-х до 7-ми лет;
  • принят новый закон о банкротстве, предусматривающий простую и ограниченную по времени процедуру банкротства;
  • установлен единый налог на товары и услуги;
  • предусмотрено предоставление статуса постоянного резидента для иностранных инвесторов сроком на 10 лет;
  • в национальном агентстве «Инвест Индия» создана группа для оказания содействия инвесторам в течение всего бизнес-цикла [13].
31

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

32 Анализ реализации программы «Делай в Индии» показал, что с 2014 г. увеличился приток ПИИ в экономику страны, в результате чего были созданы новые производства. Так, объем накопленных в Индии ПИИ в 2017 г. составил $377,68 млрд, что в 23 раза больше, чем в 2000 г., и в 1,84 раза больше, чем в 2010 г. [4, р. 190]. В 2017 г. приток ПИИ ($39,92) превысил его объем 2013 г. ($28,20 млрд) в 1,44 раза, но он несколько сократился по сравнению с 2015 и 2016 гг. (см. табл.). Наибольшие по объему инвестиции были сделаны в сферы услуг, производства компьютерного оборудования и программного обеспечения, телекоммуникаций, торговли и строительства [15]. Таблица
33

Прямые иностранные инвестиции Индии в 2013-2017 гг. (в $ млрд). Источник: [4, p. 190].

34 В автомобилестроении зарегистрировано значительное увеличение притока ПИИ [16, р. 3]. Компании Suziki, Mercedes Benz и Isuzu построили сборочные заводы, соответственно, в Ахмадабаде, Чакане и Шри Сити (штат Андрха-Прадеш, а Tata Motors и Fiatв Ранджангаоне). Акцент сделан на производстве гибридных и электрических автомобилей с учетом Национального плана электрической мобильности 2020. Кроме того, созданы центры в рамках Национального проекта испытания автомобилей и инфраструктурных НИОКР. Это позволило увеличить производство автомобилей на 2,6%, продажи пассажирских транспортных средств – на 7,24% и автомашин для коммерческих перевозок – на 11,51%, экспорт автомобилей – на 1,91%. Производство комплектующих и запчастей к автомобилям выросло на 8,80%, а их экспорт – на 22% [16, рp. 4-5].
35 Приток ПИИ в сферу авиации с апреля 2014 по март 2016 гг. составил $435,81 млн, что в 7 раз больше, чем с апреля 2012 по март 2014 гг. ($6,84 млн) [17, р. 4]. Был введен в действие план развития региональных авиаперевозок Ude Desh ka Aam Nagrik. В этих же целях авиаперевозчикам были предоставлены налоговые льготы.
36 Для поддержки авиаперелетов, снижения расхода топлива и повышения уровня безопасности началось создание навигационной системы с использованием спутниковой системы (GPS Aided Geo Navigation SystemGAGAN). Для развития аэропортов привлекаются инвестиции на основе государственно-частного партнерства. В результате число пассажиров, совершивших путешествие на регулярных авиарейсах, выросло на 29%; в 13 городах начали функционировать внутренние грузовые терминалы общего пользования.
37 В секторе оборонной промышленности, который был открыт для приватизации и иностранных инвестиций, налажено производство различных видов вооружения и военной техники, в частности, легких боевых самолетов HAL Tejas Light. Армия получила передвижную систему оказания телемедицинских услуг, бронебойные снаряды для боевого танка Арджун, тяжелые торпеды Валунастра и ракеты среднего радиуса действия класса «земля-воздух». До 95% комплектующих для этих изделий производятся в Индии [18, р. 3].
38 Вследствие притока инвестиций в строительство – в секторе, в котором заняты 35 млн чел. (2-е место после сельского хозяйства), построены 1,7 млн домов в рамках программы Pradhan Mantri Awas Yojana (Gramin) по обеспечению домами сельского населения к 2022 г. [19].
39 В области биотехнологий открыт завод по производству фитофармацевтических препаратов, с участием 5 индийских технологических институтов создан виртуальный центр для разработки и продвижения технологий в области биотоплива, запущена в производство первая отечественная ротавирусная вакцина «Ротавак». Кроме того, с апреля 2014 по сентябрь 2016 гг. созданы или расширены 30 биоинкубаторов и биотехнологических парков. Наиболее существенные инвестиции были сделаны сингапурской компанией Glaxo SmithKline PTE Ltd. ($228,39 млн) и французской Sanofi Pasteur Merieux SAS ($109,41 млн) [20, р. 4].
40 В сфере электроники и ИТ-технологий в страну поступили значительные финансовые средства, использованные на реализацию программы развития цифровой экономики «Цифровая Индия». Значительно вырос общий объем притока ПИИ в сектор производства компьютеров и программного обеспечения [21, p. 3].
41 Благодаря программе «Делай в Индии» удалось увеличить приток ПИИ в сферу портового хозяйства с $0,5 млн в 2010-2014 гг. до $2,5 млрд в 2014-2018 гг. Это позволило сократить время обработки грузов в 2015/2016 г. на 25% по сравнению с 2012/2013 гг. В рамках проекта Sagarmala3 в 2016/2017 г. реализовано 173 инвестиционных проекта [19].
3. Программа Sagarmala направлена на повышение эффективности логистического сектора страны (прим. авт.).
42 Основными достижениями развития железнодорожного транспорта стали создание в Мадхепуре компанией Alstom Manufacturing India завода по производству электровозов и в Марховре компанией GE Global Sourcing India Pvt Ltd завода по производству тепловозов. Увеличена скорость передвижения поездов, в результате чего время в пути сократилось более чем на час. Начал перевозки пассажиров между станциями Низамуддин и Агра Кантт самый быстрый в стране поезд Gatimaan Express. Общий объем притока инвестиций с апреля 2014 по декабрь 2016 гг. составил $281,77 млн [22, р. 4].
43 В сфере дорожного строительства протяженность национальных магистралей увеличена с 91287 км в 2014 г. до 115435 км в 2018 г. В 2017/2018 гг. из строившихся 8088 км дорог сданы в эксплуатацию 7589 км, из которых 2156 км – платные [19].
44 Приток ПИИ в энергетический сектор с апреля 2014 по декабрь 2016 гг. составил $2,54 млрд, в результате чего произошло существенное (на 25% с учетом возобновляемых источников) увеличение производства электроэнергии в 2014-2016 гг. (56,8 ГВт) по сравнению с 2012-2014 гг. (45,36 ГВт), и Индия стала 5-м в мире ее производителем (314,64 ГВт по состоянию на январь 2017 г.) [19]. Прирост производства электрических машин в 2017-2018 гг. составил 12,8%, а Индия из нетто-импортера превратилась в нетто-экспортера электроэнергии.
45 Инвестиции в возобновляемые источники энергии шли в основном в развитие солнечной энергетики ($2,05 млрд с апреля 2014 по декабрь 2016 гг.) [24, с. 4]. В Тамил Наду введена в эксплуатацию крупнейшая в мире солнечная электростанция мощностью 648 МВт, в 2014-2016 гг. на 140% по сравнению с 2012-2014 гг. увеличена мощность выработки солнечной энергии, в 21 штате начато строительство 34 солнечных электростанций – т.н. «солнечных парков». По состоянию на февраль 2016 г. общая мощность энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, достигла 50 ГВт, что составляет 16% общего объема производимой в Индии электроэнергии (314,6 ГВт).
46 Сектор туризма входит в ведущую десятку по притоку ПИИ, объем которых с апреля 2014 по март 2016 гг. составил $2,1 млрд, а с апреля по декабрь 2016 г. – $707 млн [25, р. 5]. В результате Индия поднялась с 65-го на 52-е место в индексе конкурентоспособности путешествий и туризма 2015 г. Всемирного экономического форума, а валютная выручка выросла с 1351 млрд индийских рупий ($19,6 млрд) в 2015-2016 гг. до 1556 млрд ($22,6 млрд) в следующем году.
47 ПИИ в химическую и нефтехимическую промышленность в период с апреля 2014 по март 2016 гг. по сравнению с периодом с апреля 2012 по март 2014 гг. выросли на 107% (с $1,1 млрд до $2,2 млрд). В апреле-декабре 2016 г. их объем составил $783 млн [26, р. 3]. В Мангалоре введен в эксплуатацию завод по производству полипропилена мощностью 0,44 млн т в год.
48 Приток ПИИ в пищевую промышленность с апреля 2014 по декабрь 2016 гг. составил $1,7 млрд [27, р. 4]. Введены в эксплуатацию 88 из запланированных 134 холодильных камер и 8 из 42-х мегапродовольственных парков, в каждом из которых трудятся 5-6 тыс. человек.
49 Объем ПИИ в сферу массовых коммуникаций, включая печатные периодические издания, c апреля 2014 по февраль 2017 гг. составил $2,6 млрд. Приток ПИИ в 2014-2016 гг. ($1,26 млрд) по сравнению с 2012-2014 гг. ($0,83 млрд) вырос на 52% [28, р. 5].
50 Благодаря инвестициям в нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Гуджарате Индия стала нетто-экспортером нефтепродуктов, а после ввода в эксплуатацию завод НПЗ в Парадипе перерабатывающие мощности страны выросли на 15 млн т в год. В Вишакхапатнаме, Мангалоре и Падуре построено стратегическое нефтехранилище емкостью 5,33 млн т [19]. Общий объем притока ПИИ в нефтегазовый сектор с апреля 2014 по март 2016 гг. ($1,2 млрд) по сравнению с тем же периодом 2012-2014 гг. ($327 млн) вырос на 267% [29, р. 5].
51

СТИМУЛЫ И СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

52 Один из стимулов притока инвестиций в Индию – избыток дешевой рабочей силы. Кроме того, поскольку английским языком владеют многие жители страны, облегчается взаимодействие западных работодателей с местными сотрудниками. Благодаря ПИИ были сделаны существенные инвестиции в ряд секторов (автопром, авиация, ИТ-технологии, портовое хозяйство, дорожное строительство, энергетика, туризм, химия и нефтехимия, массовые коммуникации, нефтепереработка).
53 Вместе с тем, результаты реализации программы «Делай в Индии» пока ниже ожидаемых. Сдерживающими факторами притока инвестиций в индийскую экономику являются нехватка электроэнергии и квалифицированных специалистов, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, сложное законодательство и наличие большого числа архаичных правил регулирования. Немаловажное значение в принятии иностранными инвесторами решения имеют также сложности взаимодействия с индийскими госструктурами. Хотя в Индии был принят ряд законодательных актов с целью создания более благоприятного климата для работы бизнеса, эксперты отмечают их недостаточность, отсутствие серьезности и глубины в действиях властей. В результате бизнес-среда в Индии пока хуже, чем в Китае, Индонезии, Вьетнаме и других азиатских странах.
54 Инвесторы также учитывают, что трудовое законодательство Индии сильно устарело и в стране достаточно сильные профсоюзы, которые порой навязывают собственникам свои нормы производства и стандарты производительности, из-за чего нередко возникают трудовые конфликты, влекущие огромные убытки.
55 Кроме того, для запуска программы «Делай в Индии» было выбрано неудачное время в силу общего состояния мировой экономики. Для достижения реального результата также необходимы радикальные меры, но в силу ряда обстоятельств, в т.ч. заявленной Индийской народной партией приверженности национальным традициям, это сделать сложно.
56

* * *

57 Таким образом, программа «Делай в Индии» нацелена преимущественно на стимулирование иностранных инвестиций в экономику страны с целью создания и расширения производства, получения доступа к современным технологиям и увеличения экспорта. Целый ряд секторов экономики был открыт для капиталовложений из-за рубежа, приняты меры для создания более благоприятной среды работы бизнеса.
58 Реализация программы оказала влияние на улучшение инвестиционного климата страны, что содействовало увеличению притока ПИИ (самый значительный был в 2015-2016 гг. – $55,5 млрд) [30]. Результат, однако, оказался ниже ожидаемого, что объясняется как объективными (нехватка электроэнергии и квалифицированного персонала, недостаточно развитая транспортная инфраструктура), так и субъективными (сложное законодательство, сложности взаимодействия с госорганизациями, конфликты с профсоюзами) факторами.
59 Индийский опыт стимулирования экономики через программу «Делай в Индии», при всей его специфике, представляет определенный интерес для использования другими странами, заинтересованными в улучшении инвестиционного климата, увеличении притока ПИИ, развитии промышленности и сферы услуг.

Библиография

1. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. «Сделано в США»: американский опыт стимулирования экономики // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 49(9). С. 15-36. (Revenko L.S., Revenko N.S. 2019. «Made in the USA»: American Experience in Stimulating the Economy // USA & Canada: Economics, Politics, Culture, No. 49(9), pр. 15-36) (In Russ.)

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». (The State Program of the Russian Federation “Development of Industry and Increasing its Competitiveness) (In Russ.) – https://base.garant.ru/70643464/ (accessed 15.09.2019)

3. Das G. India Unbound. 2000. New Delhi, Viking, 420 p.

4. World Investment Report 2018. 2018. Geneva, UNCTAD, 193 p. – http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2086_en.pdf (accessed 16.08.2019)

5. Галищева Н.В. Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика. М., 2013, 502 c. (Galishcheva N.V. 2013. India in the World Economy at the Turn of the Century: Foreign Economic Relations and Foreign Economic Policy. M., 502 p.) (In Russ.)

6. Пахомов Е. Следуй Моди – делай в Индии. (Pakhomov E. Follow Modi – Make in India) (In Russ.) – https://bricsmagazine.com/ru/articles/sleduy-modi-delay-v-indii (accessed 16.08.2019)

7. Приезжайте, производите в Индии // Business Guide, June 2015, Special Review, 26 p. (Come, Make in India // Business Guide, June 2015, Special Review, 26 p.) (In Russ.) – http://ric.media/pdf/Special_Review_jun_2015.pdf (accessed 16.08.2019)

8. PM Narendra Modi: India will be open to business, ideas to make it a global manufacturing hub – https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/pm-narendra-modi-india-will-be-open-to-business-ideas-tomake-it-a-global-manufacturing-hub/articleshow/43498669.cms (accessed 16.08.2019)

9. Focus on ‘Make in India’ – https://www.business-standard.com/article/government-press-release/focus-on-make-inindia-114092501206_1.html (accessed 16.08.2019)

10. Foreign Direct Investment – http://www.makeinindia.com/policy/foreign-direct-investment (accessed 16.08.2019)

11. Industrial Corridor – http://www.makeinindia.com/live-projects-industrial-corridor (accessed 17.08.2019)

12. Why Invest in India – http://www.makeinindia.com/investor-desk (accessed 17.08.2019)

13. New Initiatives – http://www.makeinindia.com/policy/new-initiatives (accessed 17.08.2019)

14. Roads and Highways – http://www.makeinindia.com/sector/roads-and-highways (accessed 26.07.2019)

15. Foreign Direct Investment. Summary – http://www.makeinindia.com/policy/foreign-direct-investment (accessed 16.07.2019)

16. Automotive Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Department of Heavy Industries, 2016, 8 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANU1JxQWdYMDAzNGM/view (accessed 19.07.2019)

17. Aviation Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Civil Aviation, 2017, 8 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANVVM0bDFBT1lyYjA/view (accessed 19.07.2019)

18. Defence Manufacturing Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Department of Defence Production, 2017, 7 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANRmtia05TUWsxRms/view (accessed 19.07.2019)

19. Make In India Scheme – Sectors, Programs Launched and Achievements – https://cleartax.in/s/make-in-india (accessed 20.07.2019)

20. Biotechnology Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Department of Biotechnology, 2017, 6 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANaVpiZHJGdjRGYzQ/view (accessed 19.07.2019)

21. Electronics & IT Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Electronics & Information Technology, 2016, 9 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANTF9YY0RZ Y0N0S00/view (accessed 19.07.2019)

22. Railways Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Electronics & Information Technology, 2017, 7 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANTF9YY0RZY0N0S00/ view (accessed 19.07.2019)

23. Power Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Power, 2016, 8 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANV1E1dkd3QnVtVzQ/view (accessed 19.07.2019)

24. New and Renewable Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of New and Renewable Energy, 2017, 7 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANTTI1cURVMWwxa0k/view (accessed 19.07.2019)

25. Tourism & Hospitality Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Tourism, 2016, 9 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANc3RyZVJOR0lNZmM/view (accessed 19.07.2019)

26. Chemicals & Petrochemicals Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Department of Chemicals & Petrochemicals, 2017, 7 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANekpqM2N HYndkQW8/view (accessed 19.07.2019)

27. Food Processing Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Food Processing Industries, 2016, 8 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANT0VBT1RmeUdWTlk/view (accessed 19.07.2019)

28. Media & Entertainment. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Information and Broadcasting, 2017, 7 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANcVpVN1NpYjcwemc/view (accessed 19.07.2019)

29. Oil & Gas Sector. Achievements Report. New Delhi, Department of Industrial Policy and Promotion and Ministry of Petroleum & Natural Gas, 2017, 9 p. – https://drive.google.com/file/d/0B-Tv7_upCKANSlkzYUd2ZE9kb1U/view (accessed 19.07.2019)

30. What is ‘Make in India’? – http://www.makeinindia.com/article/-/v/story-so-far-make-in-india-september-2014-tooctober-2016 (accessed 16.07.2019)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести