СЭЗ Китая как драйвер внешней торговли
СЭЗ Китая как драйвер внешней торговли
Аннотация
Код статьи
S032150750007658-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шкваря Людмила Васильевна 
Должность: Профессор кафедры политической экономии РУДН
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Ван Сичжэ
Должность: Аспирант кафедры политической экономии РУДН
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
57-63
Аннотация

Китай - одна из крупнейших экономик мира и глобальных торговых держав. В данной статье авторами сделана попытка исследовать тенденции и выявить особенности внешней торговли Китая в XXI в. и показать важную и растущую роль свободных экономических зон и зон свободной торговли как драйвера роста товарооборота Китая. Анализ проведен на основе международной статистической информации, предоставляемой ЮНКТАД, а также статистических данных National Bureau of statistics of China.

Ключевые слова
Китай, свободные экономические зоны (СЭЗ), зоны свободной торговли (ЗСТ), внешняя торговля, экспорт, импорт
Классификатор
Дата публикации
13.12.2019
Всего подписок
75
Всего просмотров
3866
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Для социально-экономического развития Китая внешняя торговля традиционно играет ключевую роль. Она обеспечивает страну необходимыми товарами и услугами, рабочими местами, валютной выручкой, инновациями и инвестициями.
2 Подчеркивая значимость внешней торговли, эксперты утверждают, что ВВП Китая «рос не за счет внутреннего потребления, а за счет иностранных инвестиций и экспорта» [1], а «…вступление во Всемирную торговую организацию в начале XXI в. дало огромный толчок интеграции Китая в мировую экономику. Даже когда существующие кривые внутреннего и внешнего экономического роста выровняются, можно предвидеть, что Китай будет доминировать в международной торговле, как это делали Соединенные Штаты до 1970-х гг. Подъем Китая в качестве ведущей торговой державы имеет непосредственные последствия для производства и доходов его торговых партнеров и косвенные последствия для многосторонней торговой политики» [2]. Кроме того, внешняя торговля призвана содействовать выравниванию социально-экономического развития между регионами страны [3].
3 Интересно отметить, что некоторые авторы считают торговую политику Китая основанной на идеях меркантилизма, т.е. протекционистской [4; 5], другие – либеральной [6; 7], третьи – неустойчивой, непредсказуемой и реактивной [8]. Мы полагаем, что это происходит из-за того, что в стране существуют достаточно сильно различающиеся механизмы внешней торговли благодаря наличию свободных экономических зон (СЭЗ) и зон свободной торговли (ЗСТ) как элементов внешнеторговой политики Китая.
4 В данной статье предпринята попытка проанализировать роль свободных экономических зон и зон свободной торговли Китая в развитии внешнеторговой сферы страны.
5

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ

6 С начала XXI в. присутствие Китая в мировой торговле в абсолютном выражении неизмеримо возросло как по экспорту, так и по импорту.
7 В 2018 г., по данным ЮНКТАД, доля китайского экспорта и импорта в мировом экспорте и импорте составляла, соответственно, 12,8 и 10,8%, в то время как в 2000 г. – только 3,7 и 3,4%. Если учесть, что мировой товарооборот в 2018 г. составил порядка $40 трлн, а товарооборот Китая в том же году – $4,9 трлн, можно говорить о высокой значимости КНР в мировой торговле (см. граф. 1).
8 Следует отметить, что по мере увеличения доли КНР в мировой торговле позиции ведущих торговых держав в мире изменяются. Так, в 2000 г. КНР занимала 7-е место по экспорту после США, Германии, Японии, Франции, Великобритании и Канады. Доли США и Германии в мировой торговле устойчиво сокращаются, начиная с 2000 г. и 1991 г., соответственно.
9 С 2009 г. Китай стал мировым лидером по стоимостному объему экспорта, и занимает эту позицию до 2018 г. включительно. По импорту в 2000 г. Китай занимал 8-е место, пропустив вперед, помимо вышеназванных стран, также и Италию. С 2009 г. по настоящее время Китай занимает 2-е место по объему импорта после США. При этом можно ожидать, что рост доли товарооборота Китая в международной торговле сохранится и в среднесрочной перспективе, в т.ч. благодаря высокой конкурентоспособности китайской продукции.
10 Важной особенностью внешней торговли Китая в XXI в. остается его бóльшая устойчивость и поступательный рост по сравнению с динамикой мировой торговли, которая гораздо более волатильна (см. граф. 1). Так, темп прироста внешнеторгового оборота Китая в 2018 г. составил 12,6% относительно предыдущего года, а мировой торговли – 10%. За 2000-2018 гг. мировой товарооборот вырос в стоимостном выражении с $13,1 трлн до $39,2 трлн, т.е. на 1/3, в то время как внешнеторговый оборот Китая за тот же период – с $474,2 млн до $4,9 трлн, т.е. почти в 10 раз.
11 Китайская внешняя торговля остается достаточно сбалансированной при постепенном росте экспорта, что является одной из важнейших задач государства, реализующего политику агрессивной внешнеторговой экспансии. Этот подход, на наш взгляд, ближе к концепции классической буржуазной политической экономии, которая на основе абсолютных (А.Смит) или относительных (Д.Рикардо) преимуществ, имеющихся (или формирующихся) в национальной экономике, объясняет возможности такой экспансии.
12

График 1. Динамика товарооборота мира и КНР в 2000-2018 гг. ($ млн в текущих ценах по текущему курсу). Составлено по: [9].

13

График 2. Динамика экспорта из Китая отдельных видов продукции обрабатывающей промышленности в 2000-2017 гг., $ тыс. по текущим ценам и текущему курсу. Составлено по: [9].

14 Важнейшей особенностью остается рост производства обрабатывающей промышленности на основе активной индустриализации Китая с последних десятилетий ХХ в. и наращивание промышленного экспорта (см. граф. 2) как по ассортименту, так и по географии торговли.
15 Так, совокупный экспорт отраслей обрабатывающей промышленности вырос в Китае в 2000-2018 гг. с $219,3 млрд до $2 295,3 млрд, т.е. более чем в 10 раз – более быстро, чем весь товарооборот. Высокими темпами растет экспорт продукции машиностроения, электронной и химической промышленности, а также легкой, пищевой и других, т.е. промышленных товаров и потребительских товаров, в меньшей степени – капитальных.
16 Причем, скажем, по товарной позиции «Машиностроение и транспортное оборудование» доля китайского экспорта в 2018 г. составила 1/6 от мирового объема экспорта соответствующей продукции, по позиции «Электроника, исключая составляющие» – более 1/3, это же касается и позиции «Текстиль и одежда».
17

При этом экспорт высокотехнологичной продукции из Китая вырос с 2000 по 2018 гг. с $66,4 млрд до $837,7 млрд, т.е. в 12,6 раза, в то время как весь экспорт КНР в указанный год составил $2 263 млрд. Другими словами, высокотехнологичный экспорт Китая составил 37% от общего объема экспорта, в то время как в 2000 г. – лишь 26,65%, т.к. преобладал вывоз на мировой рынок преимущественно трудоемкой продукции.

18 Таким образом, мы можем говорить о том, что меняется структура китайского экспорта, и страна переходит к вывозу на мировой рынок все большего количества высокотехнологичных товаров.
19 Основной импорт Китая представляет собой механическая и электрическая продукция и высокотехнологичные товары. Страна также является одним из крупнейших потребителей сырьевых товаров в мире, среди которых наиболее важные – сырая нефть, железная руда, медь и алюминий.
20 Ведущим внешнеторговым партнером Китая на протяжении длительного времени остаются США. В 2018 г. на долю этой страны пришлось 19,2% от общего объема экспорта Китая, в то время как около 47% экспорта КНР приходится на страны Азии – Гонконг (12,1%), Японию (5,9), Южную Корею (4,4), Вьетнам (3,4), Индию (3,1%). На долю Российской Федерации в 2018 г. пришлось лишь 1,9% общего объема китайского экспорта при росте абсолютного показателя на 12,1% [9].
21 К настоящему времени Китаем установлены связи со 177 странами и регионами мира, и с более чем 90 из них подписаны торговые соглашения и протоколы.
22

ВЛИЯНИЕ СЭЗ НА ВНЕШНЕТОРГОВУЮ СФЕРУ КНР

23 Основным драйвером промышленного и, в частности, высокотехнологичного экспорта Китая остаются свободные экономические зоны (СЭЗ) и зоны свободной торговли (ЗСТ), порты, которые, собственно, и обеспечивают рост объемов ввозимых и вывозимых КНР товаров как по стоимости, так и в абсолютном выражении. Они стали появляться в КНР в 1980-е гг. и практически сразу же стали одним из наиболее успешных в мире примеров использования СЭЗ в национальной экономике.
24

График 3. Экспортные и импортные товары в местах таможенного контроля всех СЭЗ Китая по совокупности, в 2015-2018 гг., помесячно, $ млрд. Cоставлено по: [10].

25 Своим успехом СЭЗ/ЗСТ КНР обязаны эффективной политике по формированию благоприятного инвестиционного и (внешне)торгового климата, а также удобному географическому расположению (СЭЗ традиционно располагались, главным образом, в южных и восточных приморских провинциях Китая), наличию современной инфраструктуры и необходимых трудовых ресурсов, а также некоторых административных привилегий.
26 Города-порты свободных экономических зон дают около 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня [1].
27 Практика показывает, что развитие СЭЗ и ЗСТ в Китае существенно активизировало внешнеторговую деятельность страны (в стоимостном и натуральном выражении и по географическому направлению), т.к. государство большое внимание уделяет именно их экспортоориентированной направленности. Эта особенность сохраняется и в настоящее время (см. граф. 3).
28 Как видно на граф. 3, в 2015-2017 гг. динамика импорта и экспорта в КНР очень сильно изменялась (то в направлении роста, то падения), т.е. наблюдалась высокая волатильность.
29

Таблица 1. Товарооборот ЗСТ «Шанхай» и г. Шанхай в 2016-2018 гг. (млрд юаней, %) Cоставлено по: [10].

30

Таблица 2. Отраслевая эволюция деятельности СЭЗ в КНР с 1980-х гг. по н.в. Составлено авторами.

31 Во многом это было связано с глобальными трендами в сфере мировой торговли – усилением рецессионных процессов в связи с падением цен на мировом рынке нефти, с кризисными явлениями в некоторых странах мира в связи с этим, с затруднениями из-за санкционного давления западных стран на российскую экономику, а также с фактами «торговой войны» США против Китая.
32 С 2017 г. мировой рынок, в целом, стабилизировался, также стабилизировался и рост импорта и экспорта в Китае. Кроме того, в 2017 г. был открыт ряд новых СЭЗ (Ляонин, Чжэцзян, Хэнань, Хубэй, Чунцинь, Сычуань и Шэньси), что также содействовало улучшению в стране ситуации во внешнеторговой сфере.
33 Кроме того, на граф. 3 можно наблюдать сезонные тренды изменения экспорта и импорта Китая (что также остается важной особенностью внешней торговли страны) – например, в 1-м квартале имело место некоторое снижение внешнеторговой активности с последующей ее стабилизацией во 2-м квартале и усилением роста в 3-м и особенно в 4-м кварталах ежегодно.
34 Особенно быстрый и высокий рост импорта и экспорта наблюдается в зоне свободной торговли Шанхай (ЗСТ Шанхай), введенной в действие в 2013 г. Территория ЗСТ Шанхай занимает только 2% от общей площади города Шанхай, но при этом доля ЗСТ в общем объеме импорта и экспорта по г. Шанхай составила в 2018 г. 42,9% (см. табл. 1). Количество счетов, открытых резидентами ЗСТ Шанхай, увеличилось с 9741 в 2014 г. до 136000 в 2018 г.
35 Однако, наряду с сохранением важности количественных параметров, политика КНР в сфере создания и деятельности СЭЗ/ЗСТ несколько изменяется с 1990-х гг. в качественном направлении: происходит увязка со стратегическими инициативами, перемещение центра внимания из прибрежных зон во внутреннюю, а в 2000-е гг. – из региональной сферы развития в отраслевую (см. табл. 2).
36 Кроме того, некоторые отрасли перерабатывающей промышленности СЭЗ и ЗСТ, расположенные во внутренних районах, пользуются более преференциальной политикой, чем в прибрежных областях.
37 Например, финансовые стимулы и административные привилегии были перемещены из экспортоориентированной перерабатывающей промышленности и торговли, и стали в большей мере предоставляться предприятиям-резидентам СЭЗ и ЗСТ, задействованным в различных базовых и высокотехнологичных отраслях, а также в сфере услуг, в т.ч. финансовых, юридических, транспортно-логистических и других.
38 Скажем, в настоящее время в рамках пилотной программы в Шанхайской ЗСТ осуществляется либерализация страховой, финансовой, юридической деятельности для иностранных резидентов, что повысит конкурентоспособность ЗСТ Шанхай и КНР в целом на мировом рынке [11].
39 Таким образом, именно СЭЗ и ЗСТ не только обеспечивают объем китайского экспорта, но и его структуру, оставаясь доминирующими элементами национальной экономики и особенно внешнеэкономического сектора. Действительно, по мнению многих авторов, СЭЗ в Китае имеют большее значение, чем в других странах [12]. В этой связи, хотя Китай в целом снизил свои общие тарифные ставки на 5000 видов товаров с 35,9% до 23% в 1996 г. и 15% в 2001 г. (вступив в 2001 г. в ВТО), СЭЗ и ЗСТ по-прежнему сохраняют наиболее преференциальный режим в Китае.
40

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ ЧЕРЕЗ ЗСТ

41 В 2018 г. между Китаем и США началась «торговая война», что, безусловно, мешает развитию внешней торговли Китая, а также других стран мира. На наш взгляд, создание СЭЗ может способствовать в дальнейшем предотвращению экономических конфликтов, создаст все более комфортные условия для свободной торговли. Тем более, что правительство Китая активно развивает СЭЗ, чтобы сделать их более современными, открытыми и удобными для внешней торговли.
42 Открытие новых СЭЗ в Китае продолжается, в т.ч. в связи с началом реализации проекта «Один пояс, один путь» и других важных стратегий Китая. С момента создания первой (ЗСТ Шанхай) к 2018 г. Китай увеличил их количество до 12 зон в развивающихся городах Китая на этом пути.
43 Общей чертой этих ЗСТ является то, что руководящая идеология, стратегическое позиционирование и цели развития каждой зоны свободной торговли связаны не только с инициативой «Один пояс, один путь», но и другими стратегиями. Например, Шанхай предлагает, чтобы создание и функционирование ЗСТ Шанхай способствовало не только реализации стратегии «Один пояс, один путь», но и развитию экономической зоны на территории реки Янцзы. Фуцзянь предлагает, чтобы ее ЗСТ создала основу Морского шелкового пути XXI в., Хэнань – чтобы ЗСТ стала современным комплексным транспортным узлом.
44 Если говорить об эффективности стратегии «Один пояс, один путь» для внешнеторговой и, в целом, внешнеэкономической сферы Китая, можно отметить следующее. С 2013 по 2018 гг. Китай инвестировал более $86 млрд в китайские компании в странах, через которые проходит «Один пояс, один путь», на территории которых было создано 82 зоны экономического и торгового развития. В рамках реализации стратегии «Один пояс, один путь» за 5 лет Китаем было подписано 149 межправительственных документов о сотрудничестве со 105 странами и 29 международными организациями [13]. По прогнозам, к 2020 г. объем внешней торговли между странами-участницами сократится на 25% и увеличится общая сумма импорта и экспорта внешней торговли на 25% [14].
45 В 2013 г. Китай начал составлять «негативный список», т.е. список тех ограничений для резидентов СЭЗ, которые сохраняются в них относительно иностранных инвестиций. Негативный список – это широко используемый международный режим управления доступом инвестиций. В этом списке правительство перечисляет отрасли и сферы деятельности, в которые иностранным предприятиям запрещено или частично запрещено вкладывать свои капиталы. А отрасли и сферы деятельности, не указанные в этом списке, полностью открыты для инвестирования. Предприятиям достаточно пройти нормативные процедуры регистрации, и они могут инвестировать и заниматься хозяйственной деятельностью, т.е. субъекты рынка могут делать все, что не запрещается законом.
46 С 2013 по 2018 гг. в «негативный список» Китая 4 раза вносились дополнения, цель которых – привлечение внешних инвестиций. Список сократился с 190 пунктов в 2013 г. до 45 пунктов в 2018 г. [15]. Обновленный «негативный список» открывает новые возможности для внешних инвестиций в китайские зоны свободной торговли. Первоначально модель управления негативным списком была реализована правительством в ЗСТ Шанхай, чтобы распространить эту модель не только в области инвестиций, но и в процессе управления доступом на рынок предприятий с внутренними инвестициями для осуществления всесторонней модели управления «негативным списком» в области доступа на внешний рынок. И хотя внедрение системы «негативных списков» в зонах свободной торговли постоянно оптимизируется, она все еще нуждается в дальнейшем совершенствовании.
47 В 2016 г. Национальной комиссией по развитию и реформам и Министерством торговли Китая была запущена пилотная программа «Проект списка негативных факторов доступа к рынкам» в целях формирования более эффективной и конкурентной рыночной среды [16]. Она была реализована в Тяньцзине, Шанхае, Фуцзяне, Гуандуне и других местах, и предполагает, например, устранение неоправданных ограничений и барьеров для различных субъектов рынка в процессе государственных закупок и тендерных торгов, создание механизма динамической корректировки и единой национальной системы кодирования, совершенствования механизмов осуществления онлайн-запросов по вопросам негативного списка.
48

* * *

49 Задачи, стоящие перед страной, требуют дальнейшего внимания к состоянию и развитию внешнеторговой сферы, особенно с точки зрения ее регулирования. Полагаем, что для дальнейшего повышения эффективности и качества внешнеторговой сферы Китая важно развитие и усовершенствование инновационного механизма управления СЭЗ/ЗСТ, прежде всего в рамках проекта «Один пояс, один путь», т.к. именно этот проект, оставаясь на сегодня крупнейшим, привлекающим значительное количество субъектов хозяйствования из многих стран, обеспечивает всем участникам новые возможности эффективного развития.

Библиография

1. Shkvarya I., Grigorenko O., Strygin A., Rusakovich V., Shilina S. The impact of the global economic crisis on Asian technology markets (India and China) // Central Asia and the Caucasus. 2016. V. 17, № 2, p. 103.

2. Hilpert H.G. China’s Trade Policy. Dominance without the Will to Lead. Berlin, SWP Research Paper, January 2014 - https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/research_papers/2014_RP01_hlp.pdf (accessed 25.05.2019)

3. Хэ М. Синьцзян: экономическая история, современность и борьба с международным терроризмом // Россия и Азия. 2018. № 2(3). С. 37-44. (Хe M. 2018. Xinjiang: economic history and modernity // Rossiya i Aziya. № 2(3) (In Russ.)

4. Shiping H., Sujian G. (eds.) China in the Twenty-First Century. New York: Macmillan 2007. 267 p.

5. Dong W. U.S.-China Trade, 1971-2012: Insights into the U.S.-China Relationship // The Asia-Pacific Journal. Japan Focus. Volume 11. Issue 24. Number 4. Jun 16, 2013. Рр. 1-15.

6. Савинский А.В. Внешняя торговля Китая и сотрудничество с Россией // Россия и Азия. 2017. № 1. С. 44-49. (Savinsky A.V. 2017. Foreign trade of China and cooperation with Russia // Rossiya i Aziya. № 1) (In Russ.)

7. Keller W., Ben L., Shiue C.H. China’s Foreign Trade: Perspectives From the Past 150 Years NBER Working Paper No. 16550, November 2010.

8. Гишар Ж.-П. Китайская «партия-государство» и мультинациональные фирмы. М., Новый хронограф, 2017. 2015 с. (Guichard J.-P. 2017. Chinese «party-state» and the multinational firm. M. 2015 p.) (In Russ.)

9. UNCTADSTAT – https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx (accessed 25.05.2019)

10. National Bureau of statistics of China – http://data.stats.gov.cn/ (accessed 25.05.2019)

11. Marine Insurance& Legal Services Liberalization in the Shanghai Free Trade Zone – https://www.chinabriefing.com/news/marine-insurance-legal-services-liberalization-shanghai-free-trade-zone/ (accessed 25.05.2019)

12. Huijiong W., Shantong L., Qi W. China’s ten years in the WTO: Review and perspectives // Journal of Chinese Economic and Foreign Trade Studies. June 2013. Volume 6, Issue 2. Pp. 53-69.

13. He L. Annual meeting in Davos 2018 – http://finance.sina.com.cn/meeting/2018-09-19/doc-ifxeuwwr5999660.shtml (accessed 25.05.2019)

14. Lu Zh. Analysis of opportunities and challenges of China’s foreign trade within the framework of the «One Belt and one road» strategy // China Academic Journal Electronic Publishing House – www. cnki.net (accessed 25.05.2019)

15. The state Council of the People’s Republic of China. «Negative list of market access» (published in 2018) - http://www.gov.cn/xinwen/2018-11/15/content_5340723.htm?_zbs_baidu_bk (accessed 25.05.2019)

16. National Development and reform commission – http://www.ndrc.gov.cn/fzgggz/wzly/wstz/wstzgk/ (accessed 25.05.2019)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести