- Код статьи
- S032150750007658-5-1
- DOI
- 10.31857/S032150750007658-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №12
- Страницы
- 57-63
- Аннотация
Китай - одна из крупнейших экономик мира и глобальных торговых держав. В данной статье авторами сделана попытка исследовать тенденции и выявить особенности внешней торговли Китая в XXI в. и показать важную и растущую роль свободных экономических зон и зон свободной торговли как драйвера роста товарооборота Китая. Анализ проведен на основе международной статистической информации, предоставляемой ЮНКТАД, а также статистических данных National Bureau of statistics of China.
- Ключевые слова
- Китай, свободные экономические зоны (СЭЗ), зоны свободной торговли (ЗСТ), внешняя торговля, экспорт, импорт
- Дата публикации
- 13.12.2019
- Всего подписок
- 75
- Всего просмотров
- 3887
Для социально-экономического развития Китая внешняя торговля традиционно играет ключевую роль. Она обеспечивает страну необходимыми товарами и услугами, рабочими местами, валютной выручкой, инновациями и инвестициями.
Подчеркивая значимость внешней торговли, эксперты утверждают, что ВВП Китая «рос не за счет внутреннего потребления, а за счет иностранных инвестиций и экспорта» [1], а «…вступление во Всемирную торговую организацию в начале XXI в. дало огромный толчок интеграции Китая в мировую экономику. Даже когда существующие кривые внутреннего и внешнего экономического роста выровняются, можно предвидеть, что Китай будет доминировать в международной торговле, как это делали Соединенные Штаты до 1970-х гг. Подъем Китая в качестве ведущей торговой державы имеет непосредственные последствия для производства и доходов его торговых партнеров и косвенные последствия для многосторонней торговой политики» [2]. Кроме того, внешняя торговля призвана содействовать выравниванию социально-экономического развития между регионами страны [3].
Интересно отметить, что некоторые авторы считают торговую политику Китая основанной на идеях меркантилизма, т.е. протекционистской [4; 5], другие – либеральной [6; 7], третьи – неустойчивой, непредсказуемой и реактивной [8]. Мы полагаем, что это происходит из-за того, что в стране существуют достаточно сильно различающиеся механизмы внешней торговли благодаря наличию свободных экономических зон (СЭЗ) и зон свободной торговли (ЗСТ) как элементов внешнеторговой политики Китая.
В данной статье предпринята попытка проанализировать роль свободных экономических зон и зон свободной торговли Китая в развитии внешнеторговой сферы страны.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ
С начала XXI в. присутствие Китая в мировой торговле в абсолютном выражении неизмеримо возросло как по экспорту, так и по импорту.
В 2018 г., по данным ЮНКТАД, доля китайского экспорта и импорта в мировом экспорте и импорте составляла, соответственно, 12,8 и 10,8%, в то время как в 2000 г. – только 3,7 и 3,4%. Если учесть, что мировой товарооборот в 2018 г. составил порядка $40 трлн, а товарооборот Китая в том же году – $4,9 трлн, можно говорить о высокой значимости КНР в мировой торговле (см. граф. 1).
Следует отметить, что по мере увеличения доли КНР в мировой торговле позиции ведущих торговых держав в мире изменяются. Так, в 2000 г. КНР занимала 7-е место по экспорту после США, Германии, Японии, Франции, Великобритании и Канады. Доли США и Германии в мировой торговле устойчиво сокращаются, начиная с 2000 г. и 1991 г., соответственно.
С 2009 г. Китай стал мировым лидером по стоимостному объему экспорта, и занимает эту позицию до 2018 г. включительно. По импорту в 2000 г. Китай занимал 8-е место, пропустив вперед, помимо вышеназванных стран, также и Италию. С 2009 г. по настоящее время Китай занимает 2-е место по объему импорта после США. При этом можно ожидать, что рост доли товарооборота Китая в международной торговле сохранится и в среднесрочной перспективе, в т.ч. благодаря высокой конкурентоспособности китайской продукции.
Важной особенностью внешней торговли Китая в XXI в. остается его бóльшая устойчивость и поступательный рост по сравнению с динамикой мировой торговли, которая гораздо более волатильна (см. граф. 1). Так, темп прироста внешнеторгового оборота Китая в 2018 г. составил 12,6% относительно предыдущего года, а мировой торговли – 10%. За 2000-2018 гг. мировой товарооборот вырос в стоимостном выражении с $13,1 трлн до $39,2 трлн, т.е. на 1/3, в то время как внешнеторговый оборот Китая за тот же период – с $474,2 млн до $4,9 трлн, т.е. почти в 10 раз.
Китайская внешняя торговля остается достаточно сбалансированной при постепенном росте экспорта, что является одной из важнейших задач государства, реализующего политику агрессивной внешнеторговой экспансии. Этот подход, на наш взгляд, ближе к концепции классической буржуазной политической экономии, которая на основе абсолютных (А.Смит) или относительных (Д.Рикардо) преимуществ, имеющихся (или формирующихся) в национальной экономике, объясняет возможности такой экспансии.
График 1. Динамика товарооборота мира и КНР в 2000-2018 гг. ($ млн в текущих ценах по текущему курсу). Составлено по: [9].
График 2. Динамика экспорта из Китая отдельных видов продукции обрабатывающей промышленности в 2000-2017 гг., $ тыс. по текущим ценам и текущему курсу. Составлено по: [9].
Важнейшей особенностью остается рост производства обрабатывающей промышленности на основе активной индустриализации Китая с последних десятилетий ХХ в. и наращивание промышленного экспорта (см. граф. 2) как по ассортименту, так и по географии торговли.
Так, совокупный экспорт отраслей обрабатывающей промышленности вырос в Китае в 2000-2018 гг. с $219,3 млрд до $2 295,3 млрд, т.е. более чем в 10 раз – более быстро, чем весь товарооборот. Высокими темпами растет экспорт продукции машиностроения, электронной и химической промышленности, а также легкой, пищевой и других, т.е. промышленных товаров и потребительских товаров, в меньшей степени – капитальных.
Причем, скажем, по товарной позиции «Машиностроение и транспортное оборудование» доля китайского экспорта в 2018 г. составила 1/6 от мирового объема экспорта соответствующей продукции, по позиции «Электроника, исключая составляющие» – более 1/3, это же касается и позиции «Текстиль и одежда».
При этом экспорт высокотехнологичной продукции из Китая вырос с 2000 по 2018 гг. с $66,4 млрд до $837,7 млрд, т.е. в 12,6 раза, в то время как весь экспорт КНР в указанный год составил $2 263 млрд. Другими словами, высокотехнологичный экспорт Китая составил 37% от общего объема экспорта, в то время как в 2000 г. – лишь 26,65%, т.к. преобладал вывоз на мировой рынок преимущественно трудоемкой продукции.
Таким образом, мы можем говорить о том, что меняется структура китайского экспорта, и страна переходит к вывозу на мировой рынок все большего количества высокотехнологичных товаров.
Основной импорт Китая представляет собой механическая и электрическая продукция и высокотехнологичные товары. Страна также является одним из крупнейших потребителей сырьевых товаров в мире, среди которых наиболее важные – сырая нефть, железная руда, медь и алюминий.
Ведущим внешнеторговым партнером Китая на протяжении длительного времени остаются США. В 2018 г. на долю этой страны пришлось 19,2% от общего объема экспорта Китая, в то время как около 47% экспорта КНР приходится на страны Азии – Гонконг (12,1%), Японию (5,9), Южную Корею (4,4), Вьетнам (3,4), Индию (3,1%). На долю Российской Федерации в 2018 г. пришлось лишь 1,9% общего объема китайского экспорта при росте абсолютного показателя на 12,1% [9].
К настоящему времени Китаем установлены связи со 177 странами и регионами мира, и с более чем 90 из них подписаны торговые соглашения и протоколы.
ВЛИЯНИЕ СЭЗ НА ВНЕШНЕТОРГОВУЮ СФЕРУ КНР
Основным драйвером промышленного и, в частности, высокотехнологичного экспорта Китая остаются свободные экономические зоны (СЭЗ) и зоны свободной торговли (ЗСТ), порты, которые, собственно, и обеспечивают рост объемов ввозимых и вывозимых КНР товаров как по стоимости, так и в абсолютном выражении. Они стали появляться в КНР в 1980-е гг. и практически сразу же стали одним из наиболее успешных в мире примеров использования СЭЗ в национальной экономике.
График 3. Экспортные и импортные товары в местах таможенного контроля всех СЭЗ Китая по совокупности, в 2015-2018 гг., помесячно, $ млрд. Cоставлено по: [10].
Своим успехом СЭЗ/ЗСТ КНР обязаны эффективной политике по формированию благоприятного инвестиционного и (внешне)торгового климата, а также удобному географическому расположению (СЭЗ традиционно располагались, главным образом, в южных и восточных приморских провинциях Китая), наличию современной инфраструктуры и необходимых трудовых ресурсов, а также некоторых административных привилегий.
Города-порты свободных экономических зон дают около 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня [1].
Практика показывает, что развитие СЭЗ и ЗСТ в Китае существенно активизировало внешнеторговую деятельность страны (в стоимостном и натуральном выражении и по географическому направлению), т.к. государство большое внимание уделяет именно их экспортоориентированной направленности. Эта особенность сохраняется и в настоящее время (см. граф. 3).
Как видно на граф. 3, в 2015-2017 гг. динамика импорта и экспорта в КНР очень сильно изменялась (то в направлении роста, то падения), т.е. наблюдалась высокая волатильность.
Таблица 1. Товарооборот ЗСТ «Шанхай» и г. Шанхай в 2016-2018 гг. (млрд юаней, %) Cоставлено по: [10].
Таблица 2. Отраслевая эволюция деятельности СЭЗ в КНР с 1980-х гг. по н.в. Составлено авторами.
Во многом это было связано с глобальными трендами в сфере мировой торговли – усилением рецессионных процессов в связи с падением цен на мировом рынке нефти, с кризисными явлениями в некоторых странах мира в связи с этим, с затруднениями из-за санкционного давления западных стран на российскую экономику, а также с фактами «торговой войны» США против Китая.
С 2017 г. мировой рынок, в целом, стабилизировался, также стабилизировался и рост импорта и экспорта в Китае. Кроме того, в 2017 г. был открыт ряд новых СЭЗ (Ляонин, Чжэцзян, Хэнань, Хубэй, Чунцинь, Сычуань и Шэньси), что также содействовало улучшению в стране ситуации во внешнеторговой сфере.
Кроме того, на граф. 3 можно наблюдать сезонные тренды изменения экспорта и импорта Китая (что также остается важной особенностью внешней торговли страны) – например, в 1-м квартале имело место некоторое снижение внешнеторговой активности с последующей ее стабилизацией во 2-м квартале и усилением роста в 3-м и особенно в 4-м кварталах ежегодно.
Особенно быстрый и высокий рост импорта и экспорта наблюдается в зоне свободной торговли Шанхай (ЗСТ Шанхай), введенной в действие в 2013 г. Территория ЗСТ Шанхай занимает только 2% от общей площади города Шанхай, но при этом доля ЗСТ в общем объеме импорта и экспорта по г. Шанхай составила в 2018 г. 42,9% (см. табл. 1). Количество счетов, открытых резидентами ЗСТ Шанхай, увеличилось с 9741 в 2014 г. до 136000 в 2018 г.
Однако, наряду с сохранением важности количественных параметров, политика КНР в сфере создания и деятельности СЭЗ/ЗСТ несколько изменяется с 1990-х гг. в качественном направлении: происходит увязка со стратегическими инициативами, перемещение центра внимания из прибрежных зон во внутреннюю, а в 2000-е гг. – из региональной сферы развития в отраслевую (см. табл. 2).
Кроме того, некоторые отрасли перерабатывающей промышленности СЭЗ и ЗСТ, расположенные во внутренних районах, пользуются более преференциальной политикой, чем в прибрежных областях.
Например, финансовые стимулы и административные привилегии были перемещены из экспортоориентированной перерабатывающей промышленности и торговли, и стали в большей мере предоставляться предприятиям-резидентам СЭЗ и ЗСТ, задействованным в различных базовых и высокотехнологичных отраслях, а также в сфере услуг, в т.ч. финансовых, юридических, транспортно-логистических и других.
Скажем, в настоящее время в рамках пилотной программы в Шанхайской ЗСТ осуществляется либерализация страховой, финансовой, юридической деятельности для иностранных резидентов, что повысит конкурентоспособность ЗСТ Шанхай и КНР в целом на мировом рынке [11].
Таким образом, именно СЭЗ и ЗСТ не только обеспечивают объем китайского экспорта, но и его структуру, оставаясь доминирующими элементами национальной экономики и особенно внешнеэкономического сектора. Действительно, по мнению многих авторов, СЭЗ в Китае имеют большее значение, чем в других странах [12]. В этой связи, хотя Китай в целом снизил свои общие тарифные ставки на 5000 видов товаров с 35,9% до 23% в 1996 г. и 15% в 2001 г. (вступив в 2001 г. в ВТО), СЭЗ и ЗСТ по-прежнему сохраняют наиболее преференциальный режим в Китае.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ ЧЕРЕЗ ЗСТ
В 2018 г. между Китаем и США началась «торговая война», что, безусловно, мешает развитию внешней торговли Китая, а также других стран мира. На наш взгляд, создание СЭЗ может способствовать в дальнейшем предотвращению экономических конфликтов, создаст все более комфортные условия для свободной торговли. Тем более, что правительство Китая активно развивает СЭЗ, чтобы сделать их более современными, открытыми и удобными для внешней торговли.
Открытие новых СЭЗ в Китае продолжается, в т.ч. в связи с началом реализации проекта «Один пояс, один путь» и других важных стратегий Китая. С момента создания первой (ЗСТ Шанхай) к 2018 г. Китай увеличил их количество до 12 зон в развивающихся городах Китая на этом пути.
Общей чертой этих ЗСТ является то, что руководящая идеология, стратегическое позиционирование и цели развития каждой зоны свободной торговли связаны не только с инициативой «Один пояс, один путь», но и другими стратегиями. Например, Шанхай предлагает, чтобы создание и функционирование ЗСТ Шанхай способствовало не только реализации стратегии «Один пояс, один путь», но и развитию экономической зоны на территории реки Янцзы. Фуцзянь предлагает, чтобы ее ЗСТ создала основу Морского шелкового пути XXI в., Хэнань – чтобы ЗСТ стала современным комплексным транспортным узлом.
Если говорить об эффективности стратегии «Один пояс, один путь» для внешнеторговой и, в целом, внешнеэкономической сферы Китая, можно отметить следующее. С 2013 по 2018 гг. Китай инвестировал более $86 млрд в китайские компании в странах, через которые проходит «Один пояс, один путь», на территории которых было создано 82 зоны экономического и торгового развития. В рамках реализации стратегии «Один пояс, один путь» за 5 лет Китаем было подписано 149 межправительственных документов о сотрудничестве со 105 странами и 29 международными организациями [13]. По прогнозам, к 2020 г. объем внешней торговли между странами-участницами сократится на 25% и увеличится общая сумма импорта и экспорта внешней торговли на 25% [14].
В 2013 г. Китай начал составлять «негативный список», т.е. список тех ограничений для резидентов СЭЗ, которые сохраняются в них относительно иностранных инвестиций. Негативный список – это широко используемый международный режим управления доступом инвестиций. В этом списке правительство перечисляет отрасли и сферы деятельности, в которые иностранным предприятиям запрещено или частично запрещено вкладывать свои капиталы. А отрасли и сферы деятельности, не указанные в этом списке, полностью открыты для инвестирования. Предприятиям достаточно пройти нормативные процедуры регистрации, и они могут инвестировать и заниматься хозяйственной деятельностью, т.е. субъекты рынка могут делать все, что не запрещается законом.
С 2013 по 2018 гг. в «негативный список» Китая 4 раза вносились дополнения, цель которых – привлечение внешних инвестиций. Список сократился с 190 пунктов в 2013 г. до 45 пунктов в 2018 г. [15]. Обновленный «негативный список» открывает новые возможности для внешних инвестиций в китайские зоны свободной торговли. Первоначально модель управления негативным списком была реализована правительством в ЗСТ Шанхай, чтобы распространить эту модель не только в области инвестиций, но и в процессе управления доступом на рынок предприятий с внутренними инвестициями для осуществления всесторонней модели управления «негативным списком» в области доступа на внешний рынок. И хотя внедрение системы «негативных списков» в зонах свободной торговли постоянно оптимизируется, она все еще нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В 2016 г. Национальной комиссией по развитию и реформам и Министерством торговли Китая была запущена пилотная программа «Проект списка негативных факторов доступа к рынкам» в целях формирования более эффективной и конкурентной рыночной среды [16]. Она была реализована в Тяньцзине, Шанхае, Фуцзяне, Гуандуне и других местах, и предполагает, например, устранение неоправданных ограничений и барьеров для различных субъектов рынка в процессе государственных закупок и тендерных торгов, создание механизма динамической корректировки и единой национальной системы кодирования, совершенствования механизмов осуществления онлайн-запросов по вопросам негативного списка.
* * *
Задачи, стоящие перед страной, требуют дальнейшего внимания к состоянию и развитию внешнеторговой сферы, особенно с точки зрения ее регулирования. Полагаем, что для дальнейшего повышения эффективности и качества внешнеторговой сферы Китая важно развитие и усовершенствование инновационного механизма управления СЭЗ/ЗСТ, прежде всего в рамках проекта «Один пояс, один путь», т.к. именно этот проект, оставаясь на сегодня крупнейшим, привлекающим значительное количество субъектов хозяйствования из многих стран, обеспечивает всем участникам новые возможности эффективного развития.
Библиография
- 1. Shkvarya I., Grigorenko O., Strygin A., Rusakovich V., Shilina S. The impact of the global economic crisis on Asian technology markets (India and China) // Central Asia and the Caucasus. 2016. V. 17, № 2, p. 103.
- 2. Hilpert H.G. China’s Trade Policy. Dominance without the Will to Lead. Berlin, SWP Research Paper, January 2014 - https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/research_papers/2014_RP01_hlp.pdf (accessed 25.05.2019)
- 3. Хэ М. Синьцзян: экономическая история, современность и борьба с международным терроризмом // Россия и Азия. 2018. № 2(3). С. 37-44. (Хe M. 2018. Xinjiang: economic history and modernity // Rossiya i Aziya. № 2(3) (In Russ.)
- 4. Shiping H., Sujian G. (eds.) China in the Twenty-First Century. New York: Macmillan 2007. 267 p.
- 5. Dong W. U.S.-China Trade, 1971-2012: Insights into the U.S.-China Relationship // The Asia-Pacific Journal. Japan Focus. Volume 11. Issue 24. Number 4. Jun 16, 2013. Рр. 1-15.
- 6. Савинский А.В. Внешняя торговля Китая и сотрудничество с Россией // Россия и Азия. 2017. № 1. С. 44-49. (Savinsky A.V. 2017. Foreign trade of China and cooperation with Russia // Rossiya i Aziya. № 1) (In Russ.)
- 7. Keller W., Ben L., Shiue C.H. China’s Foreign Trade: Perspectives From the Past 150 Years NBER Working Paper No. 16550, November 2010.
- 8. Гишар Ж.-П. Китайская «партия-государство» и мультинациональные фирмы. М., Новый хронограф, 2017. 2015 с. (Guichard J.-P. 2017. Chinese «party-state» and the multinational firm. M. 2015 p.) (In Russ.)
- 9. UNCTADSTAT – https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx (accessed 25.05.2019)
- 10. National Bureau of statistics of China – http://data.stats.gov.cn/ (accessed 25.05.2019)
- 11. Marine Insurance& Legal Services Liberalization in the Shanghai Free Trade Zone – https://www.chinabriefing.com/news/marine-insurance-legal-services-liberalization-shanghai-free-trade-zone/ (accessed 25.05.2019)
- 12. Huijiong W., Shantong L., Qi W. China’s ten years in the WTO: Review and perspectives // Journal of Chinese Economic and Foreign Trade Studies. June 2013. Volume 6, Issue 2. Pp. 53-69.
- 13. He L. Annual meeting in Davos 2018 – http://finance.sina.com.cn/meeting/2018-09-19/doc-ifxeuwwr5999660.shtml (accessed 25.05.2019)
- 14. Lu Zh. Analysis of opportunities and challenges of China’s foreign trade within the framework of the «One Belt and one road» strategy // China Academic Journal Electronic Publishing House – www. cnki.net (accessed 25.05.2019)
- 15. The state Council of the People’s Republic of China. «Negative list of market access» (published in 2018) - http://www.gov.cn/xinwen/2018-11/15/content_5340723.htm?_zbs_baidu_bk (accessed 25.05.2019)
- 16. National Development and reform commission – http://www.ndrc.gov.cn/fzgggz/wzly/wstz/wstzgk/ (accessed 25.05.2019)