- Код статьи
- S032150750008158-5-1
- DOI
- 10.31857/S032150750008158-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №1
- Страницы
- 4-9
- Аннотация
В статье описаны способы расширения Институтами Конфуция своего присутствия в российском образовательном пространстве в условиях приостановки открытия новых Институтов Конфуция в России. Проведен анализ создания российско-китайских образовательных ассоциаций. Сделан вывод о появлении нового инструмента «мягкой силы» Китая – ассоциации вузов, в определенной степени компенсировавшей остановку процесса открытия новых Институтов Конфуция в России.
- Ключевые слова
- «мягкая сила», российско-китайское образовательное сотрудничество, Институты Конфуция, ассоциации преподавателей и учителей китайского языка, ассоциации российских и китайских вузов
- Дата публикации
- 05.03.2020
- Всего подписок
- 37
- Всего просмотров
- 3160
Среди структурных составляющих «мягкой силы» Китая компонент «культурно-цивилизационные ценности» имеет широкий арсенал хорошо развитых инструментов, к которым относятся распространение китайского языка и культуры, научно-образовательное сотрудничество, туризм, культурная индустрия, «пандовая дипломатия», информационные технологии и СМИ, организация крупномасштабных мероприятий [9].
Одним из важнейших инструментов реализации «мягкой силы» Китая в мире по-прежнему остаются Институты Конфуция (ИК).
ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ
Согласно информации, представленной на сайте Институтов Конфуция и Государственной канцелярии по распространению китайского языка за рубежом (далее – Ханьбань), ИК являются некоммерческими образовательными организациями, совместно учреждаемыми КНР с зарубежными партнерами [1].
Динамика открытия новых ИК по всему миру следующая: по состоянию на 31 декабря 2017 г., в 146 странах (регионах) было создано 525 ИК и 1113 классов Конфуция (КК) [2], через год число стран (регионов) возросло до 154, ИК – увеличилось до 548, а КК – до 1193.
В 2013-2014 гг. Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань) была переработана созданная в 2009 г. в качестве программного документа ИК «Единая программа по обучению китайскому языку как иностранному» [4].
Новая Единая программа так же, как и предыдущая, является обязательной для ИК во всем мире и включает 4 компонента коммуникативной компетенции китайского языка («языковые знания», «речевые умения», «стратегии» и «культурная компетенция»), описанные на шести уровнях владения китайским языком [3].
Компонент «культурная компетенция» в Единой программе ИК включает такие составляющие – культурные знания; осмысление культуры; межкультурная компетенция и международный кругозор. Согласно уровневым дескрипторам1 компонента «культурная компетенция», владение данной составляющей коммуникативной компетенции китайского языка последовательно усиливается от 1-го уровня к 6-му и включает глубокие знания в области литературы, искусства, науки, идеологии Китая и в других областях; понимание базовых ценностей китайской культуры, культурных традиций и традиционных способов мышления китайцев; знание речевого этикета и речевых традиций Китая; способность выполнять роль медиатора в процессе межкультурного общения и многое другое [7; 8].
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ КОНФУЦИЯ В РОССИИ
В России, по официальной статистике, в период с 2006 по 2011 гг. было открыто 17 Институтов Конфуция и 5 классов Конфуция, после чего деятельность по открытию новых ИК и КК в нашей стране приостановилась (официальные причины не называются, официальными лицами это никак не комментируется. – Т.Г.).
Тем не менее, в 2015 г. между ИК МГУ им. М.В.Ломоносова и московской школой с углубленным изучением иностранного языка № 1293 было подписано Соглашение о сотрудничестве, в котором «стороны выразили стремление к созданию Класса Конфуция на базе ГБОУ Школы № 1293» [11]. Данный КК имеет свою страницу на портале школы № 1293, но не входит в официальный перечень КК, представленный на официальном сайте ИК КНР. А в 2018 г. КК Новосибирского государственного университета (НГУ) был преобразован в ИК НГУ, что нашло отражение на официальном сайте ИК и Ханьбань. Таким образом, количество ИК в России в 2019 г. составляет 18, а КК – 4+1.
Уже созданные ИК и КК ведут активную деятельность, направленную на расширение своего присутствия в сфере российского образования. Так, еще в 2010 г. по инициативе ИК Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) была образована Ассоциация учителей и преподавателей китайского языка Дальневосточного федерального округа (ДВФО) на базе им же созданного открытого методического объединения, о чем сообщается на сайте ИК ДВФУ2.
На сайте указано, что «общественная организация «Ассоциация учителей и преподавателей китайского языка ДВФО» является некоммерческим и независимым добровольным самоуправляемым общественным объединением, основанным на членстве и созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности их профессиональных интересов для реализации общих целей и задач.
Анализ сайта Ассоциации учителей и преподавателей китайского языка ДВФО показал, что все проводимые мероприятия Ассоциации организуются ИК ДВФУ и, в основном, касаются курсов повышения квалификации, проводимых китайскими преподавателями ИК или приглашенными китайскими преподавателями из КНР, а также методических вопросов обучения китайскому языку по учебникам китайских авторов, изданных в КНР. Кроме того, на сайте Ассоциации анонсируются языковые программы ИК ДВФУ.
Новостная лента Ассоциации за 2018 г. содержит 5 событий: 1) празднование Дня учителя Китая (общенациональный праздник в КНР, отмечается с 1985 г.); 2) анонс художественного конкурса для детей «Китай глазами российских детей» и конкурса-эссе для взрослых «Я и Китай», проводимых Китайским культурным центром (ККЦ) в Москве к 70-летию установления дипломатических отношений Китая и России; 3) новость о результатах VI Всероссийского конкурса среди школьников «Китайский язык – это мост», организуемого Ханьбань; 4) анонс курсов повышения квалификации, проводимых Штаб-квартирой Институтов Конфуция / Ханьбань для иностранных учителей и преподавателей китайского языка в 18 вузах КНР (всего 54 группы); 5) анонс курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей китайского языка Приморского края и г. Хабаровска с 30 марта по 1 апреля 2018 г. в Институте Конфуция ДВФУ.
Такое содержание деятельности Ассоциации учителей и преподавателей китайского языка ДВФО позволяет нам рассматривать данное объединение как дополнительную площадку деятельности ИК ДВФУ, направленную на интеграцию эту деятельность российских школьных учителей и преподавателей вузов.
В июле 2018 г. была создана Ассоциация преподавателей китайского языка Приволжского федерального округа (ПФО). В новостном сообщении отмечается, что «ассоциация уже получила поддержку своей деятельности со стороны Института Конфуция Казанского федерального университета, Ханьбань, а также Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования Казани» [10]. Стоит также отметить, что директором ИК КФУ с российской стороны и председателем Ассоциации является одно и то же лицо.
В марте 2019 г. ИК Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) проводил исследование, создав с помощью конструктора онлайн-опроса Google Forms Анкету по преподаванию китайского языка в России. Заявленная цель опроса: «выявить, какие сложности стоят перед преподавательским сообществом, каковы потребности преподавателей и руководства, предоставить учителям больше возможностей для обучения и прохождения курса повышения квалификации».
Анкета содержала 32 вопроса (пол, возраст, место жительства; тип организации, в которой работает опрашиваемый; его образование, должность; уровень владения китайским языком; преподаваемые предметы; мотивации преподавания; количество студентов; используемые учебники (представлен перечень преимущественно учебников китайских авторов – как адаптированных, так и нет).
В анкету были включены вопросы о том, получил ли анкетируемый официальное образование в КНР; был ли он на стажировке или курсах повышения квалификации; доволен ли он работой; что в работе приносит ему ощущение успеха и самореализации; какую поддержку он хотел бы получать от партнерского учебного заведения и соответствующих организаций в Китае; что считает основным проявлением прогресса и препятствием в области преподавания китайского языка в России за последние годы; что нужно для повышения качества преподавания китайского языка в России и др.
Среди вопросов также были: «Если бы существовала Всероссийская ассоциация преподавателей китайского языка, Вы бы в нее вступили?» и «Как Вы считаете, какими должны быть функции Всероссийской ассоциации преподавателей китайского языка?»
Данные вопросы свидетельствуют о заинтересованности российских ИК в создании Всероссийской ассоциации преподавателей китайского языка по типу ассоциаций преподавателей китайского языка ДВФО и ПФО.
Варианты ответов: 1) создавать и укреплять связи между коллегами; 2) предоставить учебные материалы, поделиться опытом преподавания и методическими наработками; 3) издавать журнал/газету по преподаванию китайского языка; 4) регулярно проводить конференции по преподаванию китайского языка; 5) организовывать курсы повышения квалификации для преподавателей, выдавать сертификаты...
Кроме создания ассоциаций учителей и преподавателей китайского языка, ИК проявляют интерес к деятельности Ассоциации выпускников и стажеров китайских вузов, созданной в 2014 г. инициативной группой китаистов Института Дальнего Востока РАН.
Проведенный нами анализ открытых источников Рунета не выявил никакой активной деятельности, проводимой данной Ассоциацией. Вместе с тем, на традиционной встрече выпускников китайских вузов 21 февраля 2019 г., проводимой ИК РГГУ в Китайском культурном центре в Москве, затрагивался вопрос работы Ассоциации выпускников и стажеров китайских вузов. В Анкете, которая предлагалась участникам для заполнения при регистрации на мероприятие, и без заполнения которой эта регистрация была невозможной, необходимо было указать: ФИО, паспортные данные, название и год окончания российского вуза, название и год окончания китайского вуза (прохождения стажировки), а также ответить на ряд других вопросов.
Одним из них был следующий: «Как Вы считаете, какими должны быть функции Ассоциации выпускников и стажеров китайских вузов?». Ответы участников анкетирования во время мероприятия представлялись на слайдах мультимедийной презентации и одновременно озвучивались ведущим.
Среди ответов российских участников анкетирования наиболее показательными были: «Развивать послевузовские связи между выпускниками, отслеживать статистику выпускников, связавших свою профессиональную деятельность именно с китайским языком, предлагать возможность повышения языкового уровня спустя несколько лет после выпуска»; «Налаживание отношений со студентами, получившими образование в китайских вузах, поддержание связей с Китаем, учебными заведениями, которые закончили студенты, сохранение полученных знаний, помощь в трудоустройстве, обмен информацией, проведение мероприятий»3.
Из сказанного следует, что ИК в России используют различные способы расширения своего присутствия в российском образовании: преобразование существующих Классов Конфуция в Институты Конфуция; создание существующими ИК новых КК; инициация создания и фактическая организация деятельности ассоциаций учителей и преподавателей китайского языка в различных федеральных округах России и др.
Кроме того, возникают и новые формы реализации идей Конфуция в российском образовании: в 2014 г. в школе-интернате «Интеллектуал» г. Москвы была открыта первая Беседка Конфуция [6]. Церемония открытия была приурочена к Годам дружественных молодежных обменов между Россией и Китаем (2014-2015 гг.).
АССОЦИАЦИЯ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ В РОССИИ
Время приостановления открытия новых Институтов Конфуция в России (2011 г.) совпадает с бумом учреждения российско-китайских ассоциаций вузов. Статистика в данной области такова: в период с 2011 г. по н.в. создано 8 профильных ассоциаций вузов и 2 региональные.
Профильные ассоциации вузов включают: Ассоциацию технических университетов России и Китая (АТУРК) (2011 г.), Российско-китайскую Ассоциацию экономических вузов (2014 г.), Российско-китайский Союз высших педагогических учебных заведений (2014 г.), Российско-китайскую Ассоциацию медицинских университетов (2014 г.), Ассоциацию ректоров транспортных вузов РФ и КНР (ARTU) (2014 г.), Российско-китайскую ассоциацию вузов культуры и искусств (2016 г.), Союз журналистских вузов Китая и России (2016 г.), Ассоциацию классических университетов России и Китая (2017 г.).
Региональные ассоциации представлены: Ассоциацией вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая (2012 г.) и Ассоциацией вузов регионов Приволжского федерального округа (ПФО) и верхнего и среднего течения реки Янцзы (2017 г.). Кроме того, в 2018 г. создана Ассоциация научно-технического сотрудничества РФ и КНР, учредителями которой выступили: с российской стороны – Уральское отделение РАН, а с китайской – Академия наук провинции Хэйлунцзян.
Очевидно, что за почти одновременным созданием такого количества ассоциаций вузов стоит некая организующая сила, а инициатива создания новой формы взаимодействия принадлежит не российской стороне. Временной период учреждения ассоциаций вузов позволяет предположить, что ассоциация пришла в Россию на смену Институтам и Классам Конфуция как менее явная, менее затратная и более продуктивная форма присутствия Китая в образовательном пространстве России.
Можно заключить, что ассоциация на сегодняшний день стала одной из основных форм сотрудничества России и Китая в области образования, придав этому сотрудничеству новое качество – качество сетевого сотрудничества. Форма двусторонних профильных и региональных ассоциаций вузов и научных организаций является специфической формой российско-китайского образовательного сотрудничества и отсутствует в практике взаимодействия России и Китая с другими странами.
Вне всякого сомнения, создание ассоциаций вузов имеет целый ряд положительных моментов:
- структурирование сотрудничества вузов двух стран по профессиональным профилям, позволяющее упорядочить процесс взаимодействия вузов одного профиля, исключить дублирование одних и тех же направлений или видов деятельности вузов в рамках одного профиля;
- включение в процесс сотрудничества в рамках отдельных профессиональных профилей вузы, находящиеся на различных территориях двух стран, а не только в приграничных и центральных регионах России и Китая, включение в процесс сотрудничества как крупных вузов, так и небольших образовательных учреждений;
- расширение форм взаимодействия профильных вузов (научные конференции, научно-исследовательскую работу, совместные образовательные программы (СОП), стажировки и др.), расширение возможностей разработки и реализации отдельной СОП за счет участия в ней большего количества вузов;
- расширение возможностей экспорта российского образования, обмена передовыми достижениями в области образования и науки;
- добавление к преимущественно образовательному формату сотрудничества вузов одного профиля научно-исследовательского формата, реализуемого на нескольких научных площадках;
- создание возможности открытия совместных научно-исследовательских центров профильных вузов, разрабатывающих отдельные тематические направления, стимулирование развития совместных фундаментальных научных исследований;
- аккумулирование передового опыта образовательного и научного сотрудничества профильных вузов.
Вместе с тем, стремительное появление во взаимодействии двух стран новой формы образовательного сотрудничества вызывает ряд вопросов.
Создание ассоциаций определено наличием у российских вузов права осуществления самостоятельной международной деятельности, не регламентированной федеральными нормативно-правовыми актами. Вопрос создания ассоциации, а тем более вопрос вступления в ассоциацию, входит в сферу компетенций российских вузов.
Алгоритм создания ассоциации крайне прост. Он включает: подписание руководителями двух вузов России и Китая, выступающих учредителями ассоциации, предварительного документа (декларации, меморандума, договора и пр.), подтверждающего намерение создания ассоциации; создание ассоциации на учредительном собрании (форуме, конференции); подписание Устава ассоциации вузами-членами ассоциации с российской и китайской стороны. Процедура создания ассоциации такова, что любой вуз России может это сделать с любым вузом Китая без каких бы то ни было на то согласований и разрешений.
Организационно-правовая форма российскокитайских ассоциаций четко не определена. Данные организации можно рассматривать как некоммерческую организацию (НКО), о чем прямо заявляют создатели трех ассоциаций: АТУРК, Российско-китайской ассоциации экономических вузов и Ассоциации ректоров транспортных вузов РФ и КНР. Определить организационно-правовую форму остальных ассоциаций не представляется возможным в связи с отсутствием в открытом доступе информации о каких-либо учредительных документах.
О конкретной форме НКО можно с уверенностью говорить лишь в отношении Ассоциации ректоров транспортных вузов РФ и КНР (ARTU), которая в Уставе заявлена как общественное объединение. Общественное объединение, согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», может быть учреждено физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями [12]. Именно поэтому ARTU заявлена как «общественное добровольное объединение, созданное представителями высших учебных заведений Российской Федерации и Китайской Народной Республики», т.е. физическими лицами, что отражено в названии ассоциации – Ассоциация ректоров транспортных вузов РФ и КНР.
Согласно указанному закону, общественное объединение может регистрироваться и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Это положение закона дает ARTU право не регистрироваться в качестве юридического лица. Ст. 47 указанного закона гласит, что «общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство» [12]. Таким образом, ARTU может быть классифицирована как международное общественное объединение.
Все остальные вузовские и научные ассоциации также не являются юридическими лицами и не значатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) Федеральной налоговой службы России. При этом сложно предположить, к какой форме НКО они относятся, и вообще – являются ли они НКО, поскольку право не регистрироваться в качестве юридического лица есть только у одной формы НКО – общественных объединений, однако общественное объединение может быть учреждено либо физическими лицами, либо общественными объединениями, являющимися юридическими лицами, к которым вузы-учредители ассоциаций, являясь государственными учреждениями, не относятся. Другие формы НКО, например, ассоциация (союз) в РФ обязательна для регистрации в качестве юридического лица, а созданные ассоциации юридическими лицами не являются.
Рассмотрение созданных российско-китайских ассоциаций как международных неправительственных организаций (НПО) также вызывает ряд вопросов, поскольку такие организации тоже должны создавать в России юридические лица. Заметим, что Минюст РФ формирует только Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, при этом общего перечня действующих на территории России иностранных и международных НПО нам найти не удалось.
Что касается создания ассоциаций учителей и преподавателей китайского языка, то здесь также существуют разные подходы. Так, Ассоциация учителей и преподавателей китайского языка ДВФУ не зарегистрирована в качестве юридического лица, а Ассоциация преподавателей китайского языка ПФО имеет государственную регистрацию и права юридического лица.
Отсутствие государственной регистрации и не приобретение прав юридического лица созданными ассоциациями не позволяют получать полную и достоверную информацию (не только новостную) о принципах организации данных объединений (в открытом доступе сети интернет находится всего один Устав ассоциации вузов и научных организаций из 11 упомянутых) и видах их деятельности, а также осуществлять контроль деятельности данных ассоциаций со стороны государства и общества.
Также необходимо отметить, что на прошедшем 4-5 декабря 2018 г. в КНР (г. Чэнду) XIII Всемирном форуме Институтов Конфуция обсуждался вопрос создания Ассоциаций выпускников ИК [5].
* * *
Китай оптимизирует организацию распространения китайского языка и культуры. С этой целью в 2013-2014 гг. была обновлена Единая программа по обучению китайскому языку как иностранному, обязательная для ИК во всем мире. Обновленная программа наполнила новым глубоким содержанием компонент «культурная компетенция», предъявив к изучающим китайский язык в ИК серьезные требования к знанию и пониманию культуры Китая.
Институты Конфуция продолжают оставаться в России одним из важных инструментов реализации компонента «культурно-цивилизационные ценности» в структуре «мягкой силы» Китая. В условиях приостановления открытия новых ИК, уже созданные находят новые формы увеличения своего присутствия в нашей стране, такие как преобразование существующих Классов Конфуция в новые ИК и создание существующими ИК новых КК.
Институты Конфуция являются инициаторами создания и фактическими организаторами деятельности ассоциаций учителей и преподавателей китайского языка в ряде федеральных округов России, что свидетельствует о глубокой заинтересованности Китая внутренними процессами обучения китайскому языку в нашей стране и стремлении принимать в них непосредственное участие. Очевидно, что в ближайшее время мы станем свидетелями попыток создания Всероссийской ассоциации преподавателей китайского языка, а также целого ряда ассоциаций выпускников Институтов Конфуция, учредителями которых будут российские граждане.
Такой инструмент «мягкой силы», в сравнении с Институтами Конфуция, обладает рядом преимуществ: ассоциация менее «агрессивна», поскольку напрямую не ставит задачи распространения китайского языка и китайской культуры, переводя фокус внимания на научно-образовательное сотрудничество; она менее затратна, т.к. в процесс сотрудничества вовлечены и китайская, и российская стороны; не привязана к одному конкретному вузу, а имеет «зонтичную» конфигурацию, позволяющую охватить большое количество образовательных учреждений России; не обладает четкой организационно-правовой формой, что затрудняет получение информации и контроль ее деятельности со стороны государства и общества.
На начало 2019 г. в разнообразные российскокитайские ассоциации интегрировано более 250 вузов России, что составляет около 1/3 численности всех вузов страны (без филиалов), а также 44 российские академические организации (из Уральского отделения РАН). Территориально деятельность трех региональных ассоциаций (двух вузовских и одной научной) охватывает 4 федеральных округа РФ (Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Приволжский).
Появление в российско-китайском образовательном сотрудничестве такой формы, как ассоциация добавило к «точечному» принципу функционирования инструментов «мягкой силы» Китая в России (при котором каждый Институт Конфуция является отдельным «центром притяжения» образовательных учреждений и субъектов в области обучения китайскому языку и культуре) «сетевой» принцип, при котором российские вузы интегрируются в сеть взаимодействия с китайскими вузами, сами становясь «точками приложения» «мягкой силы» китайского образования в неизмеримо большем количестве областей.
Библиография
- 1. About Confucius Institutes/Classrooms (In Chin.). http://www.hanban.org/confuciousinstitutes/node_10961.htm (accessed 01.03.2019)
- 2. Confucius Institutes Headquarters (In Chin.). http://www.hanban.edu.cn/hb/node_7446.htm (accessed 20.07.2018)
- 3. International Curriculum for Chinese Language Education. 2009. Beijing (In Chin.)
- 4. International Curriculum for Chinese Language Education. 2014. Beijing (In Chin.)
- 5. XIII Всемирный форум Институтов Конфуция состоялся 4-5 декабря в г.Чэнду (КНР). https://kpfu.ru/ci/xiii-vsemirnyj-foruminstitutov-konfuciya-354576.html (accessed 24.04.2019)
- 6. В Москве открыта первая в РФ Беседка Конфуция. https://www.eastrussia.ru/news/v_moskve_otkryta_pervaya_v_rf_besedka_konfutsiya/ (accessed 24.03.2019)
- 7. Гурулева Т.Л. Компетенция владения китайским языком: компонентные и уровневые характеристики. Высшее образование в России. 2018. № 7, с. 153-163.
- 8. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития. Высшее образование в России. 2017. № 7, с. 152-164.
- 9. Журавлева Е.В. Система «мягкой силы с китайской спецификой и ее особенности». Политические процессы в условиях смены экономической модели. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В: «Общество и государство в Китае в ходе реформ». Вып. 31. М., 2016. С. 140-151.
- 10. На базе КФУ развивает свою деятельность Ассоциация преподавателей китайского языка ПФО. https://kpfu.ru/imoiv/na-baze-kfu-razvivaet-svoju-deyatelnost-355886.html (accessed 24.04.2019)
- 11. Соглашение о сотрудничестве между Институтом Конфуция МГУ им. М.В.Ломоносова и ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1293». https://sch1293.mskobr.ru/files/soglashenie_s_institutom_konfuciya.pdf (accessed 20.04.2019)
- 12. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 6693/432c08625eeb297efddc5235d724a96736dbe2fe/ (accessed 05.03.2019)