- Код статьи
- S032150750009095-6-1
- DOI
- 10.31857/S032150750009095-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №4
- Страницы
- 74-78
- Аннотация
На основе информации, опубликованной в иностранных и российских источниках, в СМИ, а также проведен- ных собственных изысканий, интервью и исследований в САР, рассматриваются религиозно-духовные связи в контексте истории и распространения христианства в Сирии и России. Большое внимание уделяется географическим местам и па- мятникам этой страны, связанными с библейскими сюжетами, а также эпохой зарождения и распространения христи- анства, его влияния на формирование православного христианства на Руси и в России.
- Ключевые слова
- Сирия, Дамаск, Россия, духовные связи
- Дата публикации
- 29.05.2020
- Всего подписок
- 36
- Всего просмотров
- 2601
«НАШ ПУТЬ В ДАМАСК»
Вот он, от века назначенный, наш путь в Дамаск! Валерий Брюсов
Этими словами русского поэта обозначено понятие далеко не только географическое. Да, нашим предкам-паломникам, спокон веку шагавшим пешком в Иерусалим, миновать Дамаск было нельзя. Он был «назначен» каждому православному на пути к Гробу Господня.
В самом же Дамаске и его окрестностях находились не менее древние и значимые, чем в Иерусалиме, святыни. Сирийская столица, да и сама страна, буквально пропитаны библейскими сюжетами. Не зря же Дамаск 23 раза упомянут в Библии [1].
Арабы называют Дамаск Шам, что происходит от семитского Шем или, по-нашему, Сим – по имени старшего сына Ноя. По местным преданиям, Бог слепил Адама из глины речки Барада, протекающей по Дамаску. А в пещере на горе Касьюн, что нависает над столицей, было совершено пер- вое в истории человечества братоубийство – Каин убил Авеля [2, 4:8; 3, 5:30-33]. Не потому ли название Дамаск (Димашк) в переводе с арамейского означает кровь брата?1
В Сирии вам покажут сразу несколько мест, где похоронено, если не тело, то часть мощей Святого Георгия2. Это тот самый, хорошо знакомый россиянам Св. Георгий – всадник с копьём, совершивший «чудо о змие». Именно изображение этого сюжета является гербом Москвы.
Как уверяют православные сирийцы, могила Святого находится в 70 км на юг от Дамаска в населенном пункте Эзраа (античная Зорава). В византийскую эпоху это был довольно значительный религиозный центр с резиденцией епископа. Крупное здание из черного базальта с деревянным куполом – православная церковь Св. Георгия (VI в.), некогда бывшее языческим храмом. В апсиде, под алтарем, как утверждал настоятель храма, находятся мощи Св. Георгия.
Купол здания изначально был каменным, но обвалился во время землетрясения в начале XX в. Нынешний купол – деревянный. Материал для него был прислан в дар русским царем Николаем II, который в юности, будучи цесаревичем, посетил Ближний Восток [4]. В июле 1911 г. обновленный храм был торжественно открыт в присутствии антиохийского патриарха Григория IV (1906-1929 гг.) и русского консула в Алеппо.
В Сирийской Арабской Республике (САР) сохранились памятники-шедевры почти всех мировых цивилизаций: ассирийской, вавилонской, финикийской, эллинистической, персидской, древнеримской, византийской, арабо-исламской, средневековой западно-европейской… Недаром, знаменитый французский археолог Андрэ Парро, ставший директором Лувра, писал: «У каждого цивилизованного человека есть две родины. Одна – где он родился, другая – Сирия» [5].
Что же говорить о нас, русских, в значительной части своей православных? Все знают, что Русь в 988 г. при Великом князе Владимире приняла крещение. А кто был первым митрополитом или архиепископом Руси, знают не все. Им стал святитель Михаил Сирин. Имя говорит само за себя: родом этот византийский монах был из Сирии.
Самая ранняя информация о Сирии приходила на Русь двумя путями: через каналы русской православной церкви, имевшей связи с православными Антиохийским и Иерусалимским патриархатами, и через рассказы наших паломников, посетивших Святую землю. Некоторые из рассказов о Сирии и ее народе дошли до нас. Например, знаменитое «Хождение Даниила, игумена Русской земли», совершённое в Сирию и Палестину в 1106-1107 гг. [6]
Есть документы, свидетельствующие, что в 1652 г. Дамаск посещал келарь Троице-Сергиевской лавры Арсений Суханов. Данные, которые ему удалось собрать, явились основанием для внесения важных изменений в богослужебные книги и церковные обряды на Руси.
Возможно, самым первым светским сочинением о Сирии стали «Дневные записки путешествия из острова Пароса в Сирию флота капитана Сергея Плещеева, в исходе 1772 лета». Они были опубликованы в конце XVIII в. [7].
С началом XIX в. В России появляются серьёзные научные труды о Сирии. Например, работа А.А.Рафаловича «Записки русского врача, отправленного на Восток». А подполковник русской армии П.П.Львов составил весьма ценные военно-топографические обозрения.
Первыми дипломатическими документами, касающимися Сирии, можно назвать консульские донесения и отчёты российского диплома и востоковеда К.М.Базили. Он был одним из тех, благодаря кому в Сирии заработала православная типография. Даже дом этого российского консула в «сирийском портовом городе» Бейруте в 40-е - 50-е гг. XIX в. стал своеобразным культурным центром для представителей сирийской православной общины. Базили способствовал открытию при местных религиозных центрах порядка 20 православных школ. Более того, российскому консулу удалось также в буквальном смысле слова спасти православных арабов города Захле от погрома мусульманских фанатиков. Что говорит о необычайно высоком авторитете российского дипломата [8].
В свою очередь, сирийцы также проявляли большой интерес к далёкой России. По словам академика И.Ю.Крачковского, уже в XVI в. взоры определённых кругов сирийской интеллигенции «начали обращаться к России» [9]. В XVII в. в Россию дважды (в 1654-1656 и 1666-1668 гг.) приезжал Патриарх Антиохийский Макарий. Подробно эти путешествия описал сын патриарха Макария Павел [10].
Ещё до недавнего времени каждый 8-й гражданин Сирии был приверженцем христианской веры, причём большей частью ортодоксальной, т.е. православной. А до прихода сюда в VII в. Арабов-мусульман практически все население Сирии и Палестины составляли христиане.
Дамаск, как и Иерусалим, – колыбель христианства. Отсюда и началось распространение христианства по миру – благодаря апостолу Павлу. До крещения он носил имя «Савл» и был воинствующим фарисеем, преследуя первых христиан. С целью их истребления он отправился из Иерусалима в Дамаск. Но, как говорится в «Деяниях святых Апостолов», на пути в Дамаск был сражён ослепительным светом, упал с лошади и услышал голос Всевышнего: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?».
В пригороде Дамаска, у селения Каукаб, находится то место, где Савл, упав с коня, услышал голос с небес. Там сегодня стоит современное здание оригинальной формы – храм Озарения Павла. Он построен в 1965 г. на средства Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь же и 5-метровый памятник апостолу Павлу – работа российского скульптора Александра Рукавишникова: бронзовый апостол Павел на гранитном постаменте с Новым Заветом в руках. Его открыли в 2005 г. Отсюда и начался путь уже не Савла, а апостола Павла. Важно понимать, что это – новая точка отсчёта не только в жизни Павла, но и во всемирной истории: начало распространения христианства.
С тех пор выражение «Путь в Дамаск» обозначает поворотный пункт, водораздел – событие, знаменующее уникальную историческую перемену. Дамаск для христианина – город внутреннего преображения, символ начала новой жизни. Путь в Дамаск – это путь к истине, путь к добру. Так раскрывают полное и подлинное значение этих слов христиане Сирии.
Под сводами старейшей, знаменитой и самой красивой мечети арабского мира Омейядов (бывшей до того сначала византийским Собором Святого Закария, а затем Иоанна Крестителя), хранится святая реликвия – голова пророка Иоанна Крестителя (по-арабски Яхья). Подобие часовни-усыпальницы с реликвией внутри находится в огромном молельном зале. Каждый посетитель мечети, будь он мусульманин, христианин, местный или турист, стремится дотронуться до решетки этой усыпальницы. Крайне редко открываются двери часовни – лишь для самых почетных гостей. Таким в дни Рождества в 2020 г. стал президент Владимир Путин, посетивший Дамаск [11].
ТАМ РУССКИЙ ДУХ…
Путешествуя по Сирии, посещая храмы и монастыри, можно любоваться не только византийскими, но и русскими иконами, поднесёнными в дар нашими предками, и слышать звон колоколов, отлитых русскими мастерами. Многие перекрытия сирийских храмов сделаны из сибирского кедра, русскими плотниками возведены церкви, восстановленные после землетрясений или разрушений от рук турок-османов.
В 22-х км от Дамаска, у городка Сейдная, открывается захватывающий вид на скалистый холм, вершину которого венчает знаменитый православный монастырь Сейднайской Божьей матери – самый крупный женский монастырь в Сирии: там обитают до полусотни монахинь и послушниц. В 1901 г. российское Императорское православное палестинское общество пожертвовало монастырю колокола. По количеству паломников монастырь стоит в числе первых на Ближнем Востоке.
Стены священной часовни увешаны иконами (утверждают, что некоторые относятся к VII в.), золотыми и серебряными лампадами, изображениями частей тела, исцеленных Богородицей (считается, что икона помогает от бесплодия, глазных заболеваний и паралича). Все это – дары верующих, в т.ч. наших соотечественников, посещавших Сейднаю. Одна из «русских икон», по утверждению монастырских сестер, плачет, предвещая периоды бедствий и катастроф. Так было в начале июня 1967 г. накануне арабо-израильской войны, а затем – накануне американского вторжения в Ирак...
В нескольких километрах, на одной из самых высоких точек хребта Каламун (2011 м), возник древнейший монастырь – Дейр Шерубим3. После покорения мусульманами Сирии (начало VII в.) монастырь был покинут и пришел в запустение. Только в 1982 г. началось его восстановление. А несколько лет назад во время вооруженных столкновений в ходе гражданской войны здесь была установлена скульптура Христа высотой более 30 м работы Александра Рукавишникова. На дни монтажа гигантской скульптуры все враждующие стороны остановили боевые действия, чтобы статуя обрела своё место...
Недалеко от Сейднаи, в селенье Маалюля, расположены самые древние в мире мужской монастырь Св. Сергия и женский – Св. Теклы (Фёклы) – ученицы апостола Павла.
Мы помним, как преподобный Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. От святого и пошло впоследствии имя, которое стало столь распространённым на Руси. А в честь кого русский монах-чудотворец (в миру Варфоломемй) принял имя Сергий?
Имя это было им взято в честь одного из первых христианских мучеников Сирии. Римский легионер Сергий и его брат Бахус были одними из первых тайных приверженцев христианской веры. Сергий жил в III-IV вв. н.э. во времена императора Диоклетиана в Сирии, в городе Рецеф (поарабски Расафа) [12]4. Он отказался отречься от веры, и после ужасных пыток был казнён. А христианский мир приобрёл нового мученика – святого Сергия. Вскоре Расафа, где его казнили, становится местом паломничества, её переименовывают в город Сергиополис.
В России также хорошо знают и почитают Симеона Столпника. Многие церкви носят его имя. И этот святой тоже родом из Сирии. Он родился в 389 г. и был простым пастухом. Следуя внушению свыше, стал монахом в одном из монастырей и решил уединиться на ближайшей горе. Сначала он приковал себя к большому камню, а потом постепенно наращивал высоту – получился «столп» высотой в 16 м. Монах провел на столпе 37 лет. Слава об отшельнике распространилась по всему христианскому миру, и даже с Британских островов прибывали верующие за советом и утешением. Симеон стал зачинателем нового направления в христианском подвижничестве – столпничества, и имел немало последователей.
ПОРОДНЕННЫЕ ПРАВОСЛАВИЕМ, КУЛЬТУРОЙ И ЯЗЫКОМ
Предки наши не только спокон веку защищали христиан от угнетателей на сирийской земле, но и строили там русские школы. При поддержке Императорского православного палестинского общества в начале ХХ в. в построенных им школах училось 11 тыс. арабских детей [13]. Это Общество было создано в 1882 г. Под его эгидой была создана сеть православных школ и педагогических училищ в Сирии, Ливане и Палестине, в которых работали и русские преподаватели. Это способствовало росту интереса к России со стороны арабского населения Сирии. Как писал академик И.Ю.Крачковский, школы Общества «по своим педагогическим установкам часто оказывались выше богато оборудованных учреждений разных западноевропейских и американских миссий. … В дальнейшей деятельности питомцев прикосновение к русской культуре, русской литературе оставляло неизгладимый след на всю жизнь...» [9].
Наиболее одаренные выпускники таких школ за счёт Общества отправлялись на учёбу в Россию. Всемирно известный арабский писатель Михаил Нуайме был как раз выпускником такой школы. Сирийцев, учившихся в России по линии ИППО, было немало. [14]. Именно публикации российских востоковедов о трудах Михаила Нуайме способствовали росту всемирной известности писателя.
Российская арабистика, считающаяся одной из самых сильных в мире, стала таковой благодаря связям России с Сирийским регионом (нынешние Ливан, Иордания и Палестина). Такие учёные-арабисты с мировыми именами, как И.Ю.Крачковский, А.Е.Крымский, О.И.Сенковский и другие выезжали туда и посвятили этому интереснейшему региону свои научные труды. Российские востоковеды своими переводами и публикациями, в т.ч. и на европейских языках, способствовали тому, что в научный оборот были введены произведения великих арабских писателей эпохи древности, средневековья и арабского просвещения.
Не только первыми священнослужителями, но и, кстати, первыми преподавателями арабского языка в России стали выходцы из Сирии. Достаточно вспомнить профессора мусульманского права ориенталиста Иринея Нофаля, приехавшего в Россию в 1860 г., преподававшего в учебном отделе восточных языков Министерства иностранных дел [15].
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью интернет-сайту ИППО заявиk, что МИД занимается «восстановлением позиций Императорского Православного Палестинского Общества, которое отвечает коренным интересам российского государства, благородной задаче сохранения преемственности нашей истории». ИППО, по его словам, – очень важный инструмент укрепления позиций России – дополнительное общественное измерение нашей дипломатии на этом важном направлении.» [16]. С.Лавров сообщил, что в планах МИД и ИППО – строительство русской школы в Дамаске. Так что традиции ИППО продолжают жить. Тому могут быть подтверждением и слова постпреда Сирии при ЮНЕСКО Лямиа Шаккур, которая приветствовала участие ИППО в деятельности по возрождению и сохранению сирийского культурного наследия: «Неоценимо внимание России к историческим и культурным объектам Сирии, готовность их защищать. Это то, что объединяет нас с Российской Федерацией» [17].
«НАМ НЕЛЬЗЯ ДРУГ БЕЗ ДРУГА»
Россию и Сирию объединяет многое. В отличие от европейцев, Россия никогда не воевала с арабами. Более того, – у нас были общие враги. Мы одновременно – каждый на своей земле – отражали нашествия татаро-монгольских орд, рыцарей-крестоносцев, а позже – османских, наполеоновских, английских завоевателей…
О значении, которое придавала Россия отношениям с Сирией, свидетельствует тот факт, что до 1914 г. она имела там 7 консульских представительств в таких крупнейших городах, как Дамаск, Алеппо, Хама, Латакия, а также считавшимися тогда сирийскими – Бейруте, Сайде, Триполи.
В ХХ в. СССР стал надёжным союзником и защитником арабов в их борьбе за освобождение от колонизаторов, а затем – в противостоянии, как тогда говорили, «силам мирового империализма, международного сионизма и арабской реакции».
В каждой сирийской семье кто-то, так или иначе, связан с Россией или СССР: либо учился у нас, либо работал совместно с русскими инженерами и строителями на возведении плотин, электростанций, мостов, железных дорог. А кто-то служил в армии, где овладевать боевой техникой помогали наши специалисты.
Дамаск всегда, как говаривали раньше, был с Москвой в одном окопе. Даже в те времена, когда Россия, в начале 1990-х гг., стала заигрывать с Западом. Несмотря на то, например, что в годы чеченских войн практически все арабские страны выступили в поддержку чеченских единоверцев, САР заняла в конфликте пророссийскую сторону. Отличную от остального мусульманского мира точку зрения Дамаск имел и в ходе югославского конфликта, поддержав Москву, выступившую на стороне сербов.
В Сирии десятки тысяч выпускников советских и российских вузов. В мою бытность работы в Сирии в 1988-1996 гг. они решили создать ассоциацию – выпускников советских вузов. Однако получить разрешение властей оказалось сложно. Выяснилось, что количество желавших примкнуть к Ассоциации сирийцев-выпускников превосходило численность некоторых политических партий САР! И только вмешательство тогдашнего президента Хафеза Асада дало путевку в жизнь этой организации, ставшей серьёзной опорой России в этой стране. Большинство выпускников женаты на русских (советских) женщинах. В их семьях по несколько детей. Сейчас в САР насчитывается порядка 150-200 тыс. владельцев российских паспортов.
Неудивительно, что сегодня в Сирии, после долгих лет совместной сирийско-российской борьбы против международного терроризма, принята программа, в соответствии с которой русский язык становится обязательным для изучения в школах. Мне удалось получить точные цифры от руководителя Русского центра при Дамасском университете Светланы Зазы. Она сообщила, что в этом (2020) учебном году русский язык изучают более 24 тыс. учащихся в 209 школах Сирии.
А в ноябре 2014 г. при гуманитарном факультете Дамасского университета было открыто отделение русского языка. Уже состоялось два выпуска. Выпускники успешно работают в местных школах, учатся в магистратуре российских вузов.
«Нам нельзя друг без друга, – сказал как-то о народах Сирии и России бывший министр обороны Сирии ныне покойный генерал армии Мустафа Тлас. – Мы, как братья, и состоим мы из одной плоти. Даже названия наших стран по-арабски «Сурия» и «Русия» – не только созвучны, но и пишутся одними и теми же буквами по-арабски – стоит лишь только поменять местами буквы «р» и «с». Россия всегда заступалась за своих близких, друзей и союзников, когда к ним приходила беда…»5.
Да, был период, после распада СССР, когда эту традицию сочли устаревшей и не отвечавшей духу времени. Говорили, что, мол, то был не деловой и не прагматичный подход. Так, Москва допустила раздел Югославии, позволила американцам прибрать к рукам Ирак и Афганистан, оставалась в стороне, когда «арабская весна» при поддержке Запада сметала режимы Каддафи в Ливии и Мубарака в Египте…
Но когда Сирия – «вторая родина каждого цивилизованного человека» – оказалась перед угрозой уничтожения террористами, у России вдруг «как бы чешуя спала с глаз». Она, наконец, словно прозрела: оказывается, существуют не только прагматизм, выгода, доход и обывательское «моя хата с краю». Живы ещё понятия дружбы, братства, верности, чести.
Россия не просто вспомнила про «путь в Дамаск», но встала на него. На путь просветления и истины, прозрения и совести.
Библиография
- 1. Библия онлайн. Дамаск. https://bible.by/symphony/word/5/106/ (accessed 25.01.2020)
- 2. Библия. Книга «Бытие». http://bibliya-online.ru/kniga-bytiya-chitatonlayn/) (accessed 12.02.2020)
- 3. Коран. https://quran-online.ru/5/saadi) (accessed 10.02.2020)
- 4. Российская империя в эпоху правления императора Николая II. События и мифы. http://epoha-nikolaya-2.ru/император-николай-ii-и-ближнийвосток/ (accessed 29.12.2019)
- 5. The Syria Times. 29.08.2019. http://syriatimes.sy/index.php/tourism/43379-andre-parrot-every-human-has-twohomes-his-own-and-syria (accessed 01.02.2020)
- 6. Житие и хождение Даниила, игумена русской земли. Перевод М. А. Веневитинова. http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-ruslit/text/zhitie-i-hozhdenie-daniila.htm (accessed 06.02.2020)
- 7. Национальная историческая энциклопедия. https://interpretive.ru/termin/plescheev-sergei-ivanovich.html (accessed 26.03.2019)
- 8. Колобов О.А. Константин Михайлович Базили и русское консульство в Бейруте. https://www.ippo.ru/historyippo/article/konstantinmihaylovich-bazili-i-russkoe-konsulstvo-200365 (accessed 30.03.2019)
- 9. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л., Изд. АН СССР, 1955. Т. 1. С. 55. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KRACHKOVSKIY_Ignatiy_Yulianovich/_Krachkovskiy_I.Yu..html#0002 (accessed 15.03.2020)
- 10. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века (Journey of Patriarch Macarius of Antioch to Russia in the half of the XVII century) (In Russ.). https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/puteshestvieantiohijskogo-patriarha-makarija-v-pocciyu-v-polovine-17-veka/5_10 (accessed 20.03.2020)
- 11. РИА Новости. 07.01.2020. https://ria.ru/20200107/1563170432.html (accessed 11.02.2020)
- 12. Большая Российская Энциклопедия. Расафа. https://bigenc.ru/archeology/text/3493851 (accessed 23.01.2020)
- 13. Лисовой Н.Н. Императорское православное палестинское общество. Школьная деятельность ИППО в Палестине. https://www.ippo.ru/old/history/school/s/2/index.html (accessed 24.12.2019)
- 14. Нуайме М. Мои семьдесят лет. М., Наука, 1980, с. 11.
- 15. Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями. С. 43. https://ruread.net/book/45380/43/ (accessed 31.03.2019)
- 16. Лавров С.В. Интервью интернет-сайту ИППО. https://www.ippo.ru/news/article/ministr-inostrannyh-del-rossii-sergey-lavrov-dal-i-402035 (accessed 26.03.2019)
- 17. Шаккур Лямиа. Интервью интернет-сайту ИППО. https://www.ippo.ru/russia/article/postpred-sirii-pri-yunesko-vnimanie-k-istorii-obed-401859 (accessed 26.03.2019)