Пропаганда хуситов в Йемене: калька с ливанской «Хезболлы» или самостоятельный продукт?
Пропаганда хуситов в Йемене: калька с ливанской «Хезболлы» или самостоятельный продукт?
Аннотация
Код статьи
S032150750009543-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бурт Анастасия Андреевна 
Должность: соискатель
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
21-27
Аннотация

Проводится сравнительный анализ средств и методов, которые использует движение «Ансарулла» в Йемене и «Хезболла» в Ливане в борьбе за общественное мнение внутри своих стран. Задача понять, как, спустя 5 лет после на- чала военной операции арабской коалиции против хуситов, они по-прежнему удерживают власть в столице.

Исследование  основано  на  личном  опыте  работы  в  Йемене,  посещении  провинции  Саада  в  разгар  боевых  действий в 2016 г., общении с жителями, с политическим руководством движения хуситов и с бывшим президентом Йемена Али Аб- даллой Салехом.

Ключевые слова
Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Иран, «Ансарулла», хуситы, «Хезболла», пропаганда, информа- ционная война
Классификатор
Дата публикации
23.06.2020
Всего подписок
36
Всего просмотров
3081
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Начавшаяся пять лет назад в Йемене война стала прямым следствием «арабской весны», когда в 2012 г. в результате массовых протестов, покушения и давления извне в отставку после 34 лет нахождения у власти ушел президент страны Али Абдалла Салех (1942-2017). Он передал полномочия своему заместителю Абд Раб Мансуру Хади, который должен быть реализовать реформы, изменить конституцию и провести свободные выборы.
2 Но вместо переходного периода в Йемене началась борьба за власть, верх одержали хуситы. 25 января 2015 г. Абд Раб Мансур Хади подал в отставку (через месяц он отозвал заявление), а 24 марта 2015 г. бежал из Йемена.
3 Это произошло за два дня до начала вторжения арабской коалиции1. Цель военной операции – восстановить А.Хади в кресле президента и лишить власти хуситов, которые составляют около трети населения Йемена.
1. Всостав коалиции в 2015 г. вошли Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Иордания, Судан, Египет, Марокко, Пакистан, Сенегал, Малайзия. Логистическую поддержку и разведданные предоставили США (прим. авт.).
4 Костяк их движения – зейдиты, живущие на северо-западе страны и вдоль границы с Саудовской Аравией2. В конце 1980-х гг. началась их самоорганизация в ответ на агрессивное навязывание на их территориях чуждых им идей салафизма3.
2. Зейдиты – последователи учения Зейда ибн Али, жившего в VIII в., основателя умеренного течения шиитов (прим. авт.).

3. Салафизм – суннитский «исламский фундаментализм (прим. авт.).
5 В 1990 г. была создана партия «аль-Хак» («Правда»), в которую вошел сын влиятельного религиозного деятеля Хусейн Бадр аль-Дин альХуси. Он же стал одним из основателей движения«Верующая молодежь», которая объединяла различные ассоциации, спортивные клубы, летние школы и лагеря. Их целью было возрождение традиций и преподавание истории зейдитов.
6 Быстро растущая популярность и авторитет Хусейна аль-Хуси вызывали беспокойство в Сане. В 1993-1997 гг. аль-Хуси, будучи членом Депутатского собрания от провинции Саада, открыто критиковал президента Салеха. В 2004 г. он снова обвинил его в продвижении интересов Соединенных Штатов в стране. В ответ йеменские власти попытались арестовать аль-Хуси, что привело к вооруженному конфликту между его сторонниками и правительственными войсками.
7 После убийства в 2004 г. Хусейна аль-Хуси движение вначале возглавил его отец, а затем брат – нынешний лидер Абдул-Малик Бадр альДин аль-Хуси. Тогда же за ними закрепилось название «хуситы».
8 В 2010 г. с властями Йемена было подписано соглашение о мире, но уже через год хуситы приняли участие в свержении президента Салеха. Через три года после начала иностранной интервенции бывшие враги вновь стали союзниками. Несмотря на экономическую блокаду, голод, бомбардировки, боевые действия и убийство Салеха, хуситы на протяжении 5 лет удерживают власть в столице Сане.
9 Их успех часто увязывают с возможной поддержкой со стороны Ирана.
10 Вообще, о йеменской войне мировые СМИ вспоминают обычно лишь тогда, когда в очередной раз возникает необходимость обвинить Иран в дестабилизации региона и ведении прокси-войн. Тезис о том, что Исламская республика поддерживает хуситов, подается как непреложный факт в арабской или европейской прессе [1; 2]. Нередко можно встретить определение «шиитские повстанцы». Формально хуситов относят к шиитской ветви ислама, но во многих вопросах их учение схоже с суннизмом.
11 Попытки «привязать» хуситов к Ирану через религию автор считает ошибочными. Еще один аргумент сторонников версии о тесных связях с Ираном – почитание хуситами иранской революции 1979 г. и частые визиты Хусейна аль-Хуси в Исламскую республику.
12 Тезис об особом характере отношений хуситов с Ираном не раз звучал со стороны властей Йемена, а после начала интервенции его подхватили и США, заявив о поставках хуситам иранского оружия. Причем первые упоминания этой версии появились еще во время войн между хуситами и правительственными войсками (2004-2010 гг.).
13 В октябре 2009 г. власти Йемена заявили о перехвате в своих территориальных водах иранского корабля с противотанковым оружием, которое, как утверждалось, предназначалось хуситам. Но и Тегеран, и сами хуситы эти заявления опровергли. В том же 2009 г. в телеграмме, которая была отправлена из посольства США в Йемене, содержались данные, что хуситы получают свое оружие с йеменского черного рынка и армейских складов [3].
14 Тезис, что хуситов тренирует «Хезболла» или иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР), также весьма сомнительны. У хуситов, учитывая историю шестилетних войн, накопилось много боевого опыта. Интересен другой момент. Как им удалось закрепиться в наиболее густонаселенных провинциях Йемена и удерживать власть, даже несмотря на разлад с Салехом? К удивлению многих экспертов, на призыв бывшего президента в 2018 г. сбросить хуситов откликнулось довольно мало его сторонников.
15 Автор статьи считает, что причина – грамотное использование хуситами других средств СМИ и пропаганды, в чем можно проследить ливанский след. За основу взят опыт работы «Хезболлы» во время ливано-израильской войны 2006 г., проводится сравнительный анализ средств и методов, которые использует ливанская «Хезболла» и хуситское движение «Ансарулла» в борьбе за общественное мнение внутри своих стран.
16 Эта работа насколько эффективна, что во многом именно благодаря ей хуситам удалось неожиданно для многих экспертов и союзников укорениться в Сане несмотря на продолжавшуюся войну и колоссальное экономическое давление извне.
17

У НИХ ОДИН БОГ

18 Обращает на себя внимание сходство в названиях: «Хезболла» – «партия Бога». «Ансарулла» – «сторонники Бога». Флаги у них разные, но идеи похожи. «Хезболла» – ярый противник Израиля, США и западных ценностей. Лозунг хуситской «Ансаруллы» уходит корнями в иранскую революцию 1979 г. США оказывали поддержку шаху [4]. Тогдашний советник лидера аятоллы Рухоллы Хомейни – Мохсен Сазегара, задача которого была организовывать демонстрации и забастовки, пытался объединить людей единым слоганом. Его вариант – «Шах должен уйти» – в народе мутировал сначала в «Смерть Шаху», а позже – в «Смерть Америке». «Ансарулла» трансформировала эту идею в следующее – «Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие иудеям, победа за исламом».
19 Проклятия в адрес Израиля тоже идут из 1979 г., когда в Исламской республике появился день Аль-Кудс – день солидарности с борьбой палестинцев. Вскоре эти идеи вышли за пределы Ирана и распространились в исламском мире – от Афганистана до Северной Африки. Эти же идеи взяла за основу «Хезболла».
20 В Йемене впервые лозунг прозвучал в январе 2002 г. в школе аль-Хади в местечке Марран. Лидер зейдитов – Хусейн Бадр аль-Дин аль-Хуси - произнес слоган, когда увидел фотографию погибшего палестинского мальчика на руках у отца во время второй интифады 2000 г. [1; 5].
21 С тех пор этот лозунг звучал на всех пятничных молитвах и во время протестов против войны в Ираке, которую президент Йемена Али Абдалла Салех поддержал. Этим же лозунгом хуситы встречали в 2003 г. у себя, в провинции Саада, главу Йемена во время его остановки на пути в Мекку для совершения хаджа. Эти же слова в марте того же года скандировала многотысячная толпа в Сане у стен посольства США [6]. Теперь этим лозунгом хуситы заканчивают любые видеоролики и выступления на публике, а строки стали официальным символом движения. При этом стоит отметить, что если «Хезболла» не раз открыто воевала с Израилем, то хуситы подчеркивают, что их лозунг носит, скорее, символический характер.
22

КУЛЬТ ЛИДЕРА

23 Схожа во многом и система общения лидеров движения «Хезболла» и «Ансарулла» с народом. За обоими ведется непрерывная охота со стороны их противников, оба вынуждены скрывать свое местонахождение и в основном обращаться к людям с экрана. Фон за обоими чаще синий. В исламе этот цвет ассоциируют с защитой, надеждой и раем. Слева на экране обычно представлена тематика обращения, чему посвящена речь. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла много жестикулирует, говорит экспрессивно, переходит на повышенные тона, поднимает вверх указательный палец [7]. Те же движения, та же мимика, даже похожая интонация и в речах Абдул-Малика альХуси [8].
24 Общие враги для обоих лидеров – Израиль, США, террористические группировки ИГИЛ и «Аль-Каида». «Ансарулла» добавляет к этому списку еще и Великобританию, поскольку и Лондон с первого дня подержал военную интервенцию арабской коалиции и увеличил поставки вооружений Саудовской Аравии: за первый год операции «Буря решимости» (2015-2016 гг.) продано вооружений на 3,3 млрд евро. В 2017 г. поставки выросли еще на две трети [9]. США помогли коалиции военными советниками, разведданными и оружием. Американские бомбы продолжают активно использоваться в этой кампании.
25 Хасан Насралла и Абдул-Малик аль-Хуси считают, что страны региона зачастую ведут свою политику по указке и в угоду Вашингтону, стремясь завладеть территорией, ресурсами, стратегическими точками на геополитической карте. Оба – против американской культуры, которую навязывают повсеместно. Оба – за исламские ценности, которые в некоторой степени вполне совпадают с западными. Риторика Хасана Насраллы гораздо более воинственна и агрессивна. К примеру, регулярно звучат угрозы уничтожить Израиль. Выступления Абдул-Малика аль-Хуси, скорее, сводятся к объяснению своего видения ситуации.
26 Разъясняются позиции «Ансаруллы», главная задача которой, по его словам, восстановление суверенитета Йемена и его независимости. Речи пронизаны здоровым национализмом. Нередко звучат призывы к Саудовской Аравии и ОАЭ одуматься, прекратить бесполезные бомбардировки и не следовать в фарватере политики США. Все это приправлено угрозами точечных ракетных ударов. При этом заявляется право на самоопределение Йемена, звучат требования уважать его идентичность, традиции, веру.
27 Оба лидера не раз выражали друг другу симпатию и подтверждали в речах общее видение на происходящие события на Ближнем Востоке [10].
28 Против обоих оппоненты использовали классический метод дезинформации – каждый раз, когда Хасан Насралла или Абдул-Малик альХуси исчезали из поля зрения на неопределенный срок, про них писали, будто они погибли или готовятся бежать, болеют или находятся при смерти в больницах. Каждый раз такие сообщения не подтверждались, но опровержений не следовало.
29 Хуситы также значительно расширили количество национальных праздников на подконтрольной территории (в их руках находятся наиболее густонаселенные северные и центральные провинции Йемена). С одной стороны, резко увеличили число религиозных торжеств. К примеру, с размахом отмечали очень важный для шиитов «ид аль-Гадир» – день, когда двоюродный брат пророка Мухаммеда имам Али был назван религиозным авторитетом. С другой стороны, что интересно в контексте пропаганды, с таким же национальным размахом решено отмечать даты, важные для партнеров по коалиции, например, в 2019 г. праздновали 37 лет со дня основания партии Всеобщий народный конгресс, лидером которой до недавнего времени был Али Абдалла Салех.
30 Это, безусловно, сплачивает людей разных политических взглядов вокруг хуситов и создает общее панарабское религиозно-культурное самосознание в противовес навязываемой глобализации Ближнего Востока. Этому способствуют и торжества по случаю дня солидарности с палестинцами, теперь тоже очень масштабные, так же, как и в Иране. При этом в Йемене на каждое подобное торжество Абдель-Малик аль-Хуси выступает с речью-обращением, которое транслируется повсюду, и следом выкладывается в Интернет.
31

РАБОТА С «КАРТИНКОЙ»

32 Учитывая высокую степень неграмотности населения Йемена, наиболее эффективные методы распространения информации – телевидение и радио. У движения «Ансарулла» есть свой телеканал – «аль-Масира» (Марш). Впервые он вышел в эфир 23 марта 2012 г. на египетском спутнике Nile Sat. Вещает не только на Йемен, но и на соседние страны региона.
33 Основа сетки – новостные выпуски, политические ток-шоу, религиозные программы, документальные фильмы и культура. Интересно, что головной офис и запасные студии находятся в Южном Бейруте в том же здании, что и офис телеканала «Хезболлы» – «аль-Манар» (Маяк) [11].
34 Сайт телеканала «аль-Масира» представлен на двух языках – арабском и английском. Все репортажи и новости идут на обоих языках, следовательно, информация может доходить и до западной аудитории. Отличительной особенностью новостных выпусков являются ролики боевых действий на передовой.
35 В сюжетах подчеркивается высокий боевой дух и смелость бойцов. На одних кадрах хуситы из противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) уничтожают саудовскую технику, саудовские солдаты разбегаются врассыпную. На другом – хуситы, используя лестницу, взбираются на утес, откуда уничтожают застигнутых врасплох саудовских военных. Выкрики «сдавайся, саудит, ты окружен» даже легли в основу популярной песни, став ее припевом. Враг высмеивается, ролики заканчиваются скандированием лозунга хуситов.
36 Такие видео формируют у аудитории имидж неуязвимого в йеменских горах хуситского бойца, против которого бомбардировки бесполезны, а наземные войска коалиции бессильны. При этом данные о потерях среди своих войск обычно замалчиваются.
37 Ролики получают широкое распространение благодаря мобильным телефонам, их пересылают друг другу, обеспечивая просмотры на всей территории Йемена и за рубежом. Телеканал «аль-Масира» приводит ежедневную сводку с фронта, рапортует даже об успехах в создании нового, более точного оружия; в качестве доказательств транслируются кадры запусков ракет, которые предположительно были выпущены по территории Саудовской Аравии. Все это сопровождается объяснениями, что запуски – вынужденный ответ на продолжающиеся бомбардировки Йемена.
38 Обращает на себя внимание жесткий контроль за информацией со стороны движения «Ансарулла». Иностранной прессе снимать своих бойцов они запрещают. Попасть на фронт невозможно, автор проверил это на своем опыте. Разрешено документировать последствия бомбардировок, гуманитарную ситуацию, беженцев, мирную жизнь на подконтрольных хуситам территориях. При этом данные о количестве погибших своих бойцов не разглашаются.
39 Такой же контроль вводила группировка «Хезболла» во время войны с Израилем в 2006 г. Никому не позволяли снимать бойцов «Хезболлы», но широко освещались последствия ударов израильской армии. В итоге, у зрителя складывалось впечатление, что израильские солдаты воюют с призраками и просто разрушают инфраструктуру Ливана, бьют по мирным жителям.
40 Приведу пример типичного противостояния в информационной войне между Израилем и «Хезболлой».
41 Новостной репортаж складывался из следующего: журналисты вместе с израильским спецназом идут в рейд ночью. Те издалека обнаруживают дом, в котором, по данным военных, засели боевики. Координаты передаваются авиации, та наносит удары. А утром весь мир облетали кадры, снятые прессой уже по ту сторону фронта, – кадры разбомбленного в Ливане дома, люди разбирают завалы, мимо проносятся кареты скорой помощи. Выяснялось, что снаряды попали в бомбоубежище, где прятались мирные люди. Кадры погибших женщин, детей вызывали вопросы и вынуждали израильское командование оправдываться, заявлять, что боевики успели уйти.
42 Та же ситуация повторяется в Йемене. Типичный репортаж саудовских телеканалов выглядит так – съемки на военном аэродроме, летящие самолеты, удары по целям с воздуха. Отдельные попытки снять «человеческую историю» на земле выглядят неубедительно.
43 Взять, к примеру, репортаж телеканала «альАрабия» [12]. Мужчина обвиняет хуситов в убийстве детей, затем показано большое количество мин, разбитая лодка (учитывая йеменские реалии, не факт, что причина этого – мина), далее военный утверждает, что задача повстанцев – убивать, следом показывают госпиталь, где французский хирург объясняет по-французски детали проведенной операции. Травму ребенок получил, по его словам, в результате подрыва на мине в поле.
44 Для сравнения – репортаж телеканала «альМасира» [13]. Снято, что называется, по горячим следам. Местные жители, еще не успев отереть пот и кровь с рубашек, рассказывают о том, что удар коалиции пришелся на жилые дома. На земле разорванные тела женщин и детей, кадры шокируют, на часть из них пришлось накладывать мозаику, искреннее возмущение живущих там людей. Такой репортаж не оставляет вопросов о том, кто агрессор, а кто жертва.
45 Этот метод работы с информацией хуситы, очевидно, заимствовали у «Хезболлы». Все разрушения и последствия авиаударов тщательно фиксируются. Кадры разбитых ударами с воздуха мостов, автомобильных дорог, бензоколонок, административных и общественных зданий, школ, часто единственных на всю округу, электростанций и промышленных предприятий в дополнение к страдающим мирным людям, вызывают вопросы у зрителя как в самом Йемене, так и за рубежом.
46 Последствия блокады, кадры голодающих детей, беженцев попадают уже в сводки мировых новостей. Цели коалиции становятся все менее понятны простому зрителю. Складывается ощущение, что задача – максимально разрушить Йемен. По аналогии с войной 2006 г., в ответ на сообщения коалиционных войск об очередных ударах по позициям повстанцев, из Йемена приходят кадры погибших мирных людей. Об ударах по свадебной церемонии, школьному автобусу, больнице «Врачей без границ«, панихиде, когда погибших были сотни, сообщили многие мировые телеканалы, вновь привлекая внимание к йеменской войне.
47 Саудовскому командованию, так же как и израильскому в 2006-м, пришлось оправдываться, звучали обещания провести расследование, утверждалось, что удары планировали нанести исключительно по военным объектам, но кадры с места доказывали обратное. Видя страдания людей, эмоционально зритель не мог остаться в стороне.
48 В случае таких «ошибочных авианалетов» симпатии аудитории и доверие оказывалось на стороне хуситов, закреплялся образ жертвы неоправданных бомбардировок. И часто уже мало кто вспоминал о причинах начала войны, осуждение самого факта ведения боевых действий и звучали призывы прекратить операцию. Гибель журналистов телеканала «аль-Масира» после очередных авианалетов в 2016 г. вызвала осуждение, в т.ч. и генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой.
49 Отдельное внимание хуситы уделяют освещению разлада внутри коалиции. Дележка стратегического острова Сокотра между КСА и ОАЭ, бои в Адене между эмиратцами и йеменским «Движением за независимость юга», теракты, разгул «АльКаиды» и «Исламского государства» на территориях, которые подконтрольны находящемуся в изгнании правительству беглого президента Абд Раб Мансура Хади, на стороне которого и воюет саудовская коалиция, – все это лишь добавляет хуситам очков. В итоге, уже зафиксированы случаи, когда на их сторону склоняются даже те йеменцы, которые идеологически хуситов не поддерживают [14].
50

«МЯГКАЯ СИЛА ФОЛЬКЛОРА

51 Аудиозаписи имеют в Йемене широкое распространение, они очень популярны. Аудиоконтент очень эмоциональный, имеет сильный эффект и длится долго. Большое распространение имеют речи, проповеди, религиозные учения, но, с точки зрения информационного воздействия, гораздо эффективнее музыка.
52 Хуситы возродили и сделали популярной практически утраченную культуру – йеменский замиль. Это – жанр поэзии, истоки которого уходят корнями в жизнь племен. Мысли и истории там перекладывали на стихи, рефреном звучат идеи о чести, мужестве, храбрости, верности роду, подвиге предков, коллективизме и племенном самосознании [15]. Пение идет под аккомпанемент ударных инструментов.
53 Хуситы не только возродили этот жанр, но и активно его используют в пропагандистских целях. Их поэты, часто сами воюющие на фронте [16], слагают стихи о несправедливости агрессии и бомбардировок Йемена, о гибели детей, об угрозе, исходящей от США и Израиля в отношении всего арабского мира, о том, что враги хотят контролировать Йемен и уничтожить его. Главный посыл – необходимость защищаться, собственная сила, легитимность действий и слава мученичества.
54 Нынешнюю войну в песнях они в очень возвышенном стиле сравнивают с битвой при Кербеле, когда в сражении погиб внук пророка Мухаммеда, сын его двоюродного брата Хусейн ибн Али. Сражение, которое историки часто рассматривают как начало разделения между суннитами и шиитами [17]. Кербелу, к слову, свято чтит и «Хезболла», и Иран.
55 Отличительной особенностью композиций хуситов является быстрый темп, мелодия и ритм, больше похожие на победный марш. Песни играют не только на радио, по улицам подконтрольных городов ездят машины с громкоговорителями, особенно интенсивно идет обработка людей на фронте. Продаются CD-диски, звучат композиции и в интернете, и в эфире телеканала «аль-Масира». Причем клипы состоят из нарезки кадров военных операций хуситов, выступлений АбдулМалика аль-Хуси, наглядных последствий бомбардировок, страдающих от гуманитарной ситуации йеменцев. Классический пример текста – песня «Армии Бога в Марибе»:
56 Мужчины собрались и приготовились к битве. Они собрали свое снаряжение и оседлали лошадей. Скажите Салману [Королю Саудовской Аравии], что от нас не сбежать. Даже если он провалится сквозь землю мы придем за ним. Это Йемен, и мы, его сыны, страдаем! Глупый агрессор должен готовиться к возмездию [18].
57 Точных данных о том, сколько песен сложено с начала войны, нет. Но эффект от такого творчества колоссален. По признанию профессора психологии Амаль Аббаса из университета Таиз, многие стихи проникают в самое нутро йеменцев и вдохновляют людей из самых разных секторов общества. Они эффективны в мобилизации толпы. В качестве примера можно привести откровения таксиста Бассами аль-Шариаби. Он считает себя политически нейтральным, но ему нравится слушать песни хуситов на их радиостанции: «Они красивые, и у них прекрасные слова» [19].
58 Больше того, те, кто воюют против хуситов на стороне бежавшего 24 марта 2015 г. в Эр-Рияд президента Абд Раб Мансура Хади, тоже признаются, что слушают их песни [20].
59 Значит, достигается еще одна цель, помимо мобилизации толпы, – нейтрализация и подрыв морального духа противника, у которого возникают вопросы, кто и за что воюет. Саудовская коалиция таким же эффективным культурным оружием похвастаться не может, и, с точки зрения пропаганды, проигрывает хуситам.
60 В репертуаре ливанской «Хезболлы» также немало музыкальных композиций на любой вкус: от серьезных песен о войне до смеси гимнов с поп-музыкой. В течение многих лет главной темой песен было противостояние Израилю, восхваление бойцов движения, необходимость всегда быть готовым к войне. Сейчас добавилась тема Сирии, в песнях объясняется необходимость ведения боевых действий за пределами Ливана, строки адресованы врагу – террористическому «Исламскому государству» и схожим группировкам. Часто присутствует религиозный контекст, говорится о необходимости защищать шиитские святыни.
61 Тексты и посылы у движений «Ансарулла» и «Хезболла» похожи, но ритм, звучание и музыкальное оформление очень сильно различаются. Можно сделать вывод, что хуситы поняли силу аудиозаписей, взяли за основу этот инструмент пропаганды ливанского движения, но не скопировали, а интегрировали его, адаптировав к йеменской культуре.
62

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПОГИБШИХ

63 Отношение к погибшим у «Ансаруллы» и «Хезболлы» похожее. Портреты вывешивают на улицах городов (см. фото 1, 2), во время пятничных молитв рассказывают об их подвигах. И «Хезболла», и «Ансарулла» помогают семьям погибших, что положительно сказывается на общественном мнении. Смерть на фронте представляется как подвиг самопожертвования во имя общей цели, поступок, достойный восхваления и подражания. Имена погибших и их истории иногда звучат в текстах песен как хуситских, так и «Хезболлы».
64 Фото 1. Портреты погибших хуситов на площади Тахрир в Сане.
65 Фото 2. Ятр, юг Ливана. 10 апреля 2008 г. «Мученики “Хезболлы”».
66

ГРАФФИТИ

67 Еще одно сходство – использование уличного искусства граффити. Рисунки против США и Израиля встречаются и на улицах Южного Бейрута, и на улицах Саны. В йеменской столице тематика шире – от бомб, падающих с беспилотников, до голодающих детей. Ко всему прочему, на площади Тахрир установлен картонный монумент окровавленная статуя Свободы с бомбами в руках (см. фото 3).
68 Фото 3. Картонная статуя Свободы на площади Тахрир.
69 В этом случае напрашивается параллель с рисунками на стенах посольства США в Тегеране. Стоит добавить, что часто «Ансарулла» наносит на стены домов свой девиз, он же является и флагом движения. «Хезболла», в свою очередь, ограничивается вывешиванием флагов на улицах.
70

ЗАИМСТВОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ

71 Глубокое знание культуры и традиций Йемена, упор на них в сочетании с широким применением современных технологий привели хуситов к успеху.
72 Документальных подтверждений того, что на земле работают иранские или ливанские советники, нет. Более того, в прессе встречались указания на то, что хуситы в 2013 и 2014 гг. ездили в Бейрут и Тегеран и остались недовольны тем, что к ним относились как к братьям меньшим, а не на равных.
73 Со стороны Тегерана были озвучены советы – не брать столицу Сану, не идти далее на юг, не рвать отношения с Али Абдаллой Салехом. Но все эти посылы, в итоге, были хуситами проигнорированы [22].
74 Документально доказать возможный факт сотрудничества «Ансаруллы» с «Хезболлой» трудно. Автор склоняется к мысли, что в области СМИ имеет место простое заимствование уже отработанной успешной формы взаимодействия и работы с населением в условиях конфликта. Учитывая местные реалии и похожую повестку, выбран зарекомендовавший себя в Ливане вариант. Но получилась не калька, а расширенный и более креативный подход к информационному воздействию на массы.
75 О том, насколько успешна информационная работа хуситов, говорит и тот факт, что министры информации стран саудовской коалиции в июне 2018 г., т.е. спустя 4 года после начала военных действий, были вынуждены собраться в Саудовской Аравии, в Джидде, чтобы обсудить, как скоординированно противодействовать хуситам в информационном поле, в т.ч. и в интернете [23]. Предпринимались отдельные попытки отключить телеканал «аль-Масира» от спутника. Но, в целом, противопоставить оказалось нечего. Еженедельные отчеты военного командования, скудные репортажи с фронта вкупе с реалиями на земле делают хуситский вариант работы с информацией предпочтительнее и эффективнее.
76

* * *

77 Исходя из личного опыта пребывания в Йемене в 2012 и 2016 гг., автор пришел к выводу, что хуситы выбрали наиболее эффективную тактику работы с общественным мнением с учетом специфики и менталитета региона в целом. У руководства движения есть четкое понимание важности пропаганды. Идет активная работа с молодежью в Сане, которая началась еще в период «арабской весны». Немало усилий тратится именно на ведение информационной войны, в то время как противник явно недооценивает этот инструмент, делая ставку на тупиковое военное решение конфликта. Фото автора

Библиография

1. Iran-backed Yemeni rebels attack Saudi civilian airport. https://www.dw.com/en/iran-backed-yemeni-rebels-attacksaudi-civilian-airport/a-49154184 (accessed 12.06.2019)

2. Saudi Arabia ups the ante on Iran-backed Houthis. https://thearabweekly.com/saudi-arabia-ups-ante-iran-backedhouthis (accessed 16.06.2019)

3. Who are the Houthis and how closely linked are they to Iran. https://www.washingtonpost.com/gdpr-consent/?next_url=https%3a%2f%2fwww.washingtonpost.com%2fworld%2f2019%2f09%2f16%2fwhy-iran-is-getting-blame-anattack-saudi-arabia-claimed-by-yemens-houthis%2f (accessed 16.09.2019)

4. The last days of Iran under the Shah. https://www.ft.com/content/509f5672-f261-11dd-9678-0000779fd2ac (accessed 06.02.2019)

5. The history of «Death to America». https://www.washingtonpost.com/gdpr-consent/?destination=%2fnews%2f worldviews%2fwp%2f2015%2f02%2f18%2fthe-history-of-death-to-america%2f%3futm_term%3d.95411d4a47b1 (accessed 18.02.2015).

6. Furious Arabs Protest Invasion of Iraq. https://www.foxnews.com/printer_friendly_story/0,3566,81822,00.htm (accessed 21.03.2003)

7. Hizbullah Leader Hassan Nasrallah: Trump is Greatest Hypocrite on Earth for Claiming to Defeat ISIS. https://www.youtube.com/watch?v=9TqhBnNTq8w (accessed 19.02.2019)

8. 4:3 Houthi leader on «historic» mission against Hadi govt. https://www.youtube.com/watch?v=rvnwV9cQH-A (accessed 03.08.2015)

9. The truth about UK arms deals with Saudi Arabia. https://www.theweek.co.uk/checked-out/86700/the-truth-aboutuk-arms-sales-to-saudi-arabia (accessed 26.10.2018)

10. Abdul Malik al-Houthi talks about Sayyid Hasan Nasrallah. https://www.youtube.com/watch?v=OaRaFZuAPRU (accessed 02.06.2017); Avertissement sur le Yémen – extraits du seyyed Hassan Nasrallah sur le Yémen. https://www.youtube. com/watch?v=Vi43QKxTcCI (accessed 01.07.2018)

11. Houthis’ visit to Beirut stirs division and controversy. https://thearabweekly.com/houthis-visit-beirut-stirs-divisionand-controversy (accessed 09.09.2018)

12. Houthi landmines kill, injure dozens of children in Yemen’s Mocha. https://english.alarabiya.net/en/features/2019/01/16/Children-are-dying-in-this-Yemeni-city-scattered-with-Houthi-landmines.html (accessed 16.01.2019)

13. The crime of targeting the Hayash family in the Hajjah Governorate on the blessed Eid Al-Adha Day. https://www.almasirah.net/gallery/preview.php?file_id=29263 (accessed 11.08.2019)

14. How the war in Yemen became a bloody stalemate. https://www.nytimes.com/interactive/2018/10/31/magazine/yemen-war-saudi-arabia.html (accessed 06.11.2018)

15. Слепухина О.П. Народная поэзия как источник по истории и культуре Йемена. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017, № 6, c. 42-46.

16. Rebel, rebel: The protest songs of Yemen’s war. https://www.middleeasteye.net/news/rebel-rebel-protest-songsyemens-war (accessed 20.11.2016)

17. Karbala – Inspiration of Freedom – Yemeni song with English subtitles. https://www.youtube.com/watch?v= ydJNjImWjos (accessed 10.09.2018)

18. Houthi BEST Song Against Saudi – With Subtitles. https://www.youtube.com/watch?v=RkmRRgrCHJM (accessed 14.01.2019)

19. Houthi poetry and songs: Propaganda, art or both? https://www.thefreelibrary.com/Houthi+poetry+and+songs%25253A+Propaganda%25252C+art+or+both%25253F-a0392309036 (accessed 04.12.2014)

20. Houthi Nasheed (The Drums of War). https://www.reddit.com/r/YemeniCrisis/comments/8nnyjw/houthi_nasheed_the_drums_of_war/dzyscdv/ (accessed 01.06.2018)

21. Songs for Hezbollah. https://www.buzzfeednews.com/article/mikegiglio/songs-for-hezbollah (accessed 05.12.2013)

22. How the war in Yemen became a bloody stalemate. https://www.nytimes.com/interactive/2018/10/31/magazine/yemen-war-saudi-arabia.html (accessed 06.11.2018)

23. Ministers discuss winning media war in fight for Yemen’s legitimacy. https://www.arabnews.pk/node/1326951/saudiarabia (accessed 24.06.2008)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести