RAS History & PhilologyAsia and Africa Today

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

East african community: 20 years of regional integration

PII
S032150750009550-7-1
DOI
10.31857/S032150750009550-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 5
Pages
42-46
Abstract

The article analyzes the processes of socio-economic development and regional economic integration within the

SOUTH-East African community.

The study is important because of the relevance of the analysis of regional economic integration processes in developing countries, especially in Africa, in the context of growing global instability and protectionist trends in world trade. On the other hand, integration into the world economy for African countries is significantly facilitated with the support of partner countries in the integration bloc. The author analyzed statistical data from the international database of UNCTAD on the main macroeconomic indicators of socio-economic and integration development of the EAC countries since 2000, the year of the creation of the East African community.

The author has revealed that socio-economic and integration processes within the framework of the East African community have developed steadily and steadily. This was reflected both in the growth of GDP and per capita income, as well as intraregional trade. In addition to quantitative indicators, we can also talk about qualitative changes, such as the gradual transformation of the industry structure of the EAC countries – from mainly agricultural to service and, to a lesser extent, industrial. Among the problems, the author highlights the high differentiation and low level of development of market structures, as well as the duplicate membership of the EAC countries in other regional economic communities. These and other problems make it difficult to further develop the complete Common market of the East African community. This research makes a significant contribution to understanding the nature and features of integration processes in the East African community.

Keywords
East African community, EAC, regional economic integration, Customs Union, Common market, intraregional trade
Date of publication
23.06.2020
Number of purchasers
35
Views
3792

Процессы региональной экономической интеграции для Африки чрезвычайно актуальны. Более того, по мнению ряда исследователей [1; 2], а также международных экономических организаций [3], они становятся все более важными – в силу нескольких причин.

Во-первых, Африка на протяжении длительного периода – фактически с 1960 г. – года Африки (ознаменовавшегося освобождением большинства стран континента от колониальной зависимости) остается наиболее маргинальным игроком в мировой торговле и в мировой экономике. При этом некоторые исследователи утверждают, что такое положение сохраняется вследствие целенаправленной политики государств Запада, направленной на ограничение поступления на мировой рынок товаров с относительно высокой степенью обработки из Африки [4].

Во-вторых, страны континента сохраняют высокую степень зависимости от глобальных торговых процессов. Так, на Африку негативно повлиял глобальный экономический кризис 2008 г. и его последствия. Региональная торговля может содействовать снижению уязвимости континента от внешних факторов.

Наконец, еще одна причина актуализации интеграционных тенденций для Африки заключается в том, что внутриафриканская торговля, определяемая как среднее значение внутриафриканского экспорта и импорта, колебалась в период 2015-2018 гг. на уровне около 15,2%, в то время как сравнительные показатели для других континентов – Америки, Азии, Европы и Океании – составляли, соответственно, 47,4%, 61,1, 67,1 и 7,2%. Следовательно, Африка, наряду с Азией, представляет собой континент с растущими – с 2008 г. – объемами внутрирегиональной торговли.

Одним из наиболее успешных интеграционных объединений в Африке традиционно считается Восточноафриканское сообщество (ВАС) [3].

Договор о создании Восточноафриканского сообщества (как таможенного союза) был подписан 30 ноября 1999 г. и вступил в силу 7 июля 2000 г. после его ратификации тремя государствами-основателями: Кенией, Танзанией и Угандой [5]. Руанда и Бурунди присоединились в 2007 г., Южный Судан – в 2016 г. [6].

Основной целью Сообщества провозглашалось развитие взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами в экономической, политической, социальной и культурной сферах, в исследованиях и технологиях, обороне, безопасности, а также правовых и судебных вопросах.

В 2020 г. ВАС исполнится 20 лет. Каковы же результаты интеграционных процессов?

Эти результаты охватывают как внутристрановые, так и региональные процессы – социальные, экономические, торговые.

ВАС: ВНУТРИСТРАНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Прежде всего, следует отметить, что совокупный ВВП стран ВАС вырос за 2000-2018 гг. с $56 303 до $157 006 млн, т.е. в 2,8 раза, и рост этот достаточно устойчив у всех стран. Экономики Руанды, за которой следуют Танзания и Уганда, и в меньшей степени Кения, имели в 2000-2018 гг. наиболее высокие темпы экономического роста (см. граф. 1) – соответственно, 3,6; 3,2; 3,1 и 2,4 раза.

Бурунди, несмотря на политические и экономические конфликты и кризисы, также удалось увеличить стоимостной объем ВВП за рассматриваемый период в 1,7 раза (см. граф. 1). Таким образом, Кения и Танзания остаются крупнейшими экономиками в ВАС.

Высокие показатели экономического роста в Восточной Африке в последние годы стали результатом различных макроэкономических мер, включая улучшение управления валютными курсами, сокращение внешней задолженности, сокращение бюджетного дефицита и сдерживание инфляции, трансформации отраслевой структуры национальных экономик.

Исследование показывает, что за истекший период отраслевая структура экономик стран ВАС сместилась от сельского хозяйства в сторону сферы услуг и – в меньшей степени – промышленности. Таким образом, траектория развития ВАС, как это характерно для Африки, не переходит от сельского хозяйства к промышленности, а затем к услугам, как это характерно для азиатских развивающихся стран [7; 8], а в большей степени соответствует модели трансформации региональной экономики Союза сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) [9].

Положительная хозяйственная динамика обеспечила устойчивый рост реального ВВП на душу населения – несмотря на устойчивые темпы роста населения – во всех странах ВАС за тот же период, за исключением Бурунди (см. граф. 2).

В 2018 г. ВВП на душу населения в Кении традиционно оказался наиболее высоким (это единственная страна, у которой данный показатель выше среднего по объединению) – $1639, 2-е место по этому показателю у Танзании – $1041.

Важную роль сыграли реформы в области экономической политики, направленные на повышение конкурентоспособности частного сектора и, в целом, экономики, что позволило активно привлекать иностранные инвестиции. Эти потоки весьма нестабильны и в высшей степени неравномерно распределяются между странами. Наиболее устойчивым получателем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВАС остается Руанда, а наиболее крупным – Кения (см. граф. 3).

ПИИ в ВАС в последнее десятилетие все больше используются странами для реализации инфраструктурных проектов, уровень развития которых весьма затрудняет не только устойчивый рост, но и интеграционные процессы [10].

График 1. Динамика ВВП в странах ВАС в 2000-2018 гг., $ млн по текущему курсу и в текущих ценах. Составлено по: [17].

График 2. Динамика подушевых доходов в странах ВАС в 2000-2018 гг., $ по текущему курсу и в текущих ценах. Составлено по: [17].

График 3. Приток ПИИ в страны ВАС в 2000-2018 гг., $ млн по текущему курсу и в текущих ценах. Составлено по: [17]

Анализ внешнеторговых процессов стран ВАС показывает их столь же значительную дифференциацию, хотя и существенно менее заметные колебания в стоимостном объеме экспорта и импорта.

Так, Кения остается безусловным лидером по объемам внешней торговли, а 2-е место в блоке по этому показателю занимает Танзания. Это обстоятельство достаточно серьезно упрочивает и стабилизирует социально-экономическую динамику обеих стран. Бурунди, Руанде и Уганде также удалось нарастить объемы своей внешней торговли.

В то же время неравенство в сфере торговли сохраняется, а значит, имеет место неравенство в распределении выгод от экономического сотрудничества между отдельными членами сообщества [11]. Это актуализирует исследования проблем развития интеграционных процессов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: 20 ЛЕТ СПУСТЯ

Выше отмечалось, что ВАС был создан как «Таможенный союз» (Customs Union), который был сформирован в целом к 2005 г. (Политические аспекты развития ВАС освещались на страницах журнала [12]).

Соответственно, государства-партнеры ВАС договорились о либерализации торговли (или нулевой пошлины) товарами между собой. Они согласовали общий внешний тариф, применяемый к импорту из третьих стран. Товары, свободно перемещающиеся в пределах таможенного союза, должны соответствовать правилам происхождения ВАС и определенным положениям протокола о создании Таможенного союза Восточноафриканского сообщества [13].

«Общий рынок» (Common Market) ВАС, действующий с 2010 г., подразумевает, что государства-партнеры ВАС придерживаются либеральной позиции в отношении свободы передвижения всех факторов производства [14].

Следует отметить, что все государства ВАС (за исключением Южного Судана) участвуют и в других региональных интеграционных объединениях. Так, Танзания, Руанда и Уганда – члены 2-х, а Бурунди и Кения – 3-х различных интеграционных блоков (в общей сложности – пяти).

Это обстоятельство, во-первых, в определенной степени затрудняет внутриблоковую торговлю в рамках ВАС, не позволяя реализовать имеющийся в этой сфере потенциал в полной мере.

Как показывает анализ, стоимостный объем внутриблоковой торговли в ВАС заметно растет, и за исследуемый период увеличился с $1374,646 до $5718,847 млн, т.е. в 4,16 раза. Внутриблоковый экспорт вырос в 5,9 раза, а импорт – в 3,2. Это означает, что постепенно развивается внутриблоковая специализация и некоторое экономическое взаимодополнение.

Однако основную часть импорта страны ВАС получают из-за пределов региона, причем значение развитых стран как поставщиков имеет тенденцию к сокращению в пользу таких государств, как Индия и особенно Китай. Основную долю во внешней торговле стран ВАС составляет именно импорт, жизненно необходимый странам ВАС для обеспечения социально-экономического развития. Совокупный товарооборот ВАС за исследуемый период увеличился в 5,48 раза (рост несколько ниже внутриблокового), в т.ч. импорт возрос в 5,6, а экспорт – в 5,18 (также ниже внутриблокового показателя).

Доля внутриблоковой торговли ВАС составила в 2018 г. 11% – это достаточно хороший показатель для интеграционного объединения развивающихся стран (если учесть, например, что в ССАГПЗ доля внутриблоковой торговли традиционно составляет лишь около 5%). Проблема в том, что в 2000 г. этот показатель достигал 15%, т.е. за время формирования Общего рынка ВАС как этапа экономической интеграции он сократился. Одной из причин этого, мы полагаем, в т.ч. и членство стран ВАС более чем в одном интеграционном блоке. Прежде всего, это касается Кении и Танзании – основных «локомотивов» интеграционных процессов в ВАС.

Во-вторых, дублирующее членство стран ВАС в других региональных экономических сообществах указывает на некоторые недостатки существующей конфигурации и остается причиной различных «эффектов экономической интеграции» для отдельных стран-участниц ВАС.

Учитывая различия в степени либерализации тарифов в различных интеграционных объединениях, дублирование членства в них имеет важные последствия с точки зрения различных тарифных ставок, с которыми сталкиваются экспортеры, что потенциально может препятствовать жизнеспособности региональных цепочек создания стоимости или, по крайней мере, формировать их конфигурации неоптимальным образом.

Например, экспорт из ВАС в Египет чая – одного из основных экспортных товаров для многих африканских стран, особенно в Восточной и Южной Африке – облагается различными тарифами [15]. Это зависит от того, происходит ли экспорт из Кении, которая, как и Египет, является членом COMESA1, или из Танзании. Кения занимает 3-е место в мире по экспорту чая, и ее доля на рынке за тот же период составила примерно 17%.

1. COMESA – Common Market for Eastern and Southern Africa / Общий рынок Восточной и Южной Африки.

Чай представляет собой важный товарный экспорт: в 2015-2018 гг. на долю Африки приходилось более 20% мирового экспорта чая и 12% импорта. В целом, на внутриафриканский рынок приходится примерно 25% экспорта чая из Африки; остальная часть продается, главным образом, в Казахстан, Пакистан, Российскую Федерацию, ОАЭ, Великобританию и США. Хотя Кения экспортирует лишь 15% своего чая в остальную Африку, она является ведущим игроком во внутриафриканской торговле, главным образом благодаря экспорту в Египет ($173 млн) и в меньшей степени – в Нигерию ($12 млн) [15].

Ключевая роль Кении в торговле чаем также обусловлена важностью Момбасы как места проведения долларовых чайных аукционов, где чай из всего субрегиона продается под эгидой восточноафриканской Ассоциации торговли чаем.

Более 90% чая, экспортируемого из Руанды и Уганды, и 40% чая, экспортируемого из Бурунди и Танзании, направляются в Кению, где чай продается на аукционе вместе с отечественной продукцией. Южная Африка также импортирует значительное количество чая из других африканских стран, особенно из Малави, Танзании и Зимбабве. Часть такого импорта предназначена для внутреннего потребления, а часть – для реэкспорта на соседние рынки, часто после смешивания и упаковки.

Как член ВАС и SADC2, но не COMESA, Танзания подпадает под действие наиболее благоприятствуемого национального тарифа. Аналогичным образом, Бурунди, Танзания, Руанда и Уганда пользуются беспошлинным режимом для африканских наименее развитых стран (НРС) в отношении экспорта в Марокко. В отличие от этого, чай, экспортируемый из Кении, облагается 2,5%-ным тарифом. Хотя это и понятно с исторической точки зрения, такого рода диспропорции могут непреднамеренно нарушить бесперебойную работу торговой интеграции в рамках ВАС и создать стимулы для отклонения торговли.

2. SADC – Southern African Development Community / Сообщество развития Южной Африки.

В-третьих, дублирующее членство стран ВАС в других региональных экономических сообществах затрудняет формирование механизма «давления партнеров», т.е. их целенаправленного взаимодействия в рамках ВАС для дальнейшего развития интеграционных процессов. Это обстоятельство еще усиливается вхождение в состав ВАС Южного Судана – одной из наименее развитых стран Восточной Африки. И все это ведет не только к ослаблению конфигурации ВАС (так как слабых стран стало больше), но и к затруднениям в процессе «достраивания» «Общего рынка» ВАС, т.к. его цели не в полной мере соответствуют интересам всех стран-членов Сообщества.

К этому следует добавить низкий уровень развития рыночных структур, в то время как это необходимо для формирования конкурентных преимуществ и цепочек добавленной стоимости [16].

* * *

Таким образом, автором выявлено, что социально-экономические и интеграционные процессы в рамках Восточноафриканского сообщества развиваются устойчиво и неуклонно. Это отразилось как на росте ВВП и доходов на душу населения, так и на внутрирегиональной торговле. Помимо количественных показателей, можно говорить и о качественных изменениях, таких как постепенная трансформация отраслевой структуры стран ЕАС – от преимущественно сельскохозяйственной к сервисной и, в меньшей степени, промышленной.

Среди проблем автор выделяет высокую дифференциацию и низкий уровень развития рыночных структур, а также дублирование членства стран ВАС в других региональных экономических сообществах. Эти и другие проблемы затрудняют дальнейшее развитие полного общего рынка ВАС, в частности, наращивания внутрирегиональной торговли, и требуют от Сообщества разработки и реализации более адекватной интеграционной политики.

References

  1. 1. Mangachi M.W. Regional Integration in Africa: East Africa Experience. Safari Books ltd. Ibadan, 2011.
  2. 2. Gibb R. Regional integration and Africa’s development trajectory: Meta-theories, expectations and reality. Third World Quarterly. 2009. Vol. 30. № 4. Pp. 706-708.
  3. 3. Regional Integration in Africa. Trade Law Centre for Southern Africa (tralac) / World Trade Organization Economic Research and Statistics Division, October 2011. Staff Working Paper ERSD-2011-14. https://www.wto.org/ENGLISH/res_e/reser_e/ersd201114_e.pdf (accessed 19.02.2020)
  4. 4. Baskin V.S. 2004. Problems of foreign trade development in Africa at the end of the XX - beginning of the XXI century. M. (In Russ.)
  5. 5. The Treaty for the Establishment of the East African Community. https://www.eala.org/uploads/EAC_TREATY.pdf (accessed 19.02.2020)
  6. 6. East African Community Regional Integration: Trade and Gender Implications / United Nations Conference on Trade and Development, 2018. https://unctad.org/en/publicationslibrary/ditc2017d2_en.pdf (accessed 19.02.2020)
  7. 7. Zakharova E.V., Rusakovich V.I. 2014. ASEAN in the world economy: realities of the XXI century. Innovaсionnaya economika. № 4 (In Russ.)
  8. 8. Rizwanulhassan M. Economic Integration: An Analysis of Major SAARC Countries. South Asian Studies. 2015. 30.1: 95-105. 9. Shkvarya L.V., Frolova E.D. Transformations in socio-economic development of the Gulf group states. Regional economy. 2017. V. 13.№ 2. Pp. 570-578.
  9. 9. Shkvarya L.V. 2013. Financial flows in African countries: a source for implementing infrastructure projects. Africa in search of sources of peace and development. Yearbook. Ser. «African studies». M. (In Russ.)
  10. 10. Clementi F., Fabiani M., Molini V. The Devil is in the Detail: Growth, Inequality and Poverty Reduction in Africa in the Last Two Decades. Journal of African Economies. 2019. V. 28, № 4. Pp. 407-433.
  11. 11. Turinskaya Kh.M. 2019. «Agree to Disagree»: Federalism vs Confederalism in East Africa. Asia and Africa today.№ 11 (In Russ.)
  12. 12. East African Community (EAC). Customs Union. March, 2017. http://www.eac.int/integrationpillars/customs-union (accessed 19.02.2020)
  13. 13. East African Community (EAC) Common Market. March, 2017. http://www.eac.int/integrationpillars/commonmarket (accessed 19.02.2020)
  14. 14. Economic Development in Africa Report 2019 Made in Africa - Rules of Origin for Enhanced Intra-African Trade 29 October 2019. https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/aldcafrica2019_en.pdf, Р. 10. (accessed 19.02.2020)
  15. 15. Shkvarya L.V. 2004. International economic integration and the market. Bulletin. G.V.Plekhanov Russian Academy of Economics. No. 2 (In Russ.)
  16. 16. UNCTADSTAT. https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (accessed 19.02.2020)
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library