Того: «Династия Гнассингбе» и президентские выборы 2020г.
Того: «Династия Гнассингбе» и президентские выборы 2020г.
Аннотация
Код статьи
S032150750010103-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Денисова Татьяна Сергеевна 
Должность: вед.н.с., зав. Центром изучения стран Тропической Африки ИАфр РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Костелянец Сергей Валерьянович
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН; доцент Российского университета дружбы народов
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
41-47
Аннотация

В феврале 2020 г. в Того состоялись президентские выборы, победу на которых одержал действующий прези- дент Фор Эссозимна Гнассингбе - сын и политический преемник Гнассингбе Эйадемы (до 8 мая 1974 г. - Этьен Эйадема), управлявшего страной 38 лет (1967-2005 гг.). Приняв в 2019 г. поправки к конституции, ограничивающие период пребывания одного и того же лица на высшей государственной должности двумя сроками, но одновременно обнулив два предыдущих срока своего президентства, Ф.Гнассингбе отыграл для себя возможность баллотироваться в 2025 г. и, таким образом, управлять страной до 2030 г. Эти антиконституционные действия президента вызвали массовые протесты оппозиции. В статье рассматриваются причины и предпосылки политического кризиса в Того.

Ключевые слова
Того, Фор Гнассингбе, Гнассингбе Эйадема, политические лидеры, электоральные процессы, политическое долголетие
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках гранта РНФ № 19-18-00155 «Исламистский экстремизм в контексте международной безопасности: угрозы России и возможности противодействия».
Классификатор
Дата публикации
27.08.2020
Всего подписок
27
Всего просмотров
2676
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 22 февраля 2020 г. в Того состоялись очередные президентские выборы, в которых участвовали 7 известных политиков. По итогам голосования действующий президент Фор Эссозимна Гнассингбе (кандидат от правящей партии – Объединение тоголезского народа, ОТН) получил 70,78% голосов. Его главные соперники – кандидаты от оппозиционных партий: М.А.Коджо (Патриотическое движение за демократию и развитие) и Жан-Пьер Фабр (Национальный альянс за перемены), – получили 19,46% и 4,68% голосов, соответственно [1].
2 Наблюдатели от 26 международных мониторинговых миссий, в т.ч. 79 представителей от ЭКОВАС, а также примерно 30 тоголезских общественных групп признали выборы «честными и справедливыми»; голосование прошло в относительно мирной обстановке, хотя оппозиция обвиняла избирательную комиссию в попустительстве нарушениям в ходе кампании и при подсчете голосов [2].
3 Победа 53-летнего Ф.Гнассингбе (сына Гнассингбе Эйадемы1) была предсказуемой, и не только потому, что он, безусловно, использовал весь имевшийся в его распоряжении «административный ресурс» и патронажные связи, формировавшиеся семьей Гнассингбе на протяжении более чем 5 десятилетий, но и благодаря относительной политической и экономической стабильности, наблюдавшейся в годы его правления. Относительной потому, что, начиная с 2017 г., в стране проходили многочисленные демонстрации с требованием внесения поправок в конституцию, прежде всего касавшихся ограничения числа сроков президентских полномочий.
1. В 1974 г., по примеру конголезского диктатора Мобуту Сесе Секо, Этьен Эйадема отказался от «европейского» имени «Этьен» и вернул данное ему при рождении имя «Гнассингбе», которым до этого не пользовался много лет (прим. авт.)
4 В известном смысле требования оппозиции отражали стремление тоголезцев к демократизации общественно-политической жизни. Действительно, пребывание одного и того же лица на высшем государственном посту в течение десятилетий уже и в современной Африке, имеющей большой опыт долголетних правлений, считается анахронизмом. Следует признать, однако, что именно в африканских условиях, особенно в случае осуществления реформ, приводящих к позитивным результатам, политическое долголетие, пусть и с некоторой натяжкой, вполне оправдано.
5

ДИНАСТИЯ ГНАССИНГБЕ

6 Сложившаяся вокруг выборов ситуация – протесты оппозиции, межфракционная борьба в правительстве, в силовых структурах и внутри политических партий – не была бы необычной для Африки, если бы не политическая биография страны, в целом, и нынешнего президента, в частности.
7 Того получило независимость от Франции 27 апреля 1960 г. По итогам первых демократических выборов 1961 г. президентом страны стал Сильванус Олимпио (1961-1963), одной из главных целей которого было уменьшение экономической зависимости Того от Франции при одновременном развитии сотрудничества с Великобританией, Германией и США.
8 Отказ Олимпио предоставить группе молодых офицеров, ветеранов франко-алжирской войны должности в командном составе тоголезской армии вызвал недовольство среди военных. В результате, 13 января 1963 г. в Того произошел военный переворот. Заговорщиков возглавил сержант Этьен Эйадема, лично убивший президента. Власть была передана временному главе правительства – президенту после майских выборов 1963 г. – Николасу Грюницкому, выступавшему за тесное сотрудничество с метрополией. Проводившаяся им политика национального единения и экономического развития не приносила желаемых результатов; в стране обострились политическое соперничество и межплеменные противоречия; режим пал в результате военного переворота 13 января 1967 г. Страну возглавил полковник (позже генерал) Этьен Эйадема.
9 Сформировав однопартийную политическую систему, Эйадема управлял Того в течение 38 лет – с 1967 по 2005 гг. На протяжении десятилетий последовательно придерживавшийся прозападной ориентации режим Эйадемы получал значительную помощь в целях развития. Выступления оппозиции, требовавшей введения многопартийности, жестоко подавлялись до начала 1990-х гг., когда под влиянием распада СССР и волны «демократизации» (преимущественно в форме проведения всеобщих выборов), прокатившейся по африканским странам, в 1991 г. Эйадема согласился на организацию т.н. Суверенной национальной конференции для обсуждения нового конституционного и политического устройства страны.
10 В ходе конференции было принято решение о создании полупрезидентской системы и назначении временного премьер-министра. Однако через 4 месяца переходное правительство было распущено и Эйадема восстановил личную власть, в целях легитимации которой провел президентские выборы в 1993, 1998 и 2003 гг., одерживая на них «подавляющие победы», среди прочего и потому, что оппозиция перманентно бойкотировала их. Так, президентские выборы 1993 г. Эйадема выиграл с 95% голосов при явке менее 36% [3].
11 Политическое преследование противников после выборов 1993 г. вызвало масштабную волну миграции: в течение следующих двух лет около 350 тыс. тоголезцев бежали в соседние Бенин и Гану, а кто мог – в Европу [4].
12 В 1993 г. ЕС и многие другие крупные международные и двусторонние доноры официально приостановили финансовую помощь Того, однако Эйадема сохранил тесные связи с Францией. Несмотря на поддержку Парижа, существенное сокращение денежных вливаний, усугублявшееся утратой бежавших из страны квалифицированных кадров, оказало серьезное негативное воздействие на тоголезскую экономику.
13 В 2003 г. Национальная ассамблея одобрила внесение в конституцию поправки, позволявшей президенту баллотироваться на неограниченное количество сроков. Кроме того, тяжело больной глава государства позаботился о снижении необходимого для участников президентской гонки возраста с 45 до 35 лет (Фору тогда было 37), таким образом указав на своего преемника [3].
14 В день смерти Эйадемы 5 февраля 2005 г. председатель Национальной ассамблеи Ф.У.Начаба, который по конституции должен был приступить к обязанностям временного президента, находился за пределами страны, и армия «назначила» главой государства одного из сыновей Эйадемы – Фора Гнассингбе. Чтобы узаконить этот акт, 6 февраля парламент «задним числом» избрал Фора своим председателем вместо Начабы. Был также отменен пункт конституции о проведении выборов следующего президента в течение 60 дней, т.е. Фор мог оставаться главой государства до конца президентского срока своего отца – еще 3 года. Однако под давлением ЭКОВАС, ЕС, Африканского Союза и ООН 25 февраля ему пришлось покинуть пост председателя Национальной ассамблеи, предварительно назначив президентские выборы, на которых он через два месяца, набрав 60,2% голосов, одержал победу [5]. Несмотря на массовые протесты, 4 мая 2005 г. Фор Гнассингбе был приведен к присяге в качестве президента.
15 Как и при правлении Эйадемы, в 2005 г. военные жестоко обошлись с участниками антиправительственных демонстраций. Около 700 человек погибли и более 40 тыс. мигрировали в соседние страны [6]. Экономика переживала дальнейший спад. Наконец, под международным давлением правительство и оппозиция сели за стол переговоров. Это привело к достижению в августе 2006 г. т.н. Глобального политического соглашения (Global Political Accord).
16 4 октября 2007 г. состоялись первые «свободные» парламентские выборы, по итогам которых правящая партия – Объединение тоголезского народа, в 2012 г. переименованная в Союз за республику (СР), получила 50 (из 91) мест в законодательном органе, оппозиция – 31 (остальные – независимые) [7]. То есть менее населенный север страны – база семьи Гнассингбе – обрел большее число членов парламента, чем более населенный юг. В июле 2013 г. состоялись очередные выборы в Национальную ассамблею, по итогам которых правящая партия СР выиграла 62 места из 91 [8]. Так же «легко» Фор Гнассингбе победил на выборах 2010 г. (с 60,9% голосов [9]) и 2015 г. (58,8% [10]).
17

ВЛАСТЬ И ОППОЗИЦИЯ ПРИ ПРАВЛЕНИИ ФОРА ГНАССИНГБЕ

18 «Антиконституционный» приход к власти обоих – отца и сына – наложил негативный отпечаток на правление Фора, и, возможно, его режим не продержался бы у власти столько лет, если бы не поддержка важнейшего государственного института, который в Африке обычно является главным возмутителем спокойствия, – армии.
19 Именно армия и другие силовые структуры с 1960-х гг. были надежной опорой «династии» и гарантом электоральных побед и Эйадемы, и Фора. Такое развитие ситуации имеет и свои негативные последствия: по сути, нынешний президент стал заложником служб безопасности, пользующихся полной безнаказанностью, хотя на их счету не только многочисленные жертвы среди противников прихода Фора к власти в 2005 г., но и подавление – посредством применения оружия и слезоточивого газа – мирных демонстраций 2017-2019 гг., когда оппозиция требовала проведения конституционной реформы.
20 Однако было бы неверно полагать, что Ф.Гнассингбе получил власть, будучи не подготовленным и лишь по прихоти военных – соратников его отца. Напротив, к моменту смерти Эйадемы он имел и административный, и политический опыт – в дополнение к хорошему образованию.
21 Фор закончил Сорбонну по специальности «управление финансами», затем военную школу Сен-Сир. В 1992-1997 гг. учился в Университете Джорджа Вашингтона (США), где получил степень магистра (Business Administration); проходил стажировку в нескольких международных организациях. В 1998 г. вернулся на родину. В октябре 2002 г. был избран в парламент, а 29 июля 2003 г. назначен министром оборудования, шахт, почт и телекоммуникаций.
22 C 2017 г. в Того начались массовые антиправительственные демонстрации, участники которых требовали ограничения числа сроков президентства и ухода Фора с поста главы государства. Уже в 2017 г. обстановка заметно накалилась [11].
23 В феврале 2018 г., после того как ЕС и США призвали стороны к диалогу, между правительством и оппозицией начались переговоры о путях разрешения политического кризиса. Оппозиция была представлена коалицией из 14 партий, власть – правящей СР. Целью переговоров было согласование реформ, которые обеспечивали бы «мирный переход к демократии» [12].
24 Однако переговоры зашли в тупик, т.к. стороны не смогли договориться по многим вопросам, в т.ч. по освобождению арестованных во время акций протеста. Ни сам Гнассингбе, ни Т.Ачадам – лидер оппозиционной Панафриканской национальной партии (ПНП), которая была главным организатором первых антиправительственных демонстраций 2017 г., так и не сели за стол переговоров.
25 Последний раунд диалога 27 июня 2018 г. не только завел ситуацию в тупик, но и привел к обострению отношений обеих сторон с ЭКОВАС, которое, с одной стороны, не осудило выступления оппозиции, с другой – проигнорировало и их жестокое подавление. Эта региональная организация утратила доверие многих тоголезцев еще в 2005 г., когда не смогла предотвратить убийство силами безопасности сотен сторонников оппозиции во время прихода Ф.Гнассингбе к власти, а позже признавала результаты всех последовавших выборов, таким образом легитимируя режим.
26 В результате, на волне протестов, в мае 2019 г. тоголезский парламент одобрил, а Ф.Гнассингбе согласился с внесением в Основной закон поправок, в соответствии с которыми президент может избираться лишь на два 5-летних срока (ранее он мог баллотироваться неограниченное число раз). Однако поправки вступили в силу лишь с момента их принятия, т.е. нынешний тоголезский лидер отыграл для себя право участвовать в очередных выборах 2025 г., что позволит ему возглавлять страну до 2030 г. Кроме того, согласно той же поправке, всем экс-президентам страны гарантируется пожизненный иммунитет: их нельзя подвергать судебному преследованию, аресту и т.д., за деяния, совершенные при исполнении президентских обязанностей [13].
27 Но и внесение поправок не удовлетворило оппозицию – из-за обнуления сроков президентства Фора. Сразу после подведения итогов голосования оппозиция призвала людей выйти на улицы, чтобы выразить свое недовольство переизбранием действующего президента на четвертый срок [14].
28 Однако тоголезская оппозиция расколота на «радикальную» и «умеренную», причем последняя сотрудничает с правительством по многим вопросам. К «радикальному» крылу относится коалиция «Давайте вместе спасем Того», созданная в 2012 г. Она состоит из политических партий и общественных организаций, возглавляемых Национальным альянсом за перемены. В свою очередь, группа небольших умеренных партий сформировала т.н. Радужную коалицию (Ark-enciel).
29 В ноябре 2014 г. основные партии радикальной и умеренной направленности объединились в оппозиционную коалицию – «Битва за политические перемены – 2015» (Combat pour lalternance politique en 2015, СAP-2015), которая выбрала в качестве лидера Жана-Пьера Фабра – единственного кандидата от оппозиции на президентских выборах 2015 г. и одного из соперников Гнассингбе в 2020 г.
30 С 2015 по 2020 гг. внутри коалиций, альянсов и партий наблюдалась жесткая межфракционная борьба, что позволяло режиму не только успешно подавлять оппозицию во время маршей протеста, но и ослаблять ее влияние в «мирное» время. Тем более что правительство при малейшем подъеме недовольства блокировало социальные сети, мобильную связь и Интернет, а также закрывало газеты, «посмевшие» выступить с критикой режима.
31 Серьезной оппозицией режиму является христианская церковь – в отличие от традиционных правителей и жрецов: почти половина тоголезцев придерживается традиционных верований; к христианам относится примерно 40% населения, среди них около 30% – католики; остальные – мусульмане или неверующие [15].
32 Традиционные вожди и деревенские священники оказывают заметное влияние на население на местном уровне. Их роль хранителей традиций и обычного права, закрепленная в конституции, определяется Программой национальной децентрализации, инициированной правительством в 2004 г. В 2016 г. правительство более детально описало функции традиционных вождей, распространив их полномочия на решение земельных, наследственных и ряда других вопросов [16], преуспев в превращении их в последовательных сторонников режима.
33 Действительно, политический кризис 2017-2018 гг. показал, что вожди – лидеры местных общин – не осмелились поддержать оппозицию, в то время как христианские епископы в последние годы постоянно вмешивались в политическую жизнь страны, за что неоднократно подвергались тюремным заключениям и домашним арестам. Так, во время электоральной кампании 2020 г. бывший архиепископ Ломе – Филипп Кподзо вел активную кампанию в пользу кандидата от оппозиции Агбейоме Коджо, призывая тоголезцев выходить на улицы, «не бояться оружия и показать свою решимость бороться за перемены». В результате он оказался под домашним арестом [14].
34 Еще одной оппозиционной режиму Гнассингбе силой является студенчество, организованное в Высший совет студенческих ассоциаций и движений, которое за время правления нынешнего президента прошло путь от проправительственного ополчения, активно поддержавшего приход Фора к власти в 2005 г., до превращения в «боевой авангард» оппозиции, периодически устраивающий демонстрации протеста в университетах Ломе и Кары.
35 В Того существуют также многочисленные профессиональные организации торговцев, фермеров, юристов и пр.; насчитывается 325 официально зарегистрированных неправительственных организаций, но в силу их раздробленности и незначительного числа членов и сотрудников они, как правило, занимают нейтральную политическую позицию, т.е., можно сказать, никакую, но в 2017 г. профсоюзам удалось убедить правительство начать выплачивать субсидии на топливо, некоторые продукты питания и удобрения, чтобы избежать серьезного социального кризиса [6].
36

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

37 Безусловно, политический опыт Ф.Гнассингбе, поддержка армии и «старой гвардии» – представителей режима Эйадемы, сохранивших посты в правительстве и других государственных органах, а также слабость оппозиции предопределили победу Фора на выборах 2020 г., в которой он, скорее всего, не сомневался. Но было бы несправедливым объяснять ее лишь «административным ресурсом», не отметив при этом некоторые достижения его режима в социально-экономической и внешнеполитической сферах.
38 Главным пунктом предвыборной программы Ф.Гнассингбе была борьба с бедностью путем реализации комплексной экономической реформы. Действительно, Того с его 8-миллионным населением остается одним из самых бедных государств Африки. Более половины тоголезцев проживают за чертой бедности – менее чем на $2 в день [17]. Однако, если в ряде соседних стран уровень бедности продолжает расти, то в Того он снизился с 61,7% в 2006 г. до 55,1% в 2018 г. [18]. Правда, лишь 13,9% населения имеют доступ к средствам санитарии и 62% – к источникам питьевой воды [19, p. 11].
39 Экономический рост в последнее десятилетие оставался стабильным на уровне около 5% годовых; среди главных факторов – увеличение объема государственных инвестиций в инфраструктуру (дороги, порты) и в сельскохозяйственную сферу. Дефицит бюджета сократился с 9,5% ВВП в 2016 г. до 1,5% в конце 2019 г. Уровень инфляции в 2019 г. был незначительным и едва достигал 1,4%. По прогнозам, в 2020 г. экономический рост должен был превысить 5,3%, а в 2021 г. – 5,5% [6] благодаря хорошим показателям развития сельского хозяйства и эффективному управлению финансами, хотя из-за эпидемии коронавируса все цифры, безусловно, будут пересмотрены.
40 Того является одним из крупнейших африканских производителей и 4-м (после Марокко, Туниса и Сенегала) на континенте экспортером (более 5 тыс. т в год) фосфатов, экспорт которых обеспечивает 40% валютных поступлений и более 20% ВВП. Таким образом, горнодобывающая промышленность становится – наряду с сельским хозяйством – крупнейшей отраслью тоголезского хозяйства. Как и соседний Бенин, Того остается страной с транзитной (перевалочной) экономикой, поэтому состояние африканской внешней торговли имеет для нее большое значение. Совокупная стоимость легального транзита и, в основном, нелегального реэкспорта и контрабанды (нефтепродуктов из Нигерии, хлопка из Буркина Фасо, подержанных автомобилей из Европы и т.д.) достигает 105% ВВП [6].
41 Экономическому росту способствует увеличение объема иностранных и внутренних инвестиций, объем которых в 2018 г. достиг $150 млн в энергетическую и транспортную инфраструктуру [6].
42 Пятилетний (2018-2022 гг.) стратегический план действий правительства в области электроэнергетики (стоимостью 668 млрд франков КФА, или $1,2 млрд) направлен на утроение генерирующей мощности, в настоящее время достигающей 161 МВт [20]. Помимо тоголезско-бенинского гидроэнергетического проекта «Adjarala», реализуемого с китайской помощью, намечается строительство еще 3 гидроэлектростанций общей мощностью 64,1 МВт [21].
43 Фискальная дисциплина и сокращение капитальных расходов привели к снижению дефицита бюджета с 8,3% ВВП в 2016 г. до 2,7% в 2019 г. [20]. Однако экономика является мало диверсифицированной, с низкой добавленной стоимостью в обрабатывающей промышленности – на уровне 16% ВВП. Кредитование агропромышленного сектора не превышает 0,5% всего внутреннего кредитования, хотя в сельском хозяйстве, которое создает около 30% ВВП (2017 г.), занято 65% трудоспособного населения [22].
44 За годы правления Ф.Гнассингбе в Того заметно улучшился деловой климат. За последние 10 лет, согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business, индекс Того поднялся со 166-го места из 183 в 2009 г. до 97-го (из 190) в 2019 г., причем страна оказалась на 7-м месте среди африканских стран после Маврикия (13-е место в мировом рейтинге), Руанды (38-е), Кении (56-е), ЮАР (84-е), Замбии (85-е) и Ботсваны (87-е место) [19, p. 4].
45 Текущая социально-экономическая ситуация остается нестабильной, но она заметно улучшилась за последнее десятилетие. Официальный уровень безработицы в 2018 г. составлял 1,8%, хотя этот показатель, скорее всего, занижен, особенно для городских районов, где до трети населения имеют неполную занятость и чрезвычайно велика численность безработной молодежи.
46 В целях снижения уровня безработицы среди выпускников школ и университетов в 2011 г. правительство приступило к реализации специальной программы молодежного волонтерства, предусматривавшей обучение «на рабочем месте» с последующим распределением учеников по предприятиям и учреждениям страны. Государственные расходы на образование выросли с 3,4% ВВП в 2008 г. до 5,1% в 2016 г. В 2008 г. было введено бесплатное начальное образование, в результате охват детей соответствующего возраста на этой ступени обучения достиг в 2018 г. 90% [23].
47 Того активно развивает внешнеэкономические связи. Европа остается важнейшим партнером в области развития. В 2017 г. ЕС одобрил выделение $16,5 млрд для наполнения тоголезского бюджета; к этой сумме добавились $60 млн от Германии. Между тем, Китай, с которым Ломе имеет давние дружеские отношения, постепенно отвоевывает у ЕС позиции на тоголезском торгово-экономическом и инвестиционном рынках.
48 Сотрудничество между КНР и Того включает реализацию ряда инфраструктурных проектов: строительство или реконструкцию стадиона в Ломе; нового международного аэропорта; нового здания парламента; дороги, соединяющей гавань Ломе с ганской границей; современного комплекса теле и радиовещания; расширения глубоководного порта Ломе, который является важным пунктом в китайском проекте «Одного пояса – одного пути», и др. [6].
49 В то же время Того становится крупным западноафриканским центром незаконного оборота наркотиков и отмывания денег, связанного, среди прочего, с доходами от реэкспорта подержанных автомобилей из Западной Европы на соседние рынки. Еще одной сферой нелегальной торговли является контрабанда слоновой кости во Вьетнам и Китай. Один из африканских центров контрабанды этого товара, находящийся в Ломе, координирует его доставку из различных районов Западной Африки. В результате браконьерства численность слонов в регионе за последнее десятилетие уменьшилась более чем на 60% [6].
50

РОССИЙСКО-ТОГОЛЕЗСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

51 Развиваются политические и экономические связи между Россией и Того. В 2018 г. товарооборот между двумя странами составил $196,5 млн, увеличившись на 247,4% (т.е. на $139,9 млн) по сравнению с 2017 г. ($56,6 млн). Экспорт России в Того в 2018 г. достигал 99,9% товарооборота: импорт из Того составил лишь $3,2 тыс. Основными статьями российского экспорта в эту западноафриканскую страну являются нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, черные металлы и металлоизделия. Из Того Россия вывозила (в разные годы и в мизерных количествах) древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, живых животных, эфирные масла и др. [24].
52 По последним опубликованным данным, в 2017 г. Россия не входила даже в Топ-20 торговых партнеров Того, уступая по объему товарооборота Китаю ($331,8 млн), Франции ($183,5), Буркина Фасо ($141,6), Бенину ($116,8), Японии ($82,3 млн) и ряду других стран [25]. Предположительно, в 2018-2019 гг. РФ должна была войти в пятерку крупнейших внешнеторговых тоголезских контрагентов, но из-за пандемии COVID-19 и падения цен на нефть и нефтепродукты в 2020 г. следует ожидать более «скромных» результатов.
53 15 февраля 2020 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встречался с министром иностранных дел, сотрудничества и африканской интеграции Того Робером Дюссэ в кулуарах Конференции по безопасности в Мюнхене. Они обменялись мнениями о путях активизации двустороннего сотрудничества в политической, торговоэкономической, гуманитарной и других областях [26].
54 24 марта 2020 г. по инициативе тоголезской стороны заместитель министра иностранных дел РФ и специальный представитель президента по Ближнему Востоку и Африке Михаил Богданов провел телефонный разговор с Робером Дюссэ. Были обсуждены внутриполитические и социально-экономические проблемы Того в контексте президентских выборов, состоявшихся 22 февраля 2020 г., а также возможные формы и методы сотрудничества в борьбе с распространением COVID-19 [27].
55

* * *

56 Политическое долголетие само по себе не может быть серьезной проблемой, что, в частности, подтверждается примерами правлений Поля Кагаме (2000 – н.в.) в Руанде и Йовери Мусевени (1986 – н.в.) в Уганде, добившихся заметных успехов в деле экономического развития и обеспечения политической стабильности, хотя, безусловно, оно должно быть оправданным лишь в том случае, если не сопровождается бурным ростом коррупции, безнаказанности и возникновением конфликтогенной ситуации. В Того в последние годы наблюдались и первое, и второе, и третье, но столь убедительная победа Гнассингбе на февральских выборах свидетельствует о совпадении интересов еще не до конца насытившегося властью лидера и населения, пусть и лишенного многих гражданских свобод, но живущего в относительном мире и благополучии.
57 Предупреждением для тоголезцев в известной степени послужили события в соседней Буркина Фасо, где народное восстание в 2014 г. смело многолетнего (1987-2014) президента страны Блэза Компаоре, сделавшего попытку продлить свои полномочия. С 2015 г. страну стали сотрясать теракты: воспользовавшись политической нестабильностью и роспуском ряда силовых структур, Буркина Фасо наводнили джихадисты из соседнего Мали; возникли также и местные радикальные исламистские группировки. Количество террористических атак растет на юго-востоке страны – на границах с Бенином, Ганой и Того.
58 С учетом слабости тоголезских вооруженных сил и пограничной службы, а также растущих возможностей террористических групп в Буркина Фасо и их явного интереса к расширению операций в соседних странах, политическая дестабилизация в Того могла бы стать тем недостающим фактором, который бы открыл исламистам дорогу еще в одну западноафриканскую страну.
59 Представляется, что сохранение Фором Гнассингбе поста президента страны не приведет к сколько-нибудь значительным переменам во внутренней и внешней политике Того. Вместе с тем, мирное проведение выборов и относительная стабилизация обстановки в стране в постэлекторальный период позволяют надеяться, что Того будет последовательно двигаться в направлении эффективного социально-экономического развития.

Библиография

1. Présidentielle au Togo: La Cour constitutionnelle proclame les résultats définitifs. 04.03.2020. https://www.youtube.com/watch?v=aTJWwWSdcL8 (accessed 02.04.2020)

2. Kaglan E. Togo’s president re-elected, according to official final results. 04.03.2020. https://cruxnow.com/church-inafrica/2020/03/togos-president-re-elected-according-to-official-final-results/ (accessed 04.04.2020)

3. Koutonin M. Togo has long been mired in political crisis – and elections won’t change that. 21.02.2020. https://www.theguardian.com/global-development/2020/feb/21/togo-has-long-been-mired-in-political-crisis-and-electionswont-change-that (accessed 04.04.2020)

4. Kohnert D. Togo: Political and Socio-Economic Development (2015-2017). 2018. https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-55999-9 (accessed 04.04.2020)

5. Togo politics: The journey so far. 05.03.2020. https://www.businessghana.com/site/news/politics/207702/Togopolitics-The-journey-so-far (accessed 05.04.2020)

6. Kohnert D. No change in sight – Togo’s Political and Socio-Economic Development (2017-2019). 2020. https://www.researchgate.net/publication/330325591_No_change_in_sight_-_Togo’s_Political_and_Socio-Economic_ Development_2017_-_2019_Author’s_extended_and_up-dated_version_of_’BTI_2020_-_Togo_Country_Report’ (accessed 05.04.2020)

7. The 2007 Parliamentary Election in Togo. http://aceproject.org/regions-en/countries-and-territories/TG/casestudies/the-2007-parliamentary-election-in-togo (accessed 05.04.2020)

8. 2013 Togolese parliamentary election. https://en.wikipedia.org/wiki/2013_Togolese_parliamentary_election (accessed 06.04.2020)

9. 2010 Togolese presidential election. https://en.wikipedia.org/wiki/2010_Togolese_presidential_election (accessed 06.04.2020)

10. 2015 Togolese presidential election. https://en.wikipedia.org/wiki/2015_Togolese_presidential_election (accessed 06.04.2020)

11. Wakili I. Africa: Instability in Togo Could Have Regional Consequences – Buhari, Quattara. 30.11.2017. https://allafrica.com/stories/201711300218.html (accessed 06.04.2020)

12. Ahlijah W.K. Is there an end in sight to Togo’s political crisis? 20.09.2018. https://www.africaportal.org/features/there-end-sight-togos-political-crisis/ (accessed 06.04.2020)

13. Гарин А. Африканские страны перед выборами: обзор 2020 г. 21.02.2020. https://interaffairs.ru/news/show/25461 (accessed 07.04.2020)

14. Togo opposition calls for protests against election results. 26.02.2020. http://www.rfi.fr/en/africa/20200226-togoopposition-calls-protests-against-election-results (accessed 08.04.2020)

15. Decalo S., Deschamps H.J., Pedanou M.K., Echenberg M. Togo. 05.03.2020. https://www.britannica.com/place/Togo (accessed 08.04.2020)

16. Journal officiel de la Republique Togolaise. 21.04.2016. http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/Tog184142.pdf (accessed 08.04.2020)

17. Togolese to vote in presidential election on 22 February 2020. 06.12.2019. https://www.panapress.com/Togolese-tovote-in-presidential-a_630617927-lang2.html (accessed 08.04.2020)

18. The World Bank In Togo. 2020. https://www.worldbank.org/en/country/togo/overview (accessed 08.04.2020)

19. Doing Business 2020. Region Profile. Sub-Saharan Africa. 2020. https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Profiles/Regional/DB2020/SSA.pdf (accessed 08.04.2020)

20. African Development Bank Group. Togo Economic Outlook. 2020. https://www.afdb.org/en/countries-west-africatogo/togo-economic-outlook (accessed 08.04.2020)

21. Balao K.E. Togo and Benin pin energy hopes on this controversial dam. 26.09.2017. https://thediscourse.ca/energy/will-massive-dam-solve-togo-benins-energy-crisis (accessed 08.04.2020)

22. CIA. The World Factbook. 2020. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/to.html (accessed 08.04.2020)

23. UNDP. Human Development Report 2019. Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century. 2019. http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf (accessed 08.04.2020)

24. Внешняя торговля России. Торговля между Россией и Того в 2018 г. 2019. https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdurossiey-i-togo-v-2018-g/ (accessed 08.04.2020)

25. ITC. Trade Map. 2020. https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx (accessed 27.04.2020)

26. Лавров обсудил с главой МИД Того активизацию сотрудничества. 15.02.2020. https://ria.ru/20200215/1564817313.html (accessed 09.04.2020)

27. О телефонном разговоре спецпредставителя президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел России М.Л.Богданова с министром иностранных дел, африканской интеграции и по делам тоголезцев за рубежом Тоголезской Республики Робером Дюссэ. 24.03.2020. https://www.mid.ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4092067 (accessed 10.04.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести