Интеграционные процессы в ССАГПЗ в XXI веке
Интеграционные процессы в ССАГПЗ в XXI веке
Аннотация
Код статьи
S032150750010104-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шкваря Людмила Васильевна 
Должность: Профессор кафедры политической экономии РУДН
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
48-54
Аннотация

В статье проанализированы процессы развития региональной экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в 1981-2018 гг. Автором установлено, что интеграционные процессы в ССАГПЗ устойчиво развивались, существенно активизировавшись в XXI в., что проявляется в увеличении доли внутриблоковой торговли и формировании общего рынка. Однако развитие региональной экономической интеграции в ССАГПЗ сопряжено со значительными проблемами и противоречиями, особенно негативным влиянием политической составляющей и внешнего фактора. Причем количество негативно влияющих внешних факторов имеет тенденцию к росту.

Ключевые слова
ССАГПЗ, региональная экономическая интеграция, Таможенный союз, Общий рынок, внутрирегио- нальная торговля, COVID-19
Классификатор
Дата публикации
27.08.2020
Всего подписок
27
Всего просмотров
4031
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) относится к действующим интеграционным объединениям развивающихся стран и обладает собственной спецификой с момента формирования и до настоящего времени. Именно поэтому интеграционные процессы в ССАГПЗ привлекают устойчивое внимание исследователей как российских, так и зарубежных. Есть несколько подходов в трактовке причин и природы зарождения и развития интеграционного процесса в ССАГПЗ, его особенностей, проблем и перспектив.
2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

3

Одни исследователи (как правило, это ученые из западных стран, например, специалист по Ближнему Востоку из США Р.Луни) полагают, что интеграция в ССАГПЗ миф, желаемое, выдаваемое за действительное, отмечают ее декларативный характер и отсутствие значительного прогресса в этом процессе, как минимум, до начала 2000-х гг. [1].

4 С 2000-х гг. в научной литературе распространяется точка зрения, выраженная, в частности, Ф.Лоусоном1, что интеграция в Заливе основана лишь на политических устремлениях (главным фактором, удерживающим страны РТС вместе, являются политические связи между правителями в Верховном Совете ССАГПЗ) [2]. Другие же, например американец Р.Коппер, говорят о достаточной основательности и весомости экономической составляющей интеграции [3]. Тем самым интеграционные процессы, не очень выраженные количественно, все же оцениваются как глубоко затрагивающие страновые и региональные социально-экономические и политические процессы.
1. Специалист Центра международных и региональных исследований Джорджтаунского университета в Катаре
5

График 1. Динамика ВВП в странах ССАГПЗ, $ млн (левая ось), и среднегодовой цены на нефть на мировом рынке, $ за баррель (правая ось) в 1981-2017 гг. по текущему курсу и в текущих ценах. Составлено по: [12].

6 Мнения отечественных арабистов И.М.Батыршина, Г.М.Костюниной, А.В.Федорченко, И.А.З.Айдрус столь же неоднозначны. Так, Батыршин и Костюнина полагают, что если исходные предпосылки для региональной экономической интеграции в ССАГПЗ и были достаточно скромными («изначально создание ССАГПЗ было объективно обусловлено политической и экономической слабостью каждой из стран Залива в отдельности, а не высоким уровнем процессов экономической интернационализации» [4]), то в XXI в., несмотря на наличие противоречий и разногласий, процессы экономической интеграции в ССАГПЗ постепенно (хотя и нелинейно) усиливаются [5].
7 Айдрус и Русакович считают, что предпосылки развития экономических аспектов интеграции в ССАГПЗ изначально были достаточно ярко выражены. Однако лежат они, по мнению этих исследователей, не столько в сфере торговли и производства, сколько в сфере инвестиций. Именно совместные инвестиции как в регионе, так и за его пределами (в частности, в более бедных странах мусульманского мира) обеспечивают экономическое сближение, взаимопереплетение экономических интересов и, в конечном счете, подталкивают страны к более глубокой экономической интеграции [6; 7; 8].
8 Автору ближе точка зрения А.В.Федорченко о том, что не подлежит сомнению неразрывная связь экономических и политических основ региональной экономической интеграции в рамках ССАГПЗ [9] (хотя и оказывающих достаточно противоречивое влияние на страновые и региональные аспекты развития [10]).
9 Интеграционные процессы в ССАГПЗ имеют и общие, и особенные черты, присущие интеграционным блокам развивающихся стран, включая одновременно и наличие, и отсутствие предпосылок для развития интеграции, а также ее эффекты.
10 К общим следует отнести географическую, историческую, языковую, культурную, религиозную общность. Схожесть структур национальной экономики всех стран региона в отраслевом разрезе предопределяет их конкурирующее положение на мировом рынке. Это обстоятельство, согласно теории и мировой практике, тормозит процессы региональной экономической интеграции. Сюда же можно отнести политическую волю, наряду с политическими противоречиями, также присущих большинству развивающихся интеграционных блоков; отсутствие институциональных основ интеграции и реальных механизмов ее стимулирования, при наличии (часто негативно воздействующего) внешнего фактора [6].
11 Что касается характеристик, отличающих ССАГПЗ от интеграционных развивающихся стран, важно отметить их капиталоизбыточность на фоне достаточно развитого финансового рынка [7; 8] и впечатляющих темпов экономического роста, опирающегося как на экстенсивные добычу углеводородов, так и на интенсивные инновации и цифровизацию факторы роста [11]. Как видно из граф. 1, роль ресурсных факторов имеет тенденцию к снижению, т.к. корреляция между динамикой ВВП и мировыми ценами на нефть в регионе сокращается с 2012 г. Это говорит о постепенной диверсификации национальных экономик.
12 Однако совсем исключить влияние ресурсных факторов не представляется возможным, как и еще одного регион на временной основе привлекает значительное количество трудовых иммигрантов. Совокупная их доля составляет более 10% всех трудовых мигрантов в мире. В 2019 г. Саудовская Аравия и ОАЭ по этому показателю занимали, соответственно, 3-е и 5-е места в мире. Иммигранты составляли: 88% в ОАЭ, около 79% в Катаре, 72% в Кувейте, в Саудовской Аравии около 1/3 [13].
13 В ССАГПЗ как квалифицированные работники, так и люди со средней и низкой квалификацией находят работу в различных секторах экономики. Это техническое обслуживание, розничная торговля и бытовое обслуживание, нефтегазовая и легкая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, ресторанный и гостиничный бизнес. Но на сегодняшний день наибольшее число трудящихся-мигрантов занято в строительстве (в Катаре, например, повышенный спрос на рабочихстроителей частично обусловлен подготовкой к чемпионату мира по футболу 2022 г.) и в работе по дому. В ОАЭ домашняя прислуга составляет 5% от общей численности населения! Поскольку количество домашних слуг символ статуса, во многих случаях их число превышает число членов семьи!
14 Все эти общие для стран региона особенности, как и стратегическое значение этих государств на мировом рынке углеводородов, актуализируют интерес к исследованию интеграционных процессов на Аравийском полуострове в XXI в.
15

ТОРГОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ

16 ССАГПЗ позиционирует себя как созданный для «координации, интеграции и взаимосвязи между государствами-членами во всех областях на их пути к объединению» (ст. 4 Устава ССАГПЗ от 25 мая 1981 г.) [14]. Однако тот факт, что уже в 1983 г. была сформирована зона свободной торговли, говорит и о желании, и о возможности экономической (торговой) интеграции в ССАГПЗ. На практике первичным изначально оказалось действительно политическое сотрудничество перед лицом возникающих угроз безопасности и взаимодействие в сфере социальных инициатив. Падение цен на нефть и замедление финансового роста в 1990-е гг. актуализировали экономическую составляющую интеграции как обеспечивающую возможность использовать потенциал регионального рынка для устойчивого роста.
17 В Экономическом соглашении ССАГПЗ от 2001 г. установлены более конкретные цели и задачи формирование Общего рынка и Валютного союза, координация в области сельского хозяйства, промышленности, экологии и научных исследований [15].
18 С 1 января 2003 г. в ССАГПЗ началось формирование Таможенного союза. Был установлен единый 5%-ный таможенный тариф на все иностранные (из третьих стран) товары, отменены таможенные пошлины на товары стран-членов. Товары, произведенные в любой из стран ССАГПЗ, рассматриваются во всех остальных как национальные. Одновременно была проведена унификация внутренних таможенных, финансовых и административных правил и процедур, касающихся импорта, экспорта и реэкспорта в государствахчленах ССАГПЗ [16]. Это привело к дальнейшей либерализации торговли как внутри ССАГПЗ, так и с третьими странами и, в конечном счете, к росту внешней торговли.
19 Установленный переходный период (2003-2009 гг.) позволил странам адаптироваться к проводимым изменениям [17]. Он стал наиболее эффективным с точки зрения роста стоимостных объемов внутриблоковой торговли (см. граф. 2): за 2003-2008 гг. совокупный внутриблоковый экспорт стран ССАГПЗ вырос в 3,5 раза с $13,2 млрд до $4,63 млрд.
20 Темпы роста внутриблокового импорта были аналогичными, несмотря на схожесть структур ВВП стран ССАГПЗ в отраслевом аспекте. Спад во взаимной торговле в 2008 г. спровоцирован исключительно внешними факторами глобальным финансово-экономическим кризисом, как и спад в 2014-2016 гг. падением цен на нефть на мировом рынке.
21 Таким образом, статистика подтверждает эффективность деятельности Таможенного союза в краткои среднесрочной перспективе. Проблема в том, что, согласно опыту ЕС, такая ситуация не может быть долгосрочной без принятия совместных интенсивных мер, и ситуация в ССАГПЗ тоже это подтверждает. В частности, для поддержания темпов роста ВВП и товарооборота страны ЕС осуществляли «расширения», т.е. количественно увеличили объединенный рынок за счет приема в блок новых стран. С тех пор как эти расширения не осуществляются (т.е. с 2004 г.), внутриэкономические и политические проблемы ЕС становятся все заметнее, вплоть до Brexit.
22

График. 2. Динамика внутриблоковой торговли в ССАГПЗ в 1995-2018 гг., $ млн по текущему курсу и в текущих ценах. Составлено по: [12].

23 Успехи интеграции в Заливе сделали возможным объявление в 2008 г. о создании Общего рынка ССАГПЗ, что предполагало кроссграничное экономическое равенство субъектам хозяйствования стран объединения, и тем самым либерализацию движения капитала, рабочей силы и средств производства, информации и технологий. Было объявлено о введении к 2010 г. единой валюты. Реализация этого проекта, однако, практически сразу столкнулась с трудностями в связи с начинавшимся кризисом еврозоны, сомнениями Омана в его способности соответствовать критериям конвергенции и претензиями ОАЭ относительно расположения будущего регионального Центрального банка.
24 Перспективы валютной интеграции остаются неопределенными, поскольку мотивация государств постепенно ослабевает.
25 С 2010 г. вновь начался рост внутриблоковой торговли, однако, в отличие от предыдущего периода, он был неустойчивым. Объем торговли внутри ССАГПЗ с 2013 по 2016 гг. сократился на 1,6% (см. граф. 2). На торговлю внутри стран ССАГПЗ, по-видимому, повлияло общее сокращение общего импорта и экспорта после снижения цен на нефть (включая реэкспорт). Следовательно, важнейшей задачей остается диверсификация национальных экономик как одно из направлений интеграционного сотрудничества. Следует отметить наличие как успехов, так и проблем в этом процессе [11].
26 Так, в 2009-2018 гг. реализация интеграционных инициатив сталкивалась уже с заметными трудностями по мере возникновения коллизий в распределении доходов и разногласий относительно того, должно ли государство-член, через границу которого импортный товар «зашел» на объединенный рынок ССАГПЗ, или же странаконечный потребитель этого товара, удерживать налоговые поступления для своего бюджета.
27 Бахрейн и Оман нанесли по экономической интеграции дополнительный удар, подписав двусторонние соглашения о свободной торговле с США в 2004 и 2006 гг., соответственно. Кроме того, таможенные тарифы на региональную торговлю были отменены, но нетарифные ограничения отчасти все еще сохраняются. Проблемы есть и в других сферах интеграционного сотрудничества миграции капитала и труда.
28

ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА И РАБОЧЕЙ СИЛЫ

29 Государства ССАГПЗ традиционно остаются капиталонасыщенными, что предопределяется положительным сальдо внешнеторгового баланса всех стран-участниц, с одной стороны, и традиционно низкой абсорбционной способностью их экономик, с другой [6; 7; 8]. Кроме того, именно совместное инвестиционное сотрудничество как в регионе, так и за его пределами усиливает интеграционные процессы. Свободное перемещение капитала, в т.ч. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), дало возможность более эффективно использовать национальные ресурсы на региональном уровне и содействовало росту внутриблокового перемещения капитала.
30 На своем пике (в 2008 г.) объем внутрирегиональных ПИИ в ССАГПЗ оценивался примерно в $74 млрд, или 1/4 общего притока ПИИ в регион. Кувейт и ОАЭ оказались крупнейшими донорами, в то время как Саудовская Аравия и ОАЭ крупнейшими реципиентами ПИИ.
31 Значительная часть внутрирегиональных инвестиций концентрируется в сфере финансов и недвижимости. Ярким примером здесь стал Бахрейн, в экономике которого приток ПИИ в 2000-2006 гг. возрос в 10 раз, причем порядка 70% из них были ввезены странами ССАГПЗ. Более того, 85% этих ПИИ вложены в сферу финансов и недвижимости, в то время как обрабатывающая промышленность, образование, здравоохранение и другие сектора, повышающие эффективность национальной экономики в долгосрочном периоде, оказались за пределами интересов инвесторов.
32 Важным последствием свободного перемещения капитала в ССАГПЗ стало развитие финансового рынка стран-участниц с точки зрения размера, открытости и зрелости [8].
33 Что касается рынка рабочей силы, он в ССАГПЗ сильно сегментирован и несбалансирован, поскольку наднациональное (региональное) его регулирование отсутствует. Страны объединяет лишь схожая пострановая политика и практика в отношении трудоустройства как собственных граждан, так и экспатриантов, привлекаемых в страны ССАГПЗ высокими заработками.
34 По данным The Gulf Business Salary Survey, в Саудовской Аравии в 2018 г. была самая высокая средняя зарплата среди государств ССАГПЗ, со среднемесячным уровнем в размере $8560. Это на 2,9% выше, чем в ОАЭ, на 8,4% в Бахрейне, на 8,7% в Омане, и на 8,96% в Кувейте [18].
35 Хотя в ССАГПЗ за последнее десятилетие создано большое количество рабочих мест, но демографический рост и большое количество молодежи в демографической структуре означает, что предложение рабочей силы превышает спрос. Результат безработица среди молодежи, которую более высокая зарплата и комфортные условия труда привлекают на государственную службу.
36 Традиционно граждане стран ССАГПЗ трудоустраиваются преимущественно в госсекторе (своей страны, хотя в рамках Общего рынка имеют право работать и в сопредельных странах, как и создавать там предприятия и вести бизнес). Однако в течение ряда лет все страны Залива проводят политику «национализации» «эмиратизации, «саудизации», «бахрейнизации» и т.д., т.е. устанавливается обязательная доля (в %), которую граждане страны должны занимать на предприятии.
37 Стоит отметить некоторые молодые граждане ССАГПЗ начинают искать возможности трудоустроиться на региональном уровне, особенно в таких быстрорастущих городах, как Дубай и Доха. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что лишь 1% работающего населения Дубая выходцы из региона ССАГПЗ.
38 Иностранные рабочие доминируют в частном секторе, и они по-прежнему связаны со своими работодателями через систему «кафала» (административная система, «связывает» неквалифицированных иностранных рабочих с их частными фирмами-спонсорами) [19].
39 Таким образом, мы приходим к выводу, что в странах ССАГПЗ есть 2 рынка труда, которые между собой не смешиваются и регулируются поразному. Первый рынок национальной рабочей силы, подпадает под правила Общего рынка о либерализации перемещения трудовых ресурсов. Но структурные ограничения национальные квоты, социальные связи, схожесть социальной политики, препятствуют полной либерализации этого рынка.
40 Второй рынок труда иммигрантов, регулируется исключительно отдельными странами (хотя и схожим с соседями образом). Он полон ограничений для работающих, и его управление часто признается «слабым и реакционным, но с растущими признаками развития» [20]. Именно иммигранты остаются одной из проблем в регионе в связи с COVID-19 как наиболее подверженные опасности заражения.
41

ССАГПЗ И COVID-19

42 На долю стран ССАГПЗ приходится 31,2% от общего числа больных COVID-19 в регионе MENA. и заболеваемость растет (см. табл.).
43 Пандемия COVID-19 может иметь драматические последствия для экономик стран ССАГПЗ. Ожидаемое снижение роста ВВП в связи с ситуацией на рынке нефти, сокращением туристических потоков (туристический поток в Бахрейн только из Саудовской Аравии достигает 10 млн человек в год), торговли, перевозок, количества малых и средних предприятий (МСП), которые не переживут кризиса все это негативно повлияет и на экономическую, и на социальную сферу. Помимо падения доходов и роста нагрузки на бюджеты, возможно обострение в сфере продовольственной безопасности (лишь Саудовская Аравия имеет собственное агропродовольственное производство, но за последние 2 месяца на ее посевы спускались рои саранчи).
44 Таблица
45

Составлено автором по: [21;12].

46 В Заливе с марта установлен карантин (ввиду требований социального дистанцирования), отменены массовые мероприятия, все международные ейсы, усилена санитарная обработка общественного транспорта и других объектов. Мечети закрыты, как и крупные торговые комплексы, включая традиционные рынки.
47 В то же время сохраняются некоторые особенности «реакции» на COVID-19. Так, Катар объявил о мерах по защите своей экономики, включая 5 млрд риалов ($20,5 млрд) в виде стимулов для частного сектора и увеличения государственных инвестиций в местную фондовую биржу. Продовольственные и медицинские товары освобождены от таможенных пошлин на 6 месяцев. Закрыт общественный транспорт, включая метро и автобусы.
48 Саудовская Аравия отменила все международные поездки для паломничества в Мекку вплоть до запрета молиться в священном городе. Этот запрет распространяется и на мечеть пророка Мухаммеда в Медине. Хотя эти меры носят временный характер, неясно, как долго они будут применяться, учитывая распространение вируса в Королевстве и во всем мире. С 16 марта Саудовская Аравия приняла дополнительные меры по закрытию ресторанов, кафе и парков. Работа в госсекторе приостановлена, за исключением сферы здравоохранения, внутренних дел и безопасности.
49 Чтобы компенсировать экономические последствия кризиса, Валютное управление Саудовской Аравии (SAMA) подготовило пакет в размере 50 млрд риалов ($13,32 млрд) для поддержки МСП.
50 Им предоставлены 6-месячные отсрочки по банковским платежам, льготное финансирование и освобождение от расходов по программе гарантирования кредитов [22]. Что касается Бахрейна и Омана, они не ввели стимулы для преодоления кризиса, т.к. их финансы находятся в достаточно сложном положении. Другими словами, в странах региона нет единого центра борьбы, активной взаимопомощи, усиления тенденции к сотрудничеству.
51 Более того, COVID-19 имеет потенциал для усиления политических и экономических аспектов конфронтации государств ССАГПЗ как на внутреннем уровне, так и за его пределами (например, с Ираном).
52

* * *

53 С 1981 г. экономическая интеграция в регионе постепенно развивалась, прежде всего на основе совместных инвестиционных и других проектов. С 2014 г. глобальная нестабильность, политические конфликты и дипломатический кризис в ССАГПЗ существенно ослабили национальные экономики и интеграционные процессы.
54 Внутри объединения ощущается рост напряженности и стремление «переделить» экономические эффекты интеграции. К управлению странами в регионе приходят лица, получившие образование за пределами Залива, как правило, на Западе, и они формируют экономическую политику в соответствии с современными экономическими теориями, тоже созданными на Западе, и соответствующими западному же менталитету, особенностям, а главное интересам.
55 В то время как лица, создававшие ССАГПЗ и руководившие его развитием, больше ориентировались на региональные особенности и задачи, видели потребности региона в целом и исходили из них в своих действиях, возможно, не проявляя особенного интереса к теоретическим выкладкам, которые всему этому далеко не всегда соответствуют. Они в течение без малого 40 лет шаг за шагом, сквозь трудности и противоречия, развивали ССАГПЗ во имя интересов и на благо объединения. Но современные реалии ясно демонстрируют, что странам ССАГПЗ важно скоординировать свои усилия перед лицом стоящих перед ними угроз.

Библиография

1. Looney R.E. The Gulf Co-Operation Council’s Cautious Approach to Regional Integration. Journal of Economic Cooperation. 2003. Vol. 24. Is. 2. Pp. 137-60.

2. Lawson F. Transformations of Regional Economic Governance in the Gulf Cooperation Council / Occasional Paper 10 (2012). Center for International and Regional Studies. Georgetown University School of Foreign Service in Qatar, 2012.

3. Copper R. Understanding Regional Integration in the GCC. https://www.e-ir.info/pdf/40298 (accessed 22.02.2020)

4. Батыршин И.М. Экономическая интеграция в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Ближний Восток и современность. 2004. № 24. С. 85.

5. Костюнина Г.М., Ломакин Н.Н. Эволюция экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 6. С. 87-102.

6. Русакович В.И. Экономическая интеграция стран ССАГПЗ и влияние внешнего фактора. Россия и Азия. 2017. № 1. С. 50-59.

7. Русакович В.И. Страны ССАГПЗ: инвестиционная составляющая технологического развития. Азия и Африка сегодня. 2019. № 5, с. 34-40. DOI: 10.31857/s032150750004747-3

8. Айдрус И.А.З., Главина С.Г. Ключевые тенденции и особенности развития рынка первичного публичного предложения в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Международная торговля и торговая политика. 2015. № 4. С. 55-69.

9. Федорченко А.В. Экономическая интеграция на Ближнем Востоке: достижения или упущенные возможности? Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 5 (14). С. 266-275.

10. Шкваря Л.В. Россия страны Залива: инвестиционное сотрудничество. Азия и Африка сегодня. 2011. № 5. С. 18-23.

11. Shkvarya L.V., Frolova E.D. Transformations in socio-economic development of the Gulf group states. Economika regiona. 2017. Vol. 13. № 2. Pp. 570-578.

12. UNCTADSTAT. https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (accessed 22.02.2020)

13. World Migration Report 2020. https://publications.iom.int/system/files/pdf/wmr_2020.pd (accessed 22.04.2020)

14. The Cooperation Council Charter. https://www.gcc-sg.org/en-us/AboutGCC/Pages/Primarylaw.aspx (accessed 22.02.2020)

15. GCC economic agreement 2001. https://www.gcc-sg.org/en-us/CooperationAndAchievements/Achievements/ EconomicCooperation/JointActionProcess/Pages/TheEconomicAgreement2001.aspx (accessed 22.02.2020)

16. The Procedures and Steps for Implementation of the Customs Union. fca.gov.ae (accessed 22.02.2020)

17. Transitional Period of the Customs Union (2003-2009). https://www.gcc-sg.org/en-us/CooperationAnd Achievements/Achievements/EconomicCooperation/TheCustomsUnion/Pages/TransitionalPeriodoftheCustoms.aspx (accessed 22.02.2020)

18. The Gulf Business Salary Survey 2018. https://gulfbusiness.com/gulf-business-salary-survey-2018/ (accessed 30.04.2020)

19. Lukyanets A.S., Ryazantsev S.V., Maksimova A.S., Moiseeva E.M., Manshin R.V. Theoretical, methodological and statistical problems of studying environmental migration. Amazonia Investiya. 2019. Vol. 8. № 19. Pp. 227-236.

20. Jureidini R. Global Governance and Labour Migration in the GCC. In: Pal L.A., Tok M.E. (eds.). Global Governance and Muslim Organizations, International Political Economy Series. Palgrave Macmillan. January 2019. 388 р.

21. Covid-19 cases top 157,000 in Mena. https://www.meed.com/covid-19-cases-top-157000-in-mena (accessed 30.04.2020)

22. SAMA’S private sector financing support program. http://www.sama.gov.sa/en-us/news/pages/news-514.aspx (accessed 30.04.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести