Южно-китайское море в противостоянии КНР и США в Азии
Южно-китайское море в противостоянии КНР и США в Азии
Аннотация
Код статьи
S032150750010107-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Васильев Дмитрий Владимирович 
Должность: Преподаватель Программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи (Южная Корея) - «Экономика и политика в Азии»; аспирант РУДН
Аффилиация:
НИУ ВШЭ
РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Шавлай Эллина Петровна
Должность: аналитик Лаборатории анализа международных процессов, преподаватель Кафедры английского языка №1, аспирант кафедры Востоковедения
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Речников, 18к2, 26
Выпуск
Страницы
61-66
Аннотация

Статья посвящена исследованию причин, по которым Южно-Китайское море (ЮКМ) стало одним из клю- чевых регионов противостояния КНР и США, а также выявлению особенностей их политики в регионе на современном этапе. Авторы анализируют истоки конфликта и показывают расстановку сил в ЮКМ на текущий момент. Исследова- тели приходят к выводу, что главная задача КНР на сегодняшний день - утвердить своё влияние в ЮКМ и вынудить другие государства региона согласиться с китайским присутствием на островах, ключевая цель США - сдержать рост Китая и не позволить ему закрепиться в Тихом океане.

Ключевые слова
Южно-Китайское море, КНР, США, Парасельские острова, острова Спратли, территориальные споры
Классификатор
Дата публикации
27.08.2020
Всего подписок
27
Всего просмотров
4083
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Сегодня в условиях формирования многополярной международной системы и смещения центра силы в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) обостряются противоречия между государствами во многих регионах мира. Одним из основных очагов нестабильности в АТР является Южно-Китайское море (ЮКМ), в котором сталкиваются интересы множества стран. Несогласованность границ экономических зон, а также споры по поводу принадлежности морского шельфа, Парасельских островов, островов Спратли, рифа Скарборо и острова Натуно считаются главными дестабилизирующими факторами в регионе [1].
2 В ноябре 2017 г. президент США Д.Трамп в рамках саммита АСЕАН-США заявил, что США «будут содействовать созданию действительно свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, в котором государства сильны, независимы и процветают» [2]. Такое объединение стран, иногда называемое «дугой процветания», видится администрации США как противовес усиливающемуся Китаю.
3 Южно-Китайское море – один из ключевых регионов, соединяющих Индийский и Тихий океаны, в связи с чем борьба за контроль над Парасельскими островами и архипелагом Спратли приобретает особую важность как для США, так и для КНР и других стран региона.
4 Необходимо отметить, что в международном праве нет прямых указаний на принадлежность этих островов. Истоки этого юридического казуса уходят корнями в середину XX в., когда Японская империя потерпела поражение во Второй мировой войне и по Сан-Францисскому мирному договору была вынуждена отказаться «от всех прав, правооснований и претензий на остров Спратли и острова Парасельские» без указания, в чью именно пользу она от них отказывается [3]. Это дало основание каждому из государств региона выдвинуть претензии на острова Южно-Китайского моря.
5

Споры в регионе ведутся между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Индонезией [4]. Наиболее активными участниками территориального спора в ЮКМ являются Китай, Вьетнам, Филиппины и Тайвань, обосновывающие свое присутствие на островах или претензии на них с помощью различных аргументов.

6 Китай и Тайвань, обосновывая свои притязания на архипелаги в ЮКМ, делают акцент на исторической принадлежности. Позиции обеих сторон абсолютно идентичны и являются, как они полагают, наиболее полно обоснованными с юридической точки зрения. Пекин позаботился о сборе огромного количества документов, свидетельствующих о том, что именно китайцы первыми начали осваивать острова. Представители МИД КНР заявляют, что китайцы начали осваивать архипелаги в ЮКМ еще во времена династии Хань при императоре У Ди (156-87 гг. до н.э.).
7 Китай в последние годы предпринял ряд, на наш взгляд, провокационных шагов, чтобы утвердить за собой острова в Южно-Китайском море. Например, в 2013 г. китайские власти добавили к 9-пунктирной линии, обозначающей претензии КНР в ЮКМ, ещё и 10-ю линию, проходящую к востоку от Тайваня [5]. В период с 2013 по 2016 гг. Пекин создавал песчаные насыпи, чтобы «связать» острова Спратли и получить возможность установить на островах вооружения. В марте 2015 г. в интервью газете The Guardian командующий американским тихоокеанским флотом Гарри Харрис назвал это «Великой песчаной стеной» [6].
8 В 2016 г. Международный суд в Гааге заявил, что «у Китая нет правовых оснований претендовать на исторические права на ресурсы в морских районах, попадающих в 9-пунктирную линию, так как, хотя китайские мореплаватели и рыбаки, а также рыболовы других государств исторически использовали острова в Южно-Китайском море, нет никаких доказательств того, что Китай исторически осуществлял исключительный контроль над водами или их ресурсами» [7]. Пекин отверг эти обвинения и отказался принимать во внимание вердикт Международного суда [7].
9 Власти Вьетнама, в свою очередь, также обосновывают свои притязания историческими доводами. С тех пор как в конце американской войны во Вьетнаме (1965-1975 гг.) КНР захватила Парасельские острова, принадлежавшие тогда Южному Вьетнаму, между Ханоем и Пекином возникли серьёзные территориальные разногласия, не разрешённые до сих пор.
10 По сей день регулярно происходят конфликты между двумя странами, связанные с заходом китайских судов в территориальные воды, которые Вьетнам считает своими. Например, в июле 2019 г. ситуация в ЮКМ в очередной раз обострилась в связи с заходом в воды, контролируемые Вьетнамом, китайского судна для исследования полезных ископаемых [8]. Тогда президент Вьетнама заявил, что Ханой имеет хорошие отношения с Пекином, но никогда не должен идти на компромисс в вопросах суверенитета и территориальной целостности [9].
11 Вместе с тем, важно отметить, что в качестве противовеса китайскому давлению Вьетнам прибегает к сотрудничеству с США. Так, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ, директор Института Хо Ши Мина В.Н.Колотов пишет: «Нынешнее сближение Ханоя с Вашингтоном можно рассматривать как побочный контрпродуктивный результат китайской политики в ЮКМ» [10]. Так поступает и ряд других государств региона, что лишь усиливает американо-китайские противоречия.
12 В то время как претензии КНР, Тайваня и Вьетнама в Южно-Китайском море базируются на исторических основаниях, претензии Филиппин основываются на результатах исследований специалистов, проведённых ещё в 1956 г. Они пришли к заключению, что 8 островов, расположенных неподалеку от филиппинских берегов, вовсе не являются частью архипелага Спратли, а относятся географически к территории этого островного государства [11].
13 В 2015 г. Филиппины решили построить на островах Спратли отели, чтобы превратить их в туристическую зону. В связи с обострением отношений между двумя странами в 2016 г., Международный суд в Гааге заявил, что «Китай нарушил суверенные права Филиппин в их исключительной экономической зоне, вмешиваясь в филиппинский рыболовный промысел и разведку нефти, строя искусственные острова и не предотвращая попытки китайских рыбаков вести промысел в этой зоне, а в районе мыса Скарборо Китай создал серьезную опасность столкновения, когда его патрульные катера физически блокировали филиппинские рыболовные суда» [12].
14 На данный момент Манила имеет административный контроль над Титу – втором по величине природным массивом в архипелаге Спратли – и хочет укрепить свой суверенитет, построив новую инфраструктуру [13].
15 Требования Малайзии по своему обоснованию похожи на филиппинские. На основе исследований было выявлено, что 3 острова архипелага Спратли являются продолжением континентального шельфа Малайзии, а потому Куала-Лумпур занял их и построил на одном из них отель для привлечения туда туристов [14].
16 В 2013 г. Китай разместил судно береговой охраны у мыса Лукония, на который претендует Малайзия и который находится в её исключительной экономической зоне [14]. Малайзийские премьерминистры несколько раз поднимали этот вопрос в диалоге с китайскими представителями, и Пекин то выводил, то возвращал свое судно. В 2019 г. Министерство обороны Малайзии опубликовало свою первую «Белую книгу» по вопросам обороны. Среди главных угроз, с которыми в ближайшие годы столкнётся Куала-Лумпур, в документе указаны терроризм, вопросы кибербезопасности, а также обострение отношений с Китаем в Южно-Китайском море [15].
17 Индонезия, в свою очередь, позиционирует себя как страна, у которой нет территориальных споров в ЮКМ [16], однако её экономическая зона включает в себя остров Натуна, находящийся в непосредственной близости от 9-пунктирной линии, установленной Китаем. И хотя Пекин признаёт суверенитет Индонезии над этим островом [17], время от времени между странами происходят конфликты, поскольку китайские рыболовецкие суда заходят в исключительную экономическую зону Индонезии. Когда китайские рыбаки оказываются в непосредственной близости от Натуна, Джакарта выражает официальный протест. Однако в 2016 г. в результате очередного инцидента Индонезия направила в этот район 10 военных кораблей и 4 истребителя F-16. Президент Индонезии Джоко «Йокови» Видодо лично вылетал на остров, чтобы разобраться в ситуации.
18 На первой неделе 2020 г. вновь произошло противостояние китайских судов береговой охраны и индонезийских военно-морских кораблей. Как заявил бывший министр обороны Индонезии, «Натуна – это дверь, если дверь не охраняется, то воры войдут внутрь» [18].
19 В похожей ситуации находится и Бруней. Хотя власти этого государства и не выдвинули официальных претензий на острова, однако один риф архипелага входит в исключительную экономическую зону страны [19].
20 Интерес такого количества государств региона к островам в Южно-Китайском море объясняется, прежде всего, богатством островов природными ресурсами, а также их географическим расположением.
21 Парасельские о-ва и архипелаг Спратли привлекательны не только для рыболовства, но и для добычи полезных ископаемых, в т.ч. нефти и газа [20]. В середине 80-х гг. XX в. ученые, ссылаясь на результаты геологоразведочных данных, заявили, что на территории континентального шельфа, прилегающего к островам, обнаружены одни из крупнейших запасов нефти в Азии на сумму не менее $1 трлн.
22 Ни одна из стран, претендующая на острова в ЮКМ, не имеет своих крупных месторождений нефти и газа, а потому оба архипелага представляются для каждой из них важными территориями. На островах отсутствует постоянное население, но на некоторых из них расположены воинские части государств региона [21], а также рыбацкие постройки и сооружения для морской навигации. Более того, через Андаманское море, Малаккский пролив, Южно-Китайское море и Тайваньский пролив проходят важнейшие морские торговые пути с оборотом в $5 трлн в год [22]. Таким образом, этот регион является чрезвычайно важным логистическим узлом, нарушение баланса сил и обострение конфликта в котором может нанести существенный урон как мировой экономике в целом, так и благосостоянию стран АТР в частности [23].
23 Профессор, ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО(У) и эксперт Российского совета по международным делам Е.А.Канаев выделяет 3 уровня противоречий по данному вопросу.
24 Первый, низкий уровень, – непосредственно спор о суверенитете над Парасельскими островами и архипелагом Спратли, который развернулся между Вьетнамом, Тайванем, КНР и Филиппинами [24, p. 199].
25 Средний уровень – это спор между КНР и странами АСЕАН. Основой взаимоотношений между КНР и АСЕАН является Декларация поведения сторон (DOC) в Южно-Китайском море, а также разрабатываемый на её основе Кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море (COC) [24, p. 199].
26 Министр иностранных дел КНР Ван И дал следующую характеристику Кодексу: «Декларация о действиях сторон в Южно-Китайском море уже сыграла свою роль в сохранении мира и стабильности в Южно-Китайском море, и поскольку мы договорились о разработке Кодекса поведения в Южно-Китайском море, конечно, должны добиться нового прогресса. Уверен в том, что будущий Кодекс поведения в Южно-Китайском море станет более эффективным и более качественным региональным набором правил, которые соответствуют фактическим потребностям региона и имеют более существенные коннотации» [25]. В ходе разработки Кодекса представитель КНР выступал за сохранение Ст. 4 Декларации, закрепляющей принцип решения территориальных разногласий только государствами, непосредственно вовлечёнными в данный конфликт, а также Ст. 10, согласно которой он должен быть решен посредством консенсуса [26].
27 Высокий уровень относится к американо-китайскому противостоянию. Подходы США и КНР расходятся, главным образом, по трём вопросам: свобода судоходства, добыча шельфовых ископаемых и способ решения споров [23, pp. 204-205]. Именно этот срез оказывает наибольшее значение для политики региональных акторов и развития ситуации вокруг спорных территорий в ЮКМ, поскольку имеет далеко идущие последствия для всей Азии.
28 В обновлённой военной доктрине КНР, опубликованной в 2019 г., говорится, что «острова ЮжноКитайского моря и острова Дяоюйдао (более известные как Сенкаку, но это японское наименование, не используемое в Китае. – Прим. авторов) являются неотъемлемой частью территории Китая.
29 Согласно доктрине, Китай осуществляет свой национальный суверенитет в целях создания инфраструктуры и развертывания необходимого оборонительного потенциала на островах и рифах в Южно-Китайском море, а также для проведения патрулирования в водах островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море. Китай привержен разрешению связанных споров путем переговоров с теми государствами, которые непосредственно вовлечены в процесс, на основе уважения исторических фактов и международного права. Китай твердо поддерживает свободу судоходства и пролета всеми странами в соответствии с международным правом и гарантирует безопасность морских линий связи (SLOCs)» [27].
30 Усиление китайских позиций в ЮКМ вызывает беспокойство в американском истеблишменте. 13 марта 2020 г. был опубликован обновлённый доклад Исследовательской службы Конгресса, посвящённый стратегическому соперничеству США и Китая в Южно-Китайском море [28]. В докладе американские эксперты пишут, что Китай, взяв под контроль море, может:
  • контролировать рыбную ловлю и проведение разведки нефти и газа в ЮКМ;
  • принуждать, запугивать или оказывать политическое давление на другие страны, граничащие с ЮКМ;
  • ввести в действие зону китайской ПВО над ЮКМ;
  • объявить блокаду Тайваня;
  • распространить своё влияние в западной части Тихого океана.
31 Также они предостерегают, что контроль КНР над ЮКМ мешает Америке:
  • осуществлять военное вмешательство в кризис или конфликт между Китаем и Тайванем;
  • выполнять обязательства по договорам о защите с Японией, Филиппинами и Южной Кореей;
  • использовать вооружённые силы в западной части Тихого океана для различных целей, включая поддержание региональной стабильности;
  • предотвратить превращение Китая в регионального гегемона в восточной части Евразии.
32 Американские исследователи предлагают Конгрессу пересмотреть политику Трампа в ЮКМ, предостерегают от втягивания в прямой конфликт с КНР и просят конгрессменов ответить на ряд вопросов, в т.ч. – всё ли делают американские служащие для снижения риска войны в регионе, и есть ли одинаковое понимание у США и их союзников относительно взаимных военных обязательств.
33 Учитывая вышесказанное, следует рассмотреть, какова политика Дональда Трампа в ЮКМ на данный момент.
34 Согласно Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в декабре 2017 г. [29], Соединенные Штаты стремятся продолжать сотрудничество с Китаем, однако, несмотря на это, Китай использует экономические стимулы и ограничения, «операции влияния» и угрозы силой, чтобы убедить другие государства считаться с интересами Китая. В Стратегии утверждается, что усилия Китая по созданию и милитаризации аванпостов в ЮКМ ставят под угрозу свободную торговлю в регионе, угрожают суверенитету других стран и подрывают региональную стабильность.
35 Американские эксперты делают акцент на том, что в Китае развернута кампания по быстрой модернизации вооруженных сил, целью которой является усиление позиций КНР, что позволит ограничить доступ США в Южно-Китайское море и развяжет руки Китаю [29]. Пекин преподносит свои интересы как взаимовыгодные, однако китайское доминирование угрожает суверенитету многих государств в Индо-Тихоокеанском регионе, в связи с чем государства всего региона призывают США помочь в поддержании регионального порядка.
36 В связи с необходимостью ограничить рост влияния КНР в регионе, президент Д.Трамп в рамках V саммита АСЕАН-США, проходившего 13 ноября 2017 г. в Маниле (Филиппины), заявил о необходимости поддержать создание Индо-Тихоокеанского региона: «Я здесь для того, чтобы продвигать мир, содействовать безопасности и работать с вами, чтобы создать действительно свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион, где у нас есть суверенные нации, и мы процветаем, и все хотят процветать» [2].
37 В рамках формирования «Индо-Тихоокеанского региона» Соединённые Штаты сотрудничают со странами в нескольких сферах:
  • помогают в укреплении потенциала стран в энергетическом секторе;
  • продвигают общие подходы к кибербезопасности;
  • создают возможности для малых и средних предприятий;
  • поощряют женщин, молодых новаторов и предпринимателей [29].
38 В военной сфере США регулярно проводят cовместные манёвры и учения со странами региона. В мае 2019 г. американский флот прошёл с индийскими, японскими и филиппинскими военноморскими силами через Южно-Китайское море [30]. Китай, не решившись блокировать проход кораблей, ограничился протестами. В сентябре 2019 г. США провели первые морские учения США-АСЕАН для укрепления военных отношений и отработки обмена информацией между ВМС стран АСЕАН и США. Тогда же, в сентябре 2019 г. прошли 23 военно-морских учения флотов США, Япония и Индии [30].
39 * * *
40 Таким образом, необходимо отметить, что экспансионизм Китая вызывает опасения стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые для защиты своих интересов в регионе ищут поддержки у США. Американцы, стремясь укрепить свои позиции в Азии, используют это как предлог для давления на Пекин. Одним из главных шагов администрации Д.Трампа в этом направлении стало продвижение концепции «Индо-Тихоокеанского региона», состоящего из стран, сталкивающихся с необходимостью препятствовать политическому и экономическому усилению Китая.
41 Этот регион полукругом охватывает КНР, не позволяя ей утвердить единоличное влияние в Тихом океане. Соединённые Штаты не признают территориальные претензии КНР и считают Южно-Китайское море международными водами. Между тем, именно ЮКМ входит в зону приоритетных направлений китайской внешней политики, имеющее непосредственное геостратегическое значение для страны, а потому любые действия со стороны региональных акторов (а уж тем более внешних игроков) рассматриваются им как враждебные. При этом, стремясь позиционировать себя как мирная и ответственная держава, которая лишь восстанавливает историческую справедливость по отношению к китайскому народу, Китай утверждает, что его действия не носят агрессивный характер, т.к. территории находятся под китайским суверенитетом на легитимной основе.
42 Под предлогом того, что ЮКМ, как полагают в Пекине, является внутренним китайским морем, Китай активно отстаивает своё присутствие на Парасельских островах и островах Спратли, возводя на них военные объекты, создавая искусственные насыпные острова и блокируя хождение судов других стран. С другой стороны, Пекин старается не провоцировать американцев, которые всё ещё сильнее китайцев в военно-политическом и экономическом отношении, поэтому он ограничен в свободе действий и реагирует на американские действия исключительно дипломатическими протестами.
43 Но и Вашингтон осознает последствия открытого противодействия Китаю, а потому продолжает оказывать давление на Пекин невоенными средствами, показывая нелегитимность китайских действий в регионе и обеспечивая проход судов других стран через акваторию ЮКМ как через международные воды.
44 Учитывая всё вышесказанное, авторы приходят к выводу о том, что в среднесрочной перспективе Южно-Китайское море останется одним из ключевых регионов противостояния двух крупнейших мировых акторов – США и КНР.

Библиография

1. Территориальные споры в Южно-Китайском море. «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный комплекс / Под ред. Воскресенского А.Д. М., МГИМО-Университет, 2010. С. 162-163.

2. Ramos R. Trump vows free and open Indo-Pacific region. Anadolu Agency. 14 November 2014. https://www.aa.com.tr/en/americas/trump-vows-free-and-open-indo-pacific-region/964636 (accessed 24.03.2020)

3. Мирный договор с Японией, подписанный в Сан-Франциско 8 сентября 1951 г. Гл. II, ст. 2, п. f. Российский государственный архив военно-морского флота. https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/sf_dogovor_1951_text.pdf (accessed 23.03.2020)

4. Island Features of the South China Sea. Asia Maritime Transparency Initiative. https://amti.csis.org/scs-features-map/ (accessed 01.04.2020)

5. Limits in the Seas. Bureau of Oceans and International Environmental and Scientific Affairs, United States Department of State, p. 3. https://2009-2017.state.gov/documents/organization/234936.pdf (accessed 01.04.2020)

6. US Navy: Beijing creating a ‘great wall of sand’ in South China Sea. The Guardian. 31 March 2015. https://www.theguardian.com/world/2015/mar/31/china-great-wall-sand-spratlys-us-navy (accessed 28.03.2020)

7. Beijing rejects tribunal’s ruling in South China Sea case. The Guardian, 12 July 2016. https://www.theguardian.com/world/2016/jul/12/philippines-wins-south-china-sea-case-against-china (accessed 12.03.2020)

8. Vietnam calls for restraint in South China Sea after months of tensions with Beijing. South China Morning Post,

9. October 2019. https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3033086/vietnam-calls-restraint-south-china-seaafter-months-tensions (accessed 18.03.2020)

10. Vu K., Pearson J. Vietnam urges restraint amid maritime tensions with China. Reuters, 15 October 2019. https://www.reuters.com/article/us-vietnam-southchinasea/vietnam-urges-restraint-amid-maritime-tensions-with-chinaidUSKBN1WU1CR (accessed 24.03.2020)

11. Колотов В.Н. Споры в ЮКМ и внутриполитическая ситуация во Вьетнаме. Азия и Африка сегодня 2019. № 7. С. 4. https://asaf-today.ru/images/AA_nomers/2019/201907/Kolotov-Spory.pdf (accessed 29.03.2020)

12. Hill G., China and Philippines: The reasons why a battle for Zhongye (Pag-asa) Island seems unavoidable. China News,

13. January, 2014. https://chinanewsstories.com/2014/01/13/the-reasons-why-a-battle-for-zhongye-pag-asa-island-seemsunavoidable/ (accessed 28.03.2020)

14. Phillips T., Holmes O., Bowcott O. Beijing rejects tribunal’s ruling in South China Sea case. The Guardian, 12 July 2016. https://www.theguardian.com/world/2016/jul/12/philippines-wins-south-china-sea-case-against-china (accessed 01.04.2020)

15. Philippines strengthens claim on this South China Sea island. The Star, 20 August 2019. https://www.thestar. com.my/lifestyle/travel/2019/08/20/claim-philippines-thitu/ (accessed 28.03.2020)

16. Chang F.K. A Faint Breeze of Change: Malaysia’s Relations with China. Foreign Policy Research Institute. https://www.fpri.org/article/2020/01/a-faint-breeze-of-change-malaysias-relations-with-china/ (accessed 29.03.2020)

17. Parameswaran P. What to Make of Malaysia’s New Defense White Paper Launch. The Diplomat, 04 December 2019. https://thediplomat.com/2019/12/what-to-make-of-malaysias-new-defense-white-paper/ (accessed 28.03.2020)

18. Suryadinata L. South China Sea: Is Jakarta no longer neutral? The Strait Times, 24 April 2014. https://www.straitstimes.com/opinion/south-china-sea-is-jakarta-no-longer-neutral (accessed 18.03.2020)

19. Yu M. Et tu, Jakarta? The Washington Times, 19 November 2015. https://www.washingtontimes.com/news/2015/nov/19/inside-china-china-concedes-natuna-islands-to-indo/ (accessed 21.03.2020)

20. Brummitt C., Rahadiana R. Indonesia Will Defend South China Sea Territory With F-16 Fighter Jets. Bloomberg, 1 April 2016. https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-03-31/indonesia-to-deploy-f-16s-to-guard-its-south-chinasea-territory (accessed 31.03.2020)

21. Philippines objects to Malaysia, China claims on South China Sea. GMA news online, 11 March 2020. https://www.gmanetwork.com/news/news/nation/729286/philippines-objects-to-malaysia-china-claims-on-south-chinasea/story/ (accessed 01.04.2020)

22. East Asia/Southeast Asia: Spratly Islands. The World Factbook, Central Intelligence. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/pg.html (accessed 28.03.2020)

23. Алексеева Н. «Символичный характер»: зачем Китай размещает ракетные комплексы на спорных островах. Russia Today. 03.05.2018. https://russian.rt.com/world/article/509130-arkhipelag-spratli-kitay-rakety (accessed 29.03.2020)

24. Мосяков Д. На грани фола: политика Китая в Южно-Китайском море. Индекс безопасности. 2013. Т. 19, № 4 (107).

25. Storey I. Disputes in the South China Sea: Southeast Asia’s Troubled Waters. Politique étrangère. Institut français des relations internationales (IFRI). Fall 2014, pp. 35-47.

26. Kanaev E.A. China’s and the US’ Approaches to the South China Sea Issue: Changing Patterns and Strategic Implications. Security and Cooperation in the South China Sea. M., Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, 2014.

27. Ван И ответил на четыре вопроса, касающиеся Кодекса поведения в Южно-Китайском море. Синьхуа Новости. 01.08.2019. http://russian.news.cn/2019-08/01/c_138275212.htm (accessed 01.04.2020)

28. Kanaev E.A. Fostering Cooperative Trends in the South China Sea: Russian Perspective. International Conference on East Sea Disputes. Ho Chi Minh City: Ton Duc Thang University, 2014. P. 22.

29. China’s National Defense in the New Era. The State Council, the People’s Republic of China. P. 7. http://english.www.gov.cn/archive/whitepaper/201907/24/content_WS5d3941ddc6d08408f502283d.html (accessed 18.03.2020)

30. U.S.-China Strategic Competition in South and East China Seas: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service. https://fas.org/sgp/crs/row/R42784.pdf (accessed 01.04.2020)

31. National Security Strategy of the United States of America. The White House. P. 46. https://www.whitehouse.gov/wpcontent/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 28.03.2020)

32. A Free and Open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. The Department of State, United States of America. P. 6. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf (accessed 28.03.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести