Лоббирование в США интересов сторон внутреннего ливийского конфликта (сравнительный анализ)
Лоббирование в США интересов сторон внутреннего ливийского конфликта (сравнительный анализ)
Аннотация
Код статьи
S032150750010109-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Графов Дмитрий Борисович 
Должность: Ст.н.с. Центра исследования общих проблем современного Востока, Институт востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
4-12
Аннотация

Поддержка США одной из сторон конфликта в Ливии может оказать решающее значение на итог противостояния. Отношение Вашингтона к правительству Ф.М.Сараджа становится все более неочевидным с тех пор, как год назад командующий Ливийской народной армии начал наступление на Триполи. В то же время президент США не может не считаться с тем фактом, что Сарадж возглавляет признанное ООН правительство. В условиях неопределенности политики президента Д.Трампа и его противостояния с Конгрессом стороны конфликта пытаются влиять на позицию Вашингтона в отношении ливийского конфликта с помощью лоббистов.

Ключевые слова
Ливия, США, лоббирование, FARA, Правительство национального согласия, Сарадж, Ливийская народная армия, Хафтар
Классификатор
Дата публикации
27.08.2020
Всего подписок
27
Всего просмотров
2919
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Текущее развитие внутриливийского конфликта, который перешел в вооруженное противостояние, во многом зависит от внешних акторов, особенно в условиях, когда ни одна из сторон не имеет уверенного перевеса сил, чтобы одержать победу на поле боя.
2 Пожалуй, всех внешних акторов, вовлеченных в конфликт, можно разделить на тех, кто признает только Правительство национального согласия Ливии (ПНС), признанное ООН, и остальных, кто считает, что будущее страны должно решаться в переговорах ПНС с Ливийской национальной армией (ЛНА), основывающей свою легитимность на воле Палаты представителей Ливии.
3 В 2018-2019 гг. в администрации Д.Трампа появились признаки не столь однозначной поддержки ПНС под руководством Фаиза Мустафы Сараджа. США отказались поддержать британскую резолюцию Совета Безопасности ООН, которая обвиняла в росте насилия ЛНА, а её командующий Халифа Хафтар получил поддержку от Д.Трампа по телефону. Очевидно, американская внешняя политика столкнулась с непростым вопросом, почему Правительство национального согласия Сараджа в Триполи важнее для США, чем маршал Х.Хафтар во главе Ливийской национальной армии в Тобруке. В 2017 г. в ответ на озабоченность Италии сотрудничеством маршала Хафтара с Россией Д.Трамп заявил, что США не играют какой-то роли во внутриливийской борьбе за власть [1].
4 Наступление Х.Хафтара на Триполи началось после разговора командующего ЛНА с советником президента США по национальной безопасности Дж.Болтоном и продолжилось после телефонного разговора с Д.Трампом [2]. Звонок командующему ЛНА президента США последовал на следующий день после его встречи в Белом доме с президентом Египта ас-Сиси. О поддержке Хафтара со стороны ОАЭ и Саудовской Аравии, как внешнем вмешательстве, заявил сенатор Л.Грэм [3]. С другой стороны – на стороне Сараджа и ПНС были глава Госдепартамента США М.Помпео и исполняющий обязанности министра обороны П. Шанахан, они призывали маршала Х.Хафтара остановить наступление на позиции ПНС [4].
5

ЛОББИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПНА И ПРЕМЬЕРА Ф.М. САРАДЖА

6 В США лоббирование является легальной услугой. В соответствии с Законом о регистрации лоббистской деятельности1 отчеты лоббистов подаются в cенат и палату представителей Конгресса, а в случае лоббирования интересов иностранных клиентов – в Министерство юстиции в соответствии с требованиями Закона 1938 г. о регистрации иностранных агентов (FARA)2.
1. LDA – The Lobbying Disclosure Act of 1995.

2. Foreign Agents Registration Act of 1938 (FARA), Section 4 of the Act, 22 U.S.C. §§ 614(a) и (b).
7 Можно выделить три направления работы лоббистов ПНС:
  • а) законодательные инициативы (influencing via legislation), которые должны были затруднить поддержку Х.Хафтара президентом США;
  • б) компрометация Хафтара и ЛНА в глазах американского политического класса, чтобы облегчить прохождение законодательных инициатив в интересах Сараджа и ПНС;
  • в) влияние через экспертные центры (influencing via think tanks) на мнение законодателей и администрацию президента.
8 Главная работа шла через Конгресс и в публичном пространстве (influencing public opinion)3 с целью дискредитировать «самозваного маршала», лишить Белый дом возможности поддерживать его. Основным проводником интересов ПНС стала лоббистская компания Mercury Public affairs LLC. Катар и Турция, которые поддерживают правительство Сараджа, также нанимают её для лоббирования своих интересов в Вашингтоне. Договор был подписан в апреле 2019 г. на $2 млн в год. Сама фирма наняла еще около 20 лоббистов вне штата [6].
3. Улучшение имиджа в публичном пространстве и политическом классе становится важным элементом в лоббиро-
9 Поскольку президент Трамп не склонен делиться с конгрессменами планами относительно Х.Хафтара, «Mercury» в мае 2019 г. пролоббировала в Конгрессе инициативу – обязать администрацию сформулировать стратегию в отношении Ливии и утвердить её в виде закона. Под стратегией в отношении Ливии законопроект подразумевает: описание целей, путей и средств для их достижения; описание отношений с партнерами по борьбе с терроризмом и как они продвигают или подрывают стабильность в Ливии, а также стратегические интересы США в Ливии [7]. Далее следует требование подробно описать, как другие страны способствуют или препятствуют законным ливийским властям и ООН в политическом урегулировании конфликта. Администрация президента должна дать оценку военной деятельности внешних субъектов конфликта, включая Россию, Египет, Катар, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турцию и Францию. Конгресс также желает знать: использовали эти страны, или нет вооружение американского происхождения; нарушали, или пытались нарушить эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию4.
4. Эмбарго введено в соответствии с резолюцией № 1970 СБ ООН от 2011 г. (прим. авт.)
10 Работа «Mercury» активизировалась в середине 2019 г., когда войска Хафтара приступили к осаде Триполи. Лоббисты разработали план «побуждения» Белого дома к поддержке ПНС [8]. Он предусматривал: позитивный, поддерживающий телефонный звонок от президента Трампа премьерминистру Сараджу; четкое публичное заявление президента или администрации, подтверждающее поддержку ПНС, с четкой позицией против наступления ЛНА; рекомендацию администрации воздержаться от встреч с Хафтаром или с кем-либо из его представителей; подготовку знакового письма послу США в ООН с призывом поддержать дипломатическое лидерство США в прекращении огня и отвода войск Хафтара.
11 Идеи, которые не давали бы возможности Трампу вести двойную политику в отношении ливийского конфликта, предлагались в качестве поправок в Закон о бюджете Минобороны США (National Defense Authorization ActNDAA): признание ПНС в качестве единственного правительства Ливии; поддержка в рамках ООН мирных переговоров и переговоров в рамках ООН о проведении демократических выборов. Среди других идей: подключить к лоббистской кампании сенаторов Л.Грэма и П.Лихи, высказывающихся в поддержку ПНС; организовать выступление в Конгрессе командующего Африканскими силами США (AFRICOM) генерала С.Таунсенда.
12 Основной лоббистский актив «Mercury» находился в Конгрессе и действовал близко к плану. Лоббисты организовали телефонный разговор премьер-министра Ливии Ф.Сараджа с сенатором Л.Грэмом [9]. После него сенатор призвал Белый дом остановить наступление ЛНА на законное правительство в Триполи, подчеркнул заслуги ПНС в борьбе с «Исламским государством» (ИГИЛ) и призвал администрацию способствовать мирному процессу в Ливии [3].
13 Член палаты представителей Т.Малиновски, бывший помощник госсекретаря США при президенте Б.Обаме, особенно критиковал политику Д.Трампа в отношении Ливии за то, что его администрация «объединяется с диктатором, которого поддерживает Россия», чтобы помочь ему свергнуть правительство, признанное США и международным сообществом. Член сенатского комитета по международным отношениям сенатор Б.Менендес, сенаторы Л.Грэм, К.Мерфи и Дж.Баррассо направили письмо президенту США с призывом публично выразить поддержку законному ливийскому правительству [10].
14 В условиях неопределенности планов Д.Трампа относительно Ливии лоббисты Mercury Public affairs старалась подчеркнуть близость американских интересов к ПНС и Сараджу, закрепить эту связь, а контакты с противоположной стороной сделать «токсичными». Бывший командующий AFRICOM генерал Т.Вальдхаузер рассказал, выступая в Конгрессе, о встрече с Сараджем и помощи ПНС в американской операции против ИГИЛ. Он назвал ПНС союзником США, указал на вклад ас-Сараджа в урегулирование конфликта.
15 Отрицательное отношение к Хафтару и его армии в коммуникационном пространстве выстраивалось с помощью безусловной негативной референции таких понятий, как терроризм, преступления против человечности и торговля людьми. Эта практика выстраивания цепочки утверждений или фактов с целью нужной референции и предложения «правильных» выводов известна в лоббизме как «фрейминг» и «рефрейминг» [11, pp. 166-171].
16 Хафтар был обвинен в распространении дезинформации о своей борьбе с ИГИЛ, и, наоборот, – в доказанных военных преступлениях его армии [12]. Что касается обвинений ПНС и Сараджа в политическом исламе, связях с движением «Братья-мусульмане» и салафитской идеологией, в статье, организованной лоббистами в «Вашингтон пост», утверждалось, что «умеренный политический ислам, обладающий некоторой властью в богатой североафриканской стране, выступает символом популистской политики, которую ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет хотели бы полностью искоренить...» [13].
17 Особенный акцент делался на обвинении Хафтара в жертвах среди мирного населения. Для большей убедительности в Конгресс приглашался специальный представитель Генерального секретаря ООН по Ливии Г.Саламе, который свидетельствовал о десятках ударов армии Хафтара по больницам, полевым госпиталям, гражданским и военным машинам скорой помощи [14]. Отобраны и опубликованы высказывания различных руководителей ЛНА и самого маршала Хафтара о «беспощадности к врагам и перебежчикам, укрывающимся за словами о демократии» [15]. Нанятая ПНС лоббистская фирма Gotham Government Relations не просто продвигала обвинения Х.Хафтара в «массовых зверствах» и построении «репрессивного полицейского государства», но и перекидывала мостик к Тегерану. А Иран – это КСИР, «Хезболла», а значит, и Хафтара можно подозревать в поддержке терроризма, с которым сражаются США. Вывод: Хафтар – это современный Муаммар Каддафи, который хочет присоединиться к Ирану, угрожающему миру и региону [16].
18 Частью плана лоббистской компании Mercury Public affairs стала подача иска к Хафтару в интересах родственников убитых ливийцев в окружной суд Вашингтона.
19 Халифа Хафтар прожил в США 20 лет и до сих пор остается американским гражданином, сохраняя прежнее место жительства. Иск подан адвокатской компанией Martin F.McMahon & Associates от имени 6 семей, чьи родственники были ранены или убиты в Ливии [17]. «Mercury» организовала запрос Генеральному прокурору США и директору ФБР от ряда конгрессменов о мерах в отношении Х.Хафтара, обвиняемого в гибели 12 тыс. ливийцев и ранениях еще 10 тыс., а также в других военных преступлениях, преследуемых американскими законами. Запрос подписали конгрессмены Т.Малиновски, Д.Конолли, Т.Лейт, А.Вагнер, Дж.Уилсон, К.Алред, Д.Тронн [18].
20 Важным элементом стратегии «Mercury» по выстраиванию мотивирующих рычагов на Капитолии было представление Хафтара не как силы политической, а как силы криминальной. Он выборочно освобождает от налогов, создает монополии на экспорт; принуждает должностных лиц государственного и частного секторов действовать в своих интересах. Якобы бригада ЛНА под командованием сына Х.Хафтара взяла под контроль отделение Центрального банка Ливии в Бенгази и вывезла наличность в неизвестном направлении5. Из отчетов в Минюст США видно, что «Mercury» организовала освещение «преступлений» маршала через газеты «Гардиан», «Уолл Стрит Джорнэл», агентства Рейтер и Ассошиэйтед Пресс, Би-би-си и другие СМИ [см.: 19-22].
5. В тот момент, когда ПНС утратило контроль над финансовыми авуарами, в сейфах Центробанка Ливии находилось
21 Можно сказать, что Mercury Public affairs работала подобно посольству ПНС в Вашингтоне, обеспечив клиенту не только «ухо», но и «голос» – официальный информационный канал. Это имело большое значение, как доказательство присутствия Сараджа в политическом поле, его силы и уверенности в праве и шансах на успех, особенно во время наступления на Триполи армии Х.Хафтара. В мае 2019 г. «Mercury» организовала круглый стол для прессы по результатам визита заместителя премьер-министра ПНС А.Майтека, который встречался с лидерами Конгресса и внешнеполитическими экспертами [23].
22 «Mercury» занималась организацией встречи Сараджа с американскими конгрессменами на 73-й Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2019 г. [24]. Среди нанятых лоббистов оказались бывший конгрессмен Дж.Таннер, долгие годы служивший в Комитете по иностранным делам палаты представителей, а также Эд.Кокс, бывший старший советник по вопросам политики отставного сенатора О.Хэтча [25].
23 После выступления Сараджа на Генассамблее делегация ПНС отправилась в Вашингтон [26]. PR-задача лоббистов состояла в представлении итогов визита под нужным углом зрения: ключевые должностные лица ПНС приняты в Белом доме; США признают роль ПНС в обеспечении безопасности в Ливии и вклад в совместную борьбу с ИГИЛ. Точно так же, когда осада Триполи силами ЛНА стала затягиваться, важно было подать это как перелом в пользу ПНС. В публикациях, организованных «Mercury», говорится, что в ответ на улучшение условий безопасности Штаб AFRICOM вернулся в Ливию через три месяца после того, как США объявили о временной передислокации в связи с «усилением беспорядков» [27].
24 С точки зрения realpolitik, мало найдется желающих поддерживать правительство, которое контролирует лишь несколько кварталов и скоро будет свергнуто. Информационная компания подчеркивала для «уха» американского политического класса: победы у ПНС есть; враг отброшен, и это только первые шаги к победе; ПНС, отбросив Хафтара, продолжила борьбу с ИГИЛ; правительство Сараджа является союзником США в борьбе с ИГИЛ, а ЛНА мешает этой борьбе [28].
25 Одним из ключевых пунктов лоббистской стратегии стало разжигание алармистских настроений по поводу вмешательства внешних игроков на стороне Х.Хафтара. Бывший сенатор Д.Виттер сделал заявление о том, что четыре ракеты «Javelin» американского производства, найденные в захваченном штабе сил Хафтара, оказались из Франции, хотя Франция официально выражает поддержку ПНС. Из этого делался вывод, что Франция находится на стороне ОАЭ и Египта, которые нанимают боевиков из Судана и других африканских стран и поставляют их в отряды ЛНА, что, конечно, противоречит политике США и ООН [29]. Второе лицо в Комитете палаты представителей по международным делам конгрессмен Р.Мемендес обратился с открытым письмом к госсекретарю М.Помпео с призывом провести расследование, каким образом американские вооружения, проданные ОАЭ, оказались в армии Х.Хафтара. И на этом основании прекратить любые продажи американских вооружений Эмиратам [30].
26 С появлением Турции в качестве союзника Сараджа в конце 2019 г. возникла необходимость объяснить, почему вмешательство Анкары хорошо, а вмешательство ОАЭ, Каира или Москвы – плохо. «Mercury» предлагает такую аргументацию: «К концу ноября, когда международное сообщество не предприняло никаких действий против российского вмешательства, ПНС обратилась к своему главному благодетелю – Турции, которая поставила ей боевые беспилотники, бронетехнику и военных советников» [31].
27 Учитывая постоянные обвинения и подозрения в Конгрессе Д.Трампа в сотрудничестве с Москвой, лоббисты Сараджа продвигали связь «руки Москвы» и маршала Хафтара. Издание «New America» совместно с Центром по изучению войны будущего (Center on the Future of War) из Аризонского государственного университета опубликовали объемный материал – «Разоблачение группы Вагнера: анализ роли частных военных охранных компаний в Российской проксивойне» [32].
28 Исследование появилось при поддержке Mercury Public Affairs и претендует на серьезный научный подход в рамках более широкой научной программы – The Future of Proxy Warfare Initiative6. Авторы рассматривают российскую политику на Ближнем Востоке как технологию проксивойн, которая восходит к переосмысленной президентом В.Путиным доктрины Е.Примакова, что нашло отражение еще в ряде статей, подготовленных «Mercury» в интересах клиента [33; 34].
6. Программа, в свою очередь, объявлена частью совместного проекта «Новой международной безопасности Америки» при участии указанного выше Центра по изучению будущих войн. Заявлено, что «инициатива» должна дать ответ на вопрос, каким образом роль прокси-войн в современных конфликтах, а также способы, которыми глобализация, технический прогресс, распространение оружия массового уничтожения и рост транснациональных негосударственных интересов требуют обновления подходов и методов изучения прокси-войн, в частности, в их нынешнем проявлении в Сирии, Ливии, Йемене, Ираке, Афганистане и Украине (прим. авт.).
29 Далее «рука Москвы» сменяется концептом «плацдарма России». Наступление на ПНС представляется как расширение российских интересов. Нападение «русских наемников» на признаваемое США правительство – это прямой вызов США. Администрация США должна быть обеспокоена тем, что, в случае успеха Х.Хафтара, Россия получит доступ к двум глубоководным портам в Ливии и овладеет плацдармом для атаки на Европу с Юга.
30 Лоббистская фирма Gotham Government Relations (гонорар – $1,5 млн в 2019 г.) [35] сделала акцент на том, что российские наемники составляют элитное ядро сухопутных войск Х.Хафтара, и Москва открыла свой собственный дипломатический канал, который не санкционирован Советом Безопасности ООН. И, если «ОАЭ интересуют коммерческие возможности ливийских портов», то «Россия хочет контролировать как нефтяные запасы Ливии, так и получить морскую базу в Южном Средиземноморье». Далее утверждалось, что самого Х.Хафтара Москва в любой момент может заменить на Саифа аль-Ислам, сына М.Каддафи, если не получит то, что ей нужно [36]. А это должно поставить знак равенства между режимом М.Каддафи и режимом Х.Хафтара.
31 Все это подкреплялось призывом члена комитета по международным отношениям сенатора Л.Грэма к президенту Трампу «дать понять всем, что прокси-война в Ливии неприемлема» [3]. В начале 2020 г., когда переговоры о перемирии между Хафтаром и Сараджем окончились неудачей, Gotham Government Relations сочла момент подходящим, чтобы обвинить Москву (заодно с европейскими столицами) в лицемерии. Якобы заигрывающие с Х.Хафтаром русские и европейцы лишь на словах «проповедуют прекращение огня и переговоры» [37].
32 Отдельным направлением лоббистской стратегии Mercury Public Affairs была мобилизация целого отряда «think tanks» [38]. В мае 2019 г. Американский институт Мира (Unites States Institute of Peace) выступил на слушаниях в подкомитете по Ближнему Востоку и Северной Африке Комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса. Эксперты, привлеченные лоббистами, заявили, что глубоко заблуждаются те, кто воспринимают Хафтара «как оплот против исламского экстремизма и террористических организаций». Еще один мозговой центр – Heritage Foundationуказывал, что желание США оставаться в стороне от ливийских событий только навредит американским интересам в будущем [39].
33 Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington institute for Near East Policy) призвал госсекретаря М.Помпео предупредить Хафтара, что, если тот не отведет свои войска, то попадет под американские санкции как проводник российской агрессии. Фонд Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace) и The Brookings Institution пришли к выводу, что продолжающаяся американская амбивалентность в отношении Ливии даже хуже, чем открытая поддержка Х.Хафтара. Эта неопределенность провоцирует всех участников увеличивать ставки в борьбе, что ведет к хаосу, и может усилить «исламское государство».
34 Использование «think tanks» в лоббировании представляет собой распространенную технологию. Есть экспертные центры, которые позиционируют себя не просто как аналитические, а как участники политического процесса, и обещают изменения «политического ландшафта» через представление выводов по своим каналам политическим акторам7. Но, как правило, в работе с «think tanks» принята не контрактная работа, а поддержка через спонсорские пожертвования, которые формально не означают найм или продажу влияния [40]. Лоббисту же важно распространить информацию в определенных кругах, она должна вызывать доверие, и источник должен указывать своим статусом на то, что транслируемую точку зрения разделяют другие влиятельные акторы.
7. Demos (UK), Heritage Foundation (USA), Center for American Progress (USA) [40, pp. 35-41]
35

ЛОББИРОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ ХАФТАРА И ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЛИВИИ

36 Если лоббистская поддержка Сараджа базировалась в Конгрессе, то у маршала Хафтара были лучше позиции в администрации Д.Трампа. В апреле 2019 г. командующий ЛНА получил телефонный звонок от президента США, благожелательный разговор означал несомненную поддержку Д.Трампом Х.Хафтара. В заявлении Белого дома указано, что в телефонном разговоре президент «признал значительную роль маршала Хафтара в борьбе с терроризмом, обеспечении безопасности нефтяных ресурсов Ливии. Стороны обсудили общее видение перехода Ливии к стабильной, демократической политической системе» [41].
37 Также США отказались поддержать британский проект резолюции СБ ООН с призывом к прекращению огня в Ливии и осуждением Х.Хафтара. Одним из основных лоббистов командующего ЛНА была фирма Dickens & Madson Canada Inc. Она обещала «лоббистские услуги в поддержании контактов с исполнительной и законодательной ветвями власти США, другими американскими организациями, которые заказчик сочтет целесообразными в интересах политики, благоприятной для него и народа Ливии». Оговаривается и контрлоббирование: «Устранение или предотвращение политики и дезинформации СМИ, неблагоприятных для заказчика» [42]. В договоре даже содержится обещание лоббировать интересы маршала Хафтара в России: «Мы будем стремиться, среди прочих целей, вести лоббирование в России, чтобы получить для заказчика грант или гранты на оборудование для обеспечения безопасности и техническую поддержку в размере $500 млн. Мы также будем стремиться поощрять и обеспечивать благоприятное внимание и поддержку в западных СМИ, чтобы достичь целей заказчика». За все это заказчик должен заплатить $6 млн в год – сумму рекордную, по сравнению с другими счетами ливийского кейса.
38 Dickens & Madson Canada привлекала в качестве лоббистов отдельных юристов и юридические фирмы (Patrick B.Hughes, Adams Jones Law Firm, P.A.) для лоббирования от имени Палаты представителей Ливии. В отчетах, направленных в Минюст США, говорится о «лоббировании через контакт с законодательной и исполнительной ветвями власти США».
39 Стратегия еще одной лоббистской фирмы, по контракту с Центром поддержки принятия решений ЛНА, состояла в том, чтобы перевести вопрос об американской поддержке ЛНА в вопрос о поддержке Вашингтоном борьбы Х.Хафтара с террористами-исламистами и движением «Братья-мусульмане». Это – Linden Government Solutions, возглавляемая С.Пейном, бывшим чиновником администрации Дж.Буша, работала в Ливии еще в 2011 г. с режимом М.Каддафи. Тогда заказчиком выступали американские нефтетрейдеры, желавшие сохранить бизнес с Ливией. А в 2019 г. лоббисты предложили свои услуги Центру принятия решений ЛНА. За $2 млн они обязались преодолеть разрыв между ЛНА и теми американскими политиками, СМИ, которые становятся жертвами пропаганды Правительства национального согласия.
40 После появления слухов об ухудшении самочувствия маршала Хафтара лоббистская компания Grassroots Political Consulting LLC (гонорар - $520 тыс. за 2017-2018 гг.) разоблачала «ложную информацию» в СМИ, политических кругах по всему миру, аналитических центрах, на слушаниях в Конгрессе США, распространяемую элементами, враждебными маршалу Х.Хафтару и Ливийской национальной армии.
41 Этому противопоставлялся зеркальный нарратив: Х.Хафтар жив, здоров и жертвует собственным здоровьем в борьбе за свой народ. Grassroots Political Consulting бралась обеспечить «ограниченный объем» политической и стратегической пропагандистской деятельности в Конгрессе США, а также предоставить стратегический консалтинг, ситуационный анализ, решить PR-задачи. Цель – заручиться поддержкой США и донести истинные цели и методы политики Х.Хафтара и ЛНА. Также лоббисты отчитались об организации брифинга в Конгрессе, подготовке пресс-релизов, размещении статей в западных и арабских СМИ, работе с Комитетом по иностранным делам палаты представителей и Комитетом сената по международным отношениям, «установлении дискуссионных точек».
42 Исполнитель подчеркивает, что в США предпринимаются согласованные усилия, направленные на то, чтобы сорвать поддержку маршала Хафтара и обеспечить поддержку ПНС со стороны Госдепартамента, Пентагона и Конгресса.
43 Grassroots Political Consulting обещала убедить американских политиков в поддержке Х.Хафтара ливийцами и показать перспективу политического развития Ливии. Американский политический класс должен был поверить, что командующий ЛНА не диктатор и не собирается узурпировать власть.
44 Еще одна фирма – Keystone Strategic Advisers, LLC лоббировала в интересах некоего «АльМаджра», который более известен как начальник штаба ЛНА, генерал Абдул Разик Аль-Надори. За консультации по вопросам стратегии и коммуникации лоббисты получили в 2017-2018 гг. $450 тыс. [43].
45 Можно говорить о сопутствующем лоббировании в интересах Хафтара со стороны ОАЭ. Из отчета, поданного в Минюст США лоббистской компанией American Defense International, Inc., нанятой посольством ОАЭ в США [44], видно, что в интересах клиента, среди прочего, требовалось отклонить запрос американских законодателей, которые настаивали на докладе Конгрессу с подробным описанием военной активности в Ливии России, Египта, Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции и Франции. Конгрессмены желали получить ответы на вопросы: не подрывают ли действия этих стран стабилизацию в Ливии и эмбарго ООН на поставки оружия.
46

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛОББИРОВАНИЯ И ДРУГИЕ ВЫВОДЫ

47 Почти всё, что планировали лоббисты Правительства национального согласия, удалось реализовать. В ноябре 2019 г. члены сенатского Комитета по международным отношениям К.Кунс, Л.Грэм, К.Мерфи, М.Рубио внесли билль «Закон о стабилизации Ливии» (H.R.4644, S.2934Libya Stabilization Act), который предполагает санкции в отношении лиц, «подпитывающих» насилие в Ливии, требует разработки стратегии противодействия российскому влиянию, которое названо главным злом для Ливии и угрозой американским интересам (Sec. 103. Strategy to Counter Russian Influence in Libya; Sec. 202. Imposition of sanctions with respect to persons supporting Russian military intervention in Libya).
48 Настойчивые усилия «Mercury» привели к тому, что в ноябре 2019 г. начался «секретный Американо-Ливийский диалог» с Правительством национального согласия. «Американская делегация подчеркнула поддержку суверенитета и территориальной целостности Ливии перед лицом попыток России использовать конфликт...» [45], говорится в заявлении Госдепартамента. Это предупреждение Х.Хафтару является самым крупным достижением лоббистов Сараджа.
49 Интересы ПНС нашли отражение в билле «О защите американской безопасности от агрессии Кремля». Агрессией Кремля названа «деятельность группы Вагнера и других наемников, связанных с российским гражданином Е.Пригожиным, в Центральноафриканской Республике, Венесуэле, Сирии, Ливии, Судане, Мадагаскаре и других странах, а также угроза, которую эта деятельность может представлять для национальных интересов США». Ситуация в Ливии попала в раздел «Суть политики Конгресса в отношении Российской Федерации в Африке».
50 В конце 2019 г. принят «Закон о расходах на национальную оборону в 2020 г.». Раздел «Оборонная и дипломатическая стратегия в отношении Ливии» содержит практически все предложения лоббистов Mercury Public affairs. Госдепартамент и Министерство обороны должны представить Конгрессу не позднее 9 месяцев со дня вступления закона в силу стратегию в отношении Ливии, а также описание того, как внешние и внут- ренние стороны конфликта продвигают или подрывают стабильность и стратегические интересы США в Ливии.
51 В ноябре 2019 г., когда информация о российской частной военной компании в Ливии уже стала восприниматься в США как факт, в Белом доме заявили о поддержке суверенитета и территориальной целостности Ливии перед лицом попыток России использовать конфликт против воли ливийского народа. США призвали Хафтара прекратить наступление на Триполи. Американские официальные лица встретились с Х.Хафтаром в Иордании, чтобы убедить его согласиться на прекращение огня. Однако командующий ЛНА продолжал ориентироваться на позицию Д.Трампа, а не на официальные заявления Госдепартамента США. После встречи американских официальных лиц с Хафтаром в Аммане наступление на Триполи и удары беспилотников ЛНА только усилились [13].
52 В феврале 2020 г. представитель Госдепартамента США объяснил, что Вашингтон поддерживает контакты и с ПНС, и с Хафтаром. США просят командующего ЛНА приостановить наступление, но не просят сдаться. США полагают, что маршал играет важную роль в формировании политического будущего Ливии. Президент Д.Трамп сформулировал позицию так: «...Они все хотят знать, где мы стоим, и они действительно знают, где мы стоим, у нас очень своеобразная позиция. И у нас назначены встречи, и мы собираемся посмотреть, сможем ли мы выработать какойто мирный план» [46]. Таким образом, администрация Д.Трампа не осудила Х.Хафтара и не признала его власть незаконной.
53 Стратегию лоббирования в поддержку Х.Хафтара можно назвать «оправдательной» – не проактивной, а реактивной. Цель была – нейтрализовать обвинения и противопоставить противоположные нарративы: маршал противостоит ИГИЛ и «Братьям мусульманам», он выстраивает коалицию с региональными и глобальными игроками, без которых невозможна победа над исламскими экстремистами и построение процветающей Ливии. Но контрлоббирование и разоблачение «вражеской пропаганды» не отвечали на вопрос – зачем Вашингтону Хафтар?
54 Лоббисты Сараджа не только воспользовались противостоянием Конгресса с президентом, но нашли аргументы, которые мотивировали американскую политику действовать в нужном направлении: Хафтар создает хаос, которым воспользуется «Исламское государство»; ПНС и США сражаются с ИГИЛ, а Хафтар пытается свергнуть ПНС, работая на руку террористам; война, развязанная Хафтаром, способствует радикализации и исламизации молодежи, отвлекая от мирной жизни; в рядах ЛНА действуют радикальные салафиты; Хафтар пообещал России стратегический плацдарм и подрывает американские интересы; Хафтар – новый Каддафи – угроза демократии, правам человека, криминальный лендлорд; Хафтар должен быть осужден как военный преступник за удары по мирному населению; президент Трамп примет правильное решение, чего не сделал предыдущий президент США.
55 Последнее заявление особенно хорошо рассчитано, учитывая, что Д.Трамп объявляет все решения Б.Обамы негодными.
56 Лоббисты противоборствующих сторон использовали разные инструменты. Позицию Х.Хафтара «разъясняли» с помощью «информационных писем» конгрессменам, на организованных брифингах, через «установление дискуссионных точек». Лоббисты Сараджа не только ставили задачу повысить в информационном пространстве осведомленность администрации о проблемах ПНС, они занимались организацией личных контактов представителей ПНС с чиновниками администрации и членами Конгресса. Но наиболее эффективно они влияли на политику администрации Д.Трампа через законодательный процесс, а также добились впечатляющих результатов в использовании «think tanks» и СМИ8.
8. Среди других публикаций, инициированных «Mercury», – «Information warfare in Libya. The online advance of Khalifa Haftar» (Centro Studi Internazionali), «Trump backed Libyan warlord after Saudi Arabia and Egypt lobbied him» (Wall Street Journal), «Libya can’t take another tyrant» (Wall Street Journal), публикации в сети «Твиттер» (прим. авт.).
57 Отдельный вопрос – механизм влияния лоббистов на законодателей. В ливийском кейсе лоббистами выступали бывшие сотрудники Конгресса. Например, А.Миттлман, бывший помощник сенатора Б.Кейси, нанят в качестве лоббиста фирмой Keystone Strategic Advisers, LLC, действовавшей в интересах генштаба ЛНА [47]. Основной лоббист ПНС – компания Mercury Public affairsнаняла бывшего сенатора Д.Виттера и Б.Ланза, известного работой в избирательном штабе Д.Трампа [48]. Мы видим, как сотрудники Конгресса и чиновники Администрации, имеющие тесные отношения с влиятельными конгрессменами, со временем переходят в лоббистские фирмы. Процесс этот известен как «Post-Employment lobbying» [49].
58 * * *
59 Сравнивая стратегию лоббирования, каналы распространения информации, механизмы влияния, следует признать, что действующие в интересах командующего Ливийской народной армии лоббисты были менее креативны, чем их коллеги, нанятые премьер-министром ПНС. В свою очередь, и лоббисты ЛНА продемонстрировали устойчивые позиции. Но причины этой устойчивости – в большей степени политические, объясняемые поддержкой Х.Хафтара со стороны таких внешних акторов, как ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет, особенно после того, как на сторону ПНС открыто встала Турция [2].

Библиография

1. Donald Trump remarks raise fears of US disengagement in Libya. The Guardian, 21. 04. 2017. https://www.theguardian.com/world/2017/apr/21/donald-trump-remarks-raise-fears-of-us-disengagement-in-libya (accessed 13.04.2020).

2. Trump Backed Libyan Strongman’s Attack on Tripoli, U.S. Officials Say. Bloomberg, 24.04.2019. https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-04-24/trump-libya-haftar-tripoli (accessed 13.04.2020)

3. Graham frets over Trump’s mixed signals on Libya. Politico, 22.04.2019. https://www.politico.com/story/2019/04/22/graham-libya-trump-1286385 (accessed 11.04.2020)

4. Situation in Libya. Press Statement Michael R. Pompeo, Secretary of State, 07.04.2019. https://www.state.gov/situation-in-libya/ (accessed 11.04.2020)

5. Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. Институт США и Канады АН СССР. М., Мысль, 1976.

6. Libya signs $2 million lobbying deal as Trump warms to rival strongman. Al-Monitor, 01. 05. 2019. https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/05/libya-signs-lobbying-deal-trump-warms-rival-hifter.html#ixzz6F0MzbaMb (accessed 13.04.2020)

7. U.S. Department of Justice, FARA eFile (далее - FARA eFile). https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190719-150.pdf (accessed 13.03.2020)

8. FARA eFile https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190617-108.pdf (accessed 13.03.2020)

9. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190502-70.pdf (accessed 13.03.2020)

10. United State Senate Committee of Foreign Relations. Menendez, Graham, Murphy, Barrasso Urge Pres. Trump to Support a Peaceful Political Solution to Crisis in Libya, 30.05.2019. https://www.foreign.senate.gov/press/ranking/release/menendez-graham-murphy-barrasso-urge-pres-trump-to-support-a-peaceful-political-solution-to-crisis-in-libya (accessed 13.04.2020)

11. Baumgartner F.R., Berry J.M., Hojnacki M., Leech B.L., Kimball D.C. Lobbying and Policy Change: Who Wins, Who Loses, and Why. University of Chicago Press. 2009.

12. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190719-149.pdf (accessed 13.03.2020)

13. How the Kremlin’s fingerprints escalated Libya’s conflict, threatening a wider war in the Middle East. Washington Post, 20.12.2019. https://www.washingtonpost.com/world/middle_east/how-the-kremlins-fingerprints-escalated-libyas-conflict-threatening-a-wider-war-in-the-middle-east/2019/12/20/b2f63a5c-2040-11ea-b034-de7dc2b5199b_story.html (accessed 11.04.2020)

14. FARA eFile https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190515-167.pdf (accessed 13.03.2020)

15. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190523-82.pdf (accessed 13.03.2020)

16. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6728-Informational-Materials-20200304-10.pdf (accessed 13.03.2020)

17. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20200212-278.pdf (accessed 13.03.2020)

18. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190621-115.pdf (accessed 13.03.2020)

19. Libya may not be ready for democracy, says military strongman. The Guardian, 10.01.2018. https://www.theguardian.com/world/2018/jan/10/libya-may-not-be-ready-for-democracy-says-military-strongman (accessed 13.04.2020)

20. Saudi Arabia Promised Support to Libyan Warlord in Push to Seize Tripoli. The Wall Street Journal, 12.04.2019. https://www.wsj.com/articles/saudi-arabia-promised-support-to-libyan-warlord-in-push-to-seize-tripoli-11555077600 (accessed 13.04.2020)

21. Libya offensive stalls, but Haftar digs in given foreign sympathies. Reuters, 15.04.2019. https://www.reuters.com/article/us-libya-security-analysis-idUSKCN1RR1R6 (accessed 13.04.2020)

22. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190628-100.pdf (accessed 13.03.2020)

23. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190605-88.pdf (accessed 13.03.2020)

24. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190915-180.pdf (accessed 13.03.2020)

25. Warring Libyan factions build armies of foreign agents in Washington. The Center for Responsive Politics, 07.07.2019. https://www.opensecrets.org/news/2019/07/warring-libyan-factions-build-armies-of-foreign-agents-in-washington/ (accessed 13.04.2020)

26. The United States is missing in action in Libya. The Washington Post, 04.04.2019. https://www.washingtonpost.com/opinions/global-opinions/the-united-states-is-missing-in-action-in-libya/2019/10/03/c6b3715e-e61b-11e9-b403-f738899982d2_story.html (accessed 11.04.2020)

27. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190726-128.pdf (accessed 13.03.2020)

28. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190729-142.pdf (accessed 13.03.2020)

29. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190709-117.pdf (accessed 13.03.2020)

30. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190722-132.pdf (accessed 13.03.2020)

31. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20200227-296.pdf (accessed 13.03.2020)

32. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20200227-287.pdf (accessed 13.03.2020)

33. Russia Leans on Mercenary Forces to Regain Global Clout. The Wall Street Journal. 23.02.2020. https://www.wsj.com/articles/russia-leans-on-mercenary-forces-to-regain-global-clout-11582482577 (accessed 13.04.2020)

34. Russian Snipers, Missiles and Warplanes Try to Tilt Libyan War. The New York Times. 07.11.2019. https://www.nytimes.com/2019/11/05/world/middleeast/russia-libya-mercenaries.html (accessed 13.04.2020)

35. Gotham will work for Libyan government. Politico, 09.09.2019. https://www.politico.com/newsletters/politico-influence/2019/09/27/gotham-will-work-for-libyan-government-762774 (accessed 11.04.2020)

36. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6728-Informational-Materials-20200227-9.pdf (accessed 13.03.2020)

37. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6728-Informational-Materials-20200110-4.pdf (accessed 13.03.2020)

38. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6170-Informational-Materials-20190519-95.pdf (accessed 13.03.2020)

39. Testimony before the House of Representatives Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Middle East, Carnegie Endowment for International Peace. North Africa, and International Terrorism, U.S. House of Representatives Office of the Clerk, 15.05.2019. https://docs.house.gov/meetings/FA/FA13/20190515/109500/HHRG-116-FA13-WList-20190515.xml (accessed 13.04.2020)

40. McGann J. G. Global Go to Think Tanks Index Report. University of Pennsylvania, 2008. https://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1000&context=think_tanks (accessed 11.04.2020)

41. Holland Steve. White House says Trump spoke to Libyan commander Haftar on Monday. Reuters, 19.04.2019. https://www.reuters.com/article/us-libya-security-trump/white-house-says-trump-spoke-to-libyan-commander-haftar-on-monday-idUSKCN1RV0WW (accessed 13.04.2020)

42. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6200-Exhibit-AB-20160720-4.pdf (accessed 13.03.2020)

43. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6494-Exhibit-AB-20171201-1.pdf (accessed 13.03.2020)

44. FARA eFile. https://efile.fara.gov/docs/6567-Informational-Materials-20190726-6.pdf (accessed 13.03.2020)

45. U.S. Department of State, Joint Statement on U.S.-Libya Security Dialogue, Media Note, Nov 14. https://www.state.gov/joint-statement-on-u-s-libya-security-dialogue/ (accessed 13.04.2020)

46. Trump Meets With Prime Minister of Greece. NBC News. 07.01.2020. https://www.youtube.com/watch?v=nAsYesijj9M (accessed 11.04.2020)

47. Former Casey aide will lobby for Libyans. Politico, 12.11.2017. https://www.politico.com/newsletters/politico-influence/2017/12/11/former-casey-aide-will-lobby-for-libyans-047538 (accessed 11.04.2020)

48. Libya's government hires Mercury. Politico, 02.05.2019. https://www.politico.com/newsletters/politico-influence/2019/05/02/libyas-government-hires-mercury-607647 (accessed 13.04.2020)

49. Post-Employment, “Revolving Door,” Laws for Federal Personnel. Congressional Research Service. https://fas.org/sgp/crs/misc/R42728.pdf (accessed 13.04.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести