Женский диджитал-сторителлинг в Нигерии как форма социально-политического активизма
Женский диджитал-сторителлинг в Нигерии как форма социально-политического активизма
Аннотация
Код статьи
S032150750010455-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
75-80
Аннотация

На основе цифровых источников в статье рассмотрен феномен женского диджитал-сторителлинга в Ниге- рии. Автором проанализированы связь женского сторителлинга с культурными традициями сказительства и его актуа- лизация в эпоху постмодерна. Сделан вывод о возникновении новой для Нигерии формы женского социально-политическо- го активизма, основанного на коммуникации посредством социальных медиа.

Ключевые слова
сторителлинг, социально-политический активизм, диджитал-сторителлинг, Нигерия, социальные медиа, «культура молчания»
Классификатор
Дата публикации
08.09.2020
Всего подписок
25
Всего просмотров
5537
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Цифровая революция, начавшаяся в 1980-х гг., способствовала ряду важнейших изменений в сфере гуманитарных наук; в т.ч. трансформации подверглось историческое знание. Распространение Интернета и постоянно расширяющееся киберпространство обусловили появление принципиально нового вида исторических источников, являющихся цифровыми изначально. Разнообразные по своей структуре и содержанию, они являются результатом ежедневного взаимодействия людей. Наибольшее распространение в киберпространстве получили источники личного происхождения, повествующие о повседневной жизни.
2 Нигерия успешно интегрировалась в глобальную сеть. Это одна из наиболее развитых стран Африки, где интернет-аудитория постоянно растет. В 2019 г. число зарегистрированных пользователей в Нигерии составляло 123,4 млн человек (61,4% общей численности населения), из них 17 млн – социальной сети Facebook [1].
3

ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА: КРУШЕНИЕ «ВЕЛИКИХ ПРОЕКТОВ»

4 Французский философ Ж.-Ф.Лиотар определял эпоху постмодерна как состояние распада метанарративов – «великих проектов». В книге «Состояние постмодерна» он утверждал, что постсовременность характеризуется «недоверием к метарассказам» [2, с. 10] – грандиозным доктринам, таким, как прогресс, эмансипация и научное познание. Катастрофические события XX в. (мировые войны, Холокост, смена доминирующих стратегий и идеологий) подорвали легитимирующую силу универсальных идей и концепций, которые оказались неспособны сохранить морально-этические устои. Идея о том, что человечество представляет собой некий универсальный субъект, который «находится в поиске своей общей эмансипации» [2, c. 156], оказалась несостоятельной. Человек постмодерна стал более чутким и восприимчивым к разнообразию. Благодаря развитию Глобальной сети это привело к тому, что микронарративы и тиражирование личного опыта на весь мир приобрели особую актуальность.
5 Особую важность приобретает рассказывание историй, или сторителлинг (storytelling). В настоящее время благодаря Интернету эта традиция переживает второе рождение.
6

НИГЕРИЯ – СТРАНА ИСТОРИЙ

7 Традиция рассказывания историй присуща практически всем культурам. Она возникла до появления и распространения письменности и выполняла множество функций, среди которых – ретрансляция опыта, воспитание детей, формирование морали и нравственности, фиксация прошлого.
8 В Нигерии рассказывание историй представляло собой часть женского повседневного времяпрепровождения: женщины – представительницы народов игбо и йоруба1 – знали множество историй, героических преданий и бытовых зарисовок, которые передавались от старшего поколения младшему. Нигерийская литература XX-XXI вв. во многом продолжила традиции прошлого. Ф.Нвапа2, Б.Эмечета3, Ч.Н.Адичи4 позиционировали себя как рассказчицы [25]. В XXI в. поворот к индивидуальному опыту и линейным (упрощенным) формам повествования повлек за собой развитие сторителлинга.
1. Игбо и йоруба – крупнейшие народы Нигерии, наряду с хауса (прим. авт.).

2. Флора Нвапа (1931-1993) – нигерийская писательница; ее называют «матерью» современной африканской литературы. Международное признание она получила после публикации в Великобритании своего первого романа «Эфуру».

3. Бучи Эмечета (1944-2017) – английская писательница нигерийского происхождения. В последней трети XX в. ее имя входило в рейтинги самых читаемых писателей Великобритании.

4. Чимаманда Нгози Адичи (р. в 1977 г.) – нигерийская писательница, автор романов «Пурпурный гибискус» (2003 г.),
9

СТОРИТЕЛЛИНГ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

10 Сторителлинг, долгое время активно использовавшийся в сфере коммерции и PR, со временем вошел в практику маркетологов и политиков, «продававших» свои истории в целях привлечения электората. В 1975 г. в США возникла «Национальная ассоциация по сохранению и увековечиванию историй»5 а сторителлинг превратился в массовое явление и начал распространяться и в других странах, где создавались подобные организации [3]. Их задачи изначально заключались в объединении непрофессиональных рассказчиков, готовых делиться своими историями с широкой публикой.
5. В наши дни имеет название – «Национальная сеть сторителлинга» (National Storytelling Network) (прим. авт.).
11 По мнению американского социолога Ф.Поллетты, сторителлинг «стал проявляться в самых неожиданных областях» [4] и охватил практически все сферы жизни. Рост популярности персональных историй в сфере менеджмента, маркетинга, психологии и политики связан со стремительным развитием Интернета.
12 Возникновение диджитал-сторителлинга (digital storytelling), т.е. рассказанных в киберпространстве историй, французский исследователь К.Салмон сравнивал с появлением нового материка, «контуры которого мы еще не можем очертить» [5]. Он назвал четыре сферы-уровня, в которых существует современный сторителлинг: 1) микроэкономический (в маркетинге и менеджменте); 2) политико-идеологический (создание историй для политиков, синхронизация эмоций и реакций людей на политические события и действия); 3) юридически-политический (использование историй в технологиях осуществления власти, по терминологии М.Фуко6 – создание дисциплинарного общества); 4) индивидуальный (ведение личного блога) [5, p. 11].
6. Мишель Фуко (1926-1984) – французский философ, теоретик культуры, историк. Значительное место в его философии занимает концепция власти (прим. авт.).
13 Согласно исследованиям Pew Research Center7, в 2006 г. каждую секунду на просторах Интернета кто-то начинал новый блог [6]. 78% из них были посвящены теме, которую можно было бы условно назвать «Мои жизнь и опыт» [6]. Развитие Интернета и особенно социальных сетей стало новым этапом в развитии сторителлинга. Динамичный рост интернет-аудитории, образование линейных (лишенных иерархии) связей через социальные сети, где каждый имеет возможность стать как рассказчиком, так и читателем, способствовали росту популярности сторителлинга, которую, по мнению К.Салмона, он стал набирать уже в 1990-е гг. [5, p. 12].
7. Pew Research Center – американский некоммерческий исследовательский центр; предоставляет информацию о социальных проблемах, общественном мнении и демографических тенденциях в США и в мире.
14 Популярность формата объясняется высокой степенью эмоционального отклика людей и эмпатией по отношению к герою. Истории не создают однозначных и универсальных утверждений, прямых указаний и выводов; крайне редко они назидательны, но с их помощью формируется обширное поле для различного рода интерпретаций. Внутри него каждый может найти что-то для себя – то, что способно вызывать более широкую гамму эмоций, чем любой политический призыв, идеологическая установка или выдвинутый аргумент.
15 Революционные изменения в сфере коммуникаций произошли в 2003-2006 гг. с появлением таких социальных сетей, как Facebook, MySpace, LinkedIn и Twitter. Всемирная сеть не только становилась пространством для передачи, аккумулирования и хранения информации, но и предоставляла возможности формирования социальных отношений в виртуальной реальности. В 2008 г. американский исследователь и консультант в сфере информационных технологий К.Ширки назвал развитие социальных сетей и появившихся в связи с этим новых возможностей для коммуникации «тектоническим сдвигом» в жизни общества [7]. По его мнению, социальные сети являются не только местом для общения и обмена историями, но и инструментом для кардинальных перемен в политической и социальной сферах [8].
16 Впервые возможности социальных сетей для мобилизации и координации граждан были реализованы в 2009 г. в ходе массовых протестов в Молдавии и Иране, получивших неофициальное название «Твиттер-революции» [9]. Использование социальных сетей было предпринято и в Нигерии в 2012 г. во время протестных акций после попытки правительства Гудлака Джонатана (президент Нигерии в 2010-2015 гг.) отменить субсидию на топливо. Движение «Occupy Nigeria»8 привело к некоторым послаблениям со стороны правительства и сформировало позитивный опыт использования социальных сетей в целях политических и социальных преобразований.
8. «Occupy Nigeria» – серия протестных акций (2-14 января 2012 г.), охвативших крупные города Нигерии – Кано, Лагос, Абуджу и Минну; часть глобального движения «Occupy Movement», нацеленного на достижение социально-экономической справедливости (прим. авт.).
17

ДИДЖИТАЛ СТОРИТЕЛЛИНГ И ЧИМАМАНДА НГОЗИ АДИЧИ

18 Отличительная черта диджитал-сторителлинга – направленность на реализацию различных социальных проблем посредством создания интернет-сообществ, проведения через социальные сети флешмобов9, формирования видеоконтента. Посредством персональных историй, распространяемых через сеть, стало возможным обратить внимание на ряд социальных проблем, которые не были ранее представлены в СМИ или были представлены не совсем корректно.
9. Флешмоб (от англ. flashmob, дословно – «мгновенная толпа») – заранее спланированная массовая акция. Сбор её участников осуществляется при помощи электронных средств связи.
19 Диджитал-сторителлинг предоставил возможность тем, кто ранее не имел права влиять на формирование дискурсивного поля, обрести голос и «разрушить стену общественного безразличия» [4, p. 3] к их опыту. Прежде всего, это относится к африканцам, которые веками рассматривались как люди «без истории» или «вне истории».
20 Особенностью женского диджитал-сторителлинга в Нигерии является круг обсуждаемых проблем. Это проблемы насилия и виктимности, информационного неравенства, доступа к образованию и медицинским услугам.
21 В 2012 г. нигерийская писательница Ч.Н.Адичи [подробнее см.: 10] выступила на TED-платформе10 с речью: «Мы все должны быть феминистами», инициировав дискуссии о феминизме по всему миру, в т.ч. в социальных медиа. Рассуждая о гендерных проблемах и обращаясь к опыту Нигерии, она пыталась ответить на вопрос: «что значит быть молодой женщиной в Лагосе?» [11]. Выступление Ч.Н.Адичи, одной из наиболее популярных в Нигерии медиаперсон, положило начало массовому женскому диджитал-сторителлингу: в Twitter появилось огромное количество постов под хэштегом «BeingFemaleinNigeria».
10. TED (Technology, Entertainment, Designтехнологии, развлечения, дизайн) – американский частный некоммерческий фонд, известный своими ежегодными конференциями, миссия которых состоит в распространении уникальных идей.
22 Пользователи делились историями, которые отсылали к повседневному опыту и к унижающим достоинство стереотипам, к вопросам дискриминации, бытового насилия, виктимности женщин. В этих рассказах критиковались патриархальные традиции, предполагавшие подчинение женщины мужчине: «Кто-то спросил меня: “Зачем тебе докторская степень? Ты должна хотеть выйти замуж!”» – записала в своем блоге пользователь Флоренс Вормэйт [12]. Однако постепенно количество сообщений сократилось, и некогда популярный хэштег был практически забыт пользователями.
23 Немецко-американский философ Х.Арендт рассматривала личные истории как связующее звено между публичным и частным; территорию, где оспариваются и объединяются душевные вибрации индивида и устои общества [13]. Она указывала, что «отмирание публичности сопровождается радикальной угрозой приватному» [13, c. 79], а ретрансляция индивидуального опыта, обращенная в слова, иногда обретает характер политического (публичного) действия. Такие истории способны закреплять и усиливать различия между людьми, но в большей мере – «создавать мосты» [4, p. 4], способствуя объединению людей и актуализации связей между ними.
24 В 2014-2019 гг. диджитал-сторителлинг в Нигерии претерпел серьезные изменения, а основной темой для обсуждения стали вопросы, связанные с бытовым и сексуальным насилием. Во многом эти трансформации были обусловлены событиями 14 апреля 2014 г., вызвавшими широкий общественный резонанс: в тот день боевики террористической организации «Боко Харам» похитили 276 школьниц в нигерийском городе Чибок.
25

ЛОЛА ОМОЛОЛА О ЖЕНЩИНАХ НИГЕРИИ

26 В 2014 г. американская журналистка нигерийского происхождения Л.Омолола создала в социальной сети Facebook группу – «Женщина в Нигерии» («FIN») в целях моральной поддержки родственников девушек, похищенных в Чибоке. Однако на сегодняшний день группа имеет 1,7 млн подписчиков [14]. Сначала в нее допускались лишь нигерийки, которые делились эмоциональными переживаниями, связанными с теми событиями [15]. Установившееся в группе доверие и возможность открыто высказываться способствовали развитию диалога и обсуждению многих проблем, волнующих женщин. Группа стремительно разрасталась, и вскоре «FIN» превратилась в виртуальный центр помощи женщинам.
27 Основатель социальной сети Facebook М.Цукерберг неоднократно заявлял о необходимости пересмотра стратегии социальных медиа, принадлежащих компании Facebook Inc11. Будущее социальных сетей, по его мнению, в появлении крупных интернет-сообществ, в которых люди будут объединяться на основе общих интересов и социальных связей. В статье «Сфокусированное на приватности видение социальных сетей», опубликованной в декабре 2019 г., Цукерберг сравнил современные социальные сети с «городскими площадями» и указал, что люди начинают все больше нуждаться в общении «в цифровом эквиваленте гостиной» [16].
11. Компания Facebook Inc. владеет сервисами Facebook, WhatsApp и Instagram (прим. авт.).
28 Примером сильного интернет-сообщества Цукерберг назвал группу «FIN», созданную Л.Омололой [17]. В 2018 г. Л.Омолола стала одним из участников конференции «Facebook F8», на которой освещались наиболее значимые и перспективные для развития социальных медиа проекты [18].
29 Вступая во взаимодействие посредством социальных сетей, люди прежде всего ориентируются на создание т.н. слабых связей; социальные сети выступают инструментом коммуникации с теми, с кем может быть ограничено общение в реальной жизни, – с бывшими коллегами, знакомыми и т.д.
30 Согласно теории «слабых связей», разработанной американским социологом М.Грановеттером, они имеют решающее значение для межличностных коммуникаций и способствуют социальной мобильности [19]. Однако, как отметил канадский социолог М.Гладуэлл, слабые связи «редко побуждают к деятельности, требующей большого риска» [20]. Для структурных изменений в обществе недостаточно взаимодействия посредством социальных сетей: необходимы организации, имеющие более четкую иерархию и более тесное взаимодействие между участниками.
31 Уникальность интернет-сообщества «FIN» состоит в том, что оно, с одной стороны, подразумевает достаточно сильную эмоциональную вовлеченность участников, а с другой – дальнейшее расширение группы и формирование более структурированной организации за пределами киберпространства. Главным достижением сообщества Л.Омолола считает изменение психологии и модели поведения женщин, которые прежде искали поддержку только в семье [15]. Подобная практика не обеспечивала реальной защиты, т.к. и в семье женщина могла подвергнуться насилию [21].
32 Сообщество «FIN» постепенно выходит за рамки виртуального пространства; все чаще женщины обращаются за помощью не в полицию, а к волонтерам группы [15]. Кроме того, организаторы «FIN» создают оффлайн-центры взаимопомощи, предназначенные для тех женщин, не имеющих доступа к Интернету [15].
33

«Я ТОЖЕ»

34 В октябре 2017 г. в социальных сетях с невероятной скоростью распространился хэштег «MeToo» («Я тоже»), предложенный американской актрисой Алиссой Милано в связи со скандалом вокруг кинопродюсера Харви Вайнштейна12. Словосочетание «MeToo», которое женщины вставляли в свои истории в социальных сетях, означало, что и они подвергались сексуальному насилию. За короткое время хэштег распространился, и этот вопрос из табу превратился в тему для глобального диалога.
12. В октябре 2017 г. Х.Вайнштейну актрисой Э.Джадд было предъявлено обвинение в сексуальных домогательствах. Затем о подобных случаях заявили несколько десятков киноактрис. В марте 2020 г. Вайнштейн был приговорен к 23 годам лишения свободы.
35 В Нигерии движение «MeToo» нашло отклик в ряде проектов. В 2018 г. адвокат О.Огунротими13выступила инициатором проекта Gender Mobile, задачей которого стала борьба с гендерным насилием [22]. Платформа объединяет специалистов – юристов, медиков, психологов и др., готовых оказать поддержку женщинам – жертвам насилия. В феврале 2019 г. под влиянием глобального движения «MeToo» нигерийка Ф.Хашим создала в Twitter хэштег «ArewaMeToo»14, призвав девушек и женщин делиться личными историями о пережитом насилии [23].
13. Омовуми Огунротими – нигерийский адвокат, с 2005 г. занимается вопросами гендерного неравенства и прав молодежи в Нигерии (прим. авт.).

14. «Arewa» в переводе с хауса означает «север» (прим. авт.).
36 «ArewaMeToo» с энтузиазмом был встречен интернет-аудиторией и виртуально объединил многих жертв сексуального насилия. Истории молодых девушек и мальчиков, подвергавшихся насилию и издевательствам с раннего возраста, шокировали многих пользователей.
37 По мнению Ф.Хашим, интернет-движение нарушило сложившиеся традиции «культуры молчания», негласно поддерживаемой большинством населения страны и воспринимаемой как некая норма. Движение «ArewaMeToo» положило начало инициативе «Mayafi»15, в рамках которой предполагается создание системы быстрого оповещения полиции и других правоохранительных органов о случаях насилия [24].
15. «Mayafi» в переводе с хауса означает «ткань», «прикрытие», «приют» (прим. авт.).
38

* * *

39 Постоянное расширение киберпространства сформировало своего рода электронную культуру, подразумевающую существование некоторых явлений исключительно в виртуальной реальности. Одним из очевидных результатов этого процесса для исторической науки является возникновение огромного количества цифровых источников. Ежедневно вступая в коммуникацию с помощью социальных сетей, люди генерируют собственные нарративы, как правило, раскрывающие эмоциональное и субъективное отношение к чему-либо или повествующие о повседневной жизни. Очевидным становится и то, что общение в Интернете оказывает влияние на социальные процессы, высвечивая наиболее значительные события и проблемы.
40 Современный женский диджитал-сторителлинг в Нигерии направлен на решение проблем гендерного насилия, изменения норм патриархальной системы, а также преодоление «культуры молчания».

Библиография

1. Internet Users Statistics for Africa. https://www.internetworldstats.com/stats1.htm (accessed 14.03.2020)

2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб, 1998.

3. Official Website of the National Storytelling Network. https://storynet.org/ (accessed 10.01.2020)

4. Polletta C. It Was Like a Fever: Storytelling in Protest and Politics. Chicago, 2009.

5. Salmon C. 2017. Storytelling: Bewitching the Modern Mind. London.

6. Lenhart A., Fox S. Bloggers: A Portrait of the Internet’s New Storytellers. https://www.pewtrusts.org/en/research-andanalysis/reports/2006/07/19/bloggers-a-portrait-of-the-internets-new-storytellers (accessed 12.02.2020)

7. Shirky C. How Social Media Can Make history. https://www.ted.com/talks/clay_shirky_how_social_media_can_make_history (accessed 14.03.2020)

8. Shirky C. 2008. Here Comes Everybody: the Power of Organizing Without Organizations. N.Y.

9. Морозов Е. Интернет как иллюзии. Обратная сторона сети. М., 2014.

10. Гавристова Т.М. Хранители традиций: рассказчицы игбо. Женщины и мужчины в миграционных процессах прошлого и настоящего. Материалы XII международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., Калининград. 2019, Часть 2.

11. Adichie C.N. We All Should Be Feminists. https://www.ted.com/talks/chimamanda_ngozi_adichie_we_should_all_be_feminists (accessed 20.01.2020)

12. Personal Web Page оf Florence Warmate in Social Network Twitter. https://twitter.com/florencewarmate (accessed 21.01.2020

13. Арендт Х. VivaActiva, или о деятельной жизни. СПб, 2000.

14. Official Web Page of the e-group FemaleIN in social network Facebook. https://www.facebook.com/femaleINFIN/ (accessed 14.02.2020)

15. Richardson B. How Lola Omolola started FIN, a private Facebook group with 1.7 million members. https://research. people-and.com/how-lola-omolola-started-female-in-nigeria-fin-a-private-facebook-group-with-1-7-million-membersefcb5969b457 (accessed 16.02.2020)

16. Zuckerberg M. A Privacy-Focused Vision for Social Networking. https://www.facebook.com/notes/mark-zuckerberg/a-privacy-focused-vision-for-social-networking/10156700570096634/ (accessed 20.02.2020)

17. Interview with M.Zuckerberg for CNN. https://www.youtube.com/watch?v=nwQ80MFzwho (accessed 10.03.2020)

18. Shahani A. One Woman’s Facebook Success Story: A Support Group For 1.7 Million. https://www.npr.org/ sections/alltechconsidered/2018/06/04/613460142/one-womans-facebook-success-story-a-support-group-for-1-7-million (accessed 01.03.2020)

19. Granovetter M.S. The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. No. 6.

20. Gladwell M. Small Change. Why the revolution will not be tweeted. https://www.newyorker.com/magazine/2010/10/04/small-change-malcolm-gladwell (accessed 04.03.2020)

21. Oyedira K.A., Isiugo-Abanihe U.C. Perceptions of Nigerian Women on Domestic Violence: Evidence from 2003 Nigeria Demographic and Health Survey. African Journal of Reproductive Health. 2005. Vol. 9. No. 2.

22. Official Website of the Gender Mobile Project. https://gendermobile.org/ (accessed 05.03.2020)

23. Personal Web Page of F.Hashim in Social Network Twitter. https://twitter.com/fakhuushashim (accessed 05.03.2020)

24. Hashim F. How Nigeria’s Conservative Northern Region Came to Terms with its MeToo Movement. https://qz.com/africa/1671204/nigeria-metoo-movement-shook-up-north-with-arewametoo/ (accessed 14.03.2020)

25. Гавристова Т.М. Бучи Эмечета: «Быть – значит быть знаменитой». Азия и Африка сегодня. 2015. № 1. C. 71-74.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести