- Код статьи
- S032150750010455-2-1
- DOI
- 10.31857/S032150750010455-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №8
- Страницы
- 75-80
- Аннотация
На основе цифровых источников в статье рассмотрен феномен женского диджитал-сторителлинга в Ниге- рии. Автором проанализированы связь женского сторителлинга с культурными традициями сказительства и его актуа- лизация в эпоху постмодерна. Сделан вывод о возникновении новой для Нигерии формы женского социально-политическо- го активизма, основанного на коммуникации посредством социальных медиа.
- Ключевые слова
- сторителлинг, социально-политический активизм, диджитал-сторителлинг, Нигерия, социальные медиа, «культура молчания»
- Дата публикации
- 08.09.2020
- Всего подписок
- 25
- Всего просмотров
- 5575
Цифровая революция, начавшаяся в 1980-х гг., способствовала ряду важнейших изменений в сфере гуманитарных наук; в т.ч. трансформации подверглось историческое знание. Распространение Интернета и постоянно расширяющееся киберпространство обусловили появление принципиально нового вида исторических источников, являющихся цифровыми изначально. Разнообразные по своей структуре и содержанию, они являются результатом ежедневного взаимодействия людей. Наибольшее распространение в киберпространстве получили источники личного происхождения, повествующие о повседневной жизни.
Нигерия успешно интегрировалась в глобальную сеть. Это одна из наиболее развитых стран Африки, где интернет-аудитория постоянно растет. В 2019 г. число зарегистрированных пользователей в Нигерии составляло 123,4 млн человек (61,4% общей численности населения), из них 17 млн – социальной сети Facebook [1].
ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА: КРУШЕНИЕ «ВЕЛИКИХ ПРОЕКТОВ»
Французский философ Ж.-Ф.Лиотар определял эпоху постмодерна как состояние распада метанарративов – «великих проектов». В книге «Состояние постмодерна» он утверждал, что постсовременность характеризуется «недоверием к метарассказам» [2, с. 10] – грандиозным доктринам, таким, как прогресс, эмансипация и научное познание. Катастрофические события XX в. (мировые войны, Холокост, смена доминирующих стратегий и идеологий) подорвали легитимирующую силу универсальных идей и концепций, которые оказались неспособны сохранить морально-этические устои. Идея о том, что человечество представляет собой некий универсальный субъект, который «находится в поиске своей общей эмансипации» [2, c. 156], оказалась несостоятельной. Человек постмодерна стал более чутким и восприимчивым к разнообразию. Благодаря развитию Глобальной сети это привело к тому, что микронарративы и тиражирование личного опыта на весь мир приобрели особую актуальность.
Особую важность приобретает рассказывание историй, или сторителлинг (storytelling). В настоящее время благодаря Интернету эта традиция переживает второе рождение.
НИГЕРИЯ – СТРАНА ИСТОРИЙ
Традиция рассказывания историй присуща практически всем культурам. Она возникла до появления и распространения письменности и выполняла множество функций, среди которых – ретрансляция опыта, воспитание детей, формирование морали и нравственности, фиксация прошлого.
В Нигерии рассказывание историй представляло собой часть женского повседневного времяпрепровождения: женщины – представительницы народов игбо и йоруба1 – знали множество историй, героических преданий и бытовых зарисовок, которые передавались от старшего поколения младшему. Нигерийская литература XX-XXI вв. во многом продолжила традиции прошлого. Ф.Нвапа2, Б.Эмечета3, Ч.Н.Адичи4 позиционировали себя как рассказчицы [25]. В XXI в. поворот к индивидуальному опыту и линейным (упрощенным) формам повествования повлек за собой развитие сторителлинга.
СТОРИТЕЛЛИНГ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Сторителлинг, долгое время активно использовавшийся в сфере коммерции и PR, со временем вошел в практику маркетологов и политиков, «продававших» свои истории в целях привлечения электората. В 1975 г. в США возникла «Национальная ассоциация по сохранению и увековечиванию историй»5 а сторителлинг превратился в массовое явление и начал распространяться и в других странах, где создавались подобные организации [3]. Их задачи изначально заключались в объединении непрофессиональных рассказчиков, готовых делиться своими историями с широкой публикой.
По мнению американского социолога Ф.Поллетты, сторителлинг «стал проявляться в самых неожиданных областях» [4] и охватил практически все сферы жизни. Рост популярности персональных историй в сфере менеджмента, маркетинга, психологии и политики связан со стремительным развитием Интернета.
Возникновение диджитал-сторителлинга (digital storytelling), т.е. рассказанных в киберпространстве историй, французский исследователь К.Салмон сравнивал с появлением нового материка, «контуры которого мы еще не можем очертить» [5]. Он назвал четыре сферы-уровня, в которых существует современный сторителлинг: 1) микроэкономический (в маркетинге и менеджменте); 2) политико-идеологический (создание историй для политиков, синхронизация эмоций и реакций людей на политические события и действия); 3) юридически-политический (использование историй в технологиях осуществления власти, по терминологии М.Фуко6 – создание дисциплинарного общества); 4) индивидуальный (ведение личного блога) [5, p. 11].
Согласно исследованиям Pew Research Center7, в 2006 г. каждую секунду на просторах Интернета кто-то начинал новый блог [6]. 78% из них были посвящены теме, которую можно было бы условно назвать «Мои жизнь и опыт» [6]. Развитие Интернета и особенно социальных сетей стало новым этапом в развитии сторителлинга. Динамичный рост интернет-аудитории, образование линейных (лишенных иерархии) связей через социальные сети, где каждый имеет возможность стать как рассказчиком, так и читателем, способствовали росту популярности сторителлинга, которую, по мнению К.Салмона, он стал набирать уже в 1990-е гг. [5, p. 12].
Популярность формата объясняется высокой степенью эмоционального отклика людей и эмпатией по отношению к герою. Истории не создают однозначных и универсальных утверждений, прямых указаний и выводов; крайне редко они назидательны, но с их помощью формируется обширное поле для различного рода интерпретаций. Внутри него каждый может найти что-то для себя – то, что способно вызывать более широкую гамму эмоций, чем любой политический призыв, идеологическая установка или выдвинутый аргумент.
Революционные изменения в сфере коммуникаций произошли в 2003-2006 гг. с появлением таких социальных сетей, как Facebook, MySpace, LinkedIn и Twitter. Всемирная сеть не только становилась пространством для передачи, аккумулирования и хранения информации, но и предоставляла возможности формирования социальных отношений в виртуальной реальности. В 2008 г. американский исследователь и консультант в сфере информационных технологий К.Ширки назвал развитие социальных сетей и появившихся в связи с этим новых возможностей для коммуникации «тектоническим сдвигом» в жизни общества [7]. По его мнению, социальные сети являются не только местом для общения и обмена историями, но и инструментом для кардинальных перемен в политической и социальной сферах [8].
Впервые возможности социальных сетей для мобилизации и координации граждан были реализованы в 2009 г. в ходе массовых протестов в Молдавии и Иране, получивших неофициальное название «Твиттер-революции» [9]. Использование социальных сетей было предпринято и в Нигерии в 2012 г. во время протестных акций после попытки правительства Гудлака Джонатана (президент Нигерии в 2010-2015 гг.) отменить субсидию на топливо. Движение «Occupy Nigeria»8 привело к некоторым послаблениям со стороны правительства и сформировало позитивный опыт использования социальных сетей в целях политических и социальных преобразований.
ДИДЖИТАЛ СТОРИТЕЛЛИНГ И ЧИМАМАНДА НГОЗИ АДИЧИ
Отличительная черта диджитал-сторителлинга – направленность на реализацию различных социальных проблем посредством создания интернет-сообществ, проведения через социальные сети флешмобов9, формирования видеоконтента. Посредством персональных историй, распространяемых через сеть, стало возможным обратить внимание на ряд социальных проблем, которые не были ранее представлены в СМИ или были представлены не совсем корректно.
Диджитал-сторителлинг предоставил возможность тем, кто ранее не имел права влиять на формирование дискурсивного поля, обрести голос и «разрушить стену общественного безразличия» [4, p. 3] к их опыту. Прежде всего, это относится к африканцам, которые веками рассматривались как люди «без истории» или «вне истории».
Особенностью женского диджитал-сторителлинга в Нигерии является круг обсуждаемых проблем. Это проблемы насилия и виктимности, информационного неравенства, доступа к образованию и медицинским услугам.
В 2012 г. нигерийская писательница Ч.Н.Адичи [подробнее см.: 10] выступила на TED-платформе10 с речью: «Мы все должны быть феминистами», инициировав дискуссии о феминизме по всему миру, в т.ч. в социальных медиа. Рассуждая о гендерных проблемах и обращаясь к опыту Нигерии, она пыталась ответить на вопрос: «что значит быть молодой женщиной в Лагосе?» [11]. Выступление Ч.Н.Адичи, одной из наиболее популярных в Нигерии медиаперсон, положило начало массовому женскому диджитал-сторителлингу: в Twitter появилось огромное количество постов под хэштегом «BeingFemaleinNigeria».
Пользователи делились историями, которые отсылали к повседневному опыту и к унижающим достоинство стереотипам, к вопросам дискриминации, бытового насилия, виктимности женщин. В этих рассказах критиковались патриархальные традиции, предполагавшие подчинение женщины мужчине: «Кто-то спросил меня: “Зачем тебе докторская степень? Ты должна хотеть выйти замуж!”» – записала в своем блоге пользователь Флоренс Вормэйт [12]. Однако постепенно количество сообщений сократилось, и некогда популярный хэштег был практически забыт пользователями.
Немецко-американский философ Х.Арендт рассматривала личные истории как связующее звено между публичным и частным; территорию, где оспариваются и объединяются душевные вибрации индивида и устои общества [13]. Она указывала, что «отмирание публичности сопровождается радикальной угрозой приватному» [13, c. 79], а ретрансляция индивидуального опыта, обращенная в слова, иногда обретает характер политического (публичного) действия. Такие истории способны закреплять и усиливать различия между людьми, но в большей мере – «создавать мосты» [4, p. 4], способствуя объединению людей и актуализации связей между ними.
В 2014-2019 гг. диджитал-сторителлинг в Нигерии претерпел серьезные изменения, а основной темой для обсуждения стали вопросы, связанные с бытовым и сексуальным насилием. Во многом эти трансформации были обусловлены событиями 14 апреля 2014 г., вызвавшими широкий общественный резонанс: в тот день боевики террористической организации «Боко Харам» похитили 276 школьниц в нигерийском городе Чибок.
ЛОЛА ОМОЛОЛА О ЖЕНЩИНАХ НИГЕРИИ
В 2014 г. американская журналистка нигерийского происхождения Л.Омолола создала в социальной сети Facebook группу – «Женщина в Нигерии» («FIN») в целях моральной поддержки родственников девушек, похищенных в Чибоке. Однако на сегодняшний день группа имеет 1,7 млн подписчиков [14]. Сначала в нее допускались лишь нигерийки, которые делились эмоциональными переживаниями, связанными с теми событиями [15]. Установившееся в группе доверие и возможность открыто высказываться способствовали развитию диалога и обсуждению многих проблем, волнующих женщин. Группа стремительно разрасталась, и вскоре «FIN» превратилась в виртуальный центр помощи женщинам.
Основатель социальной сети Facebook М.Цукерберг неоднократно заявлял о необходимости пересмотра стратегии социальных медиа, принадлежащих компании Facebook Inc11. Будущее социальных сетей, по его мнению, в появлении крупных интернет-сообществ, в которых люди будут объединяться на основе общих интересов и социальных связей. В статье «Сфокусированное на приватности видение социальных сетей», опубликованной в декабре 2019 г., Цукерберг сравнил современные социальные сети с «городскими площадями» и указал, что люди начинают все больше нуждаться в общении «в цифровом эквиваленте гостиной» [16].
Примером сильного интернет-сообщества Цукерберг назвал группу «FIN», созданную Л.Омололой [17]. В 2018 г. Л.Омолола стала одним из участников конференции «Facebook F8», на которой освещались наиболее значимые и перспективные для развития социальных медиа проекты [18].
Вступая во взаимодействие посредством социальных сетей, люди прежде всего ориентируются на создание т.н. слабых связей; социальные сети выступают инструментом коммуникации с теми, с кем может быть ограничено общение в реальной жизни, – с бывшими коллегами, знакомыми и т.д.
Согласно теории «слабых связей», разработанной американским социологом М.Грановеттером, они имеют решающее значение для межличностных коммуникаций и способствуют социальной мобильности [19]. Однако, как отметил канадский социолог М.Гладуэлл, слабые связи «редко побуждают к деятельности, требующей большого риска» [20]. Для структурных изменений в обществе недостаточно взаимодействия посредством социальных сетей: необходимы организации, имеющие более четкую иерархию и более тесное взаимодействие между участниками.
Уникальность интернет-сообщества «FIN» состоит в том, что оно, с одной стороны, подразумевает достаточно сильную эмоциональную вовлеченность участников, а с другой – дальнейшее расширение группы и формирование более структурированной организации за пределами киберпространства. Главным достижением сообщества Л.Омолола считает изменение психологии и модели поведения женщин, которые прежде искали поддержку только в семье [15]. Подобная практика не обеспечивала реальной защиты, т.к. и в семье женщина могла подвергнуться насилию [21].
Сообщество «FIN» постепенно выходит за рамки виртуального пространства; все чаще женщины обращаются за помощью не в полицию, а к волонтерам группы [15]. Кроме того, организаторы «FIN» создают оффлайн-центры взаимопомощи, предназначенные для тех женщин, не имеющих доступа к Интернету [15].
«Я ТОЖЕ»
В октябре 2017 г. в социальных сетях с невероятной скоростью распространился хэштег «MeToo» («Я тоже»), предложенный американской актрисой Алиссой Милано в связи со скандалом вокруг кинопродюсера Харви Вайнштейна12. Словосочетание «MeToo», которое женщины вставляли в свои истории в социальных сетях, означало, что и они подвергались сексуальному насилию. За короткое время хэштег распространился, и этот вопрос из табу превратился в тему для глобального диалога.
В Нигерии движение «MeToo» нашло отклик в ряде проектов. В 2018 г. адвокат О.Огунротими13выступила инициатором проекта Gender Mobile, задачей которого стала борьба с гендерным насилием [22]. Платформа объединяет специалистов – юристов, медиков, психологов и др., готовых оказать поддержку женщинам – жертвам насилия. В феврале 2019 г. под влиянием глобального движения «MeToo» нигерийка Ф.Хашим создала в Twitter хэштег «ArewaMeToo»14, призвав девушек и женщин делиться личными историями о пережитом насилии [23].
14. «Arewa» в переводе с хауса означает «север» (прим. авт.).
«ArewaMeToo» с энтузиазмом был встречен интернет-аудиторией и виртуально объединил многих жертв сексуального насилия. Истории молодых девушек и мальчиков, подвергавшихся насилию и издевательствам с раннего возраста, шокировали многих пользователей.
По мнению Ф.Хашим, интернет-движение нарушило сложившиеся традиции «культуры молчания», негласно поддерживаемой большинством населения страны и воспринимаемой как некая норма. Движение «ArewaMeToo» положило начало инициативе «Mayafi»15, в рамках которой предполагается создание системы быстрого оповещения полиции и других правоохранительных органов о случаях насилия [24].
* * *
Постоянное расширение киберпространства сформировало своего рода электронную культуру, подразумевающую существование некоторых явлений исключительно в виртуальной реальности. Одним из очевидных результатов этого процесса для исторической науки является возникновение огромного количества цифровых источников. Ежедневно вступая в коммуникацию с помощью социальных сетей, люди генерируют собственные нарративы, как правило, раскрывающие эмоциональное и субъективное отношение к чему-либо или повествующие о повседневной жизни. Очевидным становится и то, что общение в Интернете оказывает влияние на социальные процессы, высвечивая наиболее значительные события и проблемы.
Современный женский диджитал-сторителлинг в Нигерии направлен на решение проблем гендерного насилия, изменения норм патриархальной системы, а также преодоление «культуры молчания».
Библиография
- 1. Internet Users Statistics for Africa. https://www.internetworldstats.com/stats1.htm (accessed 14.03.2020)
- 2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб, 1998.
- 3. Official Website of the National Storytelling Network. https://storynet.org/ (accessed 10.01.2020)
- 4. Polletta C. It Was Like a Fever: Storytelling in Protest and Politics. Chicago, 2009.
- 5. Salmon C. 2017. Storytelling: Bewitching the Modern Mind. London.
- 6. Lenhart A., Fox S. Bloggers: A Portrait of the Internet’s New Storytellers. https://www.pewtrusts.org/en/research-andanalysis/reports/2006/07/19/bloggers-a-portrait-of-the-internets-new-storytellers (accessed 12.02.2020)
- 7. Shirky C. How Social Media Can Make history. https://www.ted.com/talks/clay_shirky_how_social_media_can_make_history (accessed 14.03.2020)
- 8. Shirky C. 2008. Here Comes Everybody: the Power of Organizing Without Organizations. N.Y.
- 9. Морозов Е. Интернет как иллюзии. Обратная сторона сети. М., 2014.
- 10. Гавристова Т.М. Хранители традиций: рассказчицы игбо. Женщины и мужчины в миграционных процессах прошлого и настоящего. Материалы XII международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., Калининград. 2019, Часть 2.
- 11. Adichie C.N. We All Should Be Feminists. https://www.ted.com/talks/chimamanda_ngozi_adichie_we_should_all_be_feminists (accessed 20.01.2020)
- 12. Personal Web Page оf Florence Warmate in Social Network Twitter. https://twitter.com/florencewarmate (accessed 21.01.2020
- 13. Арендт Х. VivaActiva, или о деятельной жизни. СПб, 2000.
- 14. Official Web Page of the e-group FemaleIN in social network Facebook. https://www.facebook.com/femaleINFIN/ (accessed 14.02.2020)
- 15. Richardson B. How Lola Omolola started FIN, a private Facebook group with 1.7 million members. https://research. people-and.com/how-lola-omolola-started-female-in-nigeria-fin-a-private-facebook-group-with-1-7-million-membersefcb5969b457 (accessed 16.02.2020)
- 16. Zuckerberg M. A Privacy-Focused Vision for Social Networking. https://www.facebook.com/notes/mark-zuckerberg/a-privacy-focused-vision-for-social-networking/10156700570096634/ (accessed 20.02.2020)
- 17. Interview with M.Zuckerberg for CNN. https://www.youtube.com/watch?v=nwQ80MFzwho (accessed 10.03.2020)
- 18. Shahani A. One Woman’s Facebook Success Story: A Support Group For 1.7 Million. https://www.npr.org/ sections/alltechconsidered/2018/06/04/613460142/one-womans-facebook-success-story-a-support-group-for-1-7-million (accessed 01.03.2020)
- 19. Granovetter M.S. The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. No. 6.
- 20. Gladwell M. Small Change. Why the revolution will not be tweeted. https://www.newyorker.com/magazine/2010/10/04/small-change-malcolm-gladwell (accessed 04.03.2020)
- 21. Oyedira K.A., Isiugo-Abanihe U.C. Perceptions of Nigerian Women on Domestic Violence: Evidence from 2003 Nigeria Demographic and Health Survey. African Journal of Reproductive Health. 2005. Vol. 9. No. 2.
- 22. Official Website of the Gender Mobile Project. https://gendermobile.org/ (accessed 05.03.2020)
- 23. Personal Web Page of F.Hashim in Social Network Twitter. https://twitter.com/fakhuushashim (accessed 05.03.2020)
- 24. Hashim F. How Nigeria’s Conservative Northern Region Came to Terms with its MeToo Movement. https://qz.com/africa/1671204/nigeria-metoo-movement-shook-up-north-with-arewametoo/ (accessed 14.03.2020)
- 25. Гавристова Т.М. Бучи Эмечета: «Быть – значит быть знаменитой». Азия и Африка сегодня. 2015. № 1. C. 71-74.
2. Флора Нвапа (1931-1993) – нигерийская писательница; ее называют «матерью» современной африканской литературы. Международное признание она получила после публикации в Великобритании своего первого романа «Эфуру».
3. Бучи Эмечета (1944-2017) – английская писательница нигерийского происхождения. В последней трети XX в. ее имя входило в рейтинги самых читаемых писателей Великобритании.
4. Чимаманда Нгози Адичи (р. в 1977 г.) – нигерийская писательница, автор романов «Пурпурный гибискус» (2003 г.),