Ликвидация бедности в Китае. Часть 2
Ликвидация бедности в Китае. Часть 2
Аннотация
Код статьи
S032150750010854-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бони Людмила Дмитриевна 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
10-17
Аннотация

В первой части статьи, опубликованной в №  8 журнала, мы начали свой рассказ о проблеме бедности в Ки- тае,  ее  основных  характеристиках  и  особенностях,  о  путях  ее  решения  на  протяжении  70  лет  существования  КНР. К концу 2020 г., согласно долгосрочным стратегическим планам Китая, предстоит полностью завершить построение об- щества средней зажиточности - cяокан, а ликвидация бедности в стране - важнейшая часть этого стратегического пла- на, его нижняя граница.

Вторая часть статьи посвящена анализу новой стратегии борьбы с бедностью, позволившей резко интенсифициро- вать весь процесс борьбы и обеспечить практически решение задачи ликвидации абсолютной бедности в Китае в уста- новленный срок.

Ключевые слова
Си Цзиньпин, стратегия адресной борьбы с бедностью, система мобилизации средств, система от- ветственности, отряды борьбы с бедностью в деревне, руководящая роль партии
Классификатор
Дата публикации
28.09.2020
Всего подписок
25
Всего просмотров
3286
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В конце первой части статьи представлено направление 2 новой стратегии борьбы с бедностью -«проводить адресную стратегию борьбы с бедностью», и перечислены ее основные 6 аспектов, предложенных Си Цзиньпином: 1) объект помощи должен быть адресным; 2) программы осуществлять адресно; 3) деньги использовать адресно; 4) меры доводить до двора адресно; 5) в деревню посылать людей адресно (фактически, надо посылать первого секретаря адресно); 6) добиваться эффективности в ликвидации бедности адресно [1].
2 Поясняя суть этих аспектов новой стратегии, Си Цзиньпин особо выделяет 4 основных вопроса, которые приходится решать в процессе реализации адресной политики на местах.
3 Первый. Надо хорошо разрешить вопрос: кому помогать?
4 Этот вопрос есть реакция на прошлый опыт, когда в работе по борьбе с бедностью использовали лишь самые общие статистические данные (результаты выборочных обследований, включая общее количество бедных в каждом уезде), и не могли ответить на вопрос: кто же, в конце концов, бедный, какие причины бедности, какова степень бедности? Си Цзиньпин показывает суть адресности на образном житейском примере: когда застегиваешь пуговицы, всегда следишь, чтобы первая пуговица была правильно застегнута, иначе все остальные не застегнутся. Таким же образом, «если неизвестно, кто является объектом бедности, дальше всё будет напрасно. Лечить надо корень болезни, у бедности есть свой корень-причина. Мы обязательно должны ухватиться за этот корень, найти этот корень, лишь тогда можно использовать «лекарство», тогда болезнь можно вылечить» [1].
5 Таким образом, «кому помогатьэто предварительное условие адресной политики». Надо, прежде всего, выявить зарегистрированных бедных, установить точно бедное население, степень бедности, её причину и прочую информацию и тогда осуществлять соответствующую политику в отношении бедного двора, конкретного человека, т.е. доводить эту политику до адресата.
6 Второй. Надо решить вопрос: кто помогает? То есть, кто проводит ликвидацию бедности, и «ключевое звено здеськто несет ответственность за эту политику персонально. Осуществляя разделение труда, надо делать ответственность четкой, закреплять задачи за конкретными людьми, осуществлять учет того, что адресно необходимо делать».
7 Третий. Как помогать? Как проводить адресную борьбу с бедностью?спрашивает Си Цзиньпин, и дает ответ: Надо, исходя из конкретной ситуации бедных районов и бедного населения, осуществлять дифференцированную политику в отношении разных бедных районов и, исходя из конкретных причин бедности на основе инструкции «пяти проектов по группам бедности» (угэ ипи гунчэн), выбирать нужный вариант ликвидации бедности: 1) развитие производства; 2) переселение; 3) предоставление экологической ссуды; 4) обеспечение образования; 5) меры социального страхования.
8 Такой адресный подход к выбору нужного варианта помощи в зависимости от причины бедности требует не только полного учета реальных условий, но и творческого подхода исполнителей адресной политики, умения выбрать правильный вариант помощи. Так, в некоторых уездах природные и социально-экономические условия настолько плохи, что развитие их потребует гораздо больших затрат, чем переселение. Или другой пример: среди бедного населения есть люди, полностью или частично потерявшие трудоспособность, их примерно 20 млн, и, в конечном счете, эта проблема решается через меры социального страхования, чтобы решить проблему их бедности [1].
9 Четвертый. Надо должным образом решить вопрос «выхода из состояния бедности». Пока еще нет совершенного механизма «выхода из рядов бедности», который отражал бы объективно реальное положение бедных уездов, деревень и дворов. Некоторые уезды и деревни, хотя достигли критерия порога бедности, но не торопятся заявлять об официальном снятии «ярлыка бедности», т.к. не желают расставаться с рядом преимуществ, предназначенных для бедных (материальные, финансовые средства, малые кредиты и пр.).
10 Есть и обратные примеры, когда руководство на местах, чтобы выполнить план ликвидации бедности в срок, пытается «натягивать» данные о доходах бедных дворов.
11 Направление 3проводить наращивание инвестиций, усиливать поддержку борьбы с бедностью средствамизанимает важное место в стратегии адресной борьбы с бедностью. Согласно Си Цзиньпину, «в борьбе за ликвидацию бедности инвестиции средствэто гарантия».
12 До сего дня государство играет решающую роль в финансировании всех мероприятий в борьбе с бедностью. Стоит задача дальнейшего усиления этой роли и в то же время активного привлечения общественного и частного капитала. Ведущее место государства в инвестировании средств в дело борьбы с бедностью реализуется через два основных фонда – Специальный фонд центральных финансов и Центральный фонд капитального строительства для борьбы с бедностью. Существует также особый Фонд развития, мобилизующий общественные накопления на борьбу с бедностью по модели развития [2, pp. 9, 13]. Согласно официальным данным, за период с конца 2012 по конец 2016 гг. из центральных финансов только на специальные программы борьбы с бедностью было выделено 196,1 млрд юаней при среднегодовых темпах прироста инвестиций в 19,22%, в т.ч. в 2016 г. – 66,7 млрд, что на 43% выше среднегодового прироста инвестиций этих лет [1]. В последние годы эта нарастающая тенденция сохранялась.
13 Для дальнейшего расширения масштабов инвестиционных потоков в бедные районы создана еще одна мобилизационная система привлечения максимума средств и ресурсов общества – направление 4 адресной стратегии – проводить мобилизацию общества, концентрировать силы всех сторон. За последние годы, в соответствии с данной установкой, в стране окончательно сформировалась прочная и разветвленная система мобилизации общественных сил или сотрудничества и шефства. Практически все органы правительства разных уровней, местные правительства экономически более развитых районов, государственные предприятия, а также часть крупных предприятий необщественных форм собственности – все состыкованы с конкретными бедными районами, уездами, деревнями и выполняют роль шефов и участников борьбы с бедностью.
14 Отметим, что, согласно последним данным, в этой шефской работе и сотрудничестве принимают участие 46,2 тыс. предприятий необщественных форм собственности Китая [1].
15 В этом свете особенно поощряется и практикуется сотрудничество экономически развитых районов Восточного региона с бедными районами Центрального и Западного регионов страны. Такое сотрудничество рассматривается «как большая стратегия совместного развития, как оптимизация размещения производства, открытие нового пространства вовнутрь и вовне, как большой шаг в осуществлении цели: сначала богатый помогает отстающему разбогатеть, и, в конце концов, осуществляется движение к общему благосостоянию. Поэтому необходимо долгое время следовать этой стратегии» [1].
16 Суть направления 5 стратегии – «исходя из твердости требований, продвигать настоящую работу» – означает очень простую и важную установку: «делать эту работу четко и честно, иначе она теряет смысл».
17 Главный смысл последнего, 6-го, направления (проводить линию: массысубъект, стимулировать внутренние потенциальные силы) состоит в максимальном привлечении к борьбе с бедностью самих бедных масс, добиваясь их превращения из объекта помощи в субъект, активно участвующий в процессе, стимулировать их стремление к раскрытию и развитию своих внутренних возможностей.
18

РОЛЬ НАУКИ В БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ

19 C середины 2015 г. перед Академией наук Китая и Академией общественных наук Китая правительство поставило задачу: дать независимую оценку («мнение 3-й стороны») проекта Госсовета КНР«Осуществление политики адресной борьбы с бедностью, адресной ликвидации бедности».
20 Группа ученых этих двух академий (75 человек) фактически провела «мозговой штурм» проблемы бедности на новом этапе. Она осуществила глубокий анализ данного проекта, и на его основе, путем инвентаризации опыта борьбы с бедностью предыдущих лет и систематизации результатов обследований всех бедных районов страны, предложила научно апробированный вариант новой стратегии борьбы с бедностью, увязав его органически с предложенным правительством проектом.
21 Так появилась окончательная модель адресной борьбы с бедностью и ее ликвидации в Китае. Обнародованный текст новой стратегии адресной борьбы с бедностью появился в открытой печати в марте 2016 г. [3, p. 269].
22 Взгляд ученых Китая:
23
  1. Система дифференцированного управления адресной борьбой с бедностью.
24 На макроуровне: при утверждении нового плана и цельной политики адресной борьбы с бедностью в районах сплошной бедности, одновременно и в первую очередь, необходимо осуществлять инфраструктурное строительство в этих районах как поддержку процесса борьбы с бедностью, начиная с решения проблем отставания транспорта, ирригации, энергоснабжения и других важных сфер инфраструктуры.
25 На уровне провинции: воссоздать дифференцированное руководство, выработать дифференцированный подход к бедным районам, увязывать борьбу с бедностью с региональным планированием и с развитием интеграции города и деревни, всячески стимулировать взаимосвязь производства уездов внутри бедных районов, между районами.
26 На уровне бедных уездов: вести работу поэтапно, неординарно, адресно выявляя бедные деревни, бедные дворы; увязывать борьбу с бедностью с развитием экономики уезда, с процессом урбанизации нового типа; продвигать упорядочение деревень1 с целью «выздоровления».
1. «Упорядочение деревень» – часть сельской урбанизации: население старых деревень переселяют в новые сельские поселки городского типа со всеми удобствами; освободившуюся из-под деревенских строений землю рекультивируют, используя ее частично для восполнения пашни, частично – под новую жилищную застройку в том же районе (прим. авт.)
27 На уровне деревни и поселка: проводить дифференцированную классификацию объектов бедности, политику выявления объекта бедности, причин бедности, перспектив ликвидации бедности, типа бедности, степени бедности, последовательно осуществляя адресную ликвидацию бедности.
28 2. Создание механизма контроля и выявления динамики состояния бедности.
29 Дано научное обоснование этапов адресной политики – от работы с информацией до преодоления порога бедности.
30 1) Большое значение придавать работе с информацией о бедных районах, где наряду с регистрацией бедного населения требуется регистрация их недвижимости, наличие информации о системе социального страхования минимального прожиточного минимума. Внедрять методы оценки комплексной бедности и «методы управления ее динамикой», создавать динамичный механизм «выхода» из бедности и «возврата» в бедность населения бедных районов.
31 2) Особо важное место в работе по борьбе с бедностью следует придавать последнему этапу – после «выхода» из бедности. Необходимо расширять контроль за состоянием двора после ликвидации бедности, четко владеть новой ситуацией в производстве и в жизни двора, избегать случаев повторного сползания в бедность дворов в отдельных районах по субъективным и объективным причинам.
32 3) Особо ответственную роль играют принципы и механизм оценки и официального объявления положения бедности. Созданная в настоящее время система динамичной оценки и объявления бедности является основным условием эффективности и устойчивости системы адресной ликвидации бедности и важной гарантией разрешения трудных проблем «трех бедностей» (появление бедности, возврат к бедности, ликвидация бедности). Лишь если точно определен объект борьбы с бедностью, то тогда можно действенно с ней бороться, действительно помочь бедному [3, p. 274].
33 Остановимся на стратегии развития бедной деревни в бедном районе (направления 3, 5, 6). Главный девиз развития бедной деревни – стратегия борьбы с бедностью через развитиекардинальное условие решения проблемы бедности. Задача – мобилизовать активность объектов борьбы с бедностью в развитии производства, экономики.
34 В этой связи предлагается:
35 1) проведение стратегии борьбы с бедностью через развитие;
36 2) обновление административной системы бедных районов, осуществление необходимых институциональных изменений при необходимости;
37 3) расширение масштабов строительства инфраструктуры, увеличение инвестиций на борьбу с бедностью, усиление процессов урбанизации нового типа, расширение несельскохозяйственной занятости;
38 4) изменение соотношения людских и земельных ресурсов, т.е. увеличение размеров земельного надела на хозяйство двора, развитие новых форм хозяйствования (паевых кооперативов, специализированных крестьянских кооперативов);
39 5) не обходить стороной, а распространять на бедные и соседние с ними районы основные направления стратегии социально-экономического развития страны (в т.ч. интеграционное развитие города и деревни, программу строительства новой деревни, зоны «экологического» переселения и пр.), создавая таким образом «платформу» для развития «новых точек роста», новых типов деревень, поселений городского типа, развития производства, расширения несельскохозяйственной занятости;
40 6) всячески увязывать борьбу с бедностью с поддержкой развития интеллекта, стремления к базовому образованию, профессиональной подготовке, обучению техническим навыкам [3, p. 274].
41 Из приведенных выше положений новой стратегии адресной борьбы с бедностью можно видеть, что, учитывая характер и специфику бедности, она увязана с процессами урбанизации и интеграции развития города и деревни, а также с преодолением региональной бедности, как основного пути ликвидации структурной бедности на макроуровне. На микроуровне стратегия предлагает конкретную, научно обоснованную адресную политику, увязанную с системой оперативного управления, что обеспечивает целевой подход к объекту бедности, или адресность как залог эффективности борьбы.
42 Как претворяются в жизнь новая адресная стратегия и основанная на ней политика адресной борьбы с бедностью?
43

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ БОРЬБОЙ С БЕДНОСТЬЮ

44 Всей работой по борьбе с бедностью руководит КПК, ее ЦК, где есть руководящая группа по борьбе с бедностью, а в Политбюро ЦК – ответственный за работу по борьбе с бедностью.
45 Руководство партии осуществляется через (1) систему «малых руководящих групп» (фупинь линьдао сяоцзу) и их исполнительных отделов или кабинетов (бань гунши), чаше называемых «кабинет по борьбе с бедностью» (фупинь бань), непосредственно отвечающих за работу на каждом уровне партийного руководства (от ЦК до партячейки административной деревни), и (2) через т.н. систему ответственности (цзэжэнь чжиду). Такие «малые руководящие группы» созданы также на всех уровнях правительственных органов и их отделов.
46 Сегодня, как правило, руководители всех административных органов, подразделений, отделов правительства, а также научных и других учреждений одновременно назначаются секретарями партийных комитетов своих административных структур, совмещая в одном лице партийное и административное руководство и, в конечном счете, подчиняясь решениям партии. Практически все руководители правительства – центрального и на местах, сверху донизу, охвачены системой ответственности и персонально отвечают за организацию и результаты порученного партией дела. Так осуществляется единоначалие и централизация руководства КПК в сфере всей борьбы с бедностью.
47 Эти «малые руководящие группы» вместе со своими исполнительными органами (кабинетами по борьбе с бедностью), созданные на всех пяти уровнях партийного и административного управления (от центра, провинций до административной деревни) и крепко связанные системой ответственности, представляют каркас механизма организации и управления всей работой по борьбе с бедностью в стране. Связующей и движущей силой, пронизывающей весь этот каркас системы организации, выступает упомянутая выше система ответственности в соответствии с четким разделением ответственности по уровням и сферам.
48 Четкое разделение труда и ответственности в партийном руководстве всей работой по борьбе с бедностью выглядит следующим образом: центр (ЦК) осуществляет координацию, провинции несут общую ответственность, а города (округа), уезды осуществляют всю практическую работу на низовом уровне.
49 Конкретно функции «центра» по координации включают: утверждение политики, программ и планов; организацию средств, учет и оценку, доведение пунктов плана до нижестоящей инстанции, организацию и руководство всей работой по борьбе с бедностью в стране. «Общая ответственность провинций» означает: четкое определение целей и планов, доведение заданий плана до нижестоящего уровня, распределение средств и инвестиций, организацию и мобилизацию всех работников фронта борьбы с бедностью, руководство работой по контролю.
50 Города (округа), уезды осуществляют непосредственную реализацию планов, обеспечивают нужную степень организации работ, доводят работу на базовом уровне до конца, используют средства, регулируют приток «рабочей силы» (т.е. работников в ряды участников борьбы с бедностью), добиваются выполнения планов работы [4].
51 Такое разделение ответственности особо важно для поддержания эффективного сквозного руководства процессом борьбы с бедностью сверху донизу.
52 Особое значение при этом придается нижнему звену этой вертикали – работе партийной ячейки на низовом уровне, в деревне. Именно эти партийные ячейки в деревне, возглавляющие многочисленные отряды по борьбе с бедностью в деревне, созданные, в основном, из волонтеров из молодежи, являются основными исполнителями адресной политики в деревнях, т.е. непосредственно «на поле боя». Сегодня таких отрядов по борьбе с бедностью в деревнях насчитывается 255 тыс., а первых секретарей низовых партячеек в деревнях бедных районов – 2,9 млн человек [5].
53 Чтобы эта вертикаль заработала, «включаются» партийные комитеты всех уровней, которым дается команда из центра: «держать в своих руках общую ситуацию, общее руководство всей работой, согласовывая ее со всеми уровнями; проводить прочную систему ответственности в борьбе с бедностью, когда секретари парткомов всех пяти уровнейпровинции, города, уезда, волости, деревнидержат руку на пульсе, как сильное политическое обеспечение всей работы по борьбе с бедностью» [4]. Это – мощный механизм мобилизационного характера.
54 Система учета и контролянеотъемлемые функции нового механизма управления борьбой с бедностью. На заседании Политбюро ЦК КПК 30 марта 2017 г. было констатировано, что уже полностью сформировалась институциональная модель ликвидации бедности, неотъемлемой частью которой стала самая строгая система учета и оценки как важная гарантия успехов в деле ликвидации бедности [6].
55 Си Цзиньпин указывал по этому поводу: «Надо усиливать целостность использования средств, упорядочить систему управления средствами на нужды борьбы с бедностью … Надо усилить контроль над средствами.., это «деньги на спасение бедного населения», ни один фэнь не должен быть беспорядочно потрачен, ни в коем случае нельзя поднимать руку на средства для бедных! Надо усилить контроль, выявлять все нарушения, принимать соответствующие меры» [7].
56 Жесткий контроль «качества» осуществляется по результатам работы по борьбе с бедностью, при апелляции бедного района, уезда, деревни в высшую инстанцию для снятия «ярлыка бедности».
57 За короткий период между двумя съездами КПК – XVIII (2012 г.) и XIX (2017 г.) в Китае, в основном, уже сформировалась новая модель борьбы с бедностью с четкими функциями всех ее звеньев, сильным централизованным единым руководством, с эффективным механизмом функционирования и жесткими принципами адресной политики.
58 В феврале 2018 г. председатель КНР Си Цзиньпин заявил об окончательном формировании новой модели адресной борьбы с бедностью, подчеркивая ее системный характер: «Мы всесторонне усилили руководство партии работой по ликвидации бедности; создали систему ответственности, в которой каждый несет свою ответственность на своем посту; сформировали систему адресного выявления и адресной работы по ликвидации бедности; построили систему принятия решений, увязанную сверху донизу…» [7].
59

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

60 Согласно официальным данным, к концу 2018 г. в общем и целом уже примерно 85% бедного населения страны, около 80% деревень и более 50% уездов покончили с бедностью, численность бедного населения сократилась до 16,6 млн человек; из 9 провинций Восточного региона в восьми не осталось бедного населения, в соответствии с установленным критерием порога бедности. Из 832 бедных уездов с более 500 уездов «сняли ярлык бедности», осталось около 300 уездов, которые должны покончить с бедностью [8].
61 Приняты строгие правила официального выхода из состояния бедности для деревень и уездов, контролирующие качество.
62 Первое – необходимо достигнуть и перейти планку официального критерия порога бедности (дохода в 2300 юаней на душу в год в неизменных ценах 2010 г., который в текущих ценах составил 4000 юаней в 2020 г.) и выполнить все 5 его условий (удовлетворение потребностей в пище и одежде и гарантии обязательного 9-летнего образования, основных медицинских услуг и безопасности жилья) в конкретной деревне, уезде.
63 Второе – численность населения, проживающего ниже порога абсолютной бедности, должна быть менее 2% всего населения деревни, уезда (в районах Центрального региона) и менее 3% – в районах Западного региона. Когда уезд подает заявление о снятии «ярлыка бедности», его принимает и проверяет город, затем провинция и, наконец, центр, предварительно проведя выборочную проверку результатов в 20% уездов [8].
64 Самые последние итоги за 2019 г. и состояние дел на 2020 г. по борьбе с бедностью огласил в своем выступлении председатель КНР Си Цзиньпин на Всекитайском совещании по борьбе с бедностью 6 марта с.г. по видеосвязи, в котором приняли участие главы 22 провинций Центрального и Западного регионов страны. С конца 2012 по конец 2019 гг. численность бедного населения с 98,99 млн человек сократилось до 5,51 млн, а коэффициент бедности – с 10,2% упал до 0,6%. Всего до конца 2020 г. осталось 52 бедных уезда и 1113 бедных деревень, на которых надо сосредоточить все внимание. Одновременно Си Цзиньпин объявил, что «проблема региональной бедности, в основном, решена», а это – тоже важная часть общей программы полного построения общества сяокан [9].
65 Доказательством успехов, отметил Си Цзиньпин, стало повышение в больших масштабах уровня доходов бедных масс населения, заметно вырос уровень качества двух показателей критерия порога бедности (питание и одежда), в общем решены острые вопросы «трех гарантий» (9-летнего образования, основных медицинских услуг, безопасности жилья). Доходы крестьян бедных районов продолжали быстро расти, сокращался разрыв в уровне доходов населения этих и других районов [9].
66 Отметим, что в соответствии с принятым правительством КНР «Проектом осуществления медицинского страхования в процессе борьбы с бедностью (2018-2020 гг.)», все бедное сельское население страны в 2020 г. должно быть полностью включено в систему медицинского страхования – по основным медицинским услугам, страхованию серьезных заболеваний и поддержке лечения в госпитале – в рамках государственной системы основных социальных услуг [10].
67 Объявлено также об успешном завершении государственной программы переселения населения из бедных районов, переселено 9,6 млн человек.
68 Вышеприведенные выводы подтверждаются последними экономическими показателями. В период 2014-2017 гг. темпы роста среднедушевого располагаемого дохода сельского населения бедных районов в номинальном значении составляли 12,4% в год, а с учетом фактора цен – 10,4%, что, соответственно, на 2,6 и 2,5 п.п. выше, чем среднегодовые темпы роста доходов всего сельского населения страны, в целом.
69 В результате, разрыв в уровне доходов бедных районов и остальных районов сократился. Если в 2013 г. средний душевой располагаемый доход сельского населении бедных районов составлял 64% от уровня среднедушевого располагаемого дохода сельского населения страны, то в 2017 г. – поднялся до 70% [11], а в 2019 г. – уже до 72% [12]. Это очень значимый успех.
70 Если говорить об официальном критерии порога бедности, уровень которого уже достигли и даже превзошли 94,4% всего бедного населения (считая с 2012 г. – 98,99 млн человек), то он совсем не низкий, как полагают некоторые, а фактически более чем вдвое превышает аналогичный критерий Всемирного банка2.
2. Согласно расчетам Вэй Хоукая, директора Института развития деревни АОН Китая, критерий порога бедности в стране исходит, в основном, из размера переводного дохода и не учитывает ряд дополнительных «добавок». В действительности, финансовые инвестиции центра в бедные районы содержали минимум 11 наименований средств, не включенных в доход бедного населения, и в 2014 г., например, за счет финансовых инвестиций разных уровней, в среднем, на душу бедное население получило дополнительного дохода в размере 1496,96 юаней. Если эти деньги прибавить к размеру официального критерия порога бедности в Китае (4000 юаней в 2020 г., что соответствует 2300 юаням в неизменных ценах 2010 г.), то, в расчете по покупательной способности, в 2015 г. критерий порога бедности в деревне Китая на 1 человека в день равнялся $3,19, а в ценах покупательной способности деревни – $3,87. Как известно, ВБ принял два критерия порога бедности: низкий и высокий, где низкий – это черта существования, в день $1,25, а высокий – $2. Разница между ними – лаг развития бедности. Как видно, китайский критерий порога бедности значительно выше критерия ВБ, превышая его вдвое (см.: Чжунго нунцунь цзинцзи. 2018, № 9, с. 137).
71 На совещании 6 марта обсуждался и вопрос – как выполнить в срок задачу полной ликвидации абсолютной бедности в стране в условиях нового вызова – противостояния эпидемии коронавируса в стране, с начала этого года резко осложнившей и без того эту трудную борьбу. Как показало совещание, решение проблемы ликвидации бедности в срок, к концу 2020 г., осложняется и выявлением подтасовок в отчетах о снятии «ярлыка бедности» с ряда деревень и уездов, получивших название «определенных явлений формализма, бюрократизма, втирания очков». Проверка показала, что итоги некоторых из объявленных «победителями» уездов и деревень не соответствуют официальному критерию порога преодоления бедности. В этой связи была подтверждена необходимость проведения в жизнь установки ответственности за «качество» борьбы с бедностью – «четыре не снимать», выдвинутой ранее Си Цзиньпином: «снять ярлык бедностине значит снять ответственность, снять политику, снять поддержку, снять управление».
72 Было также принято решение «не распускать отряды по борьбе с бедностью в деревнях, продолжать работу до конца. Довести ее до такого качества, чтобы она выдержала испытание историей и временем».
73 Одновременно принято решение о дальнейшем расширении адресного финансирования беднейших дворов, деревень, уездов, чтобы не дать им снова оказаться ниже порога бедности [9].
74 Как показала практика, процесс закрепления результатов преодоления бедности может занять более длительное время, чем ожидалось. Одно дело поднять уровень доходов бедного населения до критерия порога бедности и превысить его, но другое дело – удержать этот рубеж. Прежде всего, принято решение приложить максимум усилий для выправления создавшегося положения в оставшееся до конца года время.
75 Спустя месяц после указанного совещания были обнародованы результаты широкой инспекционной кампании «хойтоу кань» (дословно - «оглянуться назад и посмотреть на пройденный путь»), проводившейся ЦК КПК с конца декабря 2019 г. по середину января 2020 г. Пятнадцать инспекционных групп ЦК КПК проводили тщательную проверку результатов выполнения специальных программ по ликвидации бедности в 13 бедных районах провинций Центрального и Западного регионов и в 13 организациях ЦК, а в марте при подведении итогов были вынесены письменные выговоры 26 партийным организациям за допущенные недостатки в работе по ликвидации бедности. В настоящее время в этих провинциях развертывается работа по устранению указанных просчетов, которую ЦК определил как «политическую задачу» [13].
76 Между тем, по мере ликвидации бедности внутри района наблюдается углубление степени бедности между бедным населением, официально зарегистрированным как бедное, на которое направлена вся новая адресная политика поддержки, и остальными бедными дворами и слоями бедного населения, чьи доходы лишь немного выше официальной черты бедности и потому не попавшими в списки бедных. Не получая поддержки и помощи, не став официально (т.е. зарегистрированным) объектом борьбы с бедностью, они оказались в тяжелом положении, их доходы не растут или растут медленно и нестабильно, разрыв в их доходах и доходах официальных бывших бедных растет. В китайском интернете широко обсуждается сочинение одного ученика младших классов из бедного района. В сочинении он пишет, что когда вырастет, мечтает стать бедным [2, p. 27], т.е., очевидно, официально зарегистрированным бедным, чьи доходы и благосостояние заметно выросли в последние годы.
77 Это – серьезная проблема, провоцирующая определенную нестабильность в деревне и составляющая часть общей проблемы бедности, которая решается по этапам и сообразно силам. Численность этого бедного населения с доходами несколько выше планки установленного критерия абсолютной бедности, значительна, она может быть существенно больше численности населения, проживавшего в условиях абсолютной бедности.
78 Следующее повышение официального критерия порога бедности (а об этом уже идут разговоры среди ученых и специалистов) может существенно расширить масштабы новых масс бедного населения, как это случилось в 2011 г. при повышении старого критерия порога бедности (с 1196 юаней до 2300). При почти 100%-ном повышении размера критерия порога бедности в 2011 г. численность бедного населения в стране сразу выросла с 26,88 млн до 128 млн человек [14].
79 Выступая на мартовском совещании по итогам борьбы с бедностью, председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул еще один аспект той особой значимости, которую в стране придают решению проблемы бедности в установленные сроки. Он сказал, что если удастся в срок решить проблему бедности, т.е. к концу этого, 2020 года, это будет означать, что Китай на целое десятилетие раньше срока выполнил Программу ООН по устойчивому развитию к 2030 г. в части ликвидации бедности. А это будет означать, что в мире нет такой другой страны, кроме Китая, которая в столь сжатые сроки смогла оказать помощь такому огромному количеству бедных. Это важно и для Китая, и для всего мира [9].
80

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

81 Итак, в результате упорной и долгой борьбы с бедностью на конец 2019 г. уже 94,4% численности всего малоимущего населения Китая покончило с бедностью, решило проблемы питания и одежды, кроме того, получило гарантии государства в обеспечения трех важнейших для нормальной жизни условий – обязательного 9-летнего образования, основных медицинских услуг, безопасности жилья.
82 Стремясь ответить на вопрос, как Китаю удалось всего за 70 лет фактически справиться с решением этой сложнейшей хронической столетней проблемы – ликвидации бедности – укажем несколько основных факторов, которые, с нашей точки зрения, причастны к достигнутым результатам.
83 Первый. Реформы и политика открытости, стимулировавшие высокие темпы экономического роста на протяжении последних почти 40 лет, что обеспечило мощный экономический потенциал как материальную основу для борьбы с бедностью.
84 Второй. Успехи урбанизации, позволившие за последние несколько десятилетий глубоко изменить структуру населения, переместить в город, в зону более высокой производительности труда и, соответственно, более высоких доходов, до 300 млн сельскохозяйственной рабочей силы, поднять существенно доходы населения страны, в т.ч. значительной части бывшего сельского населения (сельских мигрантов).
85 Третий. Институциональный фактор – строй, определяемый как социализм с китайской спецификой, который «позволяет концентрировать силы на решение больших дел и является самым большим системным преимуществом в борьбе за ликвидацию бедности», «гарантирует политическое обеспечение» всей работы по борьбе с бедностью.
86 Особый фактор: руководящая роль КПК. Несомненно, успех в борьбе с бедностью и искоренение абсолютной бедности уже обеспечили серьезную поддержку КПК со стороны широких слоев китайского народа.
87 Четвертый. Огромную роль играет личный фактор – опыт и авторитет Си Цзиньпина как автора и руководителя реализации новой стратегии.
88 Пятый. Участие китайской науки в разработке стратегии и политики адресной модели борьбы с бедностью. Новая стратегия и механизм адресной борьбы с бедностью прошли хорошую проверку учеными, прежде чем стали применяться на практике.
89 В 2020 г. завершается один этап – ликвидации абсолютной бедности, и уже разрабатывается концепция и стратегия следующего этапа – борьбы с относительной бедностью, которая по своему содержанию является частью проблемы социального неравенства и будет не менее сложной.
90 Имея новую уникальную стратегию, тактику и механизм адресной борьбы с бедностью, богатый опыт первого этапа, Китай сможет увереннее и эффективнее решать проблему бедности следующего этапа.
91 То, что уже сделано в стране в деле ликвидации бедностипри всех объективных сложностях и недоработках, учитывая огромную численность населения страны, исходные масштабы и степень глубины бедности, сжатые сроки, по значимости своей это уже – новое «китайское чудо».

Библиография

1. Chen Li talks about Xi Jinping’s Compendium of Poverty Alleviation Provisions. People’s Daily. 13.11.2018 (In Chin.). http://theory.people.com.cn/n1/2018/1113/c-40531-30397610.html (accessed 29.02.2020)

2. Zhongguo gaige. 2018. № 2.

3. Liu Yansui, Zhou Yang, Liu Jilai. 2016. Features of zoning of poverty in a Chinese village and the strategy of addressing it. Zhongguo kesue yuan yuan’kan. № 3, p. 269 (In Chin.); 1994-2016. China Academic Journal. Electronic Publishing House. http://www/cnki.net (accessed 04.01.2020)

4. Studying Xi Jinping’s Compendium of Poverty Alleviation Provisions. Decisively fight for the eradication of poverty, write a new page in the history of the fight against poverty of humanity. People’s Daily. 21.08.2018 (In Chin.). http://politics.people.com.cn/n1/2018/0821/c1001-30239990.html (accessed 21.08.2018)

5. Wu Chuani. A decisive struggle to eradicate poverty demonstrates systemic benefits. People’s Daily. 11.03.2020 (In Chin.). http://theory/people/com/cn/n1/2020/0311/c40531-31626484.html (accessed 14.03.2020)

6. Politburo meeting of the CPC Central Committee. People’s Daily. 31.03.2018 (In Chin.). http://politics.people. com.cn/n1/2018/0331/c1024-29900117.html (accessed 31.03.2018)

7. Wang Qinsong. The institutional system of poverty alleviation with Chinese characteristics. People’s Daily. 16.01.2020 (In Chin.). http://theory/people/com/cn/n1/2020/0116/c40531-31551545.html (accessed 17.01.2020)

8. Liu Yunfu. “By 2020, the poverty line criteria income should reach 4,000 yuan”. Renmin Wang. 08.03.2019 (In Chin.). http://finance/people/com.cn/n1/2019/0308/c1004-30964216.html (accessed 08.03.2019)

9. All-China Poverty Alleviation Meeting. Decisively overcome the impact of the coronavirus epidemic, decisively achieve complete victory in the struggle to eradicate poverty. People’s Daily. 07.03.2020 (In Chin.). http://politics.people.com.cn/n1/2020/0307/c1024/0307/c102431621165.html (accessed 07.03.2020)

10. In 2020, the entire poor of the village will be fully covered by the health insurance system. People’s Daily. 20.10.2018 (In Chin.). http://politics/people/com.cn/n1/2018/1020/c1001-30352994.html (accessed 20.10.2018)

11. Wei Hoogui. 2018. The new poverty alleviation strategy in China after 2020. Zhongzhou shuekan (Academic Journal of Zhongzhou). № 9, p. 37 (In Chin.)

12. GSU data. People’s Daily. 24.01.2020 (In Chin.). http://politics/people.com.cn/n1/2020/0124/c1001-31561705.html (accessed 24.01.2020)

13. How to correct the deficiencies in the work revealed by the inspection of the center in a decisive victory year? People’s Daily. 04.10.2010 (In Chin.). http://fanfu/people.com.cn/n1/2020/0410/c64371-31668417.html (accessed 04.11.2020)

14. Dan Guoing. 2016. Types of poverty and the choice of poverty eradication strategy. Zhuan yanguangkan jingji, jingji yanguang kan Zhonggou. № 9, p. 70 (In Chin.); 1994-2017. China Academic Journal. Electronic Publishing House. http://www/cnki.net (accessed 01.03.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести