Сочетание конфуцианства и легизма как основа социально-экономического развития Китая
Сочетание конфуцианства и легизма как основа социально-экономического развития Китая
Аннотация
Код статьи
S032150750010855-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Куликов Андрей Михайлович 
Должность: Доцент Департамента языковой подготовки Финансового университета; научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация:
Финансовый университет
Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Тлукашаова Асият Артуровна
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
18-21
Аннотация

В статье анализируется взаимодействие и сочетание основополагающих доктрин китайской цивилизации – конфуцианства и легизма. Изучается роль и значение этих учений в экономическом и социальном развитии Китая. Авторами разработана схема иерархии взаимоотношений в китайском обществе с учётом конфуцианских и легистских принципов государственного устройства. В заключении статьи подчеркивается особенность использования сочетания обеих доктрин в жизни общества для поддержания его социально-политической и экономической стабильности.

Ключевые слова
конфуцианство, легизм, социально-экономическое развитие Китая
Классификатор
Дата публикации
28.09.2020
Всего подписок
24
Всего просмотров
6447
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Чтобы проанализировать взаимодействие и соотношение таких основополагающих доктрин китайской культуры, как конфуцианство (кит. жусюэ) и легизм (фа-цзя), их роль в последовательном развитии китайского общества и экономики, необходимо проследить их зарождение и построить схему социальных взаимоотношений китайского социума. Затем мы обратимся к работам китайских и отечественных экономистов и политологов для того, чтобы оценить роль конфуцианства и легизма на современном этапе истории китайской цивилизации.
2 Возникновение и развитие философских течений тесно связано с переломными моментами в истории государства и цивилизации. Так и в нашем случае: конфуцианство и легизм появляются в переломные для китайской истории эпохи – Вёсен и Осеней (Чунь-цю722-481 гг. до н.э.) и Сражающихся царств (Чжань-го, V в. до н.э. – 221 г. до н.э.).
3 Если до этого житель Поднебесной не мыслил себя вне семьи и патронимии, всецело подчиняя свои устремления и поведение нуждам родственного клана, то благодаря формированию частной собственности на землю, развитию частных ремёсел, торговли, росту городов он постепенно отдаляется от семейных и патронимических связей, становясь всё более независимым.
4 В то же время государство, пытаясь укрепить свою власть, обращается к мудрецам-философам, которые своими идеями формируют новые политические доктрины. Среди интеллигенции и старой знати древнекитайского общества появляется запрос на ностальгию по «золотому веку», когда почитание предков считалось ключевой ценностью и важнейшей традицией. Идеи Конфуция (551-479 до н.э.) как раз и явились реакцией на изменения, происходившие в китайском социуме.
5

Рис. 1. Социальные отношения согласно конфуцианской иерархии. Составлено автором.

6 Конфуций строит своё учение, утверждая его на принципах морали и этики. Он стремится использовать сохранившиеся архаичные институты (возрастные классы)1 для обеспечения устойчивости нижних этажей социальной иерархии древнекитайского общества. При помощи правила ли (этикет, ритуал) и принципа сыновней почтительности – сяо (уважение родителей, предков) регламентируются патриархально-семейные отношения. На рис. 1 представлена схема функционирования взаимоотношений в обществе в рамках конфуцианской иерархии.
1. Возрастные классы – тип социальной организации родового строя; институт, объединяющий мужчин или женщин определенного возраста (прим. авт.).
7 Конфуций не случайно столь прочно связал Небо с делами людей: Небо контролировало не только поступки простых смертных, но и деяния правителя. Таким образом, правитель становился подотчётен Небу, от которого получал мандат на управление страной (Тянь-мин) и «благородными мужами», познавшими Путь (Дао) управления государством [1, с. 123].
8 Всё общество, включая управляющие структуры, в конфуцианстве связывает долг и ритуал, что является отражением морально-этических нравственных принципов: «Из назначений ритуала всего ценнее гармония. Она делает прекрасным путь древних царей, а им следуют в малом и великом. Но и гармония бывает применима не всегда. Если знают лишь гармонию, не заключая её в рамки ритуала, она не может претвориться в жизнь» [2, с. 24]. Именно слияние этики и политики в дальнейшем будет способствовать процветанию, распространению и развитию конфуцианства.
9 В это же время зарождается легизм. Наиболее ярким представителем школы легистов является Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), создавший трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя [области] Шан»).
10 Если, по Конфуцию, общество управляется ритуалами и традициями и подчиняется воле Неба, то в легистской концепции закон берёт на себя эту функцию и является основой государства, а ритуалы и традиции значения не имеют. Шан Ян одним из первых в мировой истории создаёт законченную модель деспотии. Суровое законодательство, метод «кнута и пряника», система круговой поруки и всеобщей слежки используются как средство для достижения абсолютизации власти правителя и установления полного контроля над обществом: «Коль наказания мягки, невозможно искоренить преступность…» [3, с. 216]; «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград»[3, с. 180].
11 Во времена правления первого китайского императора Цинь Шихуана (258-210 гг. до н.э., правил с 221 по 210 гг.) легизм становится государственной доктриной империи Цинь, вводится унифицированное законодательство. Начинаются гонения на другие философские школы, в т.ч. на конфуцианство.
12 После падения империи Цинь конфуцианство вновь обретает силу в сфере общественного и государственного устройства, но и легизм остается, и его доктрины впоследствии поспособствуют становлению и функционированию в Китае традиционных институтов государственной власти.
13 Синтез конфуцианства и легизма оформляется в период Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Значительную роль в этом сыграли император У-ди (156-87 гг. до н.э., правил с 141 по 87 гг.) и философ Дун Чжун-шу (ок. 179-104 гг. до н.э.). В период правления императора У-ди были вновь восстановлены некоторые легистские методы управления, практиковавшиеся в Цинь, и введен суровый кодекс законов. Благодаря Дун Чжун-шу, который в трактате «Обильная роса летописи Чуньцю» смог синтезировать основы даосизма, конфуцианства и легизма, закон во времена У-ди приобрел огромную силу и стал своеобразной заменой правилам ли.
14 Практика применения законов существенно отличалась от циньских времен и стала мягче. Тем не менее, вновь возвращаются телесные наказания и общественное порицание за мелкие проступки. Тем самым достигался баланс между мягким методом воздействия раннего конфуцианства и легистским террором Шан Яна. «Ханьские императоры сохранили лишь конфуцианский фасад, при легистских методах правления», – отмечает в своей работе востоковед Васильев Л.С. [4, с. 180]. «Императорское конфуцианство» теперь представляет собой легистскую схему управления, за которую взялись конфуцианцы, ставшие основой бюрократического аппарата империи.
15

Рис. 2. Иерархия взаимоотношений при конфуцианстве с элементами легизма. Составлено автором.

16 На основе новых трактовок в дальнейшем формируется ортодоксальное конфуцианство, которое уже включает в себя и принципы законодательной системы легистов. На рис. 2 представлена иерархия взаимоотношений китайского общества.
17 Конфуцианство на протяжении всего своего существования влияет на иерархичность китайского общества, создавая для каждого определенное место и роль. По мнению некоторых исследователей: «Влияние иерархичности на жизнь современного китайского общества нельзя оценить однозначно. С одной стороны, именно иерархичность во многом способствует китайскому “экономическому чуду”, ибо дисциплинированность рабочей силы, готовность без ропота сносить лишения и без пререканий исполнять приказы стали факторами, которые обеспечивают политическую стабильность и высокую производственную дисциплину. С другой – излишняя иерархизованность становится со временем серьезной проблемой, поскольку во многом сковывает инициативу и творческое мышление» [5, с. 107]. Также конфуцианство послужило основой дальнейшего формирования жесткой трудовой этики.
18 Именно «сковывание» инициативы и творческого начала, по мнению некоторых китайских экономистов, и привело Китай к серьезному экономическому упадку в начале Нового времени. Например, известный китайский экономист тайваньского происхождения, Линь Ифу связывает превосходство научно-технического и экономического развития Китая над странами Запада до Нового времени и его отставание в Новое время и далее именно с конфуцианской системой [6, с. 78].
19 Говоря о легизме, необходимо отметить, что самые явные его периоды пришлись на правление Цинь Шихуана и на заключительном этапе (1971-1976 гг.) «Великой пролетарской культурной революции» (1966-1976 гг.), которая проводилась под руководством Мао Цзэдуна (1893-1976). Эти периоды характерны особой стратегией государства, которая была направлена на своеобразную милитаризацию и мобилизацию общества и экономики страны.
20 Что касается легизма на современном этапе развития государства, то его присутствие в политической культуре КНР сложно не заметить. Например, на общегосударственном уровне возрождена и проводится в жизнь основная концепция легистов – равенство всех перед законом.
21 Также весьма ярким примером применения легистских методов управления является китайская система регулирования и контроля пользователей в сети Интернет. Вместе с обеспечением безопасности и созданием благоприятной среды для интернет-пользователей КНР закон «О безопасности в Интернете» устанавливает запреты на посещение многих иностранных сайтов, тем самым ограничивая возможности использования Интернета для пользователей [7, п. 10]. Закон предписывает: любой гражданин и организация имеют право обращаться в правоохранительные органы, достаточно лишь написать заявку, и нарушителей ждет проверка. Это напоминает практику круговой поруки в эпоху Шан Яна, но уже адаптированную к современным реалиям.
22 В то же время «конфуцианское восприятие государства как своего рода большой патриархальной семьи… не только сохранились, но и оказались перенесены на фирму, на отношения в ней» [5, с. 108]. Согласно результатам исследований китайских социологов и социальных психологов, большинство китайцев по-прежнему разделяют традиционные ценности и в соответствии с ними строят своё поведение [3, с. 409].
23 Обращаясь к вопросу влияния конфуцианства и легизма на экономику КНР, следует обратить внимание на феномен современного использования понятия сяокан (среднезажиточное общество или общество малого благоденствия) и государственные инструменты регулирования. Изначально понятие сяокан появляется в древнем памятнике «Ши-цзин» ( «Канон песен»), составление которого приписывается Конфуцию: «Народ наш страждет ныне от трудов, удел его пусть будет облегчен») [8, с. 246]. В теоретический дискурс термин сяокан ввёл Дэн Сяопин (1904-1997; фактически управляя КНР в 1976-1992 гг.), упомянув его 6 декабря 1979 г. во время встречи с японским премьер-министром Масаёси Охира2.
2. Дэн Сяопин говорил о том, что построение общества «семьи среднего достатка» является задачей-минимум политики «Четырёх модернизаций» (прим. авт.).
24 Ныне достижение сяокан связано с развитием и ростом экономики государства. На состоявшемся в октябре 2017 г. XIX съезде Коммунистической партии Китая в принятых документах в очередной раз указывается на построение в Китае общества сяокан. Эта же цель указывается как основное направление во всех партийных документах КПК последних десятилетий [9, с. 56].
25 Политика по стимулированию притока иностранных инвестиций в экономику КНР, на основе которых во многом и достигается успешность китайской модели развития, в свою очередь, стала фактором, повлиявшим на усиление роли законодательства.
26 Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей страны, подкрепленных обширной нормативно-правовой базой, регулирующей инвестиционную деятельность в КНР [10, с. 154]. При этом нормативноправовая база регулярно обновляется. С 1 января 2020 г. вступил в силу новый закон КНР «Об иностранных инвестициях» [11], заменивший триаду законов: «О паевых совместных предприятиях» (1979 г.), «О предприятиях с иностранным капиталом» (1986 г.) и «О контрактных совместных предприятиях» (1988 г.). Немаловажную роль в построении общества «сяокан» играет и борьба с бедностью, которая на законодательном уровне проводится через повышение уровня социального страхования и рост минимальной заработной платы [12, с. 68].
27 Таким образом, закон используется как один из главных инструментов для регулирования общественных отношений и достижения целей политики среднезажиточного общества сяокан. На современном этапе развития руководство КНР видит в идеях и принципах легизма ресурс, способный занять вновь появившиеся ниши общественных отношений и наиболее быстро и эффективно регулировать сферы жизни современного китайского общества, которые остаются вне поля конфуцианской морали [10, с. 155].
28

* * *

29 Сочетание конфуцианства и легизма существует в Китае с эпохи Хань. В более спокойные времена легизм отходит на второй план, в то время как в эпохи реформ и кризисов государство выводит его на передний план, тем самым укрепляя своё положение и мобилизуя народные силы. Конфуцианская же иерархия обеспечивает прочность структуры общества, не позволяя ему резко видоизменяться. Именно взаимодействие конфуцианской этики и легистских регламентов государства обеспечивает стабильность социальной и экономической сфер китайского общества.

Библиография

1. Переломов Л.С. Исторические судьбы легизма и конфуцианства. Духовная культура Китая. Энциклопедия (в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко). Т. IV. Историческая мысль. Политическая и правовая культура. М., ИДВ РАН, 2009. С. 110-135.

2. Лунь юй. Изречения / пер. И.И.Семененко. М., «Эксмо», 2003. 448 с.

3. Шан Ян. Книга правителя области Шан / Перевод и комментарии Л.С.Переломова. М., «Рипол Классик», 2017. 424 с.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / ред. Л.В. Матвеева. М.: Восточная литература, 2001. 488 с.

5. Долгих О. Конфуцианство: традиции и современность. Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 1. С. 101-110.

6. Линь Ифу. Демистификация китайской экономики. Пер. с англ. М., «Мысль», 2013. 384 с.

7. The People’s Republic of China Law on Internet Security (In Chin.). https://zh.wikisource.org/wiki/ (accessed 14.03.2020)

8. Ши-цзин. Книга песен и гимнов / пер. А.Штукина. М., «Художественная литература», 1987. 352 с.

9. Вахрушин И.В., Чубаров И.Г. Китай: как построить общество «Сяокан». Азия и Африка сегодня. 2016. № 9. С. 55-60.

10. Корешкова Ю.О., Смолова Д.М., Воронина О.Ю. К вопросу об идеях легизма как ресурсе регулирования общественных отношений в современном Китае. Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3. №. 7. С. 153-155.

11. The PRC Law on Foreign Investments (In Chin.). https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E5%8D%8E% E4%BA%BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5%92%8C%E5%9B%BD%E5%A4%96%E5%95%86%E6%8A%95%E8%B5%84% E6%B3%95/23219070?fr=aladdin (accessed 15.03.2020)

12. Кранина Е.И. Построение в Китае Общества малого благоденствия «сяокан». Азия и Африка сегодня. 2017. № 9. С. 67-69.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести