«Помощники по хозяйству» (о бытовых условиях советских специалистов Африке в 1960-1970 гг.)
«Помощники по хозяйству» (о бытовых условиях советских специалистов Африке в 1960-1970 гг.)
Аннотация
Код статьи
S032150750011118-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Цветков Эдуард Георгиев 
Должность: Учитель истории Средней школы № 4 им. Н. А. Некраcова г. Ярославль
Аффилиация: Средняя школа № 4 им. Н. А. Некраcова г. Ярославль
Адрес: Ярославль, ул. Сахарова 23-65
Выпуск
Страницы
69-73
Аннотация

В статье рассматривается проблема использования советскими специалистами домашних «помощников» из числа африканцев. Официальные документы по этому аспекту взаимодействия отсутствуют. Сведения о «помощниках» почерпнуты из интервью специалистов, работавших в Тропической Африке в 1960-1970-е гг. Сложившуюся модель взаимоотношений нельзя характеризовать как «хозяин» - «слуга», для них более подходит формула «хозяин» - «помощник по хозяйству», в силу того, что природа связей была совершенно иной.

Ключевые слова
Африка, СССР, взаимное незнание, «помощник по хозяйству», советские специалисты
Классификатор
Дата публикации
22.10.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
2540
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 «Помощники по хозяйству» (домашние слуги)- социальная категория, существующая на протяжении столетий. В контексте истории советско-африканских отношений она никогда не была предметом специальных исследований.
2 В условиях Тропической Африки, напротив, сильны были стереотипы, ретранслировавшие на постколониальный период специфику взаимоотношений между белыми (пусть даже не колонизаторами) и черными. Например, поход на рынок, уборка жилых помещений, перенос тяжестей были, с точки зрения африканцев, немыслимы для иностранцев без помощи местных жителей.
3 В 1960-е - 1970-е гг., во время наиболее активного и всестороннего развития советско-африканских связей, советские специалисты - инженеры, врачи, учителя - работали во многих странах Африки. Как складывались отношения между ними и «помощниками»?
4 Круг источников по данной теме существенно ограничен, официальные документы отсутствуют. В федеральных архивах, куда обращался автор (Государственный архив Российской Федерации / ГАРФ; Российский государственный архив экономики / РГАЭ; Российский государственный архив социально-политической истории / РГАСПИ; Архив внешней политики Российской Федерации / АВП РФ), а также в региональных (например, Центр документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области, архив Ярославского моторного завода / ЯМЗ) ни разу не встретились документальные свидетельства на эту тему.
5 Главным образом поэтому в предлагаемой статье основным источником сведений о взаимодействии с местным населением рядовых советских специалистов, работавших в те годы в Гане, Гвинее (Конакри), Кении, Мали и Танзании, выступают собранные мною интервью с ними.
6 Вот одно из них. «Если приезжает белый человек и зарабатывает деньги, он должен обязательно помогать африканцу!» - такие слова услышала Лидия Николаевна Старова1, молодая учительница из Ярославля, которая приехала на работу в Гану осенью 1964 г. [1]. Директор школы-интерната в местечке Додово2, где ей предстояло работать два года, объяснил, что такова общепринятая форма поддержки местного населения, и пообещал привести женщину-служанку по имени Чочин.
1. Учитель химии и биологии, работала в Гане в 1964-1966 гг. (прим. авт.).

2. Деревня Додово находилась в 80 км от Аккры, столицы Ганы (прим. авт.).
7 Из имеющихся в моем распоряжении 23 бесед, только в 8 из них речь заходит об опыте использования африканцев в услужении. Различается и степень внимания к сюжету со стороны респондентов. Одни подробно рассказывают о сложившихся взаимоотношениях, другие - обходятся минимальными сведениями, третьи - не упоминают об этой стороне пребывания в Африке вообще, возможно, считая этот аспект взаимодействия недостойным советского человека, который ехал помогать африканцам, а не эксплуатировать.
8 Прямо вопрос об использовании прислуги респондентам не задавался, и рассказ о «помощниках» всегда возникал по инициативе интервьюируемого, для многих это стало ярким впечатлением о времени, проведенном в Африке.
9 Может показаться, что помощью в быту пользовались только одинокие специалисты. Однако это опровергают свидетельства двух семейных пар. Впрочем, в силу малого количества информации, отсутствия внятных архивных документов, негласного и глубоко личного характера взаимоотношений, картина выстраивания советско-африканских связей на уровне «хозяин» - «помощник» может быть абсолютно разной в каждом конкретном случае.
10

Брать ли местных на работу?

11 Летом 1959 г. только открывшееся советское посольство в Аккре3 накрыла волна обращений от местных жителей с просьбами о трудоустройстве на должности электрика, шофера, машинистки или секретаря. Кандидатов на работу было не менее 180 человек [2, л. 42]. Местные власти активно интересовались у советских дипломатов возможностью трудоустройства африканцев в посольство СССР. Были случаи, когда некоторые ганаянские чиновники, используя свое должностное положение, настойчиво рекомендовали своих знакомых или родственников.
3. Посольство СССР в Аккре было открыто спустя год и 4 месяца после установления дипломатических отношений с Ганой (14 января 1958 г.) (прим. авт.).
12 Учитывая сложившуюся практику посольств других государств, которые, как правило, набирали обслугу и мелких служащих из числа местных жителей, руководство советского посольства оказалось перед выбором. Оценивая возможные репутационные потери, 2-й секретарь посольства СССР в Гане Г.К.Ершов писал: «…отказ может повлечь за собой антисоветскую кампанию в местной прессе и негативные последствия, что скажется на реноме нового посольства» [2, л. 43].
13 Дилемма, брать или не брать на работу в посольство кого-то из местных, а если трудоустраивать, то на какие должности, был решен в пользу открытия 6 вакансий для граждан Ганы. Шофер, два ночных сторожа и три садовника были приняты в штат посольства с оплатой «из предусмотренного оклада советского садовника», посылать которого из СССР уже не было никакой необходимости. Еще 6 африканцев помогали советскому торговому советнику в Гане В.Н.Мышкову и корреспонденту газеты «Правда» О.Л.Орестову. Каждый из них пользовался услугами шофера, ночного сторожа и садовника из числа местных жителей [2, л. 43].
14 Весной 1960 г. было согласовано открытие в Аккре «Советской читальни» для «распространения правды о Советском Союзе среди населения Ганы» [3, л. 29]. Возник вопрос о комплектовании ее штата. 80% должностей (секретарь, библиотекарь, киномеханик, уборщицы, садовники и сторожа) с окладом от 10 до 50 ганаянских фунтов, что было по местным меркам неплохим заработком, предназначались для местных жителей. За советскими гражданами сохранялись должности директора и преподавателя русского языка [3, л. 31].
15 В Архиве внешней политики РФ имеется документ, который по смыслу открывает проблему использования рядовыми советскими специалистами «помощников по хозяйству».
16 В мае 1960 г. посол СССР в Конакри Д.С.Солод направил в МИД и Минвуз СССР письмо с просьбой быстрее решить вопрос о выдаче виз женам трех советских специалистов, работавших в Гвинее. Преподаватель и два переводчика жаловались на то, что «в условиях Гвинеи отсутствуют столовые, и они вынуждены лично ходить на базар, заниматься приготовлением пищи другими хозяйственными работами, что не только не принято, но и привлекает к ним особое внимание со стороны местного населения и ведет к подрыву авторитета» [4, л. 11].
17 Очень скоро ситуация изменится, и использование советскими специалистами «помощников по хозяйству» в странах Африки южнее Сахары станет вполне обычной практикой.
18 Вопросы престижа и имиджа советских людей должны были волновать дипломатических работников в первую очередь, особенно в начале выстраивания отношений с африканскими странами. Интересны наблюдения корреспондента газеты «Правда» О.Л.Орестова, который находился в Аккре в 1958 г. еще до открытия посольства СССР в Гане и появления советских специалистов. Он отмечал некоторые особенности социальной жизни ганаянского общества. По его наблюдениям, женщины даже из семей мелкой интеллигенции не готовили еду, не убирали, не стирали, не пользовались общим транспортом и тем более не ходили пешком по городу. «Совершенно ясно, что советские представители не могут нарушать этих традиций без ущерба для нашего престижа»[5, л. 28-29].
19

Советские специалисты о своих «помощниках по хозЯйству»

20 Респонденты отмечают, что они пользовались услугами «помощников» не столько под давлением местной традиции, сколько прислушиваясь к настойчивым рекомендациям руководства, которое негласно вменяло в обязанность специалистам иметь прислугу для ведения домашних дел. Людмила Алексеевна Сырмолотова4 вспоминает: «С самого первого года нам советовали нанять слугу. Показать окружающим, всем: французам, немцам, что наши люди имеют средства»[6]. Нередко «помощник по хозяйству» доставался сразу вместе с комнатами или виллой, где специалисты жили [7].
4. Учитель химии, работала в Мали в 1974-1977 гг. (прим. авт.).
21 Отношение к СССР и к советским специалистам среди африканского населения в 1960-е - 1970-е гг. могло быть разным. Советский Союз оставался «неизвестным», а многие простые африканцы порой и вовсе не знали, где он находится на карте мира. На заре советско-гвинейских отношений сотрудник советского посольства В.Иванисов в своем отчете о поездке по стране отмечал: «Сельские жители в подавляющем большинстве случаев не имели никакого представления о нашей стране, причем некоторые считали, что Советский Союз и Соединенные штаты Америки являются одним и тем же государством» [8, с. 101].
22 Несомненно, подобное утверждение можно считать репрезентативным и в отношении существенной части населения других африканских государств. Появлявшиеся в африканской глубинке советские специалисты, в первую очередь, интересовали местное население своим основным отличием - тем, что были белыми, а никак не тем, что они из Советского Союза. Даже после 15-20 лет активного присутствия СССР в странах Африки, с которыми поддерживались достаточно тесные отношения, находились люди, для которых советские идеалы и ценности оставались абсолютно неведомыми.
23 Советские люди в глазах местного населения были «белыми», и для многих африканцев без образования и перспектив получить такую работу было большой удачей. Любой иностранный специалист, по местным меркам, был очень обеспеченным человеком, а значит - платежеспособным. В таком способе заработка африканцы не видели ничего предосудительного.
24 Подавляющее большинство населения стран Африки южнее Сахары, получивших независимость в 1950-1970 гг., за исключением маленьких детей и подростков, было воспитано в колониальном духе. Колониализм продолжал оказывать сильнейшее влияние на африканцев. Старая картина мира сохранялась в людях старшего поколения, а в провинции устойчивые колониальные стереотипы органично воспринимались молодежью.
25 В качестве иллюстрации можно привести эпизод из жизни семейной пары - Т.В.Рыбаковой и Г.В.Мантуленко, учителей математики из Ярославля, работавших в 1969-1973 гг. в провинциальном местечке Рунгви в Танзании. У них служил мужчина-кухарь лет 50-ти, который считался уже стариком [9]. За свою долгую жизнь он успел послужить и при немцах, и при англичанах, и был соответствующим образом воспитан. Татьяна Рыбакова приводит такой пример: «Как-то раз приготовили кашу на скисшем молоке. Я сказала ему - выброси. Он через минуту заходит и спрашивает: “Можно я не выброшу, а съем?”» [9].
26 Советские люди в некотором смысле радикально отличались от других «белых» тем, что были более простыми в общении и в большинстве своем не имели расовых предрассудков. Несколько раз кухаря приглашали сесть за один стол, но каждый раз он отказывался [9].
27 Образованная африканская молодежь стремилась преодолеть пережитки колониального наследия и пыталась взаимодействовать с белыми на равных. Ирина Ивановна Зенкина5 отмечала: «Образованные черные относились к белому так: чего ты сам стоишь, так к тебе и относятся» [10]. Для «помощников» находиться в услужении у белого или богатого черного был не самый плохой способ выжить.
5. Супруга кенийца, учитель истории, жила и работала в Кении в 1974-1976 гг. (прим. авт.).
28 «Помощниками» обычно были мужчины, которых даже в франкофонных странах Африки принято было называть английским словом «boy». Когда «не хотелось убирать, мыть пол, я нанимала боя», - вспоминает Надежда Константиновна Сурикова6 [11].
6. Учитель химии, работала в Мали в 1977-1980 гг. (прим. авт.).
29 Помощники могли быть разного возраста. В Гвинее семья инженера Ярославского моторного завода Анатолия Владимировича Титова вместе с еще тремя семьями проживали на вилле на берегу океана. Супруга А.В.Титова - Нина Васильевна7 - свидетельствует: «На вилле у нас убирал бой хозяин виллы оставил там боем называют работников, мужиков, лет 30-ти. этот самый, уборщик, дворник наш, бой. Он гвинеец…» [7].
7. Продолжительность командировки этой семьи - 1964-1966 гг. А.В.Титов - инженер ЯМЗ, глава группы по гарантийному обслуживанию и ремонту советской автомобильной техники в Гвинее-Конакри; Нина Васильевна изначально ехала в Гвинею в качестве супруги, но 9 месяцев работала в магазине «советской колонии» при посольстве в г. Конакри (прим. авт.).
30 О своем «помощнике» в Мали вспоминает Л.А.Сырмолотова: «У нас был мальчик по имени Фома, ему было 35 лет наверно, хороший такой Он необразованный совершенно, откуда-то из деревни» [6]. Маргарита Александровна Лисина8 описывает случай, когда «помощника» ей привели знакомые: «Мальчик, который по-французски ни слова не мог сказать, и его пришлось всему учить, но после меня он уже мог куда-то пойти, потому что он уже все умел и знал» [12].
8. Учитель русского языка, работала в Мали в 1965-1968 гг. (прим. авт.).
31 Только в одном из 8 интервью в качестве служанки упоминается женщина, а также приводятся интересные подробности ее биографии. Примечательно, что ни один из респондентов так детально не останавливался на личности «помощника», как Л.Н.Старова: «Это была красивая женщина по имени Чочин, которая первая в этой местности развелась с мужем. Первая ганская феминистка. Она родила дочку, а ему надо было сына. Девочек там выдавали замуж в 13 лет. Она так и вышла, и родила в 15 лет, и после не могла рожать. Видимо, повлияли такие ранние роды. Одной ей было трудно воспитывать дочь, а работы нет. Вот директор и устроил ангажемент» [1].
32 В круг обязанностей «помощников» обычно входила уборка помещений и территорий, вынос мусора, мойка посуды, выполнение мелких поручений. Чочин просили сходить за мясом на рынок или за керосином для холодильника [1]. У семьи Титовых гвинеец на вилле «мусор выносил, отходы какие-то, всё убирал» [7].
33 Не все хозяйственные работы по дому доверялись выполнять «помощникам», среди них - приготовление пищи, кипячение воды, стирка белья. Л.А.Сырмолотова вспоминает: «Конечно, нашему мальчику мы не поручали готовить еду. Белье, конечно, он нам тоже не стирал» [6]. Упомянутый М.А.Лисиной малийский подросток, которого пришлось всему учить, «стирал на улице и мыл посуду, но я ему не доверяла мыть овощи, потому что их нужно было очень тщательно мыть, я это сама делала, и не готовил он естественно» [12].
34 Были исключения из правил. Уже упоминавшийся пожилой мужчина-кухарь, который более двух лет прослужил семье советских преподавателей в Танзании, регулярно готовил пищу [9]. С нехарактерным для большинства доверием к своему предыдущему «помощнику» М.А.Лисина спокойно говорит, что «поскольку мы вместе питались, то он нам готовил» [12].
35 Уровень доверия к «помощникам» и круг их обязанностей определялись в каждом конкретном случае. Со стороны советских специалистов проявлялась и обоснованная брезгливость, и чрезмерная забота о собственном здоровье, а ограниченность выполняемых функций - лишнее подтверждение того, что такие взаимоотношения нельзя назвать классическими по формуле «хозяин» - «слуга». Доверяли помощникам чаще всего уборку двора и помещений и никогда не доверяли кипячение воды.
36 Никто из респондентов не говорил о том, что помощь в быту была неуместной или излишней. В Гане для Светланы Константиновны Рицковой9 наличие «помощника» оказалось большим подспорьем. Она рассказывала: «В общем, дом оказался большой и шикарный. Видимо, условия были самые лучшие, особенно по сравнению с теми, кто работал в городах и жил в квартирах. Посоветовали нанять боя. Убирать самим такой огромный дом было тяжеловато, тем более что полы натирались мастикой. И убираться могли только в выходные, а работали с 08.00 до 14.00, 8 уроков в день. После них приходили домой никакие, чего-то ели и валились спать» [13].
9. Учитель математики, работала в Гане в 1964-1966 гг. (прим. авт.).
37 Обычно с «помощниками» складывались нормальные рабочие отношения, однако бывали и разные случаи. Помощник Фома так привязался к Л.А.Сырмолотовой, что «стал просить взять его в Москву, так как привык и говорил, что в Москве будет чем-то заниматься, займется предпринимательством!» [6]. Доверенный помощник М.А.Лисиной, который готовил пищу, получил выходной день: «Я сказала, что ему надо дать какой-то выходной, в субботу я сама могу готовить, а потом он привел девушку, и мы ему дали выходной в субботу полдня и в воскресенье полдня» [12].
38 У Н.К.Суриковой с временным «помощником» в Мали, где была распространена полигамия, однажды состоялся интересный диалог: «Бой приходит и говорит: “У меня две жены”. Я говорю: “Зачем вам две жены?” Он отвечает: “А если одна заболеет!”. Я говорю: “А если вы заболеете?”. На этот вопрос ответа не последовало. То есть, на случай болезни он должен иметь 2-3 жены, будучи бедным, может быть, это сексуально для них важно было» [11].
39 Иногда случались и конфликты. Нина Васильевна Титова так описывает недоразумение с «помощником»: «Мы к нему относились превосходно. Мы его всегда угощали. Привозят продукты, мы ему даем килограмм сахара, макароны, сгущенное молоко а потом ему шлея под хвост попала, не знаю что случилось: вдруг перестал воду качать, не стал убирать. Мы же русские женщины, не хочешь - не качай, мы сами накачаем и наносим Мы пошли и накачали бой сидит, смотрит и о чем-то думает… видимо, понял, что халтура не пройдет. Может ему мало казалось? Хозяину виллы всё рассказали, тот приехал, хвоста накрутил, и бой опять стал работать» [7].
40 Избранная стратегия урегулирования конфликтной ситуации представляется наиболее адекватной. В случае, когда «помощник» закреплен за местом проживания и пользование его услугами хоть и облегчало быт, но носило, скорее, вынужденный характер, решение возникающих проблем непосредственно с исполнителем не имело смысла. Поэтому обращение к хозяину виллы было самым разумным решением.
41 Оплата услуг помощников откровенно «не била по карману» советских специалистов. Так, в Кении в 1975-1976 гг., по свидетельству И.И.Зенкиной, на зарплату школьного учителя можно было «позволить содержать себя, детей, прислугу, ездить на отдых на океанское побережье или за год купить подержанную маршрутку»[10].
42 В Гане в середине 1960-х гг. советские учительницы действительно хорошо зарабатывали. Л.Н.Старова подробно описывает финансовые возможности советского специалиста: «В СССР на книжку шло 40% от зарплаты работавшего в Гане ассистента кафедры в ЯГПИ10, а остальное выплачивалось в валюте. Если перевести на советские деньги, то получали где-то 270 рублей. Это приличная сумма по меркам в Советском Союзе тех лет. Тогда начинающий учитель в СССР зарабатывал 80 рублей в месяц. Тем более что в деревне Додово, да и вообще в Гане, питание не было дорогим для работающего человека, и мы могли себе позволить каждую неделю ездить в Аккру на такси за продуктами» [1].
10. ЯГПИ - Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д.Ушинского.
43 Но советские учителя могли себе позволить и больше. С.К.Рицкова регулярно ездила на такси из Кумаси в Аккру и обратно, а это не менее 500 километров [13]. Незначительными были расходы на «помощника» Фому и у Л.А.Сырмолотовой, которая прямо говорит, что его «услуги стоили совсем маленьких денег» [6].
44 Самые точные сведения об оплате труда «помощника» приводит Л.Н.Старова: «Жалование Чочин было 30-40 шиллингов в день, что позволяло ей очень неплохо жить по местным меркам» [1].
45 Действительно, даже при 22 рабочих днях в месяц с двумя выходными днями в неделю Чочин получала от 33 до 44 фунтов, или 1,5-2 фунта в день. При ежедневной работе месячный доход с такой оплатой мог достигать 60 фунтов. Для сравнения - местный садовник в посольстве СССР получал 10 фунтов в месяц [3, л. 31], официальная месячная ставка местного шофера в Гане в 1960 г. была 21 фунт, а молодой агроном, инженер или архитектор с высшим образованием в первый год работы не могли рассчитывать на доход более 57 фунтов в месяц [14, л. 18].
46 * * *
47 Имеющиеся сведения в некоторой степени раскрывают проблему использования советскими специалистами в Африке «помощников» по хозяйству. Их взаимоотношения с африканцами развивались в соответствии с моделью «хозяин» - «помощник», которая отличалась от колониальной модели «хозяин» - «слуга». По сути, это была очередная линия оказания помощи континенту, но на персональном уровне. Форма такой помощи была неожиданной и непривычной, скорее, для советских людей, но для конкретного африканца в ней не было ничего оскорбительного, это был его способ выжить.

Библиография

1. Архив автора. Интервью Л.Н.Старовой 27 сентября 2012 г.

2. АВП РФ. Ф. 573. Референтура по Гане. Оп. 3. П. 2. Д. 5.

3. АВП РФ. Ф. 573. Референтура по Гане. Оп. 4. П. 6. Д. 30.

4. АВП РФ. Ф. 575. Референтура по Гвинее. Оп. 3. П. 3. Д. 21.

5. АВП РФ. Ф. 573. Референтура по Гане. Оп. 2. П. 1. Д. 6.

6. Архив автора. Интервью Л.А.Сырмолотовой 10 сентября 2012 г.

7. Архив автора. Интервью А.В.Титова и Н.В.Титовой 24 сентября 2014 г.

8. Мазов С.В.Политика СССР в Западной Африке, 1956-1964: неизвестные страницы истории холодной войны / отв. ред. А.Б.Давидсон. М., Наука, 2008. 339 с.

9. Архив автора. Интервью В.Г.Мантуленко и Т.Л.Рыбаковой 24 сентября 2012 г.

10. Архив автора. Интервью И.И.Зенкиной 14 октября 2011 г.

11. Архив автора. Интервью Н.К.Суриковой 05 октября 2011 г.

12. Архив автора. Интервью М.А.Лисиной 28 ноября 2012 г.

13. Архив автора. Интервью С.К.Рицковой 28 июня 2012 г.

14. АВП РФ. Ф. 573. Референтура по Гане. Оп. 4. П. 5. Д. 25.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести