ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2010 и 2020 гг.: итоги и перспективы

Код статьи
S032150750011598-9-1
DOI
10.31857/S032150750011598-9
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №4
Страницы
48-53
Аннотация

Вьетнам вступил в АСЕАН в 1995 г. и сегодня является её признанным членом. Сотрудничество с Ассоциацией, как и с отдельными странами, входящими в её состав, всегда являлось приоритетным направлением многовекторной внешней политики Вьетнама. За 25 лет своего членства в АСЕАН он выступал её председателем трижды в 1998 г., в 2010 и 2020 гг. На посту председателя СРВ выступала с различными инициативами, направленными как на институциональное развитие Ассоциации, так и на укрепление её центральной роли в рамках формирующейся архитектуры безопасности в АТР. Представляется актуальным проследить, как менялась повестка Вьетнама в ходе последних двух его председательств в АСЕАН в 2010 и 2020 гг. В представленной статье рассмотрены программы председательств СРВ в АСЕАН в указанные годы, проведен их сравнительный анализ, и обозначены основные различия. Председательство Вьетнама в 2010 г. было больше сосредоточено на укреплении его позиций в организации, повышении международного престижа страны, снижении разрыва в уровнях развития стран-членов Ассоциации и расширении сотрудничества с диалоговыми партнерами АСЕАН. Однако в 2020 г. в условиях вспышки коронавирусной инфекции приоритетное значение для председателя приобрела разработка общерегиональных подходов ктакого рода вызовам. Фокус сместился в сторону развития цифровых технологий, укрепления позиций АСЕАН на мировой арене и внутренних реформ Ассоциации. Анализ повестки председательства Вьетнама в АСЕАН в 2020 г. показывает, что, СРВ является уже не «новичком» объединения, а членом, который намерен усилить своё влияние в рамках данной региональной организации.

Ключевые слова
ЮВА, АСЕАН, Вьетнам, СРВ, дипломатия, внешняя политика
Дата публикации
28.04.2021
Всего подписок
25
Всего просмотров
3197

Отношения Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) носят стратегический характер, т.к. непосредственно влияют на безопасность и стабильное развитие страны. В связи с этим Вьетнам заинтересован не только в расширении сотрудничества с соседними странами региона и в поддержании АСЕАН в качестве солидарной и единой Ассоциации, но и в повышении собственной роли в рамках этой интеграционной организации.

Ключевые аспекты эволюции отношений Вьетнама и АСЕАН

Тем не менее, еще в середине 1970-х гг. Вьетнам и АСЕАН находились в состоянии конфронтации. Ханой официально не признавал АСЕАН и расценивал её как продукт американской экспансионистской политики и вмешательства США в дела региона. АСЕАН же стремилась реализовать тактику двойного балансирования, при удачном исходе которой Вьетнам препятствовал бы реализации традиционных экспансионистских устремлений Китая в Юго-Восточной Азии (ЮВА), а полпотовская Кампучия, выступавшая с антивьетнамскими лозунгами, сдерживала бы Ханой от планов «экспорта революции» в ЮВА [1, с. 57].

Отношения Вьетнама и АСЕАН были нормализованы с решением «камбоджийской проблемы» на рубеже 1980-1990-х гг., и для Вьетнама асеановское направление стало приобретать все более важное значение во внешней политике. С его развитием в Ханое связывали, в первую очередь, выход СРВ из международной изоляции, в которой она оказался в результате конфликта в Камбодже, а также широкомасштабное подключение к системе торгово-экономического взаимодействия как в ЮВА, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) [2, с. 76].

На сегодняшний день СРВ рассматривается в качестве неотъемлемого и полноправного члена объединения, имеющего весомый голос и способного предложить ряд инициатив, направленных на развитие и укрепление Ассоциации.

За 25 лет своего членства в АСЕАН Вьетнам председательствовал трижды - в 1998, 2010 и 2020 гг. При этом, в зависимости от конкретных исторических и политических условий, в рамках каждого председательства формулировались разные задачи. Особый интерес представляют последние два, поскольку к этому времени Вьетнам накопил определенный опыт и разработал отлаженный механизм взаимодействия как с отдельными странами-членами Ассоциации, так и с самой организацией, в целом.

Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение и сравнение председательств Вьетнама в 2010-м и в 2020 гг. позволяет не только выявить общие принципы внешней политики Вьетнама, но и проследить динамику изменений в политических и экономических процессах на пространстве Юго-Восточной Азии, а также рассмотреть эволюцию внешнеполитической стратегии Вьетнама в АСЕАН.

Повестка-2010 и…

Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2010 г. символизировало завершение этапа адаптации Вьетнама к структуре АСЕАН и создавало условия для еще большего укрепления его позиций в Ассоциации. В 2010 г. исполнилось 15 лет со дня его официального вступления в состав объединения, а столица Вьетнама, Ханой, праздновала 1000-летнюю годовщину со дня своего основания.

Перед вьетнамской дипломатией стояла важная задача конвертировать накопленный за годы членства Вьетнама в АСЕАН опыт в выгодные для страны результаты. Необходимо было продемонстрировать партнерам по Ассоциации, что он имеет собственные интересы и инициативы, которые Ханой в состоянии предложить и реализовать.

Следует отметить, что в 2010 г. высшее руководство СРВ состояло по большей части из представителей т.н. «реформаторского» крыла Коммунистической партии Вьетнама (КПВ), возглавляемого премьер-министром Нгуеном Тан Зунгом, активно выступавшим за региональную интеграцию и торговую либерализацию [3].

Обозначенные Вьетнамом приоритеты председательства в 2010 г. включали: формирование Сообщества АСЕАН к 2015 г.; реализацию целей и принципов Устава АСЕАН; укрепление центральной роли Ассоциации в регионе и развитие отношений с диалоговыми партнёрами; противодействие глобальными вызовам безопасности; формирование позитивного имиджа Вьетнама на международной арене1.

1.  Vietnam as ASEAN Chair: Towards the ASEAN Community: from Vision to Action (In Viet.). >>>> vi/mofa/ctc_quocte/un/nr090311103654/nr090311141943/nr090311143408/ns100322145902 (accessed 22.07.2020)

Лозунгом председательства Вьетнама в АСЕАН стал: «К Сообществу АСЕАН: от общего видения к действиям» (Towards the ASEAN Community: from Vision to Action)2. Можно предположить, что такой выбор был сделан, исходя из тех условий, в которых тогда находилась АСЕАН.

2. Remarks by H.E. Prime Minister Nguyen Tan Dung at the Closing Ceremony of the 17th ASEAN Summit and Related Summits. >>>> (accessed 22.07.2020)

К 2010 г. Ассоциация уже сформировала внутреннюю структуру и стала центральным элементом интеграционных процессов всего региона АТР. Основным итогом процесса институционализации организации стало принятие в 2007 г. Устава АСЕАН, определявшего рамки и направленность интеграционных процессов внутри организации, а также ее сотрудничества с другими субъектами и институтами международного права.

К числу успешных и, в целом, реализованных вьетнамских инициатив за период председательства в 2010 г. следует отнести запуск механизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН (СМОА) с диалоговыми партнерами (СМОА+)3, расширение состава Восточноазиатского саммита (ВАС)4 за счет участия в нем России и США, присоединение Канады и Турции к Договору 1976 г. о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, а также вступление в силу соглашения о свободной торговле между АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией.

3. СМОА+ - механизм взаимодействия между оборонными ведомствами 10 стран-членов АСЕАН и ее диалоговых партнеров (Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, РК, Россия, США, Япония), созданный в апреле 2010 г. по инициативе Вьетнама (прим. авт.).

4. Участники ВАС - 18 государств, включая «десятку» стран АСЕАН и ее диалоговых партнеров (прим. авт.).

В то же время высшее руководство СРВ не забывало и о своих ближайших соседях и неоднократно подчеркивало необходимость учета интересов «северного крыла» (Камбоджа, Лаос, Мьянма). Ханой исходил из того, что одной из первоочередных задач АСЕАН является сокращение разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами-членами объединения. Во многом именно благодаря его усилиям разработанные в начале 2000-х гг. документы - Ханойская программа действий и Ханойская декларация о сокращении разрыва в уровне социально-экономического развития5 стали своего рода стратегическими проектами Ассоциации.

5. Hanoi Plan of Action. https://asean.org/?static_post=hanoi-plan-of-action ; Hanoi Declaration on Narrowing Development Gap for closer ASEAN Integration. >>>> (accessed 22.07.2020)

В целом, председательство Вьетнама в 2010 г. было в большей степени сосредоточено на укреплении собственных позиций в регионе и в самом объединении, повышении международного престижа страны.

Повестка-2020

Вьетнам, закрепив своё положение и став лидером «северного крыла» объединения, все больше ориентировался на интересы Ассоциации в целом, ставя во главу угла решение насущных региональных проблем и учет потребностей АСЕАН. По мнению проф. Ральфа Эммерса (Сингапур) и Хыонг Ле Тху (Австралия), Вьетнам сегодня претендует на «секторальное» лидерство в АСЕАН в сфере безопасности и по вопросам территориальных споров в Южно-Китайском море (ЮКМ) [4]. В зависимости от геополитической ситуации, а также при условии признания другими странами-членами АСЕАН за Вьетнамом этой роли, можно говорить о постепенном возрастающем влиянии Ханоя в ряде сфер сотрудничества с Ассоциацией, которое формирует особый лидерский профиль СРВ в Ассоциации.

Анализируя повестку председательства Вьетнама в 2020 г., следует отметить, что этот год ознаменовал 25-летие со дня вступления Вьетнама в состав организации. Он стал рубежным в подведении итогов реализации дорожной карты «Видение Сообщества АСЕАН 2025», принятой в ноябре 2015 г., согласно которой с 2015 г. под эгидой Ассоциации действуют три сообщества: Сообщество в сфере политики и безопасности, Экономическое и Социокультурное [5].

Председательство Вьетнама в 2020 г. прошло под лозунгом - «Сплоченная и оперативно реагирующая на современные вызовы АСЕАН» (Cohesive and Responsive ASEAN) [6]. Этот лозунг отражает сегодняшнее положение дел в АТР. Стремительно набирающая популярность концепция «Индо-Тихоокеанского региона»6, военно-политическое и торговое соперничество США и Китая, появление новых нетрадиционных вызовов безопасности и экономические последствия вспышки коронавируса COVID-19 требуют от Ассоциации еще большей консолидации и своевременной реакции на те вызовы и угрозы, с которыми она сталкивается сегодня. Иными словами, предложенный лозунг подразумевает способность АСЕАН адаптироваться к новым сложившимся условиям в мире и в регионе.

6. Концепция «Индо-Тихоокеанского региона» - термин, прозвучавший в речи президента США Д.Трампа на полях Восточноазиатского саммита в Маниле в ноябре 2017 г., закрепившийся с тех пор в политическом дискурсе многих государств (прим. авт.).

Сравнительный анализ приоритетов, заявленных Вьетнамом в 2010 и 2020 гг., приводится в таблице.

Вопросы региональной безопасности остаются константой в повестке дня АСЕАН, включая их обсуждение в рамках таких АСЕАН-центричных механизмов, как Региональный форум АСЕАН (АРФ), Восточноазиатский саммит (ВАС), Совещание министров обороны АСЕАН и СМОА+. Помимо этого, Вьетнам, как один из ключевых участников споров в ЮКМ, особо заинтересован в достижении прогресса в деле принятия Китаем и АСЕАН юридически обязывающего Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море (COC). Однако вспышка инфекции COVID-19 существенно затруднила и без того непростой процесс переговоров по Кодексу, в результате чего Вьетнам в год своего председательства не смог обеспечить завершение его согласования.

Таблица. Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2010 и 2020 гг. Table. Vietnam’s ASEAN Chairmanship in 2010 and 2020

Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2010 г. Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2020 г.
Лозунг
«К Сообществу АСЕАН: от общего видения к действиям». «Сплоченная и оперативно реагирующая АСЕАН»
Приоритеты
Формирование Сообщества АСЕАН к 2015 г. Поддержание региональной безопасности, мира и стабильности
Реализация целей и принципов Устава АСЕАН Адаптация АСЕАН к новым условиям Четвертой промышленной революции
Укрепление сотрудничества с диалоговыми партнерами АСЕАН Повышение уровня информированности о Сообществе и Идентичности АСЕАН
Укрепление сотрудничества в противодействии глобальным вызовам, таким как природные катаклизмы, эпидемии, изменение климата, охрана окружающей среды Укрепление партнерств в целях устойчивого развития и продвижение вклада и роли АСЕАН в международном сообществе
Формирование позитивного имиджа Вьетнама на международной арене Расширение возможностей и повышение оперативной эффективности АСЕАН

Составлено автором по материалам МИД СРВ.

В целом же, пандемия COVID-19 стала серьезным новым вызовом, потребовавшим от АСЕАН и Вьетнама скоординированных действий. По подсчетам Университета Джонса Хопкинса, на апрель 2021 г. регионе насчитывалось 2 889 447 заболевших, 2 520 544 выздоровевших и 59 136 умерших7.

7. Johns Hopkins University. >>>> (acces-sed 06.04.2021)

По результатам состоявшихся многочисленных встреч на министерском уровне 14 апреля 2020 г. состоялся первый в истории Ассоциации видео-саммит с участием всех 10 лидеров стран АСЕАН. Центральной темой стало обсуждение мер по противодействию распространению COVID-19 в регионе [7]. В частности, было решено создать целевой фонд АСЕАН, средства которого будут направлены на обеспечение медицинских учреждений необходимым оборудованием, средствами защиты и медикаментами, а также на разработку вакцины. Стороны обязались осуществлять обмен информацией и успешными методами борьбы с вирусом, однако не все члены АСЕАН готовы предоставить доступ к своим данным. Тем не менее, тот факт, что АСЕАН приняла меры по преодолению кризиса, свидетельствует о том, что региональная политическая элита намерена грамотно реагировать на новые вызовы.

Важным шагом на данном направлении стало проведение специального видео-саммита АСЕАН+3 с участием лидеров 10 стран-членов Ассоциации, Китая, Южной Кореи, Японии, а также представителей ВОЗ [8]. Учитывая успешный опыт этих стран по сдерживанию распространения пандемии, АСЕАН было важно получить доступ к лучшим практикам и международной экспертизе в условиях сложной эпидемиологической ситуации.

Согласно принятому совместному заявлению, стороны обязались продолжать региональное сотрудничество в борьбе с пандемией и заявили о необходимости поддерживать деловые обмены в целях минимизации социально-экономического ущерба. Кроме того, Ассоциация учитывает и опыт её западных диалоговых партнеров, а именно ЕС, США, Австралии, а также России [9]. Были организованны встречи на министерских уровнях в режиме онлайн, на которых обсуждались совместные меры по борьбе с коронавирусом.

Центральным мероприятием председательства Вьетнама в 2020 г. стал 36-й саммит АСЕАН, состоявшийся в формате видеоконференции 26 июня 2020 г. Несмотря на то, что основной темой саммита стала борьба с распространением пандемии COVID-19 и устранение негативных последствий в социально-экономической сфере8, были затронуты и такие вопросы, как развитие в регионе цифровой экономики и человеческих ресурсов, укрепление позиций Ассоциации на глобальном и региональном уровнях, формирование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП).

8. По итогам саммита был принят Ханойский план действий об укреплении экономического сотрудничества в рамках АСЕАН и сопряжении цепочек в ответ на пандемию COVID-19 (прим. авт.).

В частности, в совместном заявлении лидеров по итогам саммита говорится о необходимости реализовать проект «Сеть умных городов АСЕАН»9 и о развитии человеческого капитала в эпоху цифровизации за счет улучшения региональной системы образования. Эти вопросы были также отражены в таких итоговых документах саммита, как «Декларация АСЕАН о развитии человеческих ресурсов в меняющемся мире труда» [10]. Отдельная сессия саммита была посвящена вопросам расширения прав и возможностей женщин в эпоху развития цифровых технологий. В итоговом заявлении председателя также говорится о намерении активизировать сотрудничество в сфере кибербезопаности [11, p. 10], которая по-прежнему остается одной из наиболее уязвимых областей в процессе развития цифровой экономики АСЕАН.

9. Суть этого проекта, предложенного Сингапуром в 2018 г., заключается во внедрении цифровых технологий в городскую среду. На сегодняшний день «Сеть умных городов АСЕАН» объединяет 26 городов, в т.ч. три вьетнамских - Ханой, Дананг и Хошимин (прим. авт.).

Значимо и назначение СРВ председателем и непостоянным членом Совета Безопасности ООН сроком на 2020-2021 гг. Согласно официальным заявлениям представителей МИД СРВ, одним из приоритетов деятельности Вьетнама в ООН является укрепление сотрудничества между региональными организациями и Советом Безопасности. Ханой видит себя в качестве координатора между Совбезом ООН и АСЕАН и ставит своей целью в рамках своего председательства в Совете значительно повысить роль Ассоциации на международной арене [12].

Среди первых достижений на этом направлении можно отметить состоявшееся 31 января 2019 г. открытое заседание СБ ООН на тему «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями в поддержании международного мира и безопасности: роль АСЕАН» c участием Генерального секретаря ООН А.Гутерриша и Генерального секретаря АСЕАН Лим Джок Хой. С вьетнамской стороны поступило предложение организовать встречи высокого уровня по вопросам устойчивого развития, которые состоялись в рамках 11-го видео-саммита АСЕАН-ООН, прошедшего в ноябре 2020 г. [13].

В качестве председателя Вьетнам смог также достичь прогресса в переговорах по формированию ВРЭП, в состав которого входят страны-члены АСЕАН и 5 диалоговых партнеров (Китай, РК, Япония, Австралия и Новая Зеландия). Несмотря на недавнее решение Индии о неприсоединении к соглашению [14], которая рассматривалась АСЕАН как важный противовес Китаю, на 10-й межсессионной встрече по ВРЭП, состоявшейся в онлайн-режиме 23 июня 2020 г., было объявлено о намерении участниц завершить переговорный процесс.

15 ноября 2020 г. по итогам 37-го саммита АСЕАН, состоявшего в Ханое, было подписано соглашение о создании ВРЭП - крупнейшей в мире зоны свободной торговли с 2,2 млрд потребителей (30% от численности мирового населения) и объемом ВВП в $26 трлн, что составляет более 30% от общего мирового объема ВВП [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги сравнения председательств Вьетнама в 2010 и в 2020 гг., можно отметить, что главным приоритетом для СРВ является поддержание единой, сплоченной и эффективной Ассоциации, которая в состоянии реагировать на современные вызовы и адаптироваться к новым условиям мирового развития. В понимании Вьетнама основная роль АСЕАН заключается в том, чтобы обеспечивать и поддерживать стабильный политический порядок в ЮВА, в рамках которого малым и средним странам удаётся управлять ассиметричными отношениями с крупными региональными державами, создавая при этом благоприятные условия для экономическое процветание как отдельных стран региона, так и всей ЮВА.

Сегодня усилия Вьетнама сосредоточены на том, чтобы закрепить собственные позиции среди стран «северного крыла» Ассоциации, продвигая их интересы, реализуя совместные инфраструктурные экономические проекты, и тем самым стараясь снизить влияние Китая в этой части региона. Однако в то же время, осознавая, что Ханою необходима поддержка и других более экономически развитых членов Ассоциации, в качестве председателя он старается решать наиболее актуальные проблемы объединения, к числу которых сегодня можно отнести проблему цифровизации, слабую региональную осведомленность о деятельности АСЕАН и низкую эффективность секретариата. Вместе с тем, постепенно формируется особая специализация Вьетнама в его отношениях с АСЕАН. Ханой не стремится быть лидером во всех областях взаимодействия, трезво оценивая свои возможности и ресурсы, а пытается добиться решения тех задач и проблем, которые будут, прежде всего, выгодны и актуально для его дальнейшего развития.

Библиография

  1. 1. Список литературы / References
  2. 2. Малетин Н.П. АСЕАН: Четыре десятилетия развития. М.: МГИМО-Университет, 2007. (Maletin N.P. 2007. ASEAN: Four Decades of Development. M.) (In Russ.)
  3. 3. Маслов Г.М., Урляпов В.Ф. Вьетнам в системе современных международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М.: Ключ-С, 2009. (Maslov N.P. Urlyapov V.F. 2009. Vietnam in the Modern System of International Relations in the Asia-Pacific Region. M.) (In Russ.)
  4. 4. Мурашева Г.Ф. Вьетнам в 2010-2011 гг.: основные события. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2011, № 17. с. 189-216. (Murasheva G.F. The Main Events in Vietnam in 2010-2011. № 17.) (In Russ).
  5. 5. Vietnam as ASEAN Chair: Towards the ASEAN Community: from Vision to Action (In Viet.). http://www.mofahcm.gov.vn/vi/mofa/ctc_quocte/un/nr090311103654/nr090311141943/nr090311143408/ns100322145902 (accessed 22.07.2020)
  6. 6. Remarks by H.E. Prime Minister Nguyen Tan Dung at the Closing Ceremony of the 17th ASEAN Summit and Related Summits. https://asean.org/?static_post=statement-by-he-mr-nguyen-tan-dung-at-the-opening-ceremony-of-the-17th-asean-summit-and-related-summits (accessed: 22.07.2020)
  7. 7. Hanoi Plan of Action. https://asean.org/?static_post=hanoi-plan-of-action (accessed: 22.07.2020)
  8. 8. Hanoi Declaration on Narrowing Development Gap for Closer ASEAN Integration. https://asean.org/ha-noi-declaration-on-narrowing-the-development-gap-2001/ (accessed 22.07.2020)
  9. 9. Emmers R. Thu L.H. Vietnam and the Search for Security Leadership in ASEAN. Asian Security. 2020. pp. 1-15.
  10. 10. ASEAN Vietnam 2020. Theme. https://www.asean2020.vn/web/asean_en/gioi-thieu-ve-asean-2020 (accessed 16.04.2020)
  11. 11. ASEAN Lecture Series on “The 21st ASEAN Lecture: Viet Nam’s Chairmanship 2020: Cohesive and Responsive” by H.E. Nguyen Quoc Dzung, Deputy Foreign Minister, Ministry of Foreign Affairs of the Socialist Republic of Viet Nam. https://www.iseas.edu.sg/media/event-highlights/asean-lecture-series-on-the-21st-asean-lecture-viet-nams-asean-chairmanship-2020-cohesive-and-responsive/ (accessed 01.04.2020)
  12. 12. Локшин Г.М. АСЕАН и территориальные споры в Южно-Китайском море. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2013, № 20. с.17-39. (Lokshin G.M. 2013. ASEAN and Territorial Disputes in the South-China Sea. № 20) (In Russ.)
  13. 13. Prime Minister Nguyen Xuan Phuc Chairs ASEAN Special Summit on COVID-19 Response (In Viet.). https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/thu-tuong-chinh-phu-nguyen-xuan-phuc-chu-tri-hoi-nghi-cap-cao-ac-biet-asean-ve-ung-pho-dich-benh-covid-19 (accessed 27.04.2020)
  14. 14. Special ASEAN+3 Summit on COVID-19 Response (In Viet.). https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/asean-3-hop-hoi-nghi-cap-cao-ac-biet-ve-ung-pho-dich-benh-covid-19 (accessed 27.04.2020)
  15. 15. Joint Statement of the Special ASEAN Plus Three Summit on Coronavirus Disease 2019 (COVID-19). https://www.asean2020.vn/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/joint-statement-of-the-special-asean-plus-three-summit-on-coronavirus-disease-2019-covid-19- (accessed 27.04.2020)
  16. 16. ASEAN, EU Step up Cooperation in Fighting COVID-19 Pandemic. https://www.asean2020.vn/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/asean-eu-step-up-cooperation-in-fighting-covid-19-pandemic (accessed 27.04.2020)
  17. 17. Remarks by H.E. Pham Binh Minh, Deputy Prime Minister, Foreign Minister of Viet Nam at the ASEAN - US Ministerial Video-conference on COVID-19. https://www.asean2020.vn/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/remarks-by-h-e-pham-binh-minh-deputy-prime-minister-foreign-minister-of-viet-nam-at-the-asean-us-ministerial-video-conference-on-covid-19 (accessed 27.04.2020)
  18. 18. ASEAN, Australian ministers hold special online meeting on COVID-19. https://www.asean2020.vn/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/asean-australian-ministers-hold-special-online-meeting-on-covid-19 (accessed 30.06.2020)
  19. 19. Special ASEAN-Russia Foreign Ministers’ Meeting on COVID-19 Held. https://www.asean2020.vn/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/special-asean-russia-foreign-ministers-meeting-on-covid-19-held (accessed 18.06.2020)
  20. 20. ASEAN Declaration on Human Resources Development for the Changing World of Work. https://asean.org/asean-declaration-human-resources-development-changing-world-work/ (accessed 18.06.2020)
  21. 21. Terms of Reference of the ASEAN TVET Council. https://asean.org/terms-reference-asean-tvet-council/ (accessed 18.06.2020)
  22. 22. Chairman's Statement of the 36th ASEAN Summit 26 June 2020 Cohesive and Responsive ASEAN. https://asean.org/storage/2020/06/Chairman-Statement-of-the-36th-ASEAN-Summit-FINAL.pdf (accessed 18.06.2020)
  23. 23. Deputy Foreign Minister Le Hoai Trung: Membership in the United Nations Security Council (UNSC) is a Primary Goal of Vietnam (In Viet.). http://www.mofa.gov.vn/vi/cs_doingoai/nr111026121159/ns200210144145 (accessed 14.04.2020)
  24. 24. ASEAN-UN Cooperation Discussed at UNSC Meetinghttps://asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/hoi-ong-bao-an-lan-au-tien-thao-luan-tang-cuong-hop-tac-giua-lien-hop-quoc-asean-va-nhung-ong-gop-cua-asean-trong-duy-tri-hoa-binh-va-an-ninh-quoc-te (accessed14.04.2020)
  25. 25. India Rejects RCEP as 15 Other Countries Look to Sign Trade Pact in 2020. https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/india-rejects-rcep-as-15-other-countries-look-to-sign-trade-pact-in-2020 (accessed 14.04.2020)1
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека