- Код статьи
- S032150750012175-4-1
- DOI
- 10.31857/S032150750012175-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №11
- Страницы
- 4-10
- Аннотация
В китайской науке огромные средства идут на развитие фундаментальных и прикладных исследований. Глобальная конкуренция за обладание технологиями будущего вызывает озабоченность в российском научном сообществе. В статье проанализированы формы внешнеэкономического взаимодействия на примере российско-китайского сотрудничества в сфере высоких технологий. Выявлены ключевые факторы и наиболее эффективные модели, способствующие научному и индустриальному развитию по трем направлениям: бизнес, молодежные проекты, фундаментальная наука.
- Ключевые слова
- Россия, Китай, международное научно-техническое сотрудничество, высокие технологии, модели международного взаимодействия, Международный альянс научных организаций
- Дата публикации
- 24.11.2020
- Всего подписок
- 16
- Всего просмотров
- 4074
ГЛОБАЛЬНАЯ ФАБРИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
В условиях глобализации и прогресса, вызванного 4-й промышленной революцией, в мире происходит трансформация экономики, рождаются новые отрасли, формируется новый экономический уклад, ориентированный на инновационное развитие. В мире развернулась глобальная конкуренция за обладание технологиями будущего, в котором ключевые высокотехнологичные направления будут определять в целом мировую экономику [1].
В китайской науке огромные средства идут на развитие фундаментальных и прикладных исследований. Внутренние расходы Китая на НИОКР увеличились с $33,11 млрд в 2000 г. до $554,32 млрд в 2018 г. (см. граф.), а доля в общемировых затратах на НИОКР возросла, соответственно, с 4,8% до 26,58%. Стратегия развития страны нацелена на то, чтобы к 2035 г. Китай по большинству научных направлений вышел в мировые лидеры [2].
График. Валовые внутренние расходы на НИОКР в 2000-2018 гг., $ млрд. Источник: CRS analysis of OECD. Statdatabase. >>>> TI_PUB (accessed 03.05.2020)
Преобладание и превосходство Китая над остальными странами Азии и Африки очевидно. С мощными высокотехнологичными китайскими компаниями практически невозможно конкурировать ни в материальном (факторы производства, заводы, оборудование), ни в финансовом (по богатству, накоплениям, по объемам инвестиций в НИОКР), ни в людском (по количеству патентов на изобретения, по количеству научных статей и т.п.) ресурсах [3].
Мобильная революция в Африке, которая в короткий срок наполнила континент китайскими мобильными и финансовыми сервисами, показала стратегическую нацеленность высокотехнологичных компаний этой страны на глобальный охват мира [4]. Озабоченность тем, как «не стать подмастерьем китайской науки», высказывается даже в российском научном сообществе, все еще сохраняющем определенный уровень научных прикладных и фундаментальных исследований. Российский совет по международным делам (РСМД), Институт Дальнего Востока РАН и Институт международных исследований Фуданьского университета (КНР) проводят регулярную инвентаризацию российско-китайских отношений, изучаются вопросы международного научно-технического сотрудничества (МНТС) и выдвигаются практические рекомендации по его развитию [5].
Китай, который по многим позициям в технологической гонке уже опережает США, предлагает другим странам привлекательные формы сотрудничества в освоении технологий четвертой промышленной революции [6]. Таким образом, главные вопросы - по какой модели и в каком формате будет происходить взаимодействие с новой инновационной державой - Китаем.
Проведенное исследование на примере российско-китайского научно-технического сотрудничества дополняет полученные ранее данные и показало, что системное привлечение различных возрастных и профессиональных категорий к международному научному и промышленному партнерству будет способствовать не только экономической интеграции стран Азии и Африки, но и станет важнейшим фактором развития реального сектора экономики этих стран в приоритетных отраслях на основе современных технологий и инноваций.
В Китае за последние десятилетия стремительно реформируется научно-техническая система, было обеспечено сравнительно быстрое развитие высокотехнологических и новых стратегических производств, развертывались мероприятия по внедрению модели «Интернет плюс», а также осуществлялся поиск новых драйверов. Дальнейшее повышение уровня инновационной и предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что Китай сделал новые шаги к созданию страны инновационного типа. Коэффициент вклада научно-технических разработок в экономический рост страны последовательно растет, повышается уровень наукоемкой продукции в структуре ВВП, достигнув показателя в 2,19% [7].
КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ СТРАН
Одним из важнейших показателей, выражающих МНТС в реальном секторе, является показатель прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (см. диагр. 1).
Диаграмма 1. Общий объем прямых инвестиций Китая за рубежом в 2010-2018 гг. Составлено по: [8].
С начала 2010 и до 2016 гг. Китай активно наращивал инвестиции за рубежом, однако уже в 2017 и 2018 гг. происходит уменьшение этих объемов, т.к. законодательно Китаем были введены ограничения для вложений за рубеж. В частности, Народный банк Китая предпринял ряд шагов, препятствующих оттоку капитала, чтобы противостоять ослаблению юаня. Также лимитировались или запрещались прямые зарубежные инвестиции из Китая в такие сектора, как недвижимость, гостиницы, развлечения, спорт и казино. Китайцы прямо заявляли: власти страны будут поощрять инвестиции, связанные с промышленностью и технологиями. При этом инвестирование в различные регионы мира Китаем осуществлялось неравномерно, более 70% от общей доли ПИИ приходится на Азию.
Прямые инвестиции Китая в России накопленным итогом на начало 2019 г. составили $14,21 млрд [8], занимая 4-е место среди европейских стран и 2-е - среди стран «Пояса и пути» (см. табл.).
Анализируя данные ПИИ в страновом разрезе (см. диагр. 2), мы можем выделить 3 модели, по которым Китаем осуществляются инвестиции:
1) В развитые страны китайские компании инвестируют с целью покупки действующего бизнеса, который имеет в своем активе либо технологии, либо сильный бренд;
2) В развивающиеся страны с целью покупки дешевого сырья, возведением инфраструктуры, а также выноса «грязных» производств;
3) Отдельная схема работы со среднеразвитыми странами, которые обладают собственной промышленностью и пытаются реализовать собственные сценарии опережающего развития.
Диаграмма 2. Накопленный итог ПИИ Китая в странах «Пояса и пути» в 2018 г., $ млрд. Составлено по: [8].
Многие отрасли экономики России, которую Китай относит к третьей группе стран, выступают прямыми конкурентами китайских компаний и, как и в Китае, пользуются защитой государства.
Традиционная китайская модель инвестирования в слаборазвитые страны, с масштабным ввозом китайской рабочей силы, техники, материалов и игнорированием местных стандартов, здесь не будет принята [9]. С другой стороны, открытых для покупки китайцами готовых компаний с международными брендами здесь нет. Нет и характерного для развитых стран высокого качества институтов развития и нацеленной на международные связи деловой среды. Попадая в подобную ситуацию, китайские инвесторы затягивают переговорный процесс под предлогом неблагоприятного инвестиционного климата и т.п. Однако препятствием к росту китайских ПИИ является не российский инвестклимат, а отсутствие надежных и проверенных моделей взаимовыгодного сотрудничества.
Тем не менее, можно выделить следующую тенденцию: несмотря на то, что инвестиции Китая в Россию снижаются из года в год (2015 г. - $2,96 млрд, 2016 г. - $1,29 млрд, 2017 г. - $1,55 млрд, 2018 г. - $0,73 млрд), китайский фактор помогает России выдерживать нынешний экономический кризис и санкции Запада. При этом налицо недостаток у российской стороны объективных инструментов для оценки уровня присутствия и глубины экономической интеграции с Китаем. Существующая система статистики дает подчас разнонаправленные данные, несопоставимые ни с китайскими данными, ни с данными международных организаций [9]. Становление актуальной и эффективной системы учета и статистики - важнейшая задача в развитии международных экономических отношений с КНР.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
В сфере российско-китайского сотрудничества, МНТС в реальном секторе экономики очень быстро развивается не только в корпоративном секторе, но и на основе межрегиональных связей. Китай очень активно использует региональную составляющую, чтобы продвигать различные проекты в сфере инноваций и высоких технологий. На сегодняшний день различными провинциями Китая подписаны соглашения с 59 российскими регионами, а китайский бизнес присутствует в 74 из 85 субъектов Российской Федерации [10].
Компании двух стран совместно реализуют целый ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения, спутниковых навигационных систем, инфраструктурного строительства, сельского хозяйства и др. [11].
Большое количество совместных проектов сегодня имеют региональный фокус и находятся в списке приоритетов региональных властей. Среди регионов, которые включили в свои планы реализацию проектов с китайскими партнерами, - Республика Татарстан, Алтайский край, Нижегородская и Челябинская области. Сейчас многие проекты, например, в Татарстане, имеют не только вектор на локализацию производства, но и создание сопутствующих центров разработки. Это не частый пример в российских реалиях.
Одним из уникальных примеров реализации российско-китайского МНТС является строительство в Тульской области первого китайского автозавода полного цикла компании Great Wall Motors (GWM). В строительство китайской стороной было вложено около $0,5 млрд. На подписании инвестсоглашения между компанией GWM и правительством региона в 2014 г. присутствовали В.Путин и Си Цзиньпин.
После заключения специального инвестиционного контракта (СПИК) будет реализован следующий этап проекта, в рамках которого производственная мощность завода увеличится до 150 тыс. автомобилей в год, и постепенно на территории Тульской области завод из обычного сборочного производства превратится в высоколокализованное предприятие. Степень локализации предполагается не менее 70%. Локализации подлежат производство основных компонентов автомобилей: двигатель, коробка передач, электронные системы и системы управления автомобилем. В 2020 г. компания приступила к проектированию нового завода по производству двигателей с предполагаемым объемом инвестиций более 17 млрд рублей и созданием более 300 рабочих мест [12].
Таким образом, высокие технологии, которые необходимы при подобном производстве, появятся в России. Дополнительно к этому, к 2028 г. откроется научно-исследовательский центр, в котором будут заниматься коммерциализацией, созданных с участием российских ученых научных разработок [13].
Чтобы добиться подобного взаимодействия, китайской стороне была предложена следующая модель сотрудничества. Верхний уровень взаимодействия осуществляется между главами регионов: губернатор Тульской области и губернатор провинции Хэбэй (здесь располагается штаб-квартира GWM). Вторым уровнем идут контакты по линии инвестиционных департаментов сторон: организация встреч, согласование условий предоставления льгот и т.п. Третий уровень - непосредственное техническое взаимодействие экспертов и специалистов.
Подобная модель позволила снизить для сторон риски неопределенности, заручиться гарантиями правительств и обеспечить конструктивный подход к поиску взаимоприемлемых решений бизнеса. Взаимодействие на уровне руководителей регионов также способствует вовлечению в процессы обсуждения различных вариантов взаимовыгодного МНТС и других экономических агентов.
Отдельно стоит отметить тот факт, что, несмотря на экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса в 2020 г., находить точки соприкосновения и выход из сложной ситуации за счет взаимных компромиссов сторонам позволяет достигнутый высокий уровень доверия.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Бизнес-инкубаторы необходимы для укрепления и развития вновь созданных инновационных предприятий. Особенно важной роль бизнес-инкубаторов оказывается для обеспечения местного социально-экономического развития [14].
Сама по себе проблема развития малого инновационного бизнеса может считаться, несомненно, ключевой проблемой развития экономики, в целом, если учесть ту огромную роль, которую малый инновационный бизнес играет в экономическом развитии всех без исключения стран, находящихся на пути рыночных преобразований.
Бизнес-инкубаторы развивают малый бизнес, в т.ч. инновационный, играют значительную роль в формировании стабильной рыночной экономики, в которой сосредоточены ее основные потенциальные деловые ресурсы [15].
Особенность инновационных бизнес-инкубаторов заключается в том, что они ориентируются на оказание поддержки малым инновационным фирмам, занимающимся разработкой и производством наукоемкой продукции. Для таких фирм стартовый период деятельности оказывается особенно трудным [16].
Как правило, студенческие бизнес-инкубаторы создаются на базе университетов (или других образовательных учреждений), но также есть множество независимых от университетов структур. Такие организации могут предлагать площади и прочие услуги студентам какого-либо конкретного университета, либо молодым предпринимателям без привязки к месту обучения. Четко отделить студенческие бизнес-инкубаторы и бизнес-инкубаторы для молодежи довольно трудно, т.к. на практике грань между ними размыта [17].
В 2016 г., в целях расширения количества партнеров для малых инновационных компаний и выхода на более емкий рынок Азии, Российским союзом молодежи был запущен российско-китайский молодежный бизнес-инкубатор (РКМБИ). Основными задачами проекта - Международной акселерационной программы «Российско-китайский молодежный бизнес-инкубатор» стали: получение новых знаний участниками стартапов о специфике ведения внешнеэкономической деятельности и о ведении бизнеса в КНР; формирование у участников стартапов навыков ведения предпринимательской деятельности за рубежом; привлечение стратегических партнеров и иностранных инвестиций в разработки стартапов; встраивание отечественных стартапов в систему международных экономических кооперационных цепочек.
Проект РКМБИ был основан в Хабаровске на базе Тихоокеанского государственного университета. Он охватил 20 начинающих предпринимателей из России и Китая и, первоначально, не подразумевал ответный визит в Китай.
На протяжении последующих 3 лет проект реализовывался с разделением на два этапа - российский и китайский, каждый из которых занимает по 10 дней. В российской части эксперты обучают участников тонкостям ведения бизнеса с партнерами из Китая. Параллельно, прибывшие в РФ китайские бизнесмены знакомятся с особенностями ведения бизнеса в России, посещают российские предприятия, проводят двусторонние переговоры. В ответном этапе, на территории Китая, российские резиденты встречаются с представителями крупных компаний из приоритетных отраслей и инвесторами.
Всего было заключено более 200 соглашений о намерениях сотрудничества в области электронной торговли, экспорта и импорта продуктов питания, высокотехнологичного оборудования, обмена технологиями, туризма и образовательных услуг и достигнуты другие результаты деятельности.
Диаграмма 3. Соотношение расходов на финансирование программы РКМБИ к суммам заключенных контрактов, конец 2019 г., млн руб. Составлено по: отчеты Российского союза молодежи. >>>> (accessed 25.04.2020)
Масштабирование данного вида программ, работающих в режиме совместных бизнес-инкубаторов, и привлечение дополнительного финансирования позволит существенно нарастить объемы двустороннего сотрудничества и повысить взаимопонимание сторон (см. диагр. 3).
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА БУДУЩЕГО
Одним из ключевых событий в области МНТС в сфере фундаментальных и прикладных исследований стало создание Китаем в 2018 г. Международного альянса научных организаций (Alliance of International Science Organizations - ANSO) стран, входящих в «Пояс и путь». Декларируемой целью альянса стало «содействие сотрудничеству в области создания платформ для трансфера технологий между Китаем и АСЕАН, арабскими государствами и странами Южной Азии, Центральной Азии и Центральной и Восточной Европы». Более 120 стран подписали соглашения, 37 академических институтов присоединились к ANSO, среди которых и Российская академия наук. Шестнадцать стран Центральной и Восточной Европы присоединились к Китаю и создали организацию «16+1», официально известную как «Сотрудничество между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы».
Архитектором созданной структуры ANSO выступает Китайская академия наук. По мере того, как Китай увеличивает свои научные инвестиции в страны «Пояса и пути», он становится предпочтительным научным партнером для большой части развивающихся стран. В то время как предыдущие поколения исследователей из Азии и Африки, и в некоторой степени Южной Америки обучались, по большей части, в западных странах и имели там свои интеллектуальные корни, то теперь о нынешнем поколении нельзя сказать то же самое.
После распада Советского Союза МНТС Китая развивалось, по большей части, с западными странами, однако, начиная с 2018 г., окончательно убедившись, что линия США на выдавливание Китая с высокотехнологичных рынков и научное сдерживание сохранится, наступила фаза оценки научного потенциала России как возможного партнера. Отмечаются успехи российской науки в атомной энергетике, биоинженерии, космических технологиях и ряде других областей. Также не остались незамеченными успехи в области военных технологий [18].
Все это приводит к тому, что МНТС между Китаем и Россией вышло на трек умеренной активизации. Открываются единичные совместные научные лаборатории как в России [19], так и в Китае [20], продвигается сотрудничество в области космической деятельности [21]. В 2018 г. РАН подписала соглашение с Китайской академией наук (КАН) о сотрудничестве. Предложенная схема по открытию представительства РАН в Китае и КАН - в России на паритетных началах с постоянным присутствием ученых была единодушно одобрена [22]. Помимо этого, Российский научный фонд совместно с Государственным фондом естественных наук Китая (NSFC) объявили конкурс по поддержке российско-китайских научных проектов по проведению фундаментальных исследований в 2021-2023 гг.
Процессы активизации также поддерживают мероприятия в рамках объявленных 2020 и 2021 Годов российско-китайского научно-технического сотрудничества [23]. В целом, можно отметить, что эффективность процесса развития российско-китайского МНТС будет зависеть от внутренних экономических условий в России и способности адаптироваться к санкциям, однако российскими экспертами также отмечается, что одним из факторов, сдерживающим развитие МНТС, является нечеткая постановка целей самой Россией - какие формы взаимодействия предложить, какие результаты МНТС будут целевыми и т.д.
Еще один фактор, серьезно сдерживающий научно-техническое сотрудничество России и Китая, - фактор «ассиметрии», разность потенциалов и возможностей российской и китайской науки достаточно существенна [24]. В этой связи следует ограничить проекты с единичной передачей-продажей технологий, вести строгий учет «утечки мозгов» с осознанием их причин. Таким образом, одной из задач российской науки должна стать комплексная, системная стратегия поэтапного развития МНТС на взаимовыгодной основе, с фиксацией промежуточных результатов и корректировкой с учетом возникающих задач, с дальнейшим масштабированием лучших практик на следующие направления.
* * *
Главный реформатор и архитектор «китайского чуда» Дэн Сяопин при разработке программы социалистической модернизации не имел готовых ответов на сложнейшие вопросы ее осуществления в столь огромной стране, какой является Китай. Разработка этой программы велась методом «переходить реку, нащупывая камни» (мочжэ шитоу го хэ) [25].
С тех пор этот подход употребляется в Китае в качестве синонима осторожного подхода к решению проблем. Сегодня всему миру являет себя новый Китай, инновационный и высокотехнологичный, и один из главных факторов, который предопределил его успех, - это постепенный, эволюционный характер реформенного процесса.
Развитие научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем, на взгляд автора, необходимо также осуществлять, руководствуясь данным принципом. Не стоит полагаться на одноразовые проекты и сиюминутную выгоду, которые являются следствием укоренившейся модели сырьевой экономики в России. Но стоит согласиться с различными экспертами в том, что экстенсивный путь развития по сырьевой модели просто нереализуем. Сегодня есть только один вариант - переход к высокоэффективному развитию на новой технологической основе [26].
В текущих условиях, когда политическое и экономическое давление США на Китай будет возрастать, чтобы сдержать его научно-технологическое развитие и отрезать от перспективных технологий, Россия имеет шанс улучшить свои переговорные позиции и выстраивать МНТС с Китаем на принципах равенства и взаимовыгодного сотрудничества.
Тщательно взвешивая и выстраивая надежные механизмы сотрудничества, можно добиться успеха и в полной мере использовать потенциал и возможности, которыми обладают и Россия, и Китай. А подключение к процессу МНТС молодежи, ученых и бизнеса от каждой страны будет способствовать сквозной передаче знаний, более полной интеграции и улучшению взаимопонимания народов наших стран, а значит, более эффективным процессам по повышению уровня жизни.
Библиография
- 1. Малых О.Е., Гафарова Е.А. Высокотехнологичные отрасли российской экономики: возможности и ресурсы развития. https://cyberleninka.ru/article/n/vysokotehnologichnye-otrasli-rossiyskoy-ekonomiki-vozmozhnosti-i-resursy-razvitiya (accessed 03.04.2020)
- 2. Овчинникова Н. Затраты на НИОКР 2019: информационный бюллетень. https://medium.com@nataliiaovchinnikova/затраты-на-ниокр-2019-информационный-бюллетень-da01e91f14e2 (accessed 01.04.2020)
- 3. Мельянцев В.А. КНР и США, кто кого: сравнение основных параметров экономического развития. Азия и Африка сегодня. 2019. № 8. С. 7-9. DOI: 10.31857/S032150750005767-5
- 4. Скиннер К. Человек цифровой. Четвертая революция в истории человечества, которая затронет каждого. М., Манн, Иванов и Фербер. 2019. С. 150.
- 5. Российско-китайский диалог: модель 2019, доклад № 46/2019. [С.Г.Лузянин (рук.) и др.; Х.Чжао (рук.) и др.; гл. ред. И.С.Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М., НП РСМД, 2019. 200 с.
- 6. Хейфец Б.А. Технологическое возвышение Китая: новые вызовы для России. Вопросы экономики. 2020, № 6, с. 104-120.
- 7. Report on the implementation of the 2019 plan for national economic and social development and on the 2020 draft plan for national economic and social development. http://english.www.gov.cn/news/topnews/202005/30/content_WS5ed24e81c6d0b3f0e9499215.html (accessed 13.06.2020)
- 8. Ministry of commerce of the People’s Republic of China. http://fec.mofcom.gov.cn/article/tzhzcj/tzhz/ (accessed 13.06.2020)
- 9. Кашин В. Много ли Китай инвестирует в Россию. https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/mnogo-li-kitay-investiruet-v-rossiyu/ (accessed 05.05.2020)
- 10. Катырин С. О развитии двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. https://rg.ru/2019/09/02/u-59-regionov-rossii-est-soglasheniia-o-sotrudnichestve-s-knr.html (accessed 10.05.2020)
- 11. Межгосударственные отношения России и Китая. https://ria.ru/20191113/1560810249.html (accessed 10.05.2020)
- 12. В Тульской области реализуется 115 инвестиционных проектов на сумму более 500 млрд рублей. https://tularegion.ru/presscenter/press-release/?ELEMENT_ID=242043 (accessed 12.06.2020)
- 13. Завод Haval адаптирует китайские автомобили под российский климат. https://iz.ru/945088/2019-11-19/zavod-haval-adaptiruet-kitaiskie-avtomobili-pod-rossiiskii-klimat (accessed 12.06.2020)
- 14. Елисеев И.М. Инкубация бизнеса как формирование спроса на технологические, управленческие и социальные инновации. Инициативы XXI века. 2016. № 4-5. С. 7-10.
- 15. Сурнин А. А. Роль бизнес-инкубаторов в развитии инновационного бизнеса. Молодой ученый. 2018. № 25 (211). С. 88-89. https://moluch.ru/archive/211/51612/ (accessed 23.05.2020)
- 16. Инновационные бизнес-инкубаторы. http://investicii-innovacii.ru/Innovatsionnye-biznes-inkubatory-674.html (accessed 03.05.2020)
- 17. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12360 (accessed 23.06.2020)
- 18. Китайско-российское научно-техническое сотрудничество в контексте «Пояса и пути»: Текущее состояние развития и проблемные вопросы. http://www.chinaru.info/zhongejmyw/jingmaotegao/49308.shtml (accessed 03.08.2020)
- 19. Российско-китайская научная лаборатория радиационного контроля и досмотра. https://tpu.ru/university/structure/department/view?id=7433 (accessed 03.08.2020)
- 20. В Шанхае открылась совместная российско-китайская лазерная лаборатория. https://ria.ru/20191104/1560554111.html (accessed 03.08.2020)
- 21. Роскосмос и Китайская национальная космическая администрация (КНКА). Совместные исследования Луны. https://www.roscosmos.ru/24772/ (accessed 03.08.2020)
- 22. РАН намерена открыть в Китае представительство для развития совместных проектов. https://tass.ru/obschestvo/7086959 (accessed 03.08.2020)
- 23. Путин подписал распоряжение о проведении Годов научно-технического сотрудничества РФ и КНР. https://tass.ru/ekonomika/7408841 (accessed 01.08.2020)
- 24. Данилин И. Диалог России и Китая в сфере инновационных технологий. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dialog-rossii-i-kitaya-v-sfere-innovatsionnykh-tekhnologiy/?sphrase_id=36438985 (accessed 01.07.2020)
- 25. Регзенова Д. Б.-О. Основные принципы и сущность реформ Дэн Сяопина. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-i-suschnost-reform-den-syaopina (accessed 25.06.2020)
- 26. Нобелевский лауреат: «Развивая сырьевую модель экономики, мы импортируем кризисы». https://tass.ru/ekonomika/6568815 (accessed 17.06.2020)