ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Литературные фестивали в Южной Азии

Код статьи
S032150750012803-5-1
DOI
10.31857/S032150750012803-5
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №12
Страницы
76-77
Аннотация

С начала нынешнего столетия в странах Южной Азии - в Индии, Пакистане, Бангладеш и Непале - проводятся многочисленные литературные фестивали, выросшие из обычных книжных ярмарок. В отличие от научных конференций и семинаров, литературный фестиваль - есть мероприятие, с одной, стороны, образовательное, с другой, развлекательное. По подбору участников и обсуждаемым проблемам фестиваль - мероприятие элитарное, но по количеству и социальному составу посетителей он явление массовое и демократическое. 

Ключевые слова
художественная литература, Южная Азия, Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, просвещение, западное влияние, «мягкая сила»
Дата публикации
09.12.2020
Всего подписок
16
Всего просмотров
2818

Сегодня литературные фестивали процветают во всех столицах и крупных городах Южной Азии. Начало этому движению положил фестиваль, проходящий в январе в древнем индийском городе Джайпуре (с 2006 г.), создателями которого были писатели Намита Гокхале и постоянно живущий в Индии автор бестселлеров на темы индийской истории, шотландец Уильям Далримпл.

Гостями фестиваля в разные годы становились такие всемирно известные писатели и знаменитости, как Салман Рушди , Воле Шойинка , В.С. Найпол, Орхан Памук , Опра Уинфри, Стивен Фрай, Киран Десаи , Кэндес Бушнелл и многие другие, среди которых немало лауреатов Нобелевской премии по литературе и премии Букера [1].

Наиболее значительными по уровню поднимаемых проблем и широко освещаемыми прессой считаются индийские фестивали - в Дели, Бангалоре, Патне, Мумбаи, Хайдарабаде, Ченнаи и фестиваль поэзии на языке урду Джашн-е рехта, также проходящий в Дели. Вообще первые фестивали замышлялись как демонстрация успехов развития национальных литератур. Так, большой Делийский фестиваль представлял писателей, пишущих на языках хинди и урду, фестиваль в Мумбаи - литераторов маратхи, фестиваль в Ченнаи - тамильских писателей. Однако по мере усиления глобализации в самих странах региона и среди южно-азиатской литературной диаспоры все бόльшую роль стала играть англоязычная литература, которая, естественно, доминирует и на фестивалях.

В последние годы особую популярность приобрел сравнительно недавно возникший фестиваль в Дакке (Бангладеш). Его организаторам удалось собрать лучших писателей Индии, Бангладеш и диаспоры, пишущих на языке бенгали. В 2018 г. состоялся первый фестиваль в Катманду (Непал). И, наконец, заслуженным успехом у публики и писателей пользуются фестивали в Пакистане - в Карачи и Исламабаде

Обычно открывают и закрывают фестиваль наиболее именитые из гостей. Например, Карачинский фестиваль 2015 г. открывал Раджмохан Ганди - внук Махатмы Ганди, ученый и биограф своего великого деда. Закрывала этот фестиваль племянница Джавахарлала Неру, писательница Наянтара Сехгал.

Официальным организатором фестивалей в Карачи (с 2010 г.) и Исламабаде (с 2013 г.) является издательство Оксфордского университета, а их главным спонсором - Британский совет. Другими спонсорами выступают Альянс Франсез (осуществляет свою деятельность при поддержке посольств Франции), немецкий Институт Гете и посольство США в Исламабаде.

Казалось бы, на всяком литературном фестивале должна главенствовать собственно литература: поэзия, проза и драма. В Южной Азии это далеко не так. Как минимум, половина заседаний и дискуссий связана с актуальной политикой, а не с литературой. Вот примеры названий панельных дискуссий: «Кашмир: захваченная долина»; «Странный мир в ядерно-заряженной среде»; «Налоги, бюджет и простые люди» [2].

Более чем 30 лет Карачинский и Исламабадский фестивали возглавляла Амина Сайид, директор пакистанского отделения издательства Оксфордского университета. Человек большого общественного влияния, успешная бизнесвумен, кавалер Ордена британской империи и французского Ордена литературы и искусства, она плодотворно сотрудничала с российскими учеными много лет. По ее инициативе и при ее руководстве были изданы книги сотрудников ИВ РАН: история Пакистана В.Белокреницкого и В.Москаленко, биография современного поэта Фаиза Ахмада Фаиза Л.Васильевой, книга о классическом поэте Галибе Н.Пригариной и четыре моих книги о культуре и обществе Пакистана. В 2018 г. Амина покинула свой пост.

Литературные фестивали чрезвычайно популярны. Так, за 3 дня Исламабадский фестиваль посетили 70 тыс. человек [5]. И это далеко не предел. Джайпурский фестиваль, который проходит дольше всего, 5 дней, посещают сотни тысяч человек. Индийская пресса называет его «самым крупным литературным шоу в мире». Привлекательность литературных фестивалей для широкой публики вряд ли объяснима только любовью индийцев и пакистанцев к чтению. Речь идет о той особой привлекательности, которыми обладает «мягкая сила» стран Запада.

Основами «мягкой силы» являются, в первую очередь, язык, а также основные культурные и политические ценности и институты, которые могут притягивать других, убеждать «хотеть того, чего хотите вы».

Воздействие западной «мягкой силы» проявляется в преобладании английского языка, на котором ведется бóльшая часть заседаний и мероприятий фестивалей. Так, на закрытии фестивалей в Карачи и Исламабаде присуждается приз за лучшую книгу «нон-фикш» на английском языке (100 тыс. рупий, или ок. $1350). Тематика фестивалей также находится под влиянием «мягкой силы». На заседаниях и презентациях обсуждаются проблемы, традиционно чуждые национальному индийскому и пакистанскому этосу, например, гомофобия, права сексуальных меньшинств. Дело не в том, что индийцы и пакистанцы отрицают существование этих проблем: просто о них не принято говорить публично.

Почти треть заседаний и сессий фестивалей посвящена разным аспектам нарушения прав человека в Индии, Бангладеш и Пакистане. Очевидно, что эта тематика нравится далеко не всем: есть немало аналитиков и политиков, считающих, что литературные фестивали вредны, поскольку очерняют действительность в странах региона, борются с традиционными ценностями и противопоставляют образованное сословие простому народу.

Между тем, южноазиатские литературные фестивали активно продвигаются с Востока на Запад. Начало этому движению положил упоминавшийся выше создатель Джайпурского фестиваля, историк, писатель, баронет Уильям Далримпл. Он стал проводить его то в Индии, то в Британской библиотеке в Лондоне, в разных городах США и Австралии. За ним последовал президент Лахорского фестиваля Рази Ахмед, который перенес фестиваль в Лондон из соображений безопасности. В 2017 г. к 70-летию Пакистана в Лондоне, в центре Southbank, прошел и юбилейный Карачинский фестиваль.

Конечно, новые площадки в Европе и Америке увеличивают аудиторию фестивалей, делают их более обсуждаемыми и модными событиями международной культурной жизни, но противоречат их основной идее: способствовать литературному процессу в самих странах Южной Азии, в т.ч. поощряя развитие литературы на национальных языках.

Очевидно, что в ближайшем будущем литературные фестивали сохранят свое влияние на субконтиненте и за его пределами. Они успешно играют роль платформы, подиума, а точнее - сцены, где писатели и издатели разыгрывают перед публикой некое действо, в котором литература есть продолжение политики, а политика есть форма развлечения [7]. Правда, организаторы некоторых фестивалей уже объявили, что из-за пандемии COVID-19 будут проводить их на платформе ZOOM, что противоречит самой идее фестивального праздника.

Библиография

  1. 1. Jaipur Literature Festival. https://jaipurliteraturefestival.org/ (accessed 04.08.2020)
  2. 2. Aseem Kulkarni. The Indian Bookworm. Literary fests across India. https://lbb.in/delhi/indian-bookworm-9-literary-fests-across-india/ (accessed 04.08.2020)
  3. 3. Aasim Akhtar. Islamabad literature festival 2019: of recollections and memories. The News of Sunday, 6 October 2019.
  4. 4. Almas Khateeb. 7 upcoming literature festivals in India. Vogue. 12 October 2019.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека