Россия - Африка: в основе отношений лежат традиции солидарности
Россия - Африка: в основе отношений лежат традиции солидарности
Аннотация
Код статьи
S032150750013615-8-1
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бакланов Андрей Глебович 
Должность: вице-президент Российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки, проф., руководитель секции изучения стран Ближнего Востока и Северной Африки НИУ «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Российский комитет солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
79-80
Аннотация

  

Классификатор
Получено
11.02.2021
Дата публикации
26.02.2021
Всего подписок
23
Всего просмотров
1541
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Сегодня неизбежные ограничения, связанные с борьбой против пандемии коронавируса, конечно же, сдерживают развитие политических, торговых, экономических, инвестиционных связей между различными странами мира. Однако объективные потребности торговли, экономического и инвестиционного взаимодействия способствуют тому, что работа не прекращается, она меняет свои формы, адаптируется к усложнившимся условиям делового сотрудничества.
2 В полной мере это относится к России и государствам Африки, которые в октябре 2019 года провели первый в истории саммит «Россия - Африка» и взяли курс на расширение и диверсификацию своих связей. Встреча, которая прошла на площадках города Сочи, показала не только огромный потенциал российско-африканского сотрудничества, но и практическую готовность сторон к серьезной активизации связей.
3 В саммите участвовали делегации 54 африканских стран, из которых 45 были представлены главами государств и правительств, присутствовали руководители 8 региональных организаций Африки, 109 министров иностранных дел и 2 вице-президента.
4 В состоявшемся в это же время экономическом форуме Россия - Африка приняли участие свыше 6 тыс. участников из 104 государств и территорий. В их число вошли более 1100 иностранных бизнесменов, 1400 представителей российского бизнеса, 2200 членов иностранных и российских официальных делегаций. Были подписаны 92 соглашения, контракта и меморандума о взаимопонимании на общую сумму более 1 трлн рублей.
5 Сегодня требуется закрепить эти рубежи и идти дальше.
6 В настоящее время идет энергичная работа, направленная на создание подходящих структур нашего делового взаимодействия, способных осилить новые по своим масштабам задачи. На предстоящий период времени работа ориентирована на подготовку и проведение Второго саммита «Россия - Африка».
7 Задачи, связанные с координацией работы по подготовке нового саммита, будет решать недавно учрежденный Форум партнерства Россия - Африка. Это механизм взаимодействия, призванный стать координирующим центром, стимулирующим развитие российско-африканских связей по всем ключевым направлениям делового взаимодействия.
8 Руководящий орган форума - Секретариат, в функции которого входят разработка концепции сотрудничества и поддержание рабочих контактов с целью подготовки нового саммита и формирования устойчивых структур сотрудничества.
9 При Секретариате созданы три совета - Координационный, Общественный и Научный, в состав которых вошли специалисты по Африке, представители государственных органов и деловых структур, функционально связанных с работой на африканском направлении.
10 Один из важнейших элементов работы на африканском направлении - определение своего рода идеологии, политико-психологического стержня нашего сотрудничества. Здесь важно опереться на традиции сотрудничества нашей страны с народами Африканского континента.
11 Что можно было бы в этой связи взять за основу? Что могло бы быть отличительной чертой связей России и Африки? Ведь сегодня в Африке стремятся закрепиться многие страны мира, в том числе ведущие политические, экономические и военные державы. Есть ли какие-то характерные особенности традиций, подходов нашей страны к народам, к странам Африки, которые отличают ее от целого ряда других стран?
12 Как представляется, своего рода стержнем нашего сотрудничества могли бы быть идеи солидарности, которые берут свое начало в период борьбы африканских стран за свою независимость.
13 Россия, в отличие от стран Запада, не имела колониального прошлого, не участвовала в преступных схемах насильственного переселения африканцев и использования их в качестве рабов. В послевоенное время Советский Союз решительно выступал за полноправное вступление немногочисленных в то время независимых африканских стран в Организацию Объединенных Наций. И все это базировалось на принципах солидарного отношения к африканским народам, понимания их законных интересов и прав.
14 В 1960 году Советский Союз инициировал принятие исторической Декларации о представления независимости колониальным странами и народам, которая способствовала окончательному крушению системы колониализма. В этой акции наша страна вела себя не только как ответственный член содружества наций, но и как субъект межгосударственных отношений, действующий сообразно определенным моральным императивам, самым важным из которых был, по-видимому, принцип солидарного отношения к угнетенным нациям и зависимым странам.
15 Принцип солидарности доминировал и при определении условий предоставления технико-экономической помощи странам Африки. Советские специалисты проявляли, как было принято говорить в те годы, свои интернационалистские качества, передавая опыт африканцам. Они делали это искренне, от души, и африканцы, трудившиеся на объектах сотрудничества, видели и ощущали это.
16 Именно в силу такого неформального, по настоящему дружественного взаимодействия, в африканских странах сформировалась особая общность - выпускников советских (российских) вузов и учебных центров на территории самих африканских государств, где практические занятия вели советские специалисты.
17 Очень ярко солидарность Москвы проявлялась в периоды испытаний, попыток внешнего вмешательства в дела молодых государств Африки. В афро-азиатском мире многие считают, что возможность ведения самостоятельной национальной политики африканским, арабским государством впервые была доказана в октябре 1956 г., в дни Суэцкого кризиса.
18 Правительство египетского президента Насера предприняло тогда попытку национализации Суэцкого канала, получения в свои руки доходов от этого предприятия, построенного египтянами, но находившегося под контролем Англии и Франции. Западные державы пошли первоначально по привычному сценарию применения силы, но этот план был опрокинут солидарной с Египтом позицией Москвы.
19 СССР предпринял беспрецедентный по своей жесткости ход - в нотах, направленных 5 ноября 1956 года премьер-министру Великобритании и председателю правительства Франции фактически речь шла о возможности использования против этих стран «самого современного истребительного оружия» и ракетной техники.
20 Англия и Франция отступили. Египет вышел победителем в этой схватке за право распоряжаться своими ресурсами.
21 Как отмечал первый президент Ганы Кваме Нкрума, после Суэцкой войны африканские страны пришли к пониманию того, что маленькая нация все же может поднять свой голос и сказать «нет». Но решающей предпосылкой для победы такой мужественной линии руководства африканской, арабской страны было проявление солидарности со стороны Москвы.
22 Сегодня у африканских стран и России сохраняется много общих задач, требующих проявления солидарных подходов. Так, поставленная еще в далеком 1976 году задача формирования более справедливого международного экономического порядка, в котором странам Африки, в т.ч. производителям сырьевых товаров, были бы предоставлены равные права, - эта задача не решена и до сегодняшнего дня. В результате, сохраняется распределение ролей «ведущих» (западных) и «ведомых» (всех остальных стран) в ключевых международных финансовых и экономических структурах - в Международном валютном фонде и Всемирном банке.
23 Исходя из этого, в ходе Первого саммита «Россия - Африка» было достигнуто совместное понимание того, что сегодня необходимы солидарные действия с целью придания глобальной экономической системе более социально ориентированного, справедливого характера. Это означает, что идеи солидарного подхода, учета интересов народов африканских стран сохраняют свою актуальность.
24 Сегодня солидарные подходы должны находить свое выражение и в учете взаимных интересов при попытках государств Запада широко внедрить практику использования дискриминационных мер, различного рода санкционных методов давления и навязывания решений, односторонне выгодных группе стран, привыкших распоряжаться судьбами и ресурсами других.
25 Продвижение идей солидарности - главное направление работы Российского комитета солидарности народов Азии и Африки (РКССАА), продолжателя деятельности одной из наиболее крупных общественных организаций СССР - Советского комитета солидарности стран Азии и Африки.
26 РКССАА поддерживает связи с партнерскими организациями Азии, Африки, ряда государств Европы и Азии. Комитет действует в тесном взаимодействии с государственными и общественными структурами, работающими на африканском и азиатском направлении. Его представители вошли в состав органов, созданных для координации подготовки нового саммита «Россия - Африка».
27 Сегодня идеи солидарности приобретают особое значение в контексте противодействия новым вызовам и угрозам, в т.ч. эпидемиологического характера. Требуется большая творческая работа научных и исследовательских структур для актуализации этих идей, их адаптации к условиям современного мира.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести