Россия - Египет: этапы сотрудничества
Россия - Египет: этапы сотрудничества
Аннотация
Код статьи
S032150750013621-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Волков Сергей Николаевич 
Должность: Зав. Центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики Африки ИАфр РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, РФ, 123001 Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Выпуск
Страницы
11-14
Аннотация

В статье проанализировано современное состояние российско-египетского сотрудничества с упором на его экономическую составляющую. Рассмотрены три крупнейших проекта инвестиционного сотрудничества: строительство АЭС эд-Дабаа, создание промышленной зоны, а также поставка и сборка в АРЕ 1300 пассажирских вагонов. Автор характеризует существующие проблемы торговых отношений и отмечает наиболее перспективные направления их развития.

Ключевые слова
Россия, Египет, экономическое сотрудничество, АЭС эд-Дабаа, российская промышленная зона, экспорт, импорт
Классификатор
Получено
11.02.2021
Дата публикации
26.02.2021
Всего подписок
27
Всего просмотров
2812
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Отправной точкой современного этапа российско-египетского сотрудничества явился визит в нашу страну в феврале 2014 г. заместителя премьер-министра, министра обороны и военной промышленности АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси, избранного президентом Египта на майских выборах того же года. Следует отметить, что первой страной вне арабского мира, которую посетил новый лидер Египта в августе 2014 г., стала Россия.
2 Курс на развитие российско-египетского сотрудничества, взятый В.Путиным и ас-Сиси, полностью свободен от политических пристрастий и диктуется исключительно национальными интересами России и Египта. Введение странами Запада ограничительных мер против России послужило дополнительным стимулом к расширению сотрудничества с Египтом в рамках усиления восточного вектора внешней политики нашей страны. Что касается интереса египетской стороны к упрочению контактов с РФ, то он является отражением стремления к проведению независимой, сбалансированной политики в рамках отношений с другими партнерами, в первую очередь, с США, Китаем, странами ЕС и Саудовской Аравией.
3 Проявлением этой независимой политики стало принятое Каиром, вопреки давлению США и ряда других стран, решение закупить в России более двух десятков тяжелых многофункциональных истребителей Су-35 стоимостью около $2 млрд, изготовление которых началось в мае 2020 г.
4 В существенный элемент российско-египетского партнерства и уникальный в отношениях России с арабскими государствами превратились регулярные консультаций в формате «2 плюс 2» - встречи министров обороны и иностранных дел России и Египта, в ходе которых обсуждаются вопросы безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, нераспространения ядерного оружия, совместной борьбы с терроризмом и укрепления двухстороннего военно-технического сотрудничества.
5 Для развития этой формы двусторонних отношений была создана Совместная российско-египетской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Помимо поставок российского вооружения и военной техники, важным элементом связей в этой сфере стало проведение на территории АРЕ с 2016 г. совместных военных учений: «Защитники дружбы», в которых участвуют военнослужащие воздушно-десантных войск России и парашютно-десантных войск Египта, а также «Стрела дружбы» для подразделений противовоздушной обороны.
6 Встречи В.Путина и ас-Сиси в феврале и августе 2014 г. определили и дальнейший ход развития российско-египетского экономического сотрудничества, поскольку они договорились лично его курировать. Всего на начало 2020 г. состоялось 11 встреч президентов двух стран.
7 Основным рабочим механизмом российско-египетских внешнеэкономических связей является совместная российско-египетская межправительственная комиссия (МПК) по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, национальные части которых сейчас возглавляют министры промышленности и торговли двух стран.
8 С 2014 г. заседания МПК проводятся регулярно, учреждены отраслевые рабочие группы: по сельскому хозяйству, межбанковскому сотрудничеству, а также объединенный таможенный комитет. В ходе 12-го заседания МПК в октябре 2019 г. было решено сформировать рабочую группу по сотрудничеству между Российскими железными дорогами и Египетскими национальными железными дорогами.
9 По инициативе Торгово-промышленной палаты РФ создан российско-египетский деловой совет. Его членами являются около 150 компаний и организаций, среди которых, например, ОАО «Автоваз», «НПК «Уралвагонзавод», группа ГАЗ и др. [1].
10 Российско-египетские двусторонние связи основываются на прочной договорно-правовой базе, которая совершенствуется и обновляется по мере необходимости (в 2019 г. стороны договорились актуализировать межправительственное соглашение в области морского транспорта от 1997 г.). Ее составляют не только многочисленные документы, подписанные различными ведомствами двух стран, но и 19 действовавших на начало 2020 г. межправительственных договоров, соглашений, протоколов и конвенций [2].
11 Два из этих документов связаны с реализацией крупнейшего не только в Египте, но и во всей Африке российского-египетского проекта - АЭС эд-Дабаа: о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и о сооружении и эксплуатации атомной станции.
12 Одновременно с подписанием в 2015 г. межправительственного соглашения о сооружении атомной станции в Египте было заключено соглашение о предоставлении Россией кредита для реализации этого проекта. Его сумма и кредитный рейтинг АРЕ сделали весьма сложным для сторон выработку финансовых условий этой сделки. При подписании аналогичных документов о финансировании строительства АЭС в других странах, причем с более высокими кредитными рейтингами, Россия обычно кредитует 70-80% стоимости объекта. В данном случае она согласилась профинансировать $25 млрд, т.е. 85% общей стоимости АЭС (остальные 15% обеспечит Египет). Кредитование осуществляется с 2016 г., а погашать кредиты египтяне начнут с 2029 г.
13 Строительство атомной электростанции в местечке эд-Дабаа в провинции Мерса-Матрух, расположенном в 140 км от Александрии и 295 км от Каира, на протяжении всех 20-х годов ХХI в. будет важнейшим объектом российско-египетского экономического сотрудничества. Как и сооружение Асуанского гидроузла, официально пущенного в эксплуатацию в 1971 г., АЭС эд-Дабаа, на которой будут установлены 4 энергоблока нового поколения 3+ с повышенной безопасностью и улучшенными технико-экономическими показателями, станет краеугольным камнем экономического развития Египта.
14 Не исключено, что жизненный цикл этого проекта составит около 100 лет, включая 60-летний расчетный срок работы АЭС, который может быть продлен еще на 20 лет, за которым последует постепенный ее вывод из эксплуатации.
15 Старт реализации этого грандиозного проекта состоялся 11 декабря 2017 г., когда в присутствии президентов двух стран были подписаны 4 коммерческих контракта: на строительство АЭС, поставку ядерного топлива на весь период эксплуатации станции, оказание помощи в эксплуатации и техническом обслуживании станции в течение первых 10 лет ее работы и обращению с отработанным ядерным топливом. Их общая сумма достигла примерно $60 млрд [34]. Проект АЭС в эд-Дабаа стал самой крупной несырьевой сделкой, а также рекордным контрактом в области атомной энергетики за всю историю России.
16 Строительно-монтажные работы на объекте будут выполнять российские и египетские компании. На первом этапе тендерный комитет отобрал среди местных фирм «Petrojet», «Hassan Allam» и «Arab Contractors». Производить оборудование АЭС будут в основном российские компании, однако, например, контракт на поставку оборудования 4 машинных залов получило ООО «Турбинные технологии ААЭМ» - совместное предприятие АО «Атомэнергомаш» и General Electric, созданное в 2007 г. для комплектации российских и зарубежных АЭС, строящихся с использованием российских технологий.
17 Реализация такого гигантского проекта, как АЭС в эд-Дабаа, не только выведет египетскую электроэнергетику на качественно новый уровень, придаст стабильность в работе национальной электросети, но и внесет существенный вклад в реализации амбициозной программы по развитию энергетического машиностроения в Египте и повышения степени его локализации.
18 Создание такой крупной электростанции на побережье Средиземного моря откроет возможности и для решения главной проблемы этого региона - нехватки пресной воды - за счет строительства заводов по опреснению морской воды. Все это позволит коренным образом изменить жизнь в этом регионе, используя его природно-климатические условия, в первую очередь, для развития туризма. Протяженное побережье Средиземного моря с его песчаными пляжами способно составить конкуренцию существующим в настоящее время признанным центрам пляжного туризма Египта в Шарм аш-Шейхе и Хургаде.
19 Наконец, новый опыт и компетенции получат крупные египетские компании, которые примут участие в строительстве АЭС; в стране будут подготовлены сотни высококвалифицированных специалистов-атомщиков и работников других специальностей.
20 Не меньшее значение для экономики Египта будет играть и Российская промышленная зона (РПЗ), которая позволит двум странам существенно нарастить свой экспорт. Ее строительная площадка расположена неподалеку от Порт-Саида. В настоящее время около 30 российских компаний подписали соглашения о намерении создать свои предприятия в РПЗ с курирующим этот проект АО «Российским экспортным центром». Самую большую группу из них составляют российские машиностроительные, в первую очередь, электротехнические компании, а также производители сельскохозяйственного оборудования, удобрений и средств защиты растений, в чем крайне заинтересован Египет, перед которым стоит сложная задача повышения эффективности сельскохозяйственного производства [45].
21 Следует особо отметить и высокий интерес к открытию своих предприятий в РПЗ со стороны российских сервисных компаний. Реализация ими намеченных проектов будет способствовать выполнению принятой правительством России в августе 2019 г. Стратегии развития экспорта услуг до 2025 г., которая сформулировала задачу увеличения его объёма до $100 млрд в год [5].
22 Таким образом, создание РПЗ в Египте будет способствовать существенному наращиванию российского экспорта российских услуг и продукции с высокой добавленной стоимостью. Следует особо подчеркнуть, что российская промышленная зона в Египте является пилотным проектом для нашей страны, от успехов которого будет в значительной мере зависеть создание аналогичных зон в других регионах мира.
23 Самым крупным из заявленных до сих пор инвестиционных проектов в РПЗ является учреждение СП российской группой компаний «ЭФКО» со своим египетским торговым партнером United Oil по производству специальных жиров для пищевой промышленности и бутилированного растительного масла, а также строительству зернового терминала на 2 млн т насыпных грузов в год с инвестициями $300 млн. В результате его реализации в Каире будет создан центр прикладных исследований, а египетская фирма получит доступ к российским инновационным технологиям; в свою очередь, ГК «ЭФКО» приобретет новые каналы продвижения своих брендов на рынках стран Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки [6]. Наряду с компаниями ООО «Газпромнефть-Снабжение» и ОАО «Трансмашхолдинг» она станет якорным резидентом РПЗ.
24 Заслуживает упоминания и еще один крупный проект российско-египетского сотрудничества стоимостью €1016 млн, в реализации которого примет участие Венгрия, - поставка для Египетских национальных железных дорог (ЕНЖД) 1,3 тыс. пассажирских вагонов и их техническое обслуживание в течение 15 лет.
25 Это самый крупный контракт за всю истории ЕНЖД с момента основания в 1851 г., который они заключили в 2018 г. с российско-венгерским консорциумом «Трансмашхолдинг Венгрия Кфт.», выигравшим тендер, в котором участвовали производители подвижного железнодорожного состава из Китая, Италии, Индии, Испании и Румынии.
26 Контракт предусматривает возможность поставки части продукции в виде отдельных компонентов для финальной сборки на вагоностроительном предприятии, которое будет создано на территории Египта компанией TMH International AG в партнерстве с Национальной организации военной промышленности АРЕ - структурой министерства военной промышленности [7].
27 Перечисленные выше проекты российско-египетского экономического сотрудничества входят в список трех крупнейший на Африканском континенте. Помимо этого, Египет является явным лидером среди африканских стран по объему товарооборота с Россией, в первую очередь, за счет закупок им крупных партий нашей продукции. В 2019 г. они составили $5,76 млрд, или 41,4% всего российского экспорта в Африку. В общем списке импортеров российской продукции Египет в 2019 г. находился на 18-м месте, в то время как наша страна заняла 6-ю строчку в списке его основных поставщиков1.
1. Данные по торговле товарами и услугами по Trade Map (прим. авт.).
28 Характерной особенностью российских поставок в Египет является то, что доля в них товаров с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь машинотехнических, больше, чем в российском экспорте в целом. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств в общем российском экспорте продукции гражданского назначения в 2019 г. составляла 5,1%, а в египетских поставках 7,3%, или $419,5 млн. Однако фактически они были много больше, поскольку не включали в себя экспорт вооружения и военной техники, который, по данным SIPRI, в 2019 г. оценивался в $763 млн [8].
29 Основой товар российского экспорта в Египет - зерновые культуры, и в первую очередь - пшеница, которой в 2019 г. было отгружено 6,1 млн т на $1,27 млрд. В группе продовольственных товаров следует также отметить поставку 269,5 тыс. т подсолнечного масла на $176,7 млн.
30 Второй после зерновых товарной группой в российском экспорте была стальная продукция - $473,2 млн, за которой следовали минеральное топливо - $309 млн, древесина и изделия из нее - $308 млн.
31 Что касается наших закупок египетской продукции, они в 2019 г. составили $480,8 млн, из которых $242,9 млн пришлось на фрукты, и $121,2 млн - на овощи. Доля Египта в российских закупках в Африке в 2019 г. составила 16,8%.
32 Несмотря на то, что Египет - наш ведущий контрагент в товарной торговле с Африкой, занимающий 1-е место на континенте среди импортеров российской продукции и 3-е - среди экспортеров в Россию (после ЮАР и Марокко), дальнейшее наращивание двустороннего товарооборота сдерживается рядом причин.
33 Важнейшей из них является ограниченность фондов экспортной продукции в России и Египте, качество которой отвечало бы запросам потребителей двух стран. В этой связи дальнейшее наращивание российского экспорта в Египет, как представляется, обуславливается, в первую очередь, темпами развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, машиностроения, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности.
34 Вместе с тем, по ряду товарных групп, по которым Россия является заметным нетто-экспортером, как, например, в отношении сахара и кондитерских изделий из него, осуществляются лишь эпизодические отгрузки небольших партий. В данном случае речь идет о неиспользованных пока бизнес-кругами двух стран возможностях для наращивания товарооборота.
35 Наконец, поскольку в двусторонней торговле весьма высок удельный вес продовольственных товаров, заметное влияние на его объем оказывают фитосанитарные органы двух стран. Только отсутствием должного уровня сотрудничества между ними можно объяснить неудачную попытку выхода российских производителей мяса птицы, остро нуждающихся во внешних рынках сбыта, на египетский рынок.
36 «Слабым местом» в российско-египетских внешнеэкономических связях остается также торговля услугами, оборот которой после прекращения чартерных рейсов на египетские курорты в результате взрыва в 2015 г. российского самолета над Синаем, в 2018 г. составил всего $307,6 млн, в т.ч. российский экспорт - $269,6 млн.
37 Совместная деятельность двух стран по преодолению существующих проблем во взаимовыгодных отношениях является залогом их дальнейшего развития.

Библиография

1. Российско-египетский деловой совет. https://rus-eg.tpprf.ru/ru/members/ (accessed 24.03.2020)

2. Министерство иностранных дел. Двусторонние договоры. https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_ contract (accessed 26.03.2020)

3. Волков С.Н. Новые проекты российско-египетского экономического сотрудничества. Поворот Африки на «Восток» и интересы России. М., ИАфр РАН, 2018, с. 21.

4. Russian Industries Overseas Egypt. http://rioegypt.ru/ (accessed 12.05.2020)

5. Утверждена Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года. http://government.ru/docs/37669/ (accessed 07.04.2020)

6. Бурлакова Екатерина. Производитель масла «Слобода» решил стать глобальной компанией. https://www.vedomosti.ru/ business/ articles/2019/10/23/814557-proizvoditel-sloboda (accessed 15.04.2020)

7. Булаева Анна. «Трансмашхолдинг Венгрия» поставит 1,3 тыс. вагонов в Египет. https://www.gudok.ru/news/?ID=1436 191 (accessed 21.04.2020)

8. SIPRI. TIV of arms exports from Russia, 2018-2019. http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (accessed 21.04.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести