- Код статьи
- S032150750013622-6-1
- DOI
- 10.31857/S032150750013622-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №1
- Страницы
- 15-22
- Аннотация
Рассмотрены основные тенденции экономического сотрудничества в рамках ШОС. Его основная форма - реализация совместных международных проектов, прежде всего, в энергетике, транспорте, снабжении ресурсами. Страны ШОС объединяет задача ускорения модернизации национальных экономик. На уровень сотрудничества оказывают влияние международная среда, формирование нового баланса сил, замедление темпов экономического развития.
- Ключевые слова
- Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, экономическое сотрудничество, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан
- Дата публикации
- 26.02.2021
- Всего подписок
- 25
- Всего просмотров
- 4558
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - организация неинтеграционного типа - со временем все больше ощущает необходимость обеспечивать устойчивость своего функционирования в экономической сфере.
Основа для развития экономического сотрудничества стран ШОС - Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года, принятая в 2015 г. [1], и Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, принятая в 2019 г. на смену предыдущей, рассчитанной на 2003-2020 гг. [2].
Первое пятилетие реализации Стратегии показало, что такие направления взаимодействия, как углубление торгово-экономических и инвестиционных связей, реализация совместных проектов в целях устойчивого развития государств-членов вполне жизнеспособны.
Подтверждение выбранного курса - упомянутая Программа, определяющая цели сотрудничества в трех горизонтах. Её краткосрочной целью (до 2025 г.) назван переход к реализации проектов с применением инновационных и «зеленых» технологий; среднесрочной (до 2030 г.) - достижение экономического роста за счет облегчения процедур торговли, в т.ч. электронной, инвестиций и услуг; долгосрочной (до 2035 г.) - повышение глобальной конкурентоспособности и цифрового преобразования национальных экономик. Среди основных сфер экономического взаимодействия - торговая и инвестиционная, банковская и финансовая, транспортная и логистическая [3].
Всё, что влияет на экономическое сотрудничество в рамках ШОС, может быть классифицировано по различным признакам. По характеру охвата условия сотрудничества можно подразделить на глобальные, региональные, субрегиональные, национальные; по сфере возникновения - на политические, военные, экономические, технологические, социальные, санитарно-эпидемиологические.
В этих сферах возникают не только перспективы взаимодействия, но и риски снижения темпов экономического сотрудничества. При его анализе необходимо учитывать и многоуровневый характер интеграционных процессов с участием стран ШОС, поскольку все эти страны - участники разных международных организаций и неформальных объединений (Россия, Казахстан и Киргизия - члены ЕАЭС; Россия, Китай и Индия - участники БРИКС; Россия и Китай - члены АТЭС; Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - члены Организации Договора о коллективной безопасности, ОДКБ). Причины, по которым каждая страна вступила в ту или иную организацию, различаются, как и их национальные интересы. Но основное условие углубления экономического сотрудничества в рамках ШОС - его соответствие национальным интересам стран-членов.
Специфика экономического взаимодействия в ШОС - чрезвычайно большая разница потенциалов стран-участниц. Так, по данным МВФ (см. табл.), в 2019 г. ВВП Китая был больше, чем у Таджикистана, в 1778 раз. Несмотря на такую разницу, страны ШОС находят точки соприкосновения в экономической сфере.
Таблица. Динамика ВВП стран-членов ШОС ($ млрд в текущих ценах)
Страны | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2019 | 2020* |
Индия | 476,6 | 834,2 | 1708,5 | 2103,6 | 2868,9 | 2592,6 |
Казахстан | 18,3 | 57,1 | 148,0 | 184,4 | 181,7 | 165,7 |
Киргизия | 1,4 | 2,5 | 4,8 | 6,7 | 8,5 | 7,5 |
Китай | 1205,5 | 2290,1 | 6033,8 | 11113,5 | 14401,7 | 14860,8 |
Пакистан | 79,7 | 117,8 | 176,7 | 270,2 | 276,1 | н.д. |
Россия | 278,3 | 817,7 | 1633,1 | 1356,7 | 1702,5 | 1464,1 |
Таджикистан | 1,0 | 2,3 | 5,6 | 7,9 | 8,1 | 7,9 |
Узбекистан | 16,2 | 16,9 | 46,7 | 81,3 | 57,9 | 59,8 |
Составлено авторами по данным статистики МВФ. >>>> OEMDC/ADVEC/WEOWORLD (accessed 06.11.2020)
«ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ШОС
Важную роль в формировании контуров экономического сотрудничества стран ШОС играет инициатива Китая «Один пояс, один путь» (ОПОП) [4], состоящая из двух проектов - сухопутного Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и водного Морского шелкового пути XXI века. В Стратегии развития ШОС до 2025 г. особо отмечается важность формирования общих подходов стран-членов в отношении инициативы ЭПШП, которая рассматривается как один из инструментов создания благоприятных условий для развития экономического сотрудничества в рамках ШОС [1].
Цели ЭПШП - создание в Евразии транспортной инфраструктуры, экономическая интеграция, снятие препятствий для стимулирования инвестиций и развития торговли, использование национальных валют при осуществлении международных платежей и углубление гуманитарного сотрудничества [5, с. 23]. Морская составляющая проекта важна для Китая и других стран-членов из-за того, что с использованием морского транспорта осуществляется значительная часть внешнеторговых перевозок.
Для стран ШОС включенность в реализацию ОПОП носит противоречивый характер. В России есть понимание, что фокусирование экономического сотрудничества, в основном, на Китай может повлечь за собой проблемы в будущем. Ее также не может не беспокоить усиление экономического, финансового и инфраструктурного присутствия Китая в Центральной Азии. Однако у нее, по мнению ряда экспертов, пока нет достаточного экономического и финансового потенциала, чтобы этому эффективно противостоять, особенно в контексте современных тенденций развития мировой экономики [6, p. 470].
В других странах тоже осознают риски, связанные с фокусированием экономического сотрудничества в рамках ШОС на реализацию ОПОП - прежде всего, это угроза национальной экономике вследствие экспансии Китая. Вместе с тем, такое сотрудничество позволяет им привлечь китайские инвестиции для модернизации промышленности и создания современной инфраструктуры.
Исходя из этих соображений, в Казахстане считают, что плюсы от укрепления взаимодействия превышают минусы, которые оно за собой влечет. В сентябре 2016 г. Китай и Казахстан подписали план сотрудничества по сопряжению ЭПШП и Новой экономической политики «Нұрлы Жол», которой предусматриваются 7 основных направлений развития: транспорт и логистика, энергетика, промышленность, жилищное строительство, социальная инфраструктура, малый и средний бизнес, инфраструктура ЖКХ, водо- и теплоснабжение [7].
Киргизия, Таджикистан и Узбекистан также положительно относятся к китайским проектам в Центральной Азии, в т.ч. в рамках ОПОП, в надежде привлечь дополнительные инвестиции. Одновременно они активно развивают сотрудничество с Россией и другими государствами СНГ - как в силу исторических связей, так и из опасения попасть в экономическую зависимость от Пекина.
Приоритет в их стратегиях национального развития отдается энергетике (ликвидация дефицита электроэнергии, повышение доли экологически чистых источников энергии), транспорту (модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры), промышленности (создание новых производств, повышение доли локализации производства), сельскому хозяйству (перераспределение посевных площадей, увеличение экспорта сельхозпродукции), водному хозяйству (восстановление и развитие ирригационных систем, обеспечение населения чистой питьевой водой), туризму (формирование туристских кластеров).
Главный экономический интерес Пакистана находится в сфере энергетики: там рассчитывают на то, что участие в ШОС будет содействовать реализации проектов CASA-1000 и ТАПИ (строительство, соответственно, системы линий электропередачи из Киргизии в Пакистан и магистрального газопровода из Туркмении в Афганистан и Пакистан). Кроме того, Исламабад заинтересован в реализации проекта строительства Китайско-пакистанского экономического коридора, предусматривающего создание в Пакистане современной инфраструктуры, включая транспортные сети, энергетические проекты и особые экономические зоны.
ОСОБАЯ ПОЗИЦИЯ ИНДИИ
Индия воспринимает ШОС как контрольный тест китайского нового подхода к международным отношениям, основанного на их мирном характере и взаимной выгоде. Одной из целей своего участия в ШОС Индия видит урегулирование спорных пограничных вопросов с Китаем и Пакистаном, а линия ее поведения в этой организации во многом будет определяться практическими действиями Пекина по наиболее чувствительным вопросам [8, p. 463].
Индия - единственный член ШОС, не поддержавший китайскую инициативу ОПОП.
Во-первых, Индия опасается, что ОПОП - инструмент долгосрочной стратегии Китая, нацеленной на обеспечение его геоэкономического доминирования в Азии. Во-вторых, в Дели сомневаются в экономической жизнеспособности отдельных проектов, в частности, Китайско-пакистанского экономического коридора, который к тому же проходит через спорную территорию Кашмира. В-третьих, по мнению индийских экспертов, финансовые аспекты инициативы недостаточно прозрачны, и присоединившиеся к проекту небольшие страны попадут в долговую ловушку Пекина, что позволит ему их контролировать. В-четвертых, ОПОП пока не приобрел характер действительно многостороннего форума, где решения принимаются с учетом интересов всех сторон. Есть сомнения и в отношении инклюзивного характера тендеров и выполнения принимаемых решений [9, pp. 11, 33].
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
При всех особенностях экономического развития и многообразии национальных интересов стран ШОС их объединяет задача ускорения модернизации национальных экономик путем привлечения современных технологий и иностранных инвестиций. Например, в России в этих целях с 2014 г. реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [10], основными результатами которой должны быть, в том числе, рост производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, модернизация технологической базы промышленности, повышение производственной и энергетической эффективности.
В КНР в 2015 г. была принята стратегия «Сделано в Китае 2025», цель которой - упрочение позиций страны как мирового лидера в высокотехнологичных сферах. В Индии с 2014 г. идет выполнение программы «Делай в Индии», направленной на создание инфраструктуры мирового класса путем улучшения инвестиционного климата для притока прямых иностранных инвестиций [11, с. 50-51].
Выполнение этой общей для всех стран ШОС задачи невозможно без развития широкого международного сотрудничества.
Одна из главных задач Китая, Индии и Пакистана состоит в обеспечении бесперебойных поставок ресурсов, прежде всего энергетических. В экономике России и Казахстана ключевую роль играет топливно-энергетический комплекс. Так, топливно-энергетические товары в 2019 г. составили 62,1% российского экспорта (рассчитано по: [12]) и 67,1% казахстанского (рассчитано по: [13]). Во всех странах-членах большое внимание также уделяется развитию экологически чистой энергетики, освоению возобновляемых источников энергии. Поэтому взаимодействие в энергетической сфере, в т.ч. путем участия в совместной разработке ресурсов и создании инфраструктуры для их доставки, - важный фактор развития экономического сотрудничества в рамках ШОС.
Его стимулирует также ускоренное цифровое преобразование национальных экономик. Наиболее перспективными направлениями в этой сфере могли бы стать искусственный интеллект (ИИ), электронная торговля, налаживание взаимодействия между высокотехнологичными компаниями, реализация на территории технопарков и инновационных кластеров совместных проектов с использованием цифровых технологий, обмен опытом по применению информационно-коммуникационных технологий в госуправлении и бизнесе [3].
Поскольку развитие ИИ может не только принести пользу, позволяя повысить эффективность управления и принимать быстрые решения на основе анализа больших объемов информации, но и представляет собой огромный риск, необходимо многостороннее сотрудничество и по таким вопросам, как кибербезопасность, манипулирование общественным мнением, борьба с терроризмом и преступностью, с пиратством в аудио- и видеосферах.
Большое внимание в ближайшее время будет уделено электронной торговле, где Китай - бесспорный лидер (объем онлайн-торговли в 2019 г. в этой стране составил 28,2% от всего товарооборота, в то время как в России - 5,8%, в Индии - 4,7%) [14, с. 7]. В частности, в рамках созданной в 2004 г. Специальной рабочей группы по электронной торговле под председательством Китая обсуждается вопрос о создании торгово-промышленной ассоциации по электронной торговле ШОС [13].
Еще одна задача, объединяющая страны ШОС, - решение проблемы продовольственной безопасности. В Азии базовый показатель продовольственной безопасности - доля недоедающих и голодающих - составляет 8,3% от общей численности населения, т.е. чуть ниже, чем в мире, в целом (8,8%) [16, pp. 164, 167]. Распространенность недоедания среди населения стран ШОС в 2017-2019 гг. (доля от общей численности населения) составляла в Индии 14%, в Пакистане - 12,3%, Киргизии - 6,4%, Узбекистане - 2,6%, в Казахстане, Китае и России - менее 2,5% [16, pp. 167-168]. Официальные данные по Таджикистану не приводятся.
Доступность продовольствия во многом определяется уровнем и качеством жизни населения, для определения которого широко используется показатель ВВП на душу населения в год. В странах ШОС его разброс чрезвычайно велик. По данным ЮНКТАД, в ШОС он разнился в 2019 г. от $0,87 тыс. - в Таджикистане до $11,6 тыс. - в России (см. диагр.).
Вполне логично, что страны ШОС налаживают сотрудничество в этой сфере. В 2018 г. по инициативе Н.Назарбаева в Душанбе одобрена Программа сотрудничества государств - членов ШОС по продовольственной безопасности для выявления и предупреждения ее угроз и минимизации их негативного влияния. Взаимодействие идет путем совершенствования национальных законодательств, проведения информационно-аналитической работы, подготовки и повышения квалификации кадров, информационного сопровождения сотрудничества. Важное направление работы - выработка общей стратегии по стандартам качества продуктов питания, что позволит устранить проблемы, возникающие при поставке отдельных продовольственных товаров [17].
Важный стартовый момент развития сотрудничества, которое будет способствовать повышению уровня безопасного питания через купирование заболеваний животных и недопущения их распространения, - подписание Меморандума о взаимопонимании между уполномоченными ведомствами государств - членов ШОС о техническом сотрудничестве в области совместной профилактики и борьбы с трансграничными эпизоотическими заболеваниями [18].
Диаграмма. ВВП на душу населения в год в странах ШОС в 2019 г. ($ тыс. в текущих ценах). Составлено авторами по данным статистики МВФ. https://www.imf.org/external/datamapper/NGDPDPC@WEO/ OEMDC/ADVEC/WEOWORLD (accessed 06.11.2020)
Несмотря на то, что сотрудничество в этой сфере находится в начальной стадии, можно выявить основные тенденции взаимодействия, его будущий вектор и потенциал. На первоначальном этапе была создана постоянно действующая экспертная рабочая группа по вопросам сельского хозяйства государств - членов ШОС. Это направление отраслевого взаимодействия осуществляется на основании Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области сельского хозяйства, подписанного по итогам саммита ШОС в 2010 г. [19].
Другие документы - Программа сотрудничества ШОС по продовольственной безопасности, Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), Меморандум о взаимопонимании между уполномоченными ведомствами государств - членов ШОС о техническом сотрудничестве в области совместной профилактики и борьбы с трансграничными эпизоотическими заболеваниями.
Как следует из этих базовых документов, основной упор в решении проблемы продовольственной безопасности делается на производственную сферу через повышение эффективности аграрного сектора стран и внешнюю торговлю продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также на создание безопасной среды питания. Одним из первых реальных проектов можно считать инициативу Китая по созданию демонстрационной базы ШОС по обмену и обучению аграрным технологиям [20].
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ШОС
Важный фактор, оказывающий влияние на развитие экономического сотрудничества в рамках ШОС, - внешняя международная среда.
Введение западными странами в 2014 г. экономических санкций в отношении России привело к существенному понижению уровня сотрудничества между ними. Принятый Соединенными Штатами в 2017 г. закон «О противодействии противникам США посредством санкций», определяющий Россию в качестве противника, которому необходимо противодействовать [21], ввел «запрет на выдачу лицензий американским гражданам на участие в деятельности, связанной с определенными проектами по добыче нефти в РФ» [22], и ужесточил санкции в отношении ее энергетического и финансового секторов, а также большой группы компаний и физических лиц. Под воздействием этого фактора вектор экономического сотрудничества России смещается на Восток.
Ухудшение американо-китайских торговых отношений, основная причина которых - то, что Китай начал теснить США в качестве экономического и политического мирового лидера [23, с. 24], создает дополнительные предпосылки для центростремительных тенденций в сфере экономического взаимодействия в рамках ШОС. Такую же роль играют и американо-пакистанские отношения, переживающие кризис. Одной из его причин эксперты называют сближение Пакистана с Китаем, особенно в контексте планируемого строительства китайско-пакистанского экономического коридора и заключения в 2016 г. с крупнейшей судостроительной корпорацией Китая China Shipbuilding Industry Corporation контракта на поставку в Пакистан 8 многоцелевых подводных лодок [24].
На состояние экономического сотрудничества в ШОС, как и в других объединениях, оказывают также влияние такие глобальные проблемы, как замедление темпов экономического развития стран мира, в т.ч. вследствие пандемии C0VID-19, формирование нового баланса сил и изменение геополитического ландшафта, экологические вызовы, рост социальной напряженности и другие. Многие государства все чаще принимают политические и экономические решения, исходя сугубо из национальных интересов, ставя под сомнение ценность многостороннего формата взаимодействия. Так, в последнее время проявилось стремление правительств отдельных стран защитить национальную экономику с помощью протекционистских мер.
От многостороннего сотрудничества к конкурентному соперничеству меняется менталитет политических лидеров стран по мере развития этой тенденции. Хотя она пока внятно не проявила себя в рамках ШОС, не исключено, что со временем отдельные страны, защищая национальные интересы, будут меньше учитывать мнение других членов.
* * *
Ввиду разного уровня развития стран ШОС экономическая интеграция в его рамках в повестке дня пока не стоит [25, с. 2713], но исследование центростремительных и центробежных тенденций развития экономического сотрудничества стран ШОС позволяет предположить, что преобладают центростремительные. Для этого сложился ряд условий и факторов, прежде всего, понимание невозможности без объединения усилий решить поставленные экономические задачи.
Главный интерес всех стран состоит в использовании возможностей ШОС для развития национальных экономик, внедрения инноваций и технологий в производство, привлечения инвестиций в осуществляемые на их территориях проекты.
Китай, Индия и Пакистан заинтересованы в получении доступа к нефтегазовым источникам энергии и сырьевым ресурсам и в создании эффективных каналов их доставки, а Россия и Казахстан - в формировании новых рынков сбыта нефти и газа. Это стимулирует участие стран ШОС в проектах добычи и транспортировки нефти и газа.
Есть взаимный интерес в создании международных транспортных коридоров для снижения стоимости и сокращения сроков доставки грузов.
Цифровизация экономик стран ШОС определяет направления их сотрудничества в высокотехнологичных отраслях.
Еще одна общая для всех стран ШОС задача - обеспечение продовольственной безопасности.
На развитие экономического сотрудничества в рамках ШОС огромное влияние оказывает международная среда. Также влияют на координацию действий стран-членов, на объемы двусторонней торговли и инвестиционное сотрудничество, нерешенные между ними политические, экономические и территориальные вопросы. В центральноазиатских странах растут опасения расширения китайской экономической экспансии.
Общая тенденция экономического сотрудничества стран ШОС на современном этапе - углубление взаимодействия на базе стратегических и программных документов при практической нацеленности на совместные международные проекты преимущественно в реальном секторе экономики.
Библиография
- 1. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNewBneO.pdf (accessed 12.09.2020)
- 2. Страны ШОС приняли программу экономического сотрудничества до 2035 года. https://ria.ru/20191102/1560517383.html (accessed 22.09.2020)
- 3. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. (accessed 20.09.2020)
- 4. Лузянин С.В. Поглощение, сопряжение или конфликт? ШОС, китайский проект «Шелкового Пути» и ЕАЭС: варианты взаимодействия в Евразии. Итоговый экспертно-аналитический доклад по проекту РФФИ № 16-07-00024 (accessed 16.09.2020)
- 5. Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества и Большая Евразия. Вестник международных организаций. 2018, Т. 13, № 3, с. 19-32. DOI: 10.17323/1996-7845-2018-03-01
- 6. Facon I. 2013. Moscow’s Global Foreign and Security Strategy: Does the Shanghai Cooperation Organisation Meet Russian Interests? Asian Survey. Vol. 53, No. 3, pp. 461-483. DOI: 10.1525/as.2013.53.3.461
- 7. «Нұрлы жол» - путь к процветанию Казахстана. https://e-history.kz/ru/publications/view/2241 (accessed 26.09.2020)
- 8. Mudiam P.R. 2018. The Shanghai Cooperation Organization and the Gulf: Will India Prefer a Further Westward Expansion of the SCO or its Consolidation? Asian Journal of Middle Eastern and Islamic Studies, Vol. 12, No. 4, pp. 457-474. DOI: 10.1080/ 25765949.2018.1564859
- 9. Chiasy R., Zhou J. 2017. The Silk Road Economic Belt. Considering Security Implications and EU-China Cooperation Prospects. Solna, SIPRI. https://www.sipri.org/sites/default/files/The-Silk-Road-Economic-Belt.pdf (accessed 15.09.2020)
- 10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 (в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2017 г. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 382-13. http://docs.cntd.ru/document/ 499091753 (accessed 16.09.2020)
- 11. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Индийский опыт стимулирования развития экономики: программа «Делай в Индии». Азия и Африка сегодня. 2019, № 12, с. 49-56. DOI: 10.31857/S032150750007657-4
- 12. Товарная структура экспорта Российской Федерации со всеми странами. https://customs.gov.ru/folder/519 (accessed 04.12.2020)
- 13. За 2019 год экспорт казахстанских товаров и услуг сократился на 4,5%. https://liter.kz/za-2019-god-eksport-kazahstanskih-tovarov-i-uslug-sokratilsya-na-45/ (accessed 04.12.2020)
- 14. Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го. М., НИУ ВШЭ, 2020. https://icef.hse.ru/data/ 2020/06/15/1605035155/Обзор рынка-май2020-финал.pdf (accessed 26.09.2020)
- 15. В штаб-квартире ШОС обсуждены перспективы сотрудничества в области цифровой экономики. http://infosco.biz/ ru/?newId=17347&domainId=sh (accessed 02.09.2020)
- 16. The State of Food Security and Nutrition in the World 2020. 2020. Rome, FАО. http://www.fao.org/3/ca9692en/CA9692EN.pdf (accessed 28.09.2020)
- 17. Страны ШОС обсуждают план реализации Программы продовольственной безопасности. https://www.water.gov.kg/ index.php?option=com_k2&view=item&id=745:strany-shos-obsuzhdayut-plan-realizatsii-programmy-prodovolstvennoj-bezopasnosti& Itemid=1437&lang=ru (accessed 09.09.2020)
- 18. Товарооборот продукции АПК между Россией и странами ШОС вырос более чем на 20%. http://mcx.ru/press-service/news/tovarooborot-produktsii-apk-mezhdu-rossiey-i-stranami-shos-vyros-bolee-chem-na-20/ (accessed 12.09.2020)
- 19. Заседание постоянно действующей экспертной рабочей группы по вопросам сельского хозяйства государств - членов ШОС. http://mcx.ru/ministry/departments/departament-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva/news/zasedanie-postoyanno-deystvuyushchey-ekspertnoy-rabochey-gruppy-po-voprosam-selskogo-khozyaystva-gos/ (accessed 14.09.2020)
- 20. Эксперты государств-членов ШОС обсудили дальнейшее развитие сотрудничества в сфере сельского хозяйства в рамках Организации. (accessed 23.09.2020)
- 21. Тимофеев И. Семь шагов к отчуждению. Коммерсант. 26.12.2017, с. 6.
- 22. Удар ниже листинга - США включают максимально жесткий санкционный режим. https://www.interfax.ru/business/ 607347 (accessed 07.09.2020)
- 23. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. «Сделано в США»: американский опыт стимулирования экономики. США и Канада: экономика, политика, культура. 2019, № 49.(9), с. 15-36. DOI: 0.31857/S032120680006295-8
- 24. Алексеева Н. Взаимная антипатия: почему Пакистан предпочел Китай американским партнерам. https://russian.rt.com/ world/article/426315-ssha-pakistan-konflikt (accessed 17.09.2020)
- 25. Гурова И.П. Торгово-экономические отношения России со странами Шанхайской организации сотрудничества. Экономические отношения. 2019. Т. 9, № 4, с. 2713. С. 2705-2716. DOI: 10.18334/eo.9.4.41397