- Код статьи
- S032150750014279-8-1
- DOI
- 10.31857/S032150750014279-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №3
- Страницы
- 5-13
- Аннотация
В статье, базирующейся на авторских расчетах, моделях и индексах развития, анализируются основные тенденции и детерминанты долговременной экономической эволюции одной из крупнейших стран развивающегося мира - Индонезии на фоне успехов и неудач экономически продвинутых и отставших стран.
Несмотря на тяжелейшие последствия Азиатского финансового кризиса 1997 года, в результате которого ВВП Индонезии упал на 13% (в 1998 г.), страна встала на путь социально-экономических преобразований и смогла добиться не только быстрого, но и масштабного роста, который сопровождался рядом серьезных структурных изменений в экономике. Сегодня, несмотря на ряд возникающих экономических и социальных диспропорций, в целом экономика Индонезии растет более быстрыми темпами, чем экономики других развивающихся стран. Основными факторами, способствующими реализации догоняющего и опережающего развития Индонезии, являются расширение экспорта, импортозамещение и рост внутреннего потребления. Более того, в Индонезии произошли значительные улучшения некоторых из наиболее важных характеристик социального развития: доля населения, живущего в критической бедности, снизилась с 55% (в 1990 г.) до 4% (в 2018 г.), доля недоедающих в период с 1990 г. по 2018 г. уменьшилась вдвое.
В статье показано, что, если системно и систематично проводить прагматичные реформы, то, несмотря на трудности и отдельные неудачи, можно за время, равное жизни одного-двух поколений людей, добиться значимого экономического и социального прогресса.
- Ключевые слова
- Индонезия, факторы и модели экономического роста, эффективность развития, социальные достижения и проблемы
- Дата публикации
- 28.03.2021
- Всего подписок
- 23
- Всего просмотров
- 3924
ВВЕДЕНИЕ
Хотя экономический рост очень важен для развивающихся стран, на путь сравнительно быстрого и устойчивого роста подушевого ВВП1 сумело пока встать не более 1/10 из их числа. Опыт этих стран весьма ценен. Тем более, что они в своей массе вовсе не фавориты удачи и баловни судьбы.
Преодолевая немалые трудности2, связанные с неблагоприятным воздействием ряда природных3, экономических, социально-политических и институциональных факторов, которые, как считали многие западные эксперты, могли блокировать рост ныне быстроразвивающихся стран (cм., напр.: [1, pp. 1-118; 2, pp. 1369-1401; 3]), последние, в целом, системно и систематично проводя прагматичные реформы4, добились существенного прогресса. В допандемийный период текущего столетия (2000-2019 гг.) более бедные из быстрорастущих, подчеркнем, тропических стран (Индия, Вьетнам, Эфиопия), более или менее эффективно реализуя ряд преимуществ отсталости (см., в частности, [4]), росли со среднегодовым темпом прироста подушевого ВВП в 5-6%, а у тех, что «побогаче» (Малайзия, Таиланд, Филиппины, Тайвань и Индонезия), он достигал 3-4% (что в 3-4 раза больше, чем в развитых государствах)5.
3. Добрая половина быстроразвивающихся стран расположена не в умеренной климатической зоне, которая, как считается, более благоприятна для устойчивого роста и развития, а в тропиках, т.е. в той части планеты, где, как известно, весьма интенсивны и масштабны проявления природных катаклизмов и аномалий (тайфуны, цунами, наводнения и пр.).
4. Во многих из быстроразвивающихся стран есть сочетание и рыночной, и плановой системы. В тенденции развития их социально-экономических систем реализуется ряд инвариантов фундаментального принципа Парето-улучшения, когда быстрый рост доходов более продуктивной и предприимчивой части общества, активно внедряющей инновации, не сопровождается за сколько-нибудь длительный период времени абсолютным снижением благосостояния у его остальной части.
5. Рассчитано по данным и источникам к граф. 1.
График 1. Индонезия, 1880-2019 гг.: динамика подушевого ВВП ($, ППС 2017 г.). Chart 1. Indonesia, 1880-2019: GDP per capita ($, 2017 PPP). Примечание: 1. СГТП ПВВП - среднегодовой темп прироста подушевого ВВП. Рассчитано по: [15].
Индонезия, о модели развития которой пойдет речь ниже, - (а) самое большое островное государство, расположенное в экваториальном поясе; (б) четвертая по численности населения и седьмая по объему ВВП в паритетах покупательной способности (ППС) страна мира; (в) крупнейшая мусульманская страна, которая за годы независимости, сменив два авторитарных режима и перейдя на рубеже веков к более или менее устойчивой демократии, уже полвека растет сравнительно быстро и, в целом6, относительно стабильно (см. граф. 1, а также: [5; 6; 7, c. 97-99; 8, c. 82-93; 9, c. 94-97; 10, c. 132-144; 11; 12]).
ДИНАМИКА, ДЕТЕРМИНАНТЫ И МОДЕЛИ РОСТА
Увеличив среднегодовой темп прироста подушевого ВВП в 3-4 раза по сравнению с заключительным периодом колониального господства (в 1880-1938 гг. ~ 1%), Индонезия по его динамике в 1970-2019 гг.7 вошла в высшую квартиль из дюжины крупных развивающихся стран, среди которых КНР, Индия, Бразилия, Мексика, Турция, Королевство Саудовская Аравия, Иран, Таиланд, Египет, Нигерия, Пакистан. Среднегодовой темп прироста подушевого ВВП Индонезии в период 2000-2019 гг., равный 3,9% был ниже, чем у КНР (6,5%) и Индии (5,2%), но выше, чем у остальных перечисленных стран.
Успех Индонезии связан не только с благоприятными обстоятельствами, в т.ч., например, с заметным - в тенденции - улучшением чистых бартерных условий внешней торговли8, но и с политикой модернизации/индустриализации и проведением прагматичных экономических реформ, начало которым было положено еще в эпоху президента Сухарто9. При этом, однако, среднее качество институтов10 в Индонезии в конце его 33-летнего пребывания у власти (в 1996 г. - 28%) было ниже - втрое, чем в среднем по развитым государствам (87%) и в 1,5 раза, чем в целом по развивающимся странам (41%). Показатель контроля коррупции в сухартовской Индонезии (в 1996 г. - 22%) был ниже примерно вчетверо, чем в среднем по развитым государствам (87%) и вдвое, чем в целом по развивающимся странам (42%).
9. Важнейшим фактором оздоровления экономики стало обуздание инфляции. среднегодовой темп прироста дефлятора ВВП, составлявший 123% в 1960-1965 гг. и 149% в 1965-1970 гг., после принятия командой макроэкономистов в правительстве Сухарто мер по стабилизации роста денежной массы в 1970-1998 гг. понизился почти в 10 (!) раз до 15%, а затем в постсухартовский период (в наших расчетах в 1999-2019 гг.) сократился, в среднем, на 2/5 - до 8-9%. Рассчитано по: [15].
10. Среднее по 6 индикаторам, рассчитываемым ВБ: подотчетность государственных органов, политическая стабильность, эффективность правительства, качество регулирования, верховенство закона, противодействие коррупции (см.: The World Bank. Worldwide Governance Indicators. >>>> (accessed 28.10.2020)
После Азиатского финансового кризиса, вследствие которого ВВП страны в 1998 г. сократился на 13%, и краха режима Сухарто, Индонезия встала на путь широких социально-экономический преобразований. Если в 2000-2019 гг., в среднем, и по развитым государствам, и по развивающимся странам показатель качества институтов практически не изменился (оставаясь на уровне, соответственно, 85-86% и 40-41%), в Индонезии он вырос в 1,5 раза (с 30-31 до 45-46%).
В результате, Индонезия, два десятилетия назад по рассматриваемому индикатору сильно отстававшая от развивающихся стран, в конце 2010-х гг. перегнала последних почти на 1/5, в т.ч. по качеству регулирования экономики - на 1/3. При этом, что немаловажно, все еще заметно отставая по показателю обеспечения верховенства закона от Сингапура, Республики Корея, Малайзии (в 2020 г., соответственно, 12-е место, 17-е и 47-е место в глобальном рейтинге из 128 обследованных стран), она, занимая 59-е место, существенно опережала такие страны, как Бразилия, Индия, Таиланд, Вьетнам, КНР, Филиппины (соответственно, 67-е место, 69-е, 71-е, 85-е, 88-е и 91-е место)11.
Более чем на 2/5 повысился среднегодовой темп прироста индекса экономической свободы - с 0,9% в 1980-2000 гг. до 1,3% в 2000-2020 гг. В 2020 г., отставая по этому показателю от Сингапура, Тайваня, Малайзии, Республики Корея и Таиланда (соответствующие места в глобальном рейтинге экономической свободы - 1, 11, 24, 25 и 43), Индонезия (54-е место) заметно перегнала Филиппины, Турцию, КНР, Вьетнам, Индию и Бразилию (места в рейтинге: 70, 71, 103, 105, 120 и 144)12.
Число дней, необходимое, чтобы начать бизнес, сократилось в Индонезии в 2002-2019 гг. значительно больше (в 13 раз), чем в среднем по развивающимся странам (в 2,6 раза). И хотя рассматриваемый показатель по Индонезии в 2019 г. (12,6 дней) на 2/5 - 3/5 выше, чем, например, в КНР, Республике Корея, Малайзии, а также в среднем по развитым государствам (7-9 дней), он ниже почти вдвое, чем в среднем по развивающимся странам (23,7 дней) и на 1/4 - чем в Индии и Бразилии (17-18 дней). При этом затраты на открытие бизнеса сократились в Индонезии в 2011-2019 гг. более чем втрое - с 17,9% до 5,7% от ее подушевого ВНП, и в 2019 г. были, хотя и в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по развитым государствам, а также по КНР и НИС (3-4% их подушевого ВНП), но в 4-5 раз ниже, чем в среднем по развивающимся странам (26-28% их подушевого ВНП)13.
По крупнейшим странам мира (с численностью населения 100 млн человек и выше) нами была выявлена нелинейная позитивная взаимосвязь между подушевым ВВП и эффективностью правительства14 (см. граф. 2)15.
15. Если в ряде стран их показатель эффективности правительства оказался меньше расчетного значения, которое можно было сгенерировать по уровню подушевого ВВП (например, по Нигерии, Мексике, Египту и Бразилии, соответственно, на 3/5, 1/4, 1/5 и 1/6), то в ряде других крупных, преимущественно азиатских развивающихся стран эффективность правительства оказалась существенно выше расчетного значения, в т.ч. в КНР и Индонезии почти на 1/3, во Вьетнаме и Филиппинах - на 2/5 и Индии - на 2/3 (!).
График 2. Взаимосвязь подушевого ВВП и эффективности правительства, 2019 г. Chart 2. Relationship between GDP per capita and government efficiency, 2019. Рассчитано по: [15], а также: The World Bank. Worldwide Governance Indicators. >>>> (accessed 28.10.2020)
Сопоставление построенных нами регрессионных зависимостей (за 2019 и 2000 гг.) позволяет обнаружить, что, вследствие улучшения качества государственного управления, в Индонезии уровень эффективности правительства, оцененный группой исследователей Всемирного банка, оказался выше расчетного значения, сгенерированного по уровню подушевого ВВП, в 2000 г. на 1/5, а в 2019 г. уже почти на 1/3.
Проведенные реформы, способствовавшие, в целом, улучшению инвестиционного климата, обеспечению прав собственности, активизации деятельности в стране ТНК и хуацяо16, обусловили в тенденции повышение доли валовых сбережений и притока ПИИ в ВВП, что привело к росту (а не падению, как, напрмер, в Японии) доли валовых капиталовложений в ВВП (см. граф. 3). При этом рост последнего показателя в Индонезии оказался «круче», чем в целом по развивающимся странам.
Согласно одной из ранее построенных нами моделей, сравнительно высокий среднегодовой темп прироста подушевого ВВП (см. граф. 1), достигнутый в стране в 2000-2014 гг. (4%), определялся примерно на 1/3 эффектом конвергенции, т.е. относительно более низким, чем не только в развитых государствах, но и во многих развивающихся странах, исходным уровнем ее подушевого ВВП; на 1/4 - в целом сравнительно более высокой долей в ВВП инвестиций в физический и человеческий капитал; на 2/5 - относительно более существенным прогрессом в повышении уровня экономической свободы в стране и качества государственного регулирования экономики в результате проведенных в стране реформ [7].
График 3. Индонезия, развивающиеся страны, Япония: динамика доли вложений в основной капитал в ВВП, 1970-2019 гг., %. Рассчитано по: [15]. Graph 3. Indonesia, developing countries, Japan: dynamics of the share of investments in fixed capital in GDP, 1970-2019, %.
С помощью модели, рассчитанной нами по материалам 20 крупных развивающихся стран за 2000-2019 гг.17, установлено, что опережение Индонезией по среднегодовым темпам прироста подушевого ВВП 16 развивающихся стран (кроме КНР, Индии, Вьетнама18) в среднем на 1,5-2 проц. пункта определялось, соответственно, примерно на 1/5, 1/7 и 2/519 более высокими у нее значениями показателей доли капиталовложений в ВВП (28% : 21%), темпов прироста экспорта (5,1 : 4,3%) и повышения эффективности госуправления (14 п.п. : (-)0,7 п.п.).
18. Среднегодовой темп прироста подушевого ВВП в 2000-2019 гг. в Индонезии (3,9%) был ниже, чем в КНР (6,6%), Индии (5,2%) и Вьетнаме (5,3%).
19. 1/4 разницы в среднегодовом темпе прироста подушевого ВВП Индонезии и группы из 16 КРС приходится на неиден-тифицированные факторы.
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
В свете изложенного неудивительно, что Индонезия смогла добиться не только быстрого, но и масштабного роста, сопровождавшегося рядом крупных структурных изменений в экономике.
По абсолютному приросту ВВП в 2000-2019 гг. Индонезия ($2 трлн в ППС 2017 г.), более чем втрое отставая от США и Индии (6,3 и 6,5 трлн) и в 8-9 раз - от КНР ($17,3 трлн), вышла на 4-е (!) место в мире, у которой прирост валового продукта оказался больше, чем у Германии ($1 трлн) и Японии ($0,7 трлн). вместе взятых (рассчитано по источникам к граф. 1).
2,5-кратное ускорение среднегодовых темпов прироста ВВП Индонезии на этапе экономической модернизации (в наших расчетах - 1970-2019 гг., 5,3%) по сравнению с колониальным периодом (1880-1938 гг., 2,1%) осуществилось на достаточно сбалансированной основе20, т.к. произошло значительное повышение среднегодовых темпов прироста производства как в сельском хозяйстве (с 1,6 до 3,5%)21, так и индустриальном секторе (с 2,9 до 5,2%, в т.ч. в обрабатывающей промышленности - с 1,8 до 7,2%) и сфере услуг (с 2,2 до 6,3%).
21. В Индонезии в результате осуществления т.н. зеленой революции и повышения технического уровня сельского хозяйства среднегодовой темп прироста подушевого производства в нем увеличился в 4-5 раз - с 0,3-0,4% в 1880-1938 гг. до 1,6-1,7% в 1970-2019 гг. (1,3% в 1970-1998 гг. и 2,2% в 1998-2019 гг.) Опережение Индонезией всей группы развивающихся стран по показателю урожайности зерновых, который в 1970-2017 гг. повысился с 20 до 52 ц/га. Рассчитано по: [15].
Таблица. Индонезия: динамика макроотраслевой структуры ВВП и занятости, 1880-2019 гг. (%) Table. Indonesia: dynamics of the macro-sectoral structure of GDP and employment, 1880-2019 (%)
1880 | 1938 | 1950 | 1970 | 1998 | 2019 | |
Структура ВВП2 | ||||||
I1 | 44 | 34 | 36 | 28 | 16 | 12 |
II | 15 | 23 | 23 | 40 | 45 | 38 |
ОП | 10 | 8 | 8 | 10 | 26 | 24 |
III | 41 | 43 | 41 | 32 | 39 | 50 |
ВВП | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Структура занятости | ||||||
I | 863 | 81 | 79 | 65 | 47 | 29 |
II | 63 | 7 | 8 | 9 | 16 | 22 |
III | 83 | 12 | 13 | 26 | 37 | 49 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Примечания: 1. I - сельское хозяйство, II - индустриальный сектор (добывающая, обрабатывающая промышленность (ОП) и строительство), III - сфера услуг. 2. Структура производства рассчитана на базе относительных цен 2000 г. 3. 1905 г. Рассчитано по: [13; 15].
Хотя существенную роль в экономике играл комплекс добывающих отраслей (в среднем в 1970-2010-е гг. 1/6 ВВП), ускорение среднегодовых темпов прироста ВВП в последние полвека по сравнению с колониальным периодом вызвано, соответственно, на 1/3 и свыше ½ повышением вклада в экономический рост обрабатывающей промышленности и третичного сектора (прежде всего, транспорта и связи, что весьма критично для крупнейшего островного государства в мире, и торговли).
В результате экономической модернизации произошли: (а) резкая интенсификация сдвигов в структуре экономики (среднегодовой темп прироста изменений в структуре занятости и ВВП вырос более чем втрое - с 0,2-0,3% 1880-1938 гг. до 0,6-1,0% в 1950-2019 гг.22); (б) ее значительная индустриализация и сервисизация (доля вторичного сектора в структуре занятости населения и ВВП выросла, соответственно, с 8% в 1950 г. до 22% в 2019 г. и с 23 до 38%, а сферы услуг - с 13 до 49% и с 41 до 50%23). При этом в рассматриваемый период доля обрабатывающей промышленности в ВВП в итоге утроилась - с 8 до 24 (см. табл.).
23. Данные по структуре ВВП рассчитаны на базе цен 2000 г. При расчете в текущих ценах структурные изменения более рельефны: доля в ВВП индустриального сектора увеличилась, соответственно, с 12 до 39%, а третичной сферы - с 32 до 48%.
В целом, относительно равномерный рост важнейших отраслей экономики (см. граф. 4), снижение в тенденции размера внешней задолженности24, а также, как будет показано ниже, все бòльшая опора после Азиатского финансового кризиса на внутренний спрос (а также импортозамещение), способствовали обеспечению устойчивости индонезийской экономики.
График 4. Индонезия, 2001-2019 гг.: погодовая динамика ВВП и его важнейших макросекторов производства, % Chart 4. Indonesia, 2001-2019: annual dynamics of GDP and its most important macro sectors of production, %. Рассчитано по: [15].
График 5. Влияние уcтойчивости экономического роста (ось абсцисс) на скорость роста подушевого ВВП (%, ось ординат), 2008-2019 гг. Рассчитано по: [15]. Graph 5. Influence of the stability of economic growth (abscissa) on the growth rate of GDP per capita (%, ordinate), 2008-2019.
Коэффициент вариации25 темпов прироста ВВП Индонезии, достигавший в 1951-1965 гг. 92% и 98% в 1966-1998 гг., сократился в 1999-2019 гг. вчетверо - до 24%. По параметру устойчивости роста Индонезия в нашу турбулентную эпоху заметно (по крайней мере, до последнего времени) выделялась среди крупных стран мира (см. граф. 5).
По рассчитанной нами модели (по источникам в [15])26 по 21 крупной стране мира за последние 12 лет (с начала мирового финансового кризиса и до начала пандемии - 2008-2019 гг.), более высокие среднегодовые темпы прироста подушевого ВВП у быстрорастущих крупных развивающихся стран (куда, помимо Индонезии, вошли КНР, Индия, Филиппины, Вьетнам, Бангладеш и Эфиопия) по сравнению с менее динамичными развивающимися и развитыми государствами (см. граф. 5, примерно на 4 п.п.) можно объяснить, соответственно, примерно на 2/5, 1/4 и 1/8, в среднем, более высокими у первых значениями параметров доли капиталовложений в ВВП, динамики экспорта, а также устойчивости роста27 их экономик.
27. Как объясняющие переменные, первые два из трех изучаемых регрессоров весьма весомы и (по процедуре оценивания методом наименьших квадратов в рамках единой модели) оттягивают на себя бòльшую часть вариации среднегодовые темпы прироста подушевого ВВП.
Хотя в Индонезии - стране богатой природными ресурсами, востребованными мировым рынком, доля сырья и топлива в структуре экспорта до сих пор достаточно высока, вследствие индустриализации экономики, доля сырья и топлива в структуре экспорта Индонезии снизилась примерно со 100% в 1960 г. до 50% в конце 2010-х гг. При этом доля экспорта в приросте ее ВВП, достигавшая в 1900-1938 гг. 1/4 и возросшая в период правления президента Сухарто до 1/3 (что немало для сравнительно крупной страны), сократилась, как и во многих других развивающихся и развитых странах в результате Мирового финансового кризиса и его последствий, до примерно 1/5 на фоне резкого снижения среднегодовых темпов прироста физического объема ее экспорта (более чем вдвое - с 7,7% в 2000-2008 гг. до 3,2% в 2008-2019 гг.)28.
Несложные расчеты по другой модели показывают, что, в целом, в постсухартовский период в Индонезии (в наших расчетах - 1998-2019 гг.) рост ее ВВП определялся экспорторасширением, импортозамещением и ростом внутреннего рынка, соответственно, на 17-19%, 11-13% и примерно 70%29.
Проведенный анализ динамики, пропорций и факторов экономического роста Индонезии подтверждает, что страна динамично, сравнительно устойчиво и эффективно движется вперед. Однако для сохранения достигнутого темпа ей, как представляется, придется сделать еще немало. Тем более что окружающий мир становится сложнее, возникают новые вызовы, а экономическая и политическая конкуренция в нем явно имеет тенденцию к нарастанию.
Относительные успехи обусловлены отчасти, возможно, сформировавшимся за долгие годы у населения этих широт иммунитетом к опасным инфекциям, отчасти - политикой государства по борьбе с COVID-19, в т.ч. осуществлением карантинных мер (подробнее об этом - в заключительной части статьи).
(Окончание следует)
Библиография
- 1. Sachs J., Warner A. Economic Reform and the Process of Global Integration. Brookings Papers on Economic Activity, 1995.
- 2. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. The Colonial Origins of Comparative Development: An Empirical Investigation. The American Economic Review. Vol. 91, № 5, 2001.
- 3. Истерли У. В поисках роста: приключения и злоключения экономистов в тропиках. М., 2006.
- 4. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе. М., 2015.
- 5. Шейнис В.Л., Эльянов А.Я., отв. ред. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира. М., 1990.
- 6. Мельянцев В.А. Восточноазиатская модель экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998.
- 7. Мельянцев В.А. Немалый социально-экономический прогресс / Хорос В.Г., отв. ред. Современные проблемы развития. Вып. 2. Т. 2. М., 2016.
- 8. Прозоровский А.С. Индонезия - как опыт модернизации / Хорос В.Г., отв. ред. Современные проблемы развития, M., Вып. 2. Т. 22016.
- 9. Рогожин А.А. Ключевые факторы модернизации Индонезии / Хорос В.Г., отв. ред. Современные проблемы развития, Вып. 2. Т. 2. 2016.
- 10. Бойцов В.В. Экономический рост в современной Индонезии: итоги, факторы, эффективность / Дерюгина И.В., отв. ред. Экономический рост в странах Востока: тенденции, неравномерность, неравенство социального развития. Кн. 2. М., 2020.
- 11. Van der Eng P. Indonesia’s Growth Performance in the 20th Century, The Asian Economies in the Twentieth Century, 2002.
- 12. Hill H., Negara S.D. The Indonesian Economy in Transition: Policy Challenges in the Jokowi Era and Beyond. ISEAS - Yusof Ishak Institute, 2019.
- 13. Mitchell B.R. International Historical Statistics: Africa and Asia. London, 1982.
- 14. Maddison A. L’économie mondiale au 20e siècle. Paris, 1989.
- 15. The World Bank. World Development Indicators. https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=world-development-indicators#; The UNCTAD. Economic Trends. https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx (accessed 28.10.2020); Maddison A. The World Economy: Historical Statistics. Paris, OECD, 2003. Pp. 144-145, 184-185, 220-221; Van der Eng P. The Sources of Long-term Economic Growth in Indonesia, 1880-2008. Explorations in Economic History. 2008. Vol. 47. № 1. Pp. 304-306.