- Код статьи
- S032150750014282-2-1
- DOI
- 10.31857/S032150750014282-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №3
- Страницы
- 49-57
- Аннотация
В конце 2020 г. закончился первый срок президентства Наны Акуфо-Аддо. 7 декабря состоялись очередные всеобщие выборы, в результате которых действующий глава государства сохранил свои позиции, хотя его поддержка жителями страны не была единодушной, и он получил чуть более половины голосов избирателей. В известной мере это было связано с ростом коррупции, ухудшением материального положения граждан в условиях пандемии COVID-19, а также с дестабилизацией политической обстановки, вызванной сепаратистскими выступлениями на востоке страны и их жестким подавлением. Наряду с недостатками правления Акуфо-Аддо в статье отмечаются успехи правительства в социально-экономической сфере: заметный рост экономики в доковидный период, эффективная реализация различных программ развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры, введение бесплатного школьного образования на всех уровнях, создание сотен тысяч новых рабочих мест и т.д.
Особое внимание уделяется анализу причин и предпосылок возникновения сепаратистских настроений в регионе Вольта с преимущественным проживанием эве. Указывается, что в регионе существует множество группировок, имеющих различные цели: создание независимого государства, достижение более полной автономии Западного Тоголенда в границах Ганы и др. Делается вывод о бесперспективности идеи отделения региона прежде всего из-за разногласий между различными сепаратистскими группировками по поводу статуса и путей развития региона Вольта (Volta). Отмечается, что выступления сепаратистов в сентябре 2020 г., приуроченные к президентским выборам, свидетельствуют о том, что видимая политическая стабильность в Гане маскировала нерешенность серьезных и давно назревших проблем.
- Ключевые слова
- Гана, Нана Акуфо-Аддо, президентские выборы, COVID-19, сепаратизм, политическая ситуация, Западный Тоголенд
- Дата публикации
- 28.03.2021
- Всего подписок
- 23
- Всего просмотров
- 2703
ВВЕДЕНИЕ
7 декабря 2020 г. в Гане состоялись президентские выборы. Главой государства на второй срок был избран кандидат от Новой патриотической партии (НПП), действующий с 7 января 2017 г. президент Нана Акуфо-Аддо, получивший 51,3% голосов (6,7 млн). Его главный и, по сути, единственный соперник - Джон Драмани Махама (47,36%, 6,2 млн) от партии Национальный демократический конгресс (НДК) [1] (президент Ганы с 24 июля 2012 г. по 7 января 2017 г.).
За президентский пост боролись 12 кандидатов; число зарегистрированных избирателей достигало 17,02 млн [2]. Хотя в ходе предвыборной кампании, в день голосования и после оглашения результатов в столице и некоторых других городах страны наблюдались столкновения между сторонниками Акуфо-Аддо и Дж. Махамы, ганские выборы, в целом, прошли в относительно спокойной обстановке.
В восьмой раз (1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 и 2020 гг.) Гана доказала, что честные и справедливые выборы в Африке становятся политической реальностью.
НАНА АКУФО-АДДО
Президент Ганы родился 29 марта 1944 г. в аристократической семье, известной тем, что дала стране несколько выдающихся политиков. Его отец - Эдвард Акуфо-Аддо - был Верховным судьей (1966-1970), председателем (1967-1968) конституционной комиссии и т.н. представительным президентом (1970-1972). Дед по материнской линии - Нана Офори Атта I (1881-1943) - правитель одного из самых крупных королевств на территории Золотого Берега (Ачем-Абуаква) и член консультационного комитета при губернаторе колонии. Один дядя, Уильям Офори-Атта, в колониальный период стал основателем одной из крупнейших политических партий страны - Объединенного конвента Золотого Берега (ОКЗБ), штаб-квартира которого располагалась в доме отца нынешнего ганского президента. Другой - Кофи Асанте Офори-Атта, в 1965-1966 гг. занимал пост спикера парламента Ганы. Еще один известный ганский политик - Джозеф Данква, был двоюродным дядей Наны Акуфо-Аддо. Три его родственника - Эдвард Акуфо-Аддо, Уильям Офори-Атта и Дж.Данква - входили в т.н. Большую шестерку. В ее «составе» также были первый президент страны Кваме Нкрума и активные члены ОКЗБ Эбенезер Ако Эджей и Эммануэль Обетсеби-Лэмпти - отцы-основатели суверенной Ганы.
Акуфо-Аддо всячески подчеркивает свое «славное» происхождение, впрочем, не напоминая, что именно его «предки» были главными критиками кампании «позитивного действия» и лозунга Нкрумы «Независимость немедленно!» и занимали умеренные позиции в отношениях с колониальными властями. В значительной степени результатом их деятельности было отстранение Нкрумы от власти в 1966 г. В то же время Акуфо-Аддо постоянно подчеркивает свою гордость тем, что стал лидером страны, которая в 1957 г. первой в Тропической Африке освободилась от колониального господства.
Начальное и среднее образование Акуфо-Аддо получил в Гане. В 1962 г. отправился в Англию в колледж «Лэнсинг» (графство Суссекс), где изучал философию, политику и экономику. По возвращении на родину преподавал в школе, учился в Университете Ганы (Легон), в 1967 г. получил диплом бакалавра по специальности «экономика». Затем изучал право в Великобритании, работал в парижском филиале американской юридической компании «Courdet Freres», в 1979 г. основал в Гане свою юридическую фирму «Prempeh and Co.»; получил известность благодаря предоставлением бесплатной юридической помощи малоимущим [3].
Начало политической деятельности Акуфо-Аддо относится к концу 1970-х гг., когда он присоединился к Народному движению за свободу и справедливость - организации, оппозиционной военному правительству И.Ачемпонга (1972-1978).
В мае 1995 г. Акуфо-Аддо оказался одним из организаторов межпартийного Альянса за изменения, выступавшего против неолиберальной политики Дж.Дж.Ролингса (военного лидера в 1979 и в 1982-1992 гг., гражданского президента в 1992-2001 гг.). Альянс распался из-за разногласий между его лидерами. В 1990-х же годах Акуфо-Аддо создал ассоциацию «Ганский комитет по правам человека и народов». В 2001-2003 гг. он занимал должность генерального прокурора, в 2003-2007 - министра иностранных дел; участвовал в переговорах по разрешению конфликтов в Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д’Ивуаре и Гвинее-Бисау. В 2003 г. возглавлял Совет по посредничеству и безопасности Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). В бытность Акуфо-Аддо главой внешнеполитического ведомства, в 2006 г., Гана вошла в состав Совета по правам человека ООН, при голосовании получив наибольшее в истории Совета число голосов - 183 из 191 [3].
К моменту вступления в 2017 г. в должность президента Акуфо-Аддо являлся представителем т.н. группы «данква-бусиасистов» (Кофи Бусиа - премьер-министр Ганы в 1969-1972 гг., соратник Данквы и других умеренных членов Большой шестерки), в течение нескольких десятилетий вынашивавших амбициозные планы прихода к власти. В правление Дж.Дж.Ролингса они предпринимали действия по расшатыванию его режима, используя давние связи в рядах «старой гвардии» политиков и традиционной знати. Упрочение положения «данква-бусиасистов» произошло при не столь сильных, как Ролингс, лидерах - Дж.Куфуоре (2001-2009), Дж.Миллсе (2009-2012) и Дж.Махаме (2012-2017). Неспособные захватить власть в 1957 г. (в год обретения Ганой независимости), быстро утратившие ее с падением правительства Бусиа, «старые политики», наконец, добились успеха с приходом Акуфо-Аддо.
Акуфо-Аддо и Махама не в первый раз соперничали на выборах. В 2012 г. Махама обошел нынешнего победителя с минимальным отрывом (50,7% против 47,74%) [4]. Тогда Акуфо-Аддо опротестовал итоги голосования в суде, но результаты были признаны верными, и он принял вердикт в интересах «стабильности», чем завоевал много сторонников. В 2016 г. он победил своего соперника, получив 53,85% (Махама - 44,4%) [5].
ИТОГИ ПЕРВОГО СРОКА ПРЕЗИДЕНТСТВА АКУФО-АДДО
Первый приход Акуфо-Аддо к власти пришелся на год, когда отмечалось 60-летие со дня обретения Ганой независимости. Поэтому в 2017 г. в своей инаугурационной речи президент, обыграв знаменательную дату, отметил, в частности, разочарование ганцев достигнутым к тому времени уровнем развития и пообещал побороть коррупцию, обеспечить экономический рост, улучшить инвестиционный климат и т.д.
Правительство предшественника Акуфо-Аддо - Дж.Махамы обвинялось в неэффективном расходовании нефтедолларов (добыча и экспорт нефти начались в 2010 г.) и в неспособности к хозяйственному управлению, в целом. В 2015 г., в связи со снижением мировых цен на основные экспортные товары Ганы - золото, какао-бобы и нефть - властям пришлось обратиться за помощью к МВФ [6].
Уже в первый год президентства Акуфо-Аддо началось осуществление ряда программ, позволивших Гане преодолеть полную зависимость от кредитов МВФ. В 2017-2019 гг. (т.е. до начала пандемии) темпы роста ВВП достигали 7-8% (при Махаме - 2-4%); вдвое - до 7,7% - снизился уровень инфляции [7]. Вырос и объем ВВП, в т.ч. на душу населения (см. табл.). C 2017 г. Гана входит в десятку самых быстрорастущих экономик Африки1.
Таблица. Ключевые экономические показатели Ганы (2015-2020) Table. Ghana's key economic indicators (2015-2020)
Год | Темпы роста ВВП (%) | Объем ВВП ($ млрд) | ВВП на душу населения ($) |
2015 | 2,18 | 48,6 | 1753,85 |
2016 | 3,45 | 54,99 | 1941,46 |
2017 | 8,14 | 58,98 | 2037,95 |
2018 | 6,26 | 65,52 | 2216,84 |
2019 | 6,48 | 67 | 2220,82 |
2020 | 0,93* | 67,34* | 2187,79* |
* Прогнозные значения. Составлено по: [8].
Самая большая доля в ВВП в 2019 г. принадлежала сфере услуг - 44,14%. Вклад промышленности (обрабатывающей и добывающей) составлял 31,99%, сельского хозяйства - 17,31% (остальное - транспорт и др.) [9].
Темпы роста обрабатывающей промышленности в среднем превышали 10% в год. Начавшаяся в 2017 г. реализация инициативы самого президента «Один район - одна фабрика» (One District - One Factory, 1D1F), нацеленной на ликвидацию зависимости от импорта и экспорта сырья и на использование местного сырья в отечественной промышленности, привела к созданию 232 (из намеченных 260) мелких и средних предприятий, 107 из которых уже введены в действие, а также к появлению 140 тыс. новых рабочих мест [10].
Сельское хозяйство является второй по темпам роста отраслью экономики - 6-7% в год. Страна остается вторым (после Кот-д’Ивуара) мировым производителем и экспортером какао-бобов; вывозятся также продукты масличной пальмы, хлопок, каучук, орехи кешью, фрукты и др. В 2017-2019 гг. был принят ряд программ, направленных на рост сельскохозяйственного производства, - Planting for Food and Jobs, Rearing for Food and Jobs и Planting for Export and Rural Development. Первая, в частности, предполагает 50%-е субсидирование цен на семена и удобрения, а также предоставление бесплатных маркетинговых услуг. В свою очередь, принятая в 2018 г. Программа экономической трансформации Акуфо-Аддо (Akufo-Addo Program for Economic Transformation, AAPET) включает предоставление грантов для стартапов в сфере агробизнеса, создание фонда в размере 400 млн седи ($68,7 млн) для финансирования страхования урожая, техническую помощь и налоговые льготы для предприятий по переработке сельхозпродукции, производству упаковки и т.д., для создания оросительных систем и строительства дорог в сельской местности [10]. Инвестиции в сельское хозяйство привели к заметному росту производства продовольственных культур и к сокращению импорта продуктов питания.
Обещание, данное Акуфо-Аддо в ходе предвыборной кампании 2016 г., построить «плотину в каждой деревне» («One Village, One Dam») для ирригации и круглогодичного использования воды в различных целях тогда казалось популистским и невыполнимым, но уже к середине 2020 г. возведение 339 дамб оказалось завершенным на 90-100% [11].
Важной проблемой, с которой столкнулась Гана накануне прихода нынешнего президента к власти, стал энергетический кризис. Реализация специальной энергетической программы началась еще в 2007 г., но к 2016 г. она была выполнена лишь на 35%. Правда, ситуация усугублялась повреждением в 2012 г. западноафриканского трубопровода, по которому газ поступал в Гану из Нигерии. Ганские энергетические предприятия не производили достаточного объема электричества, главным источником которого оставалась ГЭС Акосомбо, из-за климатических изменений - выпадения меньшего объема осадков - работавшая не на полную мощность.
Энергетический кризис порождал множество проблем: перерывы в работе промышленных предприятий, увольнения работников, банкротство и ликвидацию многих производств, даже определенное общественное размежевание (некоторые ганцы сваливали вину за перебои с подачей электричества на «богатых» владельцев холодильников, кондиционеров и иных электроприборов). Энергетическая инфраструктура нуждалась в серьезном усовершенствовании, прежде всего в целях снижения объема электроэнергии, терявшейся во время подачи и распределения [12].
Обещание «решить энергетическую проблему» стало одним из столпов предвыборной кампании Акуфо-Аддо в 2016 г. Уже в 2017 г. на фоне строительства небольших ГЭС началась реализация проекта Nzema - создание крупнейшей в Африке электростанции, которая будет использовать солнечную энергию2.
Быстрыми темпами (до 17% в год) развивается горнодобывающая отрасль. Уровень добычи золота (Гана - второй после ЮАР по величине его производитель в Африке, 4 млн унций в год, 90% экспорта полезных ископаемых) повысился с 2015 по 2018 г. на 45%; экспортируются также бокситы, алмазы, марганец и нефть3.
Значительные успехи были достигнуты в области развития инфраструктуры: проложены сотни километров железных и автодорог, выстроены мосты через реки и эстакады в крупных городах, завершено строительство третьего терминала в международном аэропорту Котока (Аккра), модернизируется аэропорт в Кумаси (столица региона Ашанти), возводятся новые морские причалы.
Улучшение делового климата привлекло в Гану таких автомобильных гигантов, как «Фольксваген» и «Ниссан», для создания автосборочных заводов.
В социальной сфере главными достижениями правительства Акуфо-Аддо в первый срок его президентства стали: введение бесплатного школьного обучения на всех уровнях; предоставление специальных пособий учителям и медсестрам; бесплатное обучение молодых предпринимателей современным методам ведения бизнеса; обеспечение временной и постоянной работой примерно 100 тыс. выпускников школ и университетов; создание 350 тыс. рабочих мест в госсекторе; строительство нескольких районных больниц; обеспечение каждого административного округа, по крайней мере, одной машиной скорой помощи [13].
Возникает естественный вопрос: если правительство добилось столь впечатляющих успехов в социально-экономической сфере, почему лишь чуть более половины ганцев отдали свои голоса за Акуфо-Аддо на декабрьских выборах 2020 г.?
Представляется, что главными причинами недовольства значительной части населения его правлением являются рост коррупции, ухудшение материального положения граждан в условиях пандемии COVID-19 (об этом - ниже), обострение политической ситуации в связи с всплеском сепаратистских настроений на востоке страны.
Борьба с коррупцией была одним из главных обещаний Акуфо-Аддо и в 2016, и в 2020 гг. Однако нынешний режим считается «самым коррумпированным в истории Четвертой республики», т.е. с 1992 г., несмотря на активное освещение этой проблемы в СМИ, существование специальных антикоррупционных органов, законов и относительно независимой судебной системы [14]. Индекс восприятия коррупции (ИВК, чем больше цифра, тем ниже ее уровень) снизился с 47 в 2015 г. до 41 в 2019 [18]. Из-за коррупции теряется около 20% государственных доходов4.
Критики Акуфо-Аддо утверждают, что президент единолично назначает на руководящие должности, в т.ч. в провинции, своих не всегда компетентных сторонников и «благотворителей», финансировавших его предвыборные кампании; что он останавливает реализацию проектов, инициированных его предшественниками, оказавшимися с 2017 г. в оппозиции; что выгодные контракты (а, соответственно, и доходы) сосредотачиваются в руках представителей «большой семьи» президента и его политических союзников [15], в то время как 25% ганцев, несмотря на экономические успехи, продолжают жить за чертой бедности [16].
Жители страны до сих пор вспоминают, как в годы правления Дж.Дж.Ролингса в Гане велась реальная борьба со взяточничеством и другими злоупотреблениями5. С тех пор ганское общество становилось все более «зараженным» коррупцией - до такой степени, что избиратели считают нормальным делом оплату их голосования за того или иного кандидата, что, безусловно, снижает уровень «прозрачности» выборов, хотя международные наблюдатели предпочитают этого не замечать.
COVID-19
О первых двух случаях заболевания было объявлено 13 марта 2020 г. (В настоящее время число инфицированных превышает 50 тыс.) Уже через 3 дня были запрещены массовые мероприятия, закрыты школы и университеты, СМИ оповещали население о методах профилактики, в общественном транспорте, на автовокзалах, на рынках и в других местах скопления людей началась раздача дезинфицирующих средств. Во многих районах было организовано удаленное обучение школьников.
Ганское правительство одним из первых в Западной Африке приняло экономические меры реагирования на пандемию: снижение ставок по кредитам; на 3 месяца освобождение от уплаты налогов и платы за воду, на 6 - снижение тарифов на электроэнергию более чем для 1 млн домохозяйств. В беднейших общинах происходила раздача продуктов питания; $175 млн были выделены на поддержку микро-, малых и средних предприятий. Усилия правительства по борьбе с коронавирусом привлекли внимание донорских агентств и побудили МВФ предоставить Гане помощь в размере $1 млрд; ВБ также одобрил пакет финансирования на сумму в $100 млн, из которых $35 млн предполагалось направить на организацию неотложной медицинской помощи, а остальное - на развитие здравоохранения в целом [18, pp. 4-5].
Однако проблема состояла в том, что чем больше правительство ужесточало вынужденные меры, например, социальное дистанцирование, и требовало от граждан по возможности оставаться дома, тем большим становилось число безработных, неимущих и в буквальном смысле слова - голодных. Правительство обвинялось в фокусировании внимания на спасении жизней за счет лишения населения средств к существованию: ведь, как и во многих других африканских странах, на неформальный сектор в Гане приходится около 80% рабочей силы. Кроме того, многие предприятия закрылись, отправив рабочих по домам без сохранения содержания и с туманными перспективами возвращения на службу.
Несмотря на помощь, выделенную мелким предприятиям в связи с карантином, уличные торговцы, бόльшая часть которых не платит налоги, не получили, соответственно, доступа к «ковидным» грантам, кредитам и льготам, как, впрочем, и жители городских трущоб, в которых нет ни водопровода, ни электричества, а потому снижение тарифов никак не сказалось на их положении, зато отразилось на их готовности (или неготовности) голосовать за нынешнего президента.
Экономика серьезно пострадала и в результате закрытия границ. Прогнозы, касавшиеся ее роста, были пересмотрены в сторону уменьшения - с 7,5% до 1,5%. Соответственно, прогнозируются расширение масштабов бедности, снижение объема налоговых поступлений, т.е. государственных доходов, а это, в свою очередь, может свести на нет экономические успехи, достигнутые в последние годы [18].
ПРОБЛЕМА СЕПАРАТИЗМА
Важной проблемой, с которой пришлось столкнуться Акуфо-Аддо во время первого срока президентства и почти непосредственно перед декабрьскими выборами, стал всплеск сепаратистских настроений на востоке страны - в регионе (области) Вольта с преимущественным проживанием эве.
25 сентября 2020 г. были совершены нападения на полицейские участки в расположенных в Вольте городах Меле и Авейме. Ответственность за атаки взял на себя Фронт восстановления Западного Тоголенда (ФВЗТ - Western Togoland Restoration Front) [19] - одна из сепаратистских группировок, выступающих за отделение от Ганы исторической территории Западного Тоголенда (ЗТ)6, границы которого почти совпадают с границами нынешней области Вольта.
Прежде чем ситуацию удалось взять под контроль, нападавшие перекрыли основные дороги, ведущие в регион, подняли флаги нового «государства» и, захватив несколько радиостанций, потребовали освобождения заключенных, находящихся в тюрьмах страны за сепаратистскую деятельность [20]. Через 4 дня было совершено новое нападение в г. Хо - столице Вольты.
Сепаратизм эве уходит своими корнями в колониальный период. В 1884 г. территория Западного Тоголенда была колонизирована Германией и включена в состав протектората Того, который тогда назывался Тоголендом. После поражения Германии в Первой мировой войне протекторат был разделен между Францией и Великобританией. Западный Тоголенд оказался частью британского Золотого Берега, и в 1957 г., когда эта колония получила независимость, вошел в состав суверенной Ганы. В свою очередь, французский Тоголенд обрел независимость в 1960 г. и стал суверенным государством Того. В результате, территория проживания народа эве была разделена на две части ганско-тоголезской границей.
Если в колониальный период Западный (Британский) Тоголенд пользовался некоторой политической автономией в составе Золотого Берега, то после интеграции в Гану он полностью утратил самостоятельность, был маргинализирован в политическом и экономическом отношениях. Малейшие проявления националистами эве недовольства жестоко подавлялись; их лидеры либо высылались из страны, либо оказывались в заключении. В большей или меньшей степени всем ганским правительствам пришлось иметь дело с «кризисом в Западном Тоголенде».
Когда Того получило независимость, эве по обе стороны границы начали вынашивать идею создания автономного Тоголенда в составе Того. Эти настроения поддерживал первый президент Того Сильванус Олимпио. После подавления в 1960 г. режимом Нкрумы восстаний эве 5700 сторонников воссоединения бежали в Того. Отношения между лидерами двух стран обострились до такой степени, что, когда Олимпио был убит 13 января 1963 г. в ходе военного переворота, в Того начали распространяться слухи о причастности Нкрумы к этим событиям [21].
Переворот 1966 г. в Гане, в результате которого Нкрума был смещен с поста президента, привел к возрождению среди эве националистических настроений. В начале 1970-х гг. в Вольте возникло сепаратистское Национально-освободительное движение Западного Тоголенда (National Liberation Movement of Western Togoland), известное как ТОЛИМО, которое потребовало независимости ЗТ. Движение было подавлено посредством масштабных арестов, и в течение полутора десятилетий вольтийские сепаратисты не занимались активной деятельностью.
В 1994 г. была основана организация - Фонд национальной исследовательской группы (ФНИГ, Homeland Study Group Foundation, HSGF), долгие годы действовавшая в подполье, но в 2017 г. предпринявшая попытку декларации независимости Западного Тоголенда и добившаяся членства в международной Организации наций и народов, не имеющих представительства (Unrepresented Nations and Peoples Organization, UNPO). В 2017-2020 гг. ФНИГ неоднократно организовывал демонстрации и марши протеста против правительственной политики, а его лидеры и рядовые члены подвергались арестам, хотя Фонд последовательно придерживался ненасильственных методов борьбы [22].
В свою очередь, лидеры созданного в 2019 г. ФВЗТ, напротив, призывают к использованию в борьбе за независимость тактики насилия, о чем свидетельствуют, в частности, сентябрьские события 2020 г., когда в ходе нападения боевиков на полицейские участки погибло несколько полицейских.
Почему сепаратисты активизировались именно в 2017 г.?
В ходе предвыборной кампании 2016 г. Акуфо-Аддо пообещал жителям восточных районов страны «разобраться» с проблемой Западного Тоголенда, таким образом возродив подавленные на довольно долгое время надежды эве даже не столько на отделение7, сколько на преодоление маргинализации, на расширение представительства эве, составляющих 14% 29-милионного ганского населения, в центральных органах власти, на развитие социальной (школы, больницы), дорожной и прочей инфраструктуры, почти полностью отсутствующей в регионе.
Между тем, 12 октября 2017 г., вместо того чтобы заняться решением социально-экономических проблем Вольты, президент создал специальную комиссию для изменения административных границ страны. В декабре 2018 г. в Гане состоялся референдум по вопросу о формировании новых округов [23]. По итогам голосования область Вольта была разделена на 2 части: северные районы превратились в регион Оти, а южные сохранили прежнее название «Вольта».
Северяне, чувствовавшие себя маргинализированными в рамках не только всего государства, но и области Вольта - по сравнению с более развитым югом региона, приветствовали разделение. Южане посчитали это решение неправомерным, восприняв его как попытку расколоть и ослабить эве [24], которые оказались отделенными от сородичей не только в Того, но и в Оти. Создание Оти символизировало ущемление интересов и тех групп, которые стремились к отделению от Ганы, и тех, которые выступали за сохранение целостности Западного Тоголенда. Естественно, это не могло не привести к обострению в отношениях между жителями Вольты и центральной властью.
Надо сказать, что перспективы отделения ЗТ представляются весьма слабыми.
Во-первых, мировое сообщество в лице ООН и Африканского Союза выступает за территориальную целостность африканских стран в целом и Ганы, в частности. Во-вторых, правительство выработало ряд раскольнических и репрессивных тактик, которые пока оказываются успешными в сдерживании сепаратистской деятельности и в побуждении националистов эве к использованию менее насильственных и более контролируемых форм протеста.
В-третьих, сепаратистские требования несостоятельны, т.к. не отражают волю всех этнических групп, проживающих в регионе, например, довольно крупной народности гуан, не имеющей ни территориальных претензий, ни желания выйти из состава Ганы. В-четвертых, становится все более очевидным, что между различными группировками существуют заметные разногласия по поводу статуса и путей развития ЗТ.
В настоящее время в области Вольта, кроме ФНИГ и ФВЗТ, существуют и более мелкие сепаратистские организации, имеющие различные цели: 1) отделение от Ганы и создания независимого государства Западный Тоголенд; 2) формирование единого «Эвеленда» в составе Западного и Восточного Тоголендов, т.е. объединение ганских и тоголезских территорий с преимущественным проживанием эве; 3) более полная автономия ЗТ в границах Ганы8.
Более того, сразу после сентябрьских событий 2020 г. ФВЗТ выпустил пресс-релиз, в котором заявил (видимо, чтобы создать себе более прочную базу поддержки), что «бездействующий» ФНИГ не имеет никакого отношения к нападениям на полицейские участки. В ответ лидеры ФНИГ выступили с заявлением, осуждавшим насильственные действия конкурирующей организации [22].
То есть, даже если претензии значительной части жителей маргинализированных районов, произвольно разделенных административными границами, в известной мере правомерны, их неспособность добиться отделения или большей автономии региона связана не только с сопротивлением режима, но и с отсутствием единства в рядах сепаратистов.
Правительство Акуфо-Аддо ответило на сентябрьские события арестами лидеров движения и введением в Вольту армейских подразделений. В регионе начались демонстрации протеста против «правительственных репрессий». С призывами к президенту вывести войска выступили религиозные и традиционные лидеры, оппозиционная партия Национальный демократический конгресс Дж.Махамы, общественные и правозащитные организации, недовольные, прежде всего, действиями военных, осуществлявших насилие в отношении не только боевиков, но и гражданских лиц [26]. Сепаратисты «удачно» выбрали время для выступления: действия правительства лишили Акуфо-Аддо поддержки значительной части населения не только Вольты, но и других районов страны.
РОССИЙСКО-ГАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Гана проводит активную внешнюю политику: развиваются ее связи со странами Запада, прежде всего с США, Канадой, Великобританией, Францией и Германией, которых правительство Акуфо-Аддо рассматривает в первую очередь как источник финансовой помощи и инвестиций. В последние годы на подъеме находятся отношения с Китаем, Бразилией и Индией.
Между тем, сохранение Наной Акуфо-Аддо поста президента Ганы можно рассматривать как фактор, способствующий и расширению контактов между этой крупной, второй в Западной Африке по численности населения, страной и Россией. Российско-ганские отношения имеют дружественный характер; поддерживается регулярный политический диалог, в т.ч. и на высшем уровне [27]. В октябре 2019 г. Акуфо-Аддо был гостем первого саммита и экономического форума «Россия - Африка» в Сочи.
Гана - одни из крупнейших торговых партнеров России в Западной Африке, хотя объем двусторонней торговли не соответствует имеющемуся потенциалу. В 2019 г. товарооборот между двумя странами составил $212 млн, увеличившись на 4,5% по сравнению с 2018 г. Экспорт РФ в Гану в 2019 г. достиг $124 млн, импорт из Ганы - $88 млн. Россия поставляет в Гану продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукцию химической промышленности, древесину, металлы, машины, оборудование, транспортные средства, военную технику и др., вывозит преимущественно какао и какао-продукты, а также фрукты и орехи9 [28].
Инструментом двустороннего сотрудничества является Межправительственная Российско-Ганская комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству, созданная в 2014 г. Существуют договоренности о реализации совместных проектов в таких областях, как энергетика, недропользование, геологоразведка, наземный и морской транспорт, связь, сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции, образование, здравоохранение, фармакология, местное самоуправление и развитие сельских районов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние три десятилетия Гана, безусловно, была одним из наиболее экономически и политически благополучных государств Тропической Африки. С 1992 г. в стране проводились конкурентные многопартийные выборы, и власть неоднократно переходила от правящей партии к оппозиционной и наоборот в результате мирных и прозрачных электоральных кампаний. Это позволило Гане завоевать репутацию «яркой демократической звезды Западной Африки» [14], хотя недавние выступления сепаратистов, к тому же приуроченные к очередным выборам, свидетельствуют о том, что видимая политическая стабильность в Гане маскировала нерешенность серьезных и давно назревших проблем.
Правительство Ганы использует жесткие методы подавления сепаратистских выступлений, забывая, что они редко бывают эффективными, обеспечивают лишь временное решение проблемы и могут привести к эскалации кризиса: этнонационализм весьма привлекателен для групп, находящихся на периферии государственной политики.
Следует признать, однако, что Нана Акуфо-Аддо является достаточно опытным стратегом, способным оперативно принимать решения и эффективно их реализовывать, о чем свидетельствуют его социально-экономическая политика и меры, направленные на преодоление пандемии COVID-19. Представляется, что ему удастся разрешить и кризис в Западном Тоголенде, сохранив при этом целостность страны, хотя на это может потребоваться много времени.
Библиография
- 1. Final results of Ghana election 2020: Nana Akufo-Addo win 2020 elections - Ghana Electoral Commission. BBC News. 09.12.2020. https://www.bbc.com/pidgin/tori-55237020 (accessed 11.11.2020)
- 2. 24-hour results declaration possible - EC. GhanaWeb. 30.11.2020. https://www.ghanaweb.com/GhanaHomePage/politics/24-hour-results-declaration-possible-EC-1122446 (accessed 10.12.2020)
- 3. Profile of Nana Addo Dankwa Akufo-Addo, President-elect of Ghana. Ghana Business News. 09.12.2016. https://www.ghanabusinessnews.com/2016/12/09/profile-of-nana-addodankwa-akufo-addo-president-elect-of-ghana (accessed 09.12.2020)
- 4. Ghana election: John Mahama declared winner. BBC News. 10.12.2012. https://www.bbc.com/news/world-africa-20661599 (accessed 09.12.2020)
- 5. Mbaku J.M. The Ghanaian elections: 2016. Brookings. 15.12.2016. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2016/12/15/the-ghanaian-elections-2016 (accessed 09.12.2020)
- 6. Ghana elections: Vote count begins in tight contest. Al Jazeera. 8.12.2016. https://www.aljazeera.com/news/2016/12/8/ghana-elections-vote-count-begins-in-tight-contest (accessed 10.12.2020)
- 7. Patrick S., Adjei N.Ghana: Akufo-Addo and Mahama go head to head in December. The Africa Report. 4.02.2020. https://www.theafricareport.com/22942/ghana-akufo-addo-and-mahama-go-head-to-head-in-december (accessed 10.12.2020)
- 8. Ghana: Statistics & Facts. Statista. 2020. https://www.statista.com/topics/3029/ghana (accessed 12.12.2020)
- 9. Ghana: Share of economic sectors in the gross domestic product (GDP) from 2009 to 2019. Statista. 18.11.2020. https://www.statista.com/statistics/447524/share-of-economic-sectors-in-the-gdp-in-ghana (accessed 12.12.2020)
- 10. 232 out of 260 1D1F factories on track - Trade Minister. Myjoyonline. 09.10.2020. https://www.myjoyonline.com/232-out-of-260-1d1f-factories-on-track-trade-minister (accessed 13.12.2020)
- 11. One-Village, One-Dam: 437 small earth dams at various stages of completion. FAAPA. 08.07.2020. http://www.faapa.info/blog/one-village-one-dam-437-small-earth-dams-at-various-stages-of-completion (accessed 14.12.2020)
- 12. Osei K.O. The End for Ghana’s ‘Power-Cut’ President. The New York Times. 26.12.2016. https://www.nytimes.com/2016/12/26/opinion/the-end-for-ghanas-power-cut-president.html (accessed 15.12.2020)
- 13. Krawczyk K. Ghana Heads to the Polls: What Matters in This Election? ISPI. 26.10. 2020. https://www.ispionline.it/it/ pubblicazione/ghana-heads-polls-what-matters-election-27988 (accessed 15.12.2020)
- 14. Ghana. Freedom House. 2020. https://freedomhouse.org/country/ghana/freedom-world/2020 (accessed 15.12.2020)
- 15. Ghana 2018 Human Rights Report. United States Department of State. 2018. Р. 13. https://www.state.gov/wp-content/ uploads/2019/03/Ghana-2018.pdf (accessed 16.12.2020)
- 16. Country overview: Ghana Driving mobile-enabled digital transformation. GSM Association. 2017. P. 3. https://www.gsma.com/mobilefordevelopment/wp-content/uploads/2020/05/Ghana-Country-Overview.pdf (accessed 17.12.2020)
- 17. Donkor A. For Ghana’s Democracy to Thrive, Citizens Need to Engage. Foreign Policy. 20.11.2020. https://foreignpolicy.com/2020/11/20/ghana-democracy-citizen-engagement-elections-2020 (accessed 18.12.2020)
- 18. Mwainyekule L.H., Frimpong F.B. The Pandemic and the Economy of Africa: Conflicting Strategies between Tanzania and Ghana. Digital Government: Research and Practice. September 2020. Vol. 1, № 4, Article 33, pp. 1-8.
- 19. Atta-Asamoah A. Recent attacks raise questions about how secessionist tendencies have been managed in post-independence Africa. Institute for Security Studies (ISS). 06.11.2020. https://issafrica.org/iss-today/are-africas-borders-sacrosanct-ghanas-western-togoland-crisis (accessed 18.12.2020)
- 20. Suuk M., Nebe C., Sakpa D. Ghana's Western Togoland region declares sovereignty. DW. 25.09.2020. https://www.dw.com/en/ ghanas-western-togoland-region-declares-sovereignty/a-55051426 (accessed 18.12.2020)
- 21. Laglo A. British Togoland Movement: an Offshoot of Historical Creations. UIT. May 2019. Р. 44. https://munin.uit.no/bitstream/handle/10037/15753/thesis.pdf?isAllowed=y&sequence=1 (accessed 18.12.2020)
- 22. Western Togoland: 60 Members of Homeland Study Group Released. UNPO. 22.10.2020. https://unpo.org/article/22103 (accessed 19.12.2020)
- 23. Shaban A.R.A. Ghana referendum vote towards creation of six new regions. Africanews. 27.12.2018. https://www.africanews.com/2018/12/27/ghana-referendum-for-creation-of-six-new-regions-underway (accessed 19.12.2020)
- 24. Dzigbodi-Adjimah K. Oti Region: The First Step Towards The Balkanisation of Volta Region. The Catalyst Newspaper. 21.08.2017. https://www.facebook.com/thecatalystgh/posts/oti-region-the-first-step-towards-the-balkanisation-of-volta-region-prof-dzigbod/1428598393876281 (accessed 19.12.2020)
- 25. Bulgarelli A. Togoland’s lingering legacy: the case of the demarcation of the Volta Region in Ghana and the revival of competing nationalisms. The Australasian Review Of African Studies. December 2018. Vol. 39, № 2, pp. 222-238.
- 26. Oduor M. Ghana deploys military in the volatile Volta region ahead of election. Africanews. 30.11.2020. https://www.africa-news.com/2020/11/30/ghana-deploys-military-in-the-volatile-volta-region-ahead-of-election (accessed 19.12.2020)
- 27. Denisova T.S., Kupriyanov P.I. 2017. To the 60th Anniversary of the Independence of Ghana. Asia and Africa today. № 10. (In Russ.)