- Код статьи
- S032150750014285-5-1
- DOI
- 10.31857/S032150750014285-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №3
- Страницы
- 31-39
- Аннотация
На рубеже ХХ-XXI вв. в мире произошел сдвиг общей парадигмы развития в сторону придания ему более устойчивого характера, что было зафиксировано в целом ряде международных документов. Япония давно предпринимает активные шаги в этом направлении, в т.ч. разрабатывая и собственные инновационные концепции. В статье представлены результаты многолетнего изучения автором продвижения Японии к устойчивому развитию, созданию общества нового типа. На основе изучения многочисленных документов и программ, как международных, так и японских, проанализированы особенности подхода Японии к концепции устойчивого развития и путей его реализации.
Результаты представленного исследования показывают, что, хотя японский путь устойчивого развития отличает широкий подход, в стране, испытавшей на рубеже 1960-70-х гг. настоящий экологический кризис, в первую очередь, он имеет экологическую ориентацию. В то же время на современном этапе особое внимание в Японии уделяют созданию общества нового типа, подчеркивая необходимость изменения образа жизни, поведения всех людей во всем мире, а также важность распространения передового опыта и оказания помощи менее развитым странам.
С учетом предыдущих успехов, и прежде всего японского опыта распространения дифференцированного сбора бытовых отходов, начинавшегося с экспериментов в отдельных муниципалитетах и давно уже ставшего образом жизни всех жителей страны, можно ожидать, что и в создании устойчивого общества Япония будет одним из первопроходцев, а потому изучение ее опыта представляет особый интерес.
- Ключевые слова
- Япония, устойчивое развитие, устойчивое общество, экологические проблемы, управление отходами
- Дата публикации
- 28.03.2021
- Всего подписок
- 25
- Всего просмотров
- 71331
ВВЕДЕНИЕ
Человек с самого своего появления на Земле оказывает воздействие на окружающую среду. Однако поначалу, когда его зависимость от природы была большой, присутствовало сознательное отношение к природе. Японцы, и в силу своих древних религиозных убеждений и прочих традиций (концепции сатояма и моттаинай), и ментальности, долгое время сохраняли свою приверженность жизни в гармонии с природой. Будучи страной рисовой культуры, Япония еще с XVII в. являет собой пример общества рециклирования, поскольку после сбора урожая рисовая солома использовалась в самых разных целях (и в качестве удобрения на полях, и топлива; из нее же изготавливали и татами, которыми до сих пор в стране застилают пол, и сандалии дзори) [1].
В немецкоязычном сообществе исследователей окружающей среды распространено мнение, что концепция устойчивости уходит корнями в XVIII столетие, век немецкого лесного хозяйства. И там директора главного горного управления во Фрайбурге, Ганса Карла фон Карловица, автора первого труда на немецком языке по лесоведению, считают отцом-основателем современной идеи устойчивого развития — найти правильный баланс между использованием ресурсов и возрождением природного капитала. Его императив был прост, но убедителен: не собирать больше древесины (или шире - возобновляемых ресурсов), чем может воспроизвестись в данный период времени [2]).
Иными словами, местные традиции нередко предлагают устойчивые альтернативы современному обществу с его идеалом потребления и деградации. С развитием цивилизации постепенно сложился имидж планеты, почти не имеющей внешних ограничений для воздействия человека: «бескрайнее пространство, в котором расширение, производство, потребление и неограниченный рост являются позитивными парадигмами для развития цивилизации» ([3; 4]). Как отметили ученые Манчестерского университета Р.Ходжсон и С.Пердан [5], в настоящее время технология позволяет изменить «практически любую часть Земли» (цит. по: [4]). Изменение окружающей среды, возникновение острых экологических проблем заставило человечество задуматься о своих действиях, обратить внимание на пагубные последствия грубого вмешательства в природу. Опубликованный в 1972 г. американским ученым, бывшим директором трех университетских научных институтов Д.Медоузом и др. доклад Римскому клубу «Пределы роста» имел большой резонанс и оказал воздействие на уже начавшееся понимание опасности загрязнения окружающей среды, взаимосвязи между экологическими проблемами и экономическим ростом. Большинство стран мира тогда же приступило к поиску путей сокращения отрицательного воздействия экономического развития на окружающую среду.
В это время Япония, несмотря на свойственное ей бережное отношение и уважение к природе, как и остальные развитые страны потерявшая связь со многими исконными традициями сохранения природы, переживала настоящий экологический кризис, явившийся следствием ее послевоенного «экономического чуда». В стране создавалась система природоохранных органов, в 1971 г. появилось Управление по окружающей среде (в 2001 г. преобразованное в министерство), и в Японии, в одной из первых, начала формироваться экологическая политика, довольно быстро выделившаяся в самостоятельное направление государственной политики. А в конце 1980-х произошла глобализация экологической политики, и Япония активно включилась в международное сотрудничество, все больше претендуя на лидерство в экологической сфере.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ПОДХОДА
Современная концепция устойчивого развития впервые обсуждалась на Конференции ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме в 1972 г., но всемирную популярность приобрела со времен доклада «Наше общее будущее» (или «Доклад Брунтланн», 1987 г.) и самой крупной встречи на высшем уровне по экологической проблеме «Саммита Земли» в Рио-де-Жанейро (1992 г.). В 1997 г., в дополнение к подписанной на саммите в Рио Рамочной конвенции ООН об изменении климата, содержащей принципы действия стран по проблеме изменения климата, во избежание глобального потепления был подписан Киотский протокол, предполагающий сокращение выбросов парниковых газов.
В то время считалось, что необходимые для предотвращения потепления климата меры будут препятствовать экономическому росту, однако, как уже показала практика, многие из таких мер, напротив, оказываются его драйверами. В Японии это четко просматривается на примере развития возобновляемой энергетики, и прежде всего, солнечной, в области которой она является одним из мировых лидеров.
В преддверии наступления миллениума, вследствие наличия целого ряда требующих принятия безотлагательных мер, человечество серьезно озаботилось необходимостью изменения общей парадигмы развития в сторону создания устойчивого общества. Американский биолог и эколог, один из основателей современного экологического движения, Барри Коммонер еще в 1971 г. одним из первых отметил взаимосвязь проблем окружающей среды с проблемами, больше всего угнетающими современный мир. В широко известной книге «Замыкающий круг» [6] он сформулировал 4 закона экологии: 1. Все связано со всем; 2. Все должно куда-то деваться; 3. Природа знает лучше; 4. Ничто не дается даром.
Современная концепция устойчивого развития включает три основных столпа: экологический, экономический и социальный. В 2000 г. были согласованы Цели развития тысячелетия, в основном касающиеся социальных проблем (искоренение голода и крайней нищеты, всеобщее начальное образование, гендерное равенство и т.д.) в развивающихся странах. В апреле 2015 г. в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата было подписано Парижское соглашение, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 г. (удержание роста глобальной средней температуры намного ниже 2 °C). А в сентябре 2015 г., в принятой на Саммите ООН по устойчивому развитию «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», сформулировано 17 универсальных целей устойчивого развития (ЦУР), охватывающих широкий круг экологических, социальных и экономических задач, применимых как к развивающимся, так и к развитым странам.
Достижение всех целей одновременно, безусловно, затруднительно, поэтому в 2017 г. в специальной резолюции ООН 17 целей были преобразованы в более достижимые, а приоритет был отдан искоренению крайней нищеты, развитию в интересах всех и решению основополагающих проблем глобальной устойчивости, таких как изменение климата. В июле 2020 г. ООН было отмечено, что определенный прогресс есть, но в целом деятельность по достижению поставленных целей продвигается в недостаточном темпе и масштабе и следующее десятилетие должно стать десятилетием амбициозных действий, а главные задачи — принятие мер по борьбе с растущей нищетой (ввиду пандемии COVID-19 проблема усугубилась. — И.Т.), расширению возможностей женщин и решение проблемы изменения климата [7].
Чаще всего устойчивое развитие определяется как удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Есть и другие формулировки, например, «Повышение качества жизни человека при жизни в пределах ассимилирующей способности экосистем» (1991) или: «Устойчивое развитие происходит тогда, когда все люди могут жить полноценной жизнью, не унижая нашу планету» (2007) [8]. Первое из приведенных определений на сегодня представляется наиболее удачным.
В докладе ООН «От переходного периода к трансформации: устойчивое и всеобъемлющее развитие в Европе и Центральной Азии»1 в качестве основной парадигмы развития предложено «человеческое измерение». Для перехода к устойчивым моделям необходимо, чтобы социально-экономическое развитие протекало параллельно с заботой об окружающей среде и учитывало интересы всех людей Земли, способствовало повышение уровня и качества жизни.
Критерии устойчивого развития крайне сложны, но в общем виде они представляют группы индикаторов, относящихся, прежде всего, к экологической, экономической и социальной сферам, а также включающих институциональные и политические факторы.
В настоящее время концепции устойчивого развития отведена главная роль в планировании и определении всей жизни общества во многих странах мира, и стратегии развития государств исходят из разумного сочетания экологических, экономических и социальных принципов. Ставится задача добиваться повышения уровня жизни людей, не допуская разрушения экосистем Земли и появления экологических проблем.
Что касается Японии, то еще до формулирования Повестки дня на период до 2030 г. она предпринимала шаги и реализовывала комплексные меры по продвижению к устойчивому обществу как в экологической, так и экономической и социальной сферах. По заверению самих японцев, она приступила к созданию «общества равных возможностей и всеобщего участия, в котором каждый человек может полностью реализовать свой потенциал. В соответствии с этим идеалом Япония продвинулась вперед, реформируя свои соответствующие системы»2.
Соглашаясь с тем, что некоторые достижения в разной мере есть во всех сферах, особо выделим деятельность, прежде всего, японского правительства в экологической сфере. Большинство ученых именно экологическим факторам отводят главную роль в достижении устойчивого развития. И Япония как раз являет собой пример страны, которая во главу угла ставит цели эффективного использования ресурсов и защиты окружающей среды.
В 1993 г. в развитие достаточно успешно действовавших «Закона о контроле загрязнения окружающей среды» (1967 г., в значительной степени благодаря принятию которого Япония и преодолела экологический кризис) и «Закона о сохранении природы» (1972 г.) в Японии приняли «Основной закон об охране окружающей среды», который называют «Экологической Конституцией». В качестве одного из трех основных принципов экологической политики в нем заявлено создание устойчивого общества, в котором экологические нагрузки, возникающие в результате деятельности человека, сведены к минимуму3.
Среди всех экологических проблем особое значение имеет управление бытовыми отходами, поскольку, превратившись в общество потребления, Япония стала их крупным производителем. Первоначально проблема отходов в стране решалась, в основном, путем избавления от них всеми способами (закапывании, сжигании, сбрасывании в море и т.п.). Однако постепенно там родилась современная концепция общества рециклирования, основанная на принципе 3R (Reduce, Reuse, Recycle). Возложение обязанности по сортировке мусора на граждан страны началось в 1980-е гг. в качестве экспериментов в отдельных муниципалитетах, а к началу XXI в. раздельный сбор бытовых отходов стал образом жизни всего населения страны.
Все в большем числе муниципалитетов мусор сортируют на все большее число категорий. Особенно в этом отношении выделяется Камикацу, небольшой поселок в горах на острове Сикоку, где отдельно сортируют 45 видов отходов. Поселок прославился инициативой принятия декларации нулевых отходов (к 2020 г.) [9]. Изначально это было связано с тем, что перевозка и сжигание отходов на близлежащем к поселку заводе обходилась в 6 раз дороже, чем налаживание собственной системы утилизации отходов, и довольно быстро удалось добиться рециклирования 80% образующихся в поселке отходов [10].
В результате многолетних изысканий на основе принципа 3R в Японии была разработана инновационная концепция общества с устойчивым материальным циклом, и в 2000 г. принят Основной закон о таком обществе. Суть этой концепции: потребление ресурсов и образование отходов должны быть сведены к возможному минимуму [11]. Реализация этой концепции на базе 3-х одноименных планов (2003, 2008, 2013) привела к определенным успехам: совершенствованию системы управления отходами, улучшению экологической ситуации в стране и повышению качества жизни.
В Японии захоронению подвергается теперь только 1% общего числа бытовых отходов по сравнению, например, с 49% в Австралии. Японцы добились и почти максимальных показателей рециклирования некоторых видов твердых бытовых отходов: стеклянных и пластиковых бутылок, железных и алюминиевых консервных банок. В 4-м плане создания общества с устойчивым материальным циклом (2018) отмечается, что с 2000 г. наблюдался заметный прогресс в области увеличения производительности ресурсов, который, однако, затем остановился4.
С начала XXI в. заметно стремление Японии отойти от строго экологической модели устойчивого развития к более всеохватывающему подходу, позволяющему увязать охрану экологической среды с экономическим ростом и социальными ценностями. Во всех уже упомянутых планах по созданию общества с устойчивым материальным циклом акцентируется важность изменения общества, образа действий людей.
Дело в том, что главным источником экологического следа — показателя, позволяющего оценить антропогенную нагрузку на окружающую среду, является повседневная жизнь людей. Это означает высокую зависимость этого индикатора от образа жизни и потребительского поведения всех граждан страны. На его величину и состав большое влияние оказывают социально-экономические факторы, уровень доходов, потребляемые продукты питания, товары и услуги, а также образующиеся отходы — все это становится частью экологического следа страны.
Особое внимание к преобразованиям такого рода четко видно и в последнем японском плане по защите окружающей среды, подготовленном в 2018 г.5. В преамбуле этого плана вновь акцентируется то, что японская культура основана на гармонии с природой и японцы ее тонко чувствуют благодаря длительному взаимодействию с ней. Именно таким образом возникли и японское традиционное искусство, и современная культура производства. Но вследствие зависимости от зарубежных ресурсов, урбанизации, быстро прогрессирующего старения и убыли населения взаимосвязь между людьми и природой и связи между людьми размываются, и традиционные сообщества все более теряются.
В этой связи в Японии полагают, что для поддержания жизнеспособности страны на местах важно создавать разнообразные привлекательные региональные модели жизнедеятельности на базе использования уникальных местных отличительных особенностей. Для восстановления связи между людьми и природой и связей внутри местных сообществ в каждом регионе предполагают делать акцент на ценность местной природы. Так же, как в первых трех планах по созданию общества с устойчивым материальным циклом, подчеркивалась важность изменения поведения людей, во всех новых планах - по созданию общества с устойчивым материальным циклом, новом экологическом (2018), новом энергетическом (2018) - акцентируется важность перехода к устойчивому образу жизни и потребления.
В новом экологическом плане выделено 6 приоритетных стратегий, и почти все они, так или иначе, предполагают изменение образа жизни японцев. К числу основных направлений необходимых изменений относятся следующие.
Во-первых, поскольку в соответствии с Парижским соглашением Япония планировала к 2030 г. сократить выброс парниковых газов на 26% против уровня 2013 г. (а теперь намерена к 2050 г. выйти на нулевой уровень), надо переходить к энергосберегающим низкоуглеродным продуктам, услугам и деятельности, и именно в этом направлении менять потребительское поведение людей. В этой связи в стране уже с лета 2015 г., развивается национальная кампания «COOL CHOICE», нацеленная на стимулирование людей отдавать предпочтение низкоуглеродным продуктам и услугам - на то, чтобы люди переосмыслили индивидуальные привычки и ценностные ориентиры и делали более осознанный выбор.
Цель этой кампании — просвещение, и прежде всего, молодежи относительно опасности изменения климата и глобального потепления. В Японии любят анимэ, поэтому эту кампанию представляют два персонажа: Кими-но Има и Кими-но Мирай6. Первая (ее имя переводится как «твое настоящее») - безответственный персонаж, не заботящийся об окружающей среде. Она не выключает свет, часто не закрывает плотно холодильник и т.д. В противоположность ей — Кими-но Мирай («твое будущее») — из параллельного мира. Она делает более умный и экологичный выбор. В августе 2020 г. эти персонажи стали официальными символами Министерства окружающей среды.
В Японии не строят иллюзий относительно человеческой природы и подчеркивают, что для успеха кампании важно помочь людям связать глобальное потепление с их собственной жизнью, а также облегчить их свободу выбора, благодаря просветительской работе: рекламируя низкоуглеродные продукты (LED лампы, энергоэффективную аппаратуру), низкоуглеродные услуги; содействуя использованию общественного транспорта и драйв шеринга; и посредством кампаний COOL BIZ, WARM BIZ, ECO DRIVE пропагандируя низкоуглеродный образ жизни.
Меры, принимаемые Министерством по окружающей среде, разнообразны. Например, там решили ежедневно на один час отключать электричество в середине дня, в т.ч. чтобы напомнить об угрозе изменения климата. Обобщая, можно сказать, что в Японии нацелены на широкую пропаганду лозунга: «Действуй, думая о последствиях».
Во-вторых, крайне важно сокращать пищевые отходы. И сделать это можно разными способами. Например, сеть супермаркетов Сэйю всего за один год сократила количество непроданных пищевых товаров на 18% за счет более продуманной их закупки и предложения товаров с подходящим к концу, но еще не истекшим сроком хранения, своим сотрудникам.
В-третьих, предполагается строить низкоуглеродные и полезные для здоровья дома с нулевым потреблением энергии, распространять использование возобновляемых источников энергии, экономить энергию путем улучшения изоляционных свойств домов и использования высокоэффективного оборудования.
С 2020 г. в стране вводятся обязательные стандарты энергоэффективности для всех новых зданий и сооружений. Поощряется строительство не потребляющих электроэнергию домов. Несколько ранее, в 2017 г., японский Совет на науке разработал дорожные карты для продвижения к здоровому низкоуглеродному образу жизни, городам и зданиям, которые включают 4 основных направления: повышение мотивации для нового устойчивого низкоуглеродного образа жизни и потребительских предпочтений; разработка устойчивых низкоуглеродных городов и транспортных систем для стареющего общества; ускорение ввода низкоуглеродных жилых и прочих зданий, отвечающих требованиям сохранения здоровья людей и выработки зеленой энергии; содействовать распространению низкоуглеродных городов, зданий, транспортных систем во всех странах Азии.
В-четвертых, акцентируется необходимость пропагандировать важность хождения пешком, езды на велосипеде, что сократит выбросы углекислого газа и будет способствовать увеличению продолжительности жизни людей.
В-пятых, намечается содействие реформе стиля работы — распространение работы на дому. Это поможет и совершенствованию баланса между работой и домом: увеличит время для ухода за детьми и престарелыми, занятиями хобби и пр., а также будет способствовать и повышению производительности труда. Предполагается поддерживать эту реформу посредством визуализации экологических эффектов.
Трудно не согласиться с оценкой японских ученых, анализировавших японскую национальную и местную систему управления для достижения целей устойчивого развития (ЦУР), в том, что Япония имеет относительно хорошо структурированные «видение и постановку задач», «исследования и оценку ситуации» и «разработку стратегии», но сталкивается с проблемами в отношении «реализации» и «мониторинга, оценки и обзора» [12].
Действительно, сильной стороной японцев, с нашей точки зрения, является способность заранее предугадывать поворот событий - видеть назревающие проблемы еще до их появления, разрабатывать концепции и составлять планы. А реализация нередко тормозится бюрократическими процедурами и еще в большей степени тем, что до конца еще не осознана, и не только в Японии, необходимость холистического подхода.
С другой стороны, как подчеркивает немецкий профессор Рейнхард Лоске, специалист по устойчивому развитию и обществу, существует реальная опасность того, что устойчивое развитие рано или поздно превратится в технократическую концепцию, не учитывающую социальные и культурные аспекты: «Устойчивость - это больше, чем просто вычисление и определение лимитов и бюджетов (выбросов); это об общем видении, политических стратегиях, изменении образа жизни и новых социальных практиках» [2]. С нашей точки зрения, Япония как раз выбрала правильный путь.
ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА ЯПОНИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Правовая база для поддержки реализации ЦУР в Японии все еще отсутствует, но в мае 2016 г. был создан возглавляемый премьер-министром «Штаб по продвижению ЦУР», в который входят все члены кабинета министров с тем, чтобы «обеспечить общегосударственный подход к реализации Повестки дня на период до 2030 года»7. Кроме того, в рамках этого образования есть «Круглый стол по продвижению ЦУР», в работе которого принимают участие многие заинтересованные стороны, включая представителей частного сектора, научных кругов и неправительственных организаций. Заседания «круглого стола» координируются кабинетом министров и министерством иностранных дел8.
8. Japan's role in achieving the Sustainable Development Goals (SDGs) 2020. Ministry of Foreign Affairs. >>>> mofaj/gaiko/oda/sdgs/pdf/sdgs_gaiyou_202009.pdf (accessed 15.09.2020). (In Jap.)
В декабре того же года на основе обсуждений в рамках «круглого стола» согласованы «Руководящие принципы реализации ЦУР», которые в декабре 2019 г. были пересмотрены 9, что свидетельствует о весьма активной деятельности этого органа.
В июне 2017 г. учреждены специальные ежегодные премии за достижения в области продвижения ЦУР. Право на их получение имеют все компании и организации, базирующиеся в Японии, которые прилагают заметные усилия для достижения ЦУР как на национальном, так и на международном уровне. Штаб-квартира по продвижению ЦУР определяет победителей на основании мнений широкого круга заинтересованных сторон, обладающих опытом в реализации ЦУР. Критериями отбора являются значительные достижения, универсальность, участие и интеграция, а также прозрачность и подотчетность, что является и основными принципами «руководства по реализации ЦУР».
К настоящему времени прошло три церемонии награждения. В 2019 г. главной премии, вручаемой премьер-министром, удостоилась Ассоциация торговой улицы Уомати (в Осака), решающая на местном уровне такие проблемы, как помощь бездомным, сокращение пищевых отходов, поддержка молодых предпринимателей и работающих матерей.
План действий по ЦУР принимается ежегодно в декабре, но может корректироваться в течение года. Характерно, что некоторые местные органы власти Японии начали включать ЦУР в свои планы и стратегии. Это совпало с запуском в 2018 г. проектов ЦУР по «Городам будущего», и уже в 2019 г. 29 органов местного самоуправления опубликовали свои собственные планы развития городов по ЦУР [12].
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЯПОНИИ
На современном этапе обращает на себя внимание, прежде всего, широкий подход Японии к пониманию устойчивого развития. Во многих основополагающих документах страны устойчивое развитие рассматривается в контексте реагирования на глобальные проблемы с учетом концепции безопасности человека (на ее включение в «Повестку дня в области устойчивого развития» настаивала именно Япония).
Путем переосмысления целей устойчивого развития с учетом своих национальных условий Япония определила для себя 8 приоритетных областей, которым следует уделить особое внимание. Это включает: расширение прав и возможностей всех людей; достижение хорошего здоровья и долголетия; создание рынков роста, возрождение сельских районов, содействие научно-технической и инновационной деятельности; устойчивое и жизнестойкое землепользование, содействие созданию качественной инфраструктуры; энергосбережение, возобновляемые источники энергии, меры противодействия изменению климата и общество с устойчивым материальным циклом; сохранение окружающей среды, включая биоразнообразие, защиту лесов и океана; создание мирного и безопасного общества; укрепление средств и механизмов для осуществления ЦУР 10. Для эффективных действий в этих областях в «Руководящих принципах по реализации ЦУР» Японии обозначено 140 конкретных мер, принятие которых необходимо как внутри страны, так и за рубежом.
Нельзя не заметить, что в этом перечне отсутствует такая, все еще крайне актуальная для Японии, проблема, как гендерное неравенство. Несмотря на то, что в стране реализовывался целый ряд программ, направленных на создание равных условий в обществе для обоих полов, и имеющийся прогресс (например, мэром Токио на второй срок подряд в 2020 г. избрана Юрико Коикэ), Япония отстает в этой сфере от других развитых стран.
В 2019 г. по индексу гендерного разрыва она занимала 121-е место среди 153 стран. Независимый международный фонд Bertelsmann дал Японии более высокие оценки за достижения в области реализации 4-й и 9-й целей устойчивого развития (качество образования и инновации) и более низкие за 5-ю цель — гендерное равенство11.
В Японии полагают, что принятие мер, связанных с ЦУР, должно стать национальным движением, а для этого важно содействовать формированию ясного понимания сути ЦУР каждым японцем, тогда как пока информированность граждан относительно ЦУР все еще недостаточна. С этой целью под руководством Штаба по продвижению ЦУР в стране будет делаться все возможное для повышения уровня осведомленности общественности путем проведения информационных кампаний в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами. С целью воспитания у молодежи, которой предстоит возглавлять общество после 2030 г., компетенций будущих создателей устойчивых обществ и мировых лидеров, в Японии содействуют образованию в интересах устойчивого развития, поощряя получение знаний о ЦУР в школах, домохозяйствах, на рабочих местах и в местных сообществах.
Поскольку как деятельность предприятий, так и стиль жизни людей должны базироваться на принципе 3R, правительство, местные органы самоуправления и частные предприятия в тесной взаимосвязи способствуют формированию в обществе понимания принципа 3R, всеми способами распространяют эти знания. Помимо проходящего ежегодно в октябре «месячника продвижения 3R», создан веб-сайт с говорящим названием Re-Style, на котором в качестве прямого подхода к людям выбран слоган «Свяжем ограниченные ресурсы с будущим. Сейчас мы можем это сделать».
Этот сайт пропагандирует образ жизни, ориентированный на устойчивое развитие. Его основной целевой аудиторией является молодежь, поэтому чтобы увязать призыв к действиям для реализации принципа 3R с интересами молодого поколения, запустили новый контент, включающий песни, танцы, анимацию и видео. В сотрудничестве с различными компаниями и организациями сайт также проводит в супермаркетах и аптеках по всей Японии кампании под девизом «Выбирай! 3R». Возросло и количество предприятий-партнеров Re-Style, призывающих к действию в соответствии с новыми целями.
Важно, что меры, связанные с достижением устойчивого развития, предусмотрены во всех государственных планах и программах Японии последних лет.
УСИЛИЯ ЯПОНИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ
Вероятно, ввиду того, что Японии первой довелось испытать настоящий экологический кризис, она прилагает много усилий для сокращения экологического ущерба и разработки стратегии устойчивого развития в планетарном масштабе.
Особенностью японской концепции устойчивого развития является акцентирование связи развития экономики с развитием человеческого потенциала и необходимости реализации идеи устойчивого развития во всем мире. Развитие, так или иначе, сопряжено с образованием отходов, и Япония активно делится своим опытом с развивающимися странами во избежание повторения ими ее печального опыта.
Япония была инициатором Киотского соглашения, которое для своего времени было несомненным шагом вперед по предотвращению антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата. И теперь она играет ведущую роль в усилиях по противодействию глобальному потеплению. Как отмечает румынская исследовательница Флорин Бончу, устойчивое развитие на глобальном уровне рассматривается Японией как: разнообразное в решениях (каждая страна может иметь свои проблемы и отличные от других решения); связанное с надлежащим управлением, нацеленным на искоренение бедности и содействие либерализации и развитию торговли и инвестиций; основанное на программах соответствующих стран; подкрепленное опытом развитых стран, не понимаемым, однако, как замена собственных усилий каждой страны [13].
В феврале 2015 г. в Японии в качестве руководящего принципа осуществляемой страной иностранной помощи была принята Хартия сотрудничества в целях развития. В помощи развивающимся странам основной упор Япония делает на искоренение бедности, создание мирного и стабильного общества, разделяющего универсальные ценности, и «построение устойчивого международного сообщества на основе усилий по решению глобальных проблем»12. В 2016 г. на эти цели ей было затрачено около $17 млрд, но в Японии полагают, что помимо увеличения объема помощи, важно использовать этот механизм для достижения стратегических целей.
В разных странах осуществляются разные инициативы. В рамках диалога по вопросам политики в области устойчивого развития проводятся совместные рабочие совещания и осуществляется профессиональная подготовка кадров для зарубежных стран. Японский банк международного сотрудничества оказывал поддержку в разработке организационной структуры и развитии людских ресурсов в Индонезии, Филиппинах, Вьетнаме, Малайзии, Катаре.
В целях улучшения здоровья населения в развивающихся странах Азии и сохранения водной среды Япония помогает налаживать систему очистки сточных вод. В 2019 г. в Ханое было проведено уже 7-е совещание по этой проблеме для стран Азии.
Япония начала учитывать элементы ЦУР при оказании помощи при разработке национальных стратегий и руководящих принципов их осуществления. Она помогает развивающимся странам разрабатывать собственные системы реализации ЦУР и внутренние показатели для ЦУР. Так, Японское управление международного сотрудничества помогало индонезийскому правительству в определении национальных целей и показателей по ЦУР, составлении планов действий для достижения ЦУР и разработке механизма контроля и оценки ЦУР. Оно также оказало помощь в разработке плана действий для независимой международной НПО в Руанде «Центр по целям устойчивого развития в Африке», призванной активизировать усилия по достижению ЦУР в 54 африканских странах.
В партнерстве со странами и городами АСЕАН в Азии Япония осуществляет программу создания модельных экологически устойчивых городов, проводит семинары высокого уровня. К 2018 г. этой программой воспользовалось 15 городов. Они получали стартовые финансовые средства для реализации экспериментальных проектов, возможности для профессиональной подготовки и создания региональных сетей [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Япония - страна, пережившая целый ряд радикальных трансформаций, в результате которых она превратилась и остается одним из ведущих игроков в мировом сообществе. Так было и в конце XIX в., когда после «открытия» страны под угрозой превращения в зависимую территорию она быстро пошла по пути индустриального развития и сама стала колониальной державой, и в середине XX в., когда продемонстрировала миру свое экономическое чудо, создав модель догоняющего развития, успешно показавшую себя и в целом ряде других стран.
Результаты проведенного исследования показывают, что японский путь устойчивого развития, отличаясь широким подходом, в первую очередь, характеризуется экологической ориентированностью, проявляющейся как в четком и строгом экологическом законодательстве (выполнение которого контролируется), разработке инновационных концепций, составлении и реализации планов по созданию экогородов, проведении общенациональных кампаний, связанных с проблемами окружающей среды, и т.д., так и в содействии формированию экологической ориентированности бизнеса и каждого члена общества, а также и в международном сотрудничестве.
В то же время в Японии делают акцент на создании общества нового типа, подчеркивая необходимость изменения стиля жизни, поведения всех людей планеты и на важности распространения передового опыта во всем мире, помощи менее развитым и бедным странам.
Основываясь на японском опыте распространения дифференцированного сбора бытовых отходов, начинавшегося с экспериментов в отдельных муниципалитетах, а теперь превратившегося в образ жизни всех жителей страны, можно полагать, что и в создании устойчивого общества Япония будет одним из первопроходцев. Следовательно, изучение японского опыта будет представлять огромный интерес.
Библиография
- 1. Тихоцкая И.С. Япония: инновационный подход к управлению ТБО. Твердые бытовые отходы. 2007, № 2, с. 52-55.
- 2. Tikhotskaya I.S. 2007. Japan: The Innovative Approach to the Solid Waste Management. Solid Waste. № 2. (In Russ.)
- 3. Theories of Sustainable Development. Edited by Judith C. Enders and Moritz Remig. London and New York: Routledge. 2015.
- 4. Werhane P. Environmental Sustainability, New Jersey: Prentice-Hall. 2000.
- 5. Lippert I. Sustainable Development and Strategic Environmental Assessment. Brandenburg University of Technology, Cottbus. 19.11 2004. https://www.researchgate.net/publication/282756076_Sustainable_Development_and_Strategic_Environmental_Assess-ment?channel=doi&linkId=561b811c08ae044edbb3405a&showFulltext=true (accessed 07.09.2020)
- 6. Hodgson S. and Perdan S. Engineering, ethics and the environment. Professional Ethics Series. London: Routledge. 2002.
- 7. Commoner B. The Closing Circle: Nature, Man, and Technology. New York. 1971.
- 8. The Sustainable Development Agenda. SDG Report 2020. Sustainable development goals. https://www.un.org/sustainable development/development-agenda/ (accessed 26.10.2020)
- 9. Hesse S. 'Sustainability' in a Japanese way. Japan Times. 22.02.2009.
- 10. Тихоцкая И.С. Экономико-географические проблемы утилизации отходов в Японии: к обществу с устойчивым материальным циклом. Известия Российской академии наук. Серия географическая, 2010 № 4, с. 40-53.
- 11. Tikhotskaya I.S. 2010. Economic and geographical problems of waste disposal in Japan: towards a Sound Material Cycle Society. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Geographical Series. № 4. (In Russ.)
- 12. Fukue N. Getting to zero: the Japan town trying to recycle all its waste. 16.06.2019. PHYS ORG. https://phys.org/news/2019-06-japan-town-recycle.html/ (accessed 20.11.2020)
- 13. Тихоцкая И.С. Японская инновационная концепция рециклирования ресурсов. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2010, № 4, с. 61-66.
- 14. Tikhotskaya I.S. 2010. Japanese Innovative Concept of Resources Recycling. Moscow State University Vestnik. Series 5. Geography. № 4. (In Russ.)
- 15. Morita K., Okitasari M. & Masuda H. Analysis of national and local governance systems to achieve the sustainable development goals: case studies of Japan and Indonesia. Sustainable Science. 2020. Vol.15. Springer.https://doi.org/10.1007/s11625-019-00739-z (accessed 10.11.2020)
- 16. Bonciu F. The Japanese Concept of Sustainable Development at a Global Level. Romanian Economic and Business Review, Romanian-American University. 2007. Vol. 2. No. 2.
- 17. Wei Chin (Shom) Teoh, Ridronachai Warungkarasami, Toshizo Maeda, Duangchai Paungkaew. ASEAN ESC Model Cities Year 3 (2016/17) Completion Report. Institute for Global Environmental Strategies. April 2018. https://www.iges.or.jp/en/pub/asean-esc-model-cities-year-3-201617/en (accessed 30.10.2020)