- Код статьи
- S032150750014299-0-1
- DOI
- 10.31857/S032150750014299-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №8
- Страницы
- 62-66
- Аннотация
В статье исследуется влияние пандемии COVID-19 на экономику Марокко, а также меры, которые были приняты властями королевства для противодействия ее негативным последствиям. Изначально, незадолго до кризиса, все прогнозы в области здравоохранения, касающиеся Рабата, не были объективными, т.к. не могли учесть будущих изменений в мире. Марокко рассчитывало в 2020 г. на динамичное развитие.
Однако внезапная волна пандемии внесла в экономику сильные изменения. Была нарушена работа важных ее секторов из-за того, что пострадали глобальные цепочки торговли. Зависимость Марокко от иностранного капитала также продемонстрировала хрупкость внутреннего рынка. В частности, королевство столкнулось с замораживанием инвестиций и сокращением валютных переводов представителей марокканской диаспоры за рубежом. Сильнее всего пострадал сектор туризма, негативные сдвиги были отмечены в автомобильном производстве, колебания затронули также банковский сектор страны, зависимый от французских партнеров.
Чтобы смягчить столь сильный удар по экономике Марокко, правительство пошло по пути наращивания внешних займов, что привело к росту долгов до 80% ВВП в 2021 г. Рабат начал разрабатывать ряд программ помощи частному сектору - они затронули микробизнес, малый и средний. Правительство рассчитывает, что путем выдачи льготных ссуд, оно сможет добиться быстрого оживления небольших предприятий. Это снизит безработицу и, возможно, возобновит прежний объем налоговых отчислений.
- Ключевые слова
- Марокко, Рабат, Магриб, пандемия, COVID-19, экономика, экономический кризис, внешние займы
- Дата публикации
- 23.08.2021
- Всего подписок
- 15
- Всего просмотров
- 2316
ВВЕДЕНИЕ
В конце 2019 г. прогнозы западных аналитиков, касающиеся Марокко, были довольно позитивными. Предполагалось, что страна продолжит активное сотрудничество со странами ЕС в области миграции, безопасности и экономики [13]. ВВП страны в 2019 г. составил $119 млрд и ожидалось, что в 2020 г. он вырастет на 3,4% благодаря расширению сельскохозяйственного сектора. Не исключалось и усиление Рабата в таких отраслях, как производство фосфатов и туризм.
Бюджет изначально был утвержден на уровне $34 млрд, дефицит ожидался примерно 3,6%, а инфляция прогнозировалось около 1%. Государственный долг к началу 2020 г. стабилизировался на уровне 65% ВВП1. Для стимулирования экономики руководство страны планировало снизить налоги на легкую промышленность, создать специальный фонд для малого бизнеса и сократить субсидии для предприятий, ориентированных на экспорт товаров и услуг [3, c. 39].
Министр финансов Н.Барака заявил, что Рабат будет выходить на международный рынок суверенных облигаций, объем которых должен был составить $1,5 млрд. Последний выпуск облигаций в 2014 г. на сумму $1,1 млрд был запланирован для диверсификации государственного долга и использования низких процентных ставок [5]. Меры, запланированные на 2020 г., носили тот же характер.
Изменения должны были коснуться и зон свободной торговли (ЗСТ), т.к. государство планировало предпринять шаги для защиты национального производителя, особенно бизнесменов, приближенных к королевскому двору. Правительство хотело заменить ЗСТ на «ускоренные промышленные зоны» и урезать стимулы для транснациональных компаний. Предприятия, уже созданные в ЗСТ, должны были первые 5 лет продолжать работать без уплаты налога на прибыль, а в течение следующих 20 лет налог составил бы 8,75%. Новые компании могли бы по-прежнему получать пятилетнее первоначальное освобождение от налогов, но ставка по их окончанию составила бы 15%.
Несмотря на проблемы в экономике, Марокко сохраняло имидж привлекательного партнера в области инвестиционного партнерства среди североафриканских стран [2, c. 31]. Аналитическое сообщество исключало возможность внезапного обвала мировой экономик.
РЕАГИРОВАНИЕ НА КРИЗИС В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Волна пандемии внесла резкие и неожиданные изменения. Первый случай заражения COVID-19 был зарегистрирован 2 марта 2020 г., носителем стал марокканец, прибывший из Италии2. После 7 завезенных случаев Марокко приостановило сообщение с Италией, Францией, Испанией и Алжиром.
Однако количество зараженных продолжало расти. Эпидемия, в основном, распространилась в столице, Касабланке, Тетуане и Хурибге. Власти приняли решение о закрытии школ и университетов, переведя детей на онлайн-обучение. Марокканцы не имели права передвигаться дальше своего жилого пространства, королевство закрыло мечети и иные места общих собраний, доступными остались только магазины и аптеки.
19 марта 2020 г. правительство объявило чрезвычайное положение в области здравоохранения до июля. Вторая волна пандемии началась осенью, и с 6 сентября 2020 г. власти стали вводить ограничения. Строгие меры привели из-за экономических вызовов к протестным настроениям в таких городах, как Танжер, Фес и Сале [14, p. 55]. В ответ на несоблюдение режима полиция стала арестовывать граждан.
Система здравоохранения Марокко, как и во многих государствах Северной Африки, находится на низком уровне по сравнению с развитыми экономиками мира. Согласно статистике, на 1000 человек приходится 0,73 врача, а больничных коек - 1,1 на 100 тыс. человек. Существует значительное региональное неравенство в предоставлении медицинских услуг: наиболее оснащенные больницы сосредоточены в Касабланке и Рабате, притом, что большая часть бедного населения по-прежнему проживает в сельских районах. Это важный фактор, усложняющий для граждан возможность получить доступ к медицинским услугам [12, p. 22932B].
Согласно заявлению министра здравоохранения М.А.Доукали, в 2019 г., около 40% граждан не имеют медицинских страховок. Как отмечали сами марокканцы, в государственных больницах и поликлиниках - распространена коррупция. Если гражданину нужно получить помощь, то он должен дать за это взятку3. Понимая эти проблемы, власти страны приняли решение открыть диагностические центры даже в мелких городах [7, p. 2]. Однако значительного положительного эффекта это не принесло.
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
Несомненно, введение ограничений и закрытие границ привело к мощным экономическим сдвигам, т.к. пострадали глобальные цепочки торговли. Начала спадать активность частного сектора: пострадало около 70% предприятий4. Стало очевидным, что начнутся задержки выплат корпоративных и подоходных налогов. Негативный эффект был связан и с сокращением перечислений из-за рубежа марокканскими мигрантами своим семьям примерно на 5% (до $6,6 млрд), а также с уменьшением инвестиционных вложений на 49% (до $6,8 млрд)5.
5. Unrest simmers over economy and Covid. https://www.africa-confidential.com/article-preview/id/13123/Unrest_simmers_over_economy_and_Covid (accessed 01.11.2020)
Особенно пострадал туристический сектор, от которого зависит свыше 7% ВВП [1, c. 243]. Национальная туристическая конфедерация констатировала, что число посетителей в 2020 г. сократилось на 98% по сравнению с 2019 г. (13 млн человек), а это привело к потере $3,4 млрд, а также поставило под угрозу 500 тыс. рабочих мест и 8,5 тыс. предприятий. Ранее государственная стратегия Vision 2020 основывалась на том, что королевство войдет в двадцатку лучших туристических направлений. Однако в текущих условиях предполагается, что восстановление предыдущих показателей станет возможным только к 2024 г., поскольку инвесторы и девелоперы будут выжидать более подходящих условий для коммерческой деятельности6.
Беспрецедентный кризис затронул текстильный сектор, обеспечивающий свыше 210 тыс. рабочих мест. С марта по апрель 2020 г. закрылись 90% предприятий. С вызовами столкнулся сектор автомобилестроения, обеспечивающий 27% экспортных продаж и 200 тыс. рабочих мест. Это было связано со сбоями цепочек поставок из Китая деталей для сборки автомобилей, а также с приостановкой работы предприятий - Groupe PSA (Peugeot Société Anonyme) и Renault. Оффшоринг в Марокко пользовался высоким спросом у испанских и французских компаний, но многие из них резко сократили персонал в стране из-за спада клиентского спроса.
Проблемы были отмечены и в банковском секторе, поскольку ключевая опора марокканских банков - французские, а те испытали спад на фондовом рынке (Societe Generale- 6%, BNP Paribas и Natixis - на 5,5%, а Crédit Agricole - на 4%) [4, p. 2]. Чтобы избежать резкой инфляции, Центральный банк Марокко в середине марта 2020 г. снизил ключевую процентную ставку с 2,25% до 2%, а уже в июне до 1,5%7. Благодаря этому средняя ставка по кредитам среди частных банков составила 4,5%.
Вызовом для Рабата в 2020 г. стало отсутствие осадков в зимний период, что привело к проблемам в сельскохозяйственном секторе. Урожай был очень скудным [11, p. 23113C], и уже в конце марта марокканская страховая компания MAMDA выплатила $20 млн в качестве компенсации фермерам в регионе Марракеш-Сафи. Учитывая, что в текущих условиях королевство вынуждено импортировать больше сельскохозяйственных продуктов, весной было решено отменить таможенные пошлины на мягкую и твердую пшеницу, нут, бобы, фасоль и чечевицу.
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИЗИСУ
Для противодействия экономическому кризису 4 апреля 2020 г. кабинет премьер-министра С.А.аль-Османи одобрил закон, который разрешил государству делать неограниченное количество внешних займов, поскольку ранее их объем не мог превышать $3 млрд. Чтобы снизить нагрузку на бюджет, дефицит которого к концу марта прогнозировался около 5,3% ВВП (впервые за 24 года)8, правительство обратилось за внешней помощью.
ЕС заявил о готовности выдать $495 млн, $175 млн, из которых было выделено немедленно. От Арабского валютного фонда королевство получило $336 млн, от Африканского банка развития - $264 млн, от Всемирного банка - $48 млн. Рабат также воспользовался программой осмотрительного кредитования и поддержания ликвидности (precautionary and liquidity line) от МВФ (одобрено было в 2018 г.) на сумму $2,9 млрд9. Поскольку это были не последние заимствования, к началу 2021 г. долг вырос с 65% ВВП до 80% ВВП.
Государство приняло решение о создании специального фонда для поддержки населения. Резкий рост безработицы привел к тому, что ее уровень к концу 2020 г. достиг 12,5%. Пакет помощи составил $1 млрд, но вскоре министр финансов М.Бенчаабун заявил о его увеличении до $3,4 млрд. Гражданам, потерявшим рабочие места, правительство стало выплачивать по $216 в месяц, а тем, кто был занят в неформальном секторе и зарегистрирован в системе медицинского страхования RAMED (Régimed'assistancemédicale),- по $86-130. Власти разрешили населению отсрочить выплаты ипотечных кредитов и по потребительским нуждам.
Королевство задействовало Компенсационный фонд, созданный в 2014 г. Фонд в условии пандемии смог помочь свыше 77 тыс. потерявшим работу гражданам, потратив около $107 млн. Чтобы воспользоваться его выплатами в размере 70% заработной платы, гражданину необходимо было предоставить декларацию о своей зарплате за последние 36 месяцев [10].
К концу мая 2020 г. стало ясно, что Марокко теряет около $16 млн в день из-за кризиса: в первой половине года дефицит бюджета составил около $3 млрд. Для поддержки экономики были разрешены отсрочки налоговых платежей для предприятий с годовым доходом менее $1,9 млн. Государство реализовало стратегию экстренной помощи частному сектору. В рамках программы Damage Oxygene оно взяло на себя ответственность по покрытию до 95% ссуд микропредприятий, малых и средних в течение трех месяцев10.
Министерство экономики запустило две программы гарантирования кредитов. Первая - Relance TPE - направлена на помощь малым предприятиям, ремесленникам и кооперативам с годовым оборотом менее $1,1 млн и гарантирует до 95% кредитов. Вторая - Damane Relance - нацелена на предоставление поддержки малым, средним и крупным предприятиям и гарантирует 80% - 90% суммы займа. Эти ссуды предназначены для покрытия операционных расходов. Выплаты по ним распределяются на 7 лет с двухлетним льготным периодом. Это помогло избежать банкротства 80 тыс. компаниям и сохранить рабочие места [9].
К осени правительство обнародовало план по восстановлению экономики. Основная идея - запуск программ льготных кредитов для частного сектора. Их ставка не может превышать 4%, выплаты ссуд могут продолжаться 4 года с двухлетним льготным периодом. Микро, малые и средние предприятия получили кредиты по такой программе, если их сумма превышала 10% годового оборота, до $1 млн. Средние и крупные предприятия с оборотом более $1 млн брали такой кредит, если эта сумма не превышала их дохода за 1,5 месяца.
В сентябре король Мухаммед VI объявил о новых мерах стимулирования экономики, достигавших $12,8 млрд: они направлены на льготное кредитования частного сектора [6]. Власти выпустили конвертируемые в иностранной валюте государственные облигации в размере $3 млрд тремя траншами: первый - $750 млн (срок погашения 7 лет), второй - $1 млрд (срок погашения - 12 лет), третий - $1,25 млрд (срок погашения - 30 лет)11.
В августе 2020 г. правительство приняло закон, регулирующий создание нового стратегического инвестиционного фонда им. Мухаммеда VI. Первоначальный его капитал составил $1,6 млрд из государственного бюджета. В перспективе объем бюджета этого фонда должен составить около $13 млрд (11% ВВП), из которых $8 млрд - гарантированные государством займы, а $5 млрд - средства, привлеченные из Фонда восстановления.
Ключевая идея работы инвестиционного фонда - финансирование важных отраслей: туризма, промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства. Поддержку будут получать крупные государственные компании и средний бизнес. Частные предприятия смогут воспользоваться этим финансированием в случае выдвижения новых проектов, которые будут оцениваться по ряду критериев: инновации, потенциал роста и влияние на население [8].
Проект бюджета на 2021 г., согласно заявлениям министра финансов М.Бенчаабуна, направлен на восстановление экономики и расширение сектора здравоохранения. Бюджет основан на экономическом предположении о росте реального ВВП на 4,8% в 2021 г. Правительство страны надеется на быстрое оживление частного сектора и увеличение налоговых поступлений, на рост доходов государственного бюджета и увеличения доходов от таможенных сборов на 36%, а также косвенных налогов на 15%. Дополнительные налоги будут введены для компаний с выручкой более $543 тыс. в месяц, а также для граждан, чья заработная плата превышает $13 тыс.
Государство делает столь оптимистичные прогнозы, т.к. стремится к внедрению новой экономической модели, в центре которой должно быть благополучие человека. Согласно докладу Королевского института стратегических исследований, это позволит сократить социальное неравенство и вывести большую часть граждан на уровень среднего класса. Для достижения поставленной задачи королевство намерено изменить территориальное планирование и ускорить региональную интеграцию12.
Однако позитивные прогнозы подвергаются сомнению, ведь перенастройка экономики потребует новых ресурсов и времени. При наилучших условиях рост ВВП в 2021 г. не превысит 3,8%13. Согласно предварительным данным, дефицит бюджета составит 7,8% ВВП в 2021 г., в то время как в 2020 г. он оказался на уровне 8,8%14.
14. Morocco's 2021 budget aims to support economic recovery. http://country.eiu.com/article.aspx?articleid=540314637&Country=Morocco&topic=Economy&subtopic=Forecast&subsubtopic=Fiscal+policy+outlook (accessed 01.11.2020)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ввиду вызовов экономике из-за COVID-19 королевство пошло по пути сотрудничества государства и частного сектора, видя в этом возможность создать благоприятную среду для восстановления национальной экономики. Учитывая нехватку финансовых средств в бюджете, Рабат прибег к внешним заимствованиям. Такие тенденции приведут к очень высокому государственному долгу, а также сильной зависимости национальной валюты от евро. Экономика войдет в глубокую стадию рецессии.
В перспективе страна может восстановиться после мощного удара только к 2023 г., если не столкнется с аналогичными вызовами в течение ближайших двух лет.
Библиография
- 1. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М., МГИМО-Университет, 2015. 392 c.
- 2. Сапронова М.А. Исламские партии и организации. Азия и Африка сегодня. 2018, № 5, С. 30-33. DOI: 10.31857/S032150750001786-6
- 3. Турсунов С.П. Экономические реформы в странах Магриба. Приватизация и либерализация. Азия и Африка сегодня. 2021, № 1, С. 36-42. DOI: 10.31857/S032150750012215-8
- 4. Firano Z., Fatine F.A. 2020. The COVID-19: macroeconomics scenarii and role of containment in Morocco. One Health. Vol. 10, pp. 1-8. DOI: 10.1016/j.onehlt.2020.100152
- 5. Fytatzi K. Morocco pushes business-friendly image with new budget. https://dailybrief.oxan.com/Analysis/DB247544/Morocco-pushes-business-friendly-image-with-new-budget (accessed 01.11.2020)
- 6. Fytatzi K. Morocco’s investment focus may shift. https://dailybrief.oxan.com/Analysis/DB255214/Moroccos-investment-focus-may-shift (accessed: 01.11.2020)
- 7. Hammoumi A., Qesmi R. 2020. Impact assessment of containment measure against COVID-19 spread in Morocco. Chaos, Solitons & Fractals, 110231, pp. 1-8. DOI: 10.1016/j.chaos.2020.110231
- 8. Hatim Y. Moroccan Government Approves Creation of Mohammed VI Investment Fund. https://www.moroccoworldnews.com/2020/11/327241/moroccan-government-approves-creation-of-mohammed-vi-investment-fund/ (accessed 01.03.2020)
- 9. Hatim Y. Morocco’s Loan Guarantee Programs Supported 80,000 Companies. https://www.moroccoworldnews.com/2020/12/328100/moroccos-loan-guarantee-programs-supported-80000-companies/ (accessed 01.03.2020)
- 10. Kasraoui S. Morocco’s Compensation Fund Assisted 77,826 Workers Who Lost Job. https://www.moroccoworldnews.com/2020/12/327735/moroccos-compensation-fund-assisted-77826-workers-who-lost-job/ (accessed 01.03.2020)
- 11. Morocco: COVID‐19 Impacts Poverty. 2020. Africa Research Bulletin: Economic, Financial and Technical Series, Vol. 57 (8). pp. 23113B-23113C. DOI: 10.1111/j.1467-6346.2020.09667.x
- 12. Morocco: Emergency Fund. 2020. Africa Research Bulletin: Economic, Financial and Technical Series, Vol. 57(3). pp. 22932B-22933A. DOI: 10.1111/j.1467-6346.2020.09430.x
- 13. Robinson R., Fytatzi K. Prospects for North Africa in 2020. https://dailybrief.oxan.com/Analysis/DB247698/Prospects-for-North-Africa-in-2020 (accessed: 01.11.2020)
- 14. Zarhloule Y. 2020. Framing Nationalism in times of a pandemic: The Case of Morocco / The COVID-19 Pandemic in the Middle East and North Africa. The Project on Middle East Political Science. 85 р.