Слоны и конфликты в Индии
Слоны и конфликты в Индии
Аннотация
Код статьи
S032150750015027-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кашин Валерий Петрович 
Должность: Ведущий научный сотрудник, Центр индийских исследований, Институт востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
14-19
Аннотация

Главной причиной многочисленных конфликтов диких слонов и человека в современной Индии, по мнению автора статьи, стало разрушение экосистемы тропического леса, его фрагментация и сведение. Исчезновение лесов, в первую очередь, связано с хозяйственной деятельностью населения, получившей новый толчок с принятием амбициозной правительственной программы «Делай в Индии». Это лишает слонов естественной среды обитания. В поисках пищи они покидают привычные места и направляются к близлежащим полям, забредают в деревни и на окраины городов.

Ежегодно дикие слоны убивают около 500 человек. Особенно опасны взрослые самцы-таскеры. Они подозрительны и агрессивны. Потревоженный слон способен гнаться за автомобилем несколько километров. Поскольку в Индии запрещена не только охота на слонов, но и их отлов, властям на местах всякий раз требуется официальное разрешение Нью-Дели для нейтрализации слонов-убийц и предотвращения гибели людей. Вместе с тем, более сотни слонов в год погибают после поражения электрическим током, под колесами поездов и грузовиков и от рук браконьеров.

В 1992 г. в Индии был запущен проект «Слон». Его концепция предусматривает охрану популяций диких слонов и наблюдение за ними. Несмотря на ухудшение качества обитаемой среды, проводимые в Индии переписи слонов показали положительную динамику изменения их численности.

Ключевые слова
Индия, Тричур, таскер, махаут, проект «Слон»
Классификатор
Получено
10.03.2021
Дата публикации
28.05.2021
Всего подписок
17
Всего просмотров
4416
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Дикие слоны создают для современной Индии немало проблем. Они забредают в деревни, нападают на крестьян, наносят ущерб сельскохозяйственным угодьям, нарушают работу транспортных магистралей, линий электропередачи и радиосвязи. В период пандемии COVID-19 и вынужденного карантина «великаны джунглей» стали нередкими гостями в Дехрадуне, Муннаре, Харидваре и других индийских городах.
3 Согласно статистике Министерства окружающей среды, лесов и изменения климата Индии, с 1 апреля 2014 г. по 31 марта 2019 г. дикие слоны убили 2398 человек (в т.ч. 403 - в Западной Бенгалии, 397 - в Нагаленде и 349 - в Джаркханде). Это почти в 11 раз превышает число жертв тигров-людоедов за тот же период в Индии - 224 человека1.
1. The Hindu. 28.06.2019.
4 КРИЗИС СЛОНОВЬЕГО РАЯ
5 Разрушение экосистемы тропического леса, его фрагментация и сведение на большей части субконтинента лишают слонов естественной среды обитания. В поисках пищи они покидают привычные места и стадами направляются к близлежащим полям. Крестьяне встречают «грабителей» петардами, фейерверками и хлопушками. Обезумевшие гиганты мечутся в огненной западне, топчут людей и друг друга и сметают любые преграды на пути.
6 Исчезновение лесов, в первую очередь, связано с хозяйственной деятельностью человека, которая получила новый толчок с принятием амбициозной правительственной программы «Делай в Индии» (подробнее см.: [1]). О её начале 25 сентября 2014 г. объявил премьер-министр Нарендра Моди. Глобальная инициатива нацелена на повышение доли производственного сектора до 25% ВВП к 2025 г. с нынешних 17% за счет развития ключевых секторов экономики, создания развитых индустриальных коридоров, масштабной разработки полезных ископаемых и замены редколесья плантациями специй, кофе и чая [2, с. 122].
7 Мощное давление на зоогеографические зоны оказывает и высокая плотность населения - в среднем 410 человек на кв. км. По прогнозам, в 2021 г. в Индии будут проживать 1350 млн человек. При доле по площади в 2,4% мировой суши, её доля по населению теперь - 17,5% [2, с. 70].
8 По сравнению с другими крупными сухопутными млекопитающими слонам требуется значительно бόльшая территория обитания. Слон перемещается в джунглях на участках площадью 150-350 кв. км. Взрослое животное потребляет в день 150 кг свежей зеленой массы и выпивает 200-300 л воды [3, p. 53].
9 Азиатский слон меньше африканского. Вес старых самцов, в среднем, не превышает 5 т при росте 2,6-3 м, длина бивней - 1 м. Но сложен азиатский слон массивнее африканского: его ноги толстые и сравнительно короткие. Стадо состоит из 30-50 особей и безоговорочно следует за старшей слонихой-матриархом, доверяя её знаниям и опыту. Взрослые самцы, таскеры, ведут одинокий образ жизни. В природе азиатский слон доживает до 60-70 лет, в неволе - до 80 лет.
10 В настоящее время в 13 странах Азии обитает 50 тыс. диких слонов, в т.ч. 27,3 тыс. - в Индии2. На севере страны 49,8% диких слонов постоянно пребывает в национальных парках и заповедниках. На северо-востоке, востоке и юге Индии - 14,5%, 28% и 23,4%, соответственно [3, p. 54].
2. Ibidem.
11 В 1992 г. по аналогии с проектом «Тигр» в стране был запущен проект «Слон». Его концепция предусматривает охрану популяций диких слонов и наблюдение за ними, а также обеспечение долгосрочного выживания, защиту миграционных коридоров, повышение осведомленности населения о жизни животных и оказание своевременной ветеринарной помощи 3500 слонам в неволе.
12 С 1993 по 2017 гг. было проведено несколько переписей диких слонов. Несмотря на ухудшение качества среды обитания, переписи выявили положительную динамику изменения их численности, в целом. Рекордный рост был зафиксирован в 2002-2007 гг. в Керале - с 3850 до 6068 особей и в Уттар Прадеше - с 85 до 380. Вместе с тем, в Карнатаке за тот же период их популяция сократилось с 5838 до 4035 особей3. В 2010 г. индийское правительство объявило слона «национальным наследием».
3. The Hindustan Times. 26.02.2008.
13 ГАНЕША И ЕГО КОМАНДА
14 Индия - страна, известная своим особым отношением к представителям фауны. Здесь им воздают божественные почести и возводят величественные храмы. Культ животных на субконтиненте имеет древнее происхождение и связан с анимистическими представлениями и тотемизмом аборигенного населения. С проникновением в Южную Азию в середине II тыс. до н.э. индоевропейских племен ариев сюда пришли новые боги, но прежние не были позабыты. До наших дней сохранилось почитание коровы, обезьяны, слона и змеи [4, p. 4]. Ореолом святости окружены и другие животные, например, крокодил и черепаха, обитающие в храмовых прудах, крыса и тигр.
15 Величавые, могучие и мудрые, слоны по праву считаются избранниками богов. В буддийской мифологии белый слон возвестил о рождении Будды. В индуизме слон, прежде всего, ассоциируется с Ганешей, одним из самых популярных и любимых богов пантеона. У него тело человека и голова слона.
16 Ганеша - бог удачи, изобилия и нового урожая. Поэтому любое дело начинается с молитвенного обращения к нему. Он является также патроном искусств и литературы. Именно Ганеша записал текст знаменитой эпической поэмы «Махабхарата» со слов мудреца Вьясы. Для этого он отломил собственный бивень и использовал его в качестве пера.
17 Существует несколько версий рождения Ганеши. По одной из них супруга верховного бога-разрушителя Шивы, Парвати слепила человека из глины и благовоний, омыла в священных водах Ганга и поставила перед входом в свои апартаменты. Когда вернулся Шива, новый страж преградил ему дорогу, и Шива в гневе размозжил ему череп. Увидев, что Парвати в отчаянии, он приказал доставить без промедления голову первого попавшегося живого существа. Таковым оказался слон. По другой версии Парвати совершила поклонение верховному богу-хранителю Вишну, и у неё появился чудный ребенок. Поздравить счастливую мать пришли все небожители, и только Шани (Сатурн) не глядел в сторону прелестного дитя. Много лет назад жена в приступе ревности прокляла его и заявила, что каждый, на кого он посмотрит, умрет. Но Парвати была убеждена, что её чаду никто и ничто угрожать не может, и предложила Шани взять сына на руки. Он согласился, поднял глаза, и голова младенца отлетела. Разгневанная, Парвати прокляла Шани, и тот охромел. Затем гнев уступил место горю, и она начала громко причитать. Чтобы утешить её, Вишну отрубил голову слону, спавшему на берегу реки, и соединил её с телом Ганеши, а верховный бог-создатель Брахма вернул ребенка к жизни [5, с. 84-85].
18 В честь Ганеши индусы воздвигают многочисленные храмы. Ежегодно в четвертый день месяца бхадрапад (август - сентябрь) Индия празднует его день рождения - Ганеша чатуртхи. У изображений доброго слоноголового бога гремит музыка и сверкает иллюминация, к ним несут молоко, фрукты и сладости. Особенно красочно и многолюдно этот праздник проходит в Мумбаи, где к тому времени изготавливают и продают тысячи Ганешей из терракоты, пластика и фарфора разной величины. Кварталы и улицы соревнуются в их украшении.
19 В БОЮ И НА ОХОТЕ
20 Согласно многовековой традиции, слон в Индии символизирует царскую власть. Поэтому могущество правителя государства напрямую зависело от количества слонов, которыми он обладал. Например, современник Александра Македонского, царь династии Нандов, Аграммес владел 3 тыс. слонов, император Чандрагупта Маурья (317-293 гг. до н.э.) - 5 тыс., а султан-завоеватель Северной Индии Махмуд Газневи (998-1030 гг.) - 740 слонами. За одного обученного боевого слона император Великих Моголов Акбар (1556-1605 гг.) предлагал в обмен 500 лошадей [6, pp. 66-69].
21 Слоны состоят на службе у человека более 4 тыс. лет. В прошлом на Востоке без них не обходилось ни одно сражение. Шеренги слонов обычно ставили впереди войска. Их бивни удлиняли острыми железными наконечниками. Неуязвимые для стрел и мечей четвероногие исполины наносили противнику большой урон, внушали ужас и обращали в бегство.
22 Первым европейцем, испытавшим на себе ударную силу азиатских слонов, был Александр Македонский. В 326 г. до н.э. в сражении у реки Гидасп (совр. Джелам) ему противостоял царь Пор, владевший большей частью Панджаба. Александр первым вступил в бой. Пор отступал на флангах, пятился к слонам, расположенным в центре, и оттуда бросался в отчаянные контратаки. Битва продолжалась 8 часов. Греки одержали трудную победу. Как пишет знаменитый историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», царский слон проявил понятливость и трогательную заботу о властелине. Пока Пор сохранял силы, слон защищал его от нападавших. Но, почувствовав, что царь изнемогает от ран, он медленно опустился на колени и начал осторожно вынимать хоботом из его тела один дротик за другим. От дальнейшего похода в Индию Александра удержало то обстоятельство, что предполагаемый противник мог выставить против него на поле боя слишком много боевых слонов.
23 Индийские правители-махараджи развлекались в своих дворцах поединками слонов, а в княжестве Борода слон выступал в роли палача. Своими огромными ногами он превращал тела осужденных в кровавое месиво. Таким способом казнили за воровство, неуплату налогов и разбой. Но все же самым популярным увлечением при дворах индийских князей была охота со слонами на тигров. Для этого в джунглях оставляли двух или трех буйволов и ждали, когда тигры с ними расправятся. Затем охотники верхом на слонах двигались к приманке. Кольцо постепенно сжималось. Тигр пытался вырваться из западни и запрыгнуть на спину слона. Но такое ему удавалось редко. Чаще охотники поражали хищника меткими выстрелами еще в высокой траве.
24 После достижения Индией политической независимости в 1947 г. мышечную силу и способности слонов стали использовать в мирных целях. Они трудятся на лесозаготовках, прокладывают дороги в труднодоступных местах, участвуют в религиозных шествиях и свадьбах, развлекают туристов, рекламируют товары и выступают в цирках.
25 Сожженную щетину и кости слона применяют для защиты от демонических сил, а его навозом и мочой лечат от бесплодия. Хорошая примета: уходя на работу, погладить изваяние Ганеши по животику. Гладить надо не менее ста раз, и, если проделывать это нерасторопно, можно опоздать на службу.
26 И СНОВА БЕН ЛАДЕН
27 При всем том, слон в естественной среде - источник угрозы для человека. Особенно опасны слоны-отшельники. Они подозрительны и агрессивны. Одинокий образ жизни, длинные бивни и чудовищная сила делают их бесстрашными и уверенными в себе. Потревоженный таскер способен гнаться за автомобилем несколько километров. Если слоны загораживают дорогу, ни в коем случае нельзя сигналить и производить какой бы то ни было шум. Это раздражает их, и они не убегают, а нападают.
28 Чаще других собратьев убийцей становится взрослый слон-отшельник. Он всегда появляется неожиданно, как будто из засады. Жировая прослойка в 15 см делает его шаги неслышными. Спастись от кровожадного таскера на открытой местности почти невозможно. Он развивает скорость до 50 км в час, легко маневрирует и догоняет людей.
29 17 декабря 2006 г. в Ассаме был застрелен слон по кличке «Усама бен Ладен», который на протяжении нескольких лет терроризировал население этого штата. В общей сложности, он убил 27 человек и разрушил более 100 крестьянских хижин. Со своими жертвами слон расправлялся очень жестоко. Раздробленные кости находили далеко вокруг. Убийца умело скрывался от погони, не боялся петард и огня и ловко обходил ловушки. Его поисками занимался специальный военный отряд, подразделение полиции и самые опытные лесники. В конце концов, кровожадного таскера выследил у чайной плантации профессиональный охотник Дарпен Рам Пхукан. Он уложил слона несколькими выстрелами, когда тот бросился на него. Был ли убитый «бен Ладеном» - однозначного мнения не существует4.
4. Outlook. 18.12.2006.
30 С той поры слонов-убийц в Индии нередко называют собирательным именем основателя террористической «Аль-Каиды». Так, 31 мая 2008 г. у города Бокаро команда полицейских и лесников 20 пулями поразила неуловимого дотоле коварного злодея, на счету которого было 14 человеческих жизней и 22 покалеченных жителя штатов Джаркханд и Западная Бенгалия. Посмотреть на мертвого таскера собралось несколько сотен человек.
31 А 11 ноября 2019 г. в Ассаме заманили в ловушку 35-летнего слона, подозреваемого в серии нападений и убийстве 5 человек в дистрикте Гоалпара. Пойманного разбойника передали в национальный парк Оранг, где поместили в учебный центр для приручения животных. В надежде на перевоспитания сотрудники центра переименовали слона из «бен Ладена» в «Кришну»5. Но случилось так, что прожил он с новым именем всего 6 дней.
5. The Hindustan Times. 11.11.2019.
32 Поскольку в Индии запрещена не только охота на слонов, но и их отлов, властям на местах всякий раз требуется официальное разрешение Нью-Дели для нейтрализации слонов-убийц и предотвращения гибели людей. В Западной Бенгалии ближайшим родственникам лиц, погибших в результате нападения слонов, тигров, леопардов, носорогов и бизонов, выплачивается компенсация в 250 тыс. рупий ($3,4 тыс.), в Чхаттисгархе - 400 тыс., а в Одише - компенсация в 500 тыс. рупий6. Выплаты осуществляются в том случае, если нападение диких зверей произошло во время работы в поле или вблизи дома. Если несчастье имело место в лесу, компенсация не полагается.
6. The Hindu. 02.01.2019.
33 УГРОЗЫ СЛОНОВЬИХ КОРИДОРОВ
34 Выживанию диких слонов в современных условиях должны помочь слоновьи коридоры. Они представляют собой заранее отведенные участки земли, позволяющие животным перемещаться из одного лесного массива в другой. Ширина большинства таких полос не превышает километра, а длина может достигать 10 км и более. В настоящее время действует 166 слоновьих коридоров, из которых 17 расположены на границе Индии с Бангладеш, Бутаном, Мьянмой и Непалом [3, p. 54].
35 Особенно высокая нагрузка на слоновьи коридоры выпадает в период сезонных миграций животных из штатов Джаркханд и Чхаттисгарх в Западную Бенгалию и обратно, а также из штата Бихар в Непал и из Бангладеш в индийские штаты Мегхалая и Ассам. Однако наличие таких коридоров само по себе не гарантирует гигантам полную безопасность. К тому же последние стремятся свободно перемещаться по ландшафту, рассредоточиваются и выходят за пределы намеченных участков, создавая тем самым многочисленные проблемы себе и населению региона. Это делает слоновьи коридоры одной из самых конфликтных зон человека и представителей животного мира в Индии.
36 По имеющейся статистике, 20% слоновьих коридоров пересекают железнодорожные линии и автомагистрали, и 11% - оросительные каналы7. Чтобы властелины джунглей могли преодолеть их, возводят подземные переходы и мосты. Но слоны боятся путепроводов и предпочитают пересекать железные дороги и шоссе в неотведенных местах. Они действуют неспешно, и поезда и грузовики на высокой скорости таранят животных, иногда сразу нескольких. По этой причине с 1 апреля 2014 г. по 31 марта 2019 г. в стране погибли 77 слонов8. Чтобы предотвратить инциденты на дорогах, в Ассаме слонов отпугивают запахами гнили, а в Карнатаке - сигналами радиомаяков. В Западной Бенгалии действует программа оповещения водителей о приближении слонов с помощью SMS-сообщений.
7. The Hindu. 12.11.2017.

8. The Hindu. 15.02.2020.
37 Но главная причина гибели диких слонов - это поражение электрическим током в результате прямого контакта с изгородями, которые фермеры ставят по периметру своих владений. Такие изгороди можно встретить вблизи 2-х из 3-х слоновьих коридоров. Кроме того, непосредственную угрозу для животных представляют линии электропередачи, провисающие провода между опорами и трансформаторные будки. В указанный период от удара током в Индии погибли 333 слона из 490, в т.ч. 68 - в Ассаме, 57 - в Одише и 38 - в Западной Бенгалии9.
9. Ibidem.
38 Ещё 27 слонов были убиты браконьерами и 9 отравлены фермерами, отпугивающими незваных гостей от посевов с помощью ядовитых лакомств. 27 мая 2020 г. у коридора в дистрикте Палаккад, штат Керала, погибла беременная слониха, которая решилась отведать ананас, начиненный петардой. Пиротехническое устройство взорвалось у неё во рту, повредив язык и челюсть. Слониха несколько дней провело в агонии, забравшись в водоем. Спасти несчастную не удалось10. Этот случай получил широкий общественный резонанс.
10. The Hindu. 04.06.2020.
39 Несмотря на то, что слоны почитаются индусами как священные животные, на них продолжают охотиться браконьеры. Цена пары бивней весом в 20 кг на региональных рынках достигает 700 тыс. рупий, а в Нью-Дели - 3,5 млн рупий ($48 тыс.) [7, p. 58].
40 В Нагаленде и других штатах на северо-востоке страны население потребляет в пищу слоновье мясо. При этом никто не считал слонов, застреленных в джунглях наксалитами, членами радикальных коммунистических группировок, ведущих вооруженную борьбу против правительства под лозунгами «народной революции» и «построения бесклассового общества». Их боевые отряды скрываются в лесах в штатах т.н. «красного пояса» - Чхаттисгарх, Джаркханд, Бихар, Западная Бенгалия, Одиша, Андхра Прадеш и Махараштра.
41 ХРАМОВЫЕ БУНТОВЩИКИ
42 Как и их дикие собратья, слоны в неволе тоже конфликтуют с человеком. В первую очередь, в этом повинны жестокие люди. Для дрессировки и устрашения животных они используют металлические крюки на длинных деревянных рукоятках, цепи и палки с шипами, которыми бьют и колют слонов в суставы, причиняя острую боль. После подобных экзекуций на теле жертв остаются глубокие кровоточащие раны и огромные опухоли. В отплату великаны сбрасывают ненавистных погонщиков-махаутов и убивают и калечат тех, кто наносит им побои.
43 Индийские СМИ пестрят новостными сообщениями о храмовых бунтовщиках и их нападениях на паломников. В этом списке лидирует штат Керала, где редкий праздник обходится без пышного шествия слонов и эксцессов. Королем всех фестивалей считается Пурам в городе Тричуре, знаменующий окончание сбора урожая. Торжества продолжаются день и ночь. Решающие события происходят на площади у шиваитского храмового комплекса Вадаккуннатхан IX в. Здесь встречаются две процессии, состоящие из 15 слонов в живописном убранстве. Их лбы украшают сверкающие треугольные покрывала, расшитые 600 позолоченными пластинами. Над ними колышутся яркие узорчатые зонты с бахромой из серебряных подвесок. Самый большой слон в группе несет на спине изображение божества храма. Впереди каждой процессии выступает оркестр. Под дробь барабанов махауты размахивают опахалами из павлиньих перьев и метелками из хвостов яков.
44 Вечером начинается церемония демонстрации усыпанных зеркалами роскошных зонтов, и праздник становится ещё более фантастическим. Нескончаемые музыкальные ритмы, огни факелов, красочные уборы и неистощимый энтузиазм участников повергают в восторг публику. На рассвете в небо взвиваются фейерверки.
45 На протяжении всего фестиваля усталые слоны стоят неподвижно. Но громкая музыка, ревущая толпа и феерическое ночное шоу пугают их. Не в силах укрыться от назойливых людей, они нервничают и отказываются подчиняться махаутам. Приступы бешенства делают их чрезвычайно опасными. Так, 23 апреля 2008 г. слон по имени Унникришнан атаковал толпу в 200 человек на территории храма Кудальманикьям в Иринджалакуде, штат Керала, и затоптал 3-х паломников. 12 февраля 2012 г. 2 храмовых великана покалечили 4-х паломников в Палаккаде, а слон Нараянанкутти, который до этого убил 5 махаутов, в тот же день выбрался за ворота храма в Патханамчитте и расправился с несколькими припаркованными автомобилями11.
11. The Hindu.13.02.2012.
46 Славой самого непредсказуемого храмового слона в Керале по праву обладает Рамачандран из Тричура. В 1983 г. его в 18-летнем возрасте привезли из Бихара. На новом месте слон потерял левый глаз. На его счету жизни 5 паломников и стольких же махаутов. 27 января 2013 г. на празднике в Раямангаламе близ Кочина он растоптал 3-х женщин. Несмотря на кровавый послужной список, Рамачандран считается мегазвездой и принимает участие во всех храмовых церемониях. Рост великана -3,15 м, а вес - 6,5 т [8, p. 68].
47 Участие животных в храмовых фестивалях приносит их владельцам приличный доход. Дневной «заработок» от рядового слона составляет от 35 тыс. до 50 тыс. рупий. За звезду, как Рамачандран, требуют уже не меньше 200 тыс. рупий в день ($2,7 тыс.) [9, p. 51]. Фестивальный сезон короток, и владельцы слонов спешат делать бизнес. До самочувствия и настроения четвероногих героев праздничных шоу, похоже, никому нет дела. Стоит ли после этого удивляться, что только в Керале с 2007 по 2013 гг. храмовые слоны расправились с 183 погонщиками [8, p. 77].
48 * * *
49 …Мои встречи со слонами происходят всякий раз, когда камера остается в отеле. Не стал исключением и декабрьский полдень 2019 г. Хотя улица Аруна Асаф Али марг, что находится в Южном Дели, утопала в легкой дымке, экзотического исполина трудно было не признать в потоке скутеров и автомобилей.
50 Пока он величаво шествовал по обочине, в воображении всплывали батальные исторические сцены. Вот боевые слоны опрокидывают колесницы, вот утюжат ощетинившиеся копьями фаланги. Самый грозный вояка разогнал лучников и двинулся прямо на меня. Настоящий танк с огромными столбами-ногами вместо гусениц. Ещё немного и захрустят мои кости.
51 Но отчаянные вопли над головой возвращают в XXI век. Это настойчивый махаут призывал запечатлеть себя вместе с подопечным на фото за умеренное вознаграждение. В нашей дальнейшей перепалке слон участие не принимал, он хлопал потертыми ушами и равнодушно смотрел в сторону. Чтобы взбодрить приунывшее млекопитающее, пришлось вывалить перед ним содержимое пластикового пакета с рынка Мунирка. Слон сразу воспрянул духом. Ловко орудуя хоботом, он собрал рассыпанные овощи и фрукты в кучу и в два приема отправил в рот. Потом подождал какое-то время и убедившись, что подаяний больше не будет, отвернулся и в раскачку побрел дальше по своим слоновьим делам. На щиколотках старого гиганта розовели отметины, оставленные цепями, которыми его приковывают на ночь к столбам. Над свежими ранами роились поджарые тропические мухи.
52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53 Углубление кризиса экосистемы и исчезновение тропических лесов лишает животных естественной среды обитания и приводит к многочисленным конфликтам диких слонов и человека в Индии. Предпринимаемые на центральном и региональном уровнях меры не решают «слоновьих» проблем кардинальным образом. Принятый в 1992 г. проект «Слон» требуется дополнить новыми идеями и новыми инициативами.

Библиография

1. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Индийский опыт стимулирования развития экономики: программа «Делай в Индии». Азия и Африка сегодня. 2019 № 12, с. 49-56. DOI:10.31857/S032150750007657-4

2. Кашин В.П. Нарендра Моди. Лидер современной Индии. М., ИКАР, 2020. ISBN 978-5-7974-0679-2.

3. Noronha R. The Great Dying. India Today. 24.12.2018.

4. Krishna N. 2010. Sacred Animals of India. New Delhi: Penguin Books.

5. Томас П. Индия. Эпос, легенды, мифы. СПб, Евразия, 2020.

6. Thomas P. 2020. Epics, Myths and Legends of India. Saint Petersburg. (In Russ.).

7. Gupta S.K. 1983. Elephant in Indian Art and Mythology. New Delhi: Abhinav Publications.

8. Jacob J. A Jumbo Nightmare. India Today. 24.10.2016.

9. Shaheed G. The Pain of Being a Temple Elephant. Frontline. 21.03.2014.

10. Radhakrishnan M.G. Jumbos on the Rampage. India Today. 08.04.2013.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести