Инфраструктурное развитие Африканского континента (транспорт Восточной Африки)
Инфраструктурное развитие Африканского континента (транспорт Восточной Африки)
Аннотация
Код статьи
S032150750015770-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Баринов Андрей Константинович 
Должность: Младший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Шарова Анна Юрьевна
Должность: Старший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
38-46
Аннотация

В статье авторы анализируют современное состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры стран Восточной Африки, приводят данные о реализуемых в настоящее время проектах. Африка - динамично развивающийся континент, обладающий мощным экономическим, демографическим и ресурсным потенциалом, который будет оказывать ощутимое воздействие на мировое развитие в XXI в. Масштабные трансформации, происходящие на континенте, требуют опережающих темпов развития инфраструктуры, которая несмотря на достигнутые успехи все еще не удовлетворяет его потребностям. И хотя суммарные капиталовложения в 2018 г. в инфраструктурные проекты в африканских странах достигли рекордных показателей, недостаток финансирования по-прежнему остается одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие африканской инфраструктуры. Пандемия COVID-19, охватившая мир в 2020 г., еще больше обострит проблему существующего разрыва между необходимыми и вложенными инвестициями, а экономический потенциал многих инфраструктурных проектов будет снижаться. Однако, по мнению авторов, отрицательное влияние будет не столь масштабным в силу долгосрочного характера контрактов, а также социально-экономической значимости проектов.

Авторы статьи приходят к выводу, что в условиях эпидемиологического кризиса, как национальные, так и иностранные инвесторы, которые вкладываются в развитие региональной инфраструктуры, стремятся разделить свои риски путем привлечения новых финансовых партнеров. В данной ситуации открываются дополнительные возможности для вхождения отечественных компаний и предприятий в долгосрочные и капиталоемкие инфраструктурные проекты в Восточной Африке, что может стать прочной основой для выстраивания российско-африканских экономических отношений.

Ключевые слова
Восточная Африка, инфраструктура Африки, транспорт, инвестиции, инфраструктурные проекты, COVID-19
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Классификатор
Получено
19.03.2021
Дата публикации
16.07.2021
Всего подписок
17
Всего просмотров
3383
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В наши дни Африканский континент обладает крупным ресурсным и человеческим потенциалом, который будет воздействовать на развитие всей мировой экономики в ближайшее столетие. Уже сейчас международные аналитические центры и эксперты отмечают, что роль Африки в системе мирового хозяйства в последние годы возрастает, и в XXI в. континент станет самым быстрорастущим регионом мира как в экономическом, так и в демографическом плане [2]. В настоящее время ключевые мировые державы и международные игроки, формируя свою геоэкономическую и геополитическую стратегию, все чаще рассматривают Африку не как объект, а как субъект международных отношений.
3 Африканскому экономическому росту уже способствует экспорт сырьевых товаров. Также континент является резервуаром редкоземельных металлов и уникальных минеральных ресурсов, которые активно используются при производстве высокотехнологичной продукции в современном мире [1].
4 Устойчивость экономического развития региона в значительной степени зависит как от развития торговых отношений Африки с мировым рынком, так и от увеличения непосредственно внутриконтинентальной торговли. В эпоху глобализации мировой экономики можно ожидать, что роль стран континента в системе международной торговли значительно возрастет.
5 По данным Международного центра торговли (International Trade Centre - ITC)1, в 2019 г. суммарный экспорт стран Африки на мировой рынок находился на отметке около $453 млрд, рост данного показателя по сравнению с 2016 г. составил более 27%, а по отношению к 2001 г. экспорт увеличился почти в 4 раза. В свою очередь, импорт стран континента в 2019 г. составил $546 млрд с приростом около 10% по отношению к 2016 г., а в сравнении с 2001 г. показатель вырос в 4,7 раза. Необходимо отметить, что в 2001 г. доля континента в мировом товарообороте составляла около 1,8%, однако уже в 2019 г. на Африку пришлось 2,4% мирового экспорта и 2,9% мирового импорта.
1. International trade center. Africa trade. Trade Map. https:/​/​trademap.org/ (accessed 05.01.2021)
6 При этом драйвером для внутреннего потребления и для развития экономики в целом выступает демографический рост африканского населения. По прогнозам ООН, в период с 2017 по 2050 гг. население мира увеличится на 2,2 млрд человек, рост аналогичного показателя для Африки будет находиться на отметке 1,3 млрд человек, что составит около 60% прироста населения нашей планеты [1]. По оценкам специалистов, в начале XXI в. треть африканцев жила в городах, а к 2030 г. уже половина населения континента будет жить в крупных населенных пунктах [8].
7 Восточная Африка - один из наиболее динамично развивающихся субрегионов континента с экономической и демографической точек зрения. По данным Всемирного банка2, среднегодовой рост реального ВВП в Африке за период 2000-2019 гг. составил около 4,2% и был выше общемирового показателя - 3,1%. В Восточной Африки он находился на уровне 5,9%, в Западной - 5,4%, в Центральной - 4,7%, в Северной - 3,2%, в Южной Африке - 2,7%.
2. World Bank. GDP (current US$). Databank, World Bank national accounts data, and OECD national accounts data files. 2019. >>>> (accessed 20.11.2020)
8 В 2019 г. показатель накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Африки к югу от Сахары (АЮС) находился на уровне $652,4 млрд (в текущих ценах). На Восточную Африку пришлось порядка 26,3% от этой суммы3.
3. Data center. UNCTADSTAT. >>>> (accessed 30.11.2020)
9 Также Восточная Африка - лидер среди регионов континента по численности населения. В 2019 г. этот показатель составил 421,7 млн человек, или 40% от населения АЮС4.
4. Ibidem.
10 При этом необходимо отметить, что экономические, демографические и интеграционные процессы вызывают потребность в полноценной трансформации инфраструктуры африканского региона, задавая новый вектор развития. Именно поэтому в стратегическом плане Африканского Союза по всестороннему развитию континента - «Повестка 2063» - в качестве одной из ключевых целей ставится формирование современной инфраструктуры, которая могла бы отвечать быстрорастущим потребностям экономики и населения макрорегиона.
11

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФРАСТУКТУРЫ АФРИКИ

12 Одним из ключевых сдерживающих факторов развития инфраструктуры в Африке остается его финансирование.
13 В 2018 г. суммарные объявленные капиталовложения в инфраструктурные проекты в африканских странах достигли рекордных $100,8 млрд, впервые преодолев отметку в $100 млрд. Это на 24% больше по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. ($81,6 млрд), и на 33% больше, чем в среднем за период 2015-2017 гг. ($75,8 млрд).
14 Крупнейшим получателем инвестиций в 2018 г. стал энергетический сектор5 ($43,8 млрд, или 43,5%). Это самый большой показатель в истории, на 67% больше усредненного показателя за 2015-2017 гг. Стремительный годовой рост рассматриваемого показателя (на $18,3 млрд по сравнению с 2017 г.) во многом произошел за счет резкого увеличения инвестиций из Китая ($9 млрд) и с началом реализации последним двух крупных проектов в области электроэнергетики: 1) строительство гидроэлектростанции (ГЭС) Mambila в Нигерии мощностью 3050 МВт и оценочной стоимостью $5,8 млрд; 2) строительство угольной теплоэлектростанции (ТЭС) Hamrawein в Египте мощностью 6600 МВт и стоимостью $4,4 млрд. После сдачи в эксплуатацию эта электростанция станет второй в мире угольной станцией по мощности (после ТЭС Tuoketuo в Китае мощностью 6700 МВт).
5. В приводимых статистических данных под энергетическим сектором понимается производство, передача и распределение электрической энергии и газа, однако газовая отрасль привлекает не более 10% суммарного показателя, поэтому с небольшой долей условности показатели по энергетическому сектору можно приравнять к показателям по электроэнергетике (прим. авт.).
15 На 2-м месте по объемам капиталовложений - транспортный сектор ($32,5 млрд, или 32,2% суммарного показателя в 2018 г.), он продемонстрировал небольшое снижение относительно 2017 г. (4,4%). Существенное снижение инвестиций в 2018 г. в транспорт со стороны членов Инфраструктурного консорциума для Африки - ИКА (Infrastructure Consortium for Africa), а также небольшое снижение со стороны африканских национальных правительств было частично компенсировано значительным увеличением инвестиций из Китая.
16 Энергетика и транспорт традиционно - крупнейшие реципиенты инвестиций в инфраструктуру Африки, они делят между собой первые два места. Так, например, в 2017 г. в транспортные проекты было вложено $34 млрд (или 42% суммарного показателя), в энергетические - $24,8 млрд (30%).
17 Капиталовложения в область водоснабжения и канализации достигли в 2018 г. $13,3 млрд (или 13,2% суммарного показателя) и остались почти на том же уровне, что и в 2017 г. ($13,2 млрд). Инвестиции в информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в 2018 г. составили $7,1 млрд, продемонстрировав более чем трехкратный рост по сравнению с предыдущим годом ($2,3 млрд в 2017 г.). На прочие области в 2018 г. пришлось $4,1 млрд (или 4,1%) (см. диагр. - а).
18 Крупнейшими инвесторами в инфраструктуру Африки в 2018 г. были африканские национальные правительства ($37,5 млрд, или 37,2%), Китай ($25,7 млрд, или 25,5%), члены ИКА (20,2 млрд, или 20%) и частный сектор (11,8 млрд, или 11,7%). Среди членов ИКА наиболее заметный вклад внесли группа Всемирного банка (ВБ) - в 2018 г. ее капиталовложения достигли почти $8 млрд, Африканский банк развития (АфБР) - $4,5 млрд, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) - $2,2 млрд, Франция - $1,9 млрд, Германия - $1,6 млрд и ЮАР - $1,1 млрд (см. диагр. - б).
19 Что касается географического распределения капиталовложений в инфраструктуру в 2018 г., то на Западную Африку приходилось $25,7 млрд (26%), Северную - $19,9 млрд (20%), ЮАР - $18 млрд (18%), Восточную Африку - $14,2 млрд (14%), Южную Африку (без ЮАР) - $13,7 млрд (14%) и Центральную Африку - $7 млрд (7%) [11] (см. диагр. - в).
20 Ввиду вышеуказанных факторов авторы статьи ставили перед собой задачу оценить современное состояние и перспективы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, в качестве наиболее важных для развития и привлекательных с инвестиционной точки зрения отраслей в Восточной Африке - одном из наиболее динамично развивающихся субрегионов континента. При этом транспортной инфраструктуре посвящена данная статья, энергетической - следующая, которая выйдет в ближайших номерах журнала «Азия и Африка сегодня».
21

22

23 Диаграмма. Распределение инвестиций в инфраструктуру Африки в 2018 г., $ млрд, %: а) по секторам приложения; б) по источникам поступления; в) по регионам.
24 Diagram. Investments distribution in infrastructure of Africa, 2018, $ billion, %: a) by sector; b) by source; c) by region.
25 Составлено и рассчитано по: [11].
26

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

27 Стремительный экономический и демографический рост Восточной Африки в последние десятилетия обостряет транспортные проблемы в регионе.
28 Многие страны Восточной Африки внутриконтинентальные и не имеют выхода к морю. Поэтому основные торговые потоки всего региона идут через морские гавани Джибути, Кении, Танзании и Мозамбика. Крупнейшие морские порты Восточной Африки - это Джибути (Джибути), Момбаса (Кения) и Дар-эс-Салам (Танзания)6.
6. Ports Database. Africa Infrastructure Knowledge programme. African Development Bank Group. 2014. >>>> (accessed 20.09.2020)
29 Железные дороги - главное средство доставки грузов между побережьем и глубинными районами континента. По данным ВБ, протяженность ж/д линий в Восточной Африке составляет 15,4 тыс. км. На ее территории наиболее протяженные железнодорожные системы располагаются в Мозамбике, Танзании и Зимбабве. Однако наибольшую плотность железнодорожных коммуникаций в расчете одного км дорог на тысячу кв. км территории имеют Джибути и Малави. В Бурунди, на Коморских островах и Маврикии, в Руанде и Сомали полностью отсутствуют действующие ж/д коммуникации (см. табл.).
30 Значительная нагрузка ложится на автодорожный транспорт, который активно используется для транспортировки пассажиров и грузов до территорий, не охваченных ж/д сетью.
31 В среднем, в странах континента на автомобильный транспорт приходится порядка 80% грузовых и более 90% пассажирских наземных перевозок [14]. Общая протяженность автодорог в Восточной Африке составляет 650,4 тыс. км, наиболее развитые системы расположены в Кении, Эфиопии и Зимбабве. В свою очередь, наибольшая плотность автодорожной сети выявлена в странах с небольшой территорией: Сейшельские и Коморские острова, Маврикий, Бурунди (см. табл.).
32 Через страны региона проходят участки четырех трансафриканских шоссе (Trans-African Highway - TAH): • Каир - Габороне - Кейптаун; • Нджамена - Джибути; • Лагос - Момбаса; • Бейра - Лобито.
33 Общая проектная длина этих магистралей на территории Восточной Африки составляет 9932 км, из которых 83% дорог уже функционирует [13].
34 Таблица. Транспортная инфраструктура Восточной Африки
35 Table. Transport infrastructure in East Africa
36
Страна Железные дороги, км Плотность железных дорог, км / тыс. кв. км территории Авто-дороги, км Плотность автодорог, км / тыс. кв. км территории Длина трубо-проводов, км Аэропорты, ед. Порты, ед.7
Бурунди 0 0 12322 479,8 0 1 1
Джибути 781 33,7 3065 132,2 0 1 2
Замбия 1273 1,7 40454 54,4 771 6 1
Зимбабве 2583 6,7 97267 251,4 270 4 4
Кения 1917 3,4 160878 282,7 1436 10 15
Коморские острова 0 0 880 472,9 0 5 9
Маврикий 0 0 2149 1058,6 0 2 2
Мадагаскар 854 1,5 31640 54,4 0 12 17
Малави 797 8,5 15450 163,9 0 3 5
Мозамбик 3116 4,0 31083 39,5 1250 12 12
Руанда 0 0 4700 190,5 0 1 3
Сейшельские острова 0 0 526 1143,4 0 2 2
Сомали 0 0 22100 35,2 0 7 5
Танзания 2600 2,9 86472 97,6 1210 12 25
Уганда 259 1,3 20000 99,7 0 4 2
Эритрея 306 3,0 4010 39,7 0 1 2
Эфиопия 659 0,7 110414 110,4 0 6 1
Юж. Судан 248 0,4 7000 10,9 0 0 0
7. При расчете учитывались морские и внутренние водные порты (прим. авт.).
37 Составлено по: [7; 8; 9; 10; 11].
38 Наибольшее количество постоянно действующих аэродромов находится в Мозамбике, на Мадагаскаре и в Танзании (по 12 в каждой стране). Однако лидерами по объему пассажирского и грузового авиапотока были аэропорты Эфиопии (6,2 млн чел. / 951 млн т км8), Кении (4,8 млн чел. / 281 млн т км), Танзании (1,5 млн чел. / 2,3 млн т км) и Руанды (0,6 млн чел. / 20,7 млн т км)9. Крупнейшие международные авиационными гаванями в регионе - Jomo Kenyatta International Airport в Найроби (Кения) и Addis Ababa Bole International Airport в Аддис-Абебе (Эфиопия) [3].
8. Данные на 2014 г. (прим. авт.).

9. AFDB Socio Economic Database. Africa Information Highway. African Development Bank Group. >>>> (accessed 22.11.2020)
39 Лишь в 5 странах Восточной Африки есть трубопроводные коммуникации: в Кении, Мозамбике, Танзании, Замбии и Зимбабве (см. табл.). Начиная с середины прошлого века, стимулом для расширения сети трубопроводов в Африке стали не только мировой спрос на углеводороды, но и внутренний дефицит электроэнергии в отдельных странах континента [5].
40 В Восточной Африке в проектной стадии находится инициатива по строительству трубопроводной инфраструктуры от г. Элдорет (Кения) в сторону г. Кампала (Уганда) и далее в г. Кигали (Руанда). На этапе планирования находится проект по созданию трубопроводной линии, которая свяжет столицу Южного Судана г. Джуба с кенийским побережьем в порте Ламу.
41 Также правительства Эфиопии и Южного Судана заключили ряд договоренностей о намерениях по строительству трубопроводной инфраструктуры, которая в перспективе должна связать эти страны с побережьем Джибути [6]. Однако начавшееся в 2020 г. вооруженное противостояние между федеральным правительством Эфиопии и властями автономного региона Тыграй, нестабильные мировые цены на углеводороды, сложный рельеф местности ставят под вопрос жизнеспособность этого долгосрочного, капиталоемкого проекта.
42 В регионе располагается район Великих африканских озер, что обуславливает широкое использование внутреннего водного транспорта. Судоходство развито в акватории озер Виктория, Танганьика и Ньяса: это позволяет обеспечить дополнительную коммуникацию между государствами Восточной Африки. Однако, по мнению экспертов Африканского банка развития, роль речной и озерной портовой инфраструктуры недооценена и именно внутренневодный транспорт, учитывая его экологичность и экономичность, по сравнению с другими видами внутриконтинентальных коммуникаций, имеет серьезный потенциал для развития [10].
43 Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что среди стран региона наибольшие сложности в области транспорта испытывает Южный Судан. Страна не имеет выхода к морю и на ее территории существует лишь 245 км ж/д линий и 7 тыс. км автодорог, а постоянно действующая авиационная инфраструктура отсутствует. Этого крайне недостаточно, чтобы обеспечить транспортом население в 12,8 млн человек, проживающих на площади 620 тыс. кв. км. Также серьезную нагрузку на транспортную инфраструктуру, которая катастрофически пострадала в ходе многолетних военных действий, оказывают производство углеводородов (5,3 млн т в 2018 г.), сельскохозяйственный сектор (764 тыс. т). Серьезной проблемой для экономики Южного Судана остается отсутствие эффективных, надежных линий внешнеторговой транспортной коммуникации с мировым рынком [12].
44 Особую роль в инфраструктурной системе Восточной Африки играют мультимодальные транспортные коридоры (МТК), которые соединяют внутриконтинентальные государства с портами соседних стран на побережье Индийского океана. Крупнейшие морские транспортные узлы восточного побережья континента, которые обеспечивают основные внешнеторговые потоки региона и связывают его с мировым рынком, располагаются в Кении и Танзании [7].
45 К ключевым восточноафриканским проектам МТК можно отнести следующие:
46
  1. Северный мультимодальный транспортный коридор, который подразумевает развитие транспортной инфраструктуры на территории Бурунди, Демократической Республики Конго (ДРК), Кении, Руанды, Южного Судана и Уганды. В рамках проекта идет строительство пограничных пунктов, а также модернизация 560 км автомобильных шоссейных линий и 900 км дорог. Более того, реализуется строительство 180 км ж/д линий и модернизация отдельных участков железнодорожной сети Кении. Этот коридор должен обеспечить адекватное бесперебойное транспортное сообщение между портом Момбаса (Кения) и внутриконтинентальными районами восточной части ДРК, Южным Суданом, Угандой, Руандой и Бурунди.
47
  1. Центральный мультимодальный коридор, в рамках которого должны быть улучшены линии коммуникаций между Бурунди, ДРК, Руандой, Танзанией и Угандой. Идет строительство 7 современных пограничных постов, а также модернизация 176 км автомобильных шоссейных линий и 890 км дорог. В свою очередь, Центральный коридор - альтернатива для вышеупомянутого Северного МТК. Проект должен связать крупный танзанийский порт Дар-эс-Салам со странами, не имеющими выхода к восточному побережью континента: ДРК, Угандой, Руандой, Бурунди.
48
  1. Мультимодальный коридор LAPSSET, который подразумевает строительство транспортной инфраструктуры для обеспечения внешнеторговых потребностей внутриконтинентальных стран (в первую очередь Южного Судана и Эфиопии) через порт Ламу на кенийском побережье. В рамках проекта идет поэтапное строительство автодорожных линии от Аддис-Абебы (Эфиопия) и Джубы (Южный Судан) к порту Ламу. Также идет конструирование и углубление самого порта. Коридор LAPSSET будет иметь трубопроводную и железнодорожную инфраструктуру, которая свяжет столицу Южного Судана с кенийским побережьем. Подразумевается, что два мультимодальных коридора в Кении (Северный и LAPSSET) будут связаны в единую систему.
49 Необходимо отметить, что столь стремительное развитие транспортных проектов в Восточной Африке требует привлечения значительных средств. В целом, в 2018 г. на развитие всей континентальной транспортной инфраструктуры было привлечено $32,5 млрд, из них $19,6 млрд - по линии национальных программ и проектов [11].
50 Другими источниками денежных поступлений были:
51 $6,5 млрд - китайские иностранные инвестиции;
52 $3,9 млрд - проекты Инфраструктурного консорциума для Африки;
53 $1,9 млрд - иностранные инвестиции (без учета Китая);
54 $439 млн - частные инвестиции.
55 В свою очередь, в 2018 г. 19,1% ($6,19 млрд) от финансирования континентальных транспортных проектов пришлось на Восточную Африку [11].
56 За последние годы были заключены крупные сделки в области развития транспортной инфраструктуры региона. В частности, правительства Эфиопии и Джибути организовали совместное строительство железнодорожной линии Аддис-Абеба - Джибути. Была специально создана компания Ethio-Djibouti Standard Gauge Rail Transport S.C., где правительству Эфиопии принадлежит 75%, а правительству Джибути - 25% акций компании. В проекте активно участвовали китайские финансовые структуры: Exim Bank, China Development Bank, Industrial and Commercial Bank. Общая стоимость проекта оценивается в $4,5 млрд. Строительство вели две китайские компании - China Railway Group Ltd. и China Civil Engineering Construction Corp. Железная дорога - 759 км - имеет стандартизированную колею 1435 мм [4].
57 Также было осуществлено многостороннее финансирование (4 транша на сумму $2,73 млрд к февралю 2018 г.) проекта ж/д линии в Мозамбике и Малави протяженностью 912 км. Дорога пройдет от угольной шахты Моатизе (север Мозамбика) через территорию двух стран до порта Накала (Мозамбик). Дополнительно проект подразумевает модернизацию угольного экспортного терминала в этом порту. Ключевую роль в данной работе играют инвесторы из ЮАР и Японии, АфБР, а также бразильская горнодобывающая компания Vale S.A.
58 Необходимо упомянуть о многосторонней сделке по финансированию (6 траншей на сумму $1,64 млрд к апрелю 2020 г.) проекта новой электрифицированной железной дороги стандартной колеи от Дар-эс-Салама (Танзания) до Макутупоры (Танзания) протяженностью 541 км. Железнодорожная линия входит в состав Центрального мультимодального коридора, который в ближайшей перспективе свяжет ДРК, Руанду и Бурунди с танзанийским портом Дар-эс-Салам10.
10. Government of Tanzania / Standard Gauge Railway - ECA Covered Loan. Tagmydeals. >>>> (accessed 22.11.2020)
59 В последнее десятилетие восточноафриканские авиакомпании смогли привлечь крупные кредиты на закупку техники и транспортных средств. Ключевыми заемщиками выступили американские и европейские банки, которые финансировали закупку продукции корпорации Boing. В частности, необходимо упомянуть долгосрочный кредит (выдан в 2012 г. на 12 лет) в размере $1,01 млрд, который был предоставлен в равных долях JP Morgan и ING Bank под гарантию Export-Import Bank of the United States для нужд крупнейшего эфиопского авиаперевозчика Ethiopian Airlines11. В марте 2014 г. американские банки JP Morgan и Citi в равных долях предоставили кредит в размере $841,6 млн под гарантию Export-Import Bank of the United States на закупку техники для авиакомпании Kenya Airways со сроком погашения займа в 12 лет12.
11. Ethiopian Airlines - ECA Backed Export Finance. Tagmydeals. >>>> 2591?title=Ethiopian-Airlines-ECA-Backed-Export-Finance (accessed 20.11.2020)

12. Kenya Airways - ECA Backed Export Finance. Tagmydeals. >>>> (accessed 24.11.2020)
60 В последние десятилетие активное развитие транспортной инфраструктуры Восточной Африки в определенной степени было связано с увеличением внутрирегиональной торговли и подъемом туристического сектора. Однако пандемия COVID-19 и ее последствия нанесли серьезный удар именно по этим драйверам роста, что неизбежно оказало и продолжает оказывать негативное воздействие на развитие регионального транспорта (в особенности авиации) [9].
61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

62 Транспортная инфраструктура Восточной Африки в ближайшей перспективе будет развиваться более быстрыми темпами в сравнении с другими регионами континента. В первую очередь, этому будут способствовать поэтапное строительство и модернизация участков Северного, Центрального МТК и проекта LAPSSET, которые призваны увеличить внешнеторговый потенциал региона в целом и внутриконтинентальных стран Восточной Африки, в частности. Необходимо учитывать, что экономическая эффективность и возврат вложенных инвестиций в эти капиталоемкие мультмодальные транспортные коридоры напрямую зависит от окончательной и всеобъемлющей реализации вышеупомянутых проектов, что будет способствовать концентрации финансирования в этом направлении.

Библиография

1. Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2018, Т. 11, № 5, с. 6-21. DOI: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-5-6-21.

2. Абрамова И.О. Мировая экономика в начале ХХI века и ее «африканская» составляющая. Проблемы современной экономики, 2014, № 3, с. 139-154.

3. Алешин К.А., Баринов А.К., Заноскина Е.Н. Транспорт Африки: планы и возможности. Азия и Африка сегодня, 2019, № 3, с. 35-40. DOI: 10.31857/S032150750004068-6.

4. Баринов А.К. Транспортная инфраструктура Эфиопии. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2018, Т. 11, № 5, с. 105-118. DOI: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-5-105-118.

5. Гончаров Л.В. (отв. ред.). Производительные силы стран Африки: транспорт. М., Наука, 1978, 175 с.

6. Калиниченко Л.Н. Трубопроводный транспорт в странах Восточной Африки: альтернативные проекты. Ученые записки Института Африки РАН, 2016, № 2-3(36-37), с. 44-50.

7. Морозенская Е.В. (отв. ред.). Африка: пути модернизации экономики. М., Институт Африки РАН, 2012, 55 с. ISBN: 978-5-91248-112-8.

8. Пашкова Е.В., Тамбо Р.Х.Т. Государственно-частное партнерство в странах Африки: проблемы и перспективы развития. М., Макс Пресс, 2018, 70 c. ISBN 978-5-317-06056-5.

9. Тему А.-М.Т., Никольская М.В. Пандемия COVID-19 в Восточной Африке: анализ и перспективы. Азия и Африка сегодня, 2020, № 9, с. 22-28. DOI: 10.31857/S032150750010856-3.

10. African development report 2010: ports, logistics, and trade in Africa. African development bank, 2010, pp. 117-120.

11. Infrastructure Financing Trends in Africa - 2018. Abidjan, Côte d’Ivoire: The Infrastructure Consortium for Africa, 2018, 80 p. https://www.icafrica.org/fileadmin/documents/IFT_2018/ICA_Infrastructure_Financing_Trends_in_Africa_-_2018_Final_En.pdf (accessed 11.12.2020)

12. Project appraisal report. Technical assistance for the development of the transport sector: Republic of South Sudan. African Development Bank Group, 2013. https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/South_Sudan-_Technical_ Assistance_for_the_Development_of_the_Transport_Sector_Project_-_Appraisal_Report.pdf (accessed 24.12.2020)

13. Sixth session of the committee on trade, regional cooperation and integration: communiqué. UN, ECA committee on Trade, Regional Cooperation and Integration. Oct. 13-15, 2009, Addis Ababa, Ethiopia. http://hdl.handle.net/10855/5254 (accessed 20.01.2021)

14. Tracking Africa’s Progress in Figures. African Development Bank, 2014, 50 p. https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/Tracking_Africa%E2%80%99s_Progress_in_Figures.pdf (accessed 20.04.21)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести