- Код статьи
- S032150750015954-1-1
- DOI
- 10.31857/S032150750015954-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №8
- Страницы
- 48-54
- Аннотация
Статья посвящена анализу эволюции ислама в Кот-д'Ивуаре в свете глубоких изменений, произошедших в стране со времени обретения независимости в 1960 г. Автор исследует причины быстрого - по сравнению с другими западноафриканскими странами - увеличения числа исламизированных жителей, наблюдавшегося, прежде всего, в течение первых 30 лет независимого развития. Это был период пробуждения коллективного сознания и организационной сплоченности ивуарийских мусульман. Второй этап - с момента проведения в начале 1990-х гг. первых многопартийных выборов - ознаменовался политизацией религии и появлением новой, преимущественно городской, формы исламской религиозной культуры - прозелитизма.
Тарикаты из-за их недостаточной организованности играют второстепенную роль в современной истории мусульманских обществ Кот-д'Ивуара. К тому же, процессы модернизации еще сильнее ослабили их влияние. Но духовные братства не стали заслоном, сдерживающим распространение реформистских учений, которые ассоциировались с суннитским исламом и с уходом от суфийской духовности. Реформистская элита мусульманской общины Кот-д'Ивуара в своей религиозной пропаганде с ее заимствованной у арабо-исламского мира идеологией широко использовала кораническое понятие «да'ва». Ее главными целями были реисламизация мусульманского общества и внедрение политического ислама.
В работе рассматриваются проблемы взаимоотношений между ивуарийскими мусульманами и христианами, которые не всегда имели мирный характер, особенно в периоды военно-политических кризисов, когда они переплетались с этническими противоречиями. Приход к власти в 2011 г. А.Уаттары - первого президента-мусульманина - способствовал сохранению устойчивого баланса между конфессиями благодаря его клерикальной политике.
- Ключевые слова
- Кот-д'Ивуар, ислам, прозелитизм, христианство, реформистские течения, да'ва
- Дата публикации
- 23.08.2021
- Всего подписок
- 15
- Всего просмотров
- 2208
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении первых трех десятилетий независимого развития Кот-д'Ивуара (1960-1990 гг.) религиозный фактор не оказывал сколько-нибудь заметного влияния на социально-политическую ситуацию в стране. По мнению французского исследователя Мари-Натали Лёблан, в тот период Кот-д'Ивуар считался в западноафриканском регионе носителем европейско-христианских ценностей, воплощавших прогресс. Страна воспринималась, скорее, как христианская, нежели как мусульманская. Ее политическая конфигурация создавалась благодаря религиозной принадлежности первого президента Феликса Уфуэ-Буаньи (1960-1993 гг.), исповедовавшего католичество1 [1]. Ислам же, напротив, долгое время воспринимался в качестве «антитезы прогрессу, тормоза всего современного» [2, p. 141], и количество христиан в тот период в Кот-д'Ивуаре было больше численности мусульман.
Структурные изменения в экономике и проведение многопартийных выборов в начале 1990-х гг. привели к трансформациям в религиозной сфере и стали причиной раскола между конфессиями.
Важно и то, что к тому времени численность мусульман достигла около 40% населения страны по сравнению с 20% в 1960-е гг.2 [3]. Тем не менее, они были меньше представлены в политических органах, чем христиане, доля которых в численности населения едва достигала 34% [4].
Это обстоятельство стало одной из главных причин политизации религии. Религиозные братства теряли свое влияние, особенно на молодое поколение, уступая место новым исламским объединениям, вписавшимся в постколониальный политический порядок и создававшим новые, более привлекательные, формы мусульманской общности, особенно в мегаполисе Абиджане, ставшем примером модернизации страны. Братства там стали считаться пережитком прошлого [5, p. 460]. В Абиджане и других больших городах, главным образом среди молодежи, зародилось прозелитическое движение «Да'ва»3.
М.Миран, крупнейшая исследовательница ивуарийского ислама, проанализировав результаты и последствия прозелитизма в Кот-д'Ивуаре, пришла к выводу, что «Да'ва» оказалась «замечательным мотором» социально-политической активности и «настоящей религиозной революции» в стране [2, р. 145].
Политизация религии совпала с политизацией этнической принадлежности. В стране проживает более 60 разных народов и этнических групп. Исторически северяне - малинке, бамбара, диола/джола и сенуфо - обращались в ислам с XIII в. Туда к тому времени ислам уже был привнесен берберами и туарегами из Северной Африки.
Обращение же местного населения в христианство связывают с появлением прибывших вместе с португальскими торговцами католических миссионеров. Оно началось в XVII в. на юге и в прибрежной полосе современной территории страны. В результате этих процессов северная часть нынешнего Кот-д'Ивуара оказалась под влиянием ислама, а южная и прибрежная - христианства.
В наши дни население страны исповедует ислам, христианство и традиционные религии. Согласно последней переписи, проведенной в 2014 г., при численности населения 14.2 млн человек4, 42,9% жителей придерживались ислама (большинство - сунниты маликийской школы), остальные: христиане - 33,9%, анимисты - 4,1, и 19,1% не считают себя приверженцами какой-либо религии [6].
Католическая церковь в Кот-д'Ивуаре представлена 4-мя архиепархиями и 11-ю диоцезами. Архиепископом Абиджана в 2005 г. был назначен кардинал Жан-Пьер Кутве. Местом паломничества христиан стала базилика Нотр-Дам-дё-ля-Пэ (Богоматерь мира) в Ямусукро, столице страны. Ее строительство продолжалось в течение 5 лет - с 1985 по 1989 гг. В 1990 г. она была освящена Папой Иоанном Павлом II. Нотр-Дам-дё-ля-Пэ - символ веры и силы католической церкви в Африке. Она считается вторым по величине в мире католическим храмом после собора Святого Петра в Риме, и напоминает его архитектурой и внутренним убранством.
Несмотря на заявления президента о финансировании строительства этого сооружения из его личных средств, мусульманская община сочла возведение храма вопиющей несправедливостью [7]. Чтобы не допустить усиления конфронтации между ивуарийскими христианами и мусульманами, в 1992 г. Уфуэ-Буаньи дал разрешение на предоставление в деловом районе Абиджана земли под строительство мечети, которое началось в 1996 г.
К тому времени стало очевидным, что в исламо-христианских отношениях, помимо ценностно-мировоззренческих различий, существовали острые цивилизационные противоречия, затрагивавшие общественные интересы и цели. В религиозной сфере наблюдались три процесса: плюрализации, глобализации и политизации. Религия становилась одним из главных компонентов политической борьбы.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ
Ксенофобская концепция «ивуарийности», автором которой был президент Кот-д'Ивуара А.К.Бедье (1993-1999 гг.), стала активно внедряться в политику и массовое сознание. Она формировала враждебное отношение коренных жителей, в большинстве своем исповедовавших христианство, к иммигрантскому населению, прибывавшему из мусульманских стран и оседавшему на территории государства.
Конфронтация усилилась, когда в стране приостановилось создание новых рабочих мест, но при этом не сократился приток иммигрантов из соседних мусульманских стран и Сахеля. Экономический кризис начала 1990-х гг. привел к дискриминации пришлого населения, которое воспринималось государством и коренными жителями как «чужое» [8, с. 28]. Происходили погромы, нападения на мечети и имамов.
Принятие в 1994 г. нового электорального кодекса обострило проблему натурализации мигрантов, в основном мусульман, имевших удостоверения личности, на основании которых они считались гражданами Кот-д’Ивуара.
Главной же целью введения понятия «ивуарийности» было намерение А.К.Бедье не допустить своего главного соперника - Алассана Уаттару, мусульманина, имевшего буркинийские корни, к президентским выборам 1995 г. Уаттара, бывший премьер-министр в правительстве Уфуэ-Буаньи, обладал высокими профессиональными навыками и авторитетом. Он мог рассчитывать на поддержку северян, в подавляющем большинстве исповедовавших ислам и бывших в массе своей беднее, чем жители юга - христиане.
Манипуляции, связанные с изменением электорального кодекса, помогли А.К.Бедье в 1995 г. занять пост президента. В 1998 г. он провел реформу землепользования, согласно которой только ивуарийцы по происхождению могли владеть землей на законном основании. Французский исследователь К.Видель считает, что «… переход политиков Кот-д'Ивуара от манипуляции латентными чувствами, направленными против иностранцев, к политике ксенофобии на государственном уровне был не только значимым элементом брутализации политического класса страны, но и, что хуже, открывал путь к насилию в обществе» [9]. Что касается мусульманского сообщества, то оно подвергалось жестокому обращению не только при правлении А.К.Бедье и генерала Р.Геи (1999-2000), свергнувшего его, но и при Л.Гбагбо (2000-2010) [10].
Концепция «ивуаризма» переплелась с острыми и болезненными этническими и конфессиональными вопросами. Обострение политической ситуации привело к расколу жителей Кот-д'Ивуара на сторонников (преимущественно мусульман, населявших северные районы) Объединения республиканцев и ее лидера Уаттары и последователей (в основном южан - христиан-католиков) избранного в октябре 2000 г. президента Гбагбо - лидера Ивуарийского народного фронта. Эта борьба ввергла страну в военно-политический кризис 2002-2004 гг. и положила конец исламо-христианской гармонии, существовавшей в годы правления Уфуэ-Буаньи.
Приход к власти в 2011 г. А.Уаттары снизил напряженность между двумя конфессиями. Этому отчасти способствовала его сбалансированная политика, направленная на снижение конфликтности. Наиболее уважаемые христианские и мусульманские религиозные деятели получили должности в государственных учреждениях, например, в Независимой избирательной комиссии. Согласно новой Конституции 2016 г., религиозные деятели могут избираться в нижнюю палату парламента. Уаттара совершает официальные визиты в Саудовскую Аравию, Ватикан и Израиль. Его правительство выделяет деньги на паломничество мусульман в Мекку, католиков в Лурд, протестантов и евангелистов - на Святую Землю [4].
РЕФОРМИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ И НОВЫЙ ИСЛАМСКИЙ ПРОЗЕЛИТИЗМ
Еще в 1940-е гг. в Кот-д'Ивуаре появились реформистские течения. Их активисты - молодые арабофонные преподаватели, обучавшиеся в одном из старейших университетов мира - Аль-Азхар (основан в Египте в 988 г.), вернувшись на родину, создавали коранические школы нового типа. Их главной целью было продвижение «первоначального знания ислама» [11, с. 219]. Они критиковали тарикаты, которых сравнивали с еретическими сектами, искажавшими смысл и содержание веры, считали их предававшими дело ислама за сотрудничество религиозных братств с колониальными властями.
Российский исследователь Ю.М.Почта полагает, что причиной обращения реформистов к раннеисламскому социальному идеалу под лозунгом «Будущее в прошлом» оказалось то, что он был «предан забвению в результате вмешательства иноверцев и собственных коррупционеров» [12, с. 9].
Активное появление различного рода исламских ассоциаций в дальнейшем совпало с разделением арабо-исламского мира на конкурирующие миссионерские «полюса»: ваххабитскую Саудовскую Аравию и постреволюционный шиитский Иран, проводивших политику исламского прозелитизма.
По сути, все исламские движения, независимо от их направлений и некоторых отличий, были «симбиозом политики и религии» [13, с. 83]. Усиление внедрения политического ислама в Кот-д'Ивуаре совпало с мировым финансовым кризисом, когда Запад снизил объемы своей помощи государствам Сахеля. Деньги же были у стран Персидского залива, откуда и «пришли» салафитские движения вместе с неправительственными организациями.
Французский исследователь ивуарийского ислама Ф.Мадоре выделяет внутри мусульманского сообщества этой страны сторонников общепринятого толкования ислама и приверженцев «первоначального», «правильного» знания вне суфийских братств [14]. Последние сначала называли себя «ортодоксами», затем, с 1990-х гг., «ваххабитами». В настоящее время термины «ваххабиты», «сунниты» и «салафиты» в Кот-д'Ивуаре используются как синонимы5 [14].
В начале 1990-х гг. в Абиджане были созданы Высший совет имамов (ВСИ) - организационный центр ивуарийского ислама, не имеющий аналогов в странах Западной Африки, и Национальный исламский совет (НИС), который с 2018 г. из-за разногласий в его руководстве утратил свою активность.
ВСИ считается «официальным голосом» ислама в Кот-д'Ивуаре. Его президентом в течение 14 лет (досамой смерти в 2020 г.) был известный в исламском мире шейх Абубакар Фофана. ВСИ играет важную роль, выполняя функции посредника между мусульманами и властью.
«Ваххабиты» в настоящее время объединяются вокруг Ассоциации суннитских мусульман Кот-д'Ивуара (АСМКИ) и Совета суннитских имамов (ССИ) [3]. С 2000-х гг. суннитская мусульманская община стала хорошо организованной и активной. Ее руководство лучше владеет арабским, нежели французским языком. Обе организации финансируются монархиями Персидского залива. При поддержке НПО Maktab Та' awoun («Бюро сотрудничества») в 2009 г. был открыт Исламский университет Аль-Фурган в Йопугоне, его ректор - президент АСМКИ Фатиг Мусса аль Фарук [14].
С начала 2010-х гг. происходит реорганизация реформистских движений: в них начинают активно привлекаться молодежь и женщины. С избранием в 2007 г. на третьем конгрессе АСМКИ новым президентом ассоциации Фатига Муссы аль Фарука изменился ее статус. Она стала федерацией, объединившей ваххабитские организации - Молодежную ассоциацию мусульман-суннитов Кот-д'Ивуара (МАМСКИ) и Женскую секцию АСМКИ [14]. Однако в 2013 г. обе организации объявили о своей автономии, сохранив салафитскую ориентацию и аффилиацию с АСМКИ, которая создала свой собственный Совет суннитских имамов.
Нельзя не упомянуть еще об одной салафитской организации - Лиге проповедников Кот-д'Ивуара (ЛПКИ), созданной в 1991 г. в Абиджане группой молодых людей с университетскими (в основном саудитскими) дипломами.
Большинство основателей Лиги были безработными, холостыми, с нестабильным экономическим положением. Они выделялись среди молодежи агрессивной манерой поведения и, несмотря на сходство с ваххабитами, не отождествляли себя с их суннитской идеологией, поскольку считали ее «дискредитировавшей себя своим консерватизмом и сектантством» [2, р. 151].
Основатели ЛПКИ рекрутировали проповедников, одновременно создавая местные секции по всей территории страны. Уже в 1992 г. Лига насчитывала 500 членов. Свою главную задачу она видела в миссионерской деятельности и делала упор на образовании. Среди форм «просвещения» были семинары по «использованию» концепции «да'ва», которая, по их мнению, могла бы помочь превратить каждого мусульманина в потенциального миссионера6.
Одним из самых необычных мероприятий, организуемых членами этой организации, были «караваны да'ва». Они представляли собой странствующую миссионерскую «экспедицию», которая продолжалась от 7 до 10 дней. К походу готовились заранее: находили деревни, жители которых из-за плохой доступности их местности, если и были обращены в ислам, но многие годы не имели контактов с проповедником. Во время таких экспедиций их участникам нередко удавалось обращать в ислам анимистов и даже христиан. Следует отметить, что свои проповеди они проводили и на местных языках.
Особенностью их прозелитической деятельности было то, что они не делали акцент на этническом происхождении. Для них «быть мусульманином - значит быть диола». Этим они хотели подчеркнуть консолидирующую роль ислама в стране. Северяне тоже попадали в группу «диола», хотя они могли быть и малийцами, и буркинийцами [15, р. 41].
В настоящее время большую роль в распространении салафитского влияния в Кот-д'Ивуаре играют СМИ и социальные сети. В 2010 г. Ассоциации суннитских мусульман Кот-д'Ивуара создала в Мане, на западе страны, радиостанцию «Аль-Фурган», транслирующую религиозные передачи на французском и на национальных языках. С января 2014 г. АСМКИ располагает официальным сайтом и страницей в Facebook. Видные деятели салафизма в Кот-д'Ивуаре имеют возможность распространять информацию в Интернете, в частности, на сайте Salam.ci. [16].
Основные салафитские движения Кот-д'Ивуара выступают против радикального ислама - исламизма. Об этом было открыто заявлено на организованной АСМКИв 2015 г. конференции на тему «Ислам, религия, единство и сплоченность», в которой приняли участие 200 имамов со всей страны.
ШИИТЫ И СУННИТЫ
Страны со значительным исламским населением в Африке южнее Сахары уже не первое десятилетие являются до некоторой степени ареной борьбы за влияние шиитской и суннитской моделей ислама. Иранская религиозная «экспансия» использует различные методы: от строительства мечетей и коранических школ до создания совместного бизнеса.
Кот-д'Ивуар служит «домом» для самой большой ливанской общины в Западной Африке (в основном шиитов). 80% ливанцев, проживающих в стране, - мусульмане-шииты7, большинство из них находится в Абиджане [17]. Шиитское сообщество живет замкнуто, при общении использует арабский язык, который не понимают большинство ивуарийцев. Члены ливанской шиитской общины избегают смешанных браков и лечатся только в собственных клиниках. Шииты в Кот-д'Ивуаре имеют свой культурный центр и мечеть Фатима Аль-Захра в Маркори8, управляемые ассоциацией «Аль-Гадир». Центр был основан в 1999 г. при поддержке Ирана; недавно при нем был открыт университет. Маркори часто называют «маленьким Бейрутом» [17].
8. Маркори - пригород Абиджана, одна из его 10 коммун (прим. авт.).
Ливанцы владеют крупнейшими компаниями, их вклад в национальный ВВП составляет 8%. В конце 2010 г. ливанские бизнесмены основали свою торговую палату, которая объединяет 273 компании, ежегодный доход которых достигает 1,6 млрд франков КФА ($4,7 млн). Они дают 15% всех налоговых поступлений в бюджет страны [18].
Однако члены шиитской общины никак не представлены в политической сфере. Прежде всего, это связано с тем, что ивуарийские власти подозревают некоторых из в поддержке «Хезболлы»9. что стало причиной отстранения в 2009 г. Абдуллы Менхема Кобейсси, имама мечети в Маркори, от ведения проповедей. Его заподозрили в финансировании этой запрещенной во многих странах организации и в мобилизации молодых людей «на войну против Израиля» [18].
В 2014 г. контакты между шиитской общиной и ВСИ были ослаблены, из-за осложнения отношений между Саудовской Аравией и Ираном. Окончательный разрыв между ВСИ и шиитским сообществом произошел в 2016 г., когда группа шиитов создала свой собственный Высший совет Кот-д'Ивуара [17].
В последние два десятилетия активизировались разного рода мусульманские группы и ассоциации, которые рождаются, трансформируются и исчезают. На их месте возникают другие. Все они борются за сторонников, финансирование и признание. При этом непрозрачные каналы финансирования исламского богослужения, особенно на севере страны, по мнению имама - члена Высшего совета имамов (ВСИ) - Секу Сила, могут поставить под угрозу «счастливое» сосуществование религий в Кот-д'Ивуаре [4].
Специалист по террористическим движениям в Западной Сахаре Ласина Диара отмечает «растущую и прогрессирующую салафизацию в Кот-д'Ивуаре». Он сожалеет об отсутствии реакции со стороны государства и местных религиозных структур и считает, что, хотя «в данный момент нет религиозного насилия, существует сильная нетерпимость» между конфессиями, которая может стать «отправной точкой процесса радикализации ислама» [4].
Подтверждением стали террористические акты: в Гранд-Бассам в 2016 г., унесший жизни 22 человек, и в июне 2020 г. на границе с Мали, приведший к гибели 14 военнослужащих. Нападавшие действовали по инициативе Амаду Куфа, радикального малийского проповедника - основателя и лидера террористической организации «Katiba Macina», входящей в состав Группы поддержки ислама и мусульман, связанной с «Аль-Каидой». Считается, что этот проповедник намеревался создать ячейку джихадистов в Комоэ - на северо-востоке Кот-д'Ивуара [4]. 60 террористов в настоящее время находятся в заключении. То есть угроза религиозного экстремизма становится вполне реальной для страны.
Возможно, именно поэтому руководители государства начали менять свое отношение к проблеме радикализации ислама. Пытаясь не допустить ослабления традиционного ислама, в течение последних нескольких лет власти ежегодно направляют на обучение в Марокко10 100 ивуарийских имамов [4].
Большую помощь по сдерживанию распространения радикального ислама оказывает медийная группа «Аль-Баян», имеющая свой телевизионный канал с одноименным названием и радиостанцию, проводящую обучающие семинары. Деятельность «Аль-Баян» полностью финансируется ивуарийскими мусульманами [4]. «Аль-Баян» располагает страницей в Facebook-Communauté musulmane 1.5[16, р. 165].
Важным фактором сдерживания процессов радикализации ислама может стать рост экономического и политического потенциала мусульманской общины, которая «со временем может превратиться во влиятельный центр силы полицентричного мира» [19, с. 58].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время наибольшую опасность для мусульманского сообщества Кот-д’Ивуара представляет бедность его членов. В тюрьмах Абиджана 80% заключенных - мусульмане, большинство из которых молодежь, организованная в банды, нападающие на прохожих. Возможно, она еще не попала под влияние джихадистов, но это только вопрос времени. Ивуарийские власти, понимая важность проблемы, уже инициировали кампанию по ресоциализации этих молодых людей [17].
Хотя в стране активно действуют неправительственные организации, финансируемые странами Персидского залива, ивуарийские мусульмане пока мало поддаются экстремизму. Не зря ислам в Кот-д'Ивуаре называют «исламом золотой середины». Этому, безусловно, способствует сдержанная политика властей по отношению к двум главным конфессиям, сосуществующим в стране длительное время. Ислам в Кот-д’Ивуаре не занимает ни главное, ни второстепенное положение, оставаясь умеренным, структурированным и институционализированным под «зонтиком» ВСИ.
Нельзя не учитывать тот факт, что христианство оказало значительное влияние на новую мусульманскую культуру, результатом которого стало терпимое отношение двух конфессий друг к другу. Однако религиозный фактор в Кот-д'Ивуаре уже не раз оказывал влияние на обстановку в стране во время военно-политических кризисов, связанных, как правило, с борьбой за власть.
Библиография
- 1. Le Blanc Marie Nathalie. 2003. Les jeunes musulmans et les jeunes chrétiens en Côte d’Ivoire. Antropologie et société, Université Laval. Vol. 27, № 1. https://id.erudit.org/iderudit/00703at (accessed 03.12.2020)
- 2. Miran Marie. 2000. Vers un nouveau prosélytisme islamique en Côte d’Ivoire: une révolution discrète. Grégoire Emmanuel, Schmitz Jean (eds.). Afrique noire et monde arabe: continuité et rupture. Autrepart (16). Pр. 139–160. ISBN 2-87678-596-X
- 3. Kamagaté Abahêbou. 2018. Conseil National Islamique: histoire d’une symphonie inachevée. 111 p. ALQaLAM. ISSN 978_1-9831990
- 4. Gorlay Youenn et Ciyow Yassin. 2020. En Côte d’Ivoire, l’islam, du juste milieu, fragilisé par une percée du salafism. https://lemonde-fr/afrique/article/2020/07/07/en-cote-d-ivoire-l-islam-du-juste-milieu-fragilise-par-une-percee-du-salafisme_6045511_3212.html (accessed 05.12.2020)
- 5. Miran Marie. 2005. La Tijâniyya à Abidjan, entre désuétude et renaissance. L’oeuvre moderniste d’ El Hâji Ahmed Tijânî Bâ, cheikh tijânî réformiste en Côte d’Ivoire contemporaine. La Tijâniyya. Une confrérie musulmane à la conquête de l’Afrique. Paris: Karthala. Pр. 439–467.
- 6. Institut Afrique Monde. 2018. Contribution du dialogue interreligieux à la pacification en Afrique de l’Ouest. Côte d’Ivoire, Sénégal, Bénin. Juillet 2018. Pр. 1–57. Part 1: Dialogue interreligieux en Côte d’Ivoire. https://www.institutatriquemonde.org/docs/IAM%20-%-20Etude%20Mediation%20des%20confliсts%20et%20pacification.opdf (accessed 01.12.2020)
- 7. Kouadjo Colbert. 2015. Côte d’Ivoire: L’islamisme en question: Agora. 18 juillet 2015. https://agoravoix.fr/actualites/religions/article-cote-d-ivoire-l-islamisme-en-169905 (accessed 05.12.2020)
- 8. Филиппов В.Р. Кот-д'Ивуар: факторы электорального конфликта. Азия и Африка сегодня. 2011. № 5. С. 26–33.
- 9. Videl Claudine. 2008. Frontière de la citoyennété et violence politique en Côte d’Ivoire. Dakar.
- 10. Miran Marie-Guyon. 2017. Muslim society and the Ouattara regime in Côte d’Ivoire. Partial elective affinities. Afrique contemporaine. Vol. 263–264, Issue 3–4. Pр. 249–254.
- 11. Ислам в Западной Африке. Отв. ред. А.М.Васильев. М., 1988.
- 12. Почта Ю.М. Исламизм и национализм на Большом Ближнем Востоке: вражда или симбиоз? Азия и Африка сегодня. 2020. № 3. С. 4–11. DOI: 10.31857/S032150750008741-7
- 13. Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Политические аспекты современного исламизма. Полис. Политические исследования. 2019. № 6. С. 81–94. DOI: 10.17976/jpps/2019.06.07
- 14. Madoré Frédérick. 2017. Le nouveau dynamisme du salafisme en Côte d’Ivoire: vers une radicalisation de l’islam ivoirien? (Université Laval, Canada). https://halshs.archives-ouvertes.fr./halshs-01691275/document (accessed 08.01.2021)
- 15. Dozon Jean-Pierre. 2011. Les clefs de la crise ivoirienne. Paris: Karthala.
- 16. Madoré Fréederick. 2016. Islam ivoirien et burkinabé à l’ère du numérique 2.0. https://corpus.ulaval.ca/jspui/bitstream/20.500.11794/12948/1/Madore-2016-L’islam%20ivoirien%20et%20burkinabé%20à20i:pdf (accessed 03.12.2020)
- 17. Miran Marie. 2017. Islam, état et espace public et Côte d’Ivoire. https://www.sciencespo.fr/ceri/fr/oir/islam-etat-et-espace-public-en-cote-d-ivoire#top (accessed 16.01.2021)
- 18. Clemençot Julien. 2017. Côte d’Ivoire: insubmersibles Libanais. https://www.jeuneafrique.com/mag/450830/economic/cote-divoire-insubmersibles-libanais/ (accessed 14.12.2020)
- 19. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Мусульманский полюс мировой экономики и джинн глобализации. Вестник МГИМО Университета. 2018. № 4(61). С. 55–77. (In Russ.). DOI: 10.24833/2071-8160-2018-4-61-55-77
- 20. Цивилизационные альтернативы в Африке. Т. III. (отв. ред. Следзевский И.В.). М., ИАфр РАН. 2020. 208 с.