- Код статьи
- S032150750018456-3-1
- DOI
- 10.31857/S032150750018456-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 5-11
- Аннотация
В 2018-2021 гг. Индонезия была страной-координатором по взаимодействию с Россией при АСЕАН. В АСЕАН действует система координаторов по сотрудничеству с каждым из диалоговых партнеров Ассоциации; страны-координаторы исполняют свои обязанности в течение 3 лет. Джакарта анонсировала три приоритетных направления сотрудничества по линии Россия-АСЕАН: борьба с терроризмом, кибербезопасность и управление стихийными бедствиями. По мнению автора, по всем заявленным направлениям взаимодействия за это время достигнут существенный прогресс. Но, несмотря на интенсивный политический диалог и значительное укрепление нормативно-правовой базы двусторонних отношений и кооперации в международных институтах многостороннего сотрудничества, практическая реализация совместных экономических проектов остается на весьма низком уровне.
В статье проанализированы особенности российско-индонезийского сотрудничества на современном этапе, обозначены ключевые препятствия для углубления взаимодействия и перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений. Можно говорить о том, что отношения Индонезии и России во многом развиваются хаотично и непоследовательно. Активизация взаимодействия на каком-либо направлении, как правило, обусловлена не четкой стратегией, а спонтанными действиями в ответ на изменения конъюнктуры. Согласно традициям дипломатического протокола, многие мероприятия приурочены к юбилейным датам и памятным годовщинам, что вызывает кратковременный всплеск взаимного интереса, после чего контакты снова сводятся к минимуму до следующей аналогичной вехи. В то же время, в последние годы наблюдается определенное оживление двусторонних отношений.
- Ключевые слова
- Россия, Индонезия, АСЕАН, российско-индонезийские отношения, деловые объединения, диалоговое партнерство Россия-АСЕАН
- Дата публикации
- 13.07.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 831
ВВЕДЕНИЕ
Россию и Индонезию традиционно связывают дружественные отношения, отмеченные высоким уровнем взаимопонимания и солидарностью позиций наших стран по ключевым вопросам глобальной и региональной повестки дня. Российско-индонезийские отношения имеют важное значение для экономического развития обеих стран.
Москва и Джакарта активно взаимодействуют на различных площадках международных институтов многостороннего сотрудничества - в ООН и ее структурах, АТЭС, G20. Многократно высказывались и предложения по привлечению Индонезии к работе в формате БРИКС1. Но ключевую роль в развитии российско-индонезийских отношений играет сотрудничество по линии АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии). Как известно, именно Индонезия стояла у истоков создания Ассоциации в 1967 г. и де-факто является неформальным лидером организации.
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Российско-индонезийские межгосударственные отношения имеют солидную договорно-правовую базу [1]. В 2003 г. была подписана Декларация об основах дружественных и партнерских отношений между Россией и Индонезией в XXI веке2. По итогам российско-индонезийских переговоров на высшем уровне в 2007 г. был принят ряд важных документов: меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, соглашение о поощрении и защите капиталовложений, меморандум о сотрудничестве в сфере ограничения негативного воздействия на окружающую среду и т.д. В 2010 г. было подписано российско-индонезийское соглашение об укреплении военно-технического сотрудничества двух стран3.
На полях юбилейного саммита Россия-АСЕАН (приуроченного к 20-летию установления диалогового партнерства между Россией и АСЕАН), который проходил в Сочи в 2016 г., Индонезия и Россия заключили ряд соглашений, в частности, межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обороны4. Вместе с тем, на наш взгляд, подобные соглашения зачастую являются дипломатической формальностью, и не всегда приводят к достижению практических результатов.
Страны АСЕАН традиционно весьма осторожно относятся к подписанию юридически обязывающих документов с внешними партнерами, особенно в области военно-политического сотрудничества. Тем более значимым является заключение целого ряда важных соглашений о сотрудничестве с Россией за последнее время.
19 февраля 2021 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и АСЕАН в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций5. Документом предусмотрено развитие систем раннего предупреждения и мониторинга угроз, обмен информацией и передовыми технологиями, а также содействие оказанию помощи в чрезвычайном реагировании.
14 декабря 2021 г. в Джакарте Россия и Индонезия заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Мохаммад Махфуд, министр-координатор по вопросам политики, права и безопасности Индонезии, перед подписанием соглашения отметил: «Россия - надежный партнер Индонезии. Это стратегическое доверие является основой для построения взаимовыгодного и уважительного сотрудничества»6.
Документ выводит взаимодействие Москвы и Джакарты в области безопасности на принципиально новый уровень и предусматривает проведение полномасштабных межведомственных консультаций на регулярной основе. Соглашение закладывает нормативно-правовую базу для прямого диалога компетентных органов двух стран по всему спектру вопросов информационной безопасности, включая реализацию совместных профильных инициатив [2]. В ходе переговоров с секретарем Совета безопасности России Н.Патрушевым президент Индонезии Джоко Видодо выразил надежду на сотрудничество с Россией в период председательства Индонезии в АСЕАН в 2023 г.7 Есть основания полагать, что это придаст дополнительный импульс для углубления и российско-индонезийских отношений.
6 июля 2021 г. глава МИД России С.Лавров посетил Джакарту, где провел встречу с президентом Индонезии Джоко Видодо и с главой МИД Ретно Марсуди. По итогам встречи С.Лавров заявил, что главы государств России и Индонезии вскоре могут подписать декларацию о стратегическом партнерстве8. О намерении вывести отношения России и Индонезии на уровень стратегического партнерства впервые было объявлено ещё в 2018 г. во время российско-индонезийских переговоров на уровне министров иностранных дел9. А соответствующее решение было принято ещё раньше - на саммите Россия-АСЕАН в Сочи в мае 2016 г. [3]. Декларацию о стратегическом партнерстве планировалось подписать на саммите лидеров двух стран в Индонезии в 2020 г., однако визит президента РФ В.Путина пришлось отложить из-за пандемии COVID-19 [4].
Напомню, что Россия имеет статус стратегического партнера АСЕАН с 2018 г. Из всех стран, входящих в Ассоциацию, отношения стратегического партнерства у России на данный момент установлены только с Вьетнамом. В этой связи следует отметить, что в российском политическом дискурсе отсутствуют какие-либо четкие критерии термина «стратегическое партнерство». В официальных источниках нигде не указано, каким требованиям должны соответствовать отношения двух стран для придания этого статуса. Конкретное наполнение понятия «стратегическое партнерство» размыто и может варьироваться в зависимости от различных ситуаций. В отдельных случаях очевидно символическое наполнение провозглашаемого стратегического партнерства, которое служит не характеристикой отношений, а способом демонстрации близости стран [5, с. 116]. Также распространена трактовка, при которой отношения становятся стратегическими, если экономические связи двух стран имеют важное значение для обеих сторон. Кроме того, стратегическое партнерство в межгосударственных отношениях подразумевает стремление к долгосрочному сотрудничеству, поиск точек соприкосновения национальных интересов и согласование позиций по ключевым вопросам международной повестки.
С 1 по 3 декабря 2021 г. у берегов Индонезии в районе Северной Суматры состоялись первые в истории военно-морские учения России и АСЕАН. До этого Россия принимала участие в совместных учениях с АСЕАН только в формате Совещания министров обороны стран-членов АСЕАН - СМОА плюс (ADMM Plus)10 вместе с другими диалоговыми партнерами11. Постоянный представитель РФ при АСЕАН А.Иванов отметил ведущую роль Индонезии в организации маневров [6].
11. Россия примет участие в военно-морских учениях АСЕАН в 2019 году. ТАСС. 14 декабря 2018 г. >>>> (accessed 16.01.2022)
Важно подчеркнуть своевременность проведения такого мероприятия в связи с эскалацией напряженности в регионе, вызванной американо-китайским противостоянием в АТР и созданием военного альянса AUKUS (образован Австралией, Великобританией и США 15 сентября 2021 г.). Очевидно, что Индонезия приветствует намерение России играть бόльшую роль в обеспечении безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ответ на усиление соперничества США и Китая [7]. Кроме того, в настоящее время Индонезия проводит активную внешнюю политику, направленную на закрепление регионального лидерства и повышение своего статуса в мировой политике [8]. Все эти факторы могут способствовать укреплению российско-индонезийских отношений в ближайшие годы.
24 февраля 2022 г. Россия начала специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. В связи с этим США и страны Евросоюза ввели беспрецедентные санкции против России. Но это не повлияло на развитие российско-индонезийских отношений. В 2022 г. Индонезия председательствует в G20. По информации Bloomberg, США убеждали Индонезию не допускать Путина на саммит G20 или хотя бы осудить действия России на Украине12. Однако Индонезия воздержалась от подобных заявлений. Наряду с другими главами государств G20 Владимир Путин был приглашен на саммит, который планируется провести на острове Бали в ноябре 2022 г.13
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Индонезия занимает 4-е место в мире по численности населения (почти 280 млн) и 14-е - по площади территории, является 16-й экономикой в мире (до пандемии COVID-19 в 2019 г. объём ВВП достигал $1,12 трлн, а в 2021 г. составил $1,18 трлн)14 и самой крупной экономикой среди государств-членов АСЕАН. Объём ВВП Индонезии по ППС, по данным МВФ, в 2021 г. составил $3566,2 млрд15. По этому показателю Индонезия занимает 7-е место в мире. Страна обладает значительными запасами природных ресурсов и является крупным экспортером каменного угля, нефти, газа, цветных металлов, каучука, пальмового масла, кофе и специй.
Из 10 стран АСЕАН Индонезия занимает 2-е место по объему экспорта в Россию (после Вьетнама) и 5-е - по объему импорта из России (после Сингапура, Таиланда, Малайзии и Вьетнама)16.
В 2021 г. товарооборот России с Индонезией составил $3,3 млрд, экспорт России - $681 млн (+20,86% по сравнению с 2020 г.). В его структуре в 2021 г. (и в 2020 г.) основная доля поставок приходилась на продукцию химической промышленности, минеральные продукты, металлы и изделия из них, продовольственные товары, машины и оборудование.
Импорт России из Индонезии в 2021 г. составил $2,6 млрд (+46,9% по сравнению с 2020 г.)17. В его структуре преобладают продовольственные товары и сельскохозсырьё (пальмовое масло и его производные, кофе, копра, какао-масло), оборудование и транспортные средства, текстиль и обувь18.
Инвестиционное сотрудничество, однако, остается на весьма низком уровне. По данным ЦБ РФ (на октябрь 2021 г.), объем российских инвестиций в Индонезию составлял $9 млн (в октябре 2015 г. - $4 млн). Для сравнения, объем российских ПИИ в Сингапур за аналогичный период - $10,7 млрд, во Вьетнам - $953 млн19, в Таиланд - $732 млн, в Малайзию - $3 млн, в Камбоджу - $1 млн20.
По оценкам аналитиков Российского экспортного центра (РЭЦ), Индонезия входит в топ-10 стран для России по комплиментарности торговли (соответствие товарной структуры несырьевого импорта страны товарной структуре несырьевого экспорта России)21. Эти свидетельствуют о том, что, на наш взгляд, в перспективе Россия и Индонезия имеют значительный потенциал для наращивания взаимовыгодного сотрудничества.
Российско-индонезийские отношения в настоящее время характеризуются, в первую очередь, интенсивностью политического диалога, в отличие от торгово-экономического сотрудничества, которое развивается весьма медленными темпами [10, с. 73]. Хотя с 2002 г. работает Российско-индонезийская совместная комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству (МПК), и к началу 2022 г. было проведено 12 заседаний (12-е состоялось в 2018 г.). Более того, в 1998 г. Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ учредила Деловой совет Россия-АСЕАН, а в 2009-м - Деловой совет по сотрудничеству с Индонезией для оказания содействия отечественным предпринимателям в развитии многовекторного сотрудничества с индонезийскими партнерами.
17 октября 2019 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Индонезия подписали меморандум о сотрудничестве [11]. В настоящее время ведутся переговоры о заключении соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией, но детальная проработка этого документа может потребовать ещё нескольких лет.
Диаграмма. Экспорт России в Индонезию и импорт России из Индонезии ($ млн). Chart. Russian export to Indonesia and Russian import from Indonesia ($ mln). Источник: Федеральная таможенная служба России.
Как отмечают многие аналитики, Индонезия продолжает оставаться достаточно закрытым рынком для иностранных компаний. В частности, эксперты Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России и Минэкономразвития России подчеркивают, что отечественные компании зачастую сталкиваются с серьезными трудностями при налаживании бизнеса в Индонезии [12]. Предпринимателям настоятельно рекомендуют обращаться в официальные структуры РФ для получения экспертно-аналитических консультаций и сопровождения сделок. Официальные органы РФ ведут многолетние переговоры с компетентными ведомствами Индонезии для получения необходимых разрешений и согласований для начала практической работы. Так, Россельхознадзор 4 года добивался одобрения для российских экспортеров на поставку ячменя на индонезийский рынок. В результате переговоров с Агентством сельскохозяйственного карантина Министерства сельского хозяйства Индонезии удалось значительно смягчить изначально предъявленные Индонезией фитосанитарные требования к указанной российской продукции [13].
За последние годы можно перечислить лишь несколько значимых мероприятий с весьма скромным охватом потенциально заинтересованной аудитории, направленных на развитие российско-индонезийского делового сотрудничества.
1 августа 2019 г. в Москве состоялся III Российско-индонезийский бизнес-форум. Было подписано несколько меморандумов о взаимопонимании между компаниями и деловыми организациями Индонезии и России22. Первый Российско-индонезийский бизнес-форум был организован в 2017 г. в рамках II Фестиваля Индонезии23 в Москве (первый был проведен годом ранее).
23. Проходил с 4 по 6 августа 2017 г. по инициативе посольства Индонезия в РФ и Министерства по туризму Индонезия при поддержке Департамента культуры города Москвы (прим. авт.).
3-4 августа 2020 г. состоялась онлайн бизнес-миссия в Индонезию российских компаний, специализирующихся на смарт-технологиях для «умных городов». Организаторами выступили Российский экспортный центр, Фонд «Сколково» и торгпредство России в Индонезии24. 11 ноября 2020 г. на платформе «Иннопрома» также в виртуальном режиме был организован российско-индонезийский промышленный форум25. Цифровизация, зеленая экономика и устойчивое развитие становятся наиболее перспективными темами повестки двустороннего сотрудничества.
16 марта 2021 г. в онлайн-формате прошел российско-индонезийский бизнес-форум «Цифровая экономика и инвестиционные возможности в туризме», организованный Минэкономразвития России совместно с посольством Индонезии в России26. Форум призван сблизить российский и индонезийский бизнес и улучшить двусторонние отношения в сфере цифровой экономики.
21 декабря 2021 г. при участии торгпредства России в Индонезии в формате видеоконференцсвязи состоялось открытие Регионального представительства ТПП РФ в странах АСЕАН со штаб-квартирой в Джакарте [14]. Возможно, их совместная работа будет способствовать продвижению российского бизнеса в Индонезии и других странах АСЕАН.
В целом, несмотря на определенную позитивную динамику развития российско-индонезийских отношений, следует признать, что практическая реализация совместных проектов зачастую затягивается, а переговоры ведутся долгие годы. Многие российско-индонезийские проекты фактически заморожены, а некоторые и вовсе отменены. Так, переговоры о строительстве Росатомом АЭС на о. Калимантане ведутся c 2020 г.27 и пока не привели к каким-либо результатам. Строительство железной дороги также на о. Калимантан, начатое ещё в 2015 г. при участии РЖД, давно находится в стагнации с формулировкой «в стадии переформатирования»28.
Основными препятствиями для практической реализации совместных российско-индонезийских проектов по-прежнему являются бюрократические препоны, недостаточная осведомленность сторон о перспективных направлениях взаимодействия и конкуренция со стороны ключевых торговых партнеров двух стран. В то же время в последние годы наблюдается определенное оживление двусторонних отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на отсутствие каких-либо политических противоречий и очевидную выгоду от углубления торгово-инвестиционного сотрудничества, российско-индонезийские отношения долгое время развивались хаотично и непоследовательно. В настоящее время изменение баланса сил в мировой политике, стремительно нарастающее противостояние США и Китая и агрессивные действия «западных» стран против России объективно подталкивают Россию и Индонезию к дальнейшему сближению.
В настоящее время наблюдается повышение активности как по линии федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны представителей бизнеса в установлении и наращивании прочных деловых контактов между предпринимателями России и Индонезии. Но существенных изменений в статистике товарооборота, инвестиционного сотрудничества и практической реализации крупных проектов можно ожидать лишь в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
Библиография
- 1. Хохлова Н.И. Отношения России и Индонезии на современном этапе. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018. № 2 (18), с. 99-105.
- 2. Россия и Индонезия заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. 2021. http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/3151/ (accessed 21.12.2021)
- 3. Россия и Индонезия нацелены на стратегическое партнерство. 2018. https://interaffairs.ru/news/show/19494 (accessed 12.01.2022)
- 4. Россия поддержала идею создания зоны свободной торговли ЕАЭС и Индонезии. 2021. https://tass.ru/ekonomika/11830103 (accessed 14.01.2022)
- 5. Жеглова Ю.Г. Стратегическое партнерство как формат межгосударственных отношений. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014, 7(3), с. 115-122.
- 6. В Индонезии завершились первые военно-морские учения Россия-АСЕАН. 2021. https://tass.ru/politika/13107219 (accessed 21.12.2021)
- 7. Manurung H. 2021. Indonesia-Russia Strategic Partnership in Southeast Asia Region. Jurnal Ilmiah Hubungan Internasional Vol. 17. No. 1 (2021). Parahyangan Center for International Studies (PACIS). DOI: https://doi.org/10.26593/jihi.v17i1.3488.77-96
- 8. Kanaev E., Simbolon L., Shaternikov P. Russia-Indonesia Relationship: Assessing Shortcomings and Framing a Response. Southeast Asia: Actual Problems of Development. 2019. Vol. 4. No. 45. Pp. 95-106.
- 9. Россия и Индонезия: новая глава в отношениях. 2020. https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/rossiya-i-indoneziya-novaya-glava-v-otnosheniyakh/ (accessed 18.01.2022)
- 10. Ефимова Л.М. Российско-индонезийские отношения в XXI веке. Вестник МГИМО-Университета. 2014. 4(37). C. 73-81. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-73-81
- 11. ЕЭК и правительство Индонезии заключили меморандум о сотрудничестве. 2019. https://eec.eaeunion.org/news/18-10-2019-2/ (accessed 20.10.2021)
- 12. Экспресс-обзор внешней торговли. Индонезия. 2020. https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2020/12/%D0%93%D0%B8%D0%B4_%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F_1.12.2020.pdf (accessed 28.01.2022)
- 13. Дайджест российских СМИ. 20-26 января 2022 г. Агроэкспорт. 2022. https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2022/01/Digest_ rus_20-26_01_2022.pdf (accessed 30.01.2022)
- 14. Открытие регионального представительства ТПП России в Джакарте. 2021. https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!otkrytie_regionalnogo_predstavitelstva_tpp_rossii_v_dzhakarte (accessed 22.01.2022)