- Код статьи
- S032150750018514-7-1
- DOI
- 10.31857/S032150750018521-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №9
- Страницы
- 37-45
- Аннотация
Китай играет ключевую роль в развитии мировой климатической ситуации, на его долю в 2021 г. приходился 31% мирового объема выбросов парниковых газов. Анализируются основные проблемы и достижения климатической политики КНР и обусловленные этим изменения в сфере экономики и экологического развития страны.
Климатическая повестка реализуется параллельно с задачей построения «экологической цивилизации» (2012 г.). Рассмотрены институциональные рамки реализации климатической политики КНР, в т.ч. мероприятия Национального плана в сфере климатических изменений на 2014-2020 гг., пятилетних планов. Параллельно со снижением выбросов парниковых газов большое внимание уделяется борьбе с загрязнением атмосферного воздуха, особенно в городах. Китай достиг существенных успехов в поглощении углекислого газа: по площади лесонасаждений он занимает первое место в мире. Несмотря на лидирующие позиции КНР в использовании возобновляемых источников энергии, потребление электроэнергии от ископаемого топлива (в основном угля) велико.
На основе статистических данных рассматривается динамика выбросов парниковых газов в контексте развития энергетики с 1990-х гг. Проанализированы достижения КНР в сфере модернизации ряда секторов экономики - развитие солнечной и ветровой энергетики, повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, преобразования в области транспорта. Успехи в этом направлении продемонстрированы в рамках подготовки и проведения зимней Олимпиады 2022 года в Пекине.
Несмотря на очевидные успехи Китая, его вклад в достижение целей Парижского соглашения оценивается как недостаточный.
- Ключевые слова
- Китай, климатическая политика, Парижское соглашение, потребление энергии, выбросы диоксида углерода, возобновляемые источники энергии
- Дата публикации
- 13.09.2022
- Всего подписок
- 14
- Всего просмотров
- 518
ВВЕДЕНИЕ
Китай играет ключевую роль в развитии мировой климатической ситуации в отношении как выбросов парниковых газов (углекислый газ, метан, диоксид азота, озон, некоторые углеводороды), так и поглощения углекислого газа. Экономический рывок Китая начиная с 1990-х гг. сопровождался ростом потребления топливно-энергетических и минеральных ресурсов, увеличением техногенного загрязнения, производства отходов, а также изменением землепользования.
По многим из этих показателей Китай стал лидером в мире. С 2006 г. Китай занимает 1-е место в мире по объему выбросов парниковых газов, опередив США, Индию и Россию. Парниковые газы, наряду с влиянием атмосферных аэрозолей, трансформацией землепользования и поверхности суши, вносят основной вклад в потепление климата1.
Доля Китая в структуре глобальных выбросов парниковых газов (ПГ) выросла с 12% в 1990 г. до 31% в 2021 г.2 Если в США, странах ЕС и Японии с 2019 г. наметилась тенденция в сторону снижения абсолютных показателей выбросов, то в Китае, на который приходится 25% первичного энергопотребления в мире, происходит их нарастание. Очевидно, достижение целей Парижского соглашения Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) 2015 г. будет во многом зависеть от действий КНР. Климатическая политика с конца 1990-х гг. стала неотъемлемой частью экономической и экологической модернизации КНР, а с 2012 г. - одним из направлений государственного курса на построение «экологической цивилизации».
Цель статьи - проанализировать основные проблемы и достижения климатической политики КНР и связанные с её реализацией изменения в сфере экономики и экологического развития страны. Рассмотрен также вклад Китая в мировую климатическую ситуацию, оцениваются перспективы достижения его целей в рамках Парижского соглашения по климату.
КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Климатическая политика включает комплекс разнообразных мер по предотвращению и смягчению последствий изменений климата, а также адаптации к ним. Это меры политической, институциональной, финансовой, информационной поддержки, фискальные и иные механизмы, способствующие снижению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов, сокращению доли углеводородного топлива, повышению энергоэффективности экономики и т.д. Её реализация, помимо прямых эффектов, сопровождается позитивными побочными последствиями - ведет к снижению загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почв, к улучшению качества окружающей среды в целом, благотворно влияющему на здоровье населения и способствующему снижению издержек на медицинскую помощь.
Китайские эксперты полагают, что только побочные эффекты от улучшения состояния атмосферного воздуха могут частично или полностью компенсировать издержки, связанные с реализацией климатической политики [1], в т.ч. в сфере перехода на безуглеродные технологии. Кроме того, мультипликативный эффект климатический политики сказывается на развитии исследований и разработок в разных областях (от новых строительных материалов до устойчивого городского планирования), создании «зеленых» рабочих мест и т.п.
Климатическая повестка реализуется параллельно с задачей построения «экологической цивилизации», которая была провозглашена на 18-м съезде Коммунистической партии Китая (2012 г.), положение об этом включено в Устав КПК.
Помимо решения внутренних задач по улучшению состояния окружающей среды и преодолению экологического ущерба, накопленного за годы бурного экономического роста, Китай стремится взять на себя глобальную ответственность в сфере климата и экологии. В соответствии с идеями Си Цзиньпина о «социализме с китайской спецификой для новой эры» современная философия в сфере изменений климата зиждется на трех основаниях - активно отвечать на климатические вызовы:
1) для качественного экономического развития;
2) для достижения благоприятного состояния окружающей среды;
3) для «построения сообщества с общим будущим для всего человечества» [2].
Практические действия КНР по реализации климатической повестки существенно повлияли на модернизацию многих секторов экономики, научно-технологическое развитие, состояние окружающей среды.
В 1998 г., через год после подписания Киотского протокола, был создан Национальный комитет по климатическим изменениям. Китай в июне 2007 г. первым из стран с развивающейся экономикой принял на государственном уровне Национальный план в сфере климатических изменений (на 2007-2013 гг.), политическое руководство и координацию работы по разработке стратегий и планированию мероприятий в этой сфере взяла на себя Специальная группа во главе c премьером правительства.
Деятельность в сфере изменений климата была возложена на Национальную комиссию по развитию и реформам. В 2018 г. в рамках институционального реформирования правительства функции по климатической повестке переданы Министерству экологии и окружающей среды.
Климатическая политика осуществляется как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Органы исполнительной власти на уровне провинций обязаны активно выполнять Национальный план в сфере климатических изменений, внедрять на местах финансовые и налоговые инструменты, проводить кредитную и инвестиционную политику. На всех уровнях усилился мониторинг энергопотребления и подотчетность в сфере энергоэффективности.
После принятия Закона о возобновляемых источниках энергии в 2005 г. правительство внедрило ряд финансовых и налоговых льготных механизмов, благодаря которым возобновляемая энергетика получила приоритетную роль. Последовательно наращивались инвестиции в исследования и разработки в областях, влияющих на изменения климата, был выполнен ряд крупных исследовательских программ [3]. Только в течение 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) запущены специальные программы, в основе которых лежали научно-технологические инновации: «10 городов», «1000 транспортных средств», «10 городов, 10000 ламп», «Золотое солнце».
В 2014 г. принят новый «Национальный план Китая в сфере климатических изменений 2014-2020», его реализация выстраивается по двум направлениям: меры по сокращению выбросов парниковых газов и по поглощению диоксида углерода (СО2).
Первое направление предусматривает развитие альтернативных источников энергии, повышение энерго- и ресурсоэффективности в промышленности, изменение транспортного сектора, включая перевод таксопарка на электромобили и переход на зарядные гибридные автобусы, жилищно-коммунального сектора.
Второе - поддержание баланса СО2 путем лесонасаждений и восстановления растительного покрова. В этой области Китай достиг выдающихся результатов: в течение 2010-2020 гг. чистый прирост лесных площадей составлял 1,9 млн га/год, благодаря чему лесистость КНР достигла рекордных 23%3, и страна вышла на 1-е место не только в Азии, но и в мире по увеличению лесных земель. Начиная с 12-го пятилетнего плана сокращение интенсивности выбросов углекислого газа на единицу ВВП включено в качестве обязательного показателя в план национального экономического и социального развития. Пятилетние планы на 13-ю (2016-2020 гг.) и 14-ю пятилетки (2021-2025 гг.) одним из 5 приоритетов определили охрану окружающей среды и «зеленое развитие».
14-й пятилетний план и наброски долгосрочных целей на 2035 г. предусматривают сокращение выбросов углекислого газа на единицу ВВП на 18% в 2025 г. по сравнению с 2020 г. Поставлена задача снизить энергоемкость экономики на 13,5%, а также увеличить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и мощностей атомной энергетики на 20 ГВт (за счет ввода в строй более 20 новых ядерных реакторов). Стоит задача увеличения лесопокрытой площади страны до 24%4. Регулярно публикуются Белые книги по изменению климата, в которых проводится анализ выполненных программ и ставятся задачи на следующий период, последняя Белая книга опубликована в октябре 2021 г.5
ЛИДЕРСТВО ПО ВЫБРОСАМ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Половина выбросов парниковых газов (ПГ) КНР связана с топливной энергетикой, преимущественно угольной (обеспечивает 97% суммарных выбросов от сжигания горючего топлива), около трети - с обрабатывающей промышленностью и около одной десятой - с жилищно-коммунальным сектором и офисной недвижимостью [4].
Взрывообразный рост выбросов парниковых газов произошел вслед за активной индустриализацией КНР после вступления в ВТО в 2001 г. (см. диагр. 1). В 2000-х гг., когда отмечался двузначный рост ВВП, рост энергопотребления был ещё больше. В 2010 г. Китай впервые в истории обогнал США по потреблению энергии [5], при этом более половины вырабатываемой электроэнергии производилось на угольных ТЭС. Одновременно бурно росли металлургия и производство цемента для строительства инфраструктуры и жилья, достигшие своего пика в 2003-2004 гг. Естественно, что Китай в 2006 г. вышел на 1-е место в мире и по выбросам парниковых газов, и по загрязнению атмосферы.
Диаграмма 1. Производство электроэнергии в Китае в 1990-2019 гг. (ТВтч) и динамика выбросов парниковых газов (без учета землепользования), млн т.
Chart 1. Electricity production in China, 1990-2019 (TWh) and dynamics of greenhouse gas emissions (excluding land use), mln t.
Составлено по данным: 6, 7.
Углеродоемкость энергетики (объем выбросов CO2 на единицу выработанной мощности) стремительно росла в период 2000-2012 гг. главным образом за счет более высоких темпов прироста потребления угля в сравнении с неуглеводородным топливом (см. диагр.).
За период 2000-2013 гг. фактически произошло удвоение добычи угля. В результате в первое десятилетие нового столетия выбросы парниковых газов ежегодно увеличивались на 8%. После 2012 г. наметился перелом: быстрее стало расти производство электроэнергии, получаемой из ВИЭ, увеличилось потребление природного газа. Благодаря этому углеродоемкость энергетики в процентном измерении начала уменьшаться.
В 2013-2016 гг., вслед за коротким снижением темпов добычи угля, появились обнадеживающие признаки стабилизации и сокращения выбросов ПГ: темпы их прироста сократились до 0,2-1,1%, достигнув нулевого значения в 2016 г. Однако после 2016 г. кривая выбросов вновь пошла вверх: в 2018-2019 гг. темпы роста выбросов были на уровне, соответственно, 2,3 и 3,1% в год [6].
Эмиссии парниковых газов (без учета землепользования, изменений землепользования и лесного хозяйства) в Китае в 2020 г. составили 13,8 Гт8 CO2-экв., в то же время, при сохранении текущих тенденций, в 2030 г. они будут в диапазоне 13,2-14,5 Гт CO2-экв.9. Этот уровень оценивается как недостаточный (ведет к повышению среднеглобальной температуры на 3 С) и крайне недостаточный (на 4 С).
После снятия в 2018 г. запрета на ввод новых угольных электростанций правительство только в 2020 г. выдало разрешения на строительство угольных ТЭС большей мощности, чем суммарно за 2018-2019 гг. [7]. Развитие угольной промышленности поддерживается, растут инвестиции в ископаемое топливо, в то время как в других странах отмечается её спад. Одновременно в КНР внедряются передовые технологии в угольную отрасль и энергетику (в т.ч. переработка угля и его десульфуризация, «чистая» угольная генерация и др.).
Стратегический план действий по развитию энергетики на 2014-2020 гг. предусматривал ограничение потребления угля на уровне 4,2 млрд т [7]. Для достижения углеродной нейтральности10 потребуется закрыть до 600 существующих электростанций и свернуть проекты строительства новых генерирующих мощностей. Однако из-за новых ТЭС, введенных в строй по ранее выданным правительством лицензиям, их установленные мощности достигли в 2020 г. 1023 ГВт [8]. По итогам 2020 г. выработка электроэнергии составила 7,6 млн ГВт⋅ч.
На виртуальном Саммите по вопросам климата, организованном в апреле 2021 г. администрацией Джо Байдена (Leaders Summit on Climate), президент Си Цзиньпин объявил, что Китай намерен «строго контролировать производство угля» в течение 14-й пятилетки (2021-2025 гг.), а в течение 15-й пятилетки (2026-2030 гг.) «постепенно сокращать» его производство. Это было знаковое событие, поскольку Китай впервые обозначил год пика потребления угля, который придется на 2025 г.
Однако случившийся летом-осенью 2021 г. энергетический кризис с ростом цен на электроэнергию и перебоями её поставок в ряде восточных провинций показал, что реальные условия для снижения угольной генерации в Китае еще не сформированы.
УГЛЕРОДНЫЙ РЫНОК
В октябре 2011 г. в четырех крупнейших городах (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин) и в трех провинциях (Гуандун, Хубэй и Шэньчжэнь) были запущены пилотные проекты по торговле квотами на выбросы углекислого газа11. Первоначально они охватывали только энергетический сектор - свыше 1700 компаний (в основном государственных), на которые приходилось около трети общих выбросов углекислого газа в Китае.
По состоянию на 30 сентября 2021 г., совокупный объем сделок по квотам указанных семи пилотных углеродных рынков достиг 495 млн т CO2-эквивалента, а объем сделок - около 12 млрд юаней ($1,9 млрд). В 2020е гг. запланировано вовлечение в него порядка 7000 компаний из 8 секторов (помимо энергетики - нефтехимия, химия, строительные материалы, черная металлургия, цветные металлы, целлюлозно-бумажная промышленность и авиация).
Постепенно формируется институциональная система создания углеродного рынка - выпущены «Национальный план строительства рынка торговли выбросами диоксида углерода (энергетика)», «Меры по управлению торговлей выбросами диоксида углерода», опубликован план распределения квот на национальном рынке. 16 июля 2021 г. стартовали онлайн-торги углеродного рынка. Он включает 2162 ключевые корпорации в электроэнергетике с общим объемом выбросов СО2 около 4,5 млрд т.
По состоянию на 30 сентября 2021 г., совокупный объем выбросов, на которые были выданы разрешения по онлайн-сделкам, составил около 17,65 млн т, а общая стоимость сделок - около 801 млн юаней12. Это делает его крупнейшим углеродным рынком в мире (более 9% глобальных выбросов).
РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
Китай взял обязательство достичь 25% потребления первичной энергии из неископаемого топлива к 2030 г. Инвестируя в ветровую и солнечную энергетику больше, чем какая-либо другая страна мира (за 2010-2019 гг. - $758 млрд), КНР создала один из крупнейших рынков ветряных турбин и солнечных батарей (две трети солнечных батарей, установленных в мире, китайского производства) [9].
Мировое лидерство Китая в выработке энергии и введенных мощностях на базе возобновляемых источников обеспечивается разнообразными механизмами. Так, правительство предоставляет льготные кредиты и налоговые льготы для проектов ВИЭ, в т.ч. частично освобождая от налога на добавленную стоимость и корпоративного подоходного налога. В 2011 г. впервые был достигнут уровень 1 ГВт установленных мощностей на солнечных установках, в провинции Цинхай запущена крупнейшая в стране фотоэлектрическая электростанция Голмуд мощностью 200 МВт, в 2014 г. мощность была доведена до 500 МВт [10].
В 13-м пятилетнем плане были указаны ключевые цели: довести к 2020 г. установленную мощность на ВИЭ до 680 ГВт, в т.ч. ветровой энергетики до 210 ГВт; содействовать развитию прибрежной ветроэнергетики и использования энергии океана; занять и сохранять лидирующее положение в мире по технологическим инновациям в области альтернативной энергетики.
В 2020 г. в Китае было выработано 863 ТВтчас на объектах ВИЭ (без учета гидроэнергетики), по этому показателю КНР существенно опередила всех остальных лидеров - США, Германию и Индию [11]. С использованием ВИЭ (ветра, солнца, биомассы) в 2020 г. было произведено 11% общего объема выработки электроэнергии, в т.ч. 33% за счет ветровой, 28% - солнечной, 2% - энергии биомассы13. Структура источников возобновляемой энергетики Китая представлена на диагр. 2.
Диаграмма 2. Потребление возобновляемой энергии в КНР в 2018 г. (%, по источникам).
Chart 2. Renewable energy consumption in China in 2018 (%, by source).
Составлено по данным [12].
В связи со значительными масштабами выработки электроэнергии на ветровых и солнечных станциях и удешевлением технологий начался поэтапный переход к рыночным инструментам их поддержки - аукционам для субсидируемых проектов (с 2016 г.) и бессубсидиарной поддержке пилотных проектов (с 2019 г.) в экономически развитых провинциях с высоким потреблением электроэнергии. Национальная комиссия по развитию и реформам и Национальное энергетическое управление Китая в 2019 г. ввели квоты потребления возобновляемой энергии для каждой провинции, что стимулировало рост её потребления.
Провинции могли достичь поставленных целей также за счет покупки избыточной энергии в других регионах. Таким образом, политика правительства направлена на снижение государственных затрат при одновременном стимулировании благоприятной рыночной и инвестиционной среды для производства энергии от ВИЭ. В долгосрочной перспективе ветровая и солнечная энергия может занять одно из ведущих мест в энергоснабжении КНР.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТРАНСПОРТ
Структура промышленного производства, основанная на высоком энергопотреблении при изначально низкой энергоэффективности, создает огромный потенциал для энергосбережения и развития, предполагающего низкий уровень выбросов углекислого газа. Это достигается за счет внедрения энергосберегающих технологий, технологических новшеств, оптимизации управления и реструктуризации производства.
Меры повышения энергоэффективности в отраслях обрабатывающей промышленности определены «Национальным планом в сфере климатических изменений на 2014-2020 гг.», в соответствии с ним целевой показатель сокращения выбросов на единицу добавленной стоимости в 2020 г. должен составить 50% в сравнении с 2005 г. Помимо этого, провозглашена «Китайская инициатива в обрабатывающей промышленности 2025» (Made in China 2025), направленная на снижение более чем на треть энергоемкости предприятий на единицу добавленной стоимости в сравнении с 2015 г.
Сталелитейный и алюминиевый секторы поставили цель достичь пика выбросов углекислого газа к 2025 г. и сократить выбросы от этого пика в 2040 г., соответственно, на 30 и 40% [7]. В промышленности внедряются строгие стандарты на выбросы, государство поощряет снижение энергоемкости за счет гибкой финансовой политики, программ субсидирования и т.д.
В секторе строительства реализован 13-й пятилетний план в сфере энерго- и ресурсопотребления для государственных организаций (2019 г.), внедрены «Стандарты оценки “зеленого” строительства» и «Оценочный стандарт “зеленой” модификации существующих зданий» (2019 г.). Поддерживается строительство зданий с нулевым чистым потреблением энергии (zero-energy buildings) путем реализации широкомасштабных демонстрационных проектов и внедрения новых стандартов в строительстве [7]. Отнесение к «нулевым» зданиям варьирует в зависимости от потребления энергии на нужды отопления: классы зданий по энергозатратам на квадратный метр жилья соответствуют трем климатическим поясам Китая.
В транспортном секторе сделана ставка на рост производства электромобилей, развитие зарядной инфраструктуры, в т.ч. для общественного транспорта, а также обновление парка составов высокоскоростного железнодорожного транспорта. В качестве мер стимулирования электромобильного транспорта в 2017 г. правительство утвердило квоты для крупных производителей и импортеров на продажи новых легковых электромобилей (в 2019 г. не менее 10%, в 2020 г. - 12%). В 2019 г. Министерство промышленности и информационных технологий разработало рассчитанный на 15 лет план, в котором целевой показатель равен 25% доли продаж транспортных средств на новых источниках энергии в 2025 г.
КНР, наряду с США, Японией и Канадой, внедряет энергоэффективный грузовой автотранспорт. В 2020 г. принята программа «Корректировка и совершенствование политики субсидирования транспорта на новых источниках энергии», в 2021 г. - План развития автомобильной промышленности на новых источниках энергии, рассчитанный на 20212035 гг.14 Обсуждается вопрос о полном запрете на автотранспорт, работающий на ископаемом топливе. По парку и продажам электромобилей Китай - мировой лидер, продажа последнего автомобиля, работающего на ископаемом топливе, запланирована на 2040 г.
«ЗЕЛЕНЫЕ» ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ-2022
XXIV зимние Олимпийские игры 2022 года в Пекине проведены под эгидой «зеленого», устойчивого развития, начиная от строительства и функционирования спортивных объектов и Олимпийской деревни до обслуживающей инфраструктуры.
Все объекты Олимпиады в Пекине на 100% были обеспечены «зеленым» электричеством. Например, в Горном пресс-центре Яньцина источником электроснабжения были солнечные батареи, а Олимпийская деревня Яньцина отапливалась водой, нагреваемой в электрокотлах с высоковольтными электродами. В Национальном конькобежном центре и спортивном центре «Укэсун» применена новая система охлаждения на основе диоксида углерода, которая обеспечивает практически нулевой уровень выбросов.
Согласно официальной статистике Оргкомитета, энергосберегающие и экологически чистые автомобили составили 86% всех транспортных средств, задействованных на Играх. Их использование во время Олимпийских и Паралимпийских игр 2022 года сократило выбросы углекислого газа примерно на 11 тыс. т, что эквивалентно объему CO2, поглощаемого лесами площадью более 50 тыс. му (33,33 км2) в год.
«Зеленому» обновлению подверглись 64 тыс. домохозяйств из 163 близлежащих деревень, которые перешли на электрическое отопление. По заявлению организаторов Игр, 26 олимпийских объектов и окружающие деревни сократили выбросы СО2 в атмосферу на 320 тыс. т и потребление угля - на 128 тыс. т15.
ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ КИТАЕМ ЦЕЛЕЙ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
В соответствии с Парижским соглашением по климату (2015 г.), регулирующим меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 г., страны-участницы сами определяют вклады в достижение общей цели (удержать в этом столетии рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2° C и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5° C), пересматривая обязательства каждые 5 лет в сторону повышения. Как минимум, они должны содержать положения о смягчении последствий выбросов, обязательства по адаптации, финансированию, передаче технологий, наращиванию потенциала и прозрачности реализации.
Китай ратифицировал Парижское соглашение в 2016 г. и принял на себя соответствующие обязательства. В сентябре 2020 г. на Генеральной ассамблее ООН президент КНР Си Цзиньпин объявил, что Китай пройдет пиковые значения выбросов до 2030 г., а к 2060 г. достигнет углеродной нейтральности (выбросы диоксида углерода снижены и компенсированы поглощением).
28 октября 2021 г., в преддверие Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) ООН в Глазго, Китай представил обновленную версию своих обязательств, ужесточив предыдущие целевые показатели (снижение выбросов CO2 в 2030 г. более чем на 65% по сравнению с 2005 г., доля неископаемого топлива в потреблении первичной энергии в 2030 г. примерно 25%, увеличение объема лесных запасов на 6 млрд куб. м) 16, добавлен новый показатель мощности ВИЭ.
По мнению экспертов, обновленные обязательства КНР оцениваются как «крайне недостаточные», и если все страны будут следовать такому же уровню обязательств, то это приведет в мире к потеплению на 3° C. Опасения вызывает и то, что китайская Долгосрочная стратегия развития с низким уровнем выбросов парниковых газов (октябрь 2021 г.), предполагает, что цель углеродной нейтральности распространяется, вопреки предыдущим заявлениям, только на углекислый газ, а не на другие парниковые газы. С учетом суммарных объемов их выбросов это может привести к повышению среднеглобальных температур на 0,1° C в 2100 г. [10].
Важно, чтобы Китай использовал дополнительные стимулы для преодоления нового угольного бума и направил усилия на развитие неуглеродной энергетики до окончания 14й пятилетки (2025 г.)17. Возобновляемая энергетика остается важным приоритетом - в 2021 г. поставлена цель довести долю ВИЭ до половины установленной мощности в стране уже к 2025 г. и увеличить минимальные закупки возобновляемой энергии компаниями до 40% к 2030 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Китае климатическая политика нацелена на активные действия в сфере снижения выбросов путем технологических достижений в разных секторах экономики. Климатические меры реализуются с высокой степенью децентрализации, ответственность передана на уровень провинций. Широко используются рыночные механизмы, а также поддержка из госбюджета. Параллельно со снижением выбросов парниковых газов большое внимание уделяется борьбе с загрязнением атмосферного воздуха, особенно в крупных городах. Несмотря на лидирующие позиции КНР в мире по использованию ВИЭ, потребление электроэнергии от ископаемого топлива по-прежнему высоко. Тем не менее Китай демонстрирует способность декаплинга18 энергопотребления и выбросов углекислого газа от роста ВВП.
На мировой климатической «арене» Китай реализует достаточно противоречивую политику. С одной стороны, взяв на себя роль сверхдержавы в сфере глобального управления климатом, КНР опирается на масштабные инвестиции в ВИЭ и повышение энергоэффективности, внедряет экологически чистые технологии и стремится к «зеленому» развитию внутри страны, хотя за пределами страны его действия не столь экологичны.
Так, в рамках инициативы «Один пояс - один путь»19 в течение 2014-2019 гг. китайские банки инвестировали в развитие угольных мощностей стран-участниц в 5 раз больше, чем в солнечные и ветряные станции. Это особенно бросается в глаза, поскольку Южная Корея и Япония (вторая и третья страны по объему международного финансирования добычи угля) заявили об отказе от такого кредитования в постпандемийную эпоху. Существуют опасения, что в странах-партнерах инициативы «Один пояс - один путь» могут сформироваться условия для аутсорсинга загрязняющих производств в ответ на китайские инвестиции в инфраструктурные проекты.
После публикации 6-го оценочного доклада МГЭИК в 2021 г. появились оценки, что сдержать потепление в пределах 1,5 С, видимо, не получится, и этот уровень будет превышен уже через 15 лет. Необходимы более масштабные усилия, особенно таких стран, как Китай, США, Индия, Россия в сфере развития низкоуглеродных технологий и возобновляемых видов энергии.
Библиография
- 1. Li M., Zhang D., Li C.-T., Mulvaney K.M., Selin N.E., Karplus V.J. 2018. Air quality co-benefits of carbon pricing in China. Nature Climate Change, Vol. 8, pp. 398-403; DOI: https://doi.org/10.1038/s41558-018-0139-4
- 2. The People’s Republic of China Third National Communication on Climate Change. Government of China, December 2018, 275 p.
- 3. Li M., Zhang D., Li C.-T., Mulvaney K.M., Selin N.E., Karplus V.J. 2018. Air quality co-benefits of carbon pricing in China. Nature Climate Change, Vol. 8, pp. 398-403; DOI: https://doi.org/10.1038/s41558-018-0139-4
- 4. Trends in global CO2 and total greenhouse gases emissions. 2017 Report. PBL Netherlands Environmental Assessment Agency, The Hague, 2017, 69 p.
- 5. Wei X., Tong Q., Magill I., Vithayasrichareon P., Betz R. 2020. Evaluation of potential co-benefits of air pollution control and climate mitigation policies for China’s electricity sector. Energy Economics, Vol. 92, 104917; DOI: 10.1016/j.eneco.2020.104917
- 6. Тrends in global CO2 and total greenhouse gases emissions. 2020 Report. PBL Netherlands Environmental Assessment Agency, The Hague, 2020, 85 p.
- 7. Feteke H., Kuramochi T., Roelfsema M., et al. 2021. A review of successful climate change mitigation policies in major emitting economies and the potential of global replication. Renewable and Sustainable Energy Reviews. Vol. 137, pp. 1-18; DOI:10.1016/j.rser.2020.110602
- 8. Shearer C. Analysis: The global coal fleet shrank for first time on record in 2020. Carbon Brief. https://www.carbonbrief.org/ analysis-the-global-coal-fleet-shrank-for-first-time-on-record-in-2020 (accessed 17.10.2021)
- 9. Nyabiage J. China’s role ‘critical’ if world is to meet climate change targets. South China Morning Post. Published: 28 Jan, 2020. https://www.scmp.com/news/china/society/article/3047916/chinas-role-critical-if-world-meet-climate-change-targets (accessed 12.10.2021)
- 10. Акимова В.В., Тихоцкая И.С. Подъем солнечной энергетики в Китае и Японии. Проблемы Дальнего Востока. 2019, № 3, c. 64-74.
- 11. BP Statistical Review of World Energy 2020. 69th edition. London, 65 p.
- 12. IRENA. Final Renewable Energy Consumption. China, 2018. https://www.irena.org/Statistics/View-Data-by-Topic/Renewable-Energy-Balances/Final-Renewable-Energy-Consumption (accessed 09.11.2021)