- PII
- S032150750019239-4-1
- DOI
- 10.31857/S032150750019239-4
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 3
- Pages
- 59-62
- Abstract
The article is an analytical review of the materials of the scientific conference "Gender aspects of African Culture: between Archaic and Modernity", held at the Institute of Africa of the Russian Academy of Sciences in November 2021.
The conference discussed such issues as gender characteristics of the transmission of traditions to the younger generation (archaic and modern forms and methods); the education system in the context of the transmission of universal (European) models of values; reflection of the struggle between traditional and modern in the development of African languages at the present stage. A number of reports were devoted to the problems of traditional art as an integral part of modern cultural forms.
The attention of the speakers was focused on the problems of the sacred role and political significance of the activities of representatives of national culture (including their civic position, criticism of the policy of the authorities, the fight against the dictates of religious movements). The problems of cultural interaction within the framework of a mixed family and mestizo children as intermediaries of two cultures occupied a large place in the work of the conference. Considerable attention was paid to the issues of feminism as an expression of women's self-realization and self-identification, the struggle against all forms of exploitation and for the freedom of will of an individual through artistic means, as well as "state feminism" as a radical means in the fight against archaism.
- Keywords
- Africa, culture, archaic, modernity, literature, folklore, political culture, family, feminism
- Date of publication
- 24.03.2022
- Year of publication
- 2022
- Number of purchasers
- 14
- Views
- 978
В ноябре 2021 г. Институте Африки РАН состоялась конференция «Гендерные аспекты африканской культуры: между архаикой и современностью». Организованная Группой гендерных исследований совместно с Центром социологических и политологических исследований и при участии Центра истории и культурной антропологии ИАфр РАН, она стала очередным научным мероприятием, проводимым в таком организационном составе за последние три года. (Осенью 2019 г. был проведен Круглый стол «Новые тенденции в изучении Африки (историко-антропологический и гендерный аспекты ».). Два года спустя африканская гендерная тематика, теперь уже в историко-культурном аспекте, прозвучала на новом гендерном форуме африканистов.
Открывая конференцию, д.и.н. Н.Л.Крылова (ИАфр РАН) напомнила, что культура - широчайшее понятие, включающее в себя самые разнообразные формы и способы человеческой деятельности, самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом навыков, умений и результатов активной творческой деятельности. Одновременно культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение, оказывая на него управленческое воздействие. Наконец, культура - это совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.
Что касается Африки, то, несмотря на грандиозные перемены, происходившие в колониальный и постколониальный периоды ее истории, культуры континента по-прежнему сохраняют свою идентичность, базируясь на присущих им испокон веков социокультурных первоосновах. И хотя нельзя отрицать, что урбанизация, модернизация и исход африканцев за пределы континента усиливают в них чувство индивидуализма в ущерб общинным связям, наряду с этим наблюдается возврат к традиционным ценностям, который выступает как способ сохранить свою национальную самобытность и идентичность, традиционные принципы общественных норм и идеалов.
На конференции были представлены доклады российских ученых-африканистов и востоковедов, специалистов по истории, антропологии, политологии, социологии, посвященные исследованию историко-культурного и гендерного аспектов развития стран и народов Африки. Тематика предложенных к обсуждению исследований соответствовала многим областям изучения необычайно разнообразной и уникальной культуры Африки.
Одной из особенностей современной африканской культуры (музыкального, художественного, литературного творчества сферы политической культуры и др.) является, с одной стороны, противопоставление традиционных и современных (европейских) культурных моделей, морально-нравственных ценностей и идеалов, стилей, философий восприятия, функциональной значимости, с другой - стремление их к взаимодействию, обогащению, иначе говоря, к диалогу.. Столь многообразное толкование культуры, охватывающей все стороны земного существования и деятельности человека, позволило организаторам конференции выстроить ее работу, выделив несколько направлений.
Первое из них было посвящено фундаментальным и общетеоретическим проблемам столкновения и взаимодействия архаики и современности (сквозь призму литературоведения, языкознания, философии и культурологии). В обзорном докладе к.ф.н. А.Н.Мосейко (ИАфр РАН) «Гендерные проблемы в современном африканском гуманитарном дискурсе» проблемы гендерного равенства прозвучали в контексте борьбы за равные с мужчинами права в образовании, социальной жизни, в семье, протестов женщин против патриархата. Был затронут немаловажный аспект существования африканки «на рубеже культур», в условиях столкновения и конфликта различных культурных кодов, но не в современной «западной» трактовке, а напротив, преподнесен с критических взглядом на западное влияние и засилье западных стандартов, касающихся женщин в Африке.
«Современность архаики». Так оригинально назвала свое выступление д.ф.н., проф. С.В.Прожогина (ИВ РАН), в котором она рассказала о Северной Африке. приводя ее как пример сочетания начал противоречивых не только в своей географии, но и в истории, культуре, социальном развитии, подчеркивая соприсутствие традиций и новаций, необходимость понимания современности и архаики как взаимосвязанных опор жизни региона. На образцах литературного творчества франкоязычных магрибинцев-арабов и берберов она продемонстрировала отражение причин, последствий и возможностей сосуществования следов давно прошедшего в современной реальности магрибинцев.
Переход от устного народного творчества к современным литературным формам и направлениям осуществили в своих выступлениях сразу несколько докладчиков, Так, к.и.н. Б.М.Горелик (ИАфр РАН) рассказал о гендерной неопределенности как основополагающем свойстве одного из южноафриканских фольклорных персонажей - Аньки Сомерс (Antjie Somers), которым пугали детей в XIX-XX вв., принуждая их к послушанию. И который был представлен в виде мужчины в женской одежде или похожей на ведьму женщины с мужскими или анималистическими чертами. В мире среди подобных фольклорных персонажей он едва ли не единственный, чья половая принадлежность является неопределенной или двойственной.
Мифология играла и продолжает играть заметную роль не только в традиционных, но и в современных африканских обществах, давая объяснения на все интересующие человека вопросы мифологического мировоззрения. Первобытного и современного человека волнуют одни и те же вопросы мироздания, подчеркнула в своем докладе д.филос.н., к.ф.н., И.Г.Татаровская (ИАфр РАН), рассказав о роли в жизни современных африканцев мифической Великой Богини - одной из любимых и популярных героинь африканской мифологии.
В докладе Е.П.Шварц (магистрант СПбГУ) поднималось одно из наиболее болезненных явлений женского бытия африканок - практика женского обрезания. На анализе литературных текстов Ннеди Окорафор - американо-нигерийской писательницы-афрофутуристки - Е.П.Шварц прослеживает авторскую позицию по описываемым традициям и анализирует литературные приемы, к которым Н.Окорафор прибегает для переосмысления этого тяжелейшего массового социального заболевания континента в настоящем и будущем.
Поистине велика в жизни общества роль языка. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности, хранит в себе духовные и культурные ценности. С его помощью люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить свои мысли. Столкновению прошлого и настоящего, традиционного и современного в развитии африканских и смешанных языков был посвящен доклад к.ф..н. Н.Ю.Ильиной (МГЮУ) и к.ф.н. А.А.Келехсаевой (РУДН), в котором на примере особенностей английского языка в Нигерии показано, как этот язык, сложившийся и развивающийся в рамках европейской цивилизации, гибко приспосабливается к передаче категорий абсолютно отличной культуры.
Заслуженное место в работе конференции занял гендерный аспект африканского искусства. Всем своим творчеством, общественной деятельностью и активной жизненной позицией, подчеркнула в своем докладе к.и.н. Н.А.Ксенофонтова (ИАфр РАН), африканские женщины стараются внести лепту в современные гендерные отношения. Творчество большинства деятельниц изобразительного искусства разных африканских стран пронизано острой социальной озабоченностью по поводу развития различных аспектов семейной, общественной, политической жизни на их родине и в более широком смысле - во всем мире.
Еще совсем недавно, отметила в своем выступлении к.и.н. Н.В.Гришина (ИАфр РАН), модная индустрия африканских стран не имела возможности зарекомендовать себя полноценной участницей глобального мира моды. Сегодня Африка активно заявляет о себе как о континенте, способном не только вдохновлять дизайнеров, но и самостоятельно создавать модные направления. Участие африканок в национальных, региональных и мировых конкурсах красоты стало неотъемлемым фрагментом проведения подобных мероприятий, и одновременно - свидетельством эмансипации и изменения традиционных представлений об африканской женщине как существе, подчиненном воле мужчины и вторичном по отношению к нему.
Проблемам формирования новой идентичности был посвящен доклад д.и.н., проф. Т.М.Гавристовой (ЯрГУ). Идентичность, будучи ключевой проблемой ХХ в., обретает все новые смыслы, напрямую связанные с глобальными изменениями, последовавшими в результате либерализации и демократизации. Представители разных этносов и рас успешно интегрируются в современную философию, историю, литературу. Мигритюд - авторский неологизм, созвучный с известной лексемой - негритюдом. Оба термина связаны с литературной и философской традицией и успешно интегрируются в современное гуманитарное знание.
Продолжая тему идентификации, Н.Л.Крылова в своем докладе, посвященном феномену бикультурности детей метисов, подчеркнула, что идентификацию как процесс усвоения молодыми людьми жизненной позиции, установок и ценностей следует рассматривать как один из позитивных психологических механизмов, помогающих понять, как протекает социализация ребенка-метиса в условиях культуры отца и матери. Эта проблема, возникающая в местах проживания российских соотечественников, с особой остротой заявляет о себе сегодня, когда глобализация бросает вызов культурно-национальной идентичности.
Проблемам полигамии сквозь призму борьбы архаики и современности был посвящен доклад к.ф.н. В.Ю.Саркисовой-Куамé (Национальный Университет, Кот-д`Ивуар). Она отмечает, что последние годы в Африке наблюдается рост полигамных браков. Запрещенная официально, полигамия продолжает существовать, являясь реальностью. Конкретно в Кот-д’Ивуаре она не поддается искоренению, прежде всего потому, что она статусна, а не физиологична. Многоженство остается инструментом создания социальной репутации мужчины и связано с общественным положением и сохранением традиционного уклада жизни.
.О проблеме детских браков рассказала к.и.н. И.Г.Рыбалкина (ИАфр РАН). Главные причины существования детских браков - экономические. Между тем, ранние браки детей препятствуют преодолению бедности и достижению общемировых «Целей устойчивого развития». В период пандемии COVID-19 и дальнейшей изоляции число детских браков возрастает, как и уровень домашнего насилия, ухудшение экономического положения населения, усугубление продовольственной проблемы, ситуации в области здравоохранения и пр.
Политическая культура, будучи составляющей человеческой культуры системой исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, моделей поведения в отношении к политике, заняла законное место в работе конференции.
Женским персонажам на сцене африканской политической культуры был посвящен доклад к.э.н., к.иск. Ю.С.Скубко (ИАфр РАН). В богатой палитре южноафриканской общественно-политической и культурной жизни прошедшего столетия ЮАС-ЮАР, да и сегодня, есть немало ярких женских образов. Это и самая популярная писательница страны первой половины ХХ в. Сара Миллин, родившаяся в Российской Империи, и лауреат Нобелевской премии по литературе Надин Гордимер, и другие женщины, представленные в сфере общественно-политической жизни ЮАР, успешно реализовавшие себя в Южной Африке и в эпоху апартеида, и в период борьбы с ним, и сегодня.
В Африке в ходе политической либерализации активно реализуют себя и супруги глав государств, которые нередко играют значимую роль. Их деятельность - важный элемент имиджа президентов и имиджа самих стран. Он становится одним из политических ресурсов власти, который часто способствует гармонизации ее отношений с обществом. Одной из таких женщин - Грасе Машел, известной политической и государственный деятельнице Мозамбика, женщине, которая была первой леди двух стран - Мозамбика и ЮАР - посвящен доклад к.и.н. Л.Я.Прокопенко (ИАфр РАН).
В границах обзора трудно подробно рассказать о каждом выступлении, которые, тем не менее, были не только информационно насыщенными, но и аналитически продуманными Большое внимание на конференции было посвящено гендерным особенностям развития образования и науки в Африке. О проблемах образования женщин и девочек в историко-культурном и социально-экономическом аспектах говорилось в докладах к.и.н. В.В.Грибановой (ИАфр РАН) и Н.А.Захаровой (ЯрГУ).
Глобализация общественных процессов привела к небывалой ранее активности африканских женщин в самых различных сферах, в т.ч. в науке. К.психол.н. Е.В.Харитонова (ИАфр РАН) подняла тему неравенства женщин в системе научных исследований и образования в странах Африки. Несмотря на активное развитие африканских и международных программ грантовой и стипендиальной поддержки женщин в странах Африки, в этой сфере все еще существует система стереотипов и предрассудков, которые заложены в традиционных установках на женщину как жену и мать, место которой - в семье.
На конференции, посвященной гендерной проблематике в дихотомии архаика-современность, прозвучали и вступления, посвященные африканскому феминизму как выражению самореализации и самоидентификации женщин. Доклады сложились в своего рода историко-географическую мозаику. Освещение получил «Исламский феминизм в политической культуре современного Туниса» (к.п.н. А.А.Кашина, ДА МИД РФ). Исламские феминистки не ассоциируют себя с «европейским феминизмом», который изображают как враждебный исламским ценностям, навязанный и даже аморальный. В докладах н.с. Н.А.Елькиной (ИАфр РАН) и к.и.н. Н.Е.Хохольковой (ИАфр РАН) были рассмотрены проблемы, соответственно, «государственного» феминизма в Египте и постфеминизма Нигерии. Каждая из этих стран имеет продолжительную и подчас противоречивую историю самореализации женщин, свою этнокультурную традицию, свои победы, завоевания, свои ошибки. Справляется ли феминистское движение со своими задачами? Рассматривая проблему, определяя ключевые элементы и признаки, характеризуя противоречия восприятия феминизма африканцами, докладчики отмечали, что даже если на государственном уровне принимаются законы, поддерживающие права женщин, на бытовом уровне проблемы с личными свободами женщин сохраняются.
Завершил «феминистский блок» конференции, а вместе с ней и программу форума доклад к.и.н. О.С.Кульковой (ИАфр РАН), в котором были рассмотрены вопросы продвижения Европейским Союзом своих культурных ценностей в Африке и отношения к этому африканок. Повестка защиты прав девочек и женщин в Африке, продвигаемая ЕС, ООН и другими акторами западного мира, имеет, несомненно, благие цели. Однако она зачастую сопряжена с продвижением ценностей европейского понимания феминизма, который довольно сильно отличается от африканского.