- Код статьи
- S032150750021324-8-1
- DOI
- 10.31857/S032150750021324-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №8
- Страницы
- 26-33
- Аннотация
Современный дискурс по тематике цифровизации создает широкое поле для изучения страновых примеров. Особый интерес представляет ситуация в Исламской Республике Иран в контексте оказываемого на нее внешнего санкционного давления.
Тегеран проявляет заинтересованность в развитии многостороннего сотрудничества в рамках форматов, которые имеют свою «цифровую» повестку. Прежде всего, речь идет о Евразийском экономическом союзе, Шанхайской организации сотрудничества, группе БРИКС и «каспийской пятерке». Интернет-технологии создали возможности для реализации внешнеполитических интересов страны.
Иран входит в топ-100 мировых рейтингов цифрового развития. Процессы цифровизации в Исламской Республике соответствуют трендам, характерным для других стран региона. Увеличиваются показатели доступа населения к сети Интернет посредством проводного и мобильного подключения. Значительными темпами растет масштаб и номинальный объем электронной торговли. Национальный сегмент «цифровой экономики» продемонстрировал устойчивость к «санкционным шокам».
Проблематика внедрения информационно-коммуникационных технологий находит отражение в национальных планах среднесрочного развития. Правительство Ирана рассматривает цифровую трансформацию в качестве фактора будущего экономического благосостояния населения страны. Ведется работа по расширению линейки государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, и обеспечению доступа к ключевым сервисам как в городах, так и селах. Готовится переход к системе «одного окна». Внедрение цифровых технологий охватывает среди прочего сферы образования, здравоохранения, регулирования предпринимательства и жилищно-коммунального хозяйства.
- Ключевые слова
- Иран, экономика, цифровая экономика, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, санкции
- Дата публикации
- 16.08.2022
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 824
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблематика оценки трендов цифровизации на глобальном, региональном и страновом уровнях находится в поле зрения исследователей, национальных правительств и международных организаций. В современном иранском общественно-политическом и экономическом дискурсе закрепляется категория «цифровая трансформация» (tahavvol-e dijitāl). Правительство Исламской Республики Иран (ИРИ) рассматривает «цифровую экономику» (eqtesād-e dijitāl) в качестве сегмента, способного стать значимой частью валового внутреннего продукта (ВВП) страны и обеспечить устойчивую занятость в условиях расцвета экономической деятельности [1, p. 22].
Комплексный обзор данных о цифровизации в Иране представляет особый интерес еще и с учетом того, что на фоне внешнего санкционного давления в стране сложилась многогранная цифровая среда, в которой функционируют разработанные в ИРИ государственные и частные цифровые продукты. Правительство увеличивает спектр госуслуг, предоставляемых в электронном виде, и расширяет географию их доступности в регионах страны. Созданы и работают национальные электронные платежные системы [2]. Функционирует технопарк (стартап-кампус) «Пардис» (провинция Тегеран). В режиме «онлайн» иранским потребителям доступны отечественные маркетплейсы, мобильные приложения банков, мессенджеры, видео-хостинги, сервисы вызова такси или курьера, Интернет-телевидение.
Тематика внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы жизни населения страны находит отражение в государственных стратегиях среднесрочного планирования комплексного развития страны. К примеру, в 5м пятилетнем плане развития на 1390-1394 гг. (2011/12 - 2015/16 гг.1) была закреплена установка о необходимости обеспечения доступа к сети Интернет 60% домохозяйств и всех экономических операторов. При этом долю отрасли информационных технологий в ВВП страны предполагалось довести до 2%2.
План на 6-ю «пятилетку», рассчитанную на 2017/18 - 2021/22 гг., содержит положения о развитии инфраструктуры ИКТ, расширении линейки электронных госуслуг и внедрении систем электронного обмена информацией между органами государственной власти3.
ФАКТОР САНКЦИЙ
За последнее десятилетие Исламская Республика пережила два «санкционных шока» - в 2012 и 2018 гг.
Первый был связан с введением США и Европейским Союзом эмбарго на поставки иранской нефти и отключением ИРИ от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT, второй - с провозглашением Вашингтоном политики «максимального давления» в отношении Тегерана и эскалацией американских антииранских санкций.
В обоих случаях внешние рестрикции обусловили сокращение ВВП страны и вкупе с внутренними факторами - рост инфляции [3; 4]. ВВП ИРИ в 2012/2013 г. сократился на 6,17%, в 2018/19 г. - на 4,92%. Инфляция в городах в 2012/13 г. составила 28,6% (в 2011/12 г. - 26,4%), в 2018/19 г. - 26,6% (в 2017/18 г. - 8,1%) [5, p. 27; 6, pp. 35, 48].
В иранских бизнес-кругах сферы Интернет-коммерции указали на то, что санкции 2018 г. ударили по покупательной способности населения, вынудили некоторые местные и зарубежные компании приостановить свою деятельность на рынке, а также создали барьеры для использования стартапами международных онлайн-сервисов4.
Тем не менее, по оценке иранских исследователей, сегмент «информационные технологии» в период 2012-2019 гг. имел тенденцию к поступательному наращиванию своей доли в ВВП страны, что свидетельствует о его устойчивости перед «санкционными шоками». В 2012 г. ИТ-сегмент в ВВП Ирана имел долю в 0,13%, в 2013 г. - 0,36%. В дальнейшем, в 2017 г. ИТ-сегмент составил 0,44% ВВП, в 2018 г. - 0,59%, в 2019 г. - 0,71%5.
ЭЛЕМЕНТЫ «ЦИФРЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНА
Тегеран последовательно прилагает усилия, направленные на активизацию своего участия в многосторонних форматах взаимодействия, в каждом из которых имеется своя «цифровая» повестка. В первую очередь, речь идет о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), группе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) и «Каспийской пятерке» (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан).
С 2019 г. действует Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и ИРИ. В документе, в частности, акцент сделан на том, что приоритет в обмене таможенной информацией отводится электронному формату6. В 2022 г. продолжаются переговоры о запуске полноформатного режима свободной торговли.
В сентябре 2021 г. по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС было принято решение о начале процедуры приема Ирана в члены организации7. В повестку этой структуры входит широкий круг вопросов сотрудничества в сферах безопасности, торговли, экономики и культуры, где также присутствует «цифра». К примеру, в 2019 г. была одобрена Концепция сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий.
Исламская Республика подала заявку на присоединение к группе БРИКС. В июне 2022 г. на саммите объединения особый акцент был сделан на вопросах, связанных с развитием цифровой экономики и применением цифровых технологий в различных отраслях8. «Цифровая» проблематика поднимается в рамках саммитов «каспийской пятерки» и Каспийского экономического форума (КЭФ)9. Обсуждается тематика сотрудничества в сфере цифровой экономики и цифровизации внешнеторговых операций, грузоперевозок и логистики10.
9. Первый КЭФ состоялся в августе 2019 г. в г.Туркменбаши, Туркменистан. Проведение Второго КЭФ планируется в России (прим. авт.).
10. Fifth Caspian Summit. President of Russia, 12.08.2018. >>>> (accessed 24.06.2022)
Наращивается потенциал информационного сопровождения внешнеполитической деятельности Ирана. Министерство иностранных дел, руководство ведомства, а также загранучреждения и их руководители используют аккаунты в социальных сетях в качестве одного из инструментов доведения до мировой общественности официальной позиции Тегерана. Кроме того, МИД обеспечивает функционирование портала оформления заявлений на получение электронной визы для въезда в Иран.
ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИРАНА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИКЕ И МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ
Обзор глобальных данных позволяет по отдельным показателям оценить положение ИРИ в мире и регионе. С учетом отечественной практики востоковедения интерес также представляет сравнение позиций Ирана и Турции [7; 8].
Таблица 1. Число пользователей сети Интернет в Иране, Турции и некоторых арабских странах Ближнего Востока
Table 1. Individuals using the Internet in Iran, Turkey and some Arab states in the Middle East
Число пользователей сети Интернет, % населения | Население, млн чел. | ВВП (в текущих ценах), $ млрд | ||||
2010 | 2020 | 2010 | 2020 | 2010 | 2020 | |
Иран | 15,9 | 84,1 | 73,76 | 83,99 | 486,81 | 203,47 |
Турция | 39,8 | 77,7 | 72,33 | 84,34 | 776,99 | 719,95 |
Иордания | 27,2 | 66,1 | 7,26 | 10,20 | 27,13 | 43,70 |
ОАЭ | 68,0 | 100,0 | 8,55 | 9,89 | 289,79 | 358,87 |
Саудовская Аравия | 41,0 | 97,9 | 27,42 | 34,81 | 528,21 | 700,12 |
Анализ сводных материалов Всемирного банка за период 2010-2020 гг. выявил, что увеличение числа пользователей Интернета в Иране соответствовало тенденции, характерной для некоторых стран региона. По данному показателю Исламская Республика по итогам 2020 г. опередила такие государства, как Турция и Иордания, хотя в 2010 г. по сравнению с ними находилась на более низких позициях (см. табл. 1).
Данные, представленные в докладах Международного союза электросвязи (МСЭ) о статистическом измерении информационного общества, также свидетельствуют о растущей степени проникновения широкополосной связи в Иране, а также в других странах региона. Так, в 2017 г. число абонентов сотовой связи на 100 чел. населения в Иране составило 107,3, что больше, чем у Турции (96,4). Число активных абонентов сотовой широкополосной связи на 100 чел. в 2017 г. в Иране составило 68,2 против нуля в 2010 г. и приблизилось к показателям Турции (70,5) [9, pp. 218-225; 10, pp. 80, 87, 158, 184, 189].
В мировых рейтингах цифрового и экономического развития, подготовленных международными организациями и исследовательскими центрами, Иран входит в топ-100, а в отдельных случаях и в топ-50 стран, сведения о которых принимаются в расчет при подготовке таких материалов. Среди прочих выделяется Индекс электронной торговли за 2020 г., опубликованный Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В нем Иран занимает более высокие позиции по сравнению с Турцией, хотя в остальных рейтингах представленной ниже выборки Анкара опережает Тегеран (см. табл. 2). Вместе с тем, Иран, в отличие от Турции, не фигурирует во Всемирном рейтинге цифровой конкурентоспособности и Глобальном индексе сетевого взаимодействия11.
Таблица 2. Позиции Ирана и Турции в мировых рейтингах цифрового и экономического развития
(справочно: в Индексе человеческого развития)
Table 2. Iran and Turkey in world rankings of digital and economic development
(for reference: Iran and Turkey in the Human Development Index)
Наименование рейтинга, год публикации (организация-публикатор) | Место Ирана в рейтинге | Страны-«соседи» Ирана в рейтинге | Место Турции в рейтинге | Страны-лидеры рейтинга |
Индекс развития ИКТ, 2017 г. (МСЭ) | 81 из 176 | Китай, Сент-Винсент и Гренадины | 67 из 176 | Исландия, РК, Швейцария |
Индекс развития электронного правительства, 2020 г. (Департамент экономического и социального развития ООН) | 89 из 193 | Индонезия, Фиджи | 53 из 193 | Дания, РК, Эстония |
Индекс электронной торговли B2C, 2020 г. (ЮНКТАД) | 44 из 152 | Сербия, Румыния | 57 из 152 | Швейцария, Нидерланды, Дания |
Глобальный инновационный индекс, 2021 г. (Всемирная организация интеллектуальной собственности) | 60 из 132 | Северная Македония, ЮАР | 41 из 132 | Швейцария, Швеция, США |
Индекс готовности к сетевому обществу, 2021 г. (Институт Портуланс, США) | 79 из 130 | Шри-Ланка, Албания | 45 из 130 | Нидерланды, Швеция, Дания |
Индекс инклюзивного интернета, 2022 г. (Economist Impact, Великобритания) | 45 из 100 | Венгрия, Вьетнам и Индонезия | 43 из 100 | Сингапур, РК, США |
Индекс человеческого развития, 2019 г. (Программа развития ООН) | 70 из 189 (вместе с Кубой) | Албания, Шри-Ланка | 54 из 189 | Норвегия, Ирландия, Швейцария |
Составлено по: [11; 12; 13, pp. 14-16; 14, pp. 95, 161; 15; 16; 17].
ИНДИКАТОРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ ИРАНА
Для оценки развития информационного общества и цифровизации экономики ИРИ могут быть применены показатели, учетом которых занимаются Статистический центр при Организации по планированию и бюджету, Министерство связи и информационных технологий и Центр электронной торговли при Министерстве промышленности, рудников и торговли.
Отдельный раздел «информационные технологии» появился в ежегоднике Статистического центра 2013/14 г. Специальные исследования проводились также в 2008/09, 2010/11, 2013/14, 2015/16, 2017/18 гг. [18, p. 487].
По итогам 2017/18 г. было зафиксировано, что за 10 лет наблюдений доля домашних хозяйств, имеющих компьютер, выросла с 30,2% до 69,7%, а доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету - с 18,2% до 72,8%. Подъем в этих сегментах произошел на фоне стабильно высокой степени телефонизации населения (более 90%), которая позволяет обеспечивать подключение к Интернету по технологии xDSL. Помимо этого, протяженность междугородних волоконно-оптических линий связи в Иране в 2020/2021 г. составила примерно 71,2 тыс. км. За 10 лет прирост составил 24,3 тыс. км [18, p. 502].
Статистический центр в рамках работы по систематизации данных, необходимых для анализа исполнения положений 6-й «пятилетки», уточнил, что по итогам 2020/2021 г. доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету, составила 86%. Доступ к высокоскоростному Интернету получили 99% школ, расположенных в пригородах мегаполисов, селах и городах с населением до 20 тыс. человек [6, p. 103].
В период с 2016/17 по 2020/21 гг. существенно увеличилось число абонентов мобильной связи. По состоянию на март 2021 г. широкополосным мобильным Интернетом пользовались 84,2 млн из 131,1 млн абонентов (62,4%). При этом было зарегистрировано 10,6 млн активных линий стационарного высокоскоростного Интернета [18, p. 500].
В Иране рынок мобильной связи представлен тремя игроками - Компанией мобильной связи Ирана (MCI / Hamrah-e Avval), Irancell и RighTel. Оператор MCI по состоянию на март 2021 г. имел наибольшее число абонентов не только мобильной связи (53,7%), но и широкополосного мобильного Интернета (52%). Компания декларирует 100%-ное покрытие городов страны сетями 3G, 4G и 4.5G. В период с декабря 2020 г. по март 2021 г. трафик примерно 75% её пользователей Интернета осуществлялся через сеть 4G12. Следует также отметить, что MCI и Irancell занимаются развитием сетей 5G в городах ИРИ13.
13. One Year of the 5G Internet in Iran. ISNA, 23.07.2021 (in Pers.). >>>> (accessed 30.06.2022)
Национальные коэффициенты проникновения отдельных видов связи и устройств среди населения Ирана рассчитываются Министерством связи и информационных технологий. Центр электронной торговли (ЦЭТ) при Министерстве промышленности рудников и торговли использует их в своих материалах. По итогам 2021/22 г. уровень проникновения мобильных телефонов среди населения Ирана составил 166%, а уровень проникновения широкополосного Интернета (фиксированного и мобильного) - 127,5%14. Кроме того, ЦЭТ с опорой на зарубежные оценки сообщил, что в 2021 г. уровень проникновения смартфонов в Иране составил 69% [19, p. 15].
Что касается Интернет-коммерции, ЦЭТ исходит из того, что в стране в данном сегменте функционируют примерно 350 тыс. предприятий. По состоянию на март 2021 г. 89 тыс. из них (около 25%) имели электронный сертификат eNamad. Этот «знак доверия» с двухгодичным сроком действия оформляется ЦЭТ после проверки информации о предприятии, поданной заявителем [19, p. 37]. Растет количество электронных подписей, оформленных в инфраструктуре открытых ключей Ирана: в 2018/19 г. - 126,6 тыс., в 2019/20 г. - 181,9 тыс. (прирост - 43%), в 2020/21 г. - 589,5 тыс. (+ 224%) [19, p. 19].
ЦЭТ фиксирует последовательное увеличение номинального объема электронной торговли (см. табл. 3). «Бум» в этом сегменте рынка в 2020/2021 г. можно рассматривать в контексте активизации коммерческой деятельности в виртуальной среде на фоне локдаунов в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Сокращение реальных объемов электронной торговли в 2018/19 г. можно связать с общим ухудшением экономической ситуации в стране вследствие американской «политики максимального давления» [4, с. 186-191]. В связи с этим необходимо упомянуть, что на конец 2018/19 г. уровень инфляции (совокупно в городах и селах) достиг отметки 26,9% (2017/18 г. - 8,2%), а курс национальной валюты (риала) - 128 тыс. за $1 (2018/19 г. - 47 тыс.)15. При этом ВВП сократился на 4,9%, а импорт товаров - на 20% (в 2017/18 г. - $54,5 млрд, в 2018/19 г. - $43,2 млрд) [6, p. 35].
Таблица 3. Объем электронной торговли Ирана
Table 3. Volume of electronic commerce in Iran
Финансовый год | Номинальный объем электронной торговли | Реальный объем электронной торговли* | |||
Всего, трлн риалов | Прирост, % | Всего, $ млрд ** | Всего, трлн риалов | Прирост, % | |
2017/2018 | 1 594 | - | ≈ 33 | 696 | - |
2018/2019 | 2 081 | 31 | ≈ 16 | 603 | -13 |
2019/2020 | 4 230 | 103 | ≈ 29 | 868 | 44 |
2020/2021 | 10 970 | 159 | ≈ 46 | 1 544 | 78 |
* Базовый год - 2011/2012 г.
** Расчет произведен на основании данных Центрального банка ИРИ (Sanarate) на последнюю отчетную дату соответствующего фин. года.
Составлено по: [19, pp. 23-24].
По данным иранской электронной процессинговой системы Shaparak за 2020/21 г., 70% от общей суммы онлайн-заказов были оплачены через Интернет-порталы платежей (7679 трлн риалов - примерно $32 млрд). Оплата 30% заказов была выполнена через POS-терминалы, наличными или картой при получении (cash/card on delivery - COD), а также посредством онлайн-переводов с карты на карту или банковских переводов по выставленным счетам (3291 трлн риалов - примерно $14 млрд). Общее число заказов через Интернет-порталы платежей также растет: в 2017/18 г. - 437,9 млн риалов, в 2018/19 г. - почти 774 млн (прирост - 77%), в 2019/20 г. - более 1 млрд (+ 37%), в 2020/21 г. - более 1,5 млрд (+ 49%) [19, pp. 22, 26].
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
На современном этапе правительство ИРИ расширяет спектр государственных услуг, предоставляемых гражданам в электронном виде. Доля переведенных в онлайн-формат госуслуг в 2020/21 г. составила 75%. В 2017/18 г. этот показатель находился на уровне 40%. Параллельно в стране увеличена доля сел с 20 домохозяйствами и более, которые имеют доступ к 4 основным категориям электронных госуслуг (здравоохранение, образование, сельское хозяйство, финансово-банковские дела): в 2017/18 г. - 50%, в 2020/21 г. - 91% [6, p. 103].
Функционирует «Национальный портал умных услуг Правительства», где в различные категории собраны услуги по профильным направлениям. По архитектуре представляет собой каталог, который позволяет пользователю перейти на Интернет-сайт ведомства, занимающегося тем или иным вопросом. В частности, это:
- получение единого «экономического номера» предприятия, отправка налоговой декларации, оплата налогов (переход на сайт Организации по налоговым делам Ирана),
- замена общегражданского паспорта, регистрация смены имени и фамилии, регистрация рождения ребенка, регистрация смерти (переход на сайт Организации записи актов гражданского состояния),
- отслеживание почтовых отправлений (переход на сайт Почты Исламской Республики Иран),
- истребование документов о начальном и среднем образовании (переход на сайт Министерства воспитания и образования)16.
Министерство связи и информационных технологий ведет работу по переводу «умных услуг Правительства» в формат «одного окна». На 2022/23 г. запланирован запуск соответствующего единого портала17. Кроме того, ведомство совместно с мобильными операторами реализует проект в области обеспечения безопасного ограниченного доступа детей в сеть Интернет («детский Интернет»)18.
18. Second Opening of the Internet for Children via ICT Ministry. Donyā-ye Eqtesād, 25.06.2022 (in Pers.). >>>> (accessed 20.06.2022)
В рамках реализации мер по противодействию контрабанде и борьбе с преступностью, включая кибермошенничество, с 2017 г. в Иране действует процедура обязательной регистрации мобильных устройств по заводскому номеру IMEI. Соответствующая программа была реализована Министерством промышленности, рудников и торговли, Министерством связи и информационных технологий вместе с подведомственным ему профильным органом по регулированию деятельности в сфере коммуникаций и Таможенной администрацией ИРИ.
Заслуживает внимания представленный в июне 2019 г. тогдашним министром энергетики Ирана Р.Ардаканианом «Национальный план “зеленых” квитанций», в основу которого была заложена идея перехода от бумажных счетов за жилищно-коммунальные услуги к онлайн-платежам19. В сжатые сроки, к сентябрю 2019 г., 96% абонентов энергоснабжающих организаций уже были переведены на СМС-оповещения, в которых содержится информация для проведения оплаты по банковской карте через Интернет20.
20. 96% of Electricity Supply Customers Signed in the Green Receipt National Plan. ISNA, 15.09.2019 (in Pers.). >>>> news/fars-59403/ (accessed 24.06.2022)
В 2020 г., в период эпидемии COVID-19 и введения карантинных мер в школах, когда остро стоял вопрос о необходимости обеспечения непрерывности процесса обучения учащихся школ, наравне с трансляцией уроков по телевидению была запущена работа системы Shad («Социальная сеть обучающихся»). Проект был реализован мобильным оператором MCI в сотрудничестве с Министерством образования Ирана. К системе были подключены 147 тыс. школ, 750 тыс. учителей и 13 млн школьников21.
На цифровые рельсы встают надзор в сфере здравоохранения и регулирование деятельности частного сектора. Осуществлен переход на обязательное оформление медучреждениями электронных рецептов на получение пациентами лекарств в аптеках22. Запущен портал по облегчению процедуры выдачи разрешений на работу предпринимателей, что, по оценкам Правительства, позволит увеличить налоговые доходы бюджета23.
Проводится внедрение комплексов электронного голосования (КЭГ). К выборам депутатов городских и сельских советов, которые прошли одновременно с выборами Президента ИРИ в июне 2021 г., были заготовлены 34 тыс. КЭГов для установки на 10 тыс. избирательных участках24.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы цифровизации в Иране показывают устойчивость к внешним санкциям, а также к глобальным потрясениям, к числу которых, безусловно, относится пандемия COVID-19, что свидетельствует о существенном потенциале отрасли ИКТ и цифровой экономики ИРИ. Как представляется, с учетом нынешних тенденций санкции следует рассматривать как фактор, сдерживающий масштаб и темпы развития цифровой экономики страны.
Углубление участия Ирана в многосторонних форматах сотрудничества происходит на фоне общего усиления трендов цифровизации в мире и закрепления «цифровой» повестки в деятельности международных объединений. Совместная работа со странами-партнерами может стимулировать изучение Тегераном зарубежной практики использования ИКТ в хозяйственной деятельности и внедрение новых цифровых решений в экономике ИРИ.
Следует ожидать дальнейшего роста уровня проникновения отдельных видов связи среди населения и наращивания объемов электронной торговли. Вместе с тем можно прогнозировать дальнейшее развитие сегмента электронных государственных услуг. В этой связи интерес будут представлять позиции Исламской Республики в международной статистике и мировых рейтингах в последующие годы. В перспективе на национальном уровне могут быть выработаны комплексные подходы к измерению процессов цифровизации. Не исключено также, что новые задачи по развитию цифровой экономики будут сформулированы в следующих среднесрочных планах развития страны.
Библиография
- 1. Zāre’pur I. Proposed programme for the Ministry of Communication and Information Technology (in Pers.). https://newsmedia.tas-nimnews.com/Tasnim/Uploaded/Document/1400/05/23/140005231150015272338295.pdf (accessed 24.06.2022)
- 2. Андреев Л.А. Платежная система Ирана. Азия и Африка сегодня. 2015. № 1. С. 62-65.
- 3. Мамедова Н.М. Постсанкционный Иран. Новые возможности на мировом рынке и в мировой политике. Свободная мысль. 2016. № 2. С. 97-112.
- 4. Мамедова Н.М. Иран в условиях американских санкций и коронавируса. Свободная мысль. 2021. № 2. С. 185-198.
- 5. Indicators of the Iranian Economic, Social and Cultural Development Goals 2011/2012-2016/2017. Statistical Center of Iran. 2019 (in Pers.).
- 6. Indicators of the Sixth Economic, Social and Cultural Development Plan of the Islamic Republic of Iran. Statistical Center of Iran. 2022 (in Pers.).
- 7. Мамедова Н.М. Эффективность экономических моделей Ирана и Турции (сравнительный анализ). Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2012. № 7. С. 44-55.
- 8. Ульченко Н.Ю. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). 2006. М.: Издательский дом «Городец».
- 9. Measuring the Information Society Report 2015. https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2015/MISR 2015-w5.pdf (accessed 24.06.2022)
- 10. Measuring the Information Society Report 2018. https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2018/MISR-2018-Vol-2-E.pdf (accessed 22.06.2022)
- 11. ICT Development Index 2017. https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html (accessed 23.06.2022)
- 12. UN E-Government Knowledgebase. https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data-Center (accessed 19.06.2022)
- 13. The UNCTAD B2C E-Commerce Index 2020. UNCTAD. 2021. https://unctad.org/system/files/official-document/tn_unctad_ ict4d17_en.pdf (accessed 24.06.2022)
- 14. Global Innovation Index 2021. https://www.globalinnovationindex.org/gii-2021-report (accessed 18.06.2022)
- 15. Network Readiness Index 2021. https://networkreadinessindex.org/countries/#ranking-wrapper (accessed 18.06.2022)
- 16. Inclusive Internet Index 2022. https://impact.economist.com/projects/inclusive-internet-index/2022 (accessed 18.06.2022)
- 17. HDR 2020 Tables and Dashboards. https://hdr.undp.org/data-center/documentation-and-downloads (accessed 24.06.2022)
- 18. Iran Statistical Yearbook 2020/2021. Statistical Center of Iran. 2022 (In Pers.).
- 19. Electronic Commerce Annual Report 2020/2021. Iran Center for e-Commerce Development. 2021 (in Pers.).
2. Fifth Five-Year Development Plan of the Islamic Republic of Iran (in Pers.). >>>> (accessed 24.06.2022)