Основные этапы становления и развития концепции панафриканизма: история и современность
Основные этапы становления и развития концепции панафриканизма: история и современность
Аннотация
Код статьи
S032150750022719-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кассае Ныгусие В. Микаэль  
Должность: профессор, факультет гуманитарных и социальных наук
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Ивкина Наталья Викторовна
Должность: Доцент, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
34-40
Аннотация

Статья посвящена анализу концепции панафриканизма. Авторы предлагают проследить эволюцию концепции, разделив её на три этапа: американский, европейский и непосредственно африканский. Это связано, прежде всего, с историческими причинами формирования панафриканизма: от борьбы афроамериканского населения за свои права до использования её в качестве идеологической основы для ряда политических режимов в Африке.

Американский этап развития породил основы панафриканизма, выдвинув на повестку дня идею борьбы отдельных этнических групп за права и свободы в США. Европейский этап значительно расширил географию, а также затронул колониальные вопросы. Африканский этап был отмечен попыткой перевести концепцию панафриканизма в практическую плоскость.

Именно на этом хронологическом отрезке стало ясно, насколько панафриканизм способствовал борьбе с угнетением различных этнических групп. В качестве выводов предлагаются ответы на вопрос, можно ли от концепции панафриканизма перейти к практическому воплощению борьбы африканцев за независимость от западных стран.

Ключевые слова
панафриканизм, американский, европейский и африканский этапы развития, Панафриканские конг-рессы, колониализм, Африканский Союз, «Программа-2063»
Классификатор
Получено
05.07.2022
Дата публикации
11.11.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
669
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Актуальное понимание «панафриканизма» несколько контрастирует с тем, которое вкладывали в него родоначальники. Эта концепция стала идеологией некоторых лидеров национально-освободительных движений в Африке, несмотря на то что появилась она далеко за пределами континента.
3 Возникает закономерный вопрос: по какой причине приверженцы «панафриканизма» стали ориентироваться на Африку, из которой вывозились их предки, начиная с XVI в.? Цель исследования - выявление основных факторов, способствующих смене конфигурации рассмотрения концепции «панафриканизма» как борьбы афроамериканцев за равноправие на подход к ней как к объединяющей идеологии людей африканского происхождения. Для достижения поставленной цели предлагается проанализировать истоки, методологию и тенденции развития панафриканизма в США, Европе и на самом Африканском континенте.
4 АМЕРИКАНСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПАНАФРИКАНИЗМА: ИСТОКИ ИДЕИ
5 Важным событием в истории начала борьбы афроамериканцев за свои права и свободы стало движение аболиционистов [1, с. 607], расцвет которого пришелся на 1830-е гг. В нем участвовали не только белые гуманисты, но и люди африканского происхождения [2, с. 429-430]. Вторым важным событием стало появление первых афроамериканских просветителей, таких как Мартин Роберт Делани, Эдуард Вильмот Блайден и др., укреплявших дух свободы среди людей африканского происхождения.
6 В 1892 г. начинает издаваться газета «Afro»1, а в 1896 г. выходит справочник «Encyclopedia of Black America» [3, p. 656]. Появление печатной продукции способствовало борьбе против рабства, а также воспитанию и укреплению духовной свободы афроамериканцев. Печатные издания стали площадкой для выражения взглядов афроамериканцев.
1. The Archives of the Afro-Amercian Newspapers. >>>> (accessed 13.02.2022)
7 Кроме печати, у афроамериканцев появляются образовательные учреждения2,3. В 1881 г. Букер Вашингтон становится ректором общеобразовательного и промышленного института «Tuskegee» в штате Алабама [4, p. 841]. Институт стал одним из ведущих высших учебных заведений для афроамериканцев. Он же в 1900 г. основывает организацию «National Negro Business League». Затем в 1901 г. выходит в свет его автобиография «Up From Slavery». В ней Б.Вашингтон пишет об образовании как одном из способов улучшения положения афроамериканцев и о взаимодействии белого и черного населения Америки. Б.Вашингтон был реалистом, который понимал актуальное положение людей и поэтому он призывал их эволюционизироваться: «…учитесь, занимайтесь самообразованием, копите деньги, создавайте сбережения» [5, с. 24].
2.  Milestones in African American Education. >>>> (accessed 10.02.2022)

3. African-American first education. >>>> (accessed 15.02. 2022)
8 В 1906 г. в США возникает другое афроамериканское движение - «Ниагарское». Оно объединилось вокруг газеты The Boston Guardian. Известный мыслитель и видный афроамериканский деятель и один из отцов-основателей панафриканизма Уильям Дюбуа стал его генеральным секретарем. В отличие от Б.Вашингтона, Дюбуа стал активистом протестного движения. На конференции 1906 г. он заявил: «…мы не удовлетворимся ничем, кроме полного равноправия. Мы требуем для себя всех прав, которые даны американцам, родившимся свободными, - прав политических, гражданских, социальных» [6, p. 90].
9 Как и Б.Вашингтон, Дюбуа считал образование афроамериканцев способом улучшения их положения. Российские эксперты также полагают, что это движение стало решительным шагом вперед в развитии освободительных идей. «Ниагарское движение» вскоре распалось, прежде всего, по причине отсутствия четкой цели и задач. «Им не хватало, - отмечал У.Дюбуа, - политической прозорливости, опоры в массах» [6, p. 90], а главное - это низкое положение афроамериканцев в социально-экономической, политической и культурной жизни США.
10 В 1909 г. возникла Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. У.Дюбуа стал одним из её руководителей. В Ассоциацию вступили многие участники «Ниагарского движения», принесшие с собой идею предоставления всем людям равных гражданских и политических прав, ратовавшие за улучшение материальных условий жизни. Это стало первым опытом объединения по политическим мотивам.
11 В то же время в Новом Свете набирало силу движение «Back-to-Africa». Как известно, вопрос о репатриации бывших рабов стал актуальным сразу после приобретения независимости США. Первые группы свободных людей высадились на территории атлантического побережья Западной Африки в 1822 г. в районе современной Либерии.
12 Не были учтены особенности социально-экономического уклада коренных африканцев, репатрианты были оторваны от африканского населения в морально-психологическом и мировоззренческом плане. Ведь переселенцы родились уже не в Африке и к этому континенту имели лишь генетическое отношение. Примером может служить как раз Либерия4.
4. См.: >>>> (accessed 13.02.2022)
13 Для репатриированных вчерашних рабов, прибывавших туда начиная с 1822 г., коренное население оказалось чуждым. Они не желали возвращаться к тем традициям и устоям социальной жизни, по которым жили коренные народы Западной Африки. Приезжие из США составляли элиту страны, что способствовало возникновению конфликтов между репатриантами и коренными жителями. Стоит отметить, что бывшие рабы и их потомки называли себя не либерийцами, а америко-либерийцами [7].
14 Во второй половине XIX в. в Берлине состоялась международная «конференция по Конго» (нем. Kongokonferenz), на которой обсуждали раздел Африки между европейскими державами. В ней участвовали представители Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, России, США, Турции, Франции и Швеции. Международной ассоциацией, которую возглавил бельгийский король Леопольд II, Конго было формально признано свободным государством во главе с Леопольдом II. Генеральный акт устанавливал нейтральный статус бассейна реки Конго и свободу торговли, плавания и передвижения в нем, что давало возможность участвовать в использовании ресурсов в т.ч. людских, всем государствам-подписантам [8; 9 с. 695-725].
15 В ответ Берлинскому конгрессу панафриканисты созвали свой собственный конгресс по Африке в Чикаго в 1893 г., на котором они осудили передел континента. Результатом Чикагского конгресса стало начало деятельности «African Association» в 1897 г. Ключевой фигурой становится Генри Сильвестр Уильямс [10]. Его можно считать прародителем межконтинентального панафриканизма. Именно с этого момента концепция начинает расширяться, захватывая уже страны Европы.
16 ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПАНАФРИКАНИЗМА: НОВОЕ ВИДЕНИЕ СТАРЫХ ПРОБЛЕМ
17 Современное понимание панафриканизма как идейно-политической концепции сложилось в Европе. Символом этого стала первая панафриканская конференция 2325 июля 1900 г., которая проводилась в Лондоне. Руководителями и участниками её были выходцы с территорий Карибского бассейна, США и Европы. Африканский континент не был представлен. Причина этого кроется в том, что в те годы Африка не могла оказывать решающего воздействия на развитие панафриканизма, т.к. колонизация континента сопровождалась подавлением всякой политической активности местного населения [5, с. 24].
18 Тем не менее Лондонская конференция 1900 г. стала первым шагом в сближении идеологов панафриканизма с представителями Африки, «впервые борцы против колониализма и расизма собрались на международную встречу, и была обнародована идея возможности совместной борьбы».
19 I Панафриканский конгресс, на котором были представители континента, проходил с 19 по 21 февраля 1919 г. в Париже. В нем участвовали 57 делегатов из 15 стран. Африканский континент был представлен 9 делегатами. Конгресс завершил свою работу принятием резолюции. Здесь уже можно говорить о достижении положительных результатов: был создан постоянный комитет, а также было принято решение, что следующий панафриканский конгресс будет созван в Париже в 1921 г. Африка в комитете представлена не была [11, с. 231].
20 План «афроамериканцев» расширить географию своих действий путем привлечения представителей Африки столкнулся с серьезным конкурентом в Америке - с гарвеизмом5 [12, с. 76-81]. В отличие от панафриканизма, гарвеизм организационно оформился в виде Всемирной ассоциации по улучшению положения негров. В отличие от У.Дюбуа, призывавшего бороться за социальные и политические права афроамериканцев и африканцев, Маркус Гарви выдвинул простой и понятный для афроамериканцев лозунг: «Back-to-Africa». Деятельность Ассоциации отвечала интересам колонистов, которые поощряли возвращение афроамериканцев в Африку, Гарви стал получать субсидии от правительства США.
5. Гарвеизм - программа (течение) по переселению африканцев, проживающих в США, обратно в Африку. Получила название по имени Маркуса Гарви (1887-1940) (прим. авт.).
21 Несмотря на свою привлекательность, гарвеизм не стал основной идеологией в борьбе афроамериканцев и африканцев за свои права. Программа «Назад в Африку» не смогла претвориться в жизнь, т.к. Африка к этому времени была поделена между основными европейскими державами и понятно, что они не допускали иных претендентов на африканскую землю.
22 Можно говорить о ряде положительных и отрицательных моментов в проведении Панафриканских конгрессов (см. табл.). Достижения состояли в том, что, во-первых, они вовлекли самих африканцев в процесс обсуждения панафриканизма, несмотря на то, что сами африканцы большой заинтересованности в нем не проявляли. Во-вторых, стали появляться реально действующие на постоянной основе структуры, способствующие сближению подходов афроамериканцев и африканцев, в-третьих, начали предприниматься попытки обратить внимание на колониальные народы, которые готовились бороться за свои права.
23 Таблица. Основные результаты Панафриканских конгрессов (1919-1927)
24 Table. Main results of the Pan-African Congresses (1919-1927)
25
Конгресс Дата проведения Место проведения Достигнутые результаты
I Панафриканский конгресс Февраль 1919 г. Париж - принятие Резолюции, - первый конгресс с участием самих африканцев.
II Панафриканский конгресс Август-сентябрь 1921 г. Лондон, Брюссель, Париж

- принятие Декларации к миру (Лондонский манифест6),

- создание постоянно действующего секретариата со штаб-квартирой в Париже.

III Панафриканский конгресс Ноябрь-декабрь 1923 г. Лондон, Лиссабон

- принятие резолюции «Лондонской сессии».

- Проблемы колониальных народов занимали центральное место в резолюции III Конгресса.

IV Панафриканский конгресс 21 августа 1927 г. Нью-Йорк - завершение межвоенного периода адаптации идей афроамериканцев и африканцев.
6. См.: >>>> (accessed 20.02.2022)
26 Составлено авторами.
27 К отрицательным факторам стоит отнести понимание того, что идея переселения афроамериканцев с территории США и Европы была крайне непопулярна у людей, которые ассимилировались уже в этих странах. Кроме того, выяснилось, что не удалось создать прочной базы и связей между представителями различных течений панафриканизма не только на разных континентах, но даже в рамках одного европейского региона. Не наблюдалось какой бы то ни было консолидации и совместных усилий для построения единой концепции.
28 Ряд исследователей полагает, что постевропейское развитие африканизма уже непосредственно на континенте, имеющем прямое отношение к концепции, произошло после основания Организации африканского единства (ОАЕ) в мае 1963 г.7, что этот вопрос является дискуссионным.
7. Ibidem, p. 19.
29 Проблема кроется в том, что панафриканизм как идеология ОАЕ принят не был, т.к. панафриканисты не играли заметной роли при её создании. Хайле Селассие I, инициатор созыва конференции 1963 г., и Секу Туре, сыгравший заметную роль в консолидации стран, входивших в Касабланкскую группу, не были приверженцами панафриканизма [13, с. 320-321]. Кроме того, в уставе ОАЕ не упоминается панафриканизм.
30 При создании собственного устава основатели ОАЕ многое заимствовали у ООН, а некоторые идеи - у Движения неприсоединения. Кроме ОАЕ, на Африканском континенте стали действовать всевозможные «панорганизации», такие как: панафриканская женская организация, панафриканское движение молодежи, панафриканский профсоюз и др. [14, pp. 164-190]. Но эти и другие организации не оказывали заметного влияния на политическую и социально-экономическую жизнь постколониальной Африки и тем более афроамериканцев. Поэтому на протяжении почти 30 лет панафриканские конгрессы не проводились.
31 Лишь в 1974 г. было решено созвать VI Панафриканский конгресс в столице Танзании Дар-эс-Саламе. Это был первый форум народов «африканского происхождения» в самой Африке. На нем присутствовали делегаты и наблюдатели из африканских и карибских стран, Северной и Южной Америки, Великобритании, островов Тихого океана, а также представители африканских освободительных движений и Организации освобождения Палестины [15]. Как и на предыдущих конгрессах, инициаторами проведения VI Панафриканского конгресса были афроамериканцы. Как известно, к 70-м гг. ХХ в. положение афроамериканцев изменилось в лучшую сторону. После упорной борьбы они добились принятия законов о гражданских правах в 1957 г. и в 1964 г., и об избирательных правах в 1965 г.8,9
8. The Civil Rights Act of 1964: A Long Struggle for Freedom. >>>> (accessed 18.02.2022)

9. Landmark Legislation: The Civil Rights Act of 1964. >>>> (accessed 14.03.2022)
32 На VI Панафриканском конгрессе был определен ряд задач: положить конец иностранному господству в Африке; избавиться от неоколониализма; ликвидировать иностранные военные базы в Африке и на Карибских островах; укрепить единство между африканскими народами; призвать прогрессивные силы в Африке и во всем мире оказать политическую и материальную помощь освободительным движениям как в Африке, так и за её пределами; «…восстановить достоинство и ответственность африканских народов….» [17, p. 2]. Но ни одна из поставленных задач реализована не была.
33 Тем не менее заслугой VI Конгресса можно считать то, что в Дар-эс-Саламе удалось собрать вместе афроамериканцев, проживающих на разных континентах. При этом не возникло взаимопонимания между представителями Африки, которые заняли умеренную позицию по вопросу расизма, и революционно настроенными афроамериканцами. Африканские лидеры, уже поддерживавшие официальные связи с США и бывшими метрополиями, не готовы были взять на вооружение в диалоге с ними радикальные, порою экстремистские идеи афроамериканцев.
34 Кроме того, африканские лидеры к этому времени уже накопили опыт, чтобы понимать к какому внутригосударственному и межгосударственному кризису может вести расовое противостояние. Ведь в Африке фактически нет моноэтнических государств, и существовало множество причин для столкновения между этносами. Также многие африканские политики не забыли судьбу конголезского лидера Патриса Лумумбы, занявшего радикальную антизападную позицию.
35 Следующий, VII Панафриканский конгресс был созван спустя почти 20 лет и проходил в Кампале (Уганда) в апреле 1994 г. в период, когда была отменена система апартеида, обеспечившая белому меньшинству превосходство в Южной Африке, и большинство колониальных территорий приобрели формальную независимость. Целью конгресса было формулирование программы действий панафриканского движения в XXI в. В ходе конгресса проводились и такие мероприятия, как совещание женщин, представление культур в национальном театре Уганды, открытие Африканской художественной выставки, открытие Парка Свободы Африки.
36 На конгрессе было много противоречивых мнений, и это не могло не отразиться на характере резолюций и даже на содержании декларации конгресса. В нём участвовали в основном те страны Африки, которые считали себя «прогрессивными и антиимпериалистическими», озабоченные своим положением на международной арене (например, Ливия и Судан). Уганда и такие страны, как Гана, Зимбабве, Эритрея, Эфиопия, Куба и Ливия, были представлены делегатами высокого уровня. Официальный Вашингтон понимал важность этого панафриканского конгресса и препятствовал его проведению. В Кампалу был отправлен помощник государственного секретаря по делам Африки афроамериканец Джордж Мус.
37 Этот конгресс оказался не самым результативным. Так, например, организаторы не допустили обсуждения вопроса об угнетении африканцев Юга Судана со стороны арабского Северного Судана. Главным стал вопрос о репарации (первое панафриканское совещание по вопросам возмещения ущерба от работорговли и колониализма состоялось в апреле 1993 г. в Абудже (Нигерия); в нём участвовали более 250 делегатов, представлявших Африку и африканскую диаспору) [18, pp. 201-203]. Однако, несмотря на популярность вопроса о репарациях, среди участников конгресса наблюдался раскол, прежде всего, из-за того, что не было понятно, за что и с кого потребовать репарацию: у арабов, европейцев или африканцев. Радикально настроенные «прогрессивные женщины» вовсе предлагали получить репарацию не только за рабство и работорговлю, но и за ущерб, причиненный рабством, колониализмом и апартеидом [19].
38 Одним из перспективных спонсоров для проведения следующего конгресса, по мнению активистов панафриканизма, была Ливия. Поэтому конгресс решительно осудил санкции ООН 1992-1994 гг. и призвал африканские страны поддержать Социалистическую Народную Ливийскую Джамахирию в её справедливой борьбе против введения несправедливых санкций США, Великобританией и Францией и отказаться от санкций ООН, введенных против неё в отношении воздушных полетов.
39 Таким образом, панафриканские конгрессы стали влиять на политическую ситуацию на мировой арене. В знак солидарности с Триполи своей резолюцией VII Панафриканский конгресс постановил, что следующий, VIII Конгресс, состоится в 1997 г. и местом его проведения будет столица Ливии. Но этого не случилось. VIII Панафриканский конгресс проводился в Аккре, столице Ганы, с 4 по 7 марта 2015 г.10 Там была предпринята попытка создать постоянно действующий секретариат глобального панафриканского движения, однако этого сделать не удалось, более того, на долгие годы панафриканские инициативы были заморожены.
10. President Mahama to address 8th Pan-African Congress. >>>> (accessed 13.02.2022)
40 АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПАНАФРИКАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
41 Первый шаг по возрождению движения был сделан в мае 2013 г. Тогда было созвано совещание еще оставшихся международных панафриканских советов и заинтересованных лиц. Была поставлена задача возродить Секретариат и институты, возникшие после VII Панафриканского конгресса в 1994 г.
42 На совещании в Кампале в 2013 г. были затронуты три вопроса: стратегический план для Секретариата, пересмотр программы движения, анализ решений, принятых на VII Конгрессе в 1994 г. Большинство участников согласилось с тем, что настало время возрождения панафриканского движения. После Кампальского совещания Секретариат принял решение искать официальную поддержку у Африканского Союза (АС) и других организаций. Проект меморандума о взаимопонимании между панафриканским движением и Африканским Союзом был подготовлен и распространен среди членов АС.
43 На саммите Афросоюза в мае 2013 г. была принята 50-я юбилейная торжественная Декларация, а 2013 г. был объявлен Годом панафриканизма и африканского возрождения. В этой исторической декларации подчеркивалась обязанность глав африканских государств и правительств действовать совместно с народом Африки и африканской диаспорой для реализации идей панафриканизма и возрождения Африки.
44 В частности, в Декларации государства-члены АС обязались: ускорить возрождение Африки, обеспечив интеграцию принципов панафриканизма во все инициативы АС; укрепить программы АС и учреждений государств-членов, направленные на возрождение африканской культурной самобытности, наследия, истории и общих ценностей; поощрять граждан (включая молодежь и женщин) к участию в деле укрепления панафриканизма».
45 Отмечая 50-ю годовщину своего существования, Африканский Союз представил повестку дня для континента - «Программу-2063», ставящую задачей построить «Африку, которую мы хотим». По замыслу разработчиков, документ свидетельствовал о переходе к новому этапу, на котором африканцы принимают ответственность на себя и ставят более далеко идущие цели в области развития, в особенности в плане обеспечения того, чтобы усилия Африки в области развития были направлены, прежде всего, на соблюдение интересов населения, были устойчивыми и вели Африку к процветанию, интеграции и единству. В общей позиции африканских стран отражены стремления населения Африки и его вклад в глобальное обсуждение повестки дня на период после 2015 г.
46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47 Анализ этапов становления и развития концепции панафриканизма позволяет сделать вывод о том, что она эволюционировала по схеме «от меньшего к большему». Так, если на первом этапе речь в основном шла о борьбе афроамериканского населения за свои права, то на последнем очевидны попытки её инкорпорирования в политическую сферу государственного регулирования уже непосредственно африканскими странами.
48 Такое поступательное движение объясняется тем, что борьба афроамериканцев долгое время стагнировала и необходимо было привлечение представителей европейского региона и, главное, непосредственно тех, кто проживает на Африканском континенте. Такую эволюцию можно связать с тем, что на рубеже XX-XXI вв. наблюдается отчетливая тенденция к глобализации различного рода идей, концепций и взглядов в силу того, что появляются новые технологии, способные охватить большое количество людей. Сама концепция изначально была ориентирована на достижение конкретных практических результатов для решения определенного круга проблем.
49 Однако дискуссионным остается вопрос о том, можно ли использовать данную концепцию на практике. В пользу того, что удалось перенести концепцию в реальную плоскость, говорят следующие выводы: во-первых, с её помощью удалось привлечь внимание не только к проблемам афроамериканцев, но к Африканскому континенту, к проблемам развивающихся регионов. До появления панафриканских конференций эти проблемы вообще не стояли на повестке дня, в т.ч. в колониальный период. Во-вторых, концепция стала связующим звеном между жителями Африки и теми, кого насильно переселили в другие регионы.
50 Практическая значимость концепции зачастую ставится под сомнение по ряду причин: во-первых, отсутствие видимых достижений афроамериканского населения в борьбе за свои права с помощью призывов к объединению в рамках идеи панафриканизма. Во-вторых, отказ в течение долгого времени от привлечения самих африканцев, проживающих в регионе, к обсуждению насущных проблем, и, как следствие, принятие решений без учета их мнения. В-третьих, декларативный характер панафриканских конгрессов не приносил значительных облегчений для угнетенных африканских народов, а скорее, наоборот, способствовал появлению новых колониальных форм контроля.

Библиография

1. Большая советская энциклопедия в 30 т. Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. М.: Советская энциклопедия. 1969. 608 с.

2. Маркс К. Кризис в вопросе о рабстве. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Издание 2 е. Т. 15. М., 1959. C. 429-430.

3. Encyclopedia of Black America. Ed. by W.Low and V.Clift. N.Y., 1981, p. 656.

4. Encyclopedia of Black America, p. 841.

5. Высоцкая Н.И. Панафриканизм. Идейные течения в тропической Африке. М. 1969, с. 24.

6. Du Bois W.E.B. Dusk of Dawn, L. 1940.

7. Полонский И. Либерия: печальная история «Свободной страны»

8. Зусманович А.З. Империалистический раздел бассейна Конго (1876-1894). М., 1962.

9. Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. Т. 8. СПб., 1888. С. 695-725.

10. Sharewood M. Origins of Pan-Africanism: Henry Sylvester Williams, Africa, and the African Diaspora. N.Y. Routledge. 2011.

11. Филатова И.И. Документы панафриканского движения. Расы и народы, М., 1977.

12. Adi H., Sherwood M. Pan-African History. Political figures from Africa and the Diaspora since 1787. Routledge. London and New York. 2003, pp. 76-81.

13. Englebert P., Dunn K.C. Inside African Politics, London: Lynne Pienner, 2013, pp. 320-321.

14. Zeleza T. Pan-African Trade Unionism: Unity and Discard. Transafrican journal of History. 1986, Vol. 15, pp. 164-190.

15. Said A.N. The Sixth Pan African Congress: Black Unity: Coming of Age in Dar-es-Salaam. New directions. The Howard University Magazine. Vol. 1, № 4. http://dh.howard.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1020&context=newdirections (accessed 13.02.2022)

16. Щербаков Н.Б. Панафриканские конгрессы после Второй мировой войны. Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя. М., 2009, 440 c.

17. Kinni F.K. Pan-Africanism: Political Philosophy and Socio-Economic Anthropology for African Liberation and Governance. Caribbean and African American Contributions. Bamenda: Langaa Research & Publishing CIG, 2015, Vol. 3, p. 2.

18. Walters R. The Price of Racial Reconciliation. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2009, pp. 201-203.

19. Moghalu O. Africa and the West: A History and Reparations. Xlibris, 2015.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести