Неправительственные организации в Африке: роль и место в мировой политической трансформации
Неправительственные организации в Африке: роль и место в мировой политической трансформации
Аннотация
Код статьи
S032150750022730-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Садовская Любовь Михайловна 
Должность: Старший научный сотрудник, Центр социологических и политологических исследований Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
41-48
Аннотация

Автор анализирует деятельность в странах Африки как международных (МНПО), так и местных неправительственных организаций (НПО). Рассматривается история их возникновения и влияния на социальные и политические процессы в этих государствах. Речь идет не только о гуманитарной сфере деятельности, но и о разного рода помощи в мобилизации населения для участия в уличных протестах с целью усиления общественного давления на власть.

В статье дается ответ на вопрос: являются ли отношения между НПО и государством конфронтационными, или они нацелены на сотрудничество? В этой связи немаловажное значение имеет проблема финансирования этих организаций. Несмотря на то, что многие неправительственные организации не находятся в подчинении правительствам своих стран, тем не менее они довольно часто зависят от них. Это касается как местных, так и международных НПО. Предложение финансирования оказывает сильное влияние на траекторию их развития, поскольку без него они не могут существовать. Это стало особенно очевидным в период пандемии COVID 19, во время которой были затруднены личные контакты и приостановлено или вообще прекращено финансирование разного рода проектов из-за рубежа. В результате многие африканские НПО вынуждены были остановить свою деятельность.

Нестабильная ситуация в мире может негативно сказаться на социальных аспектах деятельности НПО в Африке. Это касается, в первую очередь, гуманитарной поддержки: оказания помощи в борьбе с бедностью, обеспечения водой населения и т.п.

Ключевые слова
Африка, местные неправительственные организации, международные неправительственные организации, гражданское общество, финансирование, сотрудничество, конфронтация
Классификатор
Получено
16.04.2022
Дата публикации
11.11.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
531
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Возникновение неправительственных организаций (НПО) берет свое начало ещё в XVIII в. Безусловно, объединения того времени не имели той организационной структуры и не ставили перед собой тех задач, которые есть у современных НПО.
3 Первые международные неправительственные организации (МНПО), по мнению ряда исследователей, начали появляться в первой половине XIX в. Среди них были Британское и Международное общество борьбы против рабства, созданные в 1823 г. и в 1839 г. (Anti-Slavery Society и Anti-Slavery International) [1].
4 Бельгийский политолог, специалист по международному праву Хуан Андрес Фуэнтес Велис считает, что возникновение МНПО связано с именем Генриха Дюнана, швейцарского предпринимателя, который в 1859 г. стал свидетелем сражения при Сольферино в Ломбардии. Он был так потрясен масштабами кровопролития и скоростью мобилизации женщин, проживавших в той местности, для оказания помощи раненым и умирающим солдатам, брошенным на поле сражения, что описал увиденное в своей книге «Воспоминания о Сольферино». Она появилась спустя три года после этих событий, в 1862 г., и произвела большое впечатление на европейцев, подтолкнув общественное мнение к организации добровольной помощи раненым во время войны и созданию движения «La Croix-Rouge» («Красный Крест») в 1863 г. [2, р. 404]. До того времени в мире практически отсутствовали постоянные как неправительственные, так и межправительственные организации.
5 Само понятие «неправительственная организация» впервые было официально зафиксировано в 1945 г. в ст. 71 Хартии Организации Объединенных Наций. В ней подчеркивалось¸ что НПО не создается на законодательном уровне, она учреждается по желанию частных лиц и в соответствии с законами определенной страны получает легальный статус. В соответствии со ст. 58 и 71 Устава ООН, НПО имеют возможность получить консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС)1.
1. UN Charter/United Nations. >>>>
6 Существование и деятельность НПО обусловлены, прежде всего, потребностями развития гражданского общества, которое, самоорганизуясь, образует внутри своей среды неправительственные организации, ставшие одним из его ключевых системообразующих компонентов.
7 Со временем некоторые из этих организаций вышли на международный уровень и приобрели статус международных (МНПО). Общее между НПО и МНПО заключается в том, что и те и другие выступают модераторами и медиаторами между властью и гражданским обществом. Отличие международных от страновых НПО состоит в том, что первые имеют свои отделения (филиалы) в других странах мира, вторые действуют только внутри государства своего происхождения.
8 Правовой статус МНПО определяется законодательством отдельных стран и, как правило, он аналогичен правовому статусу национальных НПО. МНПО сама выбирает место своего пребывания и может иметь филиалы (штаб-квартиры) в других странах. Например, Greenpeace находится в Нидерландах, а её филиалы расположены по всему миру [2, р. 409]. Фонд Фридриха Эберта имеет свои представительства более чем в 100 государствах.
9 Различные типы и виды неправительственных организаций в странах Африки определяют масштабы и характер их деятельности. Международные НПО работают на континенте самостоятельно или взаимодействуют с африканскими неправительственными организациями, занимаясь общим кругом вопросов. Наиболее распространен тип африканских организаций, являющихся филиалами международных НПО и получающих от них денежную помощь. Национальные НПО создают и возглавляют сами африканцы.
10 РОЛЬ НПО И МНПО В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АФРИКИ
11 В большинстве районов Африки на первых порах наиболее заметными организациями негосударственного типа были религиозные, миссионерские общества, которые, наряду со своей основной целью - распространением христианского учения на континенте - в рамках гуманитарной деятельности обучали африканцев грамотности. Они оказывали им медицинскую помощь, заботились о «бедных туземцах» и пр. [3, р. 146]. При миссиях различных европейских конфессий появились христианские общины, многочисленные «церковные» группы и ассоциации африканцев.
12 Заметное развитие и активизация большинства африканских ассоциаций и организаций наблюдалось в период после Второй мировой войны. Этот процесс был связан с подъемом национально-освободительной борьбы во главе с местными политическими партиями.
13 В первые десятилетия независимого существования африканских стран (1960-70-е гг.) происходило усиление регулирующей роли государства во всех сферах жизни. Власти в лице правящих партий в Гане, Гвинее, Танзании, Кении и многих других странах континента стремились контролировать общество, в т.ч. и его добровольные общественные объединения. А установление однопартийных авторитарных или военных режимов фактически блокировало возможность отстаивать свои интересы через негосударственные каналы [3, р. 152].
14 С конца 1980-х - начала 1990-х гг. международные финансовые институты, такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд, вынуждали африканские страны, являющиеся, как они считают, их должниками, сокращать государственные расходы посредством проведения структурной перестройки экономики. Её реализация в значительной мере повлияла на возникновение многочисленных негосударственных субъектов, в частности, НПО. Прежде всего, речь идет о «правозащитных» организациях, которые заявили о себе ещё с началом проведения демократизации на континенте. Эти НПО концентрируют внимание на таких вопросах, как защита и охрана окружающей среды, соблюдение и отстаивание прав человека (особенно женщин, а также детей и беженцев). В Кении, например, к типу «правозащитных» принадлежит значительная часть неправительственных организаций, треть которых - иностранные.
15 Одновременно с появлением местных НПО на континенте наблюдалась активизация деятельности международных. К середине 1990-х гг. из 5 тыс. МНПО, действовавших в развивающихся странах в контакте с более чем 20 тыс. местных НПО, значительная часть приходилась на Африку [4, р. 24]. Среди них самыми известными, проявлявшими наибольшую активность на континенте, были и остаются следующие: African Development Foundation (ADF), Oxford Committee for Famine Relief (Oxfam), LEAD Afrique francophone (LAF), Enda Tiers Monde (ETM), Open Society Initiative for West Africa (OSIWA), Electoral Reform International Services (ERIS), International Foundation for Electoral Systems (IFES).
16 Большинство из перечисленных МНПО имеют политическую направленность. Их главная цель - оказание помощи гражданскому обществу в «продвижении демократии». Она заключается в наблюдении за деятельностью правительств и межгосударственных структур, контроле выполнения государствами взятых на себя обязательств, мобилизации общественного мнения. МНПО работают как в целом с населением, так и с уязвимыми группами, недостаточно представленными в политической жизни (женщины, молодежь), молодыми политическими деятелями, возможными будущими лидерами, со СМИ и лидерами протестных движений.
17 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ НПО
18 При рассмотрении источников финансирования МНПО и НПО необходимо обратить внимание на то, что зачастую довольно сложно получить информацию о бюджете этих организаций, поскольку они нередко используют нелегальные, полученные противозаконно средства для своей деятельности, цели которой не всегда совпадают с политикой, проводимой правящим классом отдельных африканских стран. И как результат - нежелание правительств таких стран признавать у себя эти организации.
19 Несмотря на то, что многие МНПО формально не находятся в подчинении правительств, тем не менее они зачастую финансово зависят от них. К примеру, четверть денежных поступлений Oxfam ($162 млн) в 1998 г. были получены от британского правительства и Евросоюза2. В настоящее время одними из главных финансовых спонсоров этой организации являются фирма «Кока-Кола», фонды Мелинды и Билла Гейтс, Рокфеллера и Форда3. Кроме того, Oxfam содержала до пандемии СOVID-19 около 1200 магазинов по всему миру. Первый из них был открыт еще в 1948 г. В них продавались товары, безвозмездно предоставляемые обычными людьми, а также продукты под логотипом Fair trade, произведенные в бедных странах с соблюдением санитарных норм. Более полумиллиона человек в Великобритании делают регулярные финансовые пожертвования в Oxfam. Многие участники Лондонского марафона проводят свой забег с целью сбора денежных средств для этой МНПО [5].
2. См.: >>>> (accessed 31.09.2021)

3. Les ONG en Afrique: un idéalisme impérial 03/03/2014. >>>> (accessed 19.10.2021)
20 Международные НПО, как правило, связаны со страной своего происхождения. Создание и финансирование американской НПО African Development Foundation (ADF) было одобрено Конгрессом США в 1977 г. [6]. Неправительственная организация LEAD Afrique francophone (LAF), основанная в 2000 г., являющаяся членом международных организаций Enda tiers Monde и Lead international4, получает финансовую поддержку фонда Форда5, имеет филиалы в 21 стране Африки.
4. Lead International создана в 1991 г. во время саммита в Рио-де-Жанейро. Её штаб-квартира располагается в Лондоне. В Южной Африке эта МНПО обосновалась в 1992 г., в Нигерии - в 1995 г. См.: Lead Afrique francophone - inspiring leadership for a sustainable world. >>>> (accessed 02.12.2021)

5. Rencontre entre les acteurs du projet Warefess. >>>> (accessed 23.09.2021)
21 МНПО OSIWA, основанная в 1993 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке, работает в Бенине, Гане, Гвинее, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Мали, Нигере, Сьерра-Леоне и Сенегале. Она входит во всемирную сеть неправительственных организаций, спонсируемых «политическим филантропом» Жоржем Соросом [7].
22 Немаловажную роль в финансовой поддержке неправительственных организаций в Африке играет Комитет по НПО при Экономическом и социальном Совете (ЭКОСОС). Одна из его главных задач - оказание помощи отдельным учреждениям ООН в их отношениях с неправительственными организациями. Эта структура два раза в год присваивает или отменяет специальный консультативный статус НПО при ЭКОСОС. Так, в 2021 г. она рекомендовала его 116 неправительственным организациям, из которых 71 - африканская6.
6. Le Comité des ONG recommande le statut consultative spécial. >>>> (accessed 30.11.2021)
23 Существует много фондов, финансирующих НПО. Некоторые из них напрямую управляются Верховным комиссариатом ООН по правам человека (НСДН) и служат для оказания помощи гражданскому обществу, в частности, НПО, а также разного рода общественным организациям и профессиональным ассоциациям. Эти фонды поддерживаются правительственными, добровольными, общественными и частными взносами7.
7. Fonds of subventions - OHCHR. >>>> (accessed 06.12.2021)
24 Чтобы получить финансирование, НПО, как и другие организации гражданского общества, обязаны выполнить ряд условий, выдвигаемых учредителями. Прежде всего, они должны их тщательно изучить и убедиться в том, чтобы цели и задачи предлагаемых ими проектов полностью соответствовали административным и другим требованиям, предъявляемым этими фондами.
25 Финансовая поддержка, оказываемая неправительственным организациям со стороны ООН, осуществляется по нескольким направлениям и предоставляется тем из них, которые занимаются следующими проблемами:
26
  1. защитой жертв насилия и пыток, оказанием медицинской, психологической, социальной, экономической, юридической, гуманитарной и других форм помощи пострадавшим;
27
  1. отстаиванием прав автохтонного населения страны;
28
  1. искоренением современных форм рабства;
29
  1. предоставлением помощи в реализации проекта «Поможем сообществам все вместе» (Проект АСТ), который направлен на поддержку местных инициатив в области образования и воспитания, защиту прав человека8;
8. Например, на Мадагаскаре с помощью проекта АСТ была поддержана инициатива детей-инвалидов в создании кукольного спектакля и в изготовлении для него марионеток руками самих участников. В реализации проекта были задействованы ученики из 14 школ. По условиям финансирования, срок его реализации не должен был превышать 6 месяцев, а максимальный бюджет должен был составлять не более $5000 (прим. авт.).
30
  1. соблюдением прав инвалидов.
31 Особо стоит выделить один из самых крупных фондов ООН, в котором Комитет по НКО при ЭКОСОС играет важную роль, - Фонд для поддержки демократии.
32 Он предоставляет финансирование проектам, нацеленным на установление и укрепление демократических институтов, соблюдение прав человека, участие всех групп населения в демократических процессах. Нередко эти проекты разрабатываются в соответствии с предпочтениями доноров, а не тех, кого африканские НПО представляют.
33 Этот фонд, созданный в 2006 г., оказывает помощь как национальным, так и международным НПО во всех странах мира. Предпочтение отдается неправительственным организациям тех государств, где затруднен процесс развития демократии, которые менее «продвинуты» в этой области или находятся в постконфликтном состоянии развития при низком уровне доходов населения9.
9. Fonds of subventions - OHCHR. >>>> P. 189 (accessed 06.12. 2021)
34 При оказании финансовой помощи неправительственным организациям Фонд для поддержки демократии устанавливает довольно жесткие сроки выполнения их проектов - всего два года. Выделяемые для этой цели денежные суммы на порядок больше, чем на все вышеперечисленные проекты, вместе взятые. Они достигают $500 тыс10. К тому же в деятельности всех этих фондов можно обнаружить механизм тотального вмешательства, осуществляемого пока под правозащитными лозунгами, которое, как отмечают члены-корреспонденты РАН Л.Л.Фитуни и О.И.Абрамова, облегчается «незавершившимся в широком смысле процессом деколонизации, сохранением элементов колониальности в мировой политике в целом, а во многих странах бывшей колониальной периферии и на внутреннем уровне» [11, р. 26].
10. Ibidem.
35 По мнению французского антрополога Ф.Л.Девилля, «в странах бывшего Советского Союза, а также в развивающихся государствах, поддержка гражданского общества является неотъемлемой частью стратегии международных институтов развития, имеющих более или менее ясное и последовательное политическое видение и более или менее продуманную соответствующую институциональную инженерию» [8].
36 Вполне очевидно, что эта стратегия является одним из инструментов «Великой перезагрузки», которую главный идеолог Четвертой промышленной революции К.Шваб11 рассматривает как средство для достижения эрозии, а затем и обрушения государства с целью создания глобального гражданского обще-ства [9].
11. Клаус Мартин Шваб (р. 1938) - немецкий экономист; основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе с 1971 г. (прим. ред.).
37 В ближайшее время планируется создать новую платформу по обслуживанию НПО при ЭКОСОС с использованием цифровых технологий, что дало бы возможность неправительственным организациям по всему миру участвовать в работе Комитета, который может стать центром управления этих организаций12.
12. Fonds of subventions - OHCHR. >>>> P. 174 (accessed 06.12. 2021)
38 Что же касается МНПО, то более чем за 20 последних лет они уже «стали глобализированными благодаря созданию международных конфедераций, позволивших сформировать механизмы сотрудничества в рамках глобальных коалиций», например, ещё в 1995 г. 8 филиалов Oxfam, действовавших самостоятельно в Австралии, Бельгии, Великобритании, Гонконге, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, США, объединились и создали Oxfam International [10, р. 7].
39 Антиэтатистские тенденции, отражающие сомнения в способности африканского государства обеспечивать единство и сплоченность общества, появлялись еще в конце 1980-х гг. Отказ от идеи этатизма был основан на положении о том, что крах постколониального, потребляющего много средств коррумпированного государства неизбежен. К тому же, согласно этим суждениям, последнему не удалось достичь своей главной цели - национального единства.
40 Один из сторонников концепции антиэтатизма профессор Л.К.Сосо (Люксембургский университет) считает, что поскольку «современное государство представляет собой постколониальный импортированный институт, базовая структура которого сохраняет колониальное наследие (убийства, пытки, изнасилования…), то его не стоит сохранять» [12].
41 Напротив, французский антрополог Р.Отайек убежден, что гражданское общество, каким бы оно ни было важным для развития демократии, не может заменить государство. Это две «дифференцированные, но взаимодействующие сущности» [13, рр. 209-226]. По его мнению, «массовые организации должны вторгаться в государственную сферу, но не для того, чтобы её разрушать, а для создания системы управления общественными интересами» [13, рр. 215-216]. Р.Отайек предупреждает, что «противопоставление международными донорами и двусторонними партнерами концепции гражданского общества этатистской ведет к делегитимизации государства» [13, p. 212].
42 Вместе с тем, предложение финансирования оказывает сильное влияние на траекторию развития местных НПО в эпоху новой «нормальности», управляемой неограниченной диктатурой финансового капитала, и социальной ответственности бизнес-структур в глобальном масштабе.
43 ГОСУДАРСТВО И НПО: КОНФРОНТАЦИЯ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО?
44 Для выполнения своей миссии неправительственные организации, являясь автономными, тем не менее должны поддерживать отношении с властью, поскольку нуждаются в её гуманитарной и финансовой поддержке [14, р. 217].
45 Французский политолог Кристелль Перрин (университет Лотарингии в Нансе) выделяет несколько типов этих отношений: основанные на сотрудничестве, на предоставлении услуг, на конфронтации [15, рр. 92-105].
46 Власть, как правило, благожелательно относится к социальной и гуманитарной стороне деятельности как местных, так и международных НПО в своей стране: оказанию медицинской помощи, образовательных услуг населению, решению проблем бедности и нехватки воды, защиты природы, прав женщин, детей, беженцев.
47 В качестве примера можно привести работу международной НПО Aimes - Afrique (Полюби Африку), которая вот уже 13 лет оказывает бесплатные медицинские услуги в 10 странах континента. Её партнерами являются такие неправительственные организации, как PIT Togohilfe (Немецкая частная инициатива «Помощь Того») и Sternstunden (Немецкое агентство сотрудничества)13.
13. Aimes - Afrique Togo: organisations non-gouvernementales (ONG). 2021. >>>> (accessed 30.11.2021)
48 PIT Togohilfe занимается оказанием тоголезскому населению медицинской помощи, в том числе хирургической, а также содействует подготовке и обучению медицинского персонала, образованию детей и помогает развитию сельскохозяйственного предпринимательства. Главная цель деятельности этой организации - снижение детской смертности в сельской местности по причине полного отсутствия медицинской помощи. Более 10% обратившихся за помощью к PIT Togohilfe нуждались в хирургическом вмешательстве, которое было проведено. К тому же медперсонал продолжал наблюдение за прооперированными пациентами до их полного выздоровления.
49 Aimes - Afrique занимается также медицинским просвещением и медицинским страхованием африканского населения. И что не менее важно - проблемой его лекарственного обеспечения. Эта медико-хирургическая гуманитарная организация, которой руководит доктор Серж Мишель Кодома, получила аккредитацию от ЭКОСОС и Африканского Союза. В настоящее время Aimes - Afrique создает цифровую платформу для мобилизации финансовых, материальных и человеческих ресурсов в Африке14.
14. Ibidem.
50 Нет сомнения, что такое направление в работе НПО приносит пользу государству. Она проявляется и в сокращении издержек на социальные расходы за счет финансовых средств, которые эти организации получают от международных фондов на благотворительные цели, и в предоставлении органам власти более достоверной информации о положении дел на местах, что способствует усилению социальной базы режима благодаря локальному решению ряда проблем, особенно в сферах здравоохранения и образования.
51 В данном контексте роль государства заключается в том, чтобы рассматривать предложения, касающиеся намерений НПО, принимая или, наоборот, отвергая их, когда те не связаны с улучшением окружающей среды, содействием в осуществлении прав человека, оказанием медицинской помощи, расширением возможностей экономического развития.
52 Однако нередко отношения между властью и неправительственными организациями носят конфронтационный характер. Власть, как правило, не признает критику в свой адрес, касающуюся, например, улучшения качества исполнения государственных функций, репрессивных мер, принимаемых ею по отношению к оппозиционно настроенным политическим лидерам, особенно в период электоральных кампаний.
53 Сохраняя контроль над деятельностью НПО и других организаций гражданского общества, государство препятствует их политизации. К примеру, в ряде африканских стран (Уганде, Зимбабве, Нигере, Сенегале, Эфиопии) власть пытается сузить пространство для самостоятельной деятельности НПО, особенно тех, которые получают финансирование из-за рубежа.
54 Например, в Эфиопии в 2009 г. была принята Декларация по благотворительности и общественным организациям, в соответствии с которой определение «организация-резидент» может применяться к любой НПО, более 10% бюджета которой сформировано за счет иностранных источников [16]. Таким организациям запрещено заниматься защитой прав человека, этническими проблемами, разрешением конфликтов, вопросами демократизации. На момент принятия Декларации подавляющее большинство НПО в Эфиопии не вписывались в десятипроцентный лимит на иностранное финансирование и должны были прекратить свою деятельность15.
15. В их число вошли: Африканская инициатива по демократическому и мировому порядку (AIDWO), Организация за социальную справедливость в Эфиопии (OSJE), Общество содействия развитию образования в области прав человека (SAHRE), Эфиопская федерация инвалидов (EFPD), Эфиопская ассоциация помощи женщинам Kembatta и др. (прим. авт.)
55 Несмотря на смягчение в 2019 г. некоторых требований в отношении НПО с иностранным финансированием, в соответствии с Постановлением об организациях гражданского общества, эфиопские неправительственные организации всё же должны ежегодно предоставлять Агентству организаций гражданского общества (CSA) сведения о доходах, превышающих $6850 [17]. Таким образом, государство создает нормативную базу для НПО с целью осуществления контроля над ними.
56 В Алжире в 2012 г. были приняты более жесткие меры. Согласно закону № 12-06 «Об общественных организациях», всем ассоциациям было запрещено получать средства от дипмиссий и иностранных НПО, за исключением «учрежденных должным образом и разрешенных компетентными властями страны при наличии соответствующего соглашения с ними». В случае нарушения «возможно приостановление деятельности или ликвидация организации по решению суда» [16].
57 В Уганде в 2021 г. правительство приостановило деятельность 54 НПО под предлогом «несоблюдения закона» о неправительственных организациях. Одних - из-за просроченных разрешений и работы без регистрации, других - по причине отсутствия годовых отчетов и финансовых счетов. Но это был лишь формальный повод. На самом деле многие из этих НПО были заподозрены во вмешательстве в президентские выборы, состоявшиеся в январе 2021 г. По их результатам президент Йовери Мусевени16 был переизбран на шестой срок. Все дело в том, что некоторые НПО, оказавшиеся в списке «нежелательных», во время этих выборов участвовали в наблюдении за голосованием. После выборов их офисы были подвергнуты обыскам силами безопасности, а несколько руководителей были арестованы17.
16. Йовери К.Мусевени находится у власти с 1986 г. (прим. авт.).

17. En Ouganda le gouvernement suspend les activités de 54 ONG pour non-conformité. >>>> (accessed 09.10. 2021)
58 Власти некоторых стран, в частности Сенегала, выступают против сотрудничества таких МНПО, как Oxfam18, LEAD Afrique francohone (LEADAF) и OSIWA, c гражданским протестным движением (ГПД) - «Yen a marre», созданным в 2011 г. в результате активных социальных протестов. В 2018 г. эти организации получили уведомление от МВД с требованием прекратить сотрудничество с этим движением во избежание аннулирования разрешения на их деятельность. А ассоциация LEADAF, являющаяся административным и финансовым менеджером «Yen a marre», по требованию властей должна была 16 ноября 2018 г. завершить свою деятельность на территории Сенегала из-за обвинения в «незаконных финансовых операциях» [7].
18. На реализацию своих проектов движение «Yen a marre» получило €145038 от Oxfam (прим. авт.).
59 Такое решение со стороны сенегальского государства было продиктовано тем, что финансовая поддержка этими МНПО одного из самых известных в странах Западной Африки ГПД помогло бы ему объединить оппозиционные силы перед президентскими выборами в октябре 2019 г. и не допустить переизбрания на второй срок действовавшего главы государства М.Салля. Сенегальские власти сочли финансовую помощь «Yen a marre» вмешательством во внутреннюю политику государства.
60 И все же отношения большинства африканских стран с международными и местными НПО носят сбалансированный характер, направленный на избежание конфронтации.
61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62 По мере утверждения либерально-демократической модели мироустройства деятельность НПО распространялась и на африканские страны. Она соответствовала интересам политики, проводимой международными финансовыми институтами на Африканском континенте.
63 МНПО служили инструментом влияния не только на местные африканские НПО, но и в какой-то степени на социально-политические процессы в странах их пребывания.
64 В отличие от коммерческих организаций, которые несут ответственность перед акционерами за размер прибыли, НПО отвечают перед донорами за результаты своей работы по реализации заявленных целей и проектов. Они занимаются не только гуманитарной деятельностью: борьбой с бедностью, нехваткой воды, помощью беженцам и пострадавшим во время эпидемий и конфликтов, но и оказывают поддержку в продвижении демократии, установлении и укреплении демократических институтов. Как правило, эти проекты связаны с предпочтениями иностранных доноров, а не тех, чьи интересы африканские НПО представляют.
65 К тому же МНПО занимаются подготовкой молодых африканских лидеров, заинтересованных в службе своим покровителям, основная цель которых - создание нового геополитического пространства и интернационализация всех сторон жизни современных государств, в первую очередь тех, которые обладают большими запасами полезных ископаемых и других природных богатств.
66 Учитывая быстро меняющуюся обстановку в мире, деятельность МНПО, превратившихся в транснациональные, будет видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям.

Библиография

1. Воронков Л.С. Международные межправительственные и неправительственные организации в системе международных отношений. М.: МГИМО-Университет. 2018. 351 с.

2. Fuentes Véliz Juan Andrés. L’Evolution du rôle des organization non gouvernementales dans le droit de l’environnement (article). Revue européenne de Droit de l’Environnement. Année 2007, 11-4.

3. Громова О.Б. Неправительственные организации и гражданское общество. Африка: проблемы становления гражданского общества. М., ИАфр. 2009.

4. African Development. Dakar. 2004. Vol. XXIX. № 4.

5. Analyse du contexte en Afrique de l’Ouest pour la stratégie de l’Oxfam international dans cette région. Institut Fondamental d’Afrique Noire. Cheikh Anta Diop, de Dakar. 2010. Les études internationales du LARTES. № 12, 2010.

6. Jacques Fontanel et Yanne Echinard. La puissance économico-politique des organisations non gouvernementales dans le monde d’aujourd’hui. https://afri-ct.org/wp-content/uploads/2009/12/49_Fontanel_Echinard_ONG.pdf (accessed 06.10.2021)

7. Manon Laplace (2018). Sénégal: les autorités cherchent-elles à museler l’association citoyenne Y’en a marre? https://jeuneafrique.com/665502/politique-senegal-les-autorites-cherchent-elles-a-museler-lassociation-citoyenne-y-en-a-marre/ (accessed 18.10.2021)

8. Delville Philippe Lavigne. 2014. Deux ou trois choses sur la société civile. https://antropoimpliquee.org/2020/11/15/2014-deux-ou-trois-choses-sur-la-societe-civile/ (accessed 16.04.2021)

9. Swab, K., Mallere Tierry. Covid-19: The Great Reset. World Economic Forum. 2020.

10. Davies Thomas Richard. La transformation des ONG internationalеs et leurs effets sur l’aide au développement // International Development Policy. 2012/3.

11. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Политическая теория деколонизации: императивы современного прочтения. Полис. Политические исследования. М., 2020. № 6.

12. Sosoe Lucas K. 2019. Postcolonialité et légitimité du pouvoir politique en Afrique. Revue de philosophie de Sciences humaines. https://journals.openediction.org/leportique/3069?lang=en (accessed 07.04.2021)

13. Otayek R. 2009. La problématique “africaine de la société civile”, in Gazibo M. et Thiriot C., ed., La politique en Afrique. Paris, Karthala.

14. Садовская Л.М. Государство и гражданские организации: конфронтация или партнерство? Африка: проблемы становления гражданского общества. М.: ИАфр РАН, 2009.

15. Perrin Christelle. La nature de la relation entre gouvernement et associations: le rôle de la confiance. Rimhe: Revue internationale Management. Homme et enterprise. 2013/2. № 6, V. 2.

16. Петров С. 2014. Что грозит НКО с иностранным финансированием в разных странах. https://asi.org.ru/2014/07/02/inostrannoe-finansirovanie (accessed 11.10.2021)

17. Mwenda Caleb. 5 conseils pour enregistrer une ONG en Afrique de l’Est. https://2021.abcexpat.com/blog/fr/5-conseils-pour-enregistrer-une-ong-en-afrique-de-lest (accessed 15.01.2021)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести