- Код статьи
- S032150750022937-2-1
- DOI
- 10.31857/S032150750022937-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №11
- Страницы
- 51-57
- Аннотация
В статье рассматривается финансирование Китаем развития Глобального Юга, приведены количественные данные, включая реализацию китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Автор делает вывод о том, что Китай, его банки, включая Государственный банк развития Китая (ГБРК) активно финансируют проекты и программы в странах Африки в рамках «взаимной помощи между развивающимися странами». Проекты реализуются в различных сферах экономики, включая инфраструктуру, сельское хозяйство и промышленность. Финансирование проектов дополняется развитием экспортно-импортных отношений между Китаем и странами Африки, в которые вовлечено большое количество китайских предприятий.
Китай и страны Африки используют форум FOCAC для трехлетнего планирования финансирования проектов и программ. В 2021 г. на FOCAC руководство Китая не только существенно сократило объемы финансирования, но и изменило его порядок: теперь ресурсы будут поступать в распоряжение африканских финансовых институтов, которые и будут финансировать проекты.
- Ключевые слова
- Глобальный Юг, Африка, Китай, FOCAC, финансирование, банк развития, Государственный банк развития Китая
- Дата публикации
- 01.12.2022
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 441
ВВЕДЕНИЕ
По данным отчета МВФ «Международная статистика долга за 2021 год», в 2019 г. Китай стал крупнейшим кредитором в мире: страны с малым и средним уровнем дохода должны ему примерно $154 млрд. Бόльшая часть кредитов имеет коммерческий характер. Китай «трансформировался» из важного двустороннего кредитора всего в трех странах в 2000 г. до крупнейшего кредитора в 52 из 120 стран, рассмотренных в 2019 г. 95% китайских кредитов были получены т.н. институциональными заемщиками, т.е. правительствами, двусторонними государственными организациями или многосторонними финансовыми учреждениями (включая Государственный банк развития Китая - ГБРК), 5% из $154 млрд было получено частными банками или другими частными финансовыми учреждениями [1].
ГБРК и Промышленно-торговый банк Китая также предоставили специальную помощь отдельным странам-заемщикам: был списан долг в объеме $10,7 млрд в виде поддержки в связи с COVID-19. Использование Китаем списания долгов как элемента сотрудничества с другими странами началось задолго до COVID-19: по данным Development Reimagined, в период с 2000 по 2018 г. Китай списал около $9,8 млрд долга других стран [1].
Растущее кредитование Китаем (особенно коммерческое) вызвало обеспокоенность у некоторых развитых стран, в частности, США: в 2018 г. правительство США обвинило Китай в использовании «дипломатии долговой ловушки» для расширения своего международного политического влияния. Однако было доказано, что китайские банки никогда фактически не арестовывали активы ни в одной стране и демонстрировали готовность реструктурировать существующие кредиты, а в некоторых случаях были готовы полностью их списать [1].
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ
В последнее время позиция Китая в сфере международного сотрудничества существенно изменилась. Нынешний этап назван «новой эрой» китайского сотрудничества в целях развития: Китай все чаще объясняет свои расходы на международное развитие желанием внести вклад в обеспечение мира, развития и процветания во всем мире, опираясь на объявленную в 2013 г. инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП).
Эта инициатива, объединяя цели в области инвестиций, развития и торговли, представляет собой платформу, с помощью которой Китай стремится реализовать свое видение глобального сообщества общего будущего. Китайский ОПОП состоит из двух основных компонентов и т.н. пяти «опор», а именно - сухопутный Шелковый путь и Экономический пояс, соединяющий Китай с Европой, Ближним Востоком, Центральной и Юго-Восточной Азией, а также Морской Шелковый путь, включающий строительство или улучшение портов вдоль Южно-Китайского моря, Индийского океана и южной части Тихого океана. «Опоры» - это инфраструктура, торговля, финансы, политика и обмены между людьми.
ОПОП охватывает 65 стран, на которые, согласно результатам исследований американского финансового конгломерата Morgan Stanley за 2018 г., приходилось 30% мирового номинального ВВП, 40% роста мирового ВВП и 44% населения мира. Этот анализ также показал, что общие расходы Китая на ОПОП к 2027 г. могут достичь от $1,2 до $1,3 трлн. Общий объявленный объем инвестиций достигает $8 трлн [1].
Еще с 1950 г. Китай начал использовать свои внутренние достижения в области развития для усиления своего влияния в развивающихся странах, реализуя сотрудничество по линии Юг-Юг. За 70 лет с тех пор он превратился в выдающегося поставщика финансирования глобального развития. Правительство КНР называет Китай «крупнейшей развивающейся страной в мире» и поэтому рассматривает свои усилия по сотрудничеству в целях развития как форму взаимной помощи между развивающимися странами. При этом Пекин считает, что его «сотрудничество Юг-Юг» существенно отличается от «сотрудничества Север-Юг».
Согласно Белой книге правительства Китая за 2021 г. - «Международное сотрудничество Китая в области развития в новую эру» (в ней речь идет о планах сотрудничества с африканскими странами на очередную трехлетку), в период с 2013 по 2018 г. Китай потратил на финансовую помощь в области международного сотрудничества 270,2 млрд юаней ($42 млрд). Это составляет примерно 45 млрд юаней ($7 млрд) ежегодно, рост почти на 50% по сравнению с предыдущим периодом - $4,6 млрд. Следует отметить, что приведенные объемы финансовой помощи являются только частью общего участия Китая в экономике стран с низким и средним уровнем дохода и не учитывают его значительный нефинансовый вклад в развитие этих стран [1].
Немного больше половины указанных объемов финансовой поддержки было предоставлено в виде кредитов: 49% были льготными кредитами, то есть кредитами, субсидируемыми китайским правительством, с льготной процентной ставкой 2-3%, со сроком погашения 15-20 лет и льготным периодом 5 лет (т.е. не надо погашать кредит, выплачивать проценты), 4% были беспроцентными кредитами со сроком погашения 20 лет и льготным периодом 10 лет. Остальные 47% внешней помощи Китая в этот период были предоставлены в виде грантов.
Китай увеличил использование грантов с 36% финансовой помощи в 2010-2012 гг. до 47% в 2013-2018 гг. Эти гранты в основном используются для финансирования проектов, связанных с социальным обеспечением, развитием людских ресурсов, техническим сотрудничеством, материальной помощью (в т.ч., чрезвычайной), в то время как льготные кредиты используются для более крупных промышленных и инфраструктурных проектов; беспроцентные кредиты используются главным образом при строительстве объектов общественного назначения [1].
Для Китая инициативы, связанные с развитием, не всегда увязываются с конкретным типом финансирования. Это означает, что Китай иногда предоставляет средства для конкретного проекта через несколько механизмов финансирования.
Начиная с 2021 г. Китай перестал использовать термин «иностранная помощь» при предоставлении финансирования другим странам, а стал использовать формулировку «международное сотрудничество в целях развития». Это связано с позицией президента Китая Си Цзиньпина, который по-новому видит роль Китая в решении проблем глобального развития на период до 2030 г. [1].
Теперь Китай определяет международное сотрудничество в целях развития как свои двусторонние и многосторонние усилия в рамках сотрудничества Юг-Юг по содействию экономическому и социальному развитию посредством иностранной помощи, гуманитарной помощи и других средств. В связи с этим в 2018 г. Китай учредил Китайское агентство по международному сотрудничеству в целях развития (CIDCA) [1].
СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ С АФРИКАНСКИМИ СТРАНАМИ
Необходимо отметить, что из указанных ранее $46 млрд, которые Китай потратил на финансовую помощь другим странам с 2013 по 2018 г., почти половину получили страны Африки (но в «Белой книге» не указаны конкретные страны) и более одной трети - страны Азии [1].
Сотрудничество Китая и стран Африки связано также с активными торговыми отношениями: например, только с 2018 по 2021 г. ежегодный торговый оборот между Китаем и странами Африки увеличился с $162,7 млрд до $204,2 млрд [2].
Активное финансовое и торговое сотрудничество Китая и африканских стран развивается по линии Форума китайско-африканского сотрудничества (FOCAC) [2], основанного в 2000 г. для развития сотрудничества между Китаем и 53 африканскими странами. Основное содержание форума FOCAC связано с расширением торговли, увеличением прямых иностранных инвестиций и развитием сотрудничества Юг-Юг [1]. FOCAC каждые три года проводит т.н. министерские конференции, которые позволяют как руководству Китаю, так и руководству африканских стран готовить планы по финансированию проектов, развитию торговых отношений [2].
В 2014 г. Китай совместно с Африканским банком развития (АфБР) учредил новый фонд «Африка растет вместе» в размере $2 млрд для финансирования проектов развития в Африке в течение десяти лет.
Сам АфБР действует с 1964 г., реализуя большое количество проектов и программ, ежегодно обеспечивает развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест и др. АфБР реализует проекты, направленные на совершенствование управления государственными финансами в африканских странах, улучшение инвестиционного климата, сокращение бедности и безработицы [3].
В настоящее время различные банковские организации Китая финансируют в Африке более 10 000 объектов. Это можно считать следствием успешной работы FOCAC, других совместных фондов, ГБРК и других китайских банков [1].
У Китая есть четкая стратегия предоставления кредитов тем странам, которые располагают ключевыми ресурсами и возможностями по их добыче и транспортировке. Можно говорить о том, что руководство Китая при отборе зарубежных проектов для финансирования ищет совпадение интересов. Это объясняет активное участие государственного сектора Китая в прямых иностранных инвестициях.
В соответствии с заявленным акцентом Китая на борьбе с бедностью, большинство африканских стран, получивших финансовую поддержку Китая, относятся к числу стран, которые Китай считает наименее развитыми. В 2013-2018 гг. общий объем финансирования Китаем африканского континента увеличился с примерно 15,5 млрд юаней ($2,4 млрд) до 20,3 млрд юаней ($3,2 млрд) в год. Необходимо отметить, что китайские кредиты стали особенно важными для африканских стран, лишившихся права на получение международных многосторонних кредитов и грантов на льготных условиях, что было связано с экономическим ростом в ряде стран Африки, прежде всего, Северной Африки [1].
В декабре 2021 г. на очередном форуме FOCAC Китай представил новую версию развития китайско-африканских отношений на следующие три года: углубление китайско-африканского партнерства и содействие устойчивому развитию для создания китайско-африканского сообщества с общим будущим в новую эпоху. Из материалов форума следует, что запланировано сокращение общих (на трехлетку) финансовых обязательств Китая: с $60 млрд в 2018 г. до $40 млрд в 2022 г. В частности, в сельском хозяйстве, в области защиты окружающей среды, здравоохранения, мира и безопасности и содействия развитию торговли количество подтвержденных проектов по каждой категории сократилось с 50 проектов в 2018 г. до 10 - в 2022 г. [4].
Важность инфраструктурных инвестиций очевидна: применительно к Африке недавние оценки АфБР позволили определить минимальный объем инвестиций в инфраструктуру континента (данный объем должен позволить странам поддерживать рост экономики, заменить устаревшую инфраструктуру и пр.): от $130 млрд до $170 млрд в год. АфБР подчеркнул, что в 2019 г. данные потребности удовлетворялись не более чем наполовину [5].
Инвестиции в инфраструктуру и капитальные проекты африканских стран имеют важное значение для диверсификации экономики, содействуют развитию деятельности частного сектора, индустриализации, ежегодному созданию рабочих мест для 12 млн чел., вступающих в ряды рабочей силы Африки каждый год.
По оценкам Всемирного банка, в странах Африки к югу от Сахары рост ВВП на душу населения может увеличиться на 1,7% в год, если в регионе будет обеспечен необходимый объем финансирования инфраструктуры. Одновременно это позволит сделать экономический рост в Африке более инклюзивным, обеспечить рост, сопровождаемый созданием благоприятных условий для повышения качества жизни и обеспечения равенства возможностей всех групп населения страны, снизив уровень бедности по всему континенту [5].
Как правило, китайское финансирование инфраструктурных проектов в Африке обеспечивают два т.н. «политических» банка: China Exim Bank - около 67% от общего объема кредитов в период с 2000 по 2015 г. и ГБРК - 13% за тот же период времени. В частности, China Exim Bank позволяет африканским странам, не имеющим достаточных финансовых гарантий, использовать их природные ресурсы в качестве залога при финансировании инфраструктурных проектов.
Дополнительным источником финансирования, в т.ч. инфраструктурных проектов, является Фонд китайско-африканского развития (CADFund), который был создан в 2007 г. с начальным объемом ресурсов в $5 млрд. К 2018 г. CADFund увеличил свой объем ресурсов до $10 млрд и инвестировал более $4,6 млрд более чем в 90 проектов в 36 африканских странах. Ожидалось, что проекты CADFund будут стимулировать местный экспорт в объеме $5,8 млрд и обеспечат местные налоговые поступления в объеме $1 млрд [5].
В соответствии с данными форума FOCAC-2021, существенно сокращено финансирование новых инфраструктурных проектов в Африке. Следует учитывать, что предыдущие китайские кредиты, использованные для развития инфраструктуры, поставили несколько африканских правительств в затруднительное положение - например, существует угроза перехода под контроль Китая аэропорта Энтеббе в Уганде, кенийского порта Момбаса. Замбия пока не нашла решения проблемы погашения существующего долга (безусловно, на кредитоспособность африканских стран повлияла пандемия COVID-19) [4]. Можно предположить, что на данную ситуацию могло повлиять также и то, что в самом Китае накопилось большое количество незавершенных долгосрочных инфраструктурных проектов.
Китай будет продолжать стимулировать китайские компании к инвестициям в Африку: китайские институты развития будут предоставлять финансирование в объеме только $10 млрд (в 2 раза меньше, чем в предыдущие три года) ежегодно, но и получателями этих денежных средств будут теперь только африканские финансовые организации (теперь они должны поддерживать развитие африканских компаний).
Использование указанных посредников позволит Китаю уйти от угрозы принятия негативных решений в случае нарушения условий кредитных договоров, позволит оградить его от обвинений в «финансовом неоколониализме».
Китай также выделяет $10 млрд из своей доли ($29,216 млрд) в новом предоставлении МВФ специальных прав заимствования (СДР) на сумму $650 млрд для Африки. Другими словами, Китай стремится сохранить объем своих финансовых обязательств перед Африкой, сократив при этом свои прямые расходы [4].
Одной из растущих категорий финансовых обязательств Китая перед Африкой является торговое финансирование. Теперь будет выделено $10 млрд (в 2018 г. - $5 млрд) для финансирования экспорта африканских товаров и услуг с повышенным уровнем добавленной стоимости. Рост торгового финансирования связан с увеличением торговых оборотов [2], что в значительной степени объяснялось торговым финансированием ($6,2 млрд в связи с большим спросом) China Exim Bank [4].
Можно утверждать, что Китай считает рост торговли с Африкой своим приоритетом. По планам Китай намерен увеличить свой импорт из Африки до $300 млрд за следующие три года (в 2020 г. импорт составил $72,7 млрд). Китай стремится сбалансировать торговлю с Африкой.
В течение последних 20 лет импорт из Африки составил $1,2 трлн, а экспорт в Африку - $1,27 трлн. Однако если в 2019 г. положительное сальдо торгового баланса Китая по отношению к Африке составило $17,7 млрд ($113,2 млрд китайского экспорта и $95,5 млрд китайского импорта), то в 2020 г. дисбаланс вырос до $41,5 млрд [4].
В целом можно говорить о том, что после 2021 г. Китай демонстрирует изменение своих приоритетов деятельности на Африканском континенте: более важным стало продвижение торговли, особенно содействие африканскому экспорту в Китай [10].
КИТАЙ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ АФРИКАНСКИХ СТРАН
Банки развития (БР), в отличие от традиционных коммерческих банков (обеспечивают кредитование, покупку и продажу ценных бумаг, валюты - активные операции банков), не должны получать прибыль, а действуют в соответствии с текущим мандатом и выполняют планы национальных правительств. Они призваны обеспечивать развитие отдельных секторов экономики (как правило, связанных с экспортом), финансируют долгосрочные проекты и программы (которые, как правило, не представляют интереса для коммерческих банков). Практически все БР получают денежные средства из государственных бюджетов, дополнительно они привлекают денежные средства на финансовых рынках (выпуск и продажа облигаций), используют софинансирование - средства частных и государственных предприятий.
Естественно, что средства, поступающие в БР при погашении ранее предоставленных кредитов, также используются в деятельности данных институтов развития - для финансирования новых проектов. Во время кризисов БР реализуют т.н. антициклическую функцию: резко увеличивают объемы кредитования реального сектора экономики, компенсируя спад кредитования у банков [6].
Деятельность любого БР связана с финансированием и реализацией проектов. Поэтому все БР использует цикл проекта, предполагающий формирование и адаптацию стратегии сотрудничества БР с регионом (или страной), планирование и реализацию проекта (подготовка бизнес-плана, принятие решения о финансировании и т.п.). Последний этап цикла проекта всегда предполагает оценку полученных результатов: производится сравнение полученных экономических, финансовых и иных результатов с целевыми значениями, делаются выводы [6].
Учрежденный в марте 1994 г. Государственный банк развития Китая (ГБРК), был создан для финансирования проектов инфраструктурного развития в основных отраслях промышленности Китая. Банк поддерживает политику центрального правительства путем долгосрочного кредитования отраслей экономики. ГБРК является крупнейшим не только среди т.н. политических китайских банков, но и среди БР мира. В 2020 г. его активы были равны 17,1 трлн юаней (или примерно $2,7 трлн), общий объем предоставленного финансирования превышал $1,8 трлн [7].
ГБРК использует структуру развития бизнеса, которую в Китае описывают: «одно тело, два крыла». Проекты в области инфраструктуры, базовых и опорных отраслей, стратегических отраслей являются «основной частью, телом», содействуют скоординированному региональному развитию и урбанизации. А проекты, обслуживающие развитие обычных китайских предприятий - это «крылья».
ГБРК выдал кредиты на сумму более $180 млрд странам, участвующим в ОПОП, при этом остаток кредитов превышает $110 млрд, что составляет более 30% международного бизнеса банка (как правило, финансируются проекты в области инфраструктуры, телекоммуникаций, связанные с созданием производственных мощностей и зарубежных промышленных парков) [8].
В рамках ОПОП и не только ГБРК финансирует проекты более чем в 90 странах мира, предпочтение отдается проектам, связанным с добычей природных ресурсов и развитием инфраструктуры. В проектах активно участвуют государственные предприятия Китая [7].
Предоставляемые ГБРК международные кредиты - это в основном средне- и долгосрочные кредиты, кредиты для пополнения оборотного капитала на срок 1 год и менее и краткосрочные кредиты в иностранной валюте для финансирования строительных проектов. ГБРК предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты для финансирования проектов в иностранной валюте в странах, участвующих в реализации ОПОП. Эти кредиты обеспечивают глобализацию и привлечение крупных китайских предприятий, поддержку зарубежных финансовых учреждений или правительств при реализации финансового сотрудничества и экономического развития стран-контрагентов, развития торговли между Китаем и странами-контрагентами [8].
Как и другие БР, ГБРК активно выпускает как внутренние, так и внешние долгосрочные облигации. Внешние облигации ГБРК имеют рейтинг, эквивалентный суверенному долгу КНР; внутренние облигации - низкодоходные, они активно покупаются китайскими банками.
В 2020 г. только для борьбы с бедностью ГБРК выпустил облигаций в объеме 11 млрд юаней (около $1,56 млрд) [9]. А в 2021 г. в Китае были выпущены сертифицированные климатические облигации: ГБРК привлек $7,4 млрд, средства используются для защиты окружающей среды и зеленого развития в бассейне реки Хуанхэ в Китае [10].
Рынок облигаций Китая был создан в 1981 г.; с 2016 г. данный рынок занимает 3-е место в мире по объему, уступая только США и Японии [11]. На облигации ГБРК приходится 23% всего объема рыночных торгов облигациями Китая. Низкая доходность облигаций позволяет ГБРК выдавать сравнительно дешевые кредиты [12].
Китай является самым крупным в мире потребителем энергоносителей, поэтому только в 2020 г. ГБРК выдал 8 новых зарубежных кредитов (совместно с Эксимбанком Китая) для финансирования проектов в энергетическом сегменте (4 проекта - в Африке, общий объем - $3,07 млрд).
При финансировании энергетических проектов ОПОП ГБРК, как правило, использует синдицированные кредиты для диверсификации кредитных рисков (большие объемы кредитования). Использование международных синдицированных кредитов помогает ГБРК оптимизировать структуру активов и наилучшим образом использовать их для поддержки китайских и иностранных клиентов при финансировании крупных проектов, включая торговое финансирование [13].
Избранные финансовые показатели деятельности ГБРК (2015-2020 гг.) представлены в таблице.
Таблица. Избранные финансовые показатели ГБРК за 2015-2020 гг. (млрд юаней)
Table. Selected CDB financial indicators for 2015-2020 (bln yuan)
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Все активы | 12 619,7 | 14 340,5 | 15 959,3 | 16 179,8 | 16 504,6 | 17 103,6 |
Валовые кредиты и авансы клиентам | 9206,9 | 10 318,1 | 11 036,8 | 11 678,9 | 12 200,5 | 13 049,9 |
Просроченные кредиты | 0,81% | 0,88% | 0,70% | 0,92% | 0,95% | 0,79% |
Выпущенные долговые ценные бумаги | 7359,5 | 7898,5 | 8446,6 | 9108,4 | 9735,8 | 10 722,1 |
Собственный капитал | 1070,3 | 1162,7 | 1240,5 | 1300,7 | 1 393,7 | 1480,6 |
Прибыль за год | 102,8 | 109,7 | 113,6 | 112,1 | 118,5 | 118,8 |
Источник: China Development Bank. 2020 Sustainability report. http://www.cdb.com.cn/English/shzr/kcxfzbg/shzr_ 2020/ 202108/t20210813_8953.html (accessed 15.10.2021)
Анализ данных таблицы позволяет заключить, что ГБРК регулярно наращивает свои активы, что связано с увеличением объема выдаваемых кредитов; доля просроченных кредитов - небольшая, практически не меняется, что свидетельствует о хорошем управлении финансами и циклом проекта; увеличение объема выпущенных долговых ценных бумаг подтверждает тот факт, что облигации - основной источник финансировании деятельности банка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ГБРК непосредственно влияет на экономический рост как в Китае, так и в зарубежных странах, включая Африканский континент. Однако уровень инклюзивности данного экономического роста пока сложно оценить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китай уже более 20 лет в больших объемах осуществляет финансирование стран т.н. Глобального Юга. Данное финансирование тесно связано с использованием китайских компаний - как строительных, так и ориентированных на экспортно-импортные операции. Таким образом, Китай не только удачно инвестирует денежные средства (даже в случае беспроцентных кредитов), но и развивает и диверсифицирует свои экспортные операции. Можно предположить, что многоплановое сотрудничество китайских компаний с отдельными странами, включая африканские страны, позволяет им добиваться выгодных условий торговли.
В 2021 г. Китай отказался от использования термина «иностранная помощь» по отношению к реципиентам своих финансов и стал использовать формулировку «сотрудничество ради развития»: это свидетельствует о качественном изменении взаимоотношений.
Сотрудничество Африки и Китая показательно как по масштабам, так и по организации: быстрый рост торговли (экспорт и импорт), тысячи реализуемых проектов и программ в африканских странах. Регулярно проводимые форумы FOCAC являются примером того, как следует передовым «развивающимся» странам осуществлять сотрудничество с менее развитыми странами.
Библиография
- 1. Zoe J., Zühr R. A New Era? Trends in China’s financing for international development cooperation. May 2021. https://donor-tracker.org/insights/new-era-trends-chinas-financing-international-development-cooperation (accessed 22.06.2019)
- 2. Фитуни О.Л. Адаптация африканской стратегии КНР к реалиям постковидного мира. Азия и Африка сегодня. 2021. № 12. С. 20-28. DOI: 10.31857/S032150750017782-2
- 3. Матвеевский С.С. Африканский банк развития: влияние на экономический рост. Азия и Африка сегодня. 2022. № 3. С. 22-28. DOI:10.31857/S032150750019247-3
- 4. Yun Sun. FOCAC 2021: China’s retrenchment from Africa? December 6, 2021. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2021/12/06/focac-2021-chinas-retrenchment-from-africa/ (accessed 22.06.2019)
- 5. Edinger H., Labuschagne J.-P. If you want to prosper, consider building roads. China’s role in African infrastructure and capital projects. https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/za22330_consider-building-roads/DI_If-you-want-to-prosper-consider-building-roads.pdf (accessed 22.06.2019)
- 6. De Luna-Martínez J. 2017. Survey of National Development Banks. Global report. World Bank Group. https://documents1. worldbank.org/curated/en/977821525438071799/pdf/2017-Survey-of-National-development-banks.pdf (accessed 22.06.2019)
- 7. China development bank. https://www.adb.org/search?keywords=project%20cycle&page=1&source=suggest (accessed 22.06.2019)
- 8. Honfeng X., Jing W. Role of China Development Bank in BRI Clean Energy Finance. https://greenfdc.org/role-of-china-development-bank-in-bri-clean-energy-finance/ (accessed 22.06.2019)
- 9. Государственный банк развития Китая выпускает облигации на сумму 11 млрд юаней для борьбы с бедностью. 15.04.2020. https://www.mfa.gov.cn/ce/cetm//rus/zgyw/t1770130.htm (accessed 11.01.2022)
- 10. Объем выпуска зеленых облигаций превысил 500 млрд долларов. 20.02.2022. http://tp-bioenergy.ru/sitenews/Obiem-vypuska-zelenyh-obligacij-prevysil-500-mlrd-dollarov/ (accessed 11.01.2022)
- 11. АКРА. Краткое описание китайского рынка облигаций. https://www.acra-ratings.ru/research/1116/ (accessed 11.01.2022)
- 12. Guidance Note on National Infrastructure Banks & Similar Financing Facilities. Case study: annex D. China - China development bank (CDB). https://cdn.gihub.org/umbraco/media/2617/china-case-study.pdf. (accessed 05.12.2021)
- 13. GCI policy brief. China’s Global Energy Finance in the Era of COVID-19 - 2021. https://www.bu.edu/gdp/files/2021/02/GCI_CGEF_PB_FIN.pdf 10 (accessed 13.09.2021)