- Код статьи
- S032150750025123-7-1
- DOI
- 10.31857/S032150750025123-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 42-48
- Аннотация
Автором рассмотрены три основных направления сотрудничества азиатских стран в области цифровой идентификации личности. На примере Сингапура, Южной Кореи, Индии, Филиппин показаны особенности и сложности в разработке соглашений и интеграционных решений для признания национальных идентификационных номеров в государствах-партнерах. Распространение стратегий и подходов к цифровой идентификации граждан через образовательные и просветительские мероприятия при поддержке Всемирного банка показано на примере Китая и Индии.
Сотрудничество через финансовую и организационно-методическую поддержку при создании государственных систем цифровой идентификации исследовано на примере Индии, Шри-Ланки и Филиппин. Приведены основные сферы применения ведущих решений в данной области, например индийской системы Aadhaar, сингапурской Singpass, китайской системы социального кредита. А также отмечены тенденции перехода на открытые платформенные решения и децентрализованные методы цифровой идентификации граждан, которые упрощают их использование как внутри страны, так и за её пределами.
- Ключевые слова
- Азия, Индия, Корея, Сингапур, цифровая идентификация граждан, трансграничный обмен данными, Aadhaar, Singpass
- Дата публикации
- 16.08.2023
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 247
ВВЕДЕНИЕ
Некоторые страны Азии, такие как Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, являются если не инициаторами мирового технологического прогресса, то его главными участниками. Они активно следуют тенденциям построения цифровой экономики, а в некоторых её отраслях создают передовые решения и возглавляют целые ИТ-направления. Одно из таких направлений – создание национальной системы цифровой идентификации граждан. Она предоставляет как правительству, так и бизнесу большие возможности для развития цифровой экономики, совершенствования своих услуг и упрощения взаимодействия с населением. Технологии цифровой идентификации предполагают сбор и хранение данных о человеке, которые позволяют однозначно его идентифицировать при взаимодействии с государственными и частными структурами.
Разработка и внедрение подобных решений на государственном уровне – один из пунктов Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г. В соответствии с задачей 16.9 данной повестки правительства стран Азиатско-Тихоокеанского региона внедряют системы регистрации актов гражданского состояния. В их основе лежат системы цифровой идентификации и государственного учета персональных данных, которые используются для установления уникальности гражданина и обеспечения безопасной проверки его личности.
Цифровая экономика упрощает коммуникации как в бизнес-среде, так и в личной жизни. Целесообразность развития электронных государственных услуг и цифровых финансовых сервисов сегодня уже не подвергается сомнению. Но для их эффективного использования нужны надежные, безопасные и удобные системы цифровой идентификации личности государственного масштаба.
В азиатском регионе можно наблюдать три ключевых направления сотрудничества, инициируемых странами-лидерами в этой области: 1) реализация проектов трансграничного применения национальных цифровых идентификаторов; 2) оказание консультационно-методической и финансовой помощи во внедрении подобных систем; 3) распространение своих решений и подходов к цифровой идентификации через обучение. Далее в статье эти направления будут рассмотрены по очереди.
ЛИДЕРЫ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В АЗИИ
К лидерам в области создания и применения систем цифровой идентификации личности в азиатско-тихоокеанском регионе стоит отнести КНР, Индию и Сингапур.
Китай создал совершенно уникальную по масштабам вовлеченности граждан и функциональным возможностям систему социального кредита SoC (Social Credit System), в основе которой лежит единая подсистема цифровой идентификации личности. Однако другой её важнейшей особенностью является задача рейтингования граждан по 190 критериям в 6 направлениях – личное, общественное, профессиональное, финансовое, административное и судебное [1].
На основе данных о действиях, поведении и поступках конкретного идентифицированного человека формируется его цифровой образ и кредитный рейтинг, который учитывается в разных сферах жизнедеятельности человека. Он влияет на скорость карьерного роста, возможность трудоустройства, получения кредита на выгодных условиях, участие в различных конкурсах и т.п. Важно также отметить, что SoC интегрирована с национальной платежной системой, и их совместное функционирование реализовано как в городах, так и в удаленной сельской местности.
Индия более 14 лет назад создала и непрерывно совершенствует систему идентификации личности – Aadhaar, которая на сегодняшний день содержит биометрические данные более 99% граждан страны начиная с 5-летнего возраста [2]. Как и в Китае, система Aadhaar совместно с цифровой платежной платформой представляют собой единую цифровую финансовую инфраструктуру Индии, которая позволяет осуществлять онлайн платежи и удаленно обращаться за государственными услугами.
В Сингапуре c 2003 г. используется одна из самых передовых в мире систем национальной идентификации личности – Singpass и цифрового профиля – MyInfo, в которых содержится вся ключевая официальная информация о гражданине. По словам Квок Квек Сина, директора по Национальной цифровой идентификации Государственного технологического агентства Сингапура, такое цифровое удостоверение личности используют более 3,5 млн человек [3] (при населении страны 5,5 млн. – Прим. ред.). Одна из важнейших целей развития данной платформы – обеспечение обмена данными между различными системами внутри страны и, что важно, за её пределами [4].
СОЗДАНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Важно отметить, что национальные системы цифровой идентификации в передовых азиатских странах эксплуатируются уже достаточно давно, что позволяет обсуждать вопросы их применения на трансграничном уровне. Организационно и технологически это может быть выполнено по-разному. На сегодняшний день нет единого общепризнанного правильного подхода к проверке личности людей в электронном формате. Велико разнообразие используемых технологий и методов национальной цифровой идентификации, которые к тому же находятся на разных уровнях готовности к применению.
В соответствии с принципами устойчивого развития Всемирного банка1, национальные системы идентификации должны обеспечивать возможность регламентированного взаимодействия и санкционированного трансграничного обмена данными с подобными системами партнерских государств. Следовательно, система идентификации гражданина должна соответствовать открытым стандартам в данной области (например, ИСО/МЭК, ИКАО) и поддерживать функциональную совместимость с другими учетными системами, используемыми в государственном управлении.
Стоит отметить, что данные принципы имеют довольно общий характер. В них не указываются детали обмена информацией в рамках антитеррористических мероприятий и международного розыска, например при пересечении человеком границы. Однако особое внимание уделяется вопросам трансграничного обмена данными миграционного учета. Например, указывается, что необходимо предусмотреть возможность сокрытия информации о беженцах от страны их происхождения.
Существуют также препятствия политического и правового характера. Так, например, используемая в Индии с 2009 г. система биометрической идентификации граждан Aadhaar, кроме функциональных и технических возможностей, уже успела продемонстрировать и свои уязвимые стороны. Помимо возникновения ситуаций с кражей и подменой цифровых идентификаторов, также стоит выделить нерешенные вопросы в области принятия законодательных актов о персональных данных. Базовые правовые нормы, защищающие права граждан, до сих пор не приняты [5]. Другая проблема – наличие у правоохранительных органов и спецслужб возможностей для злоупотребления своими полномочиями при использовании цифровых персональных данных граждан, находящихся в системе Aadhaar. Эти обстоятельства противоречат принципам Европейского Союза по защите персональных данных граждан, что затрудняет желаемое Индией сотрудничество с европейскими странами в сфере цифровой идентификации и трансграничного обмена данными. Однако всё равно в этом направлении уже делаются первые шаги.
Один из первых трансграничных процессов, где могут быть применены национальные цифровые идентификаторы, – это пересечение границы. Другая область применения – электронная торговля. На сегодняшний день есть ряд документов международного уровня, регламентирующих общие требования к обеспечению защиты персональных данных лиц, участвующих в международной электронной коммерции (например, DEA, DEPA и RCEP). Все они базируются на принципах и рекомендациях, разработанных АТЭС и ОЭСР [6].
Так, например, одним из ключевых направлений Соглашения о партнерстве в области цифровой экономики (DEPA – Digital Economy Partnership Agreement) между Сингапуром, Чили, Новой Зеландией и Южной Кореей, наравне с организацией безбумажной торговли, расширения применения искусственного интеллекта и обеспечения трансграничного обмена данными, является задача взаимного признания цифровых удостоверений личности [7].
Важно отметить, что среди азиатских стран Сингапур активнее всех ведет работу по расширению возможностей применения Singpass за пределами страны. Он работает с несколькими странами над изучением вариантов трансграничного использования цифровой идентификации (см. схему). Меморандум 2020 г. о сотрудничестве в области цифровой идентификации между Сингапуром и Австралией2 предполагает разработку дорожной карты обоюдного признания цифровой идентификации личности и её использования, в т.ч. для реализации трансграничных цифровых транзакций.
Схема. Сотрудничество Сингапура в области цифровой идентификации граждан.
Scheme. Singapore cooperation in the field of digital identity of citizens.
Разработано автором по: [4; 7].
Сингапур и Филиппины подписали меморандум о взаимопонимании, который предоставляет возможность использовать национальные цифровые идентификаторы личности в рамках правового поля другой страны-партнера. Это позволит принимать данные Singpass и PhillID (ID на Филиппинах), а также обращаться к государственным системам, содержащим некоторые персональные данные граждан этих стран. Стоит отметить, что данный проект пока находится в стадии реализации.
Государственное технологическое агентство Сингапура (GovTech) и государственная цифровая служба Великобритании (UK’s Government Digital Service, GDS) сегодня работают над созданием технологического моста между национальными системами идентификации граждан для оказания коммерческих и государственных услуг гражданам этих стран [4]. В первую очередь, речь идет о сингапурских студентах, которые учатся в Великобритании, и наоборот.
Сингапур еще планирует выстроить партнерские отношения с системой Aadhaar, однако пока этот проект находится только на этапе исследования возможностей3.
Помимо двусторонних соглашений между странами об обоюдном признании систем идентификации друг друга или о разработке неких интеграционных решений в этой области, можно выделить и другой подход к организации трансграничной идентификации. Например, Mastercard предлагает обрабатывать трансграничные цифровые идентификаторы личности в рамках своей экосистемы. В Индии и странах Африки активно внедряется отраслевая платформа FarmPass от Mastercard, на которой осуществляется цифровая идентификация фермеров, учет их доходов и транзакций и, таким образом, формируется их кредитный профиль4. Фермерам эта программа дает возможность упрощенного взаимодействия с участниками сельхозрынка и льготного кредитования, а Mastercard и её партнерам – оцифрованные данные о сельском хозяйстве и его участниках в соответствующей стране и регионе в режиме реального времени.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
Индия при поддержке Всемирного банка масштабирует на другие страны Азии и Африки применение своего подхода к созданию национальной системы биометрической идентификации граждан. Всемирный банк уже несколько лет в своих отчетах в качестве передового опыта указывает индийскую систему идентификации Aadhaar.
Ведущий мировой центр исследования искусственного интеллекта Алана Тьюринга (The Alan Turing Institute) при поддержке фонда Билла и Мелинды Гейтс (Bill & Melinda Gates Foundation)5 реализует проект по поддержке ответственного внедрения национальных цифровых удостоверений личности. Цель данного проекта – максимально повысить ценность для бенефициаров, ограничивая при этом известные и неизвестные риски подобных систем6. На сайте Института Тьюринга отмечается, что этот проект также нужен, чтобы убедиться в добросовестности, надежности и безопасности создаваемых национальных систем цифровой идентификации7.
6. Trustworthy digital infrastructure for identity systems. The Alan Turing Institute. >>>> (accessed 01.04.2023)
7. Digital Identity: Ensuring that systems are trustworthy. The Alan Turing Institute. >>>> (accessed 02.04.2023)
Таким образом, «мягкая сила» рекомендаций, наборов принципов и эффективных технологических решений успешно влияет на принятие решения о реализации определенным образом проекта цифровой идентификации населения страны.
В качестве другого примера можно привести опыт Китая, который проводит активную экспансию в страны Центральной Азии, где реализовал с 2007 по 2020 г. 59 образовательных программ для государственных служащих. В результате этих мероприятий китайская система цифровой идентификации граждан (система социального кредита, SoC) активно рассматривается руководством Казахстана и Кыргызстана в качестве образца для создания аналогичной системы в своих странах. Однако их цель не столько перевод ключевых персональных данных граждан в электронный формат и цифровизация экономики, сколько создание возможностей для управления безопасностью и контролирования действий граждан [8].
Филиппины подписали соглашение с Китаем об обмене опытом в сфере передовых информационных технологий, включая вопросы цифровой идентификации [9].
ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Другим направлением сотрудничества можно назвать финансово-организационную поддержку создания системы цифровой идентификации граждан. Как правило, данный вид содействия оказывают международные или межправительственные организации и различные некоммерческие ассоциации.
Например, для реализации проекта уникальной цифровой идентификации Шри-Ланки – SL-UD (Sri Lanka Unique Digital Identity) в начале 2022 г. был создан специальный комитет – JPMC (The Indo-Sri Lanka Joint Project Monitoring Committee) из представителей Шри-Ланки и Индии. Проект выполняется при финансовой поддержке Индии в размере 3 млрд рупий (около $37 млн) [10]. А экспертную и техническую помощь Шри-Ланке будут оказывать индийские специалисты до полного внедрения проекта, которое планируется выполнить за 1,5–2 года.
Реализация системы цифровой идентификации Шри-Ланки предполагается на базе модульной платформы идентификации с открытым кодом (MOSIP), которая управляется Международным институтом информационных технологий, базирующимся в индийском городе Бангалор. Развитие и продвижение MOSIP финансируется фондом Билла и Мелинды Гейтс, американским некоммерческим венчурным фондом Omidyar Network, Норвежским агентством по сотрудничеству в целях развития (NORAD) и двумя индийскими трастами.
Отметим, что за 2020–2022 гг. представителями MOSIP были заключены меморандумы о взаимопонимании с Филиппинами, а также с 7 африканскими странами. Также планируется расширение зоны внедрения данной платформы на территории Латинской Америки и стран Карибского бассейна. Этому будет способствовать подписание в январе 2023 г. соглашения между Международным институтом информационных технологий с некоммерческой организацией Clarciev (Латиноамериканский и карибский совет по регистрации актов гражданского состояния, удостоверения личности и статистики естественного движения населения), которая займется работой по «повышению осведомленности руководства соответствующих стран о национальном цифровом удостоверении личности»8.
Сотрудничество государств – заказчиков национальных систем сопровождается серьезными рисками из-за возникающей технологической зависимости от поставщика платформы и сопутствующего программного обеспечения. Таким образом, создаются предпосылки возникновения экономической, организационной и инфраструктурной уязвимости страны в части управления и использования персональных данных своих граждан [11].
Подобная стратегия была реализована Всемирным банком в отношении Кении и Нигерии. ВБ профинансировал создание в этих странах национальных системы цифровой идентификации по образу индийской Aadhaar на базе MOSIP, но обязал их выполнить свои требования к архитектуре данной системы, к обеспечению определенных правил эксплуатации и нормативно-правовой базы использования данных решений [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сотрудничество стран Азии в области создания и применения цифровых систем идентификации граждан активно развивается, причем это касается и создания трансграничных форм признания национальных ID, и распространения своих подходов и технологий реализации цифровой идентификации людей в масштабе всей страны или региона.
Реализация двусторонних партнерских меморандумов о сотрудничестве и признании национальных цифровых идентификаторов граждан при трансграничном взаимодействии постепенно превращается в многостороннее партнерство. Большую часть инициатив в данном направлении выдвигают Сингапур и Южная Корея. Также в подтверждение данной тенденции можно привести пример увеличения количества стран – участниц Соглашения о партнерстве в области цифровой экономики (DEPA) и расширения спектра тем для налаживания взаимодействия между ними.
Со стороны Индии наблюдается активная экспансия в страны Азии и Африки технологий цифровой идентификации и создания цифровых профилей граждан по образцу биометрический системы Aadhaar. Важно отметить, что, как правило, речь идет о построении государственных систем идентификации личности на базе инфраструктурных решений и платформы MOSIP, разработанной и развиваемой специально созданной в Индии организацией, которая финансово и информационно поддерживается фондом Билла и Мелинды Гейтс, Банком развития и частными инвестиционными фондами Индии, США и Европы.
Китай также занимается распространением своих методов и технологий сбора и управления персональными данными китайских граждан через различные образовательные программы для государственных служащих других стран. Основные усилия в этой области пока направлены на страны Центральной Азии.
В будущих исследованиях данных вопросов имеет смысл рассмотреть системы децентрализованной идентификации, построенные, например, на технологиях распределенных реестров, как в блокчейне. Применение подобных систем при некоторых обстоятельствах может быть более эффективным по сравнению с централизованными и федеративными решениями. Однако пока это направление рассматривается только теоретически. Еще остаются нерешенными вопросы технологической реализации и нормативно-правового обеспечения их применения. Возможно, в недалеком будущем подобные решения позволят минимизировать проблемы кибербезопасности персональных данных и упростить процессы идентификации человека как внутри одной страны, так и за её пределами. Вместе с тем возникнут новые риски, связанные с хранением, управлением и использованием персональных данных граждан, которые могут быть критичными для обеспечения национальной безопасности страны.
Библиография
- 1. Tsai W.-H., Wang H.-H., Lin R. 2021. Hobbling Big Brother: Top-Level Design and Local Discretion in China’s Social Credit System. China Journal. Vol. 86, № 1, pp. 1–20.
- 2. Sharma A. 2021. UIDAI Mulls Biometric Enrollment for Children at Age 3 Instead of 5, Indian-American Expert Says It’s Possible. https://www.news18.com/news/india/uidai-mulls-biometric-enrollment-for-children-at-age-3-instead-of-5-indian-american-expert-says-its-possible-4488029.html (accessed 20.02.2023)
- 3. Hersey F. 2022. Singpass incorporates digital identity card, saves $36 per onboarding, considers decentralization. https://www.biometricupdate.com/202207/singpass-incorporates-digital-identity-card-saves-36-per-onboarding-considers-decentralization (accessed 24.03.2023)
- 4. Mascellino A. 2022. Governments should center utility, trust and inclusion in digital ID to support fintech: panel. https://www.biometricupdate.com/202209/governments-should-center-utility-trust-and-inclusion-in-digital-id-to-support-fintech-panel (accessed 31.03.2023)
- 5. Voelsen D., Wagner C. 2022. India as an ambivalent partner in global digital policy: Potenial and limits of cooperation in the digital economy and internet governance. Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP), № 10. DOI:10.18449/2022C10
- 6. Soprana M. 2021. The Digital Economy Partnership Agreement (DEPA): Assessing the Significance of the New Trade Agreement on the Block. Trade, Law and Development. Vol.13, № 1, pp. 143–169. https://www.researchgate.net/publication/354472706_The_Digital_Economy_Partnership_Agreement_DEPA_Assessing_the_Significance_of_the_New_Trade_Agreement_on_the_Block (accessed 25.03.2023)
- 7. Yonhap. S. 2022. Korea holds talks on joining DEPA pact. The Korea Herald. https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220127000191&ACE_SEARCH=1 (accessed 26.03.2023)
- 8. Yau N. 2022. Chinese Governance Export in Central Asia. Security and Human Rights, № 32(1–4), pp. 28–40. DOI: 10.1163/18750230-bja10009
- 9. Gutierrez D. 2023. DICT explores digital cooperation with Belgium. https://newsinfo.inquirer.net/1714332/dict-explores-digital-cooperation-with-belgium (accessed 04.04.2023)
- 10. Fernando A. India’s assistance in collecting fingerprints and eye data of Sri Lankans. https://www.thecolombopost.org/en/politics-en/100988/ (accessed 26.03.2023)
- 11. Mole C., Chalstrey E., Foster P., Hobson T. 2023. Digital identity architectures: comparing goals and vulnerabilities. https://www.researchgate.net/publication/368664352_Digital_identity_architectures_comparing_goals_and_vulnerabilities. DOI: 10.48550/arXiv.2302.09988 (accessed 02.04.2023)
- 12. Trikanad S., Bhandari V. 2022. Surveillance Enabling Identity Systems in Africa: Tracing the Fingerprints of Aadhaar. Centre for Internet & Society. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4239604 (accessed 01.04.2023)