- Код статьи
- S032150750027156-3-1
- DOI
- 10.31857/S032150750027156-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №8
- Страницы
- 67-74
- Аннотация
Более чем за 60 лет независимого развития Малайзия прошла сложный путь модернизации экономики. Грамотная система управления, быстрота реакции на изменения внешней и внутренней конъюнктуры и плановая стратегия развития экономики на основе взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных планов, которые были составлены с учетом реального состояния экономики, стратегического видения целей развития, способствовали модернизации и индустриализации хозяйства страны, преодолению нестабильных периодов развития (азиатский экономический кризис 1997–1998 гг., мировой экономический кризис 2008 г.). Это содействовало перестройке однобокой в прошлом аграрно-сырьевой структуры хозяйства и позволило Малайзии войти в число т.н. новых индустриальных стран.
В XXI в. Малайзия в целях ускоренной модернизации экономики продолжает ориентироваться на мировую практику и учитывать свои национальные социально-экономические особенности для дальнейшей трансформации экономической системы, основная цель которой – переход к экономике знаний. Реализация инновационного сценария развития выражается в масштабных институциональных преобразованиях, выработке новых подходов к производственно-технологической кооперации, создании инновационной инфраструктуры, качественно новых требованиях к человеческому капиталу. В этих условиях изучение состояния экономики Малайзии позволяет не только выявить качественные характеристики хозяйства, но и глубже понять направление динамики её перехода к новой ступени развития.
- Ключевые слова
- Малайзия, экономика знаний, факторы экономического роста, человеческий капитал, экономический рост
- Дата публикации
- 30.08.2023
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 320
ВВЕДЕНИЕ
В XXI в. заметно усилилась тенденция к опережающему мировые показатели росту во многих странах Азии, в т.ч. в Малайзии. Более чем за полувековой период проведения независимых реформ и преобразований страна достигла больших успехов в экономическом развитии, о чем свидетельствует её включение в список новых индустриальных стран (НИС). Малайзия входит в первую десятку наиболее развитых экономик Азии и, несмотря на некоторое замедление в последние годы темпов роста ВВП (в сравнении со среднемировыми), не намерена уступать позиции1. На сегодняшний день Малайзия – 5-я по объему ВВП ($373 млрд) после Индонезии ($1,186 трлн), Таиланда ($505,9 млрд), Сингапура ($397 млрд) и Филиппин ($394 млрд) и 3-я по доходу на душу населения страна Юго-Восточной Азии ($11 109) после Сингапура ($74 794) и Брунея ($31 449)2.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МАЛАЙЗИИ
Если в 1950–1960-е гг. хозяйство Малайзии в большей степени основывалось на сельском хозяйстве, добыче и экспорте природных ресурсов, что обеспечивалось избытком дешевой и неквалифицированной рабочей силы, то начиная с 1970-х гг. правительством был взят курс на трансформацию экономики от аграрной к индустриальной, а затем к инновационной, или экономике знаний [3; 4; 16].
Задача перехода к новой экономической модели ставилась на фоне впечатляющих успехов в социально-экономическом развитии. Среднегодовые темпы роста ВВП Малайзии в 1970–2021 гг. составили 6%, что выше среднемирового уровня (3,2%) и уровня стран с доходом выше среднего (5,1%)3. По динамике ВВП на душу населения в 1970–2020 гг. Малайзия вошла в высший квартиль среди развивающихся стран Азии (см. диагр. 1).
Характеризуя динамику экономического роста в начале 2000-х гг., важно отметить, что среди развивающихся стран Малайзия являлась одним из лидеров, в частности, в 2008–2018 гг. входила в число 15 государств, лидирующих по среднегодовым темпам прироста (СГТП) подушевого ВВП (ПВВП)4.
Следствием этого стало увеличение объема ВВП (в постоянных ценах 2010 г.) за аналогичный период в 19 раз5, что, в свою очередь, вместе с укреплением ринггита (валюта Малайзии) и удорожанием товаров малайзийского экспорта привело к 4-кратному увеличению вклада Малайзии в мировом производстве (0,41% в 2021 г. против 0,1% в 1970 г.)6. Благодаря позитивной динамике с 1970 по 2021 г. Малайзии удалось в 6 раз повысить ВВП на душу населения – до $11 1097 и превысить уровень стран с доходом выше среднего на 8% [16]. При этом доля населения, живущего за чертой бедности, за последнее десятилетие сократилась в 8 раз – с 8,6% в 2008 г. до 0,4%8. По оценкам Всемирного банка, в 2021 г. страна находилась на 30-м месте в мире по размеру ВВП по ППС9.
6. Ibidem.
7. Ibid.
8. The World Bank. World Development Indicators. GDP Growth (annual %)...
9. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. GDP, PPP (current international $). >>>> (accessed 15.11.2022)
Следует отметить, что пандемия COVID-19 привела к серьезному падению малайзийской экономики и стала вызовом для стабильного экономического развития – темпы экономического роста в Малайзии впервые с 2009 г. снизились до отрицательных значений (-6% в 2020 г.) [2]. После резкого спада в 2020 г. уже в 2021 г. экономическое положение страны стало улучшаться, что связано как с восстановлением глобального хозяйства, так и с мерами, принятыми правительством для снижения уровня заболеваемости. Согласно данным ВБ, в 2021 г. темпы роста ВВП составили 1,8%10.
Диаграмма 1. 15 развивающихся стран Азии: среднегодовой темп прироста (СГТП) подушевого ВВП (1970–2020 гг.), %.
Chart 1. 15 developing Asian countries: average annual growth rate (AAGR) per capita GDP (1970–2020), %.
Составлено и рассчитано по: The World Bank. World Development Indicators. databank.worldbank.org/reports.aspx?source=world-development-indicators#; The UNCTAD. Economic Trends. unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx (accessed 03.12.2022); Maddison A. The World Economy: Historical Statistics. Paris, OECD, 2003. Рр. 144–145, 184–185, 220–221.
Диаграмма 2. Малайзия, 1880–2020 гг.: динамика подушевого ВВП ($, ППС 2017 г.).
Chart 2. Malaysia, 1880–2020: GDP per capita ($, PPP 2017).
Составлено и рассчитано автором по: The World Bank. World Development Indicators. databank.worldbank.org/reports.aspx?source=world-development-indicators#; The UNCTAD. Economic Trends...; Maddison A. The World Economy...
Проведение взвешенной социально-экономической политики способствовало улучшению инвестиционного климата, что привело к росту и укреплению активности транснациональных корпораций в Малайзии, а также способствовало повышению доли валовых сбережений и притока прямого иностранного капитала в ВВП, в особенности в период 1990–2000 гг. (см. диагр. 3), что, в свою очередь, содействовало росту доли валовых капиталовложений в ВВП в этот период11. Немаловажным индикатором является снижение обоих показателей в 2010-х гг., что обусловлено более осторожной политикой правительства по отношению к иностранным инвестициям после кризисов 1997–1998 гг. и мирового экономического кризиса 2008 г.
Диаграмма 3. Малайзия, 1970–2010 гг.: динамика внутренних сбережений и притока ПИИ к ВВП (%).
Diagram 3. Malaysia, 1970–2010s: dynamics of domestic savings and FDI inflows to GDP (%).
Рассчитано автором по: The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Foreign direct investment, net inflows (% of GDP); The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators Gross domestic savings (% of GDP). >>>> (accessed 02.02.2023)
На фоне достаточно высоких темпов роста экономики – в среднем на 4,3% в год в 2010–2021 гг. [7] – средние темпы роста промышленного производства составляли 4,7%12, а рост реально располагаемых доходов в среднем составлял 3,8% в год [8], т.е. немного ниже темпов роста промышленности. В результате в 2010–2021 гг., не считая кризисного 2020 г., внутренний спрос в реальном выражении рос практически сопоставимыми темпами с внутренним предложением – 7% в год против 6,3% [9]. Такое состояние дел обеспечивало довольно стабильное положение в экономике, что стимулировало приток прямых иностранных инвестиций (3,4% ВВП в период с 2010 по 2021 г.)13.
13. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Foreign direct investment, net inflows (% of GDP)…
Целенаправленная политика государства способствовала изменению структуры хозяйства, определила промышленный характер экспорта страны и позволила Малайзии стать активным участником международной торговли. В 2021 г. страна стала 25-м по величине экспортером и импортером товаров и услуг в мире [10]. При этом доля Малайзии в мировом экспорте остается достаточно стабильной с 2000-х гг., варьируясь от 2,4% до 2,6%.
Страна является крупным экспортером промышленных изделий с высокой добавленной стоимостью: более 45% экспортных поставок ($10,4 млрд) приходится на электротехнические машины и оборудование, а также на компьютеры. На втором месте – экспорт таких ресурсов, как нефть и нефтепродукты, алюминий, железо и сталь (14,9%, или $3,45 млрд). Среди важнейших статей малайзийского экспорта – поставки растительных жиров, в основном из пальмового масла (5,8%, или $1,34 млрд), а также экспорт резины и резиновых изделий (4,8%, или $1,11 млрд). Помимо этого, в структуре экспорта Малайзии постепенно увеличивается объем таких современных товаров, как оптическое, техническое и медицинское оборудование (4,6%, или $1,07 млрд). Изделия из пластмассы составляют 3,5%, или $0,81 млрд), доля продуктов химической промышленности достигла 1,7%, или $0,39 млрд в 2021 г.14
Следствием позитивных изменений в динамике производства стали изменения и в социальной сфере. Доходы домохозяйств выросли с $64 [1] в 1970 г. до $1695 в 2021 г., или в 26 раз в постоянных ценах 2010 г. [11]. При этом значительно снизился уровень бедности – с 49% в 1970 г. [12] до 0,4% в 2016 г. и до 0,2% в 2021 г. [13]. Кроме того, в Малайзии за последние десятилетия снизилось социальное неравенство, в то время как в ряде других развивающихся и развитых стран разрыв только увеличился. Коэффициент Джини15 снизился на 1/5 с 1998 по 2018 г. – с 0,49 до 0,4116.
16. The World Bank. World Development Indicators. Gini index. >>>> (accessed 04.12.2022)
Кроме того, в политике неизменно остается задача повышения качества жизни всего населения при одновременной «позитивной» дискриминации в пользу коренных жителей (бумипутра)17, не причиняющей ущерба экономике Малайзии. Малайзия ставит перед собой цель повысить доход на душу населения на 25% – с $11 109 в 2021 г. до $15 000 в 2025 г.18 Предполагается, что одним из ключевых стимулов экономического роста будет более активное вовлечение бумипутра в новые и новейшие секторы экономики.
18. Department of Statistic Malaysia. Malaysia’s new poverty line income is RM2,208, over 400k households considered poor. >>>> (accessed 10.10.2022)
Постепенное сглаживание социального неравенства в распределении доходов повышает возможности наращивания качества человеческого капитала, увеличивает эффективный внутренний спрос и внутреннее потребление, а также оказывает положительное влияние на инвестиционный климат, тем самым способствуя экономическому росту.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в последней трети XX в. и в начале XXI в. в Малайзии сформировалась национальная идея перехода на новую ступень развития, связанная с повсеместным внедрением инновационных технологий. Вследствие ограниченности собственных производственных ресурсов уже начиная с 1980–1990-х гг. страна наращивала промышленную базу в основном за счет активного привлечения иностранного капитала, главным образом японского и американского, и заимствования технологий для последующего внедрения в национальное производство.
Развитие экономики Малайзии проходило под влиянием многих факторов, как внутренних, так и внешних, каждый из которых оказывал влияние на формирование хозяйства страны.
Во-первых, этому способствовало наличие сырьевой базы и природных ресурсов (олово и каучук). Во-вторых, экономика страны успешно преодолевала последствия различных кризисов (азиатского финансового кризиса 1997–1998-х гг., глобального финансового кризиса 2007–2008 гг., пандемии COVID-19 и т.д.). В-третьих, среди основных факторов, оказавших воздействие на формирование современной Малайзии, можно назвать политическую культуру и сформированный бюрократический аппарат, унаследованный от Великобритании при обретении независимости, а также более-менее развитую инфраструктуру, образованную в основном вокруг плантационных хозяйств и центров добычи олова, а также многообразный этнический и религиозный состав и узость внутреннего рынка, обусловившую экспортоориентированность малайзийской экономики.
К общим «условиям достижения успеха» для Малайзии можно отнести и диверсифицированную структуру экономики, развитую и либерализованную финансовую систему, ориентированную на внешний спрос и открытость экономики, что выражается в значительном притоке иностранного капитала, доля которого с 2010 по 2021 г. составляла около 3,2% от ВВП19.
Последнее особенно важно для Малайзии, во-первых, в связи с относительно высоким влиянием ТНК (транснациональные корпорации) и ТНБ (транснациональные банки) на структуру экономики, а во-вторых, в связи со специфической колониальной «наследственностью» экономики и зависимостью от иностранных инвестиций. С этим связаны как возможности более легкого включения Малайзии в современную международную конкуренцию, так и некоторый перекос и сложность контроля новых современных отраслей.
И, наконец, развитию хозяйства страны способствовала первоочередная роль государственного регулирования и планирования для достижения целей экономического развития, которая остается устойчивой характеристикой экономической политики Малайзии с момента получения независимости.
Относительно высокие темпы экономического роста можно объяснить политической устойчивостью и проведением взвешенной макроэкономической политики на протяжении последних десятилетий. Например, в первый срок Мохатхира Мохамада на посту главы правительства (1981–2003 гг.) среднегодовые темпы прироста ВВП составляли 6,3%, что ставило Малайзию на 3-е место в Юго-Восточной Азии по среднегодовым темпам прироста в этот период после Сингапура (6,8%) и Вьетнама (6,5%)20. Кроме того, важнейшим показателем сбалансированного развития экономики являются низкие темпы инфляции. Если в период с 1970 по 1982 г. среднегодовые темпы прироста дефлятора ВВП составляли 6,5%, то в эпоху Мохатхира Мохамада благодаря проведению взвешенной экономической политики дефлятор понизился в 2 раза – до 3%21.
21. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. GDP, PPP (current international $)…
Стоит отметить, что если в среднем по странам Азиатско-Тихоокеанского региона показатель качества государственного управления в 2000–2021 гг. колебался на уровне 53–57%, то в Малайзии он вырос в 1,3 раза – с 69% до 81%22, что практически соответствует уровню развитых стран (87% в 2021 г.)23.
23. Показатель по странам мира меняется от 0 (минимальное значение) до 100 (прим. авт.).
При этом в Малайзии отмечается высокое качество институтов. В 2020 г. страна занимала 27-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума среди 141 страны24. Более того, по параметрам развития базовых институтов и финансовой системы Малайзия занимает 25-е и 15-е места соответственно. Такие показатели являются важным индикатором конкурентоспособности и качества бизнес-среды, а также состояния государственного управления ею.
Среди других фундаментальных факторов можно выделить выгодное геоэкономическое положение страны на перекрестке важнейших морских путей, способствующее налаживанию внешних торгово-экономических связей.
Помимо этого, можно отметить и благоприятный демографический тренд Малайзии. Современный активный экономический рост возможен только благодаря устойчивому росту населения. Согласно данным Всемирного банка, несмотря на некоторое снижение темпов прироста населения начиная с 2010 г., в целом с 1970 по 2021 г. средние темпы прироста населения составили 2,4%, что в 2 раза выше среднемирового значения (1,1%)25. Естественный прирост населения, в свою очередь, повышает долю трудоспособного населения и снижает социальную нагрузку в расчете на одного работающего, что способствует ускорению экономического роста.
Одновременно с этим начиная с 2010 г. для Малайзии характерна относительно высокая стоимость рабочей силы, что подтверждается ростом реальной заработной платы за 2010–2021 гг. в 3,5 раза [13]. Это позволяет сделать вывод о том, что Малайзия больше не имеет такого преимущества, как дешевая рабочая сила. Такая ситуация определяет высокую потребность страны в повышении качества человеческого капитала для налаживания инновационных производств и создания собственной высококонкурентной продукции, что позволило бы занять достойную нишу в мировом разделении труда.
Для Малайзии важно также указать на такой фактор, как высокая норма сбережений, которая в период с 2010 по 2021 г. в среднем составляла 29,1%26, что соответствует условиям динамичного экономического развития. При этом перманентное повышение качества человеческого капитала открывает перед страной возможность занять определенные ниши на рынке технологий. Так, по глобальному инновационному индексу Малайзия в 2021 г. занимала достаточно высокое 36-е место среди 132 стран, поднявшись с 37-го (2017 г.) [15].
Модель экономики, основанной на знаниях, сочетает в себе развитие и внедрение новейших технологий, что дает возможность Малайзии оптимально использовать имеющиеся у неё ресурсы. Это позволяет не только сохранить баланс внутренней экосистемы, но и занять более высокую позицию среди инновационных лидеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ динамики и факторов экономического роста Малайзии показал, что в последние три–четыре десятилетия Малайзия демонстрировала достаточно устойчивое и эффективное развитие, сумев преодолеть ряд кризисных явлений, проведя серию прагматичных социально-экономических реформ. Однако для сохранения достигнутого темпа стране придется приложить еще немало усилий в условиях нестабильного и постоянно меняющегося мира и новых глобальных вызовов. Тем не менее именно в текущей нестабильной обстановке возник мощный импульс для дальнейшего развития цифровых технологий, реформирования системы образования и повышения качества человеческого капитала, позволяющего быстро адаптироваться к новым трендам и наращивать знания. Малайзия также стремится поддерживать и улучшать свой инвестиционный климат для привлечения иностранного капитала. В связи с этим экономика знаний будет играть существенную роль и станет одним из важнейших факторов экономического роста и создания рабочих мест.
Библиография
- 1. Бойцов В.В. Экономический рост в современной Малайзии: факторы и эффективность. Страны Азии и Африки в XXI веке: экономическое развитие и научно-технический прогресс. К 90-летию В.Г.Растянникова. М., ИВ РАН, 2018, с. 301.
- 2. Мельянцев В.А. Восточноазиатская модель экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998.
- 3. Пахомова Л.Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия). М.: Институт востоковедения РАН, 2007.
- 4. Тюрин В.А., Цыганов В.А. История Малайзии. ХХ век. М., ИВ РАН, 2010, с. 119.
- 5. Камышникова Д.Н. Формирование человеческого капитала в Малайзии. Азия и Африка сегодня. 2020. № 7. DOI: 10.31857/S032150750010108-0.
- 6. Ravallion M. 2019. Ethnic Inequality and Poverty in Malaysia Since 1969. Nber working paper series. Cambridge. P. 3. https://doi.org/10.3386/w25640
- 7. The World Bank. September 2022 global poverty update from the World Bank: 2017 PPPs and new data for India. https://blogs.worldbank.org/opendata/september-2022-global-poverty-update-world-bank-2017-ppps-and-new-data-india (accessed 15.11.2022)
- 8. Trading Economics. New York. Malaysia Manufacturing Production. https://tradingeconomics.com/malaysia/manufacturing-production (accessed 17.12.2020)
- 9. The Edge Malaysia. Eye-catching trend of Malaysia’s household income. https://www.theedgemarkets.com/article/mysay-eyecatching-trend-malaysias-household-income (accessed 17.12.2022)
- 10. Bank Negara Malaysia. Rates & Statistics. https://www.bnm.gov.my/ (accessed 17.05.2021)
- 11. World’s Top Exports. Malaysia’s Top 10 Exports. https://www.worldstopexports.com/malaysias-top-10-exports/ (accessed 17.05.2022)
- 12. Department of Statistic Malaysia. Report on Household Expenditure Survey 2016. https://www.dosm.gov.my/v1/ (accessed 07.01.2023)
- 13. Ministry of Finance Malaysia, Statistical Outlook. https://www.treasury.gov.my/pdf/economy/2019/st_sosioeconomic.pdf (accessed 10.11.2022)
- 14. World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2020. Geneva, 2020. http://www3.weforum.org/docs/ GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017%E2%80%932018.pdf (accessed 25.03.2021)
- 15. CEIC. Malaysia Gross Savings Rate. https://info.ceicdata.com/en/en-products-global-database (accessed 15.05.2022)
- 16. WIPO. Global Innovation Index 2022. P. 21. https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2022-section1-en-gii-2022-at-a-glance-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf (accessed 15.05.2022)
2. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. GDP (current US$). >>>> (accessed 03.01.2023)