Второй саммит, экономический и гуманитарный форум Россия – Африка: новая глобальная архитектура
Второй саммит, экономический и гуманитарный форум Россия – Африка: новая глобальная архитектура
Аннотация
Код статьи
S032150750027590-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Андреева Тамара Алексеевна 
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация
Баринов Андрей Константинович
Должность: Научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Воронина Наталья Александровна
Должность: Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Зеленова Дарья Александровна
Должность: Старший научный сотрудник Центра исследования Юга Африки, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, ул. Мясницкая 20, Москва, 101000, Россия; ул. Спиридоновка 30/1, Москва, 123001, Россия
Выпуск
Страницы
5-18
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые проблемы, которые обсуждались в рамках второго саммита, Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка. Дается обзор тематических сессий, важных политических соглашений, подводятся основные итоги саммита и форума, а также обсуждаются ключевые положения принятой итоговой декларации.

Под руководством директора Института Африки РАН И.О.Абрамовой авторы приняли участие в подготовке ряда сессий и материалов для форума. Подробно раскрывается важнейшая работа Института по этому направлению. Авторы приходят к выводу, что масштаб второго саммита и форума определяется не только количеством участников и подписанных соглашений, но и геополитическим значением события в широком международном контексте, вкладом в формирование и становление более справедливой архитектуры мирового устройства.

Страны континента, а также Африканский Союз (АС), представляющий их интересы на международной арене, всё громче и четче заявляют о своей международной субъектности, и это полностью совпадает с интересами России. Поднятые в рамках саммита и форума главные политические темы, такие как международная субъектность, борьба с последствиями неоколониализма и стремление к многополярности, будут определять повестку сотрудничества России и Африки на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова
второй саммит Россия – Африка, Экономический и гуманитарный форум, Декларация, новый мировой порядок, многополярность
Источник финансирования
Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Классификатор
Получено
01.09.2023
Дата публикации
25.09.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
638
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Второй саммит, Экономический и гуманитарный форум Россия – Африка состоялись 27–28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге. Всего на саммите было проведено 59 панельных сессий с участием 457 докладчиков по 4 основным направлениям: «Экономика нового мира», «Кооперация в области науки и технологий», «Гуманитарная и социальная сфера: вместе к новому качеству жизни» и «Комплексная безопасность и суверенное развитие»1. На площадку в «Экспофорум» съехались делегации из 48 стран континента.
1. Архитектура программы. >>>> (accessed 28.08.2023)
3 Несмотря на беспрецедентное давление стран Запада, на уровне первых и вторых лиц было представлено 27 государств, среди которых: Буркина-Фасо, Бурунди, Гвинея-Биссау, Египет, Зимбабве, Камерун, Коморские острова (председательствуют в АС), Республика Конго, Мали, Мозамбик, Сенегал, Уганда, ЦАР, Эритрея, ЮАР и Ливия в лице главы Президентского совета. Очевидно, что в условиях международной турбулентности высокий уровень присутствовавших глав официальных делегаций продемонстрировал решительную заинтересованность африканских государств в развитии отношений с Россией.
4 Накануне саммита президент России В.В.Путин опубликовал статью для африканских СМИ, в которой последовательно изложил свое видение российско-африканских отношений. Он отметил: «Россия с удовлетворением воспринимает повышающийся международный авторитет как отдельных государств, так и Африки в целом, их стремление заявить о себе, взять в свои руки решение проблем континента. Мы всегда поддерживаем конструктивные инициативы партнеров, выступаем за предоставление африканским странам достойного места в структурах, определяющих судьбы мира, включая Совет Безопасности ООН и “Группу двадцати”, за отвечающее их интересам реформирование глобальных финансовых и торговых институтов» [1].
5 Обозначенная президентом в статье «недискриминационная повестка дня» во многом нашла свое отражение в итоговой Декларации саммита, утвержденной 28 июля и подписанной всеми участниками саммита, в т.ч. главами африканских интеграционных объединений. Документ будет определять повестку дня российско-африканских взаимоотношений в ближайшей перспективе.
6 УКРЕПЛЕНИЕ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРОУСТРОЙСТВА: ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И АФРИКИ
7 Пленарное заседание с участием президента Российской Федерации В.В.Путина, председателя Африканского Союза, президента Союза Коморских Островов Азали Ассумани, патриарха Московского и всея Руси Кирилла, президента – председателя совета директоров Африканского экспортно-импортного банка Бенедикта Орамы и президента Нового банка развития Дилмы Роуссефф стало центральным событием форума. Модерировала встречу И.О.Абрамова, директор Института Африки РАН.
8 Сквозной темой как пленарной сессии, так и всего саммита стала идея политической субъектности государств Африки2. Как отметил в одном из своих выступлений посол по особым поручениям МИД РФ, руководитель секретариата форума партнерства Россия – Африка О.Б.Озеров: «Сегодня мы становимся свидетелями переформатирования всего международного пространства. Это процесс объективный, он не связан с какими-то локальными событиями. В рамках этого процесса совершенно очевидным образом идет укрепление и возвышение африканского полюса, всего Африканского континента, который укрепляет свои позиции и на международной арене в политическом смысле, и на региональном уровне»3.
2. Институт Африки РАН давно ведет научную разработку данной темы. См., например: [11; 18], Фитуни Л.Л. Переустройство миропорядка: БРИКС и Африка в эпоху перемен, или «многоядерность» против «полицентричности». Ученые записки Института Африки РАН. 2022. № 4(61). С. 17–27. DOI: 10.31857/S032150750026541-7

3. Подробнее см.: >>>> (accessed 25.08.2023)
9 Тема политической субъектности, конечно же, обсуждалась и в рамках саммита, и, прежде всего, на сессиях под эгидой Института Африки, например: «Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию». Почетный президент ИАфр РАН, академик РАН А.М.Васильев отметил в своем выступлении: «Несмотря на все кризисы и перевороты, Африка развивается быстрее Западного мира, другое дело, что она начинает с мизерного уровня, но Китай тоже начинал с мизерного уровня, поэтому у Африки есть будущее и в интеллектуальной, и экономической сфере»4. Участники дискуссии, которую модерировала И.О.Абрамова, пришли к выводу, что мир движется в сторону многополярности и для преодоления зависимости от стран Запада необходимо совместными усилиями развивать сотрудничество в сфере науки и образования, а также для преодоления наследия колониализма нужно прописать в международном законодательстве право на требование компенсации за колонизацию, что может стать легитимным правом бывших колоний.
4.  См. видеозапись выступления А.М.Васильева на сессии. >>>> (accessed 25.08.2023)
10 Комплекс подписанных деклараций, которые будут более подробно рассмотрены далее, подтвердил намерения России предпринимать следующие практические шаги по продвижению политической субъектности стран континента в международных отношениях: Россия поддержала инициативу предоставить АС место в «Группе двадцати», выдвинула инициативу о налаживании сотрудничества между ЕАЭС и Африканской континентальной зоной торговли, в т.ч. по вопросу продовольственной безопасности5. Москва также поддержала инициативу о расширении представительства стран Африки в ООН, в т.ч. путем реформирования Совета Безопасности ООН [2].
5.  ЕАЭС и Африка намерены развивать сотрудничество в вопросах продовольственной безопасности. 28.07.2023. >>>> (accessed 25.08.2023)
11 Кроме того, внимательное и уважительное отношение России к «инициативе ряда африканских государств по вопросу урегулирования украинского кризиса», как заявил президент В.В.Путин, само по себе является признанием субъектности государств Африки, поскольку посреднические миссии были прерогативой т.н. западных демократий [2]. Большая часть вопросов, затронутых президентом на пленарном заседании, нашла позитивный отклик у докладчиков из Африки. Например, президент ЮАР Сирил Рамафоса в своем выступлении отметил, что «в рамках российско-африканского сотрудничества мы должны повторить наш призыв к укреплению и реформированию существующих глобальных институциональных механизмов. Более широкое участие стран Глобального Юга будет способствовать инклюзивности и укреплению доверия. В этой связи реформа многосторонних финансовых институтов и Совета Безопасности ООН остается приоритетом» [3].
12 Кроме всего прочего, С.Рамафоса подчеркнул, что Южная Африка «с глубокой благодарностью вспоминает, как народ и правительство Советского Союза поддерживали нашу борьбу за освобождение» [3]. Позитивное историческое наследие России в Африке множество раз было отмечено разными высокопоставленными докладчиками на саммите. В частности, на завершающей пленарной сессии председатель АС А.Ассумани отметил: «Мы знаем, что друзья познаются в беде. И именно тогда, когда Африка находилась в тяжелом положении, Россия всегда нам помогала, и она была в числе первых стран, которые помогали нам бороться с колонизацией, апартеидом и рабством»6. Кроме того, он подчеркнул, что направление студентов на обучение в Россию имеет очень большое значение и поможет государствам Африки обрести интеллектуальный и технологический суверенитет.
6.  Заявления Президента России и Председателя Африканского Союза для СМИ. 28.07.2023. >>>> (accessed 25.08.2023)
13 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ ФОРУМ
14 Важными темами саммита и форума стали комплексная безопасность и суверенное развитие. Состоялись дискуссии с участием представителей делегаций из Африки на 8 панельных сессиях форума, посвященных вопросам продовольственной и финансовой безопасности, безопасности в области информационных технологий, электоральных процессов. В этом году тема продовольственной безопасности оказалась невероятно востребованной, что было заметно по большому числу участников: не все даже смогли уместиться в зале. Участники дискуссий и докладчики (представители бизнеса и правительств стран Африки, чиновники российских министерств) пришли к выводу, что суверенитет невозможен без продовольственной независимости. Африканский континент обладает большим потенциалом для дальнейшего развития сельскохозяйственного сектора. Для решения проблемы нехватки удобрений, технологий и квалифицированных специалистов, восполнения недостатка инфраструктуры необходимо выстраивать долгосрочные отношения с разными российскими игроками по всем проблемным областям. «Россия готова быть партнером в важных стратегических направлениях», – заявил помощник президента А.А.Фурсенко. Дискуссию продолжил Бенедикт Окей Орама, президент и председатель совета директоров Афрэксимбанка, отметив, что «сегодня необходимо найти возможности для производства таким образом, чтобы в сельском хозяйстве мы могли производить то, в чём нуждаются потребители. Для этого необходима подготовка специалистов, наработка практических навыков, научный прогресс». Участники сессии сошлись во мнении, что Россия может помочь Африке удовлетворить внутренний спрос на сельхозпродукцию. Подобный подход отражен в Плане действий форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 гг. в блоке «Сотрудничество в области политики и безопасности».
15 Необходимо отметить, что Экономический и гуманитарный форум Россия – Африка стал событием, которое не только во многом будет определять вектор развития экономического сотрудничества между нашими странами на краткосрочную и среднесрочную перспективу, но и сформирует системный стратегический подход к данному взаимодействию. В частности, в Плане действий форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 гг. особое внимание уделяется сотрудничеству в области экономики. Приоритет отдается работе в рамках многосторонних (международных) организаций, расширению сотрудничества в области торговли и инвестиций, в сферах лесного хозяйства и аквакультуры, энергетики, транспорта, информационно-коммуникационных технологий, промышленности, добычи и обогащения полезных ископаемых, туризма, науки, технологий и инноваций [4].
16 В мероприятии приняли участие более 1 тыс. представителей иностранного бизнеса и более 2 тыс. участников от российского делового сообщества. На площадке форума были представлены крупнейшие отечественные и зарубежные компании, в т.ч.:
17 – топливно-энергетический комплекс – Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ЛУКОЙЛ» и др.;
18 – медицинский сектор – BIOCAD, компания «ЭЛТА», группа компаний «ХимРар», «Р-Фарм» и др.;
19 – финансы – ПАО Сбербанк, банк ГПБ (АО), Афрэксимбанк, АО «Гознак», АО «Российский экспортный центр», АО «ЭКСАР» и др.;
20 – металлургический сегмент – АО «Объединенная металлургическая компания», металлургический холдинг «Новосталь-М» и др.;
21 – химическая промышленность и агропромышленный комплекс – ПАО «ФОСАГРО», компания «Арнест», АО «ОХК «УРАЛХИМ», ПАО «Уралкалий»; Ростсельмаш и др.;
22 – IT-сектор – Positive Technologies, Dr. Web, Geoscan;
23 – транспортная отрасль – ПАО «КАМАЗ», АО «Автоваз», автомобильный завод «Урал», ОАО «РЖД», ПАО «ДВМП» и др.7
7. Партнеры. >>>> (accessed 28.08.2023)
24 На полях форума подписали 161 соглашение8. При этом бόльшая часть завизированных соглашений относилась к гуманитарной повестке, они были заключены по следующим направлениям: 1) международное и межрегиональное сотрудничество – 56; 2) образование и наука – 51; 3) научно-техническое сотрудничество – 10; 4) экспорт и внешнеэкономическая деятельность – 109.
8.  Учитывались соглашения, которые не являлись коммерческой тайной. При этом суммы соглашений не разглашаются (прим. авт.).

9.  См.: >>>> (accessed 29.08.2023)
25 Пересечение ключевых тем форума говорит о том, что к сложившемуся российско-африканскому политическому и экономическому взаимодействию в качестве неотъемлемой части добавилось гуманитарное измерение. При обсуждении сотрудничества в области развития инфраструктуры, атомной энергетики, торговли и информационных технологий участники нередко поднимали гуманитарные темы – образование, традиционные ценности, суверенное независимое развитие, доступность здравоохранения, защита прав женщин и детей, обмен опытом и технологиями. Ведь для достижения эффективной экономической кооперации необходимо содействовать повышению уровня жизни населения, установлению устойчивого мира и безопасности, чем и объясняется повышенное внимание, уделенное вопросам сотрудничества в гуманитарной, социальной и научной сферах.
26 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
27 В деловой программе форума был представлен блок «Экономика нового мира», в рамках которого прошло девять панельных сессий:
28 1) «Новые логистические маршруты Россия – Африка»;
29 2) «Ведение бизнеса в Африке: риски, условия и возможности»;
30 3) «Международное сотрудничество в сфере финансовой безопасности»;
31 4) «Устойчивое развитие алмазодобывающих сообществ»;
32 5) «ЕАЭС – Африка: горизонты сотрудничества»;
33 6) «Россия – Африка: перспективы сотрудничества в области энергетики»;
34 7) «МСП России и Африки: новые ориентиры партнерства»;
35 8) «Экспортный потенциал Россия – Африка в условиях новых вызовов»;
36 9) «Эффективная стратегия сотрудничества в АПК»10.
10. Архитектура программы. >>>> (accessed 28.08.2023)
37 В рамках экономических сессий участники обсуждали риски, условия и возможности ведения бизнеса в Африке. Многие докладчики сходились во мнении, что потенциал российско-африканского сотрудничества реализован не в полной мере и взаимные инвестиции могут способствовать разрешению многих экономических задач как в России, так и в Африке. Субъекты малого и среднего предпринимательства не только играют важную роль в экономическом и социальном развитии любого государства, но и могут сформировать надежный фундамент российско-африканского сотрудничества и привести к значительной интенсификации бизнес-связей.
38 Торгово-экономическая кооперация на наднациональном уровне между ЕАЭС и странами и интеграционными объединениями Африки динамично расширяется и имеет серьезный потенциал для дальнейшего развития. Индекс интенсивности экспорта ЕАЭС в Африку составляет 1,13 пункта, а экспорта из Африки в ЕАЭС – 0,27 пункта. Это свидетельствует о том, что африканские партнеры могли бы поставлять в разы больше товаров, а существующий дисбаланс в торговле негативно сказывается на соответствующих расчетах и логистике торговли. Однако отсутствие информации, стереотипы и искаженное восприятие бизнеса, а также недостаточная координация представителей крупного, среднего, малого предпринимательства и органов государственной власти при выходе на новые рынки континента сдерживают экономическую кооперацию. Ограничительные меры со стороны стран Запада также создают сложности в процессе расчетов, страхования и кредитования внешнеторговых операций.
39 Необходимо уделить особое внимание обмену информацией между профильными министерствами, ведомствами, деловыми кругами, а также подключить африканские банки к российским платежно-расчетным системам. Кроме того, активная деятельность российского капитала и представителей стран ЕАЭС в особых экономических зонах в Африке, увеличение господдержки, принятие единой стратегии и создание центра координации подобного сотрудничества позволит расширить торгово-экономическое взаимодействие со странами континента, а катализатором этого процесса может выступить соответствующая подготовка российских и африканских высококвалифицированных кадров и принятие особых мер поддержки страхования, кредитования экспортно-импортных операций на африканском направлении.
40 Сотрудничество в сфере финансовой безопасности – необходимое условие для расширения российско-африканской экономической кооперации, т.к. преступления в области отмывания денег и финансирования терроризма представляют серьезную угрозу безопасности и стабильности финансовых систем всех стран. Новые технологии и информационные инструменты активно используются криминальным сообществом, что требует выработки современных методов борьбы. При этом политизация международного сотрудничества в области финансовой безопасности оказывает на него негативное воздействие, а поиск баланса между поддержанием суверенитета и соблюдением правил наднационального уровня остается серьезным институциональным вопросом. Однако необходимо проводить обмен опытом применения инновационных практик и цифровых технологий в работе подразделений финмониторинга между профильными организациями России и Африки, и особую роль в этом вопросе может сыграть Росфинмониторинг.
41 В рамках обсуждения перспектив развития российско-африканского сотрудничества в инфраструктурной, транспортно-логистической сферах был обозначен серьезный потенциал для расширения подобной кооперации. Во-первых, социальные, экономические, политические и интеграционные процессы в Африке способствуют трансформации континентального транспортного сектора [5]. Африканский Союз в качестве ключевых стратегических приоритетов выделяет программы именно по развитию транспорта, и подобные проекты находят понимание у российского бизнеса. Во-вторых, международный транспортный коридор «Север-Юг», в реализации которого Россия принимает активное участие, может стать катализатором развития российско-африканского экономического сотрудничества. Профильные компании из стран континента (в первую очередь из Восточной и Южной Африки) могут внести свой вклад в развитие этой логистической системы и подключиться к ней.
42 Кроме того, в рамках форума были подняты вопросы необходимости синхронизации правовой базы перевозок, таможенных процедур, создания дополнительных страховых и финансовых инструментов, расширения сотрудничества в области передачи технологий и профильного образования. Сформулированы потребности в создании и развитии новых логистических коридоров, стабильность и эффективность которых не должна зависеть от внешнего давления.
43 Особое место в деловой программе форума обрела тематика сотрудничества в области добычи, разработки и реализации полезных ископаемых. В частности, более 90% алмазов в современном мире добывается российскими и африканскими компаниями, а кооперация наших государств в этой сфере может способствовать выработке единых стандартов функционирования алмазодобывающей отрасли на мировом уровне. Однако навязывание излишних правил для предприятий, занимающихся добычей и реализацией драгоценных камней со стороны международных регуляторов, а также нехватка передовых технологий и нужных объемов финансирования сдерживают развитие алмазодобывающих сообществ. Тем не менее Кимберлийский процесс, который вырабатывает ключевые правила ведения бизнеса в отрасли, остается главным ориентиром. Россия на основе своих компетенций может предоставить партнерам из стран Африки надежную, испытанную систему контроля над оборотом драгоценных металлов и камней.
44 Разработка эффективной стратегии российско-африканского сотрудничества в области развития агропромышленного комплекса стала важнейшей тематикой форума. Обеспечение продовольственной безопасности стран Африки – одна из ключевых задач такого сотрудничества. Россия обеспечивает страны континента основными сельскохозяйственными продуктами: около 20% африканского импорта пшеницы, 18% – ячменя, более 13% импорта масел. При этом участники форума заявили, что Россия обладает потенциалом для увеличения экспорта аграрной продукции в страны Африки. Активное участие российских поставщиков сельхозпродукции в соответствующих африканских тендерах, развитие эффективных политически неангажированных инструментов страхования, кредитования сделок и налаживание логистических цепочек между Россией и странами Африки будут способствовать реализации вышеуказанного потенциала.
45 В вопросах, связанных с продвижением «зеленой» повестки, докладчики сходились во мнении, что соответствующие решения могут быть продуманными, зрелыми и должны приниматься странами самостоятельно, с учетом всех последующих издержек.
46 Что касается сотрудничества в сфере энергетики, то обсуждая эту составляющую деловой программы форума, докладчики привели несколько базовых условий, на которых может выстраиваться взаимодействие: 1) наличие богатых ресурсов Африки; 2) российские компетенции и технологии; 3) эффективное проектное финансирование; 4) локализация производства; 5) потребности в модернизации существующей инфраструктуры. Однако участники нередко отмечали, что поиск дополнительных источников финансирования двусторонних проектов и потребность в привлечении независимых, политически неангажированных финансовых структур является серьезной задачей на пути сотрудничества в энергетической сфере. Вопрос энергетики также активно поднимался в рамках гуманитарной части форума.
47 ГУМАНИТАРНАЯ ЧАСТЬ
48 В деловой программе экономического и гуманитарного форума Россия – Африка были представлены два крупных гуманитарных блока11:
11. Архитектура программы…
49 I. Блок «Научно-технологическое сотрудничество», в рамках которого прошли 10 панельных сессий:
50 1) «Инфраструктурное развитие, инновации и комфортная городская среда»;
51 2) «Атомные технологии для развития Африки»;
52 3) «Через промышленную кооперацию к технологическому суверенитету»;
53 4) «Передовые технологии для устойчивого развития Африки»;
54 5) «Геологоразведка и добыча полезных ископаемых: российские технологии – Африке»;
55 6) «Эффективное сотрудничество в сфере здравоохранения: технологии, инновации, кадры»;
56 7) «Фундаментальная наука как основа технологического суверенитета»;
57 8) «Россия – Африка: космические технологии для ускорения развития экономики и повышения уровня жизни населения»;
58 9) «Искусственный интеллект: новый драйвер развития Африканского региона»;
59 10) «Россия и Африка: перспективы развития межуниверситетского сотрудничества».
60 II. Блок «Партнерство в гуманитарной и социальной сферах», в рамках которого прошли 12 панельных сессий:
61 1) «Взаимодействие России и Африки в гуманитарной сфере»;
62 2) «Кооперация в сфере высшего образования в современных геополитических условиях»;
63 3) «Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию»;
64 4) «Россия – Африка: трансфер лучших образовательных технологий в сфере общего, среднего специального и дополнительного образования»;
65 5) «Креативизация экономики: развитие культурных продуктов и брендов»;
66 6) «Женщины России и Африки за устойчивое развитие и социальный прогресс»;
67 7) «Глобальные ценности как основа взаимодействия в культурно-образовательной сфере»;
68 8) «Спорт: мост дружбы России и Африки»;
69 9) «Религиозная компонента сотрудничества африканских государств в динамично меняющемся мире»;
70 10) «Развитие движения русофилов в Африке»;
71 11) «Продвижение гуманитарной политики на Африканском континенте: лучшие практики»;
72 12) «Сотрудничество в сфере защиты прав детей: направления развития и формы взаимодействия».
73 Сотрудничество в сфере энергетики, хоть и осложнено высоким уровнем конкуренции, остается одним из самых перспективных направлений для развития российско-африканских отношений. В 2015 г. Россия и Египет подписали Межправительственное соглашение о строительстве первой египетской АЭС, а уже через 2 года началась реализация проекта. На данный момент это крупнейший российский проект в сфере энергетики [6], который позволит приобрести ценный опыт для продолжения деятельности на Африканском континенте.
74 Тем не менее пока что практически у 52% населения стран Африки южнее Сахары по-прежнему нет доступа к электричеству [7], а активное развитие атомной энергетики требует существенных объемов инвестиций, которые африканские страны не могут себе позволить. Здесь для Москвы открываются дополнительные и более реалистичные возможности. Российские компании могут вложиться в ремонт и модернизацию существующих, но пребывающих в упадке электростанций. Более того, сотрудничество в области мирного атома не ограничивается производством электрической и тепловой энергии, он также используется в медицине, сельском хозяйстве, для опреснения воды и ликвидации отходов, на чем необходимо сделать акцент в ближайшем будущем.
75

Таким образом, повестка форума получилась единой и цельной, а сквозь все сессии красной нитью прошла идея о необходимости достижения суверенитета. Россия как сторонница сохранения традиционных ценностей поддерживает Африку в её стремлении привить молодым поколениям, для каждого по-своему, традиционные уклады. Упор на аутентичность этих ценностей и сохранение самобытности национальных культур – отличная отправная точка в межгосударственном диалоге. Принцип уважения «цивилизационного и национального разнообразия Российской Федерации и Африки» [8] был закреплен в Декларации второго саммита Россия – Африка. На форуме с обеих сторон высказывались мнения, что для развития континента необходимы иностранные решения и компетенции, но перениматься они должны на добровольной основе и на базе взаимовыгодного сотрудничества.

76 Компетенции и опыт России могут пригодиться и в образовательной сфере. Трансфер технологий и подготовка квалифицированных кадров не могут существовать друг без друга [9]. Они создают положительный образ России в глазах африканцев, «показывая её страной, способствующей передовому развитию Африки и укреплению её экономического суверенитета» [9]. Континенту, на котором, по словам комиссара АС по образованию, науке, технологиям и инновациям Мухаммеда Бельхосина, около 98 млн детей вообще не посещают школу и острой остается проблема безграмотности, российская сторона может предложить свои инновационные подходы и решения, а также адаптировать их под культурный код африканских стран. Речь идет об образовательном оборудовании, онлайн-платформах и контенте, игровых технологиях, использовании искусственного интеллекта (ИИ) в обучении и т.д.
77 Позитивный отклик вызывают инициативы по выделению дополнительных квот на обучение в российских вузах (в 2023/24 уч. году они были увеличены более чем вдвое12), осуществлению студенческих и преподавательских обменов, передаче методик. По последним данным Министерства науки и высшего образования, сейчас в вузах России учится почти на 10% больше студентов из стран Африки, чем в 2022 г., а точнее – более 34,3 тыс. человек13.
12.  См.: >>>> (accessed 27.07. 2023)

13. См.: >>>> (accessed 27.08.2023)
78 Необходимо привлекать африканскую молодежь, чтобы она поступала на образовательные программы с обучением именно на русском языке. Это позволит сократить число выпускников, уезжающих на заработки в Европу после получения российского диплома о высшем образовании14. Для упрощения процесса поступления и привлечения большего числа абитуриентов из Африки можно рассмотреть возможность внедрения интеграционных курсов или гибридных учебных программ, когда курсы на английском или французском постепенно замещаются занятиями на русском. Еще одним перспективным направлением развития сотрудничества является открытие филиалов российских вузов в странах Африки.
14. Африка 2023. Возможности и риски: экспертно-аналитический справочник. Маслов А.А., Свиридов В.Ю. и др.; под общ. ред. А.А.Маслова. НИУ ВШЭ, Центр изучения Африки. 2-е изд., доп. М.: Изд. дом ВШЭ, 2023. 224 с.
79 Для более быстрых результатов Москва может сделать упор на программы магистратуры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже действующих специалистов. Так, в Плане действий форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 гг. было закреплено намерение открыть на континенте центры дополнительного профессионального образования при участии российских вузов, которые осуществляют подготовку и переподготовку госслужащих.
80 Передача знаний за счет формирования пула высококвалифицированных специалистов оказывает прямое влияние на повышение уровня жизни в странах Африки. В этом контексте особое значение имеет сотрудничество в сфере здравоохранения. Важно не только делиться медицинскими наработками и технологиями, но и оказывать содействие в подготовке различных кадров медицинских специальностей, создании современных лечебных учреждений и лабораторий.
81 Выражение «Россия в Африке» звучит всё чаще и уже стало привычным и само собой разумеющимся, однако чаще всего образ Москвы ассоциируется с антиколониальным дискурсом, т.е. она выступает в качестве альтернативного источника силы на фоне ослабления других игроков15. Это делает российское присутствие в Африке в первую очередь антиподом экспансионистских устремлений «коллективного Запада». Несмотря на быстрое извлечение выгоды за счет такого подхода, поддерживать таким образом привлекательность российского присутствия в долгосрочной перспективе будет затруднительно. Для достижения лучшего эффекта необходимо сделать упор на повышение привлекательности русского языка и культуры для африканцев.
15.  Фахрутдинов Р. Названы преимущества России в конкуренции с Францией и США в Африке. >>>> (accessed 27.07.2023)
82 Уже сейчас в восьми странах (Тунисе, Марокко, Египте, Эфиопии, Танзании, Замбии, ЮАР и Республике Конго) работают представительства Россотрудничества (Русские дома), а к 2025 г. планируется открытие Российских центров науки и культуры (РЦНК) в Алжире, Анголе и Мали16. Также в Плане действий был отмечен потенциал проекта «Российский учитель за рубежом».
16.  https://iz.ru/1569124/2023-09-05/rossotrudnichestvo-uchredit-russkie-doma-v-alzhire-angole-mali-do-2025-goda (accessed 05.09. 2023)
83 Успешный пример работы организаций в гуманитарной области – это деятельность Русской православной церкви. На форуме Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид объявил, что чуть более чем за 1,5 года количество приходов Патриаршего экзархата Африки увеличилось с 5 до 200, а количество стран, где есть эти приходы, выросло с 4 до 2517. Западные трактовки морали, института семьи и брака, по мнению клирика патриаршего экзархата Африки в Танзании архимандрита Захарии Мулингвы, воспринимаются «как греховные, вызывают решительное отторжение в африканских странах – это сближает их с Россией»18.
17. Экзарх Африки заявил о разочаровании в западных церквях. >>>> (accessed 27.07.2023)

18. Там же.
84 Таким образом, Москва имеет серьезное преимущество, распространяя свое культурное влияние на страны Африки: действия бывших метрополий зачастую воспринимаются как культурная экспансия, борьба с этнической идентичностью и самобытностью африканских культур, попытки насильственно привить западные ценности. Российская культурная дипломатия станет ничем иным, как просветительской и имиджевой миссией. В этой связи Россия может поддержать страны континента в деле возвращения культурного наследия, а также оказать содействие в развитии музейной культуры (особенно в создании пригодных условий для новых экспонатов, возвращенных по программам реституции) [10].
85 Спорт тоже может стать связующим звеном: во время форума министр спорта России О.В.Матыцин подчеркнул совместное стремление России и стран Африки отстаивать равноправное отношение к спортсменам и неуместность политизации спорта19. Параллельно с проведением саммита прошла и спортивная часть: велогонка, несколько футбольных матчей и забег. «За последние 2 года подписаны 10 меморандумов о сотрудничестве с нашими коллегами из африканских государств», – добавил министр. Укрепление сотрудничества «путем осуществления инициатив по укреплению потенциала и обмена преподавателями физкультуры и профессиональными спортсменами», а также за счет расширения «участия российских и африканских спортсменов в проводимых спортивных мероприятиях» было выделено в качестве одной из целей для развития межстранового сотрудничества [4].
19. См.: >>>> (accessed 27.07.2023)
86 Много сказано о распространении российского влияния и культуры, но насколько самой российской аудитории близка культура стран Африки?
87 Во время форума «Газпром-медиа Холдинг» озвучил результаты опроса среди 13,5 тыс. человек, по результатам которого около 88% респондентов ответили, что не знают ни одного африканского писателя, художника или кинорежиссера20. Россия должна не только прийти и закрепить свои позиции в Африке, но и впустить её к себе. Благодаря саммиту в Москве и Санкт-Петербурге развернулась довольно богатая и разнообразная культурная программа: экспозиции в ведущих музеях, кинопоказы, музыкальные фестивали и модные показы. Необходимо поддерживать количество культурных мероприятий на том же уровне, а также содействовать дальнейшему углублению сотрудничества между профильными структурами культурной сферы [4], чтобы африканское искусство вышло за пределы узкого круга африканистов и коллекционеров-любителей на общероссийский уровень.
20. См.: >>>> (accessed 28.07.2023)
88 МЕДИАФОРУМ
89 Актуальные вопросы создания справедливого и позитивного образа России и Африки в восприятии наших обществ обсуждались на Медиафоруме, на котором состоялись следующие сессии:
90 1) «Роль видеоконтента в развитии медиабизнеса и СМИ: цифровые технологии на службе России и Африки»;
91 2) «Россия – Африка: преодоление стереотипов. Роль медиа в формировании позитивного имиджа»;
92 3) «Панафриканизм: истоки, современность, будущее»;
93 4) «Влияние новых глобальных вызовов и экономики санкций на медиапартнерство России и Африки: проблемы и решения»;
94 5) «Многополярный информационный мир: роль арабских стран Африки в новых реалиях международных отношений»;
95 6) «СМИ Глобального Юга: новые форматы, технологии и нарративы в Африке».
96 Нельзя не сказать, что Институт Африки РАН также принимает активное участие в просвещении российской аудитории, транслируя достоверную и актуальную информацию о роли стран Африки на глобальной международной арене. Организация является ведущим профильным аналитическим центром в нашей стране и проводит широкие консультации для госорганов, а также для научного, экспертного и бизнес-сообщества, для ведущих российских СМИ.
97 УЧАСТИЕ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВТОРОГО САММИТА РОССИЯ – АФРИКА
98 В подготовке и проведении состоявшегося саммита и форума деятельное участие принимали сотрудники ИАфр РАН, оказывая качественную эффективную экспертно-аналитическую поддержку профильным органам государственной власти, операторам и организаторам мероприятия. Особую роль в этой работе сыграла директор Института Африки РАН, д.э.н, член-корреспондент РАН И.О.Абрамова, выступая эффективным членом организационного комитета второго саммита, Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка, а также являясь председателем Научного совета при Секретариате Форума партнерства Россия – Африка.
99 Мероприятие было торжественно открыто пленарным заседанием, модератором которого была И.О.Абрамова. Подробно оно уже было рассмотрено выше.
100 В первый день форума также состоялась сессия «Новый миропорядок: от наследия колониализма к суверенитету и развитию», которая была организована Институтом Африки РАН. Модератором стала И.О.Абрамова, а в качестве докладчиков выступили зампредседателя Совета Федерации ФС РФ К.И.Косачев, председатель комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э.Слуцкий, заместитель Министра науки и высшего образования К.И.Могилевский, заместитель исполнительного директора департамента многосторонних отношений и сотрудничества Министерства международных отношений и сотрудничества Намибии Джеробим Шааника, ректор МГИМО (Университет) МИД РФ А.В.Торкунов, директор Института всеобщей истории РАН М.А.Липкин; экс-советник президента Республики Сенегал по экономическим вопросам, директор Forum Tiers-Monde Шериф Салиф Си; почетный президент ИАфр РАН, академик А.М.Васильев, визит-профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова Маурис Ндубуиси Околи, президент Союза африканских диаспор Зенебе Кинфу Тафессе. На сессии прошла презентация книги «Африка: неоплаченный долг колонизаторов» [11], написанной коллективом авторов Института Африки. Книга была издана при поддержке телеканала RT.
101 За время проведения форума директор Института Африки приняла участие в работе трех сессий: «Стабильность рынка удобрений как гарантия ликвидации голода в африканских странах», где выступила модератором; «Продвижение гуманитарной политики на Африканском континенте: лучшие практики»; «Фундаментальная наука как основа технологического суверенитета», где приняла участие в качестве выступающего.
102 Во второй день форума академик А.М.Васильев принял участие в сессии «Влияние новых глобальных вызовов и экономики санкций на медиапартнерство России и Африки: проблемы и решения», а председатель Совета молодых ученых ИАфр РАН В.А.Сидоров выступил на сессии «Строя общее будущее: образовательные и научные возможности России для Африки».
103 В ходе Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка председатель Совета директоров ПАО «ДВМП» А.В.Северилов и И.О.Абрамова подписали соглашение о намерениях сотрудничества в области исследования грузовой базы стран Африканского континента.
104 ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
105 По результатам саммита Россия и 48 африканских государств подписали совместную итоговую Декларацию второго саммита Россия – Африка [8], три секторальных декларации – «О предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве» [12]; «О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности» [13]; «Об укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом» [14], а также План действий Форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 гг. [4], привязанный к итоговой Декларации и предлагающий практические меры по достижению заявленных в ней целей.
106 Для сравнения: в ходе первого саммита Россия – Африка в 2019 г. были подписаны только итоговая Декларация (47 пунктов) [15], Меморандум о взаимопонимании между Россией и Африканским Союзом об основах взаимоотношений и сотрудничестве и Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и АС в области экономического сотрудничества21.
21. Документы, подписанные в ходе саммита Россия – Африка. >>>> (accessed 28.08.2023)
107 В отличие от меморандумов 2019 г., общая и секторальные декларации, подписанные по результатам Второго саммита, носят более детальный, прикладной, а местами – более смелый характер. Так, например, в них прописаны конкретные направления в сфере противодействия новым вызовам и угрозам (борьба с терроризмом, экстремизмом, наркоторговлей) и обеспечения продовольственной и энергетической безопасности. В Декларации также заложены основы более тесного и эффективного партнерства между Россией и африканскими государствами. В частности, заявляется о ежегодных консультационных встречах министра иностранных дел России и председателя Комиссии Африканского Союза.
108 Подразделы итоговой Декларации отражают сферы дальнейшего наращивания сотрудничества. Простой анализ количества пунктов, слов и знаков в подразделах документа позволяет, хоть и с определенной долей условности, сделать предположения о приоритетных областях взаимодействия: механизм диалогового партнерства (пп. 1–3; 132 слова и 1177 зн.); политическая и правовая сферы (пункты 4–31; 1030 слов и 9198 зн.); обеспечение безопасности (пп. 32–40, 494 слова, 4368 зн.); торгово-экономическая сфера (пп. 41–59, 669 слов, 6126 зн.); научно-техническая, гуманитарная, культурная, спортивная, молодежная и информационная сферы, а также образование и здравоохранение (пп. 60–69; 374 слова и 3481 зн.); охрана окружающей среды и климат (пп. 70–74; 325 слов и 2579 зн.).
109 Как мы видим, приоритетным остается развитие сотрудничества в политической и правовой сферах.
110 При этом, о каком бы виде совместной деятельности ни шла речь, красной нитью через текст итогового документа проходит слово «суверенитет». Слова «суверенитет» и «суверенный» упоминаются в Декларации 13 раз. Так или иначе эта тема затрагивается, когда речь идет о политическом и экономическом взаимодействии, а также о традиционных ценностях и принципах каждой страны. «Принцип “африканским проблемам – африканское решение” должен и впредь служить основой для разрешения конфликтов» (п. 34). Следуя этому принципу, Россия предлагает не гуманитарную помощь и «подачки», а технологии и компетенции, которые будут использованы африканскими странами для их суверенного развития.
111 В то время как итоговая Декларация носит рамочный характер и провозглашает основные принципы дальнейшего взаимодействия, конкретные шаги, направленные на достижение заявленных целей, прописаны в Плане действий Форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 гг. [4]. В нём освещены меры по наращиванию сотрудничества различных государственных структур: межпарламентское и межпартийное, по линии министерства обороны, региональных и муниципальных органов власти, в рамках международных организаций (ООН, ВТО, МВФ), а также взаимодействие России с секретариатом Африканской континентальной зоны свободной торговли и сотрудничество в области развития специальных экономических зон. Запланирована совместная работа в самых разных сферах – от аудита до медицины, а в отдельных случаях упоминаются даже конкретные проекты.
112 Более внимательное знакомство с Декларацией и Планом позволяет обратить внимание на аспекты, касающиеся не только российско-африканских отношений, но и международных тенденций, некоторые из которых рассмотрены далее.
113 В Декларации признается рост влияния Африки в формировании нового многополярного мира, подчеркивается укрепление позиций на международной арене Африки и Африканского Союза как организации, представляющей весь континент. По сути, Декларация вносит вклад в легитимизацию АС как региональной организации глобального масштаба. В ряде пунктов АС и его Фонд мира упоминаются совместно с ООН. В частности, в преамбуле и п. 70 «Повестка 2063» Афросоюза и резолюции ГА ООН стоят в одном ряду, что подчеркивает сопоставимое значение этих двух организаций и свидетельствует о том, что Африка не просто должна играть, но уже играет особую роль в формирующемся новом многополярном мире.
114 Возрастающее влияние Африки в мире должно найти отражение и в международных структурах, что закреплено в итоговой Декларации: страны – участницы саммита, включая Россию, заявляют о своей поддержке «консенсуса Эзулвини» – плана реформирования ООН, предложенного АС в 2005 г. [16]. Согласно этому проекту, как минимум 2 африканских государства должны стать постоянными членами СБ ООН с правом вето, а 5 – получить возможность присутствовать на заседаниях на правах непостоянных членов [17].
115 Отдельные формулировки в Декларации касаются непосредственно России. Хотя лидеры африканских стран находятся под колоссальным давлением, и большинство из них не могут, даже при желании, открыто поддержать Россию в вопросах, связанных с украинским кризисом, в документе содержится целый ряд пунктов, отражающих их позицию. Так, в п. 25 осуждается применение «нелегитимных односторонних ограничительных мер», в т.ч. заморозка «суверенных золотовалютных резервов». Декларация также содержит осуждение неонацизма, фашизма, нацизма, запрета на использование родного языка, культурной экспроприации. В п. 36 отмечается неприемлемость ограничительных мер, ставящих африканские страны под угрозу продовольственного и энергетического голода.
116 В тексте документа нет прямого упоминания украинского кризиса, но процитированные формулировки позволяют предположить, что таким образом подписавшие Декларацию страны выражают несогласие с противоправными действиями в адрес России и других государств.
117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
118 Второй саммит Россия – Африка, а также Экономический и гуманитарный форум заложили основы дальнейшего многопланового и многовекторного сотрудничества между Россией и африканскими странами и стали доказательством того, что оно уже развивается на принципах равноправия и уважения суверенитета друг друга.
119 Проведение в рамках саммита форума для бизнес-сообщества продемонстрировало, как политическое сотрудничество приводит к ощутимым практическим результатам в сфере бизнеса. Вместе с тем отмечается, что наращивание экономических и торговых связей не является самоцелью и зиждется на общих ценностях, «традициях совместной борьбы за искоренение колониализма», уважении национального суверенитета, ценностей, культур и традиций.
120 Масштаб второго саммита и форума определяется не только количеством участников и подписанных соглашений, но и геополитическим значением события в широком международном контексте, вкладом в формирование и становление более справедливой архитектуры мирового устройства. Страны континента, а также АС, представляющий их интересы на международной арене, всё громче и четче заявляют о своей международной субъектности. Как следствие, и АС, и отдельные страны высказывают свое мнение, иногда резкое, по целому ряду вопросов, а также требуют реформирования глобальных международных структур, таких как СБ ООН, которые на данный момент не отражают возрастающую роль Африки. При этом, говоря о необходимости перестройки современных международных организаций и трансформации мирового порядка, страны – участницы саммита не претендуют на создание принципиально новой мировой системы, а стремятся развить и укрепить ценности и принципы, заложенные разными региональными и международными структурами.
121 Всё это, где-то осознанно, а где-то на интуитивном уровне, уловили представители СМИ, академических и политических кругов и в России, и в странах Африки. Саммит получил широкое освещение, а интерес к африканской тематике, в том числе со стороны людей, далеких от африканистики, заметно вырос. Возможно, поэтому наравне с восторженными отзывами была слышна и критика в адрес мероприятия. Но и отдельные критические замечания, и внимание широкой общественности к саммиту и форуму служат индикатором происходящих тектонических сдвигов в мировом геополитическом пространстве.

Библиография

1. Путин В.В. Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего. 28.07.2023. http://kremlin.ru/events/president/news/71719 (accessed 25.08.2023)

2. Речь Президента России В.В. Путина на пленарном заседании саммита Россия – Африка. 28.07.2023. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71826 (accessed 28.07.2023)

3. Remarks by President Cyril Ramaphosa during a Plenary Session in the 2nd Russia – Africa Summit in St. Petersburg. 28.07.2023. https://www.thepresidency.gov.za/speeches/remarks-president-cyril-ramaphosa-during-plenary-session-2nd-russia-africa-summit-st.-petersburg-russian-federation#:~:text=Geopolitical%20tensions%20are%20negatively %20affecting,promote%20inclusiveness%20and%20engender%20trust (accessed 28.07.2023)

4. План действий форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 годы. http://kremlin.ru/supplement/5971 (accessed 28.08.2023)

5. Баринов А.К., Шарова А.Ю. Инфраструктурное развитие Африканского континента (транспорт Восточной Африки). Азия и Африка сегодня. 2021. № 7. С. 38–46.

6. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Новая стратегия России на африканском направлении. Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 12. С. 90–100. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-12

7. Improving energy access key to meeting development goals in Africa. 21.03.2023. https://unctad.org/news/improving-energy-access-key-meeting-development-goals-africa (accessed 27.07.2023)

8. Декларация второго саммита Россия – Африка. 28.07.2023. http://www.kremlin.ru/supplement/5972 (accessed 27.08.2023)

9. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Стратегия России на африканском направлении: что изменилось после саммита Россия – Африка 2019? Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 12. С. 68–78. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-12-68-78

10. Лошкарев И.Д., Чкония Л.Е., Никольская М.В. Политика и безопасность в Африке: вызовы и возможности для России: аналитический доклад. МГИМО-Университет МИД России, Институт международных исследований. 2022. 15 с. https://mgimo.ru/upload/iblock/7f9/fjs3vhxta0iy6rmwbb3wfznexgg8pzxk/politics-and-security-in-africa. pdf (accessed 27.07.2023)

11. Африка: неоплаченный долг колонизаторов. Колл. авт., отв. ред. И.О. Абрамова. М.: Институт Африки РАН, 2023. 122 с.

12. О предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве. 28.07.2023. http://www.kremlin.ru/supplement/5974 (accessed 28.08.2023)

13. О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. 28.07.2023. http://www.kremlin.ru/supplement/5975 (accessed 28.08.2023)

14. Об укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. 28.07.2023. http://www.kremlin.ru/supplement/5973 (accessed 28.08.2023)

15. Декларация первого саммита Россия – Африка. 24.10.2019. http://kremlin.ru/supplement/5453 (accessed 28.08.2023)

16. Васильев А., Корендясов Е. Российско-африканские отношения через 10 лет: новый старт. 22.05.2013. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-afrikanskie-otnosheniya-cherez-desyat-let-novyy-st/?ysclid=lltz1yq9hc960103801 (accessed 28.08.2023)

17. The Common African Position on the proposed reform of the United Nations “The Ezulwini consensus”. 7–8 March 2005, Addis-Ababa, Ethiopia. P. 9.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести