ОАЭ в борьбе за региональное лидерство
ОАЭ в борьбе за региональное лидерство
Аннотация
Код статьи
S032150750027592-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хайруллин Тимур Радикович 
Должность: Научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований, ИАфр РАН; научный сотрудник Центра политологических исследований, Финансовый университет при правительстве РФ
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Финансовый университет при правительстве РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Коротаев Андрей Витальевич
Должность: Зав. лаб. НИУ ВШЭ; ст.н.с. СПбГУ; вед.н.с. ИАфр РАН
Аффилиация:
заведующий Лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН
профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова (ФГП МГУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
27-35
Аннотация

В статье анализируется эволюция внешней и внутренней политики Объединенных Арабских Эмиратов со времени образования государства по настоящее время. Продемонстрировано, что практически непрерывный экономический рост способствовал привлечению в страну крупных инвестиций и превращению ОАЭ в ведущий финансовый центр арабского мира. Достижению такого успеха сопутствовал ряд факторов: эффективное управление, предприимчивость элит, а также взаимовыручка двух ведущих эмиратов – Абу-Даби и Дубая. Более того, достигнутая экономическая мощь, сопоставимая с мощью Саудовской Аравии, позволила Эмиратам включиться с борьбу за региональное лидерство в период событий «арабской весны». Важным представляется использование ОАЭ силовых инструментов, которые убедительно проявились в ливийском, сирийском и йеменском кризисах. Отметим, что до «арабской весны» ОАЭ были сосредоточены на укреплении региональных позиций посредством мирной дипломатии и опоры на финансовые ресурсы. При проведении исследования были использованы системный и количественный методы.

Ключевые слова
ОАЭ, арабский мир, «арабская весна», Абу-Даби, Дубай, региональное лидерство, нестабильность
Источник финансирования
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда. Проект № 19-18-00155 «Исламистский экстремизм в контексте международной безопасности: угрозы России и возможности противодействия».
Классификатор
Получено
21.04.2023
Дата публикации
25.09.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
383
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В последнее десятилетие Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) стали играть заметную роль в системе международных отношений не только в регионе Ближнего Востока, но и в мире. Продолжительное время не выделявшиеся на фоне монархий Персидского залива, сегодня ОАЭ оказывают влияние на мировые процессы дипломатического, политического, экономического и технологического характера. Этому способствует конкуренция за региональное лидерство как между монархиями Персидского залива в лице Саудовской Аравии и Катара, так и за его пределами – в лице Египта, Турции и Ирана.
3 ФОРМИРОВАНИЕ ОАЭ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4 ОАЭ были основаны в декабре 1971 г. как федерация 7 эмиратов (Абу-Даби, Дубай, Фуджейра, Шарджа, Умм-эль-Кувейн, Аджман, Рас-эль-Хайма). До образования федерации эмираты в достаточно разобщенном состоянии находились под протекторатом Великобритании. Долгое время основными источниками доходов были ловля рыбы, добыча жемчуга и кочевое сельское хозяйство. Однако, после того как на рубеже XIX–XX вв. Япония разработала метод искусственного выращивания жемчуга, экономика будущих монархий Залива стала испытывать кризисные явления. Принципиальное изменение ситуации произошло в 1950-е гг., когда были обнаружены запасы нефти и газа [1, c. 12–13]. Впоследствии это привело к постепенной диверсификации экономики и освоению новых отраслей экономики – развитию туристической индустрии, строительства, бизнес-консультирования и т.д.
5 ОАЭ потребовалось около 20 лет, чтобы преодолеть племенные разногласия между эмиратами и заложить основу для экономического, политического и культурного роста. В первую очередь представлялось важным сформировать чувство гражданской общности внутри эмиратов, чтобы в случае любого рода мобилизации население ОАЭ воспринимало себя не как граждан отдельных эмиратов, а как единый народ ОАЭ. Поэтому руководство страны скептически и с опаской относилось к любого рода проектам регионального масштаба, построенным на панарабской или панисламской платформах.
6 Ключевой фигурой в процессе становления государства выступил правитель эмирата Абу-Даби Зайед бин Султан аль-Нахайян. Он был избран президентом ОАЭ и правил страной вплоть до своей смерти 2 ноября 2004 г. На посту его сменил старший сын – Халифа бин Заид аль-Нахайян. Поскольку изначально Абу-Даби и Дубай были более развитыми эмиратами, они стали ядром формирования объединенного государства, правитель Дубая традиционно является премьер-министром и вице-президентом федерации [2].
7 Рост нестабильности на Ближнем Востоке постоянно вынуждал Эмираты неуклонно и систематически разрабатывать упреждающую стратегию в партнерстве с ключевыми региональными и международными союзниками для обеспечения своей безопасности и внутренней стабильности. Первое время ОАЭ не играли заметной военной роли в регионе. Их вооруженные силы развивались медленно и были ориентированы на обеспечение основных аспектов национальной безопасности. В 1970-е и 1980-е гг. арабская стратегия, в т.ч. в регионе Персидского залива, в целом рассматривала Иран и Израиль как основные вызовы безопасности. Спор между ОАЭ и Ираном по поводу трех островов в Персидском заливе помог укрепить идею, что Иран несет основную угрозу безопасности для ОАЭ. Такая позиция была резко осложнена вторжением Ирака в Кувейт в августе 1990 г. Вместе с другими членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) ОАЭ решительно поддерживали Ирак во время его конфликта с Ираном в 1980-е гг. Ирак при Саддаме Хусейне рассматривался как важный бастион против потенциальных иранских угроз.
8 Участие ОАЭ в военных действиях международных коалиций, проводимых в основном под руководством США, имело единичный и символический характер: Сомали в 1992 г., Балканы в конце 1990-х гг., Афганистан в начале 2003 г.1 Партнерство ОАЭ с США укрепилось после терактов 11 сентября 2001 г., что сделало Эмираты ближайшим союзником Вашингтона в Персидском заливе в рамках обширного военного и разведывательного сотрудничества с глубокими экономическими связями в качестве важного рынка США на Ближнем Востоке.
1. >>>> (accessed 16.04.2023)
9 В целом с момента своего становления ОАЭ пытались обеспечивать свою государственную безопасность, вступая в разного рода союзы и договоры о коллективной безопасности. ОАЭ и другие монархии Залива создали ССАГПЗ, в котором роль локомотива играла Саудовская Аравия. В качестве основных инструментов Абу-Даби использовал экономические и дипломатические, избегая силового решения проблем.
10 Однако революционные события «арабской весны» коренным образом изменили конфигурацию сил в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Помимо традиционных игроков в лице Саудовской Аравии, Египта и Ирана, появились новые, такие как Катар, ОАЭ и Турция. Формирование катарско-турецкого альянса, бросившего вызов усиливающейся роли Саудовской Аравии в регионе (подробнее см.: [3]), вынудило ОАЭ выступить на стороне саудовцев и сформировать тактический союз для противодействия Дохе и Анкаре.
11 Сближение ОАЭ с Саудовской Аравией говорит о схожести позиций по ряду вопросов. Оба государства выступают против транснациональной организации «Братья-мусульмане» и их идеологии умеренного исламизма, которая противоречит доминирующей в монархиях Персидского залива идеологии – ваххабизму. Однако если впоследствии Саудовская Аравия временно смягчила свое отношение к «Братьям-мусульманам», то ОАЭ продолжали выступать против любого вида исламизма, считая его источником терроризма и нестабильности [4]. Более того, опора катарско-турецкого альянса на «Братьев-мусульман» и аффилированные с ними движения в период «арабской весны» существенно обострила отношения саудовско-эмиратского союза с Дохой и Анкарой [3]. Помимо прочего, экономическая модель Катара рассматривается ОАЭ как конкурентная, поскольку именно Абу-Даби и Дубай стремятся занять роль одного из центров экономического, информационного и технологического развития мирового уровня.
12 Одним из факторов, стимулирующих формирование Эмиратами самостоятельной политики по обеспечению государственной безопасности и укреплению своих позиций, стало отсутствие твердой позиции США в отношении авторитарных режимов в регионе. Более того, уход США из Ирака и последующий переход Багдада к более широкому сотрудничеству с Ираном заставили ОАЭ активизировать усилия по «сдерживанию» влияния Ирана и обеспечению региональной стабильности.
13 Отметим, что для осуществления полномасштабных действий, направленных на обеспечение безопасности и укрепление позиций в регионе, необходимы значительные финансовые ресурсы. Если в финансовой мощи и потенциале Саудовской Аравии сомневаться не приходится, то пример ОАЭ требует более тщательного анализа возможностей и запасов прочности государства.
14 СЕКРЕТ УСПЕХА ОАЭ
15 Объединенные Арабские Эмираты – одна из самых маленьких стран мира как территориально, так и демографически, но также и одна из самых богатых: располагая приблизительно 8,9% доказанных остаточных запасов нефти в мире, она выступает одним из важнейших экспортеров нефти2. При этом уже сегодня нефтегазовая промышленность в ОАЭ не является полностью доминирующей сферой экономики. Доходы от экспорта углеводородов направляются на развитие наукоемких технологий, которые впоследствии должны снять зависимость страны от нефти и газа.
2. OPEC Share of World Crude Oil Reserves, 2021. 14.04.2023. >>>> (accessed 14.04.2023)
16 Региональные амбиции и финансово-экономическая мощь ОАЭ являются следствием особенностей странового развития государства. Вплоть до середины XX в. ОАЭ были жарким пустынным районом, небольшим и относительно малонаселенным. После наступления в первой половине XX в. кризиса, связанного с добычей жемчуга, эмираты находились в состоянии неопределенности и племенных противоречий. Однако проблемы стали уходить в прошлое после открытия и разработки месторождений нефти во второй половине прошлого века [17]. Поток нефтедолларов позволил привлекать в страну квалифицированных специалистов из самых передовых отраслей экономики. ОАЭ добились значительных успехов в развитии благодаря политической стабильности, безопасности, социальным программам, развитой инфраструктуре, а также благодаря реализуемым экономическим и финансовым стратегиям, основанным на экономической свободе, поощрении инвестиций и диверсификации источников национального дохода3.
3. UAE: a success story that combines human genius with the feature of location. 11.02.2016. >>>> style="text-decoration: underline;"> (accessed 16.04.2023)
17 Секрет успеха ОАЭ заключается в двуединстве эмиратов – Дубая и Абу-Даби. Традиционно Дубай славился своей торговой предприимчивостью и наличием купеческих кланов, превратившихся впоследствии в экономическую элиту государства. В свою очередь, Абу-Даби отличался доминированием военно-административных элит и представлял собой политико-административный центр, центр консолидации силовых и управленческих кадров. Неслучайно правитель Абу-Даби – президент, в то время как правитель Дубая – вице-президент, а также премьер-министр. Более того, оказание эмиратами помощи друг другу в критических ситуациях обеспечило процветание и экономический рост федерации.
18 К примеру, после того как в 2008 г. разразился глобальный финансово-экономический кризис, фондовый рынок Дубая попал под угрозу краха. Это существенным образом повлияло на снижение уровня ВВП. Причина заключалась в активном вовлечении Дубая в индустрию недвижимости и её строительства, а поскольку она существенно пострадала из-за обвала экономики США, это привело к цепной реакции, затронувшей развивающиеся экономики монархий Персидского залива, в т.ч. ОАЭ.
19 Падение цен на недвижимость более чем на 40% вызвало резкое снижение инвестиционной активности. Невозможность продать недвижимость из-за низкой рентабельности создало условия, при которых долговые обязательства Дубая перед инвестиционными компаниями возросли примерно до $90 млрд [5]. Ситуация усугубилась временным падением цен на углеводороды. Крах экономики Дубая мог привести к экономическому коллапсу ОАЭ и торгово-экономической дестабилизации по всему региону Ближнего Востока. Ситуацию удалось купировать благодаря усилиям соседнего эмирата Абу-Даби, который выделил $20 млрд, чтобы Дубай вышел из финансового кризиса [6].
20 Более частный пример касается строительства самого высокого (828 м) в мире сооружения – небоскреба Бурдж Халифа [18, с. 14]. Как и при любом крупном строительном проекте, непредвиденные проблемы возникали, когда строительство было в самом разгаре. К ним относятся несоблюдение графика, вызванное изменениями в проекте, банкротство подрядчика по облицовке, влияние глобального кредитного кризиса на поставщиков и подрядчиков проекта. Финансовая поддержка и поручительство со стороны Абу-Даби позволили закончить строительство башни к 2010 г. вместо запланированного 2008 г.4 Примечательно, что до вмешательства Абу-Даби предполагалось, что небоскреб будет иметь название Бурдж Дубай, но в итоге он был назван по имени эмира Абу-Даби (и одновременно президента ОАЭ) Халифы ибн Заида Аль Нахайяна.
4. >>>> (accessed 16.04.2023)
21 Таким образом, взаимовыручка двух ведущих эмиратов помогает ОАЭ избежать коллапса в финансово-экономических проектах, обеспечивая тем самым благоприятный инвестиционный климат в государстве. Вместе с тем это помогает Дубаю выполнять некоторые до авантюрности креативные проекты, которые в конечном счете способствуют превращению эмиратов в глобально признанный финансовый, коммуникационный, туристический и инновационный центр.
22 Несмотря на консервативные традиции, ОАЭ активно декларируют расширение прав и свобод человека, равноправие между мужчиной и женщиной.
23 С одной стороны, политические партии запрещены, а многие гражданские свободы, такие как свобода слова, собраний и ассоциаций, существенно ограничены. Страна имеет низкие оценки по таким индексам, как шкала «Свобода в мире» НПО Freedom House, по которым ОАЭ постоянно классифицируется как «несвободное» государство5. С другой – нет никаких свидетельств широкого недовольства среди населения. Напротив, по другим индексам, таким как индекс уровня счастья в докладах ООН, ОАЭ в 2017 г. заняли 21-е место в мире.
5. >>>> (accessed 12.04.2023)
24 Лидеры Эмиратов откровенно заявляют, что страна не стремится стать демократией западного образца [7]. При этом в стране один из самых высоких ВВП на душу населения, высокий уровень средней продолжительности жизни, низкий уровень коррупции, обеспечивается свобода принятия решений, социальная поддержка со стороны государства. Именно эти показатели лежат в основе докладов ООН об уровне счастья.
25 Наличие этих благоприятных факторов добавило привлекательности стране. Это отразилось на численности её населения – она составляла около 300–350 тыс. человек на момент основания государства, с тех пор показывает уверенный и непрерывный рост (за исключением кратковременных замедлений), а в период с 2005 по 2010 г. демонстрировала колоссальные темпы роста, приведшие к увеличению численности населения более чем вдвое – с 4 до 8,5 млн человек6 (прежде всего, за счет трудовой иммиграции).
6.  UNPD 2022. United Nations Population Divisions Databases. 16.04.2023. >>>> (accessed 16.04.2023)
26 Руководство ОАЭ всё чаще рассматривает образование и продвижение женщин на рабочем месте как необходимое, а не факультативное. Образование, трудоустройство и участие женщин в трудовой деятельности в ОАЭ всерьез началось в 2005 г. с программы, основанной на ст. 55 и 56 Закона о государственной службе, которая предусматривала продолжительный отпуск по беременности и родам, а также устраняла гендерную дискриминацию в отношении женщин в государственном секторе7. На сегодняшний день ОАЭ – одна из немногих стран на Ближнем Востоке, где женщины полностью допущены к работе в высокооплачиваемых профессиях, таких как финансы и банковское дело.
7.  См.: >>>> (accessed 20.04.2023)
27

28 График. Динамика ВВП ОАЭ в 1993–2018 гг. (млрд международных долл. 2011 г. по ППС).
29 Graph. Dynamics of UAE GDP 1993–2018 (bln international dollars 2011 by PPP).
30 Источник: Maddison Project Database 2023. 18.04.2023. >>>> World Bank. 2023. GDP, PPP (constant 2017 international $) World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank. >>>> (accessed 20.02.2023)
31 Благодаря стратегическому планированию внутреннего развития ОАЭ сумели поднять на мировой уровень такие секторы, как туризм, логистика, IT-технологии, робототехника, авиасообщение с созданием крупнейших аэропортов и развитой инфраструктуры. Отдельного внимания заслуживает космическая программа ОАЭ, которая по свои масштабам и технологическому уровню позволяет включить Эмираты в десятку стран, активно занимающихся освоением космоса. Более того, ОАЭ были в числе государств-лидеров, отправивших исследовательскую аппаратуру на Марс одновременно с США и Китаем [8].
32 Развитие передовых технологий и привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, а также крупные инвестиции позволили ОАЭ достичь небывалого экономического роста. Это наглядно видно на графике.
33 Данные графика показывают, что начиная с 1990-х гг. ОАЭ (с некоторой заминкой в 2008–2009 гг. в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом) вплоть до событий «арабской весны» и после неё демонстрируют непрерывный экономический рост, позволивший Эмиратам проявить свои амбиции и включиться в борьбу за региональное лидерство.
34 ПРОЯВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АМБИЦИЙ
35 В период событий «арабской весны» ОАЭ приложили большие усилия, чтобы противостоять двум основным региональным вызовам – Ирану, а также исламистским движениям, в первую очередь, «Братьям-мусульманам» и аффилированным с ними группировкам, поддерживаемым Катаром и Турцией.
36 ОАЭ принимали участие в возглавлявшейся США кампании по свержению ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 г., предоставив 6 истребителей F-16 и 6 истребителей «Мираж» в рамках воздушной операции НАТО [9]. В 2014 г. в ходе начавшейся второй волны гражданской войны в Ливии ОАЭ выступили на стороне военных во главе с Х.Хафтаром против исламистских сил – местного отделения «Братьев-мусульман».
37 Для ОАЭ любого рода исламистские движения представляют экзистенциальную угрозу в форме внутренней подрывной деятельности, региональной дестабилизации или массового терроризма. В отличие от некоторых своих соседей и партнеров, ОАЭ не акцентируют внимание на различиях между более и менее радикальными исламистами или между группами, прибегающими к насилию, и теми, которые просто поддерживают элементы исламистской идеологии.
38 В целом ОАЭ враждебно относятся ко всему комплексу позиций, которые связывают все радикальные суннитские исламистские группы, от «Братьев-мусульман» до «Аль-Каиды» и ИГИЛ, большинство из которых также разделяют шиитские движения, такие как «Хезболла» и иракские вооруженные шиитские группировки. Таким образом, все эти группы, а также симпатизирующие им, независимо от того, прибегают они непосредственно к насилию или нет, могут рассматриваться или официально считаться правительством ОАЭ террористическими организациями. Партнерство Эмиратов с Саудовской Аравией, и без того довольно прочное из-за ряда общих интересов и их существующего союза в странах Персидского залива, еще больше укрепилось во время «арабской весны».
39 Падение режима Хосни Мубарака в Египте в 2011 г. и приход к власти представителей «Братьев-мусульман» в июне 2012 г. вызвали отрицательную реакцию со стороны ОАЭ и Саудовской Аравии. Саудовцы и эмиратцы приложили немало усилий, чтобы при опоре на военных и местные бизнес-элиты свергнуть исламистское правительство в ходе «революции 30 июня» и «переворота 3 июля». В результате к власти пришли военные во главе с Абдуль Фаттахом ас-Сиси, которые получили финансовую поддержку от монархий Залива (за исключением Катара) в размере около $12 млрд [10]. Помимо Ливии и Египта, ОАЭ при активном участии Саудовской Аравии способствовали ослаблению позиций умеренных проихванских исламистов в Сирии, Тунисе, Марокко и Иордании [11].
40 В йеменском кризисе ОАЭ приняли участие в интервенции под руководством Саудовской Аравии, которая началась в марте 2015 г. и была направлена, прежде всего, против хуситов (подробнее см.: [17]). Отметим, что впоследствии стратегия ОАЭ стала отличаться от политики Саудовской Аравии, особенно вследствие болезненных потерь эмиратских подразделений. В отличие от саудовцев, считавших главной угрозой хуситов и их покровителя в лице Ирана, ОАЭ главной угрозой считали местное отделение «Братьев-мусульман», партию Аль-Ислах. Поэтому в ходе интервенции Эмираты довольно скоро стали поддерживать местные салафитские группировки, а также южнойеменских сепаратистов с целью своего укрепления в Южном Йемене [12].
41 Значительное укрепление военно-политического присутствия ОАЭ произошло в регионе Африканского Рога. Абу-Даби посредством дипломатических, финансовых и военных рычагов оказал серьезное давление на Сомали, Эритрею и Судан, чтобы те ослабили взаимодействие с Ираном, а также приступили к совместной борьбе против исламистских сил [13].
42 Побережье Африканского Рога имеет стратегическое значение, поскольку является связующим звеном между Индийским океаном и Средиземным морем, а также обеспечивает доступ для осуществления контроля над Баб-эль-Мандебским проливом и южной частью Аравийского полуострова (в частности, Йемена) с целью недопущения получения хуситами военной поддержки морем. В декабре 2016 г. ОАЭ подписали возобновляемый 25-летний контракт на создание военно-воздушной базы в Бербере на побережье Сомалиленда8.
8. UAE Military Presence Expands in Africa. 21.12.2016. >>>> (accessed 14.04.2023)
43 ОАЭ также являются основным членом возглавляемой США коалиции по «ослаблению и окончательному разгрому» ИГИЛ и в начале кампании проводили авиаудары по этой группировке в Сирии. К концу 2015 г. по количеству авиаударов, нанесенных по объектам ИГИЛ в Сирии, ОАЭ уступали только Соединенным Штатам [14]. Кроме того, ОАЭ присоединились к Египту в попытках продвигать неисламистские политические силы внутри сирийской оппозиции в качестве альтернативы влиятельным исламистским и экстремистским группировкам.
44 В поддержку своей региональной военной роли ОАЭ в последние годы участвовали в многочисленных совместных кампаниях, связанных с военными учениями. В частности, вооруженные силы ОАЭ присоединились в 2016 г. к совместным военным учениям Desert Tiger 2 с Малайзией9, совместным воздушным учениям Desert Eagle II с Индией10, совместным военным и военно-морским учениям Khalifa II с Египтом11.
9. >>>> (accessed 16.04.2023)

10.  After Flexing Military Muscle in Gulf with Flotilla, India Now Conducts Air Exercises. 28.05.2016. >>>> (accessed 12.04.2023)

11.  https://english.ahram.org.eg/NewsContentP/1/199790/Egypt/Egypt-and-UAE-continue-joint-naval-exercise-in-Ara.aspx (accessed 16.04.2023)
45 Помимо активного использования политических, силовых и финансово-экономических инструментов в борьбе за региональное лидерство, ОАЭ продемонстрировали владение приемами дипломатии. В частности, в 2011 г. эмиратские дипломаты активно боролись с Турцией, Катаром и Саудовской Аравией за предоставление своей территории для переговоров между движением «Талибан» и США. Конкуренция продолжалась и за право предоставления представительства для талибов [15].
46 Во время дипломатического кризиса 2017 г. вокруг Катара ОАЭ придерживались наиболее конфронтационной позиции. Даже после кризиса, завершившегося подписанием мирного соглашения в январе 2021 г. между Катаром и арабскими монархиями во главе с Саудовской Аравией, ОАЭ не спешили присоединяться к соглашению и позднее остальных приступили к нормализации отношений с Дохой.
47 ОАЭ также отличились выстраиванием дружественных отношений с Израилем в 2020 г. в обход т.н. мирной инициативы по урегулированию арабо-палестинского противостояния, выдвинутой монархиями Залива во главе с Саудовской Аравией [16]. Отметим, что вслед за ОАЭ мирное соглашение с Израилем подписал Бахрейн, не встретивший впоследствии осуждения со стороны Эр-Рияда.
48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49 В настоящее время ОАЭ являются развитым государством арабского мира с одним из самых открытых и толерантных обществ. Гарантируется свободное исповедование всех религий, а также растет роль женщин в социальных и политических проектах государства. В военном отношении ОАЭ создали непропорционально мощные и технологически продвинутые вооруженные силы, включающие передовые военно-воздушные силы, силы специального назначения. К военной мощи добавляются огромные возможности «мягкой силы», которую Эмираты используют для продвижения своих интересов и распространения своего влияния посредством глобальной помощи, а также в публичной дипломатии благодаря своему большому международному авторитету в таких областях, как образование, наука и технологии, спорт, культура, искусство.
50 Если в первые десятилетия после образования ОАЭ, особенно правящая семья Абу-Даби, делали упор на использование технологий, иностранной рабочей силы и других средств, чтобы компенсировать относительно небольшое население, то сегодня Эмираты, особенно Дубай, представляют собой глобальный коммерческий и финансовый центр, решивший проблему относительной нехватки материальных ресурсов и небольшой численности населения. Остальные эмираты, в первую очередь Шарджа, находятся на активной стадии экономического, культурного и политического роста.
51 Волна беспорядков, охватившая арабский мир, ослабила позиции таких игроков, как Египет и Сирия, выдвинув на первый план монархии Персидского залива, возглавляемые Саудовской Аравией. Важно, что в период «арабской весны» ОАЭ уже обладали достаточным военным, финансовым, дипломатическим и культурным потенциалом, чтобы включиться в борьбу за влияние в региональном масштабе. При этом ключевыми элементами национальной безопасности ОАЭ продолжают оставаться поддержание партнерства с Саудовской Аравией; сохранение тесных партнерских отношений с США; максимальное вовлечение в мировую экономику; развитие мощного технологического потенциала национальной безопасности, особенно в области разведки и кибербезопасности; оказание решительного противодействия всем разновидностям политического ислама; особая позиция по региональной повестке Ирана; использование финансовых ресурсов для распространения своего влияния на региональном и международном уровнях; поддержание прочных партнерских отношений со своими союзниками по ССАГПЗ; стремление к укреплению региональных позиций с помощью широкого спектра средств.

Библиография

1. Сейранян Б.Г., Исаев В.А., Филоник А.О. Становление государственности Аравийских монархий. М.: ИВ РАН, 2013. 180 с. ISBN 978-5-89282-563-4

2. Rugh A.B. 2007. The Political Culture of Leadership in the United Arab Emirates. Palgrave Macmillan.

3. Васильев А.М., Хайруллин Т.Р., Коротаев А.В. Новый альянс в борьбе за лидерство в арабском регионе. Азия и Африка сегодня. 2019. № 10. С. 2–9. DOI: 10.31857/S032150750006519-2

4. Ibish H. 2017. The UAE’s evolving national security strategy. Arab Gulf States Institute in Washington. Issue Paper. Vol. 4.

5. Hasan Z. 2010. Dubai Financial Crisis: Bailout and After. A Case Study. Journal of Islamic Banking and Finance. № 26397.

6. Islam M. 2009. The Dubai Debt Debacle: Likely Impact on South Asia. Institute of South Asian Studies.

7. Helliwell J., Layard R., Sachs J. World Happiness Report 2017. 14.04.2023. https://wellbeingintlstudiesrepository. org/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=hw_happiness (accessed 14.04.2023)

8. Мелкумян Е.С. Космическая деятельность ОАЭ: разрушение стереотипов. Мировая экономика и международные отношения. 2022. № 5, с. 78–87. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-5-78-87

9. O’Brien E., Sinclair A. The Libyan War: A Diplomatic History. February–August 2011. New York.

10. Васильев А.М., Исаев Л.М., Коротаев А.В., Кожанов Н.А., Мардасов А.Г., Семенов К.В., Хайруллин Т.Р. Схватка за Ближний Восток. Региональные акторы в условиях реконфигурации ближневосточного конфликта. М.: ЛЕНАНД, 2019, 256 c. ISBN 978-5-9710-6798-6

11. Хайруллин Т.Р. Борьба за лидерство в Арабском регионе. Есть ли шанс для исламистов? М., ИАфр РАН, 2019. 214 с. ISBN 978-5-91298-243-9

12. Freer C. 2016. Is the UAE’s Fear of the Muslim Brotherhood Driving Its Yemen Strategy? London.

13. Хайруллин Т.Р., Коротаев А.В. Катарско-турецкий и саудовско-эмиратский блок: борьба за влияние в Судане. Азия и Африка сегодня. 2022. № 4. С. 29–36. DOI: 10.31857/S032150750019730-5

14. Chandrasekaran R. 2014. In the UAE, the United States Has a Quiet, Potent Ally Nicknamed ‘Little Sparta’. 09.11.2014. https://www.washingtonpost.com/world/national-security/in-the-uae-the-united-states-has-a-quiet-potent-ally-nicknamed-little-sparta/2014/11/08/3fc6a50c-643a-11e4-836c-83bc4f26eb67_story.html (accessed 12.04.2023)

15. Хайруллин Т.Р., Коротаев А.В. Борьба между катарско-турецким и саудовско-эмиратским блоком за влияние в Афганистане. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. Т. 15. № 2. С. 240–252. DOI: 10.31249/kgt/2022.02.13

16. Мелкумян Е.С. Израиль во внешней политике ОАЭ: от конфронтации к нормализации. Вестник МГИМО-Университета. 2021. Т. 14. № 2. С. 107–118. DOI 10.24833/2071-8160-2021-2-77-107-118

17. Васильев А.М. Персидский залив в эпицентре бури. М.: Политиздат, 1983. 288 с.

18. Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М.: Центрполиграф, 2018. 670 с. ISBN 978-5-227-07511-6

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести