Трансформация образования в Кот-д’Ивуаре: проблемы и перспективы
Трансформация образования в Кот-д’Ивуаре: проблемы и перспективы
Аннотация
Код статьи
S032150750027593-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Данилова Лариса Николаевна 
Аффилиация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
53-60
Аннотация

На рубеже тысячелетий Кот-д’Ивуар пережил сложнейший экономический кризис и гражданскую войну, что определило его развитие в последующие годы. Его социальные институты редко освещаются в научной литературе. Образование – один из институтов, отражающих сложности внутренних трансформаций страны, и в суверенной Республике Кот-д’Ивуар этот социальный онтогенез определяется спецификой колониального прошлого, демографического состава, экономической структуры и политических событий. В каком направлении развивается его образовательная система, какие проблемы решает и какие цели преследует на современном этапе (2010–2023 гг.)?

Путем изучения официальных материалов образовательных ведомств, нормативно-правовой базы Кот-д’Ивуара, национальной статистики, мнения ивуарийских и зарубежных исследователей, с учетом знаний о культурно-исторических основаниях государства в статье выделены проблемные зоны национального образования с начала 2010-х гг., определено их отражение в образовательной политике республики и актуальное состояние её школы.

Ключевые слова
Кот-д’Ивуар, образование, развитие образования, образовательная система, образовательная политика, Западная Африка
Классификатор
Получено
31.05.2023
Дата публикации
25.09.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
316
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Сегодня отношения России и Кот-д’Ивуара носят дружественный взаимовыгодный характер. Между двумя странами установлено сотрудничество в разных сферах. Так, Кот-д’Ивуар – один из торговых партнеров нашей страны в Африке. В 2021 г. мы экспортировали туда продукцию на $129 млн, в основном минеральные удобрения и зерновые (в 2022 г. эти показатели увеличились), а ивуарийский импорт в Россию был почти вдвое больше (90% составляют поставки какао-продуктов).
3 Но, по мнению дипломатов, доминантой таких отношений было и должно быть образовательное взаимодействие. Советское и российское образование высоко ценится в Кот-д’Ивуаре. Об этом взаимодействии сегодня свидетельствуют образовательная миграция ивуарийцев и интерес к Центру открытого образования на русском языке, запускаемому Ярославским государственным педагогическим университетом в Абиджане с осени 2023 г.
4 Для установления более прочного сотрудничества в сфере образования важно понимать специфику образовательной системы Кот-д’Ивуара, её проблемы и возможности.
5 ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
6 Первыми европейцами, поселившимися в Кот-д’Ивуаре в XVII в., были французские миссионеры. Они начали торговлю древесиной, золотом, алмазами и слоновой костью, откуда пошло название Берег Слоновой Кости. Колония Франции (до 1960 г.) с 1904 г. стала частью Федерации Французской Западной Африки. Это обусловило в современном Кот-д’Ивуаре не только установление французского языка как государственного, но и организацию по образцу бывшей метрополии многих социальных институтов, в т.ч. образовательной системы.
7 Серьезный скачок в развитии национального образования страна пережила в 1960–1980-е гг. Обретение независимости сопровождалось расширением гражданских прав и ростом экономики (прежде всего, за счет экспорта кофе и какао-бобов). Но в ходе мирового экономического кризиса конца 1980-х – начала 1990-х гг. цены на кофе и какао-бобы упали, что привело к снижению ВВП, безработице, обеднению населения.
8 Со смертью первого президента Уфуэ-Буаньи в 1993 г. усугубился политический кризис. В 1999 г. произошел военный переворот, усиливший социально-экономические проблемы. Проведенные в следующем году президентские выборы и принятие новой Конституции не смогли стабилизировать обстановку, и в 2002 г. в Кот-д’Ивуаре был поднят военный мятеж, разделивший север и юг страны. Началась гражданская война, разрушившая и без того хрупкие государственные институты, включая образование. Более миллиона детей не посещали школы в этот период, а тысячи учителей стали беженцами или были убиты [1]. Военный конфликт был урегулирован только в 2007 г. Первые за 10 лет президентские выборы были проведены в 2010 г., спровоцировав новые вооруженные столкновения между правящей властью и оппозицией. Этот политический кризис завершился в 2011 г. при вмешательстве французских властей. С этого времени государство возглавляет Алассан Уаттара.
9 Важно заметить, что французское влияние по-прежнему сильно в Кот-д’Ивуаре, в т.ч. в образовательной области. Многие чиновники проходили во Франции обучение, получали докторские степени, начинали там свою карьеру (например, нынешние министр национального образования и грамотности М.Коне и министр по делам женщин, семьи и детей Н.Турэ).
10 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
11 Для понимания внешнего фона, на котором развивается ивуарийская образовательная система, приведем базовые сведения о самом государстве.
12 Кот-д’Ивуар – это многонациональное государство. Сегодня в нём проживает около 60 разных народностей, сгруппированных в 4 основных культурных региона, различающихся особенностями экономической деятельности, религии, традициями, языком, менталитетом и т.д. Примерно 35% населения исповедуют ислам, до 40% придерживаются традиционных верований, остальные – христиане.
13 Население Кот-д’Ивуара превышает 29 млн человек с приростом более 2,5% в год1. В силу высоких темпов его прироста граждане до 14 лет составляют около 40% населения (более 11 млн). Для государства предоставление гражданам образования в значительной степени обусловлено этой демографической особенностью: удельным весом граждан школьного возраста в общем составе населения (чем больше детей и молодежи, тем меньше возможностей у государства поддерживать их в получении образования) и долей сельского населения (проблемы с организацией школьного образования имеют более сложный характер в сельской местности) [2].
1. UNESCO Institute for Statistics (UIS). >>>> (accessed 11.05.2023)
14 Граждан 15–24 лет – 5,5 млн (из них более 800 тыс. неграмотные). Доля сельского населения (48%) почти такая же, как городского. Коэффициент бедности (доход менее $1,9 в день) – 11,5%. Общие социальные показатели страны остаются низкими, но постепенно улучшаются, что подтверждает, например, индекс человеческого развития: 171-е место Кот-д’Ивуара из 187 стран в 2017 г. и 159-е – в 2022 г.
15 Кризис 1990-х гг. послужил началом значительного снижения расходов на образование. По данным правительства и Института статистики ЮНЕСКО, в 1979 г. расходы на образование составляли 8,2% ВВП, в 1990 г. – 7,6%, но после войны резко упали: в 2011 г. – уже только 3%, в 2015 г. – 5% ВВП, в 2020 г. – 3,4%2,3.
2. >>>> (accessed 10.05.2023)

3.  The World Bank Data. Government expenditure on education, total (% of GDP) – Cote d’Ivoire. >>>> org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS?locations=CI (accessed 10.05.2023)
16 Образовательная система Кот-д’Ивуара получила новый импульс только с 2011 г., с окончанием затяжного политического и экономического кризиса. С этого времени государство прилагает значительные усилия по восстановлению и модернизации образования.
17 Для анализа этого развития следует также кратко представить структуру ивуарийского образования.
18 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОТ-Д'ИВУАРА
19 Система включает в себя несколько последовательных ступеней.
20 1) Дошкольное образование – для детей от 3 до 5 лет включительно (в 2019/20 г. им было охвачено только около 2,4 млн детей в городах4).
4. >>>> (accessed 08.05.2023)
21 2) Начальное образование – для детей 6–11 лет. Несмотря на требование Закона об образовании (2015), оно еще не является всеобщим (в 2020 г. начальную школу окончило только 70% от соответствующего набора в 1 классе).
22 3) Среднее образование – до 19 лет. Полное среднее образование и сдача национального экзамена (аналог ЕГЭ) обеспечивают доступ к высшему образованию. С 2015 по 2019 г. число средних школ по стране выросло на 36%, что подтверждает приверженность правительства идее расширения образования.
23 4) Среднее профессиональное образование охватывает молодежь 16–21 года. Число его учреждений в 2019 г. было 535 [3].
24 5) Высшее профессиональное образование (охватывает 9% населения).
25 В стране есть несколько государственных вузов, в 2021/22 г. заявки на поступление туда подало около 69 тыс. выпускников средней школы, из которых было зачислено чуть более 28%. Это побуждает правительство открывать новые вузы.
26 На государственные вузы приходятся сотни тысяч студентов, а на частные, которых большинство, – более 2 млн. Правительство рассматривает частный сектор как дополнительный инструмент реализации своей образовательной политики. Из-за нехватки мест в государственном секторе оно субсидирует средние частные школы, чтобы там могли бесплатно учиться дети из малообеспеченных семей. Условия их открытия, аккредитации и деятельности регулируются государством в соответствии с Законом об образовании.
27 Ивуарийская образовательная система состоит из государственных и частных учреждений и находится в прямом ведении трех органов: Министерства национального образования и грамотности, Министерства технического образования и профессиональной подготовки, Министерства высшего образования и научных исследований.
28 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
29 После политической стабилизации в Кот-д’Ивуаре были разработаны стратегические документы, касавшиеся образования. В частности, План образовательного сектора на 2016–2025 гг. определяет текущую политику государства в этой сфере, провозглашая следующие нормы:
30 1. Все дети должны посещать школы, призванные обеспечивать качественное обучение в соответствии с национальными стандартами. Для этого требуется:
31 – модернизировать детские сады и их программы;
32 – обеспечивать инклюзивное всеобщее начальное образование на основе соответствующего закона;
33 – удерживать в системе девочек;
34 – строить и реконструировать школы;
35 – создать систему сертификации педагогов частных школ.
36 2. Мужчины и женщины имеют равный доступ к качественной профессиональной подготовке, что возможно благодаря:
37 – организации партнерских отношений с частным сектором;
38 – модернизации профессионального образования;
39 – повышению квалификации педагогических кадров.
40 3. Достижение всеобщей грамотности через:
41 – интеграцию неформального и формального образования;
42 – активизацию образования на селе и для взрослых [4].
43 В стране крайне низкий уровень грамотности, прежде всего, среди взрослого населения. Даже среди граждан 15–24 лет он составляет только 68%, что ниже показателей других стран субрегиона (в Гане и Кении – более 80%). Организацией школьного образования занимается Министерство национального образования и грамотности.
44 4. Расширение доступа к качественному высшему образованию через:
45 – пересмотр правовой базы и внедрение системы мониторинга;
46 – улучшение подготовленности абитуриентов;
47 – адаптацию программ к требованиям производства,
48 – компьютеризацию и цифровизацию.
49 Кроме того, весьма своеобразным документом, регулирующим вопросы образования в Кот-д’Ивуаре с 2014 г., является Кодекс поведения персонала образовательных учреждений, нацеленный на защиту учащихся, продвижение ценностей гражданственности и социальной сплоченности, на укрепление отношений между школой и обществом5. Документ требует от кадров соответствующего морального облика, прилежного исполнения своих обязанностей и уточняет нормы поведения/отношения педагога (например, уважение к учащимся, их физическая неприкосновенность, учет их мнения, потребностей и интересов, беспристрастность, справедливость и др.).
5. >>>> (accessed 11.05.2023)
50 В Кодексе установлены дисциплинарные наказания за неподобающее поведение, деятельность или внешний вид (за татуировки, пирсинг; политическую и прочую пропаганду; за дискриминацию, унижение и угрозы учащимся; за продажу и употребление алкоголя и табака на территории школ и пр.). Анализ документа позволяет заметить два базовых противоречащих друг другу обстоятельства: 1) строгость нормативно-правовой базы по отношению к педагогам и администрации учебных заведений, контролирующей не только подходы к воспитанию учащихся, но также религиозную и политическую нейтральность педагогических кадров; 2) при этом практика школьной жизни указывает на разнообразные проблемы, включая насилие со стороны учителей, свидетельствующие о слабом соблюдении Кодекса. Это подтверждает, что документ обусловлен реальными проблемами и призван обеспечить их преодоление в будущем, создав позитивный образ учителя и школы.
51 Также Кодекс предостерегает педагогов от любых форм домогательств учащихся, физического насилия, употребления наркотических средств6. Здесь, забегая вперед, надо пояснить, что сексуальное и физическое насилие в школах Кот-д’Ивуара является массовой системной проблемой [5; 6], поэтому, вводя ответственность для учителей, Министерство также ведет работу по совершенствованию национальной философии образования, образа педагога и улучшению школьного климата.
6. Ibidem.
52 Потребность в квалифицированной рабочей силе и качественном образовании лежит в основе национального базового документа – Стратегического плана Кот-д’Ивуара до 2030 г., который направлен на консолидацию в экономическом восстановлении и развитие. Вместе с упоминавшимся выше Планом образовательного сектора приоритетными направлениями развития образования в нём названы расширение доступа к образованию и повышение качества преподавания. Поэтому первостепенное значение для правительства в 2022 г. имело открытие 43 школ на селе, начало строительства 7 техникумов и 2 государственных университетов, а также расширение общенациональной программы школьного питания. В апреле 2023 г. премьер-министр сообщил о предстоящем строительстве 37 школ в удаленных сельских районах за полтора года.
53 COVID-19 вынудил правительство ускорить внедрение программ дистанционного обучения, были созданы цифровые платформы удаленного обучения для школ и систем профессионального образования, образовательный контент транслировался по ТВ и радио. Еще в 2015 г. правительством утверждено открытие государственного Виртуального университета, сегодня он насчитывает более 10 тыс. учащихся и осуществляет подготовку через веб-телевидение, социальные сети, стажировки на производстве, что способствует цифровой модернизации Кот-д’Ивуара. Этот опыт позволил министерству начать разработку национальной политики использования ИКТ в образовании, что позволит решать проблемы доступа к образованию и подготовки учителей. Уровень компьютерной грамотности в стране очень низкий: по данным 2019 г., базовыми навыками в сфере ИКТ владело только 14% населения, стандартными – 4%, что подтверждает некомпетентность в этой области и среди педагогов7.
7.  The Sustainable Development Goals Extended Report 2022. Goal 4. The Statistics Division of the UNSD. >>>> org/sdgs/report/2022/extended-report/Extended-Report_Goal-4.pdf (accessed 14.05.2023)
54 В мае 2023 г. правительство заслушало отчет Национального совета по вопросам образования (EGENA), в течение 2 лет осуществлявшего диагностику системы для определения путей повышения её качества. Советом было выделено 4 приоритетных области образования – оптимизация школьного дела, реформа педагогической подготовки, расширение неформального образования и развитие цифровых технологий в образовании. Совет рекомендовал развивать выявленные области посредством проведения рекордных 42 реформ, планирующихся на следующие 10 лет, с начальным бюджетом 866 млрд франков8.
8. >>>> (accessed 12.05.2023)
55 Заметим, что слово «реформа» в отчете является преувеличением и в реальности отражает лишь конкретные меры по повышению качества национальной школы. Часть таких мер уже осуществляется. Например, с сентября 2022 г. почти во всех государственных начальных школах в сельской местности были открыты подготовительные классы для облегчения процессов включения ребенка в школьное обучение. Другая текущая мера – запущенная в нынешнем году программа дистанционного обучения «Моя школа дома». В ближайшее время должен быть запущен пилотный проект по выдаче бесплатных учебников школьникам.
56 ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ ИВУАРИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
57 При всех позитивных усилиях правительства сначала по восстановлению, а теперь по модернизации ивуарийской образовательной системы в стране остаются устойчивые проблемы, которые вызывают наибольшие трудности. ЮНЕСКО, сравнивая Кот-д’Ивуар с другими странами Африки, выделяет следующие недостатки его образования: уровень грамотности (грамотными являются около 60% взрослых в возрасте 24–59 лет); уровень охваченности детей образованием; низкий уровень успеваемости, второгодничество; нехватка педагогических кадров в начальных школах9.
9. https://www.epdc.org/sites/default/files/documents/EPDC_NEP_2018_Coted'Ivoire.pdf (accessed 14.05.2023)
58 Главной из них признается отсутствие всеобщего доступа к образованию, прежде всего, к начальному. Благодаря усилиям правительства, число не посещающих начальную школу детей ежегодно сокращается: в 2021 г. 134 тыс., из которых 94% – девочки. В 2022 г. начальную школу посещали уже 99,3%. Однако среди подростков сокращение незначительно: в 2021 г. среднюю школу посещало только 60,6% возрастной группы.
59 Очевидно, что этот список следует уточнить и дополнить. Так, проблема организации обязательного образования (решаемая принятием соответствующей поправки к Закону об образовании) и удержания детей в образовательной системе, среди прочих факторов, имеет специфичные географические, культурологические и экономические основания.
60 Важно напомнить, что Кот-д’Ивуар – один из крупнейших в мире экспортеров какао-бобов; какао составляет не только основу национальной экономики, но и является сферой деятельности примерно 20% семей. При этом многие фермеры живут в бедности, что побуждает их активно использовать детский труд. С 2000-х гг. в отрасли производства какао Западной Африки идет борьба с детским трудом и торговлей детьми (Закон об обязательном школьном обучении, ужесточение трудового законодательства, повышение минимального возраста работников до 16 лет, создание Службы наблюдения за детским трудом и т.д.), но детский труд по-прежнему используется: по данным опроса 2020 г., примерно 38% детей 5–17 лет были задействованы при производстве какао [7].
61 Именно бедность является серьезной проблемой, ограничивающей доступ к образованию для поколений сельских жителей. К тому же, хотя государственные школы в Кот-д’Ивуаре бесплатны, семья должна приобрести сопутствующие предметы – от канцелярии до школьной формы, что также бьет по бюджету семей, находящихся на грани или за чертой бедности, и часть из них предпочитают уклоняться от посещения школ. Если посещение начальных классов сегодня становится нормой даже в сельской местности, то основная школа всё еще воспринимается многими бедняками как пустая, бессмысленная трата времени.
62 Культурологическим фактором низкой включенности детей в образовательную систему являются традиционные религиозные и культурные представления об ограничении социальной роли женщин домашним хозяйством, замужеством и материнством. Препятствует массовому зачислению девочек в школы родителями, особенно в сельской местности, восприятие школы как излишества или угрозы традициям, поскольку необходимое для этих социальных ролей воспитание девочка должна получать дома от матери. Таким образом, на тенденцию зачисления также частично влияет менталитет семей [8]. В сельской местности также практикуются ранние браки. Несмотря на то, что Конституция запрещает брак до 18 лет, в 2016 г. 33% девушек вышло замуж до этого возраста, из них 10% – до 15 лет [9], что препятствует посещению уже средней школы. Свою роль в образовательной статистике о включенности в общее образование в Кот-д’Ивуаре играет и проблема насилия в отношении детей. По данным ЮНИСЕФ, в 2016 г. физическому насилию в школьной среде подвергалось 2/5 учащихся, 38% учеников стали жертвами сексуальных домогательств в школе (число беременностей даже в начальной школе измеряется сотнями, в средней – тысячами)10.
10. All Africa. >>>> (accessed 12.03.2023)
63 В целом низкой остается доступность Интернета для населения: в 2021 г. использовали Интернет, в т.ч. с мобильных устройств, только 45% населения; по данным 2019 г., дома имели Интернет только 17% населения, т.е. значительно меньше, чем в развитых странах; пользовались Интернетом с различных устройств 25% детей до 15 лет11.
11. The Sustainable Development Goals Extended Report 2022…
64 И, конечно, серьезную проблему, отмечаемую во всех отчетах и планах развития образования, представляет собой квалификация педагогов. Это закономерно, поскольку значительный прогресс в своем развитии национальная система подготовки педагогов переживает именно со второй половины 2010-х гг.: еще в 1985 г. педагогическое образование имели только 20% ивуарийских учителей средних школ [5].
65 По французской традиции педагоги в Кот-д’Ивуаре являются государственными служащими, поэтому, естественно, их трудоустройством руководит соответствующий департамент Министерства технического образования и профессиональной подготовки, распределяя педагогов по школам в соответствии с региональными потребностями и вакансиями. Министерство разработало программы стимулирования, призванные привлекать педагогов к работе в отдаленных и неблагополучных районах, хотя эффект программ признается пока незначительным [14].
66 Установлено, что профессия учителя набирает популярность в ивуарийском обществе, поскольку заработная плата педагогов здесь выше, чем во многих сферах экономики, существенно превосходит средний показатель учительской зарплаты по всему западноафриканскому региону и выплачивается ежемесячно [10]. Власти стимулируют привлекательность профессии благодаря страховкам, жилищным субсидиям и премиям. Это объясняет конкуренцию при поступлении в педагогические учебные заведения. Даже на специальность помощника учителя, к примеру, в апреле 2023 г. заявки подали более 66 тыс. кандидатов на 5 тыс. мест, при том что в прошлом году желающих было 47 тыс.
67 Власти рассчитывают, что меры стимулирования и увеличение зарплаты педагогов в 2023 г. позволят добиться значительного улучшения показателей статистики по квалификации учителей в будущем. Пять лет назад около 50% воспитателей детских садов имели только свидетельство об окончании неполной средней школы, 40% – школьный бакалавриат и выше, а 10% не имели свидетельства об образовании вообще. Сложная кадровая ситуация и в частном секторе: по данным Министерства технического образования и профессиональной подготовки, в 2017 г. не имело образования 23% педагогов частных школ [5]. Проблема во многом объясняется несовершенством законодательной базы: если распределение учителей по государственным школам централизовано, то надзор министерства за частными школами весьма ограничен, и им неподконтрольны вопросы трудоустройства кадров на должность учителя без какого-либо профессионального образования.
68 В настоящее время проблема решается путем сотрудничества. Национальное министерство образования сотрудничает с заинтересованными международными организациями с целью разработки новой политики в области образования, улучшения подотчетности частного образовательного сектора и повышения квалификации педагогов. Для действующих учителей также существуют возможности непрерывного профессионального развития.
69 Как и в других африканских странах, влияние на подготовку педагогических кадров оказывают зарубежные акторы – от международных организаций (ЮНЕСКО, Всемирный банк, Глобальное партнерство в образовании или Graines de Paix) до официальных представителей из конкретных стран. Например, в 2012–2017 гг. Китай выполнял совместный с ЮНЕСКО проект интеграции ИКТ в подготовку учителей нескольких африканских стран, включая Кот-д’Ивуар; с 2022 г. Китай строит профтехучилище в Абиджане, параллельно обеспечивая поставку оборудования и обучение педагогов будущего училища; с 2022 г. посольство КНР продвигает инициативу включения китайского языка как иностранного в образовательную программу ивуарийских школ. Свои образовательные проекты здесь также реализуют Франция, США, Турция и др. [11; 12; 13].
70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71 Таким образом, правительство Кот-д’Ивуара прилагает разноплановые усилия по преодолению системных национальных проблем типа неграмотности населения, отсутствия доступа к образованию для всех желающих, низкого качества подготовки, неразвитой образовательной инфраструктуры, низкого уровня профессионализма педагогов. Для этого образование объявлено стратегической областью национального развития, ведется активное вливание инвестиций в сферу образования и строительство новых учебных заведений, начата цифровизация отрасли, организовано сотрудничество государства с частными учебными заведениями, общинами, профсоюзами и международными заинтересованными организациями.
72 Анализ достижений Кот-д’Ивуара в восстановлении и обновлении образовательной сферы в 2010–2020 гг. определенно позволяет рассчитывать на дальнейший прогресс образовательной системы.

Библиография

1. Minoi C., Shemyakina O.N. 2014. Armed Conflict, Household Victimization, and Child Health in Côte d’Ivoire. Journal of Development Economics. Vol. 108. Pр. 237–255. DOI:10.1016/j.jdeveco.2014.03.003

2. Morisset J., Ndem A. 2017. FLe défi des compétences, pourquoi la Cote d’Ivoire doit reformer son système educatif? Cote d’Ivoire economic update. Washington, D.C.: Banque mondiale. 51 p.

3. Portail Officiel Du Gouvernement De Côte D’ivoire. https://www.education.gouv.ci (accessed 08.05.2023)

4. MENET-UNICEF. 2015. Etude sur le bien-être et la sécurité des élèves dans les écoles de Côte d’Ivoire. Abidjan: UNICEF. 151 р.

5. Parkes J., Westerveld R., Johnson R.F. 2017. Addressing School Related Gender-Based Violence in Côte d’Ivoire, Togo, Zambia and Ethiopia: A Cross-country Report. London: UCL Institute of Education. 42 р.

6. NORC. 2020. Assessing Progress in Reducing Child Labor in Cocoa Production in Cocoa Growing Areas of Côte d’Ivoire and Ghana. Chicago: NORC. 28 р.

7. Oyeniran R. 2018. Education for All in Developing Countries: A Critical Analysis. Journal of Educational System. Vol. 2. Is. 12. Pр. 25–33.

8. Malé C., Wodon Q. 2016. Basic Profile of Child Marriage in Côte d’Ivoire. Knowledge Brief. March. Р. 1.

9. UNESCO. 2013. Synthesis Report: Findings from the Needs Assessment Phase Côte d’Ivoire, Ethiopia, Namibia / UNESCO; Chinese Funds-In-Trust. 32 p.

10. Dunfjäll M. 2019. Sino-African Relations and ODA in the Twenty-First Century: Chinese Aid and Public Expenditure in Education and Health Sectors of Sub-Saharan African Nations. Chinese Political Science Review. Vol. 4. Pp. 375–402. https://doi.org/10.1007/s41111-019-00125-1

11. Krupova K., Čech Ľ. 2020. A Neo-colonialist French Foreign Policy in Africa? Insights from Côte d’Ivoire. Studia Politica: Romanian Political Science Review. Vol. 20. Is. 2. Pp. 291–317. https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-69916-3

12. Froehlich A., Siebrits A., Kotze C. 2021. Towards the Sustainable Development Goals in Africa: Space Supporting African Higher Education. Space Supporting Africa. Studies in Space Policy. Vol. 27. Pp. 1–90. https://doi.org/ 10.1007/978-3-030-61780-6_1

13. Binaté I. 2019. La présence turque en Côte d’Ivoire contemporaine: entreprise transnationale au service de l’éducation, l’humanitaire et l’islam en Afrique de l’ouest. Canadian Journal of African Studies. Vol. 53. Is. 2. Pp. 215–233. DOI:10.1080/00083968.2019.1597743

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести