Политика позитивной дискриминации в Индии: новые подходы к решению социально-экономических проблем
Политика позитивной дискриминации в Индии: новые подходы к решению социально-экономических проблем
Аннотация
Код статьи
S032150750028099-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Старикова Мария Николаевна 
Должность: старший преподаватель, факультет Международных отношений
Аффилиация: МГИМО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
26-33
Аннотация

Политика «позитивной дискриминации» в современной Индии направлена на помощь социально отсталым слоям общества, в которые входят зарегистрированные касты, племена и «прочие отсталые классы». Государство предоставляет им квотированные места в университетах и на госслужбе. Но в эти категории всегда входили лишь некоторые группы религиозных меньшинств, далиты, а также представители средних и низших каст индусской общины. Однако в 2019 г. правительство Нарендры Моди приняло поправки к Конституции, которые позволяют малообеспеченным гражданам претендовать на 10% квотированных мест независимо от их религии или кастовой принадлежности.

Общественность приняла реформу неоднозначно, но в итоге Верховный суд оставил поправки в силе. Экономически отстающие граждане, не подпадающие под иные категории квотирования, могут поступить по этой квоте в учебное заведение или на госслужбу. Мусульмане и представители других религиозных меньшинств также получают возможность претендовать на квотированные места. Несмотря на позитивный характер реформы, многие считают её очередным способом привлечь голоса избирателей на выборах.

Ключевые слова
Индия, мусульманская община, далиты, квотирование, экономически менее развитые группы населения, прочие отсталые классы
Классификатор
Получено
02.07.2023
Дата публикации
22.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
153
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Политика предоставления квот для представителей социально отсталых слоев населения началась еще в колониальный период истории Индии и была воспринята правительством уже независимой страны в XX в. Проблема «позитивной дискриминации» стала одной из острых тем дискуссий представителей различных политических сил и часто используется ими для достижения собственных целей. Резервирование мест за угнетаемыми группами позволило многим их членам получить доступ к образовательным, экономическим и властным ресурсам. Поскольку отличительной чертой индийского общества является кастовая система, создатели Конституции и основатели молодого государства стремились нивелировать существовавшие столетия привычные модели поведения и предоставить возможность ранее отрезанным от благ людям начать учиться и работать наравне с более привилегированными гражданами.
3 Однако в современной индийской политике каждая партия использует квотирование и кастовый вопрос в своих интересах, воспринимая это как совершенно нормальное, законное и даже необходимое действие [1, pp. 48–49]. Некоторые исследователи считают, что власти предоставляют квоты всё большему числу групп не для того, чтобы обеспечить общественный порядок, а чтобы увеличить свою электоральную поддержку [1, p. 49]. Это стало частью стратегии борьбы партий и организаций за влияние в штатах и регионах, превратив кастовые или общинные объединения в пассивные электоральные базы и реальные движущие силы. Политика резервирования стала одним из инструментов, благодаря которому они часто вполне успешно добивались поддержки многочисленных слоев населения. На фоне этого возрастало недовольство многих ранее привилегированных групп, и, чтобы «успокоить» их, на протяжении десятилетий власти пытались ввести квоту на основе экономического статуса.
4 ПОЛИТИКА ПОЗИТИВНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
5 По Конституции правом на получение зарезервированных мест в учебных заведениях и на госслужбе наделяются т.н. зарегистрированные касты1, зарегистрированные племена, «прочие отсталые классы» и в последние несколько лет «экономически менее развитые группы населения». Первоначально в список зарегистрированных каст входили лишь индусы, но в 1956 г. были включены сикхи, а в 1990 г. – буддисты. Однако мусульмане и христиане, которые считают себя далитами2, до сих пор не добились права на включение в список3, хотя отдельные группы входят в категорию «отсталых классов».
1. См. подробнее о далитах [2].

2. Далиты – наименование неприкасаемых в Индии.

3. Сегодня на рассмотрении Верховного суда находится дело, согласно которому христиане требуют присудить отдельным представителям своей и мусульманской общины статус списочных каст [3].
6 Именно вышеперечисленные категории позволяют низшим слоям индийского общества претендовать на квоты. В первые две входят бывшие «неприкасаемые» и многочисленные племена, к третьей относятся различные низшие и средние касты, в т.ч. отдельные группы других религиозных общин, которые на протяжении долгого времени также были лишены возможности претендовать на экономические и социальные блага. Первоначально планировалось оставить квотированные места только для зарегистрированных каст и племен, но из-за недовольства южных штатов в мае 1951 г. парламент принял поправку к Конституции, допускающую «позитивную» дискриминацию в отношении отсталых слоев общества [4, с. 12]4. Постепенно все южные штаты ввели квоты для «отсталых классов», куда входили не только индусы. Но в масштабах страны не существовало четкого регулирования для данной категории населения.
4. Ещё в 1925–1930-е гг. на юге страны отсталые «чистые» касты добились квотирования в учебных заведениях и госучреждениях, поэтому были недовольны лишением квот [4, с. 12] после пересмотра системы резервирования в уже независимой Индии.
7 Лишь в 1978 г. была создана государственная Комиссия по «отсталым классам» под руководством Б.П.Мандала5 для изучения положения «отсталых классов» и выработки рекомендаций, касающихся их представительства в госучреждениях и поступления в высшие учебные заведения. Комиссия определила долю «прочих отсталых классов» населения в 52% и рекомендовала ввести квотирование 27% мест на госслужбе и в учебных заведениях, получающих полное или частичное финансирование государства [5, p. 57–59]. Комиссия Мандала отнесла мусульман и представителей неиндусских общин, происходящих от далитов или занятых в профессиях, в которых заняты индусы, уже входящие в категорию «прочих отсталых классов», к данной категории [5, p. 56]. Она включила 80 групп мусульман, причем около 50% мусульман были признаны отстающими [6]. В результате «прочие отсталые классы» населения получили право на квоты.
5. Б.П.Мандал (1918–1982 гг.) – известный политический деятель. Возглавлял вторую Комиссию по «отсталым классам».
8 Зарезервировано 49,5%6 мест в образовательном секторе и на госслужбе: 15% – за зарегистрированными кастами, 7,5% – за зарегистрированными племенами, 27% – за «прочими отсталыми классами». Каждый штат имеет право сам определять процент квот для этих категорий.
6. С 2019 г. добавлено 10% для «экономически менее развитых групп населения» (прим. авт.).
9 Такая стратегия властей привела к росту недовольства, особенно среди городской образованной молодежи из высших каст среднего класса общества, обеспокоенных сужающимися рынками труда [1, p. 37]. Они чувствуют угрозу из-за потери возможностей и доминирующих позиций. Стандартными аргументами критиков является то, что политика позитивной дискриминации уничтожает равенство перед законом, питает кастовый феодализм, разделяет людей на кастовой основе, угрожает социальному единству, сохраняет зависимость зарегистрированных каст от государства; система не может выжить, если заслуги, эффективность и достоинство игнорируются [1, p. 44]. Во многом из-за таких взглядов правительства, как центральные, так и штатовские, в разные периоды стремились «задобрить» высшие касты и вводить квоты лишь на основании финансового положения потенциальных кандидатов.
10 В 2019 г. правительство ввело новую квоту, основанную на экономическом статусе, что привело к оживленной дискуссии. Это решение бросило вызов существующей системе резервирования, основанной в первую очередь на данных о социальном и образовательном положении граждан, а не только экономическом. Квоты изначально были призваны постепенно смягчить последствия дискриминации из-за кастового статуса в обществе, поэтому введение новой категории многим показалось началом слома выбранной ранее стратегии устранения неравенства и политическим шагом для привлечения голосов высших каст. Во многом это мнение связано с тем, что электоральной основой правящей партии Бхаратия джаната парти выступают именно верхние слои индийского общества.
11 РЕЗЕРВИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА
12 Несмотря на негативную реакцию общественности, правительство не раз предлагало установление новой квоты с учетом экономического статуса. В 1990 г. премьер-министр В.П.Сингх7 объявил в парламенте о введении 27%-го квотирования для «прочих отсталых классов», но это привело к волнениям среди высших каст [4; 7, p. 2454]. Он также озвучил идею добавления квоты для малообеспеченных граждан, но официально не внес это предложение на рассмотрение, вероятно, опасаясь превышения установленного судами порога в 50% резервирования [7, p. 2454]. Позже, в 1991 г., премьер-министр П.В.Нарасимха Рао8 тоже попытался провести реформу в политике «позитивной дискриминации», и к предложенным ранее 27% добавили 10% квот для экономически отсталых слоев населения.
7. В.П.Сингх (1931–2008 гг.) – премьер-министр Индии с декабря 1989 г. по ноябрь 1990 г.

8. П.В.Нарасимха Рао (1921–2004 гг.) – премьер-министр Индии с 1991 по 1996 г.
13 В 1992 г. Верховный суд Индии в рамках дела Индры Сахни обязал правительство ввести квоту для «прочих отсталых классов» [4, с. 13], однако отказал в резервировании мест только на основании экономического статуса кандидатов. Уточнялось, что государство может предоставить малообеспеченным квотирование, чтобы установить их достаточное представительство, но под действие ст. 16 (п. 1) Конституции они не могут подпадать: резервирование включает в т.ч. социальные критерии. Именно тогда решение Верховного суда надолго затормозило введение квот для представителей высших каст и различных религиозных общин, которые из-за своего экономического положения не могли поступить в университеты или устроиться на хорошую работу. Но предложенная идея не была полностью отвергнута, поскольку могла в свое время стать неплохим инструментом для привлечения голосов9.
9. Например, в Керале в 2017 г. правительство штата призывало к введению резервирования на основе экономического положения [8].
14 Спустя почти тридцать лет, 9 января 2019 г., парламент Индии принял 103-ю поправку к Конституции, согласно которой представители «экономически менее развитых групп населения» могут получить до 10% мест на государственной службе и в учебных заведениях на основе введенного в меморандуме экономического критерия10. Закон внес поправки в ст. 15 и 16, добавив в каждую п. 6. Поправка к ст. 15 позволяет правительству вводить особые постановления для улучшения положения экономически менее развитых групп граждан, в т.ч. квотирование в учебных заведениях (кроме образовательных учреждений, находящихся под попечительством общин меньшинств). Ст. 16 (п. 6) дает правительству право вводить квоты на государственной службе для указанной категории населения. 10% предоставляются отдельно от уже существующих категорий квот, что поднимает общий процент квот выше 50%.
10. Доход семьи не должен превышать 8 тыс. лакхов в год (800 тыс. рупий или около $9632) (прим. авт.). В доход включается не только заработная плата, но и прибыль от занятий сельским хозяйством, бизнесом и другими видами деятельности. Для живущих в деревне принадлежащая им площадь не должна превышать 5 акров земли, а жилая площадь – 200 кв. м [9].
15 Несмотря на принятие большинством голосов поправки, некоторые члены Нижней палаты парламента (Локсабхи) высказались против законопроекта11. Во-первых, они считали, что поправка не соответствует целям резервирования: обеспечение социальной справедливости, устранение образовательной и социальной отсталости. Например, Асаддудин Овайси12 отметил, что нет точных данных об уровне отсталости представителей высших каст, но такая статистика есть по мусульманской общине – она демонстрирует удручающие показатели в сфере образования. По этой причине именно им стоит предоставить возможность претендовать на зарезервированные места. А.Овайси упомянул об отказе Центра одобрить закон о выделении мусульманам большей квоты в штате Телангана и в целом о торможении штатовской инициативы по пересмотру процента квот13.
11. Discussion on the motion for consideration of the Constitution (One Hundred and Twenty-Fourth Amendment) Bill, 2019. Moved by Dr. Thaawarchand Gehlot. Parliament of India. Lok Sabha. Digital Library. >>>> (accessed 23.02.2023)

12. Асадуддин Овайси (р. 1969 г.) – нынешний лидер партии Всеиндийская конференция союза мусульман (ВКСМ). Клан Овайси стоит во главе партии с 1958 г. ВКСМ была основана в Хайдарабаде в конце 1920-х гг. Просуществовала до 1947 г. Воссоздана в 1958 г. (прим. авт.).

13. В апреле 2017 г. легислатура Теланганы выпустила законопроект об увеличении квот для мусульман с 4% до 12% и зарегистрированных племен с 6% до 10%. После этого планировалось направить закон в Центр для одобрения президентом и включения изменений в Приложение 9 Конституции (прим. авт.).
16 Во-вторых, некоторые парламентарии напомнили о неудачной попытке правительства П.В.Нарасимха Рао ввести экономический критерий резервирования. Тогда Верховный суд не одобрил данное решение, поэтому они считали, что и на этот раз реформа провалится.
17 В-третьих, была подчеркнута несправедливость обязательного предоставления квотированных мест в институтах и университетах, не имеющих финансовой поддержки государства. При этом такой льготы лишены зарезервированные касты, племена и «прочие отсталые классы». Также существует проблема с обеспечением рабочими местами, поскольку в стране их число не увеличивается, а дополнительные квоты требуют новых мест. В-четвертых, критерии выделения новой категории14 стоило еще раз пересмотреть, поскольку под них подпадает слишком большой процент населения страны.
14. Office Memorandum. No. 36039/1/2019-Estt (Res). Government of India. Ministry of Personnel, Public Grievance & Pensions. Department of Personnel & Training. 31.01.2019. >>>> (accessed 23.02.2023)
18 Во время дискуссии также прозвучало мнение о политических причинах введения новой квоты. Депутат от Индийской объединенной мусульманской лиги15 Е.Т.Мохаммад Башир отметил, что «настоящая цель этого законопроекта – извлечение личной выгоды из сложной ситуации» и «не что иное, как подготовка к предстоящим выборам (апрель–май 2019 г.)»; в деле Индра Сахни судья П.Савант четко обозначил, что «экономический критерий позволит представителям из высшей прослойки общества (высшим кастам) монополизировать власть в стране, чему политика резервирования должна противодействовать». Несогласные с поспешностью принятия поправки были убеждены, что Верховный суд может отклонить законопроект.
15. Партия в штате Керала, образованная в 1948 г.
19 Решение правительства в интеллектуальной среде было принято неоднозначно. Публицисты и аналитики отмечали как положительные, так и отрицательные стороны поправки, хотя чаще в СМИ инициативу критиковали. В первую очередь недовольство вызывало укрепление положения высших каст, которые и так получали высшее образование и были хорошо представлены в обществе. В связи с этим отмечалось, что квоты могут быть подходящим средством защиты прав только для тех людей, которые сталкиваются с такими структурными барьерами, как каста, раса и пол [10; 11]. Эти группы населения подвергаются дискриминации и часто не могут получить доступа к возможностям наравне с остальными членами общества. Так, в школах, на работе, в магазинах и других местах продолжает практиковаться неприкасаемость или создаются трудности для меньшинств [10].
20 Критики утверждали, что, в отличие от проблем, с которыми сталкиваются зарегистрированные касты, племена и «прочие отсталые классы», экономическое неблагополучие представителей высших каст не связано с систематической дискриминацией со стороны других членов общества. Не меньшее недовольство вызвало решение исключить из поправки группы, уже имеющие квоты, поскольку численность малообеспеченных граждан в их среде значительно выше: 43% зарегистрированных племен живут за чертой бедности; среди зарегистрированных каст – 29%; «прочих отсталых классов» – 21%; не входящих в вышеперечисленные группы – 12,5% [9].
21 Ряд исследователей и публицистов всё же обратили внимание на то, что не только высшие касты, но и некоторые общины могли бы получить выгоду от новой квоты, и в первую очередь мусульмане [12; 13]. Например, экономист Шарифф Абусалех и правовед Бхат Мохсин приходят к такому выводу, проанализировав данные из отчета Комитета Сачара от 2006 г.16: процент мест, занимаемых мусульманами на госслужбе, значительно ниже, чем у представителей других религиозных общин [13, p. 6–7]. Квота, основанная на экономическом критерии, предоставляет более «слабым» группам населения, таким как мусульмане, возможность преодолеть социальную изоляцию, подобную той, с которой сталкиваются зарегистрированные касты, племена и «прочие отсталые классы» [14]. Примерно 21% индийцев являются потенциальными бенефициарами квоты для «экономически менее развитых групп населения», среди которых половина – высшие касты индусов, а остальные – мусульмане и представители других религиозных меньшинств [14]. Однако остается открытым вопрос, насколько данная реформа действительно затронет неиндуистские общины.
16. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх распорядился сформировать комитет под руководством Раджиндера Сачара – бывшего верховного судьи Высокого суда Дели. Комитет должен был подготовить доклад о социально-экономическом положении мусульман (прим. авт.).
22 Несмотря на многие негативные статьи и аналитические обзоры, правительственная инициатива получила поддержку многих правящих элит страны, и квота была введена практически во всех штатах. Ведущие партии с самого начала голосовали за реформу, поскольку могли оценить её роль в укреплении их власти: на протяжении всего периода независимости они хорошо отточили искусство проведения политики позитивной дискриминации.
23 СУДЕБНЫЕ ИСКИ
24 В Верховный суд подали более 20 исков, оспаривающих конституционность 103-й поправки. Ходатайства были заполнены по всей стране, в т.ч. от имени Дравида муннетра кажагам – правящей партии штата Тамилнаду17. По требованию Центрального правительства было принято решение объединить все петиции и рассмотреть их в Верховном суде. Истцы указывали все те недостатки реформы, которые были упомянуты еще во время рассмотрения поправки в парламенте. Они считали, что она нарушает основные положения Конституции и фундаментальное право на равенство, гарантируемое ст. 14 Конституции. Отмечалось, что зарегистрированные племена, касты и «прочие отсталые классы» не могут быть выведены из-под действия экономической квоты; несправедливо обязывать институты, не получающие государственную поддержку, резервировать места на экономической основе. Истцы указывали, что новая квота противоречит решению Верховного суда по делу Индры Сахни от 1992 г.18 Как сказано выше, в вердикте отмечалось, что экономический критерий не может быть единственным основанием для резервирования мест, а планку в 50% нельзя нарушать19,20.
17. EWS आरक्षण विवाद, क्‍यों बताया जा रहा था संविधान का उल्‍लंघन; अब कांग्रेस ने भी किया SC के फैसला का स्‍वागत. Jagran, 07.11.2022. (What is EWS reservation dispute? Why it is challenged in Supreme Court?). (In Hindi). >>>> (accessed 25.02.2023)

18. Indra Sawhney etc. vs Union of India and Others, etc. ... on 16 November, 1992. AIR 1993 SC 477, 1992 Supp 2 SCR 454. >>>> (accessed 11.02.2023)

19. В мае 2021 г. Верховный суд, рассматривая дело Джайшри Лакшманрао Патила, отказался оспаривать установленный ранее лимит. См.: Jaishri Laxmanrao Patil v. Chief Minister, Maharashtra. The Supreme Court Observer. SLP (C) 15737/2019. >>>> (accessed 14.10.2021)

20.  Writ Petition by Youth for Equality. The Supreme Court Observer. 14.10.2021. >>>> (accessed 01.03.2023)
25 В ноябре 2022 г. трое из пяти судей поддержали введение новой квоты и признали поправку, вводящую экономический критерий резервирования, конституционно действительной21. Они отметили, что зарегистрированные племена, касты и «прочие отсталые классы» могут быть исключены из категории «экономически менее развитых групп населения»22. Было постановлено, что 50%-й лимит является гибким и его можно нарушать в чрезвычайных ситуациях23. К тому же это ограничение применимо только к квотам для социально и образовательно отсталых классов, а не ко всем типам резервирования.
21. EWS Reservation Judgment: SC Upholds 103rd Amendment in 3–2 Majority. Supreme Court Observer. >>>> (accessed 01.03.2023)

22. Janhit Abhiyan vs Union of India on 7 November, 2022. Judgment Bela M. Trivedi. >>>> (accessed 04.03.2023). P. 17.

23.  EWS Reservation Judgment: SC Upholds 103rd Amendment in 3–2 Majority. Supreme Court Observer. >>>> (accessed 01.03.2023)
26 Именно так правительство обосновывало свою позицию, отмечая, что потолок в 50% не был нарушен, поскольку по решению суда от 1992 г. он вводился с целью сохранить 50% мест за обычными группами граждан, а реформа рассчитана как раз на людей из этой прослойки общества и не касается оставшихся 50%, уже подпадающих под действие квот [15]. Многие партии также приветствовали решение Верховного суда, касающегося новой категории резервирования, в т.ч. и Индийский национальный конгресс (ИНК, Конгресс)24. Председатель ИНК Малликарджун Кхарге заявил, что начало реформе в свое время положил еще Конгресс25.
24. Одна из крупнейших и старейших политических партий Индии. Основана в 1885 г.

25. EWS आरक्षण विवाद, क्‍यों बताया जा रहा था संविधान का उल्‍लंघन; अब कांग्रेस ने भी किया SC के फैसला का स्‍वागत. Jagran, 07.11.2022. (What is EWS reservation dispute? Why it is challenged in Supreme Court?). (In Hindi). >>>> (accessed 25.02.2023)
27 В то же время почти все критики ставили под сомнение критерий, определяющий экономический статус гражданина. Эта проблема еще до вердикта суда от 2022 г. затрагивалась в другом судебном деле, касающемся введения резервирования для «экономически менее развитых групп населения» при поступлении в рамках всеиндийской квоты для медицинских институтов26. Осенью 2021 г. судьи направили директиву правительству с просьбой пояснить, почему планка доходов для выделения «сливочной прослойки»27 из числа «прочих отсталых классов» идентична планке для «экономически менее развитых групп населения» (800 тыс. рупий)28. В случае с «прочими отсталыми классами» данный критерий определяет требуемый экономический статус для преодоления социальной отсталости. В ноябре 2021 г. был создан Комитет, который уже в декабре представил доклад, обосновывающий введение лимита годового дохода семьи в 800 тыс. рупий (8 тыс. лакхов). Комитет проанализировал данные с 2019 г. и обнаружил, что большинство вошедших в новую категорию не достигло высшей планки дохода, что указывает на использование возможности преимущественно кандидатами с менее высоким экономическим статусом. В отчете подчеркивалось, что в отличие от расчета планки для «прочих отсталых классов», при выделении критерия определения «экономически менее развитых групп населения» использовалось больше показателей29.
26. В июле 2021 г. Национальное агентство тестирования выпустило уведомление, согласно которому при поступлении на медицинские курсы последипломного образования на основе результатов Национального вступительного теста резервировалось 27% мест всеиндийской квоты в медицинских учебных заведениях за «прочими отсталыми классами» и 10% – за «экономически менее развитыми группами населения». В Верховный суд были направлены ходатайства от докторов и студентов, которые утверждали, что уведомление правительства – это «обратная дискриминация» кандидатов из общей категории. См.: Day 4 Oral Hearings. OBC & EWS Reservation in Postgraduate Medical Admissions. Supreme Court Observer. >>>> (accessed 27.02.2023)

27. Сливочная прослойка (Creamy layer) – термин, используемый для обозначения социально, экономически и образовательно развитой части отсталых классов (прим. авт.).

28. Expert Committee Report Summary (Union Government). Supreme Court Observer. OBC & EWS Reservation in Postgraduate Medical Admissions. >>>> (accessed 20.02.2023)

29. Report on review of the criteria for economically weaker sections reservation. Ministry of Social Justice and Empowerment. New Delhi. 2021. >>>> (accessed 20.02.2023)
28 Отвечая на призыв докторов принять срочные меры для решения проблемы нехватки персонала в больницах по всей стране30, Верховный суд 7 января 2022 г. позволил Союзному правительству провести прием в аспирантуру, включив 27%-ю квоту для «прочих отсталых классов» и 10%-ю – для «экономически менее развитых групп населения»31. Хотя новая квота уже считается легитимной, окончательное решение по финансовому критерию для определения «экономически менее развитых групп населения» по этому делу всё еще не принято.
30. Зимой 2022 г. по всей стране проходили протесты докторов: зачисление в аспирантуру задерживалось на восемь месяцев, из-за недостатка медработников врачи вынуждены были работать сверхурочно (прим. авт.).

31.  Pronouncement of Order: OBC/EWS Res for PG NEET. OBC & EWS Reservation in Postgraduate Medical Admissions. >>>> (accessed 20.02.2023)
29 Решение правительства внесло изменения в существовавшую десятилетия систему резервирования. Хоть подобная инициатива и была встречена неоднозначно, большая часть политической элиты поддержала её. Эта реформа назревала не одно десятилетие, и в итоге, несмотря на несогласие ряда лидеров далитов и общин меньшинств, трансформировало политику предоставления квот. Теперь в основе позитивной дискриминации лежит не только наследие существовавшей веками кастовой системы, но и финансовое благополучие граждан, что позволяет многим группам населения также претендовать на льготы. В большинстве штатов уже несколько лет кандидаты подают заявления на основе данной квоты и поступают в высшие учебные заведения, а также на госслужбу. Хотя некоторые активисты и пытаются оспорить решение Верховного суда о признании реформы конституционной, вероятность удовлетворительного для них вердикта мала. Политика позитивной дискриминации претерпевает изменения и, на самом деле, нуждается в пересмотре, поскольку в обществе существует недовольство как слишком большим числом претендентов на получение зарезервированных мест, так и отсутствием возможности войти в ту или иную категорию.

Библиография

1. Suri K.S. 1994. Caste reservations in India: policy and politics. The Indian Journal of Political Science. Vol. 55. № 1. Pp. 37–54.

2. Юрлова Е.С. «Неприкасаемые» в Индии. М.: Наука, 1989.

3. Rajagopal K. SC to examine Dalit Christians’ plea that reservation should be “religion neutral”. The Hindu. 08.01.2020. https://www.thehindu.com/news/national/sc-to-examine-dalit-christians-plea-that-reservation-should-be-religion-neutral/article30512888.ece (accessed 10.10.2021)

4. Юрлова Е.С. Роль каст в современной Индии. Азия и Африка сегодня. 2018. № 4. С. 10–17. DOI: 10.7868/S0321507518040025.

5. 1980. Report of the Backward Classes Commission. Government of India. First Part. Vol. I, II.

6. Hassan Z. Reservation for Muslims. Redressing disadvantages. A symposium on reservations and the private sector. Seminar. May, 2005. https://www.india-seminar.com/2005/549/549%20zoya%20hassan.htm (accessed 14.02.2023)

7. Nauriya A. 1991. Reservations in Public Employment: Modified Mandal Scheme. Economic and Political Weekly. Vol. 26. № 43. Pp. 2454–2456.

8. Ameerudheen T.A. Why communist parties in Kerala are insistent on job reservation for upper-caste poor. Scroll, 01.12.2017. https://scroll.in/article/859286/why-communist-parties-in-kerala-are-insistent-on-job-reservation-for-upper-caste-poor (accessed 18.02.2023)

9. Kumar A., Kumar G. Setting Rs 8 lakh per annum as the upper income limit to be eligible for the EWS quota is a cruel joke to Indians who are actually poor. The Wire, 07.02.2019. https://thewire.in/government/10-percent-quota-ews-narendra-modi (accessed 20.03.2023)

10. Prasad M. ‘Perverting the Constitution’: The Case Against 10% Reservation. The Wire, 29.01.2019. https://thewire.in/law/economic-quota-bill-case-against-reservation (accessed 24.02.2023)

11. Nambudiri S. The reservation conundrum. The Times of India, 28.11.2020. https://timesofindia.indiatimes.com/blogs/tracking-indian-communities/the-reservation-conundrum/ (accessed 24.02.2023)

12. Rukmini S. Why Muslims have the first claim on any new ‘backward’ quota. Mint, 10.01.2019. https://livemint.com/Politics/3uqMGQ3o4UMhtdHnxaGocO/What-the-general-category-reservation-bill-means-for-Muslims.html (accessed 25.02.2023)

13. Shariff A., Bhat M.M.A. Economically Weaker Section quota in India: Realistic Target Group and Objective Criteria for Eligibility. USIPI Policy Paper. May 2019. https://www.researchgate.net/publication/333699612_Economically_Weaker_Section_quota_in_India_Realistic_Target_Group_and_Objective_Criteria_for_Eligibility (accessed 25.02.2023)

14. Ahluwalia S. After EWS quota, only 10 per cent of India is left out. Deccan Chronicle, 16.01.2019. https://deccanchronicle.com/opinion/columnists/160119/after-ews-quota-only-10-per-cent-of-india-is-left-out.html (accessed 25.02.2023)

15. कुमार स.झ. EWS Reservation: किसे मिलेगा EWS आरक्षण का फायदा, क्या हैं शर्तें, कहां फंसा था पेच? जानिए सबकुछ. Amar Ujala, 07.11.2022. Kumar S. Gh. EWS Reservation: Who will get the benefit of EWS reservation? What are the clauses? Amar Ujala, 07.11.2022. (In Hindi). https://www.amarujala.com/india-news/eligibility-of-ews-reservation-supreme-court-ews-reservation-verdict (accessed 15.03.2023)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести