Альянс США, Японии, Филиппин: новый формат сдерживания КНР?
Альянс США, Японии, Филиппин: новый формат сдерживания КНР?
Аннотация
Код статьи
S032150750028104-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мишин Игорь Олегович 
Должность: Младший научный сотрудник Сектора внешней и внутренней политики США Центра Североамериканских исследований ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений им. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
45-52
Аннотация

Американо-китайское соперничество особенно остро проявляется в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В 2020-е гг. Вашингтон продолжает искать форматы «сдерживания» Пекина.

В статье подробно изучается структура американского военно-политического присутствия в АТР и его новый инструмент сдерживания в виде трехстороннего альянса между США, Японией и Филиппинами. Анализируются первые шаги на пути укрепления союза, получившего пока неофициальное, но уже широко распространенное среди экспертов название JAPHUS. Автор приходит к выводу, что, несмотря на быстрое развитие трехстороннего сотрудничества в 2022–2023 гг., антикитайский альянс в дальнейшем может столкнуться с трудностями, в первую очередь, из-за позиции Филиппин, находящихся в сильной экономической зависимости от КНР.

Само же создание нового регионального проамериканского альянса приносит еще больше напряженности в АТР, вызывая резко негативную реакцию Пекина и провоцируя его на ответные действия.

Ключевые слова
АТР, внешняя политика США, КНР, Филиппины, американо-китайское соперничество, Южно-Китайское море, Тайваньский пролив
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Классификатор
Получено
01.08.2023
Дата публикации
22.11.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
347
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 На протяжении последних десятилетий американская внешнеполитическая стратегия в отношении КНР характеризовалась применением разных подходов – «вовлечения» (involvement) и «сдерживания» (containment), а двустороннее взаимодействие этих двух стран определялось сложным сочетанием противоречий и сотрудничества [1, с. 85].
3 Начиная с нормализации американо-китайских отношений конца 1960-х – начала 1970-х гг. и установления дипломатических отношений в 1979 г. Вашингтон приветствовал экономические реформы, инициированные Дэн Сяопином, полагая, что либерализация китайской экономики, её постепенный переход на рыночные рельсы, а затем присоединение Пекина к глобальным мировым финансовым структурам (группе Всемирного банка, ВТО) и его окончательное вовлечение в мировые экономические процессы в итоге неизбежно приведет и к либерализации политической жизни.
4 Однако, вопреки американским прогнозам, за впечатляющим экономическим ростом КНР последовали становление курса на проведение независимой внешнеполитической стратегии на мировой арене и рост геополитических амбиций, при этом с сохранением абсолютной власти у Коммунистической партии Китая.
5 Устойчивый тренд на ухудшение американо-китайских отношений наметился после провала администрацией Б.Обамы практической реализации проекта американо-китайского дуумвирата G-2, также известного в западной литературе как идея Chimerica1.
1. Неологизм на основе словослияния, который описывает симбиотические отношения между Китаем и Америкой, со ссылкой на легендарную химеру (прим. ред.).
6 Уже к началу 2020-х гг. комплексное усиление Китая привело к нарастающему соперничеству с США в разных географических регионах и сферах, включая область высоких технологий, торгово-экономические и военно-стратегические отношения. Уже во время президентства Д.Трампа подходы США к КНР подверглись радикальной идеологизации в духе времен холодной войны: «коммунистический авторитарный Китай против демократических Соединенных Штатов» [2].
7 Пекин и Вашингтон не отказываются от диалога и продолжают сотрудничество в ряде областей, где кооперация взаимовыгодна и где обе страны осознают себя ответственными перед глобальным сообществом как крупнейшие мировые державы (борьба с изменением климата, наркоторговлей, терроризмом, за нераспространение ядерного оружия и его элементов). Тем не менее общий тренд на ухудшение двусторонних отношений сохранился и при пришедшей к власти в 2021 г. администрации Дж.Байдена.
8 США В АТР: КУРС НА «ОКРУЖЕНИЕ» И СДЕРЖИВАНИЕ КИТАЯ
9 Как отмечает российский востоковед А.В.Лукин, в основе мотивов соперничества в Азии у двух стран есть коренное различие.
10 США стремятся сохранить свое геополитическое доминирование в АТР и не допустить роста любой державы, потенциально способной конкурировать с Вашингтоном [3]. В случае утраты американского лидерства Вашингтон воспримет это как экзистенциальную угрозу своей национальной безопасности и попытку подрыва всего либерального западного мирового порядка.
11 Пекин же, сосредоточившись на «мирном подъеме» и модернизации страны во всех сферах, не ставил своей целью пересмотр всего существующего миропорядка или борьбу с США.
12 В американских внешнеполитических доктринальных документах КНР характеризуется как «растущая ревизионистская держава» и «стратегический соперник/конкурент» [4]. В Индо-Тихоокеанской стратегии США, опубликованной в феврале 2022 г., утверждается, что сегодня Китай является единственной страной, которая намерена изменить международный порядок и одновременно располагает возрастающей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, чтобы добиться этого [5]. Вашингтон обвиняет Пекин в милитаризации территорий в пределах т.н. Первой цепи островов2.
2. Включает в себя Курильские острова, Японский архипелаг, острова Рюкю, Тайвань, Филиппины, Борнео и Малайский полуостров (прим. авт.).
13 В мае 2022 г. госсекретарь Э.Блинкен назвал КНР «самым серьезным долгосрочным конкурентом Соединенных Штатов и их союзников»3. Ровно через год первый замминистра обороны США К.Хикс заявила, что Пентагон настроен на сдерживание Китая в течение десятилетий, а Пекин является вызовом на поколения [6]. На сегодняшний день можно констатировать, что стратегический курс на сдерживание Китая является предметом консенсуса американских политических элит и не зависит от смены руководства в Белом доме или партийного большинства в Конгрессе США.
3. >>>>
14 Важным компонентом сдерживания Китая является политика «окружения» (encirclement) страны цепью американских военных баз, количество которых только по всей Восточной Азии насчитывает 313 [7]. В рамках концепции особое внимание отводится американским союзникам, как региональным, так и внерегиональным. Прекрасно осознавая, что в одиночку сдерживать набравший силу Китай практически невозможно, Вашингтон приступил к созданию максимально широкой неформальной коалиции в АТР, используя как двусторонние связи с дружественными государствами, так и относительно новый формат «гибких альянсов».
15 ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ И «ГИБКИЕ АЛЬЯНСЫ»
16 В целях сохранения и укрепления своего военно-политического и экономического доминирования в АТР, Соединенные Штаты исторически опираются на систему преимущественно двусторонних альянсов со своими региональными союзниками.
17 В отличие от ситуации на Евроатлантическом пространстве, где еще в 1949 г. была создана Организация Североатлантического договора (НАТО), действующая на основе принципа коллективной безопасности и поныне, попытка построения аналогичного проамериканского военно-политического блока в Азии, по сути, потерпела неудачу.
18 Так, Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО или Манильский пакт 1954 г.) просуществовала 23 года и была официально распущена в 1977 г., став неэффективной в связи с поражением коалиции во главе с США во Вьетнаме, а также общим кризисом организации, усугубленным обострением противоречий между её участниками. Других попыток создания устойчивого многостороннего военного альянса в АТР, аналога «азиатского НАТО», американцами не предпринималось.
19 В 1951 г. США и Филиппины подписали Договор о взаимной обороне, главный смысл которого заключался в том, что, если одна из сторон договора подвергнется агрессии со стороны третьей державы, другая сторона договора должна будет оказать ей помощь [8].
20 Первоначально соглашения с Австралией, Новой Зеландией и Филиппинами входили в сеть т.н. «перестраховочных» договоров против Японии, страх перед новой агрессией которой оставался сильным среди американских союзников в первые годы после Второй мировой войны [9]. Однако после начавшихся процессов демилитаризации и демократизации и вхождения Токио в американскую сферу влияния подобное двустороннее соглашение было заключено США с самой Японией (1951 г.), а также с Южной Кореей (1953 г.) и Тайванем (1954–1979 гг. – Китайско-американский (имелся в виду Тайвань) договор о взаимной обороне, а после разрыва дипломатических отношений, с 1979 г. – «Закон об отношениях с Тайванем»).
21 Последним договором в рамках концепции «Оси и спиц» можно считать американо-таиландское коммюнике 1962 г., которое подтвердило роль Таиланда как важного союзника Вашингтона в Юго-Восточной Азии.
22 В годы холодной войны сеть американских оборонных союзов закрепляла обязательства США перед дружественными государствами в сфере безопасности и была направлена на сдерживание коммунистических сил и национально-освободительных движений в регионе. Вашингтон рассматривал двусторонние альянсы, а также СЕАТО как важные компоненты потенциальной военной коалиции всех американских союзников на случай обострения ситуации в мире или регионе. Кроме того, помимо «зонтика безопасности» со стороны США, двусторонние договоры позволяли союзникам рассчитывать на серьезную экономическую помощь Вашингтона, столь необходимую, например, как Японии, находившейся в плачевном состоянии после Второй мировой войны, так и развивающимся странам, недавно получившим независимость [10, p. 141].
23 Отдельно стоит отметить еще один американский формат военно-политического сотрудничества в регионе, появившейся в арсенале политики США в АТР относительно недавно.
24 Речь идет об активном становлении т.н. «гибких альянсов» – многосторонних сетевых структур США с союзниками, партнерами и в целом с государствами, если и не имеющими двусторонних договоров, но единомышленниками (Like-minded countries), т.е. всеми странами, которые, по мнению, Вашингтона, разделяют западные ценности, американское видение мира, в том числе поддерживают идею пресловутого международного порядка, «основанного на правилах» (Rules-Based Order).
25 Акцент в подобных сетевых «диалогах по безопасности» делается на развитие не вертикальных и официально оформленных посредством договора связей («США – младший региональный союзник»), а горизонтальных неформальных – Вашингтон поощряет продвижение военно-политических отношений между своими партнерами. В последние годы США пытаются привлечь к участию нейтральные страны региона: Вьетнам, Индию, Индонезию. Примеров подобных форматов взаимодействия в АТР к настоящему времени немало.
26 Еще в 2002 г. было положено начало «треугольнику» Австралия – США – Япония с целью обеспечения безопасности в западной части Тихого океана. С 2006 г. встречи начали проходить на министерском уровне, и данный альянс был оформлен в Трехсторонний стратегический диалог (Trilateral Strategic Dialogue). В ответ на ракетно-ядерную угрозу со стороны КНДР был создан формат сотрудничества США – Южная Корея – Япония, который вырос из Трехсторонней координационной группы по надзору (1999 г.). Со временем в рамках группы начали проводиться встречи руководителей стран, трехсторонние военные учения, обмен разведывательной информацией.
27 При президентстве Д.Трампа новое дыхание получил Четырехсторонний диалог по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue – QUAD) между Австралией, Индией, США и Японией. Ведутся переговоры о возможном присоединении к диалогу Новой Зеландии, Южной Кореи, Великобритании (QUAD Plus).
28 Цели QUAD охватывают широкий спектр вопросов, включая как гуманитарные, так и военные. В совместном заявлении «The Spirit of Quad» от марта 2021 г. члены Четырехстороннего диалога подчеркивают общее видение «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» и «основанный на правилах морской порядок в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях» – акваториях, где территориальные споры Пекина с американскими союзниками проявляются наиболее остро4. Данный формат сотрудничества многие эксперты неоднократно связывали с созданием регионального противовеса КНР [11]. Более того, США как бы «институализируют» исторические и территориальные обиды Индии и Японии против Поднебесной [12].
4. >>>>
29 Еще раз подчеркнем, что все перечисленные виды многостороннего сотрудничества не имеют статуса организации, полноценного договора, постоянно действующих структур, однако все их объединяет одно – это сетевые форумы по безопасности, создаваемые с целью расширения связей и форматов взаимодействия между американскими союзниками под конкретные задачи, с главенствующей ролью Соединенных Штатов. Фактически стратегия гибких альянсов стала дальнейшим развитием системы «Оси и спиц», созданной еще в годы холодной войны и адаптированной под реалии нового времени.
30 ФИЛИППИНЫ И ЯПОНИЯ В СИСТЕМЕ АМЕРИКАНСКИХ СОЮЗОВ В АТР
31 Как уже отмечалось выше, Япония и Филиппинская Республика являются старейшими американскими союзниками в регионе, имея давние связи с США в области оборонного и военно-технического сотрудничества. На территории Японии располагается ряд американских военных объектов, неподконтрольных юрисдикции Токио; общая численность военнослужащих ВС США на японских островах достигает 50 000 человек и 5500 гражданских служащих. Региональное командование США тесно сотрудничает с Силами самообороны Японии. Согласно Договору о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией от 1960 г., Соединенные Штаты берут на себя обязательства морской и противоракетной обороны, защиты связи, управления внутренними воздушными судами и реагирования на стихийные бедствия. Несмотря на многочисленные дебаты внутри японского общества о необходимости американского военного присутствия, Токио сохраняет курс на стратегическое партнерство с США.
32 Республика Филиппины, в свою очередь, является крупнейшим получателем военной помощи США в регионе. За последние 5 лет Соединенные Штаты выделили более $625 млн на модернизацию филиппинского военного потенциала в Южно-Китайском море (ЮКМ), а всего на эти цели с 2015 г. Филиппины получили более $1,14 млрд [13]. В октябре 2022 г. посольство США в Маниле объявило, что филиппинской стороне будет предоставлено $100 млн в качестве компенсации за их решение отказаться от своих обязательств в сделке с Россией о покупке 16 военно-транспортных вертолетов Ми-17 [14]. На 2023 г. в рамках улучшения оперативной совместимости было запланировано проведение 496 двусторонних мероприятий в области безопасности и обороны. В следующие 2 года США собираются инвестировать еще $70 млн в филиппинский военный потенциал [15].
33 Американо-филиппинские отношения ухудшились при президентстве Р.Дутерте (2016–2022 гг.), пытавшегося несколько дистанцироваться от США и сблизиться с Китаем и третьими странами (включая Россию). В феврале 2020 г. Манила заявила об одностороннем выходе из Соглашения о военных визитах 1998 г. – документа, регулирующего пребывание американских военных на Филиппинах5. Однако приход к власти в июне 2022 г. филиппинского президента Ф.Маркоса-младшего ознаменовал новую страницу в двусторонних отношениях. Маркос-младший, сын авторитарного правителя Филиппин в 1960–1980-х гг., практически сразу взял курс на укрепление оборонного сотрудничества с Вашингтоном.
5. >>>>
34 1 февраля 2023 г. во время визита на Филиппины главы Пентагона Л.Остина было объявлено о получении доступа США к 4 новым военным объектам на территории страны6. В рамках двустороннего Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве (Enhanced Defense Cooperation Agreement – EDCA) от 2014 г. американцам позволялось использовать 5 военных баз на филиппинском архипелаге. Конституция Филиппин запрещает иностранным вооруженным силам дислоцирование на территории страны на постоянной основе, но Соглашение EDCA разрешило американцам совместное использование филиппинских военных баз и временное размещение воинского контингента.
6. >>>>
35 Новые объекты будут расположены на о-ве Палаван, учитывая его близость к спорным островам в акватории ЮКМ. Другую часть военных баз планируется разместить на северных островах Филиппинского архипелага ближе к о-ву Тайвань. Кроме этого, Соединенные Штаты взяли на себя обязательства по долгосрочной модернизации филиппинской армии и флота.
36 После восстановления американо-филиппинских отношений при президенте Маркосе-младшем (во многом неожиданно быстрого даже для самих американцев) появились возможности для расширения трехстороннего взаимодействия с Японией.
37 JAPHUS – НОВЫЙ AUKUS?
38 Сама идея альянса Вашингтон – Токио – Манила не нова, «треугольник» в области военно-политического и военно-технического сотрудничества между этими странами начал складываться с 2010-х гг.
39 Помимо традиционно декларируемых целей в виде борьбы с терроризмом, киберпреступлениями и стихийными бедствиями, главная причина активизации была очевидной – ухудшающиеся двусторонние отношения с Китаем, политика КНР по увеличению зоны возможного проецирования военной мощи в акватории Тихого океана и наличие территориальных споров с Пекином у Японии (в Восточно-Китайском море вокруг архипелага Сенкаку (Дяоюйдао)) и у Филиппин (о-ва Спратли в ЮКМ).
40 13 сентября 2022 г. произошла первая встреча представителей трех стран в рамках созданного Трехстороннего диалога по оборонной политике между США, Филиппинами и Японией (Philippines-Japan-US Trilateral Defense Policy Dialogue – TDPD). Стороны обсуждали возможные варианты сотрудничества в области морской безопасности, кибербезопасности, обмена информацией, также подчеркивалась важность соблюдения свободы судоходства и полетов, а также порядка для обеспечения мира и стабильности в регионе7. Упоминание приверженности свободе судоходства (в американской трактовке данного понятия) традиционно связано с ситуацией в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море, где ВМС США проводят т.н. операции по защите свободы судоходства (Freedom of Navigation Operations), которые вызывают жесткую военную и дипломатическую реакцию Пекина. Вероятно, что Вашингтон будет прилагать усилия для вовлечения Филиппин и Японии в трехсторонние форматы данных операций для дальнейшего давления на КНР.
7. >>>>
41 Три страны делают ставку на интенсификацию взаимодействия на уровне министров обороны, глав внешнеполитических ведомств, советников президента по национальной безопасности.
42 В апреле 2022 г. Филиппины присоединились к переговорам в формате «2 + 2» (встречи министров иностранных дел и обороны) с Японией, став второй страной в Юго-Восточной Азии после Индонезии, имеющей подобный уровень сотрудничества с Токио.
43 16 июня 2023 г. в рамках Трехстороннего диалога впервые прошла встреча советников глав США, Японии и Филиппин по безопасности. На прошедшем мероприятии американский советник по национальной безопасности Дж.Салливан подчеркнул, что Вашингтон остается привержен обязательствам перед своими союзниками на фоне ухудшения обстановки в зоне Тайваньского пролива и ЮКМ8.
8.  https://upi.com/Top_News/World-News/2023/06/16/japan-national-security-advisor-meets-with-counterparts-on-regional-security/ 9751686917403/
44 Развитие трехстороннего взаимодействия привело к появлению среди экспертов в 2023 г. нового термина  JAPHUS (по аналогии с упомянутым выше AUKUS, акроним, образованный по названиям участников альянса – Japan, Philippines, United States) [16].
45 Наблюдается и заметная активизация трех стран в военно-морской сфере. В апреле состоялись крупнейшие в истории американо-филиппинские учения Balikatan-2023, прошедшие в водах ЮКМ и Тайваньского пролива. В совместных маневрах участвовало более 17 000 военнослужащих. Само проведение Balikatan-2023 интерпретировалось как ответ на трехдневные учения ВМС КНР возле Тайваня9. А уже в начале июня 2023 г. впервые состоялись трехсторонние учения сил береговой охраны США, Японии и Филиппин, направленные на выполнение учебных задач по связи и маневрированию, развитию навыков при проведении аварийно-спасательных работ.
9.  https://news.usni.org/2023/04/11/u-s-philippines-kick-off-largest-ever-balikatan-exercise-as-defense-foreign-affairs-leaders-meet-in-washington
46 Какие преимущества получают США от сотрудничества в формате JAPHUS?
47 Во-первых, улучшение военно-политической координации между тремя странами и использование военных объектов и инфраструктуры на территории союзных стран в случае резкого обострения ситуации в зоне Тайваньского пролива, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Немаловажным становится как еще один инструмент давления на КНР фактор 5 новых военных баз, расположенных ближе к Тайваню на территории Филиппин, которые Вашингтон получает во владение в 2023 г.
48 Во-вторых, Вашингтон приветствует развитие двусторонних филиппино-японских связей в рамках «треугольника», не в последнюю очередь потому, что партнерство Токио и Манилы оказалось гораздо менее уязвимо для политических потрясений, чем альянс США и Филиппин. Во время президентства Р.Дутерте американцы неожиданно столкнулись с резким ухудшением двусторонних отношений, при этом у Токио в то же время была полная свобода действий для углубления кооперации с Манилой. Цель Вашингтона в трехстороннем альянсе – активизировать филиппино-японские связи в области ВТС и разделить с Токио «финансовое бремя» в процессе длительной программы модернизации филиппинской армии и флота.
49 В декабре 2022 г. Япония приняла новую Стратегию национальной безопасности, на основе которой были приняты еще 2 доктринальных документа: Национальная стратегия в области обороны и Среднесрочный план оборонного строительства.
50 Помимо запланированного увеличения расходов на оборону в 2 раза, в стратегиях также подробно изложен проект по созданию программы поддержки стран-союзников. Экономическая часть помощи будет включать пакет поддержки от государственного и частного секторов Японии на сумму 600 млрд иен ($4,6 млрд) в течение 2 лет (до марта 2024 г.)10. Отмечается, что Филиппины станут первой страной – получателем японской помощи в рамках нового формата путем предоставления Японией как финансовых средств, так и оборонных технологий и содействия в улучшении инфраструктуры аэропортов и морских портов, которые используются местными вооруженными силами11.
10. >>>>

11. >>>>
51 Так, Токио рассматривает вариант передачи Филиппинам новых радарных систем, которые могут быть использованы против КНР в акватории ЮКМ. Помимо этого, стороны готовятся к подписанию т.н. Соглашения о взаимном доступе (Reciprocal Access Agreement) – документа, который упростит проведение совместных учений и визитов вооруженных сил в страны друг друга. Подобные соглашения уже заключены в двустороннем порядке между Японией, Австралией и Великобританией.
52 Развитие нового формата американского регионального союза с явной антикитайской направленностью не может не беспокоить Пекин. В апреле 2023 г. посол Китая на Филиппинах Х.Силянь обвинил США в «разжигании огня региональной напряженности» в ответ на получение американцами доступа к 5 новым филиппинским базам, предложенным США к совместному использованию в рамках Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве между двумя странами12.
12. >>>>
53 В глобальном плане КНР продолжает продвигать проект «Один пояс – один путь» (ОПОП), который включает в себя сеть высокоскоростных железных дорог, автомагистралей и альтернативных маршрутов доставки, позволяющих Китаю импортировать нефть и транспортировать товары своим торговым партнерам, минуя морской путь, окруженный военными базами и инфраструктурой США. Инициатива ОПОП должна сместить экономический центр силы в сторону Китая за счет более тесного взаимодействия с развивающимися экономиками Африки, других частей Азии, а также Европы.
54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55 Насколько жизнеспособен новый «гибкий союз» США, Филиппин и Японии?
56 Развитие трехстороннего сотрудничества в 2022–2023 гг. происходит достаточно быстро. Созданы политические форматы взаимодействия по линии министерства обороны и иностранных дел трех стран, аппарата советников президентов по национальной безопасности. Происходит увеличение частоты и масштабов военно-морских учений, расширение маневров, процесса модернизации филиппинской армии благодаря помощи США и Японии. Вероятно проведение странами совместных операций в Тайваньском проливе, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
57 В то же время есть несколько камней преткновения, которые могут затормозить дальнейшее развитие кооперации в рамках JAPHUS и создания антикитайского блока. В «треугольнике» США – Япония – Филиппины именно последние видятся слабым звеном. Уже на протяжении нескольких десятилетий Манила геополитически оказывается между двух огней: имея более тесные связи в оборонной сфере с США и Японией, она остается в сильной зависимости от КНР, своего крупнейшего торгового партнера и одного из главных иностранных инвесторов в экономику страны. Представляется, что, даже сталкиваясь с неразрешенным конфликтом в ЮКМ, Филиппины будут всячески избегать излишнего антагонизма с Китаем и тем более выступать против любого вовлечения другими странами в предполагаемый тайваньский конфликт.
58 Не стоит забывать и фактор личности самого филиппинского президента. Усиление трехстороннего сотрудничества стало возможным благодаря проамерикански настроенному новому президенту Филиппин Ф.Маркосу-младшему. Однако возможный приход к власти через несколько лет фигуры, менее лояльной Вашингтону и равной Р.Дутерте, может серьезно повлиять на дальнейшее развитие оборонного альянса. В любом случае трехсторонний союз США, Филиппин и Японии еще находится в процессе становления, который может занять не один год.

Библиография

1. Лексютина Я.В. Американо-китайские отношения в 2018–2019 гг.: торговая война и процесс декаплинга. Мировая экономика и международные отношения. 2020, № 6, с. 85–93. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-6-85-93.

2. Кашин В.Б., Тимофеев И.Н. Американо-китайские отношения: к новой холодной войне? РСМД. 10.06.2021. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/amerikano-kitayskie-otnosheniya-k-novoy-kholodnoy-voyne/ (accessed 12.07.2023)

3. Лукин А.В. Американо-китайское соперничество в АТР: декларации и реальность. Россия в глобальной политике. 2023. № 1. C. 118–137. DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-1-118-137.

4. US National Security Strategy. The White House. 12.10.2022. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/ 2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 19.07.2023)

5. Indo-Pacific Strategy of the United States. The White House. February, 2022. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed 12.04.2023)

6. Clark J. Innovation Critical to Success as DOD Faces Competition With China. U.S. Department of Defense. 09.05.2023. https://defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3390241/innovation-critical-to-success-as-dod-faces-competition-with-china/ (accessed 12.07.2023)

7. McBrien T. Why the U.S. Should Close Its Overseas Military Bases. Foreign Policy. 16.05.2023. https://foreignpolicy.com/2023/05/16/military-defense-overseas-bases-united-states-force-posture/ (accessed 12.07.2023)

8. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of the Philippines. August 30, 1951. Avalon Project. https://avalon.law.yale.edu/20th_century/phil001.asp (accessed 20.07.2023)

9. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. М.: Конверт – МОНФ, 1997. 352 с.

10. Calder K. Securing Security Through Prosperity: The San Francisco System in Comparative Perspective. The Pacific Review, Vol. 17, № 1, March 2004, pp. 135–157.

11. Campbell K.M., Patel, N., Singh V.J. The Power of Balance: America in Asia. Center for a New American Security. June 2008. 96 p.

12. Лузянин С.Г. Китай – США: модель 2023. «Управляемый конфликт» или глобальный раскол? Азия и Африка сегодня. 2023. № 2. С. 5–13. DOI: 10.31857/S032150750024431-6.

13. Ambassador MaryKay Carlson’s Remarks at the Mangrove Forum. U.S. Embassy in the Philippines. 27.10.2022. https://ph.usembassy.gov/ambassador-marykay-carlsons-remarks-at-the-mangrove-forum-a-new-impetus-for-u-s-commitment-to-the-u-s-philippines-alliance/ (accessed 12.07.2023)

14. Saballa J. US Grants Philippines $100M Compensation for Scrapping Russian Deal. The Defense Post. 18.10.2022. https://www.thedefensepost.com/2022/10/18/us-philippines-compensation-russian-deal/ (accessed 12.07.2023)

15. Galeon P.L. US to Provide $70M in Defense Aid to Philippines. The Defense Post. 02.11.2022. https://thedefensepost.com/2022/11/02/us-70m-defense-aid-philippines/ (accessed 12.07.2023)

16. Heydarian R.J. Integrated Deterrence: AUKUS, JAPHUS, and U.S.-Led “Constrainment” Strategy Against China. China-US Focus. 04.04.2023. https://www.chinausfocus.com/foreign-policy/integrated-deterrence-aukus-japhus-and-us-led-constrainment-strategy-against-china (accessed 12.07.2023)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести