- Код статьи
- S032150750028609-1-1
- DOI
- 10.31857/S032150750028609-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №11
- Страницы
- 23-31
- Аннотация
, демонстрирует меняющуюся роль и значение ЮАР и Африканского континента в блоке БРИКС.
С приходом новых африканских участников – Эфиопии и Египта – ЮАР, очевидно, теряет статус представителя всего Африканского континента, но вместе с тем укрепляет свое положение в группе через последовательное продвижение своей повестки, нашедшей отражение в Итоговой декларации. В статье авторы рассматривают конкретные действия ЮАР в рамках БРИКС в 2023 г. и указывают на её меняющуюся роль в блоке. Если на первом этапе существования БРИК сотрудничество между странами – участницами «клуба» носило скорее символический характер, то теперь мы наблюдаем, как результатом этого взаимодействия стало выстраивание более независимой международной повестки и создание новых финансовых институтов, что является маркером глобальных трансформаций мировой системы в сторону многополярности и инклюзии.
ринята в 2018 г. в Йоханнесбурге на 10-м саммите БРИКС (прим. авт.).
- Ключевые слова
- председательство ЮАР в БРИКС, расширение БРИКС, Новый банк развития БРИКС, инклюзивная многосторонность
- Дата публикации
- 23.11.2023
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 285
ВВЕДЕНИЕ
Саммит БРИКС, прошедший в ЮАР в конце августа 2023 г., его результаты и внимание, прикованное к нему, свидетельствуют о тектонических сдвигах в мировой политической и экономической системе. Это подтверждается и тем, что целый ряд стран выразили желание присоединиться к группе БРИКС, а 6 из них (Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовской Аравия и ОАЭ) станут членами объединения уже в январе 2024 г.
Вместе с тем нескрываемый оптимизм по поводу неизбежности трансформации мировой системы в сторону многополярности, озвученный, например, в ежегодном докладе Международного дискуссионного клуба Валдай, заставил некоторых политологов высказаться в более алармистском ключе. В частности, турецкий политолог Ильтер Туран предостерег коллег от излишнего оптимизма, отметив, что «пытаясь построить альтернативную копию нынешней системы через БРИКС-II, мы рискуем повторить её ошибки, создав параллельную систему, которая не сможет стать лидером в новом миропорядке» [1].
В статье авторы рассматривают деятельность БРИКС под председательством ЮАР с учетом глобальной повестки и освещают основные результаты работы ЮАР в блоке, показывая их значение для всей системы международных отношений.
ПУТЬ ЮАР В БРИКС
С чего начинался путь ЮАР в «клубе»?
Вопрос о принятии ЮАР обсуждался в рамках 2-го саммита объединения, который прошел в апреле 2010 г. в Бразилии. Уже в декабре 2010 г. ЮАР получила официальное приглашение присоединиться к группе (подробнее о вступлении ЮАР в БРИКС см. [2]). Так организация стала известна как «БРИКС» [3].
Несмотря на значимость расширения БРИКС по результатам Бразильского саммита, вступление ЮАР в организацию носило, по мнению скептически настроенных политологов, скорее символический характер: хотя экономика ЮАР не столь велика, как экономики других членов, теперь группа БРИКС представляла, кроме Латинской Америки, Азии и России, также и Африканский континент.
Большой разрыв в объеме экономик стран БРИКС остается главным предметом критики. Так, например, известный американский ученый Иммануил Валлерстайн критически высказывался о дисбалансе стран БРИКС, потенциале и реальных достижениях организации1. Другой известный интеллектуал левого толка и политэкономист Патрик Бонд, работающий в Университете Витватерсранд в ЮАР, последовательно уже многие годы критикует БРИКС за «субимпериализм» – термин, который он использует для описания экономической стратегии крупных государств в БРИКС2. Сразу после вступления ЮАР в «клуб» британская газета «Гардиан» язвительно писала: «Как мог этот экономический карлик стать членом БРИКС, если Мексика, Южная Корея и Турция всё еще остаются в стороне? ВВП Южной Африки составляет лишь 1/16 объема производства Китая, население страны – чуть более 50 млн, а годовой рост едва превышает 3,5%, что значительно ниже, чем в Китае (10,3% в прошлом году)» [4].
Вопреки скептическим прогнозам, в последующие годы страны БРИКС постепенно наращивали сотрудничество по ряду направлений. Во время первого председательства ЮАР в БРИКС в 2013 г. был создан Деловой совет БРИКС для укрепления и развития экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между бизнес-сообществами стран-участниц. Уникальной особенностью БРИКС является создание в рамках организации Совета аналитических центров, Академического форума и с подачи ЮАР – форума Гражданского общества. Результатом взаимодействия академических кругов и гражданского общества являются независимые исследования и дискуссии, которые способствуют успешной работе БРИКС, а Академический форум дает рекомендации лидерам БРИКС.
В 2014 г. страны БРИКС договорились об учреждении двух новых международных экономических структур – Нового банка развития (НБР) и Пула валютных резервов. Южная Африка получила от НБР финансирование в размере $100 млрд на развитие нескольких инфраструктурных проектов в таких секторах, как дороги, водоснабжение, транспорт и энергетика3.
С самого начала Южная Африка рассматривала свою роль в БРИКС в том числе и как гаранта продвижения интересов всего Африканского континента. Анил Суклал, шерпа4 ЮАР в БРИКС, отмечал, что «участие ЮАР в БРИКС строится на четырех основах: в первую очередь – это следование национальным интересам, во вторую очередь – это продвижение интересов Африканского континента, в-третьих, – это продвижение интересов всего Глобального юга и, наконец, совместная работа с участниками БРИКС над искоренением недостатков международной архитектуры в целом»5.
5. Из выступления Анила Суклала, шерпы БРИКС от ЮАР, на международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ 07.04.2023 г., на которой присутствовал один из авторов статьи.
На протяжении 13 лет своего участия в БРИКС ЮАР стремилась проводить – хотя в какой-то степени декларативно – политику по продвижению интересов африканских стран в блоке. Во второй год своего председательства Южная Африка выдвинула на передний план приоритеты цели устойчивого развития (ЦУР). Главным реальным достижением стало включение 9 африканских стран как представителей региональных экономических сообществ континента в работу БРИКС.
Безусловно, для самой ЮАР ценность её участия в БРИКС определяется теми возможностями, которые дают ей страны объединения, – а это, прежде всего, трансфер передовых технологий и борьба с бедностью и неравенством. По заявлению правительства ЮАР, страна использует свое членство в БРИКС «для решения тройной проблемы – неравенства, бедности и безработицы – посредством увеличения торговли внутри БРИКС, инвестиций, туризма, наращивания потенциала, повышения квалификации и передачи технологий»6. Кроме очевидных экономических преимуществ, от участия в БРИКС ЮАР получает и технологические дивиденды. В рамках объединения ЮАР укрепила сотрудничество в таких стратегически важных секторах, как энергетика, информационные технологии, наука, технологии и инновации, сельское хозяйство и «зеленая» экономика. Все отрасли определены как стратегически важные в южноафриканском Плане экономической реконструкции и восстановления7.
С момента вступления ЮАР в БРИКС и до сих пор перед этой страной остро стоят задачи по радикальному и скорейшему снижению уровня бедности среди населения и по преодолению высокого неравенства в доходах. ЮАР выступала за продвижение более льготного финансирования инфраструктурных проектов для участников БРИКС и большей прозрачности кредитов [5].
В 2023 г., накануне 15-го саммита БРИКС в Йоханнесбурге, президент ЮАР Сирил Рамапоса в своем выступлении оценил комплекс преимуществ для своей страны от участия в БРИКС, выдвинув на передний план стратегические отношения с Китаем [4]. ЮАР является главным торговым партнером для Китая в Африке. Государственный визит лидера КНР Си Цзиньпина накануне саммита в Йоханнесбурге 22 августа подтвердил значимость стратегического партнерства между двумя странами и завершился рядом двусторонних соглашений. Особое отношение С.Рамапосы к Китаю выразилось и в том, что именно Си Цзиньпину было доверено совместное проведение круглого стола на саммите африканских лидеров, который проводился 24 августа на Саммите БРИКС в Йоханнесбурге8. Это мероприятие позиционировалось как «мини-ФОКАС», отсылая к постоянному Форуму китайско-африканского сотрудничества, в рамках которого китайский президент каждые 3 года встречается почти со всеми африканскими лидерами для проведения полноценного специального саммита.
Таким образом, стратегический интерес БРИКС к Африке укрепил позиции Южной Африки как ведущей региональной державы. ЮАР всегда рассматривалась как ворота на африканский рынок для других стран БРИКС. Сами страны БРИКС, в первую очередь Китай и Индия, укрепили свои позиции в Африке посредством масштабных инвестиций.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЮАР в БРИКС в 2023 г.
Третий год председательства ЮАР в БРИКС пришелся на турбулентные времена как в самой ЮАР, так и в мире в целом. К 2023 г. в связи с тектоническими сдвигами в мировой политической и экономической системе скептические настроения в отношении БРИКС сменились на более восторженные или, наоборот, более настороженные – в зависимости от стороны.
С 15-м саммитом БРИКС в Йоханнесбурге были связаны большие ожидания. БРИКС сможет стать активным участником и непосредственным создателем нового мирового порядка лишь в том случае, если решения будет принимать самостоятельно, без оглядки на западные державы, стремящиеся сохранить устаревшее и несправедливое мироустройство [2].
Заявленная тема председательства ЮАР в объединении, как и две прошлые – в 2013 г. и 2018 г., была связана с Африкой [6], и это уже стало характерной особенностью всех трех председательств Южной Африки в блоке. Среди приоритетных направлений южноафриканцами были озвучены: переход к «зеленой» справедливой экономике; образовательные проекты; развитие Африканской зоны свободной торговли и социально-экономическое восстановление после пандемии COVID-19; реформа институтов глобального управления [7]. Все эти идеи нашли отражение в Йоханнесбургской декларации 2023.
ПЕРЕХОД К «ЗЕЛЕНОЙ» ЭНЕРГЕТИКЕ
Одним из приоритетных направлений БРИКС под председательством ЮАР в 2023 г. был обозначен переход к «зеленой» низкоуглеродной энергетике (Just Transition). В частности, со стороны БРИКС «зеленые» проекты могут быть поддержаны через НБР. В 2016 г. НБР уже выпустил в Китае «зеленые» облигации объемом 3 млрд юаней ($409 млн) для финансирования экологических проектов. Благодаря собранному таким образом капиталу банк предоставил Китаю кредит на финансирование «зеленых» проектов [3]. Как следствие, на саммите БРИКС ожидались решения, способствующие диверсификации энергопотребления и переходу к «зеленой» экономике в долгосрочной перспективе9.
Хотя в итоговых документах саммита-2023 не содержится конкретных мер по переходу к «зеленой» энергетике, его важность была отмечена в Декларации саммита БРИКС: «Мы подчеркиваем необходимость оказания развитыми государствами поддержки развивающимся странам в вопросе обеспечения доступа к существующим и разрабатываемым технологиям и решениям для снижения выбросов, которые позволят избежать, сократить и устранить парниковые газы, а также активизировать адаптационные меры в подходе к проблеме изменения климата» [6]. Принятые решения по переходу к низкоуглеродной экономике носят хоть и не конкретный, но стратегический и долгосрочный характер.
Вместе с тем отметим, что экономика членов БРИКС зависит от нефтяного сектора. Как следствие, реальный быстрый переход к «зеленой» экономике может не соответствовать их краткосрочным интересам. Он на данный момент под вопросом и в ЮАР, т.е. в стране, которая активно продвигала «зеленую» повестку в БРИКС. Напомним, что в 2023 г. энергетический кризис в ЮАР вышел на новый уровень, а веерные отключения электричества по всей стране, происходившие и ранее, участились. Учитывая, что около 80% электричества в ЮАР производится на угольных ТЭС, сокращение потребления твердого топлива в текущей ситуации энергетического кризиса вряд ли возможно.
Обратим внимание на те формулировки Декларации, которые связаны с энергетической безопасностью и энергетическим переходом. В п. 70 говорится о важности «эффективного использования всех источников энергии, а именно: возобновляемой энергии, включая биотопливо, гидроэнергетики, ископаемого топлива, ядерной энергии и водорода, производимого на основе технологий и процессов с нулевым и низким уровнем выбросов, что имеет решающее значение для перехода к более гибким, устойчивым и стабильным энергетическим системам»10.
Таким образом, кроме развития возобновляемых источников энергии, есть потенциал для сотрудничества и по другим ИЭ и для совместных исследований по энергетической безопасности в рамках Платформы сотрудничества в области энергетических исследований БРИКС.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДЛЯ БУДУЩЕГО
Ожидания от Саммита БРИКС 2023 г. в области образования так или иначе были связаны с Сетевым университетом БРИКС.
В декларации министров образования стран БРИКС, принятой в июле 2023 г., были выделены такие приоритеты, как развитие проектов в области образования и профессиональной подготовки, а также развитие предпринимательских навыков и навыков, требуемых в быстро меняющемся мире; взаимозачет дипломов; помощь при трудоустройстве; развитие детей в раннем возрасте и глобальный рейтинг университетов11.
По результатам саммита уже 1 сентября 2023 г., в Москве в Евразийском международном университете президент международного форума БРИКС Пурнима Ананд и ректор Евразийского международного университета, председатель Совета по международному гуманитарному сотрудничеству и общественной дипломатии Константин Клименко подписали протокол о создании единой научно-образовательной системы. Проект предусматривает создание единой научно-образовательной сети стран БРИКС, в которую войдут университеты, институты и колледжи – всего около 1000 учебных заведений.
Новая образовательная структура призвана обеспечивать мобильность студентов и преподавателей – они смогут учиться и работать в разных странах. Хотя достигнутые договоренности в сфере образования еще только предстоит претворить в жизнь в полной мере, уже сейчас можно заявить о значительном прогрессе за последние несколько лет.
АФРИКАНСКАЯ КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИК СТРАН ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
Председательство ЮАР в БРИКС также рассматривалось как возможность для страны продвигать интересы Африканского континента, а для БРИКС – расширить свое присутствие в африканских странах. Действенным инструментом в этой связи выступает Соглашение об Африканской континентальной зоне свободной торговли (АфКЗСТ) (African Continental Free Trade Area, AfCFTA), которое было подписано в 2018 г.12 Совместные инициативы БРИКС и АфКЗСТ могут стать как краткосрочным инструментом по восстановлению экономик стран после пандемии COVID-19, так и инструментом долгосрочного экономического роста.
Благодаря договоренностям между БРИКС и АфКЗСТ возможно снижение импортных пошлин и нетарифных барьеров для африканского экспорта. В некоторых странах БРИКС импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию достигают 35% [8], их снижение позволит нарастить торговый оборот между странами и повысить конкурентоспособность африканских стран. Таким образом, здесь в основном ожидались договоренности или обязательства по увеличению инвестиций стран БРИКС, что, как представляется, должно быть полезно и для БРИКС, и для Африканского континента.
В итоговой Декларации не были прописаны конкретные шаги по развитию АфКЗСТ, но в п. 4 подчеркивается её значимость. В частности, отмечается, что она может создать «предсказуемую среду для инвестиций» и «предоставляет возможность установить синергетическое взаимодействие с партнерами по сотрудничеству, торговле и развитию на Африканском континенте». В п. 34 приветствуются усилия Африканского Союза по введению «в действие Африканской континентальной зоны свободной торговли», а также подчеркивается, «что АфКЗСТ способна создать предсказуемую среду для инвестиций, особенно для инвестиций в развитие инфраструктуры, и предоставляет возможность установить синергетическое взаимодействие с партнерами по сотрудничеству, торговле и развитию на Африканском континенте». Как указано в п. 34 Декларации, среди конкретных достижений стоит отметить прогресс в реализации Протокола АфКЗСТ по вопросам участия в торговле женщин и молодежи.
Таким образом, под конец председательства ЮАР в БРИКС потенциал АфКЗСТ остается нереализованным. Даже в п. 35 Декларации отмечается, что «Африканский континент остается на периферии глобальной торговой системы и может многое выиграть от сотрудничества с БРИКС». В будущем страны БРИКС могут способствовать развитию АфКЗСТ за счет разработки единого протокола между странами – членами БРИКС и странами – участницами АфКЗСТ.
МУЛЬТИЛАТЕРАЛИЗМ И РЕФОРМЫ ИНСТИТУТОВ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Одной из основных целей БРИКС является трансформация существующего порядка «в сторону взаимного уважения, справедливости и равенства, защиты суверенитета, поддержания мира и безопасности, содействия устойчивому развитию, приверженности многосторонности посредством соблюдения норм международного права» [9]. ЮАР как председатель БРИКС сохраняла приверженность этим ценностям. 18 июля 2023 г. С.Рамапоса на встрече «Диалог политических партий БРИКС+» в Йоханнесбурге заявил, что сотрудничество со странами БРИКС может дать толчок формированию более совершенного миропорядка13. «БРИКС объединяет сейчас около 40% населения планеты, и, работая вместе, мы можем стать катализатором создания более безопасного и справедливого мирового порядка», – сказал С.Рамапоса. Схожее мнение выразила председатель Делового совета БРИКС от ЮАР Бусизве Мабузо: «Я думаю, что саммит продемонстрировал миру то, как нужно и можно делать дела, – что мультилатерализм и взаимоуважение – это тот вектор, по которому движется мир»14.
В Пекинской декларации саммита БРИКС 2022 г. были сформулированы основные подходы к реформированию глобальной системы15. В Йоханнесбургской декларации 2023 г. также содержались призывы к новому мировому порядку и предлагались более детальные и конкретные меры по реформированию глобальной политической, экономической и финансовой систем. Отмечается необходимость расширения представительства развивающихся стран в международных структурах.
В частности, в Декларации поддерживаются «законные стремления» стран Африки, Азии и Латинской Америки, включая Бразилию, Индию и ЮАР, быть представленными в Совете Безопасности (п. 7) [6]. Также содержится призыв к пересмотру квот МВФ к 15 декабря 2023 г. в пользу государств формирующихся рынков и развивающихся стран [6, п. 8]. Другими словами, речь идет о коренном пересмотре Бреттон-Вудской системы и её институтов с тем, чтобы они соответствовали новым реалиям многополярного мира (п. 10). При этом, как утверждается в п. 3 Декларации, необходимо соблюдать все ценности и принципы, закрепленные в Уставе ООН.
ВАЛЮТА БРИКС И ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Реформирование глобального мироустройства неотрывно связано с реформированием финансовой и экономической системы, фундамент которой был заложен после Второй мировой войны в Бреттон-Вудсе. На саммите БРИКС в 2022 г. были озвучены достаточно амбициозные планы по реформированию Бреттон-Вудской системы. Как отмечалось во время обсуждений на Валдайском форуме в сентябре 2022 г. [10], страны БРИКС считают эту систему, где доминирующая роль в экономике отводится МВФ и Всемирному банку, несправедливой и предлагают «свою концепцию финансовой стабильности», основой которой является созданный в 2014 г. Новый банк развития БРИКС (НБР).
Одним из ожидаемых событий саммита 2023 г. стало обсуждение дальнейших шагов по финансовой интеграции. В частности, в СМИ шли дискуссии о создании единой валюты БРИКС [11], которая может бросить вызов доминирующей роли доллара США в международной валютной системе. Однако, учитывая сложные экономические и политические отношения между государствами – членами БРИКС, весьма велик скептицизм по поводу реальной возможности разработки новой глобальной валюты в ближайшей перспективе.
По словам южноафриканского вице-президента НБР Лесли Маасдорпа16, вероятность создания единой валюты БРИКС, которая могла бы стать реальной альтернативой доллару, можно рассматривать только в отдаленной перспективе [12]. При этом наиболее реальным сценарием в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет не запуск единой валюты, а наращивание взаиморасчетов между странами в местных валютах БРИКС. Президент НБР, бывший президент Бразилии Дилма Руссефф высказала предположение, что капитал банка может быть увеличен за счет заемных средств в национальной валюте [7]. Индия, как заявил её министр иностранных дел в июле 2023 г., не рассматривает возможность создания единой валюты БРИКС17.
17. Индия – против. На валюте БРИКС поставлен крест. РИА Новости. 13.07.2023. >>>> (accessed 20.07.2023)
По результатам саммита сформировалась более четкая картина намерений стран-членов в отношении собственной валюты блока. В планы БРИКС входит создание не единой валюты БРИКС как прямой альтернативы доллару, а скорее единой расчетной системы.
В Декларации подчеркивается необходимость использования альтернативных платежных систем. В частности, было принято решение о наращивании использования национальных валют. Так, Китай и Бразилия договорились о расчетах в юанях [13]. Расчеты в юанях в китайско-российском товарообороте за 2022 г. составили $185 млрд [13]. При этом в двусторонних расчетах Россия скорее выступает не за «юанизацию экономики», а за расчеты в национальных валютах, как это уже происходит между Россией и Индией. Такой подход также не лишен изъянов, т.к. при дисбалансе в торговом обороте, например, между Индией и Россией, у России ежемесячно накапливается большое количество рупий – около 1 млрд (около $12 млн) [14].
Несмотря на существующие противоречия и низкую вероятность создания единой валюты в ближайшем будущем, в БРИКС прослеживается тренд на переход от преимущественно политической интеграции к интеграции экономической, строящейся вокруг создания единой финансовой и экономической системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель группы БРИКС – реформирование глобального экономического управления таким образом, чтобы оно отвечало интересам большей части населения планеты. Укрепление роли стран БРИКС на международной арене невозможно без наращивания экономического сотрудничества и выстраивания новой финансовой системы, что уже происходит. Расширение БРИКС является, по мнению многих экспертов, характерным признаком перехода к многополярности и демонстрирует тенденцию к инклюзивности и неиерархичности нового миропорядка18.
Вопрос расширения БРИКС представляется не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Решения в БРИКС принимаются по принципу консенсуса, а значит, принятие новых членов должно быть единогласно одобрено нынешними членами БРИКС, отчего вопрос о критериях и механизме принятия решения только усложняется. Так, расширению могут помешать существующие противоречия между странами-членами, а также между новыми потенциальными членами. Вместе с тем, как отметил С.А.Рябков, заместитель министра иностранных дел РФ, шерпа РФ в БРИКС, на конференции по результатам саммита, «трения и противоречия – они были, есть и будут, но они вторичны по отношению к той глобальной динамике и тем глобальным тенденциями, которые наблюдаются в мире… Противоречия не могут затенять главную задачу объединения – помогать друг другу в поступательном развитии»19.
Дискуссионными остаются вопросы возможного закрепления особого статуса за пятеркой БРИКС и потенциальная институционализация объединения. Как отметил Рябков20, сама идеология БРИКС отрицает особый статус тех или иных членов, а институциональное укрепление БРИКС – задача не ближайшего будущего. И вообще, нужна ли БРИКС такая институциализация – вопрос дискуссионный. Ведь БРИКС построен по иному принципу, чем блоковый формат, и именно этим он отличается от Большой семерки. Такой сетевой формат притягателен, что подтверждается растущим количеством желающих вступить в объединение.
Отдельно следует сказать об особой усложняющейся, как представляется авторам, роли, которая возникает у ЮАР в БРИКС. Если изначально вхождение ЮАР в БРИКС имело скорее символический характер для «клуба» БРИК, желавшего в лице ЮАР найти «вход» в Африку, то в нынешних условиях глобальных изменений и необходимости преодоления перманентных кризисов практическая польза от включения новых независимых от западной политики игроков стремительно возрастает.
В 2024 г. ЮАР теряет роль единственной африканской страны в объединении, но остается «воротами» в регион Юга Африки и гарантом эффективной дипломатии, что подтвердил саммит в Йоханнесбурге, проведенный в сложной обстановке 2023 г. Важная особенность ЮАР заключается еще и в том, что США рассматривают её как проводника либеральных ценностей и своих интересов в БРИКС21. С другой стороны, сами южноафриканцы не раз подтверждали, что им чужда логика времен холодной войны. Однако такой независимый внешнеполитический курс вызывает критику со стороны Демократического альянса (южноафриканской либеральной партии с правым уклоном), которая составит конкуренцию АНК на выборах 2024 г. Демократический альянс заявляет о том, что АНК, поддерживая Россию, рискует потерять расположение США, которые могут не продлить торговое соглашение AGOA22. Как известно, США уже не продлили соглашение с Мали, Эфиопией и Гвинеей в январе 2022 г. из-за выявленных в этих странах случаев нарушения прав человека. И такие угрозы в адрес ЮАР уже были озвучены в правящих кругах Вашингтона23.
22. Dr Dion George MP Nothing Resolved at AGOA Forum. Democratic Alliance. 05.11.2023. >>>> (accessed 06.11.2023)
23. US Lawmakers Ask White House to Punish South Africa for Supporting Russia. New York Times. 12.06.2023. >>>> com/2023/06/12/world/africa/south-africa-russia-us-lawmakers.html (accessed 06.11.2023
На данный момент Южная Африка является стратегическим партнером России. У обоих государств имеется ряд важных точек соприкосновения по ключевым вопросам повестки дня БРИКС: это касается, прежде всего, вопроса расширения СБ ООН, создания безопасных платежных систем, вопроса создания Палестинского государства, реформирования Бреттон-Вудских институтов. Кроме того, для ЮАР, как было показано в статье, критически важно поддерживать стратегическое партнерство с Китаем – главным экономическим и геополитическим соперником США в Африке.
Таким образом, роль ЮАР в БРИКС будет возрастать и усложняться, особенно с учетом напряженной социальной обстановки в самой ЮАР, стабильность политического курса которой будет зависеть от исхода всеобщих выборов летом 2024 г.
Библиография
- 1. Escobar P. Putin and the Magic Multipolar Mountain. 06.10.2023. https://putin-and-the-magic-multipolar-mountain-a-valdai-chronicle---pepe-escobar-1113975618.htm (accessed 10.10.2023)
- 2. Шубин В.Г. ЮАР – новый председатель группы БРИКС. Проблемы национальной стратегии. 2023. № 3 (78). DOI: 10.52311/2079-3359_2023_3_54
- 3. Архангельская А.А. БРИК становится БРИКС. Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 2–5.
- 4. Hervieu S. South Africa gained entry to BRICS club. 19.04.2011. The Guardian. https://www.theguardian.com/world/2011/apr/19/south-africa-joins-bric-club (accessed 10.10.2023)
- 5. Архангельская А.А., Савинов Р.А. X саммит БРИКС: новая эпоха во внешней политике ЮАР? Азия и Африка сегодня. 2018. № 10. С. 8–11.
- 6. Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, 23.08.2023. https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/ (accessed 29.08.2023)
- 7. Kapur N. South Africa’s BRICS Sous-Sherpa defines Five Priorities of the SA Presidency in the Alliance for 2023. BRICS 2023. 05.05.2023. https://tvbrics.com/en/news/south-africa-s-brics-sous-sherpa-defines-five-priorities-of-sa-presidency-in-the-alliance-for-2023/?ysclid=ljfmw35ric134139318 (accessed 21.07.2023)
- 8. Lissovolik Y. South Africa Trips Notes: BRICS+ Takes on Greater Prominence. BRICS plus analytics. 22.05.2023. https://brics-plus-analytics.org/south-africa-trip-notes-brics-takes-on-greater-prominence/ (accessed 21.07.2023)
- 9. Фитуни Л.Л. Переустройство миропорядка: БРИКС и Африка в эпоху перемен. Ученые записки Института Африки РАН. № 4 (66). 2022. С. 17–27.
- 10. Chirkov M., Kozelko A. BRICS New Development Bank. A Second Bretton Woods or a Trend with its Own Future? Valdai Club. 02.09.2022.
- 11. Зайцев А. Доллар, прощай. Что такое единая валюта БРИКС и когда она появится? KP.ru. 23.08.2023. https://www.kp.ru/daily/27546/4812975/?ysclid=lo3h5hvuub981095028 (accessed 02.09.2023)
- 12. Sguazzin A. BRICS Bank CFO sees no move any time soon towards currency. Bloomberg. 05.07.2023. https://bloomberg.com/news/articles/2023-07-05/brics-has-no-immediate-plan-for-a-currency-cfo-of-its-bank-says (accessed 20.07.2023)
- 13. Dvinsky K. Russia and China will destroy the Bretton Woods System with the Help of the Yuan and BRICS. Topcor. 02.04.2023. https://en.topcor.ru/33705-jekspert-rf-i-knr-razrushat-bretton-vudskuju-sistemu-pri-pomoschi-juanja-i-briks.html?ysclid=lk8s90gcai127764115 (accessed 24.07.2023)
- 14. Демченко Н. Блумберг сообщил о «рупийной ловушке» для российских компаний в Индии. РБК. 01.06.2023. https://rbc.ru/finances/01/06/2023/6478738e9a794736c9db7571?ysclid=lk8w2xyhqb99217959 (accessed 24.07.2023)
2. Bond P. The BRICS’ Centrifugal Geopolitical Economy. Vestnik RUDN. International Relations. 2018. Vol. 18. № 3. P. 535–549.