Египетский феминизм: история, достижения и проблемы
Египетский феминизм: история, достижения и проблемы
Аннотация
Код статьи
S032150750028999-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Елькина Екатерина Алексеевна 
Должность: Научный сотрудник Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
50-57
Аннотация

вопрос о расширении прав женщин в Египте. Автор отмечает, что традиции в Египте в отношении положения женщин в обществе отличаются от традиций в других странах, где основной религией является ислам, т.к. в истории государства были и период фараонов, и греко-римский период, и период тотального господства ислама, и период революционеров-реформаторов.

Большое внимание автор уделяет тому, что в Египте существует сильное классовое и имущественное расслоение. По-разному живут люди в разных районах страны. И то, что волнует образованных городских феминисток Каира и Александрии, чуждо бедным женщинам из сельской глубинки Верхнего Египта.

Сами определения «равноправие женщин» и «феминизм» в стране с националистическими и мусульманскими традициями зачастую имеют иной смысл, нежели в странах Запада. С одной стороны, египтянка в качестве жены и матери всегда считалась главой семейного очага, и многих женщин это устраивало. Малый процент египтянок работали вне дома, их участие в политической жизни было ограниченным. Однако «государственный феминизм» стал политикой всех сменяющих друг друга авторитарных режимов.

Автор также уделяет внимание «исламскому феминизму» как интересному явлению последнего времени.

Ключевые слова
Египет, «государственный феминизм», традиции, религиозные устои, реформы
Классификатор
Получено
25.09.2023
Дата публикации
19.12.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
885
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Уже много десятилетий в Египте поднимается вопрос о расширения прав женщин. Но сами определения «равноправие женщин» и «феминизм» в стране с националистическими и мусульманскими традициями зачастую имеют иной смысл, нежели в странах Запада.
3 Как отмечает академик А.М.Васильев, на наш европейский взгляд, египетская женщина представляется существом более угнетенным, чем это есть на самом деле. Хотя женщина в Египте, как правило, существует не сама по себе, а лишь во взаимоотношениях с мужчиной – дочь такого-то, жена такого-то, мать такого-то, всё же, если мужчина содержит дом, то жена – его хозяйка, и все вопросы по ведению оного под её контролем. Шариат разрешает правоверному иметь до 4 жен, но в Египте господствует моногамия. Многоженство и дорого, и хлопотно [1]. С другой стороны, участие женщин в политической жизни долгое время было ограниченным. Сравнительно малый процент египтянок работают вне дома, что мешает ускорению экономического развития, так необходимого для страны с быстро растущим населением.
4 Многие исследователи считают египетский феминизм чем-то однородным, но проблемы равноправия женщин выглядят в стране по-разному – в результате особой истории, в условиях значительного классового расслоения, в силу мощного влияния религиозных традиций.
5 Над рассуждениями о правах женщин довлеют и обвинения феминисток в следовании западным веяниям, и упреки в недостаточном понимании религиозных традиций. Однако «государственный феминизм» стал политикой всех сменяющих друг друга авторитарных режимов.
6 ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
7 Без краткого взгляда в прошлое Египта было бы ошибочно давать оценки нынешнего движения сторонников гендерного равноправия. Египетское общество имеет длинную и непростую историю. На первый взгляд кажущееся однородным, по факту оно не таково. Являясь по большей части страной мусульманской, Египет тем не менее считает себя наследником и культуры древнеегипетской.
8 Через современные учебники, через посещение уже нового огромного Каирского музея, расположенного недалеко от пирамид Гизы и дети, и взрослые впитывают в себя гордость за свою страну, чувство особой судьбы Египта. В Древнем Египте были царицы, а в религии фараонов многие богини были женщинами. Продолжавшийся около тысячи лет греко-римский период оставил воспоминания о Клеопатре (I век до н.э.), которая правила страной вместе со своими братьями.
9 Исламизация c VII по XIV в. привела к господству арабского языка и преобладанию ислама. Даже после включения Египта в состав Османской империи египтяне с чувством превосходства относились к Европе. Но вторжение войска Бонапарта, а после поражения французов преобладающее влияние в Египте Британской империи заставили их задуматься о реальной обстановке в своей собственной стране. Болезненное унижение от столкновения с Западом, оккупация и ограбление Египта Великобританией породили стремление к реформам и антизападный национализм.
10 Переплетение национализма, некоторые идеи которого были почерпнуты в странах Запада, с глубокими мусульманскими убеждениями большинства населения определяет специфику развития египетского феминизма.
11 Европейцы и американцы обычно считают, что движение за права женщин присуще только западной цивилизации, а мусульмане и мусульманки должны лишь подражать ему. Факты говорят о том, что в разных формах стремление к равноправию мужчин и женщин было у всех народов мира.
12 В Египте за расширение прав женщин выступал философ и общественный деятель, один из основателей Каирского университета, Касим Амин. Человек образованный, знакомый с достижениями арабской просветительской мысли, он подробно изучает женский вопрос и выпускает в 1899 г. на арабском языке книгу «Освобождение женщины» («Тахрир аль-мара»), вызвавшую ожесточенную полемику. На критику мусульман-традиционалистов он ответит второй книгой – «Новая женщина» («Аль-мара аль-джадида», Каир, 1901 г.). Касим Амин считал, что существующее положение в корне противоречит установленным Аллахом естественным законам: женщина лишена свободы выбора супруга, она «пленница» хиджаба, запрещение покидать дом превращает её в арестантку, её униженное положение в семье делает невозможным правильное воспитание молодого поколения. Интересно, что книга «Новая женщина» была издана и в Российской империи на русском языке в 1912 г. [2].
13 Идеи гендерного равноправия подхватили некоторые женщины из высших привилегированных слоев общества. На рубеже XIX–XX вв. в Египте среди образованных женщин появились первые феминистки. До Первой мировой войны в Египте на французском языке выходило несколько изданий, посвященных женской тематике, а затем появилось 15 журналов на арабском языке.
14 Однако женский вопрос в Египте стала продвигать общая социально-экономическая ситуация в стране в начале XX в. В годы Первой мировой войны нехватка мужчин, мобилизованных для обслуживания английской армии, вынудила принять на работу десятки тысяч женщин, в частности, на текстильные предприятия. В университетах появились первые студентки. Спрос на женщин как на рабочую силу изменил взгляд на их место и роль в обществе. Материальная самостоятельность также повысила статус женщины в семье. И уже в 1919 г. прошла крупнейшая демонстрация женщин в Каире в знак протеста против британской оккупации во главе с Худой Шаарави, которая считается первой феминисткой Египта.
15 Связанная через мужа с руководством «Вафд» – партии, высказывавшейся за независимость, она основала Египетский феминистский союз (EFU) с программой гендерного равенства, доступа женщин к образованию, предоставления избирательного права для женщин, реформы законов о личном статусе, ограничения брачного возраста, полигамии. Появились и успешно действовали в 1920–1930-х гг. еще несколько женских организаций, в основном благотворительных. Их взгляды перекликались с либеральными надеждами некоторых легальных партий, выступавших против английского господства в стране. Похожие цели провозгласила набиравшая силу организация «Братья-мусульмане», которая, однако, в принципе отвергала западные ценности, в т.ч. равноправие женщин. Эти разногласия со временем станут стержнем внутриполитической борьбы.
16 В 40-е гг. ХХ в. в Египте появились и феминистки с экстремистскими революционными требованиями: они хотели бы увидеть решительный слом государственного аппарата, свержение королевского правительства, изгнание английских войск. Эти женщины были связаны с коммунистами, с марксистами. Среди них две самые яркие фигуры – будущая художница Инджи Афлатун и будущая писательница Латифа Аз-Зайят. Компартия в Египте, разрозненная и слабая, завоевала кое-какие позиции, сосредоточившись на антиколониальной борьбе; естественно, что она выступала и за гендерное равноправие.
17 АВТОРИТАРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
18 Женские организации – как крайне левые, так и умеренные – приветствовали антиимпериалистический и антианглийский революционный переворот 1952 г. Гендерное равноправие было одним из лозунгов «Свободных офицеров» во главе с Гамалем Абдель Насером. Идеалы и левых, и умеренных феминисток были воплощены в республиканской конституции 1956 г., которая предоставила избирательные права всем египтянам (отметим, что во Франции, стране, кажущейся нам эталоном демократии, избирательное право женщинам было предоставлено лишь в 1945 г).
19 В период правления Г.А.Насера (1954–1970 гг.) государство поддерживало эмансипацию египтянок, подчеркивало роль женщин на производстве вне дома, расширяло возможности образования, поощряло контроль над рождаемостью. Женские организации были как бы кооптированы в революционно-авторитарный режим, но одновременно поставлены под контроль этого самого режима, который не допускал ни самостоятельности, ни критики справа или слева. Тысячи «братьев-мусульман» и сотни коммунистов оказались в тюрьмах, репрессиям подверглись и левые феминистки.
20 Анвар Садат (1970–1981 гг.), ставший президентом после смерти Г.А.Насера, решительно отказался от прежнего курса во внешней и внутренней политике, «революционные» и «социалистические» декларации остались в прошлом. Но сам «государственный феминизм» в рамках новой авторитарной власти сохранился.
21 С целью укрепить свою популярность и шаткую социальную базу А.Садат выпустил на свободу большинство «братьев-мусульман» и легализовал их органы печати. Тем самым он рассчитывал получить с их стороны поддержку своим действиям по разрушению всего насеровского наследия. И пошел еще дальше, включив в 1971 г. в Конституцию положение о том, что «шариат является базой законодательства», а ислам – государственной религией Египта, несмотря на 10%-е коптское население страны. В руки противников любых светских мер государства, включая гарантии прав женщин, было на десятилетия вперед передано мощное орудие влияния консервативных улемов. Эта статья Конституции сохраняется по сей день. (Отметим, что в Турции времен М.К.Ататюрка президент декретом ввел семейное право, основанное на швейцарском кодексе, просто отвергая шариатское толкование.)
22 В период правления Г.А.Насера «Братья-мусульмане» были врагами режима. Никто не смел использовать шариат для выступления против правительства. Теперь консервативные исламисты стали легально требовать определенное урезание прав женщин, бросая вызов традиционному «государственному феминизму», а значит – и самому режиму А.Садата. И первая леди Джихан Садат начала кампанию по реформированию «Закона о личном статусе» (PSL), регулирующего вопросы брака и опеки над детьми с целью расширения прав женщин.
23 В 1979 г. президент своим указом пополнил «Закон о личном статусе» т.н. «Законами Джихан» (по имени супруги президента), предоставившими женщинам Египта право на содержание и опеку над ребенком в случае развода, а так же включавшими указание на необходимость письменного согласия первой жены на второй брак супруга [3]. Российский исследователь Л.Я.Прокопенко отмечала в своих работах, что сфера деятельности жен глав государств в Африке, за редким исключением, – социальная политика, где много нерешенных проблем [4]. В это же время А.Садат вводил в правительство образованных женщин из среднего класса, связанных с режимом, и использовал этот факт для получения поддержки и внутреннего, и внешнего политического курса.
24 Желание лидера государства «нравиться» Западу и одновременно забота о своем влиянии в глубоко религиозном обществе определяло зачастую противоречивую позицию по отношению к египетскому движению за права женщин.
25 А.Садат был убит исламистами-джихадистами на параде в 1981 г. После его убийства Египет на 30 лет возглавил Хосни Мубарак (1981–2011 гг.). Государство уделяло большое внимание экономическому росту, поэтому расширение прав и возможностей женщин, в том числе в экономической сфере, было в повестке дня правительства.
26 В 2000 г. был создан Национальный совет по делам женщин Египта (NCW), подотчетный лично президенту, во главе с первой леди Сюзанной Мубарак. Целями создания Совета была активизация роли женщин в жизни общества, расширение их прав и возможностей в социальном, культурном, экономическом и политическом планах. Совет следил за положением женщин в стране и предлагал государственным учреждениям шаги по его улучшению, собирал данные об уровне неграмотности среди женщин, распространял информацию об услугах здравоохранения и профилактике заболеваний, сотрудничал с международными организациями по микрокредитованию женщин, способствовал приобретению ими удостоверений личности, что открывало доступ к уже существующим возможностям и ресурсам.
27 Создание Совета было расценено как позитивный шаг к расширению прав египтянок в частной сфере, что отразилось в «Законе о личном статусе». В 2000 г. Хосни Мубарак, заручившись толкованием шариата близкими ему улемами, внес изменения в закон, дающие египтянкам право на односторонний развод «без вины», когда женщина могла получить развод в одностороннем порядке, отказавшись от финансовых претензий к супругу, также менялись правила опеки над детьми после развода.
28 Феминистки приветствовали нововведения и требовали дальнейших изменений в пользу женщин. Однако, любой шаг в этом направлении зависел от результатов споров с мусульманскими фундаменталистами. То, что эти законы были приняты или изменены, заставило многих мужчин почувствовать, что права у них отбирают и передают женщинам. Прекрасным примером этого стали поправки к закону об опеке над детьми. Раньше закон давал мужчинам право опеки над своими сыновьями до 10 лет и над дочерями до 12 лет. Затем в закон были внесены изменения, согласно которым и сыновья, и дочери оставались с матерью по крайней мере до 15 лет. Эта поправка, наряду со многими другими, заставила некоторых мужчин дойти до того, что они стали утверждать, будто египетские мужчины подвергаются угнетению [5].
29 Международное давление, особенно со стороны США, с целью «демократизации» жизни по западным стандартам и внутреннее давление с целью большей исламизации общества сформировали контекст внутренней политической борьбы в Египте. Сторонники и противники равноправия женщин обращались к канонам шариата, чтобы найти аргументы «за» или «против». Государство оказалось как бы между двух огней. Любая реформа должна соответствовать шариату, но одновременно защищать права женщин.
30 В результате массовых протестов в ходе «арабской весны» Хосни Мубарак подал в отставку в феврале 2011 г. В том же году Национальный совет по делам женщин приостановил работу. Его репутация была подорвана тем, что главой Совета являлась Сюзанна Мубарак. Но дело было не только в личности руководителя. Совет достаточно активно продвигал светскую повестку по расширению границ равноправия женщин, что вызывало недовольство и «Братьев-мусульман», и консервативных улемов из университета «Аль-Азхар». Их голос звучал в то время более весомо, чем голос сторонников демократии западного образца.
31 Бόльшая часть членов Совета подали в отставку, и его деятельность была практически приостановлена. Однако Высший совет вооруженных сил с его определенными светскими традициями восстановил и реорганизовал Национальный совет, включив в его состав представителей молодежи и крестьянства. С 2016 г. его возглавляет д-р философии Майя Морси.
32 ВРЕМЯ АС-СИСИ. ОСТОРОЖНОЕ БАЛАНСИРОВАНИЕ
33 Правительство президента Абдель Фаттаха ас-Сиси (с 2014 г.) взяло курс на еще большее присутствие женщин в политике и в социальной жизни. Конституция Египта 2014 г. гарантировала равные возможности всем гражданам без какой-либо дискриминации. Египет стал первой арабской страной, которая приняла в 2017 г. собственную «Национальную стратегию расширения прав и возможностей женщин до 2030 г.» в соответствии с Целями устойчивого развития ООН, которая включает 4 основных направления: расширение политических прав и возможностей и лидерство, расширение экономических прав и возможностей, расширение социальных прав и возможностей, защита.
34 Число женщин в парламенте в 2022 г. – 165, что составляет около 28%. Это самый высокий процент в истории (в 2016 г. их было 89), благодаря чему Египет занял 1-е место в арабском мире по представленности женщин в парламенте. Представительство женщин в судебной системе достигло 3115 женщин-судей по сравнению с 2130 в 2014 г.1
1. >>>> . >>>> (accessed 06.11.2023)
35 Женщины имеют 6 министерских портфелей в нынешнем Кабинете министров, что составляет 18% от общего числа министров в правительстве по сравнению с 6% в 2015 г. Они занимают такие важные посты, как министр окружающей среды, министр международного сотрудничества, министр культуры, министр социальной солидарности, государственный министр по иммиграции и делам Египта за рубежом и министр планирования и экономического развития2.
2. Political Empowerment of Egyptian Women. April 10, 2023. >>>> (accessed 02.11.2023)
36 Министр планирования и экономического развития Египта Хала эль-Саид на форуме по лидерству в Дубае в марте 2022 г. отметила, что в Египте уже есть 3 женщины-губернатора, 7 заместителей губернаторов, а в административных органах прокуратуры их около 50%. Она добавила, что государство привержено защите женщин от насилия и заботе о матерях и семьях в рамках стратегии Египта на период до 2030 г., которая как раз предусматривает обеспечение политических, социальных и экономических прав женщин3.
3. Egypt prioritizes gender equality women empowerment: Planning min. tells Dubai forum. >>>> (accessed 6.11.2023)
37 Несмотря на достигнутые успехи, Египет остается в конце списка, занимая 134-е место в глобальном индексе гендерного разрыва4.
4. См. >>>> (accessed 09.11.2023)
38 Этому можно найти объяснение. Более половины египтян живут в сельской местности. Сельское население моложе городского, что делает экономические и социальные проблемы в сельских районах особенно актуальными для будущего страны. Молодые сельские женщины находятся в тройном неблагоприятном положении из-за своего возраста, пола и места проживания. Их вклад часто не признается, невидим, недооценивается. Вне городов в частной жизни господствуют традиционные патриархальные отношения, и то, что волнует образованных городских феминисток, пока что просто чуждо крестьянкам. Сельские районы также существенно различаются между собой. Гендерный разрыв в Верхнем Египте, самом бедном регионе страны, гораздо выше, чем в Нижнем.
39 Женщинам затруднен доступ к системе здравоохранения и получению образования. В сельских районах Верхнего Египта значительный процент женщин никогда не посещали школу. В бедных семьях предпочтение в возможности посещения школы всегда отдается мальчикам. Ранние браки, в т.ч. в подростковом возрасте, и раннее материнство усугубляют проблему бедности и сопровождаются высокой рождаемостью. Порочный круг – быстрый рост населения, сохранение бедности, трудности с получением образования и более высокооплачиваемой работы отодвигают в сельских районах на второй план задачу правительства по обеспечению гендерного равенства.
40 Хотя в трудовом законодательстве в Египте женщинам предоставляется право на отпуск по беременности и родам, а также право на отпуск по уходу за ребенком, эти законы, как правило, в большей степени соблюдаются в государственном секторе, чем работодателями в частном секторе.
41 Существует разрыв между официальной занятостью в качестве рабочей силы и получаемой экономической выгодой, где показатели участия мужчин 77%, что намного выше, чем у женщин – 22%5. Это можно объяснить тем, что почти половина женщин занята в неформальном секторе, где они являются низкооплачиваемыми работниками и зависят от неофициальных договоренностей и, соответственно, почти не имеют доступа к социальной защите. Одновременно на их плечах лежит главный неоплачиваемый труд – работа по дому, забота о детях, пожилых родственниках.
5. См.: >>>> (accessed 06.11.2023)
42 Неравенство на рабочем месте подчеркнула и эпидемия COVID-19. В начале 2020 г. 25% женщин покинули рынок труда по сравнению с 4% мужчин, а вернулось 40% уволившихся египтянок по сравнению с 96% вернувшихся мужчин6.
6. См.: >>>> (accessed 08.11.2023)
43 ИСЛАМ И ПРАВА ЖЕНЩИН
44 Культура и преобладающие гендерные и социальные нормы играют важную роль в формировании гендерной идентичности, ролей и обязанностей.
45 По данным Национального совета по делам женщин, около 8 млн египтянок подвергаются ежегодно риску домашнего насилия. Но никакого закона о защите женщин от супружеского насилия так и не принято. Консервативные улемы ссылаются на Коран: «…порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещевайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине Аллах возвышен, велик!» (Сура 4:34) [6]. Однако конституция страны гласит, что государство обязано защищать права женщин, исключая любые виды дискриминации.
46 Исламский феминизм в Египте конца ХХ – начала ХХI в. возник из-за обеспокоенности сторонников гендерного равноправия активным продвижением консервативной интерпретации шариата. Хотя в мечетях были специальные помещения для молитвы женщин, имамами раньше были только мужчины.
47 Участие же религиозных женщин в толковании основных канонов религии расширяло фронт общественной активности женщин в целях достижения гендерного равноправия. Толкование Корана и хадисов, то есть толкование положений шариата относительно прав женщин в духе современных требований, было необходимо. Государство проявило гибкость, открыв дверь для участия в полемике самих религиозных египтянок.
48 Министерство религиозных пожертвований (вакуфа) в феврале 2017 г. назначило 144 женщины-проповедницы, т.е. женщин-имамов, выступать в мечетях. Министерство подготовило женщин-проповедниц к изданию фетв, организовав интенсивные курсы. Они прошли обучение тому, как обращаться с исламскими текстами и издавать фетвы таким образом, чтобы учитывать время, местоположение, обычаи и обстоятельства жизни отдельных лиц. Из этих 144 человек после экзаменов на знание Корана, сунны и в целом шариата были выбраны 4 египтянки, которые получили право самостоятельно издавать фетвы в составе первых четырех советов по фетвам. Они начали действовать в 4 каирских мечетях, освещая сугубо женские вопросы. Было намечено создание таких советов и в других мечетях.
49 «Некоторые женщины могут чувствовать себя неловко, задавая вопросы проповедникам-мужчинам о проблемах, касающихся женщин. В результате женщины могут принять решение обратиться к ненадежным женщинам-проповедницам. Присутствие в мечетях квалифицированных женщин-ученых, издающих фетвы, устранит этот барьер, позволит напрямую обсуждать личные вопросы и лучше понять свою религию», – сказала в интервью «Аль-Монитору» (известному Интернет-изданию, которое специализировалось на проблемах Ближнего и Среднего Востока) Невин Мухтар, одна из 4 первых проповедниц, уполномоченных правительством издавать фетвы по делам женщин7. В первый же день её работы в мечети в течение 3 часов она приняла более 100 женщин.
7. См. >>>> (accessed 06.11.2023)
50 Глава Национального совета по делам женщин М.Морси назвала решение Министерства вакуфов о создании женских советов по фетвам «достижением и прецедентом эмансипации женщин»8.
8. См. >>>> (accessed 09.11.2023)
51 Активность глубоко верующих женщин играет важную роль для давления «снизу вверх» с целью достижения большего гендерного равенства. Новое толкование Корана и хадисов и, соответственно, положений шариата может быть использовано в качестве одного из инструментов расширения прав и возможностей женщин.
52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53 Западный феминистский подход, разделяющий общественную и частную сферы жизни неприменим к арабскому обществу, где семья выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функции. Женщины влияли и влияют на политику, усиливая или ослабляя напряжение в отношениях между мужчинами. Исторически неучастие женщин в политике не было причиной их подчиненного статуса, точнее – подчинение женщин в египетском и общеарабском культурном контексте не имело того же значения, что и на Западе. Распространенное заблуждение западных феминисток, будто именно ислам делал женщин гражданами второго сорта, а «настоящее» их освобождение могло происходить лишь в неисламских странах, было отражением ориенталистского стереотипа, основанного на колониальном взгляде на арабских и в целом на мусульманских женщин.
54 Правительство Египта демонстрирует свою приверженность борьбе с гендерным неравенством и в городах, и в сельских районах, заявляя, что построение стабильного, процветающего и инклюзивного общества требует полного равенства мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Изменить сложившуюся ситуацию очень трудно, но необходимо, особенно в стране с населением почти 110 млн человек9, которой требуется ускорение социального и экономического развития. Нужны годы и годы.
9. См. >>>> (accessed 04.11.2023)
55 Режим Абдель Фаттаха ас-Сиси достиг действительных успехов в деле участия женщин в политике и одновременно проявил гибкость, пойдя на взаимодействие с религиозными феминистками.

Библиография

1. Васильев А.М. Египет и египтяне. М.: Восточная литература, 2008. 366 c. ISBN 978-5-02-036345-8

2. Амин К. Новая женщина. CПб., 1912 (пер. И.Ю.Крачковского). http://elib.shpl.ru/ru/nodes/56489#mode/inspect/page/9/zoom/4 (accessed 02.11.2023)

3. Jehan Sadat: Egypt’s first lady who transformed women’s rights. https://eng-news.ru/Jehan-Sadat-Egypt-s-first-lady-who-transformed-women-s-rights/?ysclid=lohg0v1yhr57402121 (accessed 02.11.2023)

4. Прокопенко Л.Я. Институт «первой леди» в странах Африки как феномен политической жизни. Азия и Африка сегодня.. 2020. № 11. С. 34–41. DOI: 10.31857/S032150750012185-5

5. Dawood A. Backlash against ‘Suzanne Mubarak laws’ was inevitable. Egypt Independent. https://egyptindepen-dent.com/backlash-against-suzanne-mubarak-laws-was-inevitable/ (accessed 02.11.2023)

6. Коран в переводе И.Ю.Крачковского. Сура 4:34. https://священный-коран.рф/chitat-koran-na-arabskom/an-nisa/ (accessed 02.11.2023)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести