- Код статьи
- S032150750028999-0-1
- DOI
- 10.31857/S032150750028999-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №12
- Страницы
- 50-57
- Аннотация
вопрос о расширении прав женщин в Египте. Автор отмечает, что традиции в Египте в отношении положения женщин в обществе отличаются от традиций в других странах, где основной религией является ислам, т.к. в истории государства были и период фараонов, и греко-римский период, и период тотального господства ислама, и период революционеров-реформаторов.
Большое внимание автор уделяет тому, что в Египте существует сильное классовое и имущественное расслоение. По-разному живут люди в разных районах страны. И то, что волнует образованных городских феминисток Каира и Александрии, чуждо бедным женщинам из сельской глубинки Верхнего Египта.
Сами определения «равноправие женщин» и «феминизм» в стране с националистическими и мусульманскими традициями зачастую имеют иной смысл, нежели в странах Запада. С одной стороны, египтянка в качестве жены и матери всегда считалась главой семейного очага, и многих женщин это устраивало. Малый процент египтянок работали вне дома, их участие в политической жизни было ограниченным. Однако «государственный феминизм» стал политикой всех сменяющих друг друга авторитарных режимов.
Автор также уделяет внимание «исламскому феминизму» как интересному явлению последнего времени.
- Ключевые слова
- Египет, «государственный феминизм», традиции, религиозные устои, реформы
- Дата публикации
- 19.12.2023
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 914
ВВЕДЕНИЕ
Уже много десятилетий в Египте поднимается вопрос о расширения прав женщин. Но сами определения «равноправие женщин» и «феминизм» в стране с националистическими и мусульманскими традициями зачастую имеют иной смысл, нежели в странах Запада.
Как отмечает академик А.М.Васильев, на наш европейский взгляд, египетская женщина представляется существом более угнетенным, чем это есть на самом деле. Хотя женщина в Египте, как правило, существует не сама по себе, а лишь во взаимоотношениях с мужчиной – дочь такого-то, жена такого-то, мать такого-то, всё же, если мужчина содержит дом, то жена – его хозяйка, и все вопросы по ведению оного под её контролем. Шариат разрешает правоверному иметь до 4 жен, но в Египте господствует моногамия. Многоженство и дорого, и хлопотно [1]. С другой стороны, участие женщин в политической жизни долгое время было ограниченным. Сравнительно малый процент египтянок работают вне дома, что мешает ускорению экономического развития, так необходимого для страны с быстро растущим населением.
Многие исследователи считают египетский феминизм чем-то однородным, но проблемы равноправия женщин выглядят в стране по-разному – в результате особой истории, в условиях значительного классового расслоения, в силу мощного влияния религиозных традиций.
Над рассуждениями о правах женщин довлеют и обвинения феминисток в следовании западным веяниям, и упреки в недостаточном понимании религиозных традиций. Однако «государственный феминизм» стал политикой всех сменяющих друг друга авторитарных режимов.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
Без краткого взгляда в прошлое Египта было бы ошибочно давать оценки нынешнего движения сторонников гендерного равноправия. Египетское общество имеет длинную и непростую историю. На первый взгляд кажущееся однородным, по факту оно не таково. Являясь по большей части страной мусульманской, Египет тем не менее считает себя наследником и культуры древнеегипетской.
Через современные учебники, через посещение уже нового огромного Каирского музея, расположенного недалеко от пирамид Гизы и дети, и взрослые впитывают в себя гордость за свою страну, чувство особой судьбы Египта. В Древнем Египте были царицы, а в религии фараонов многие богини были женщинами. Продолжавшийся около тысячи лет греко-римский период оставил воспоминания о Клеопатре (I век до н.э.), которая правила страной вместе со своими братьями.
Исламизация c VII по XIV в. привела к господству арабского языка и преобладанию ислама. Даже после включения Египта в состав Османской империи египтяне с чувством превосходства относились к Европе. Но вторжение войска Бонапарта, а после поражения французов преобладающее влияние в Египте Британской империи заставили их задуматься о реальной обстановке в своей собственной стране. Болезненное унижение от столкновения с Западом, оккупация и ограбление Египта Великобританией породили стремление к реформам и антизападный национализм.
Переплетение национализма, некоторые идеи которого были почерпнуты в странах Запада, с глубокими мусульманскими убеждениями большинства населения определяет специфику развития египетского феминизма.
Европейцы и американцы обычно считают, что движение за права женщин присуще только западной цивилизации, а мусульмане и мусульманки должны лишь подражать ему. Факты говорят о том, что в разных формах стремление к равноправию мужчин и женщин было у всех народов мира.
В Египте за расширение прав женщин выступал философ и общественный деятель, один из основателей Каирского университета, Касим Амин. Человек образованный, знакомый с достижениями арабской просветительской мысли, он подробно изучает женский вопрос и выпускает в 1899 г. на арабском языке книгу «Освобождение женщины» («Тахрир аль-мара»), вызвавшую ожесточенную полемику. На критику мусульман-традиционалистов он ответит второй книгой – «Новая женщина» («Аль-мара аль-джадида», Каир, 1901 г.). Касим Амин считал, что существующее положение в корне противоречит установленным Аллахом естественным законам: женщина лишена свободы выбора супруга, она «пленница» хиджаба, запрещение покидать дом превращает её в арестантку, её униженное положение в семье делает невозможным правильное воспитание молодого поколения. Интересно, что книга «Новая женщина» была издана и в Российской империи на русском языке в 1912 г. [2].
Идеи гендерного равноправия подхватили некоторые женщины из высших привилегированных слоев общества. На рубеже XIX–XX вв. в Египте среди образованных женщин появились первые феминистки. До Первой мировой войны в Египте на французском языке выходило несколько изданий, посвященных женской тематике, а затем появилось 15 журналов на арабском языке.
Однако женский вопрос в Египте стала продвигать общая социально-экономическая ситуация в стране в начале XX в. В годы Первой мировой войны нехватка мужчин, мобилизованных для обслуживания английской армии, вынудила принять на работу десятки тысяч женщин, в частности, на текстильные предприятия. В университетах появились первые студентки. Спрос на женщин как на рабочую силу изменил взгляд на их место и роль в обществе. Материальная самостоятельность также повысила статус женщины в семье. И уже в 1919 г. прошла крупнейшая демонстрация женщин в Каире в знак протеста против британской оккупации во главе с Худой Шаарави, которая считается первой феминисткой Египта.
Связанная через мужа с руководством «Вафд» – партии, высказывавшейся за независимость, она основала Египетский феминистский союз (EFU) с программой гендерного равенства, доступа женщин к образованию, предоставления избирательного права для женщин, реформы законов о личном статусе, ограничения брачного возраста, полигамии. Появились и успешно действовали в 1920–1930-х гг. еще несколько женских организаций, в основном благотворительных. Их взгляды перекликались с либеральными надеждами некоторых легальных партий, выступавших против английского господства в стране. Похожие цели провозгласила набиравшая силу организация «Братья-мусульмане», которая, однако, в принципе отвергала западные ценности, в т.ч. равноправие женщин. Эти разногласия со временем станут стержнем внутриполитической борьбы.
В 40-е гг. ХХ в. в Египте появились и феминистки с экстремистскими революционными требованиями: они хотели бы увидеть решительный слом государственного аппарата, свержение королевского правительства, изгнание английских войск. Эти женщины были связаны с коммунистами, с марксистами. Среди них две самые яркие фигуры – будущая художница Инджи Афлатун и будущая писательница Латифа Аз-Зайят. Компартия в Египте, разрозненная и слабая, завоевала кое-какие позиции, сосредоточившись на антиколониальной борьбе; естественно, что она выступала и за гендерное равноправие.
АВТОРИТАРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
Женские организации – как крайне левые, так и умеренные – приветствовали антиимпериалистический и антианглийский революционный переворот 1952 г. Гендерное равноправие было одним из лозунгов «Свободных офицеров» во главе с Гамалем Абдель Насером. Идеалы и левых, и умеренных феминисток были воплощены в республиканской конституции 1956 г., которая предоставила избирательные права всем египтянам (отметим, что во Франции, стране, кажущейся нам эталоном демократии, избирательное право женщинам было предоставлено лишь в 1945 г).
В период правления Г.А.Насера (1954–1970 гг.) государство поддерживало эмансипацию египтянок, подчеркивало роль женщин на производстве вне дома, расширяло возможности образования, поощряло контроль над рождаемостью. Женские организации были как бы кооптированы в революционно-авторитарный режим, но одновременно поставлены под контроль этого самого режима, который не допускал ни самостоятельности, ни критики справа или слева. Тысячи «братьев-мусульман» и сотни коммунистов оказались в тюрьмах, репрессиям подверглись и левые феминистки.
Анвар Садат (1970–1981 гг.), ставший президентом после смерти Г.А.Насера, решительно отказался от прежнего курса во внешней и внутренней политике, «революционные» и «социалистические» декларации остались в прошлом. Но сам «государственный феминизм» в рамках новой авторитарной власти сохранился.
С целью укрепить свою популярность и шаткую социальную базу А.Садат выпустил на свободу большинство «братьев-мусульман» и легализовал их органы печати. Тем самым он рассчитывал получить с их стороны поддержку своим действиям по разрушению всего насеровского наследия. И пошел еще дальше, включив в 1971 г. в Конституцию положение о том, что «шариат является базой законодательства», а ислам – государственной религией Египта, несмотря на 10%-е коптское население страны. В руки противников любых светских мер государства, включая гарантии прав женщин, было на десятилетия вперед передано мощное орудие влияния консервативных улемов. Эта статья Конституции сохраняется по сей день. (Отметим, что в Турции времен М.К.Ататюрка президент декретом ввел семейное право, основанное на швейцарском кодексе, просто отвергая шариатское толкование.)
В период правления Г.А.Насера «Братья-мусульмане» были врагами режима. Никто не смел использовать шариат для выступления против правительства. Теперь консервативные исламисты стали легально требовать определенное урезание прав женщин, бросая вызов традиционному «государственному феминизму», а значит – и самому режиму А.Садата. И первая леди Джихан Садат начала кампанию по реформированию «Закона о личном статусе» (PSL), регулирующего вопросы брака и опеки над детьми с целью расширения прав женщин.
В 1979 г. президент своим указом пополнил «Закон о личном статусе» т.н. «Законами Джихан» (по имени супруги президента), предоставившими женщинам Египта право на содержание и опеку над ребенком в случае развода, а так же включавшими указание на необходимость письменного согласия первой жены на второй брак супруга [3]. Российский исследователь Л.Я.Прокопенко отмечала в своих работах, что сфера деятельности жен глав государств в Африке, за редким исключением, – социальная политика, где много нерешенных проблем [4]. В это же время А.Садат вводил в правительство образованных женщин из среднего класса, связанных с режимом, и использовал этот факт для получения поддержки и внутреннего, и внешнего политического курса.
Желание лидера государства «нравиться» Западу и одновременно забота о своем влиянии в глубоко религиозном обществе определяло зачастую противоречивую позицию по отношению к египетскому движению за права женщин.
А.Садат был убит исламистами-джихадистами на параде в 1981 г. После его убийства Египет на 30 лет возглавил Хосни Мубарак (1981–2011 гг.). Государство уделяло большое внимание экономическому росту, поэтому расширение прав и возможностей женщин, в том числе в экономической сфере, было в повестке дня правительства.
В 2000 г. был создан Национальный совет по делам женщин Египта (NCW), подотчетный лично президенту, во главе с первой леди Сюзанной Мубарак. Целями создания Совета была активизация роли женщин в жизни общества, расширение их прав и возможностей в социальном, культурном, экономическом и политическом планах. Совет следил за положением женщин в стране и предлагал государственным учреждениям шаги по его улучшению, собирал данные об уровне неграмотности среди женщин, распространял информацию об услугах здравоохранения и профилактике заболеваний, сотрудничал с международными организациями по микрокредитованию женщин, способствовал приобретению ими удостоверений личности, что открывало доступ к уже существующим возможностям и ресурсам.
Создание Совета было расценено как позитивный шаг к расширению прав египтянок в частной сфере, что отразилось в «Законе о личном статусе». В 2000 г. Хосни Мубарак, заручившись толкованием шариата близкими ему улемами, внес изменения в закон, дающие египтянкам право на односторонний развод «без вины», когда женщина могла получить развод в одностороннем порядке, отказавшись от финансовых претензий к супругу, также менялись правила опеки над детьми после развода.
Феминистки приветствовали нововведения и требовали дальнейших изменений в пользу женщин. Однако, любой шаг в этом направлении зависел от результатов споров с мусульманскими фундаменталистами. То, что эти законы были приняты или изменены, заставило многих мужчин почувствовать, что права у них отбирают и передают женщинам. Прекрасным примером этого стали поправки к закону об опеке над детьми. Раньше закон давал мужчинам право опеки над своими сыновьями до 10 лет и над дочерями до 12 лет. Затем в закон были внесены изменения, согласно которым и сыновья, и дочери оставались с матерью по крайней мере до 15 лет. Эта поправка, наряду со многими другими, заставила некоторых мужчин дойти до того, что они стали утверждать, будто египетские мужчины подвергаются угнетению [5].
Международное давление, особенно со стороны США, с целью «демократизации» жизни по западным стандартам и внутреннее давление с целью большей исламизации общества сформировали контекст внутренней политической борьбы в Египте. Сторонники и противники равноправия женщин обращались к канонам шариата, чтобы найти аргументы «за» или «против». Государство оказалось как бы между двух огней. Любая реформа должна соответствовать шариату, но одновременно защищать права женщин.
В результате массовых протестов в ходе «арабской весны» Хосни Мубарак подал в отставку в феврале 2011 г. В том же году Национальный совет по делам женщин приостановил работу. Его репутация была подорвана тем, что главой Совета являлась Сюзанна Мубарак. Но дело было не только в личности руководителя. Совет достаточно активно продвигал светскую повестку по расширению границ равноправия женщин, что вызывало недовольство и «Братьев-мусульман», и консервативных улемов из университета «Аль-Азхар». Их голос звучал в то время более весомо, чем голос сторонников демократии западного образца.
Бόльшая часть членов Совета подали в отставку, и его деятельность была практически приостановлена. Однако Высший совет вооруженных сил с его определенными светскими традициями восстановил и реорганизовал Национальный совет, включив в его состав представителей молодежи и крестьянства. С 2016 г. его возглавляет д-р философии Майя Морси.
ВРЕМЯ АС-СИСИ. ОСТОРОЖНОЕ БАЛАНСИРОВАНИЕ
Правительство президента Абдель Фаттаха ас-Сиси (с 2014 г.) взяло курс на еще большее присутствие женщин в политике и в социальной жизни. Конституция Египта 2014 г. гарантировала равные возможности всем гражданам без какой-либо дискриминации. Египет стал первой арабской страной, которая приняла в 2017 г. собственную «Национальную стратегию расширения прав и возможностей женщин до 2030 г.» в соответствии с Целями устойчивого развития ООН, которая включает 4 основных направления: расширение политических прав и возможностей и лидерство, расширение экономических прав и возможностей, расширение социальных прав и возможностей, защита.
Число женщин в парламенте в 2022 г. – 165, что составляет около 28%. Это самый высокий процент в истории (в 2016 г. их было 89), благодаря чему Египет занял 1-е место в арабском мире по представленности женщин в парламенте. Представительство женщин в судебной системе достигло 3115 женщин-судей по сравнению с 2130 в 2014 г.1
Женщины имеют 6 министерских портфелей в нынешнем Кабинете министров, что составляет 18% от общего числа министров в правительстве по сравнению с 6% в 2015 г. Они занимают такие важные посты, как министр окружающей среды, министр международного сотрудничества, министр культуры, министр социальной солидарности, государственный министр по иммиграции и делам Египта за рубежом и министр планирования и экономического развития2.
Министр планирования и экономического развития Египта Хала эль-Саид на форуме по лидерству в Дубае в марте 2022 г. отметила, что в Египте уже есть 3 женщины-губернатора, 7 заместителей губернаторов, а в административных органах прокуратуры их около 50%. Она добавила, что государство привержено защите женщин от насилия и заботе о матерях и семьях в рамках стратегии Египта на период до 2030 г., которая как раз предусматривает обеспечение политических, социальных и экономических прав женщин3.
Несмотря на достигнутые успехи, Египет остается в конце списка, занимая 134-е место в глобальном индексе гендерного разрыва4.
Этому можно найти объяснение. Более половины египтян живут в сельской местности. Сельское население моложе городского, что делает экономические и социальные проблемы в сельских районах особенно актуальными для будущего страны. Молодые сельские женщины находятся в тройном неблагоприятном положении из-за своего возраста, пола и места проживания. Их вклад часто не признается, невидим, недооценивается. Вне городов в частной жизни господствуют традиционные патриархальные отношения, и то, что волнует образованных городских феминисток, пока что просто чуждо крестьянкам. Сельские районы также существенно различаются между собой. Гендерный разрыв в Верхнем Египте, самом бедном регионе страны, гораздо выше, чем в Нижнем.
Женщинам затруднен доступ к системе здравоохранения и получению образования. В сельских районах Верхнего Египта значительный процент женщин никогда не посещали школу. В бедных семьях предпочтение в возможности посещения школы всегда отдается мальчикам. Ранние браки, в т.ч. в подростковом возрасте, и раннее материнство усугубляют проблему бедности и сопровождаются высокой рождаемостью. Порочный круг – быстрый рост населения, сохранение бедности, трудности с получением образования и более высокооплачиваемой работы отодвигают в сельских районах на второй план задачу правительства по обеспечению гендерного равенства.
Хотя в трудовом законодательстве в Египте женщинам предоставляется право на отпуск по беременности и родам, а также право на отпуск по уходу за ребенком, эти законы, как правило, в большей степени соблюдаются в государственном секторе, чем работодателями в частном секторе.
Существует разрыв между официальной занятостью в качестве рабочей силы и получаемой экономической выгодой, где показатели участия мужчин 77%, что намного выше, чем у женщин – 22%5. Это можно объяснить тем, что почти половина женщин занята в неформальном секторе, где они являются низкооплачиваемыми работниками и зависят от неофициальных договоренностей и, соответственно, почти не имеют доступа к социальной защите. Одновременно на их плечах лежит главный неоплачиваемый труд – работа по дому, забота о детях, пожилых родственниках.
Неравенство на рабочем месте подчеркнула и эпидемия COVID-19. В начале 2020 г. 25% женщин покинули рынок труда по сравнению с 4% мужчин, а вернулось 40% уволившихся египтянок по сравнению с 96% вернувшихся мужчин6.
ИСЛАМ И ПРАВА ЖЕНЩИН
Культура и преобладающие гендерные и социальные нормы играют важную роль в формировании гендерной идентичности, ролей и обязанностей.
По данным Национального совета по делам женщин, около 8 млн египтянок подвергаются ежегодно риску домашнего насилия. Но никакого закона о защите женщин от супружеского насилия так и не принято. Консервативные улемы ссылаются на Коран: «…порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещевайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине Аллах возвышен, велик!» (Сура 4:34) [6]. Однако конституция страны гласит, что государство обязано защищать права женщин, исключая любые виды дискриминации.
Исламский феминизм в Египте конца ХХ – начала ХХI в. возник из-за обеспокоенности сторонников гендерного равноправия активным продвижением консервативной интерпретации шариата. Хотя в мечетях были специальные помещения для молитвы женщин, имамами раньше были только мужчины.
Участие же религиозных женщин в толковании основных канонов религии расширяло фронт общественной активности женщин в целях достижения гендерного равноправия. Толкование Корана и хадисов, то есть толкование положений шариата относительно прав женщин в духе современных требований, было необходимо. Государство проявило гибкость, открыв дверь для участия в полемике самих религиозных египтянок.
Министерство религиозных пожертвований (вакуфа) в феврале 2017 г. назначило 144 женщины-проповедницы, т.е. женщин-имамов, выступать в мечетях. Министерство подготовило женщин-проповедниц к изданию фетв, организовав интенсивные курсы. Они прошли обучение тому, как обращаться с исламскими текстами и издавать фетвы таким образом, чтобы учитывать время, местоположение, обычаи и обстоятельства жизни отдельных лиц. Из этих 144 человек после экзаменов на знание Корана, сунны и в целом шариата были выбраны 4 египтянки, которые получили право самостоятельно издавать фетвы в составе первых четырех советов по фетвам. Они начали действовать в 4 каирских мечетях, освещая сугубо женские вопросы. Было намечено создание таких советов и в других мечетях.
«Некоторые женщины могут чувствовать себя неловко, задавая вопросы проповедникам-мужчинам о проблемах, касающихся женщин. В результате женщины могут принять решение обратиться к ненадежным женщинам-проповедницам. Присутствие в мечетях квалифицированных женщин-ученых, издающих фетвы, устранит этот барьер, позволит напрямую обсуждать личные вопросы и лучше понять свою религию», – сказала в интервью «Аль-Монитору» (известному Интернет-изданию, которое специализировалось на проблемах Ближнего и Среднего Востока) Невин Мухтар, одна из 4 первых проповедниц, уполномоченных правительством издавать фетвы по делам женщин7. В первый же день её работы в мечети в течение 3 часов она приняла более 100 женщин.
Глава Национального совета по делам женщин М.Морси назвала решение Министерства вакуфов о создании женских советов по фетвам «достижением и прецедентом эмансипации женщин»8.
Активность глубоко верующих женщин играет важную роль для давления «снизу вверх» с целью достижения большего гендерного равенства. Новое толкование Корана и хадисов и, соответственно, положений шариата может быть использовано в качестве одного из инструментов расширения прав и возможностей женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Западный феминистский подход, разделяющий общественную и частную сферы жизни неприменим к арабскому обществу, где семья выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функции. Женщины влияли и влияют на политику, усиливая или ослабляя напряжение в отношениях между мужчинами. Исторически неучастие женщин в политике не было причиной их подчиненного статуса, точнее – подчинение женщин в египетском и общеарабском культурном контексте не имело того же значения, что и на Западе. Распространенное заблуждение западных феминисток, будто именно ислам делал женщин гражданами второго сорта, а «настоящее» их освобождение могло происходить лишь в неисламских странах, было отражением ориенталистского стереотипа, основанного на колониальном взгляде на арабских и в целом на мусульманских женщин.
Правительство Египта демонстрирует свою приверженность борьбе с гендерным неравенством и в городах, и в сельских районах, заявляя, что построение стабильного, процветающего и инклюзивного общества требует полного равенства мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Изменить сложившуюся ситуацию очень трудно, но необходимо, особенно в стране с населением почти 110 млн человек9, которой требуется ускорение социального и экономического развития. Нужны годы и годы.
Режим Абдель Фаттаха ас-Сиси достиг действительных успехов в деле участия женщин в политике и одновременно проявил гибкость, пойдя на взаимодействие с религиозными феминистками.
Библиография
- 1. Васильев А.М. Египет и египтяне. М.: Восточная литература, 2008. 366 c. ISBN 978-5-02-036345-8
- 2. Амин К. Новая женщина. CПб., 1912 (пер. И.Ю.Крачковского). http://elib.shpl.ru/ru/nodes/56489#mode/inspect/page/9/zoom/4 (accessed 02.11.2023)
- 3. Jehan Sadat: Egypt’s first lady who transformed women’s rights. https://eng-news.ru/Jehan-Sadat-Egypt-s-first-lady-who-transformed-women-s-rights/?ysclid=lohg0v1yhr57402121 (accessed 02.11.2023)
- 4. Прокопенко Л.Я. Институт «первой леди» в странах Африки как феномен политической жизни. Азия и Африка сегодня.. 2020. № 11. С. 34–41. DOI: 10.31857/S032150750012185-5
- 5. Dawood A. Backlash against ‘Suzanne Mubarak laws’ was inevitable. Egypt Independent. https://egyptindepen-dent.com/backlash-against-suzanne-mubarak-laws-was-inevitable/ (accessed 02.11.2023)
- 6. Коран в переводе И.Ю.Крачковского. Сура 4:34. https://священный-коран.рф/chitat-koran-na-arabskom/an-nisa/ (accessed 02.11.2023)