Энергетическое сотрудничество на Африканском континенте
Энергетическое сотрудничество на Африканском континенте
Аннотация
Код статьи
S032150750029000-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Серегина Антонина Александровна 
Должность: доцент кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД России
Аффилиация: Дипломатическая академия МИД России
Адрес: РФ, 119021 Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1
Выпуск
Страницы
74-81
Аннотация

В рамках настоящего исследования Африканский регион рассматривается в качестве одной из наиболее перспективных площадок для развития многосторонней кооперации. Среди причин возрастающего интереса различных государств к данному региону можно отнести, прежде всего: наличие значительной ресурсной базы углеводородов, потенциал развития ВИЭ, человеческий капитал, в целом –видение континента как опорного пункта для решения геостратегических задач.

Санкционный контекст открывает новые горизонты для сотрудничества в формате «Россия – Африка». Автором были выделены ключевые перспективные направления российско-африканского сотрудничества в сфере энергетики, среди которых: разработка совместных образовательных программ и подготовка кадров, обеспечение устойчивости и безопасности национальных энергетических систем, создание региональных интеграционных энергетических систем.

Ключевые слова
кооперационный потенциал, энергетическое сотрудничество, диверсификация экспорта, Россия, Африка, энергетическая политика, российско-африканское сотрудничество
Классификатор
Получено
12.07.2023
Дата публикации
19.12.2023
Всего подписок
11
Всего просмотров
876
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г., одной из центральных задач внешнеполитического курса страны является «содействие устойчивому развитию российской экономики на новой технологической основе»1. Прикладным решением поставленной цели является укрепление взаимодействия с уже существующими партнерами, с одной стороны, и поиск новых направлений для сотрудничества – с другой [1].
3 Национальная политика, направленная на укрепление взаимодействия в энергетическом секторе, в настоящее время преимущественно предполагает реализацию отдельных проектов по диверсификации экспорта энергоресурсов, что в условиях вводимых санкционных ограничений позволило в кратчайшие сроки успешно перенаправить значительные объемы поставок с западных рынков на Восток [1], доказав таким образом свою состоятельность и эффективность в качестве механизма краткосрочного действия.
4 В долгосрочной перспективе инфраструктурно-промышленная и технологическая сферы, кооперация в сфере поставок решений «под ключ» и дальнейшее их обслуживание (экспорт энергобезопасности), подготовка квалифицированных кадров могут стать основой сопряжения африканских потребностей и российского технологического потенциала и накопленного опыта решения поставленных задач [2].
5 Выстраивание нового типа двустороннего/многостороннего взаимодействия – кооперации – предполагает равноценный вклад участников в виде уникальных компетенций и/или ресурсов. Автор полагает, что кооперационное взаимодействие является необходимой скрепой для перехода к сотрудничеству как наиболее устойчивой и долгосрочной форме межгосударственных отношений, конечной целью которого является создание добавленной стоимости для целей развития, в т.ч. в смежных с энергетикой отраслях.
6 В статье предпринята попытка исследования Африканского региона как одного из наиболее перспективных направлений для развития многосторонней кооперации [3].
7 КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
8 Ряд стран евроатлантического сообщества и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) также проявляет заметный интерес к региону [4]. Крайне актуальным становится вопрос: чем продиктован возрастающий тренд на расширение присутствия ведущих стран мира на Африканском континенте?
9
  1. Значительная ресурсная база, включающая как ископаемые и возобновляемые виды энергетических ресурсов, так и критические металлы, необходимые для осуществления энергоперехода в мировом масштабе.
10 В общей сложности на континенте имеется 7,2% мировых запасов нефти, 6,9% – газа, 1,3% – угля2, более 50% – кобальта, крупнейшие запасы фосфатов – 73%3. По оценкам экспертов, в Африке сосредоточено порядка 60% глобального потенциала солнечной энергии4.
2.  https://bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (accessed 23.06.2023)

3. Security of Supply for Critical Raw Materials Vulnerabilities and Areas for G7 Coordination. >>>> de/resource/blob/974430/2059152/913f41a5d52c8aa68b1bb0e03176879d/2022-07-01-security-of-supply-for-critical-raw-materials-data.pdf?download=1 (accessed 23.06.2023)

4. >>>> (accessed 04.07.2023)
11 Отдельно стоит выделить производство зеленого водорода на Африканском континенте, экспорт которого может стать важной составляющей энергодиалога со странами ЕС ввиду включения последнего в качестве базового источника энергии для достижения углеродной нейтральности.
12 В пользу серьезности намерений развития данного направления свидетельствует создание в 2022 г. Африканского альянса зеленого водорода, в который вошли Кения, Южная Африка, Намибия, Египет, Марокко и Мавритания. Более того, часть стран (Тунис, Мавритания, Камерун, Намибия, ЮАР) включила водород в свои ОНУВ (определяемые на национальном уровне вклады), около трети (Марокко, Алжир, Мали, Нигер, Гвинея, Гана, Кот-д’Ивуар, Нигерия, Танзания, Кения, Уганда, Эфиопия, Египет) принимают участие в проектах по производству водорода [5].
13 Таким образом, значительная ресурсная база формирует одну из статей экспорта в страны Запада, что отвечает интересам последних в условиях разрыва цепочек поставок углеводородного сырья из России. В октябре 2022 г. уже подписаны меморандумы о взаимопонимании по проекту строительства подводного газопровода Нигерия – Марокко, который, помимо обеспечения поставок газа в страны Западной Африки, станет экспортным альтернативным «маршрутом» в Европу5.
5. >>>> (accessed 05.07.2023)
14
  1. Человеческий капитал. По оценкам экспертов, к 2030 г. численность населения в Африке достигнет 1,7 млрд человек (1,4 млрд в 2023 г.)6. Таким образом, предстоящий демографический бум наряду с формированием благоприятной для жизни среды может привести к появлению глобально значимых потребительских рынков в формате «бизнес для бизнеса»7.
15 С другой стороны, прогнозируемый рост численности населения на континенте для экономически развитых международных игроков создает источник трудовой миграции. Для ЕС, учитывая необходимость перераспределения выпадающих доходов и связанных расходов на население через налоговую систему и бюджет, дешевле принять и адаптировать взрослого мигранта, чем обеспечить рождение и взросление ребенка внутри ЕС [6].
16 К примеру, в мае 2023 г. уровень безработицы в ЮАР (наиболее развитой с промышленной точки зрения страны континента) был 32,9%. Отдельно отмечается, что уровень безработицы среди молодежи (лица от 15 до 34 лет), составляющей более половины трудоспособного населения страны, равен 46,5%8.
17
  1. Институциональная поддержка. В ходе принятия Генеральной Ассамблеей ООН в рамках специальной сессии резолюции с осуждением специальной военной операции России на Украине 25 африканских государств воздержались от голосования либо его пропустили. Более того, некоторые страны, изначально занявшие достаточно жесткую позицию, впоследствии ее смягчили: например, ЮАР возложила вину за конфликт на действия НАТО9.
9.  Страны Африки не присоединились к санкциям против России. Почему они поддержали Москву? Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2022/08/26/africa_russia/ (accessed 25.06.2023)
18
  1. Решение геостратегических задач. Одним из результатов китайской инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), предусматривающей реализацию двух крупных проектов: «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морской Шелковый путь XXI века», предполагающих, в частности, развитие не только сухопутного и морского инфраструктурных коридоров, стал приток капитала в такие порты, как Джибути, Уолфиш-Бей (Намибия), Гвадар (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Пирей (Греция), и как следствие – размещение там кораблей [7].
19 Среди ключевых внешних игроков, активно вступивших в «борьбу» (оправданность использования данного термина подтверждается заявлением президента Франции Э.Макрона в ходе визита в Африку, одной из главных целей которого он назвал «противодействие российской экспансии на континенте»10) за африканские рынки, можно выделить Францию, Великобританию, США и Китай. Только в части объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Африку по состоянию на 2018 г. лидируют Франция ($53 млрд), Великобритания ($49 млрд), США ($48 млрд) и Китай ($46 млрд)11.
20 ФРАНЦИЯ
21 Колониальное наследие способствовало масштабной реализации французскими компаниями нефтегазовых проектов на Африканском континенте. TotalEnergies оперирует в Африке на протяжении 90 лет, географический охват компании включает как страны с долгой историей нефтедобычи (Нигерия (в основном на шельфе, месторождения: Akpo, Egina, Usan, Ikike) и Ангола), так и те страны, где месторождения были обнаружены сравнительно недавно (Кения, Уганда, Гвинея и Мавритания). Несмотря на продвижение на континенте зеленой энергетики, по состоянию на 2019 г. основной отраслью, обеспечивающей приток инвестиций со стороны французских компаний, всё же является добыча нефти и газа – $24,7 млрд12.
12. >>>> (accessed 25.06.2023)
22 Французская энергетическая и газовая компания Engie ведет деятельность в Марокко, Южной Африке и Сенегале; электрогенерирующая компания EDF уже более 60 лет работает в Африке и реализует проекты, связанные преимущественно с введением в эксплуатацию объектов электрогенерации.
23 Президент Франции Э.Макрон заявил о планирующейся «соиндустриализации» французской и африканских экономик – создании совместных малых и средних предприятий. В качестве нового приоритета было выделено участие Франции в построении логистических коридоров между Севером и Югом в рамках инициативы ЕС «Глобальные ворота». Тем не менее, по данным опросов, около 60% респондентов пессимистически оценивают будущее французско-африканских отношений13, прежде всего, вследствие колониального «шлейфа» и ослабления позиций Франции в ряде ниш (безопасность, агропромышленный сектор, цифровизация и др.) на Африканском континенте.
13.  Voyage d’Emmanuel Macron en Afrique: les Français sceptiques. Le Figaro. >>>> lefigarov3 (accessed 03.07.2023)
24 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
25 Экономический потенциал африканских стран привлекает и Великобританию, нацеленную на поиск перспективных рынков и торговых партнеров на фоне ослабления торгово-экономического взаимодействия с Брюсселем. В настоящее время 19 стран Африки входят в Содружество наций14.
14. >>>> (accessed 20.06.2023)
26 В целях наращивания присутствия на континенте Великобритания принимает участие в реализации многосторонних программ развития. К примеру, можно выделить создание в 2021 г. Партнерства по справедливому энергопереходу между Францией, Германией, Великобританией, США, ЕС и ЮАР для придания устойчивости экономике последней в условиях декарбонизации энергетической системы15. Собранные в рамках Партнерства средства планируется направить на расширение сферы ВИЭ, поддержку реформ для повышения экологичности экономики, развитие технологий «чистой» энергетики, включая «зеленый» водород и электротранспорт16.
15. >>>> (accessed 05.07.2023)

16.  UK Climate Change Conference UK 2021. >>>> (accessed 26.06.2023)
27 Страна также использует различные механизмы финансирования, в т.ч. через Африканский фонд возобновляемой энергии, Африканский фонд возобновляемой энергии-II и др.
28 Среди британских компаний, активно действующих в Африке, можно выделить: Tullow Oil (Кот-д`Ивуар, Габон, Кения, Гана, Уганда, Нигерия), BP (Египет, Ангола, Алжир).
29 Несмотря на набирающие обороты капиталовложения в проекты зеленой энергетики, более 90% контрактов, заключенных на ключевом с точки зрения установления более тесного взаимодействия инвестиционном саммите «Великобритания – Африка», были связаны с проектами добычи ископаемых источников энергии17.
17. >>>> (accessed 30.06.2023)
30 Влияние Франция и Великобритании, несмотря на спад доли стран G7 в торговом обороте с 35% до 25%18, остается системно значимым на континенте с точки зрения отраслевых стандартов, законодательства, поскольку многие требования к товарной спецификации, правила госзакупок были прописаны в колониальные времена и продолжают действовать сегодня19.
18.  https://ons.gov.uk/businessindustryandtrade/internationaltrade/articles/recenttrendsintheinternationaltradeflowsofg7econo-mies/ 2022-10-10 (accessed 30.06.2023)

19. >>>> (accessed 30.06.2023)
31 США
32 Продвижение интересов США на Африканском континенте не всегда было поступательным, поскольку роль последнего в американском внешнеполитическом курсе во многом зависела от действующей администрации президента.
33 США намерены развивать отношения как с крупнейшими странами континента (Нигерией, ЮАР), так и с малыми и средними странами, а также с многосторонними организациями, в первую очередь с Африканским Союзом20.
20.  https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 30.06.2023)
34 В целях расширения экономико-энергетического сотрудничества со странами Африки, правительство США в 2019 г. запустило программу «Развитие благосостояния Африки» (Prosper Africa)21, направленную на поддержку американских инвестиций в регионе. При Администрации Дж.Байдена программа была обновлена и расширена. Основной акцент сделан на увеличении объемов торговли и инвестиций в такие приоритетные сферы, как инфраструктурное строительство, энергетика, меры по борьбе с изменением климата, здравоохранение, а также на поддержку малых и средних предприятий. В рамках программы планируется развивать торгово-экономическое сотрудничество не только на двусторонней основе, но и усилить взаимодействие с Африканским Союзом и в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли22.
21. Prosper Africa. >>>> (accessed 26.06.2023)

22. >>>> (accessed 01.07.2023)
35 В контексте продвижения своих энергетических интересов в Африке США разработали программу «Развитие энергетики в Африке», которая была запущена в 2013 г. Цель инициативы заключается в повышении к 2030 г. уровня электрификации Южнее Сахары путем увеличения мощностей более чем на 30 тыс. МВт. Это позволит электрифицировать 60 млн домов и предприятий. При этом акцент делается на энергосбережении и возобновляемых источниках энергии, которыми в избытке наделен континент. К инициативе присоединились более 170 компаний, общий объем инвестиций составил более $40 млрд23.
23. >>>> (accessed 02.07.2023)
36 Ключевые американские компании-операторы на Африканском энергетическом рынке: Marathon Oil (преимущественно Экваториальная Гвинея), Chevron (Египет, Бенин, Экваториальная Гвинея, Гана, Того, Камерун, Республика Конго, Нигерия), VAALCO Energy (преимущественно Габон и Экваториальная Гвинея), ExxonMobil (Мозамбик, Ангола, Египет, Сан-Томе и Принсипи, Танзания, Чад), General Electric (Гана, Нигерия, Танзания, Южная Африка, Эфиопия, Ангола, Кения, Мозамбик), Fortesa (преимущественно Сенегал) и др.
37 Помимо сотрудничества по линии государства и частных компаний, научные центры США оказывают технологическую поддержку Африке в области энергетики, выработки стандартов, обеспечения устойчивого развития нефтегазовой отрасли. С этой целью в 2022 г. между Африканским экспортно-импортным банком и Экспортно-импортным банком США подписан Меморандум о взаимопонимании на $500 млн. Соглашение предусматривает расширение американских капиталовложений, в т.ч. в энергетическую инфраструктуру Африки.
38 КИТАЙ
39 Китай начал внедрять различные форматы взаимодействия со странами Африки еще в начале 2000-х гг. (снятие таможенных тарифов, функционирование межправительственных комиссий и др.). Позднее характер взаимодействия был изменен в пользу многосторонних инициатив, таких как «Один пояс – один путь».
40 Отметим, что, в отличие от стран Запада, китайская модель сотрудничества заключается в реализации конкретных проектов, под которые выделяется финансирование (прежде всего, прямые инвестиции). По данным Boston University Global Development Policy Center, с 2000 по 2020 г. общая сумма предоставленных Китаем кредитов на развитие африканских инфраструктурных проектов, проектов в сфере добычи полезных ископаемых и т.д., составила порядка $160 млрд.
41 Смена акцентов в работе китайских компаний в Африке с нефтегазовой темы на тему ВИЭ, прежде всего, в сфере гидроэнергетики (крупнейшие проекты: Bui (Гана), Zungeru (Нигерия), Merowe (Судан) и др.).
42 Наиболее емко политику Китая на Африканском континенте отражают положения, закрепленные в принятом по итогам восьмой министерской конференции Форума сотрудничества Китай – Африка, документе «Видение сотрудничества между Китаем и Африкой на период до 2035 г.». Пекин заявляет о своем намерении расширить взаимодействие по проектам в рамках инициативы ОПОП, укрепить торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, в т.ч. благодаря участию Китая в развитии Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA).
43 Изучив стратегии продвижения интересов крупнейших, прежде всего, по объемам инвестиций, международных игроков, целесообразно сформировать опорные точки для более тесной кооперации России со странами Африканского региона. Стоит также отметить, в описанных выше стратегиях взаимодействие происходит преимущественно в форме получения кредитов / иных типов долгового финансирования.
44 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
45 Разделяя принципы концепции многополярного мироустройства, Россия продолжает оказывать многостороннюю поддержку странам Африканского региона в целях раскрытия потенциала обеих сторон. В ходе саммита «Россия – Африка 2023», Москва сообщила о списании долгов на сумму $23 млрд24.
24. См.: >>>> (accessed 30.07.2023)
46 Со стороны Африканского континента также прослеживается заинтересованность в укреплении диалога с Россией, несмотря на оказываемое давление25: 49 из 54 стран Африки приняли участие в саммите, 17 из них были представлены на высшем уровне26.
25. https://ria.ru/20230209/sammit-1850977898.html (accessed 30.07.2023)

26. См.: >>>> (accessed 30.07.2023)
47 Формирующаяся политическая субъектность Африканского региона выражается в потребности самостоятельного поиска пути решения сложившихся проблем, при этом, ввиду фундаментальности предстоящих реформ и отсутствия опыта их реализации, к разработке отдельных стратегий приглашаются сторонние участники, обладающие соответствующими компетенциями, а именно – Россия.
48 В энергетической сфере разработку соответствующих концепций долгосрочного и устойчивого развития, целесообразно проводить с опорой на следующие факторы:
49
  1. Реализация совместных образовательных инициатив
50 1.1. Разработка образовательных программ/платформ
51 По словам директора Института Африки РАН И.О.Абрамовой, «важнейшими сферами российско-африканского сотрудничества на ближайшую перспективу становятся здравоохранение, обеспечение продовольственной безопасности, инфраструктурные проекты, включая цифровизацию, образование и наука» [8]. Уже сейчас значительный аналитический вклад в сотрудничество России и ЮАР в области энергетики вносит работа Платформы энергетических исследований БРИКС27. Привлечение экспертов из других африканских государств усилит ценность результатов уже проводимых исследований, а также позволит начать развивать принципиально новые направления.
27. См.: >>>> (accessed 03.07.2023)
52 1.2. Подготовка кадрового потенциала
53 Необходимо отметить, что в перспективе до 2050 г. Африка будет представлять стремительно растущий рынок образования, в т.ч. в области технических и инженерных специальностей28. В этой связи целесообразным является организация научно-технологических и студенческих программ обмена на государственном уровне, а также активное участие крупного российского бизнеса в предоставлении стипендий на получение образования в российских ВУЗах студентам из стран Африки.
28. >>>> (accessed 04.07.2023)
54 На 2023/24 уч. г. квота (за счет Российской Федерации) на африканских студентов в вузах РФ увеличена более чем в 2 раза в сравнении с 2022/23 уч. г. – с 2,3 тыс. до 4,7 тыс. мест29. В планах также открытие филиалов российских вузов – Санкт-Петербургского государственного и Казанского Приволжского федерального университетов – в Египте30.
29. См.: >>>> (accessed 04.07.2023)

30. >>>> (accessed 28.07.2023)
55
  1. Поддержание устойчивости национальных энергетических систем
56 В последнее время намечается тенденция отказа европейских и американских компаний от участия в нефтегазовых проектах (ExxonMobil вышла из проекта по добыче нефти на шельфе Ганы, Shell – из нефтяных проектов в Нигерии31). Китайские компании также сократили присутствие в нефтегазовом секторе в пользу расширения присутствия в области электроэнергетики и ВИЭ, что было отражено в Китайско-африканской декларации по климату32.
31.  См. https://scientificrussia.ru/articles/kontinent-xxi-veka-clen-korrespondent-ran-irina-abramova-o-naucno-tehnologiceskom-sot-rudnicestve-s-afrikoj (accessed 09.07.2023)

32.  См.: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/202112/t20211203_10461772.html#:~:text=We%20decide %20to%20establish%20a,Africa%20and%20other%20developing%20countries. (accessed 09.07.2023)
57 Согласно оценкам международных экспертов, повышение мобильности растущего населения Африки станет одним из основных факторов увеличения объемов конечного потребления энергии33.
33. МЭА. >>>> (accessed 06.07.2023)
58 Природный газ мог бы также частично покрыть увеличивающиеся потребности африканских стран в топливе для транспорта, при этом без значительного ущерба для состояния воздуха и окружающей среды. Африканские страны постепенно расширяют рынок газомоторного топлива (лидером выступает Египет), но в большинство стран только начинают осваивать эту отрасль. Африка может стать крупнейшим рынком для реализации российского СПГ. Российские газовые компании также могли бы предложить африканским странам реализацию совместных проектов в области использования природного газа в качестве газомоторного топлива (ГМТ).
59 Наличие у России уникальных технологий в атомной и гидрогенерации позволяет развивать сотрудничество в направлении высокотехнологического строительства АЭС и ГЭС с дальнейшим их обслуживанием. В качестве российских уникальных экспортных технологий можно выделить: двухкомпонентную атомную энергетику на основе замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) с реакторами на быстрых нейтронах, маломодульные атомные ректоры, линии электропередач высокого напряжения, высоковольтные вводы для распределительных электроэнергетических сетей.
60 Таким образом, наиболее перспективными направлениями сотрудничества в сфере энергетики могут стать проекты в области поставки СПГ, сооружения нефте- и газоперерабатывающей и нефтегазотранспортной инфраструктуры, геологоразведки и разработки нефтяных месторождений, локализации технологий и сервисной функции для нефтегазового оборудования, атомная и гидроэнергетика34.
34. >>>> (accessed 28.07.2023)
61
  1. Создание и поддержание многосторонних форумов
62 Создание и поддержание многосторонних форумов в сфере энергетики на Африканском континенте становится всё более целесообразным в связи общностью возникающих проблем и совместным поиском решений.
63 Проведение многосторонних отраслевых форумов по примеру саммита в Санкт-Петербурге диктуется готовностью сторон «трансформировать отдельные достижения в системную многоплановую работу»35.
35.  Похороны неоколониализма. Известия. https://iz.ru/1551682/oleg-karpovich/pokhorony-neokolonializma (accessed 31.07. 2023)
64 Организация и проведение представительной сессии «Россия – Африка: от программных установок к практическим результатам» в рамках форума IX Примаковских чтений (ноябрь 2023 г.) позволили экспертам обсудить проблемы и перспективы российско-африканских отношений, определить перспективные направления сотрудничества.
65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
66 Таким образом, в новых геополитических реалиях конкуренция за Африканский континент существенно возрастает, в связи с чем укрепление национальных позиций в регионе будет сопровождаться колоссальным противодействием со стороны стран Запада. Для России целесообразным считается планомерное выстраивание кооперационного взаимодействия в энергетической сфере. Системная поддержка, оказываемая сегодня государством отечественному бизнесу, способствует развитию конструктивного энергетического диалога со странами Африканского континента. Энергодиалог по предложенному треку необходимо развивать и поддерживать посредством региональных и трансрегиональных механизмов интеграции [9].
67 По словам пресс-секретаря президента России Д.Пескова, «Россия развивает конструктивные отношения, основанные на взаимном уважении, на взаимном учете озабоченностей и проблем друг друга, со всеми странами Африки»36. Это еще раз подтверждает национальную приверженность концепции полицентричности в системе международных отношений и стремление к включению в неё наибольшего числа независимых игроков для поддержания глобальной устойчивости.
36. >>>> (accessed 27.06.2023)

Библиография

1. Новак А.В. Энергетическая политика России: разворот на Восток. Энергетическая политика. 14.08.2023. https://energypolicy.ru/energeticheskaya-politika-rossii-razvorot-na-vostok/business/2023/14/08/ (accessed 06.07.2023)

2. Маслов А.А. и др. Возвращение в Африку. Россия в глобальной политике. Global Affairs. 16.11.2021. https://globalaffairs.ru/articles/vozvrashhenie-v-afriku/ (accessed 06.07.2023)

3. Путин В.В. Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего. 24.07.2023. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71719 (accessed 25.07.2023)

4. Исаев Л.М. Российское «возвращение в Африку»: неожиданность или закономерность? РСМД. https://russian-council.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiyskoe-vozvrashchenie-v-afriku-neozhidannost-ili-zakonomernost/ (accessed 07.07.2023)

5. Burnell M. Is “low-carbon” hydrogen a useful option for Africa’s energy needs? White&Case. https://whitecase.com/publications/insight/africa-focus-summer-2022/low-carbon-hydrogen (accessed 06.07.2023)

6. Африка 2023. Возможности и риски [Текст]: экспертно-аналитический справочник. А.А.Маслов, В.Ю.Свиридов и др.; под общ. ред. А.А.Маслова. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 190 с. ISBN 978-5-7598-2903-4 (в обл.). ISBN 978-5-7598-2866-2 (e-book).

7. Дейч Т.Л. Место Африки в инициативе Китая «Один пояс, один путь». Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 2. С. 118–127. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-2-118-127

8. Африка: неоплаченный долг колонизаторов. И.О.Абрамова, С.Н.Волков, В.В.Грибанова [и др.]. Москва: ИАфр РАН, 2023. 122 с.

9. Корендясов Е.Н. Российско-африканские отношения на новом старте. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения, № 2, 2016. С. 203–214.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести