- Код статьи
- S0321507525040021-1
- DOI
- 10.31857/S0321507525040021
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- В период, последовавший за распадом Советского Союза, в Республике Ингушетия наблюдался значительный рост спроса на ислам и соответствующее религиозное образование. В результате роста данной потребности в республике начали появляться исламские учебные заведения, в т.ч. высшие. Однако опыт становления образования в республике остается в существенной степени неосвещенным исследователями. В то же время в связи с антирелигиозной политикой во времена СССР была практически полностью утрачена преемственность с дореволюционной религиозной традицией, поэтому она выстраивалась заново. В результате исламское образование развивалось на фоне противоречивых тенденций в регионе. С одной стороны, в Ингушетии появилось много ученых, освоивших исламские науки на Ближнем Востоке. С другой потеря старых социально-идеологических ориентиров в светских школах и вузах сделала адат, традиционное право, важным инструментом воспитания, существующим параллельно с возрождающимся исламом.
- Ключевые слова
- исламское образование адат шариат Ингушетия Ближний Восток
- Дата публикации
- 17.09.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 20
Библиография
- 1. Исаев Л.М., Шишкина А.Р., Иванов Е.А. Исламское высшее образование в России: опыт и влияние Ближнего Востока. Азия и Африка сегодня. 2022. № 1. С. 5-14. DOI: 10.31857/S032150750018302-4
- 2. Албогачиева М.С.-Г. Ислам в Ингушетии: этнография и историко-культурные аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2017.
- 3. Албогачиева М.С.-Г. Основные Вирдовые братства у ингушей. Россия и мусульманский мир. 2016. Т. 293. №. 11. С. 41-59.
- 4. Албогачиева М.С.-Г. Исламское образование в ингушском обществе: история и современность. Minbar. Islamic Studies. 2019. Т. 12. №. 1. С. 186-207. DOI: 10.31162/2618-9569-2019-12-1-186-207
- 5. Албогачиева М.С.-Г. Современная система мусульманского образования в Ингушетии. Материалы II международного симпозиума на тему “Исламская цивилизация на Кавказе”. Баку: Нурлар, 2021. С. 50-57.
- 6. Муртазин М.Ф. О проблемах развития исламского образования на постсоветском пространстве. Ислам и исламоведение в современной России. Махачкала: ООО «Алеф», 2019. С. 436-443.
- 7. Рощин М.Ю. Современный суфизм в Дагестане. Россия и мусульманский мир. 2003. № 12. С. 42-48.
- 8. Стародубровская И.В. Межпоколенческие отношения и социальные трансформации на примере Северного Кавказа. Социология власти. 2019. Т. 31. № 1. С. 92-113. DOI: 10.22394/2074-0492-2019-1-92-113.
- 9. Ярлыкапов А.А. «Народный ислам» и мусульманская молодежь Центрального и Северо-Западного Кавказа. Россия и мусульманский мир. 2006. № 7. С. 52-74.
- 10. Ярлыкапов А.А., Адиев А.З. Ислам на Северном Кавказе: реисламизация, мозаизация, проблема «традиционности». Исламоведение. 2021. Т. 12. № 4. С. 59-74. DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-4-59-74
- 11. Сумбулатов А. Вечно гонимые. Шейх-овлия. Батал-хаджи Белхороев. Нальчик: Эльфа, 2010. С. 239-242.
- 12. Музаев Т. Союз горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа, 1917 - март 1918 г. М.: Патрия, 2007.
- 13. Нефляшева Н. Ислам в Адыгее: от традиции к модернизации. Ислам в Европе и России. М.: Изд. дом Марджани, 2009. С. 146-167.
- 14. Аккиева С.И. Ислам в Кабардино-Балкарской Республике. М.: Логос, 2009.