- Код статьи
- S0321507525060035-1
- DOI
- 10.31857/S0321507525060035
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- В статье анализируется трансформация системы религиозного образования в Мавритании. Традиционное арабо-исламское образование находится в центре общественного внимания в мусульманском мире, потому что оно тесно связано как с проблемой безопасности, так и с укреплением идентичности. Современная мавританская уникальная модель религиозного образования, снискавшая авторитет и популярность в исламском мире, базируется на фундаменте исторического образовательного института под названием махдара. В статье рассматривается история возникновения махдары, цели, формы и методы обучения, адаптация древней модели образования к современности. Проведен анализ государственной политики последних десятилетий по отношению к институтам исламского образования. Установлены факторы, способствовавшие росту престижа данного вида образования. Автор приходит к выводу, что махдара смогла эффективно адаптировать свои функции, образ жизни, систему образования, социальную деятельность и интеллектуальную составляющую к современности.
- Ключевые слова
- Мавритания религиозное образование махдара государственная политика в сфере образования религиозный радикализм модернизация идентичность
- Дата публикации
- 14.04.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 30
Библиография
- 1. Kobo O. M. Paths to progress: Madrasa education and Sub-Saharan Muslims’ pursuit of socioeconomic development. In: The State of Social Progress of Islamic Societies. H.Tiliouine & R.J.Estes (Eds.). Switzerland: Springer International Publishing, 2016. 727 p.
- 2. Benaouda Bensaid. The Struggle of Traditional Religious Education in West Africa: The Case of Mahdara in Mauritania. Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2019. Vol. 6. № 1. Pp. 152–161.
- 3. Филиппов В.Р. Системный кризис «Франсафрик». Ученые записки института Африки РАН. 2024. № 2 (67), с. 144–156. DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156
- 4. Filippov V.R. Systemic crisis of “FranceAfrique”. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 2 (67), с. 144–156. (In Russ.). DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156
- 5. Tarek Ladjal, Benaouda Bensaid. Desert-Based Muslim. Religious Education: Mahdara as a Model. Religious Education. 2017. March. Pр. 529–541. DOI: 10.1080/00344087.2017.1297639
- 6. Ould Izid Bih, El Bou. Lenseignement coranique traditionnel dans les Mahadras de Nouakchott: Etats des lieux et perspectives. Réseau Ouest et Centre Africain de Recherche en Education. Mauritania. 2009. 52 р.
- 7. Hamidou Dia. Les institutions d’éducation islamique au Sahel. Agence française de développement, Paris l, France. 2022. 47 р.
- 8. Jirari A. The Culture of the Desert. Rabat: al-Dar al-Bayda, 1978. 73 р.
- 9. Frede B. Following in the Steps of Аisha: Ḥassāniyya – Speaking Tijānī Women as Spiritual Guides (Muqaddamāt) and Teaching Islamic Scholars (Limrābṭāt) in Mauritania. Islamic Africa. 2014. Vol. 5. № 2. Рp. 225–273.
- 10. Izama M.P. Muslim Education in Africa: Trends and Attitudes Towards Faith-Based Schools. The Review of Faith & International Affairs. 2014. № 12. Рр. 38–50.
- 11. Khouma S. L’école publique laïque à l’épreuve de l’éducation religieuse: analyse d’un processus d’accommodation. Liens. 2018. Vol. 1. № 26. Рp. 113–125.
- 12. Ould Ahmedou E.G. L’enseignement traditionnel en Mauritanie: La mahadra ou l’école «à dos de chameau». Paris/Montréal: L’Harmattan, 1997. 225 p.
- 13. Ould Ahmedou E.G. L`enseignement coranique traditionnel dans les Mahadras de Nouakchott: Etats des lieux et perspectives. Paris: L` Harmattan, 1999. 189 р.
- 14. Mauritanian General Population and Housing Census. National Office of Statistics. Mauritania. 1977. https://www.healthdata.org/research-analysis/health-by-location/profiles/mauritania
- 15. Ould Abdel Wedoud M. Y. Islamic scholar links religious schools and radical ideology. Magharebia Newpaper. 2011, September 23.
- 16. Benaouda Bensaid, Tarek Ladjal. The Struggle of Traditional Religious Education in West Africa: The Case of Mahdara in Mauritania. Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2019. Vol. 6. № 1. Рр.152–161.
- 17. Мелконян Л.А., Жерлицына Н.А. Действенная модель противостояния террористической опасности: успешный опыт Мавритании. Азия и Африка сегодня. 2023. № 3. С. 46–54. . DOI: 10.31857/S032150750024990-1
- 18. Melkonyan L.A., Zherlitsyna N.A. An Effective Model of Countering Terrorist Danger: Successful Experience of Mauritania. Asia and Africa today. 2023. № 3. С. 46-54. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750024990-1
- 19. Mohammad M. Abul Maali. Foreign Students in Mauritanian Mahdaras: Eligible for jihad or secret migration? Kiffainfo. 2015, May 15. http://kiffainfo.net/article10183.html
- 20. Исаев Л.М., Шишкина А.Р., Иванов Е.А. Исламское высшее образование в России: локальный опыт и влияние Ближнего Востока. Азия и Африка сегодня. 2022. № 1. С. 5–14. DOI: 10.31857/S032150750018302-4
- 21. Isaev L.M., Shishkina A.R., Ivanov E.A. Islamic Higher Education in Russia: Local Experience and Influence of the Middle East. Asia and Africa Today. 2022. № 1. С. 5–14. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750018302-4
- 22. Hamidou Dia. Les institutions d’éducation islamique au Sahel. Agence française de développement, Paris l France. 2022. https://www.afd.fr/fr/actualites/agenda/les-institutions-deducation-islamique-au-sahel
- 23. Asnib S. National Plan to Develop the Mahdara in Mauritania. Al-Arabiya news. 2015, June 30.
- 24. Ould Abu M. Foreign students in Mauritanian courts: Candidates for jihad and secret immigration. Dune-voices news. 2017, November 29. http://dune-voices.info/public/index.php/ar
- 25. Umar J. Mauritania aims to reform Mahdara education. Magharebia Newspaper. 2011, September 30.
- 26. Ware R.T. The Walking Qur’an: Islamic Education, Embodied Knowledge, and History in West Africa. The University of North Carolina. 2014. 352 p.
- 27. Maʼal-ʻAynayn wuld M Al-Amin. Ibn Al-Talamid Al-Shanqiti, his life and his legacy. MA Theses, University of Tripoli. 1984.