ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ: ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ
ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ: ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ
Аннотация
Код статьи
S0869-56870000617-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
95-110
Аннотация
Российская история, ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ: ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ
Классификатор
Дата публикации
01.01.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
1006
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. См., например: Орловский А.Я. Школьные учебники по русской истории в конце XIX – начале XX в. (опыт создания и методического построения). Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 
2. См., например: Бабич И.В. Преподавание русской истории в гимназиях и политика Министерства народного просвещения в конце XIX – начале XX в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.,
1989; Шапарина О.Н. Историческое образование в русских гимназиях начала XX в. Автореф.
дис. ... канд. ист. наук. М., 2004; Наиболее значительный труд, посвящённый школьному историческому образованию: Бущик Л. П. Очерк развития школьного исторического образования в
СССР. М., 1961.
3. Фукс А.Н. Историографическое значение учебников и учебных пособий по русской истории
для средних учебных заведений (90-е гг. XIX в. – 1917 г.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.,
1983; он же. Школьные учебники по русской истории. М., 1985; Володина Т.А. Учебная литература по отечественной истории как предмет историографии (середина XVIII – конец XIX в.). Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2004; Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории
как историографический феномен (конец XVIII – вторая половина 1930-х гг.). М., 2010.
4. Пример подобного комплексного исследования современных учебников см.: Школьный
учебник истории и государственная политика. М., 2009.
5. Известный французский историк Марк Ферро, автор книги «Как рассказывают историю
детям в разных странах мира» (М., 1992, 2010), пишет о «трёх очагах истории»: институциональной истории, которая «выражает или узаконивает политику, идеологию, режим», параллельно
существующей контристории, а также индивидуальной или коллективной памяти общества.
6. Критико-библиографический обзор учебной литературы по истории на русском языке с
1890 по 1912 год. Киев, 1913.
7. См.: Покотило Н.П. Практическое руководство для начинающего учителя истории. СПб.,
1912.
8. Правила и программы классических гимназий и прогимназий ведомства Министерства
народного просвещения. Изд. 19. М., 1906. С. 34; Новейшие программы и правила мужских
гимназий и прогимназий с объяснительными записками Министерства народного просвещения.
Изд. 4. СПб., 1912. С. 120.
9. А.Я. Орловский выделяет три волны учебников: в 1890-е гг., 1906–1910 гг., с 1913 г. Орловский А.Я. Указ. соч. С. 99–100. На мой взгляд, эта периодизация слишком формализована.
10. См.: Рожков Н. Методика преподавания истории XIX века. Лекции, читанные на сентябрьских педагогических курсах 1918 г. в Петрограде. Пг., 1918. С. 36.
11. Полный список учебников, получивших гриф (с его датировкой), имеется в приложении к
диссертации А.Я. Орловского.
12. Бабич И.В. Иловайский Дмитрий Иванович // Историки России. Биографии. М., 2001.
С. 260.
13. Там же. С. 261.
14. Цветаева М.И. Дом у Старого Пимена // Москва. 1966. № 7. С. 125.
15. Вестник воспитания. 1901. № 1. 2-я пагинация. С. 85.
16. Селинов В.И. Современные вопросы теории исторического знания в связи с задачами методики истории и состоянием нашей учебной исторической литературы. Пг., 1915. С. 50.
17. Покотило Н.П. Практическое руководство для начинающего учителя истории. СПб., 1914.
С. 393, 395.
18. Отчёт о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете за 1898/99 год. М., 1899. С. 44. 19. См.: Иловайский Д.И. Краткие очерки Руссой истории. Курс старшего возраста. Изд. 36.
М., 1912.
20. Н.Р. Исторические романы и преподавание истории // Русская школа. 1901. № 1–2. С. 219,
221, 222, 223.
21. См.: Орловский А.Я. Указ. соч. С. 106.
22. Селинов В.И. Указ. соч. С. 5.
23. Столетие Московской Практической Академии коммерческих наук. 1810–1910. М., 1910.
С. 544.
24. Показательно, что это учебное пособие переиздавалось и в советское (1922), и в постсоветское (1992) время.
25. Василий Ключевский. Записные книжки. СПб., 2003. С. 94.
26. Там же. С. 92, 93.
27. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. III. М., 1988. С. 314.
28. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. (Воспоминания 1881–1914). Прага, 1929.
С. 61.
29. Платонов С.Ф. Сокращённый курс русской истории для средней школы. Упрощённое и
сокращённое руководство для IV, V, VI классов мужских гимназий и других учебных заведений.
Изд. 2. Пг., 1915. С. IV.
30. Платонов С.Ф. Автобиографическая записка // Академическое дело 1929–1931 гг. Вып. 1.
Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова. СПб., 1993. С. 281.
31. Там же.
32. Академическое дело 1929–1931 гг. Вып. 1. С. 59.
33. Критико-библиографический обзор... С. 140, 144, 149.
34. Там же. С. 149.
35. Покотило Н.П. Указ. соч. С. 326–327.
36. Подробную характеристику учебника С.Ф. Платонова см.: Фукс А.Н. Школьные учебники
по отечественной истории как историографический феномен... С. 193–241.
37. См.: Пивоварова О.Г. Историко-педагогическая деятельность М.М. Богословского // Отечественная история. 2005. № 5. С. 151–158.
38. Богословский М. Учебник русской истории. Курс VI класса гимназий и реальных училищ.
М., 1915. С. 31–32, 150.
39. Кроме грифа Министерства народного просвещения учебник (вып. 2) имел грифы Главного управления землеустройства и земледелия и Главного управления военно-учебных заведений,
а также был рекомендован в ротные библиотеки кадетских корпусов.
40. Катаев И.М. К вопросу о типе учебника русской истории для средней школы. М., 1911.
41. Дворников П. Русская история. Руководство для мужских и женских учебных заведений.
М., 1907.
42. Катаев И. Учебник русской истории для средних учебных заведений. Вып. 2. Изд. 2. М.,
1910. С. 259, 261.
43. Критико-библиографический обзор... С. 117.
44. Катаев И. Учебник русской истории для средних учебных заведений. Вып. 1. Изд. 2. М.,
1909. С. IV–V
45. Критико-библиографический обзор... С. 150.
46. Ефименко А.Я. Учебник русской истории для старших классов среднеучебных заведений.
СПб., 1909. С. 417, 418.
47. Критико-библиографический обзор... С. 150–155.
48. Там же. С. 51–53.
49. См.: Рожков Н. К вопросу о преподавании истории в средней школе // Образование. 1901.
№ 5–6.
50. Там же. С. 34–36.
51. Мякотин В. Заметка о новом учебнике русской истории // Русское богатство. 1901. № 7.
Отд. 2. С. 26.
52. Отчёт Педагогического общества, состоящего при императорском Московском университете за 1901–1902 год. М., 1903. С. 51.
53. Сторожев В. Новый учебник по русской истории // Образование. 1901. № 10. С. 116–117.
54. Подробнее см.: Ситник B.C. М.Н. Коваленский – историк и педагог. Воронеж, 1976.
55. Коваленский М. Учебник русской истории для старших классов среднеучебных заведений.
Ч. I. Вып. II. СПб., 1913. С. V.
56. См.: Там же. Ч. III. СПб., 1913.
57. РГИА, ф. 734, оп. 3, д. 97, л. 856.
58. Присёлков М.Д. Русская история. Учебная книга для VII–VIII классов мужских гимназий и
VII класса реальных училищ. Изд. 2. М., 1917. С. 25–28, 30–33, 47, 59–60.
59. Коваленский М., Сивков К. Анкета о преподавании истории в средней школе //Вестник воспитания. 1913. № 4. С. 106, 109.
60. Критико-библиографический обзор... С. 121.
61. Цвейг С. Подвиг Магеллана. М., 1956. С. 179.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести