Окна собора Рождества Богородицы в Суздале
Окна собора Рождества Богородицы в Суздале
Аннотация
Код статьи
S086960630009210-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Седов Вл. В. 
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
141-148
Аннотация

В статье публикуется графические материалы и описания двух окон собора Рождества Богородицы в Суздале. Эти окна принадлежат собору, построенному в 1222–1224 гг.; одно из них не сохранилось, оно находилось на южной боковой апсиде храма и известно только по чертежу середины XIX в., а другое, в восточном членении южного фасада – сохранилось частично. Эти окна с внешним раструбом были фланкированы колонками на постаментах. Подобные окна с колонками встречаются в архитектуре романского стиля в XII веке в Италии, Франции, Испании и Германии. Возможно проникновение этой формы, известной на Руси только в Суздальском соборе, связано с прибытием очередной группы мастеров из Италии. Эти окна вписываются в картину постоянного притока все новых мастеров во Владимиро-Суздальское княжество в начале XIII в.

Ключевые слова
Древняя Русь, Владимиро-Суздальское княжество, древнерусская архитектура, собор в Суздале, окна с колонками, романская архитектура
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках выполнения темы НИР АААА-А18-118021690056-7.
Классификатор
Получено
10.04.2020
Дата публикации
21.12.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
529
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Эта статья посвящена одной форме суздальского собора Рождества Богородицы, построенного в начале XIII в.: его окнам. Окна собора, сохранившиеся лишь на старых чертежах или во фрагментах, оригинальны; ничего подобного более в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси, да и всей Древней Руси, не встречается. Эта необычная форма требует своего объяснения.
2 Собор Рождества Богородицы в Суздале – многослойный памятник. На рубеже XI–XII вв. по заказу князя Владимира Мономаха был построен первый храм. Его основания, пусть и не полностью, исследованы, есть некоторое представление о том, что он собой представлял: это был большой храм киевского типа, трехабсидный, четырехстолпный с нартексом и встроенной в нартекс лестничной башней (Зыков, 1999; 2008; 2010; 2019). Киево-Печерский Патерик говорит о князе Юрии Долгоруком, сыне Владимира Мономаха, как о заказчике суздальского собора: “Сын же того Георгий князь, слышав от отца Владимера еже о тъй церкви сътворися, и тьи в своемь княжении създа церковь в граде Сужьдали в ту же меру, яже по летех вся ты распадошася” (Памятники литературы…, 1980. С. 428).
3 Лаврентьевская летопись сообщает о закладке Рождественского собора в 1222 г. по заказу великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича: “Великыи княз(ь) Гюрги заложи ц(е)рк(о)вь каменьну с(вя)тыя Б(огороди)ца в Суждали на первем месте, заздрушивъ старое зданье, понеже оучала бе рушитися старостью и верх ея впал бе, та бо ц(е)рк(в)ы создана прадедом его Володимером Мономахом и бл(а)ж(ен)ным еп(иско)помь Ефремом” (Полное собрание русских летописей, 2001. С. 445). Этот новый храм был окончен в 1224 г. и освящен Суздальским епископом Симоном 8 сентября (в день празднования Рождества Богородицы, т.е. на престольный праздник): “Того ж лет(а) создана быс(ть) ц(е)рк(в)ы с(вя)тыя Б(огороди)ца в Суждали, и с(вя)щ(е)на быс(ть) еп(и)с(ко)п(о)мь Симоном в И д(е)нь семтяб(ря)” (Лаврентьевская летопись, 2001. С. 447).
4 В дальнейшем храм Рождества Богородицы начала XIII в. рухнул в своих верхних частях, а нижние его части, сохранившие формы времени князя Юрия Всеволодовича, были надстроены в 1528 г. Таким образом, получился памятник, сочетающий в себе нижнюю часть XIII в. (примерно половина высоты) и верхнюю часть XVI в. В конце XVII в. этот двусоставный храм был перестроен и достроен по заказу митрополита Суздальского Иллариона (Федоров, 2012. С. 70–77).
5 Формы храма Рождества Богородицы начала XIII в. нельзя назвать изученными. Мы попытались ранее дать очерк основных черт этого памятника (Седов, 2012). Однако в этом соборе еще очень много деталей и мотивов, которые требуют отдельного и тщательного исследования.
6

Рис. 1. Окна Суздальского собора: 1 – фасад окна в дьяконнике (по Н.А. Артлебену); 2 – фасад окна в восточном прясле южного фасада (реконструкция А.Д. Варганова); 3 – зондаж окна в восточном прясле южного фасада. Fig. 1. Windows of the Suzdal Cathedral

7 К таким деталям принадлежат, безусловно, окна первого света, устроенные так, что по бокам арочного окончания внешнего раструба окна расположены невысокие колонки. Эти окна расположены ниже аркатурно-колончатого пояса. Некоторые из них были заложены, а в верхней части – растесаны, но большинство было растесано так, что сейчас от них не сохранилось ничего.
8 Впервые подобные окна Суздальского собора отметил Н.А. Артлебен, который, при перечислении черт романского стиля, увиденных им во владимиро-суздальском зодчестве, назвал “узкие и высокие окна с откосами, украшенные разными шаблонами, и особенно окна с колонками, как на Суздальском алтаре”; тут же был приведен чертеж какого-то романского окна. Чуть ниже в той же работе упомянуты «пояс и окно, мною снятые; последнее, к сожалению, уже не существует, оно расширено, как объяснили мне, в “соответствие” с другим прежде разделанным окном отделения жертвенника» (Артлебен, 1871. С. 296, 298).
9 В несколько более поздней работе Н.А. Артлебен подробнее рассказал о расположении окна с колонками по сторонам, которое он наблюдал, но которое потом было растесано (рис. 1, 1): “Еще недавно существовало в диаконнике весьма замечательное невысокое нижнее окно романской формы с колонками по бокам; – единственный пример в церквах Суздальской области; на археологический интерес этого окна было обращено внимание заведывающих, что однако не помогло, и окно было расширено с уничтожением колонок, в соответствие, как объяснили, с другими четырьмя нижними окнами, давно уже расширенными. Много похвальнее было бы выразить любовь к симметрии восстановлением прежде расширенных окон по образцу сохранившегося древнего. Хорошо еще, что с окна до переделки его был снят рисунок, напечатанный после в числе прочих деталей в Атласе к трудам 1-го Археологического съезда, на таблице XXIII, да кроме того существует фотографический снимок с восточной стороны собора, на котором видно и алтарное окно с колонками” (Артлебен, 1880. С. 62).
10 После этих упоминаний долгое время об окнах Суздальского собора не говорилось ничего.
11 А.Д. Варганов в статье 1945 г. сомневался в существовании окна с колонками: “Найденный нами рисунок нач. XIX в. позволяет предполагать, что фасад южного притвора, подобно собору в Юрьеве, имел парные резные камни по бокам портала и крупный рельеф над его замком. Отсутствие на этом же рисунке изданного Н.А. Артлебеном окна диаконника с арочным наличником позволяет сомневаться в его реальности (Варганов, 1945. С. 103–104).
12

Рис. 2. Окно восточного прясла южного фасада Суздальского собора. Fig. 2. The window in the eastern part of the southern facade of the Suzdal Cathedral

13 Но сомнения А.Д. Варганова были напрасными: как будет показано ниже, он вскоре, в 1940-х или 1950-х годах, нашел такое окно. Н.Н. Воронин в своей обобщающей работе коснулся вопроса об окнах, он пишет, сначала сославшись на Н.А. Артлебена: «Рисунок этого окна, изданный Н.А. Артлебеном, был сделан незадолго до растески окна; кроме того, Н.А. Артлебен ссылается на имеющийся фотографический снимок окна. Это позволяет доверять его показаниям, хотя на рисунке собора окно и не показано. Выше мы видели примеры помещения окон между колонками пояса (Боголюбово, Успенский собор и его галереи). Строители Суздальского собора сделали следующий шаг, превратив звено пояса в наличник окна. Это подтверждается окном, которое открыл А.Д. Варганов в восточном делении южного фасада собора. Здесь по сторонам оконного проема сделаны неглубокие выемки; в них вставлены колонки, опирающиеся на аналогичные базам пояса кубические подставки и завершаемые капителями, на которые ложатся пяты арочной перемычки” (Воронин, 1961. С. 37, 38). Рисунок окна, опубликованный Н.Н. Ворониным, является авторской реконструкцией А.Д. Варганова (рис. 1, 2).
14

Рис. 3. Окно северного прясла западного фасада Суздальского собора. Fig. 3. The window in the northern part of the western facade of the Suzdal Cathedral

15 В недавнее время был опубликован чертеж окна (рис. 1, 3), опознанного нами как нижнее окно восточного прясла южного фасада (Столетов и др., 2011. С. 106). Возможно, это чертеж А.Д. Варганова. Здесь видно, что первоначальное окно начала XIII в. сохранило заложенный кирпичом просвет, а также правую сторону с раструбом и уступом, внизу которого стоит база колонки, как будто накладывавшейся на этот уступ.
16 В настоящее время это окно сохранилось примерно так, как это показано на зондаже (рис. 2): вверху осталась часть арочного завершения и даже плоскости внутри него с характерным для XVI в. “лобиком”, а ниже сохранились две стороны раструба и прямоугольные уступы по краям; в правом уступе заметна обломанная кубическая белокаменная база с остатками изображения цветка или птицы в углубленной филенке, вверху в неровной кладке заметно подобие круглого диска, к которому, вероятно, примыкала колонка или ее капитель.
17

Рис. 4. Окна алтарной части церкви Сант-Аббондио в Комо. Fig. 4. Windows in the altar of the Basilica of Sant’Abbondio in Como

18

Понятно, что и рисунок Н.А. Артлебена, и рисунок А.Д. Варганова представляют собой лишь реконструкции, но в целом эти реконструкции достаточно верно передают то, что мы можем увидеть воочию. Перед нами арочное окно с внешним раструбом, который был фланкирован колонками на постаментах с рельефами. Это, безусловно, работа начала XIII в., напоминающая части расположенного выше аркатурно-колончатого пояса, но являющаяся частью независимой системы. Есть все основания думать, что окна первого яруса суздальского собора 1222–1224 гг. были такими же или отличались, но незначительно.

19 В настоящее время в северном прясле западного фасада расположено окно с раструбом, имитированными в цементе “белокаменными” колонками по сторонам и плинфяной арочной перемычкой (рис. 3). Это окно не настоящее, оно появилось относительно недавно и является реконструкцией, предпринятой владимирскими реставраторами, но пока не отраженной в печатных материалах.
20 Скажем сразу, что предположить, что эти окна Суздальского собора возникли в результате эволюции, то есть являются как будто оторванными друг от друга отрезками аркатурно-колончатого пояса, как думал Н.Н. Воронин, мы никак не можем. Это, безусловно, самостоятельная форма, арочное окно, проем которого фланкирован колонками, как будто несущими архивольт. С этой точки зрения прав Н.А. Артлебен, еще сто пятьдесят лет тому назад связывавший эту форму с западноевропейским романским зодчеством. Нужно только прояснить ситуацию, ответив на вопрос: где такая форма встречается и в какое время?
21 Во владимиро-суздальской архитектуре подобных окон больше нет. Так что окна Суздальского собора – это изолированный, единичный опыт, который не имеет здесь ни прецедента, ни продолжения. Уже одно это одинокое положение заставляет подумать о приходе в Суздаль каких-то новых мастеров (или мастера). Этот приход привнес в архитектуру собора Рождества Богородицы ранее неизвестный здесь прием, окна с колонками, который, как увидим ниже, был достаточно широко распространен в архитектуре романского стиля в Западной Европе.
22 Происхождение этого приема следует искать в позднеантичной архитектуре. Но в законченном и как будто устоявшемся виде он стал одной из самых распространенных форм романской архитектуры XII в., причем такие окна украшают и апсиды, и трансепты, и боковые стены нефов. Такие простые окна, с двумя колонками по сторонам, встречаются не очень часто, но такое суждение, возможно, вызвано тем, что подобные окна расположены в провинциальных сооружениях, не часто и не слишком подробно публикуемых. Однако в качестве близкой аналогии мы можем назвать роскошные окна с парой колонок на боковых фасадах алтарной части церкви Сант Аббондио в Комо первой половины XII в. (Kubach, 1981. P. 185; Fernie, 2014. P. 7; Lombardia romanica, 2010. P. 103–111), где окна окружены по контуру еще и резными полосами камня (рис. 4).
23 Более сложные, но все же родственные варианты представляют окна, в которых проем обрамлен сочетанием прямоугольных уступов и колонок (обычно по две колонки и два уступа), это же сочетание повторяется на архивольтах, где прямоугольные уступы чередуются со скругленными валиками. Мы можем указать на довольно широкий круг подобных окон, среди которых выделим окно в нижнем ярусе средней апсиды (рис. 5) построенного в XII в. собора в Кремоне (Lombardia romanica, 2010. P. 223–231) и окно на апсиде церкви Сан-Микеле в Павии (рис. 6), выстроенной в первой половине XII в. (La Lombardia, 1978. P. 88–114).
24 Приведенными ломбардскими аналогами круг возможных образцов для окон Суздальского собора не исчерпывается. Подобные окна, как простые, так и очень сложноразработанные, в большом количестве присутствуют в романской архитектуре Франции. Назовем следующие памятники французской романики, относящиеся к XII в.: церковь Сен-Сернен в Тулузе (Saint-Sernen, Toulouse; Conant, 1993. P. 166), третья церковь аббатства Клюни (окна внутри; Fernie, 2014. P. 125), церковь Сен-Пьер в Ольне де Сантонж (Saint-Perre, Aulnay de Santonge; Atroshenko, Collins, 1985. P. 147; Fernie, 2014. P. 116). Наконец, такие окна видим над двойным входом в Храм Святого Гроба в Иерусалиме, построенном французскими мастерами к 1149 г. (Conant, 1993. P. 338, 339), и на абсидах тоже французского по истокам романского собора в Бейруте (Fernie, 2014. P. 132).
25

Рис. 5. Окно на абсиде собора в Кремоне. Fig. 5. A window in the apse of the Cremona Cathedral

26 Отметим большое количество окон подобного рода в романских храмах Испании; они есть в следующих заметных памятниках XII в.: собор в Саламанке (Kubach, 1981. P. 306; Fernie, 2014. P. 187), церкви Сан Висенте в Авиле (San Vicente, Avila; Fernie, 2014. P. 141), церкви Санта Крус де ла Серос (Santa Cruz de la Seros; Fernie, 2014. P. 144), церкви Санта Еулалиа де Баррио де Санта Мариа (Santa Eulalia de Barrio de SantaMaria; Historia de la Arquitectura Espanola, 1985. P. 194, 195), церкви Сан Мигель де Дарока (San Miguel de Daroca; Historia de la Arquitectura Espanola, 1985).
27

Рис. 6. Окно на абсиде церкви Сан-Микеле в Павии. Fig. 6. A window in the apse of the Basilica of San Michele in Pavia

28 Меньше окон с колонками в романской архитектуре Германии XII в.; отметим их присутствие в соборной церкви святого Серватиуса в замке Кведлинбурга (Quedlinburg; Mrusek, 1972. Ill. 54. S. 225) и соборной церкви в Вексельбурге (Wechselburg; Mrusek, 1972. Ill. 87. S. 229).
29 Можно с большой вероятностью представить, что суздальские окна с колонками пришли из какой-то области Западной Европы вместе с мастерами, строившими собор. Эти мастера привнесли уже почти готические профили цоколя Суздальского собора. Здесь не совсем понятно только, из какой области могли в 1220-е годы явиться мастера, в арсенале которых были вполне романские окна и уже готические профили цоколя. Думается, что это могла быть и Северная Италия, где романские формы задержались до первой трети XIII столетия.
30

Появление в Суздальском соборе необычной формы окон и необычных профилей вписывается в картину нескольких “волн” новых мастеров, прибывавших в Северо-Восточную Русь в начале XIII в. Мы уже отмечали присутствие необычных форм и, следовательно, новых мастеров, в Ростовском Успенском соборе 1213–1231 гг. (Седов, 2019). В Суздальском соборе Рождества Богородицы мы видим другую такую же “волну”. Она представлена не только окнами с колонками, но и такой небольшой, но важной деталью как бусины, перебивающие колонны южного портала (Романов, 1931). Эти влияния, кажется, не пересекаются, в них нет черт всеобъемлющего стиля, они лишь “прибывают”, усложняя стилевую картину так называемой русской романики начала XIII в.

31

Статья подготовлена в рамках выполнения темы НИР АААА-А18-118021690056-7.

Библиография

1. Башенькин А.Н., Васенина М.Г. Могильник Чагода и его место в кругу древностей раннего железного века // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда (Великий Новгород – Старая Русса). Т. II. СПб.; М.; Великий Новгород: Новгородский технопарк, 2011. С. 8–10.

2. Бельский С.В. Раннесредневековые погребальные памятники на Карельском перешейке: некоторые результаты текущих исследований // Élite ou Égalité… Северная Русь и культурные трансформации в Европе VII–XII вв. / Ред. Н. И. Платонова. СПб.: Бранко, 2017. С. 90–115.

3. Вишневский В.И., Кирьянова Н.А., Добровольская М.В. Ратьковский раннесредневековый финно-угорский могильник: хронология, культура, обряд // РА. 2007. № 2. С. 89–107.

4. Зайцева И.Е. Детали поясной гарнитуры из Шекшова в Суздальском Ополье // Города и веси средневековой Руси: археология, история, культура / Ред. П.Г. Гайдуков. М.; Вологда: Древности Севера, 2015. С. 184–198.

5. Зайцева И.Е. Височные кольца из Шекшово в Суздальском Ополье // Памятники средневековой археологии Восточной Европы. К юбилею М.Д. Полубояриновой / Ред. А.В. Чернецов. М.: ИА РАН, 2017а. С. 187–195.

6. Зайцева И.Е. Уздечный набор X в. из Шекшова в Суздальском Ополье // КСИА. 2017б. Вып. 246. С. 306–322.

7. Зайцева И.Е. Древнерусские пояса с накладками: социальный статус или традиция? // Stratum плюс. Археология и культурная антропология. 2018. № 5: Когда века были средние: общество и власть. C. 267–280.

8. Зайцева И.Е. Треугольные шумящие подвески на сельских памятниках Суздальского Ополья // Звучат лишь Письмена. К юбилею А.А. Медынцевой / Сост.: И.Н. Кузина, А.А. Гомзин; отв. ред. В.Ю. Коваль. М.: ИА РАН, 2019. C. 186–199.

9. Захаров С.Д. Информационный потенциал культурного слоя, пострадавшего от распашки // КСИА. 2014. Вып. 233. С. 100–112.

10. Захаров С.Д., Меснянкина С.В. Могильники поселения Крутик: первые результаты исследования // Археология Владимиро-Суздальской земли: материалы научного семинара. Вып. 4 / Сост. С.В. Шполянский; отв. ред. Н.А. Макаров. М.: ИА РАН; СПб.: Нестор-История, 2012. С. 14–29.

11. Лапшин В.А. Население центрального района Ростово-Суздальской земли X–XIII вв. (по археологическим данным): автореф. дис. … канд. ист. наук. Л., 1985. 19 с.

12. Леонтьев А.Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. М.: Геоэко, 1996 (Археология эпохи великого переселения народов и раннего средневековья; вып. 4). 340 с.

13. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII вв. По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья. М.: Скрипторий, 1997. 386 с.

14. Макаров Н.А. Культурная идентичность и этническая ситуация на окраинах // Археология севернорусской деревни X–XIII вв.: средневековые поселения и могильники на Кубенском озере: в 3 т. Т. 3. Палеоэкологические условия, общество и культура. М.: Наука, 2009. С. 91–102.

15. Макаров Н.А., Зайцева И.Е., Красникова А.М. Парадный топорик с княжескими знаками из Суздальского Ополья // Фундаментальные проблемы археологии, антропологии и этнографии Евразии. К 70-летию акад. А.П. Деревянко. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2013. С. 435–444.

16. Макаров Н.А., Федорина А.Н. Феномен «больших поселений» Северо-Восточной Руси X–XI вв. // КСИА. 2015. Вып. 238. С. 115–131.

17. Макаров Н.А., Зайцева И.Е. Бескурганные ингумации в могильнике Шекшово: новые материалы к изучению древнерусского погребального обряда XI в. // Археология Владимиро-Суздальской земли: материалы научного семинара. Вып. 6 / Сост. С.В. Шполянский; отв. ред. Н.А. Макаров. М.: ИА РАН, 2016. С. 185–198.

18. Макаров Н.А., Зайцева И.Е., Красникова А.М., Угулава Н.Д. Исследования могильника Шекшово в Суздальском Ополье в 2016–2017 гг. // Археология Владимиро-Суздальской земли: материалы научного семинара. Вып. 7 / Сост. С.В. Шполянский; отв. ред. Н.А. Макаров. М.: ИА РАН, 2017. С. 7–18.

19. Михайлова Е.Р. Бескурганные могильники близ Которского погоста: хронология и место среди погребальных древностей лесной полосы Восточной Европы // Русь в IX–XII вв.: общество, государство, культура / Ред.: Н.А. Макаров, А.Е. Леонтьев. М.; Вологда: Древности Севера, 2014. С. 317–335.

20. Модин И.Н., Красникова А.М., Ерохин С.А., Макаров Н.А., Милованов С.И., Медведев А.А., Пелевин А.А., Угулава Н.Д., Шоркунов И.Г. Геофизические исследования средневекового курганного могильника Суздальского Ополья Шекшово 9 // Археология и геоинформатика. М. (В печати).

21. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения Древней Руси X–XIV вв. Л.: Наука, 1981 (САИ; вып. Е1-60). 124 с.

22. Седова М.В. Суздаль в X–XIV веках. М.: Русский мир, 1997. 320 с.

23. Спицын А.А. Владимирские курганы // Изв. Императорской Археологической комиссии. Т. 15. СПб.: Тип. Гл. Упр. уделов, 1905. С. 84–172.

24. Стасюк И.В. Раннесредневековые трупосожжения могильника Ратчино 1 // Археология и история Пскова и Псковской земли: семинар имени академика В.В. Седова. Вып. 32. Материалы 62-го заседания / Отв. ред. Н.В. Лопатин. М., Псков: ИА РАН, 2017. С. 135–152.

25. Сыроватко А.С. Могильники с кремациями на Средней Оке второй половины I тыс. н.э. // РА. 2014. № 4. С. 48–61.

26. Уваров А.С. Меряне и их быт по курганным раскопкам // Труды I Археологического Съезда. Т. 2. М.: В Синод. тип., 1871. С. 633–847.

27. Janovsky A. Early medieval chamber graves on the south coast of the Baltic Sea // Der Wandel um 1000: Beiträge der Sektion zur Slawischen Frühgeschichte der 18. Jahrestagung des Mittel- und Ostdeutschen Verbandes für Altertumsforschung in Greifswald, 23. bis 27. März 2009. Langenweißbach, 2011 (Sonderdruck ausBeiträge zur Ur- und Frühgeschichte Mitteleuropas; 60). S. 257–267.

28. Kаra M. Description of the Cemetery, Organization of the Burial Space, the Burial Rites in the Light of the Cultural and Historical Determinants // Bodzia. A Late-Viking-Age Elite Cemetery in Central Poland / Ed. A. Buko. Leiden; Boston: Brill, 2014. P. 343–411.

29. Müller-Wille M. The Cemetery in Bodzia in a Broader European Context // Bodzia. A Late-Viking-Age Elite Cemetery in Central Poland / Ed. A. Buko. Leiden; Boston: Brill, 2014. P. 479–510.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести