- Код статьи
- S086960630010942-5-
- DOI
- 10.31857/S086960630010942-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 3
- Страницы
- 63-78
- Аннотация
Рассмотрены материалы погребения по обряду кремации у с. Дрокино под Красноярском (левобережье р. Енисей), датированного X–XI вв. Среди находок – ременные украшения из цветного металла, орнаментированные в характерном для Саяно-Алтая стиле. Предложена типология декора. Выделен тип с мотивом «пламенеющая жемчужина» (28 экз.) – известный буддийский символ чинтамани (санскр. cintamani), популярный в регионе в период экспансии Кыргызского каганата (вторая половина IX – начало X в.). На фоне рассмотренных примеров иконографии мотива в средневековых материалах Восточного Туркестана и Саяно-Алтая показано, что образцы из комплекса Дрокино 1 – новые варианты мотива в декоре ременной амуниции всадников Саяно-Алтая и соседних территорий. Возможно, погребенный с таким сопровождающим инвентарем воин – кыштым (вассал) участвовал в походах кыргызов и привез «индивидуальный», специально подобранный ременный набор на родину.
- Ключевые слова
- Средний Енисей, Саяно-Алтай, средневековье, ременные украшения, цветной металл, декор, «пламенеющая жемчужина» (cintamani)
- Дата публикации
- 29.09.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 14
- Всего просмотров
- 792
Библиография
- 1. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Этнос, языки, религии. М.: Вост. литература, 1992. 687 с.
- 2. Карцов В.Г. Описание коллекций и материалов музея. Красноярск: Краснояр. гос. типо-лит., 1929. 67 с.
- 3. Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М.: Вост. литература, 2002 (Культура народов Востока: Материалы и исследования). 327 с.
- 4. Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. М., Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008 (Труды Сиб. Ассоц. исслед. первобытного искусства; вып. V). 332 с.
- 5. Король Г.Г. Культурные влияния в Центральной Азии и на сопредельных территориях рубежа I–II тыс. н.э. (по материалам торевтики малых форм) // РА. 2015. № 4. С. 64–77.
- 6. Король Г.Г. К вопросу о вариативности использования мотивов декора (по материалам средневековой торевтики Саяно-Алтая и прилегающих территорий) // КСИА. 2019. Вып. 256. С. 251–265.
- 7. Кызласов Л.Р. Тюхтятская культура древних хакасов IX–X вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981 (Археология СССР). С. 54–59.
- 8. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 211 с.
- 9. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Вост. литература, 1990. 216 с.
- 10. Леонтьев Н.В. О буддийских мотивах в средневековой торевтике Хакасии (По материалам коллекции Минусинского краеведческого музея) // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан: ХакНИИЯЛИ, 1988. С. 184–196.
- 11. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. энцикл., 1994. 2 т. (671 + 719 с.).
- 12. Могильников В.А. Кочевники северо-западных предгорий Алтая в IX–XI веках. М.: Наука, 2002. 362 с.
- 13. Савинов Д.Г. Красноярско-Канский вариант культуры енисейских кыргызов // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев: тез. докл. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. С. 144–149.
- 14. Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. 216 с.
- 15. Cкобелев С.Г., Митько О.А. Погребения по обряду трупосожжения на реке Кача под Красноярском и их место в культурной традиции средневекового населения Енисея // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: История, филология. 2007. Т. 6, вып. 3. Археология и этнография. C. 212–220.
- 16. Тишин В.В., Серегин Н.Н. К вопросу о существовании служителей культа у древних тюрков Центральной Азии // Этнографическое обозрение. 2017. № 3. С. 76–96.
- 17. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988. 225 с.
- 18. Фокин С.М. Средневековое погребение у поселка Дрокино в Красноярской лесостепи // Мультидисциплинарные исследования в археологии. 2018. № 2. С. 137–150.
- 19. Харинский А.В. Захоронения по обряду кремации конца I тыс. н.э. из Южного Приангарья // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Кн. I. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. C. 220–226.
- 20. Худяков Ю.С. Кремация в погребальной обрядности енисейских кыргызов // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая: материалы конф. Т. 2. Красноярск: СФУ, 2016. С. 111–115.
- 21. Цыбиков Г.Ц. Буддист паломник у святынь Тибета. Пг., 1919 (обл. 1918). 472 с.
- 22. Central Asian Art from the Museum of Indian Art, Berlin, SMPK: Exhibition Catalogue. Tokyo: Asahi Shimbun, 1991. 226 p. (In Japanese)
- 23. Chūgoku Tonkō hekigaten (Exhibition of Murals from Dunhuang, China) / Inoue, Yasushi (ed.). Tokyo: Mainichi Shinbunsha, 1982. [128] p. (In Japanese)
- 24. Dunhuang zaojing tuan (Dunhuang Murals). Beijing: Renmin Meishu Chubanshe, 1953. [3], 20 p. (In Chinese)
- 25. Grünwedel A. Altbuddhistische Kultstätten in Chinesisch-Turkistan. Berlin, 1912. 370 S.
- 26. Heavenly Horse: The Horse in Chinese Art and Culture. Hong Kong: Hong Kong Museum of History, 2008. 176 p. (In Chinese and English)
- 27. Le Coq A. Die buddhistische Spätantike in Mittelasien. T. IV: Atlas zu den Wandmalerien. Graz, 1974. 28 S.
- 28. Stein A. Serindia. Vol. IV. Oxford, 1921a. CLXXV pl.
- 29. Stein A. The Thousand Buddhas. L.: Bernard Quaritch, Ltd., 1921b. XII, 65 p.
- 30. Williams C.A. Encyclopedia of Chinese Symbolism and art Motives. N.Y.: Julian press, 1960. XXI, 468 p.