- Код статьи
- S086960630010958-2-
- DOI
- 10.31857/S086960630010958-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 3
- Страницы
- 159-172
- Аннотация
В статье представлена амфора, найденная в Фанагории в слое конца IX – начала X в. Амфора примечательна формой, аналогии которой пока найти не удалось, до сих пор неизвестным способом клеймения (клеймо нанесено на свинцовую пломбу, залитую в одну из ручек сосуда), а также клеймом с древнееврейской надписью. Древнееврейские надписи и иудейские символы на сосудах были знаком кошерности содержащихся в них продуктов, т.е. были произведены в соответствии c иудейскими законами ритуальной чистоты. Более того, сами сосуды также изготавливались по особым правилам, скорее всего иудейскими общинами специально для транспортировки таких продуктов и снабжения ими других общин иудеев. Таким образом, публикуемая находка на сегодняшний день – единственное археологическое свидетельство присутствия в городе в «хазарское» время иудейской общины, о существовании которой в Фанагории было известно только по письменным источникам («Хронография» византийского историка Феофана Исповедника). Вероятно, в Фанагорию амфора была доставлена еврейскими купцами-раданитами, которые играли большую роль в торговле между Востоком и Западом и принимали деятельное участие в протяженной и разветвленной системе международных экономических связей, окончательно сформировавшейся в течение VIII в.
- Ключевые слова
- Фанагория, раннесредневековый период, амфора, свинцовая пломба, древнееврейская надпись, раданиты
- Дата публикации
- 29.09.2020
- Всего подписок
- 14
- Всего просмотров
- 764
Библиография
- 1. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь: Дар, 1999. 351 с.
- 2. Айбабин А.И. Еврейская община в позднеантичном Пантикапее и раннесредневековом Боспоре // XVII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Исследователи и исследования. Керчь: Деметра, 2016. С. 12–16.
- 3. Айбабин А.И. На границе Византийской империи и Хазарского каганата. Конец VII–IX в. // История Крыма. Т. 1 / Ред. А.В. Юрасов. М.: Кучково поле, 2017. С. 248–277.
- 4. Артамонов М.И. История хазар. СПб.: Лань, 2001. 560 с.
- 5. Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид // Бартольд В.В. Сочинения. Т. 6 / Подгот. изд. А.Б Халидов; ред. И.Н. Ванников. М.: Наука, 1966. С. 342–364.
- 6. Велиханова Н.М. Предисловие. Введение в изучение памятника. Комментарии и примечания // Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., коммент. и примеч. Н. Велихановой. Баку: Элм, 1986. С. 3–4, 16–39, 142–427.
- 7. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 624 с.
- 8. Золотарев М.И., Коробков Д.Ю., Ушаков C.В., Макленнан Р., Оверман А., Оливье Дж., Эдвардс Д., Линстром Г., Оленина Е.Ф. Древняя синагога в Херсонесе Таврическом: Материалы и исследования Причерноморского Проекта 1994–1998 гг. М.; Севастополь: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2013. 508 с.
- 9. Даньшин Д.И. Фанагорийская община иудеев // ВДИ. 1993. № 1 (204). С. 59–72.
- 10. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., коммент, исследование, указатели и карты Н. Велихановой. Баку: Элм, 1986. 428 с.
- 11. Иерусалимская А.А. Кавказ на шелковом пути. Каталог временной выставки. СПб.: ГЭ, 1992. 70 с.
- 12. Калинина Т.М. Еще раз о маршрутах еврейских купцов по данным Ибн Хордадбеха // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы: средние века – начало Нового времени: сб. тез. XII чтений памяти В.Д. Королюка. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1993. С. 56–58.
- 13. Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX–X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 год / Ред. Т.М. Калинина. М.: Вост. лит., 2000. С. 106–119.
- 14. Калинина Т.М. Первые географические сочинения описательного характера // Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия. Т. III: Восточные источники. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. С. 24–35.
- 15. Калинина Т.М. Символы сакральной власти в Хазарии // Sacrum et Profanum. Вып. V: Память в веках: от семейной реликвии к национальной святыне / Ред.-сост.: Н.А. Алексеенко, Х. Хоффманн. Севастополь: СПД Арефьев, 2012. С. 53–59.
- 16. Кашаев С.В., Кашовская Н.В. Культовый комплекс (СК-6) и эпиграфические материалы с поселения Вышестеблиевская-11 // Древности Боспора. 12/I. М.: ИА РАН, 2008. С. 340–362.
- 17. Кашовская Н., Кашаев С. Иудаизм на Боспоре – археологический контекст // Материалы XI ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 1. М., 2004. С. 13–23.
- 18. Кошеленко Г.А. Религия и культы // Античное наследие Кубани. II / Ред.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов. М.: Наука, 2010. С. 354–416.
- 19. Кулешов В.С. Средиземноморье, Балканы и Восточная Европа: памятники монетного обращения еврейских общин (VIII–XIII века) // Белградский сборник (К XXIII Междунар. конгрессу византинистов. Белград, Сербия, 22–27 августа 2006). СПб.: Изд-во ГЭ, 2016 (Труды ГЭ; LXXX). С. 85–104.
- 20. Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930. 200 с.
- 21. Лихачев Н.П. Избранные труды. Т I: Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. М.: Языки славянской культуры, 2014. 496 с.
- 22. Люценко А.Е. Древние еврейские надгробные памятники, открытые в насыпях фанагорийского городища // Труды III Международного съезда ориенталистов. Т. I. СПб., 1876. С. 577–580.
- 23. Могаричев Ю.М. К вопросу о раннесредневековых иудейских общинах в Крыму // Херсонесский сборник. XII. Севастополь, 2003. С. 287–300.
- 24. Нахапетян В.Е., Фомин А.В. Граффити на куфических монетах, обращавшихся в Европе в IX–X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1991 год. М., 1992. С. 139–208.
- 25. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990. 263 с.
- 26. Новосельцев А.П. Евреи в Хазарии // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы: средние века – начало Нового времени: сб. тез. XII чтений памяти В.Д. Королюка. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1993. С. 24–25.
- 27. Новосельцев А.П. Древняя Русь, Кавказ и Закавказье в восточных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 год / Ред. Т.М. Калинина. М.: Вост. литература, 2000. С. 264–323.
- 28. Новосельцев А.П. Хазарский каганат. М.: Ломоносов, 2018. 264 с.
- 29. Петрухин В., Флеров В. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. Т. 1: От древности до раннего нового времени. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2010. С. 151–163.
- 30. Плетнева С.А. Саркел и «шелковый» путь. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. 168 с.
- 31. Савченко Е.И. Мощевая Балка – узловой пункт Великого шелкового пути на Северном Кавказе // СА. 1999. № 1. С. 125–141.
- 32. Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары: материалы Первого и Второго международных коллоквиумов / Ред.: В. Петрухин, В. Москович и др. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2005. С. 185–207.
- 33. Флерова В.Е. Граффити Хазарии. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 172 с.
- 34. Хвольсон Д.А. Сборникъ еврейскихъ надписей, содержащiй надгробныя надписи изъ Крыма и надгробныя и другiя надписи изъ иныхъ местъ, в древнемъ еврейскомъ квадратномъ шрифтъ, также и образцы шрифтовъ изъ рукописей отъ IX–XV столътiя. СПб.: Тип. Имп. АН, 1884. 528 с.
- 35. Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. IX. Симферополь: Таврия, 2002. С. 521–534.
- 36. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1980. 215 с.
- 37. Чхаидзе В.Н. Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове. М.: Таус, 2008. 326 с.
- 38. Шелов Д.Б. Личные имена на амфорах из Танаиса // Нумизматика и эпиграфика. XII. М., 1978. С. 47–55.
- 39. Arthur P. Some observations on the economy of Bruttium under the later Roman Empire // Journal of Roman Archaeology. 1989. Vol. 2. P. 133–142.
- 40. Cesteros H.G., Almeida R.R. de, Costello J.C. Special Fish Products for the Jewish Community? A Painted Inscription on a Beltran 72 Amphora from Augusta Emerita (Mérida, Spain) // Herom. Journal on Hellenistic and Roman Material Culture. 2016. Vol. 5, iss. 2. P. 196–236.
- 41. Cirelli E. Typology and diffusion of Amphorae in Ravenna and Classe between the 5th and the 8th centuries AD // LRCW 4 Late Roman Coarse Wares, Cooking Wares and Amphorae in the Mediterranean: Archaeology and Archaeometry. The Mediterranean: a Market without Frontiers. Proceedings of the Conference, Thessaloniki, 7–10 april 2011. Vol. I / Eds.: N. Poulou-Papadimitriou, E. Nodarou, V. Kilikoglou. Oxford: Archaeopress, 2014 (BAR International Series; 2616 (I). P. 541–552.
- 42. Colafemmina C. The Jews in Calabria. Leiden; Boston: Brill, 2012 (Studia Post Biblica; book 49). 699 p.
- 43. Foltz R. Judaism and the Silk Route // The History Teacher. 1998. Vol. 32, no. 1. P. 9–16.
- 44. Gieysztor A. Trade and Industry in Eastern Europe Before 1200 // The Cambridge Economic History of Europe. II / Eds.: E. Miller, C. Postan, M. Postan. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. P. 485–487.
- 45. Gil M. The Rādhānite Merchants and the Land of Rādhān // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1976. Vol. XVII, no. 3. P. 299–328.
- 46. Gottesman B.M. Radanites // Encyclopedia of World Trade from Ancient Times to the Present. Vol. 3 / Еd. C.C. Northrup. L.; N.Y.: Routledge, 2005. P. 763–764.
- 47. Hachlili R. The Menorah – The Ancient Seven-Armed Candelabrum: Origin, Form, and Significance. Leiden, 2001 (Journal for the Study of Judaism; Suppl. 68). 664 p.
- 48. Hachlili R. The Menorah. Evolving into the Most Important Jewish Symbol. Leiden, Boston: Brill, 2018. 294 p.
- 49. Levinskaya I.A., Tokhtas’yev S.R. Jews and Jewish Names in the Bosporan Kingdom // Studies on the Jewish Diaspora in the Hellenistic and Roman Periods / Eds.: B. Isaac, A. Oppenheimer. Tel-Aviv University: Ramot Publishing, 1996 (TE’UDA; XII). P. 55–73.
- 50. Lopez R.S. The Trade of Medieval Europe: the South // The Cambridge Economic History of Europe from the Decline of the Roman Empire II / Eds.: E. Miller, C. Postan, M. Postan. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. P. 306–401.
- 51. Meyers C.L. Menorahs Incised or Painted on Ceramic Vessels // The Architecture, Stratigraphy, and Artifacts of the Western Summit of Sepphoris (Duke Sepphoris Excavation Reports III) / Eds.: E.M. Meyers, C.L. Meyers, B.D. Gordon. Eisenbrauns: Univ. Park, 2018. P. 630–643.
- 52. Meyers C.L., Meyers E.M. Images and Identity. Menorah Representation at Sepphoris // Viewing Ancient Jewish Art and Archaeology. VeHinnei Rachel –Essays in Honor of Rachel Hachlili / Eds.: A.E. Killebrew, G. Fasbeck. Leiden; Boston: Brill, 2016. P. 384–400.
- 53. Pritsak O. The Khazar Kingdom’s Conversion to Judaism // Harvard Ukrainian Studies. 1978. Vol. 2, no. 3. P. 261–281.
- 54. Rabinowitz L. The Routes of the Radanites // Jewish Quarterly Review. 1945. Vol. 35, no. 3. P. 251–280.
- 55. Rotman Y. Byzantium and the International Slave Trade in the Central Middle Ages // Trade in Byzantium. Papers from the Third International Sevgi Gӧnül Byzantine Studies Symposium / Eds.: P. Magdalino, N. Necipoğlu. Istanbul, 2016. P. 129–142.
- 56. Toch M. The Jews in Europe, 500–1050 // The New Cambridge Medieval History. Vol. I / Ed. P. Fouracre. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005. Р. 545–570.
- 57. Toch M. Was There a Jewish Slave Trade (or Commercial Monopoly) in the Early Middle Ages? // Mediterranean Slavery Revisited (500–1800) / Eds.: S. Hanß, J. Schiel. Zürich: Chronos, 2014. P. 421–444.
- 58. Verhulst A. Economic Organisation // The New Cambridge Medieval History. Vol. II. C. 700-c. 900 / Ed. R. McKitterick. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2008. P. 481–509.